1 понятие предмет метод дисциплины правоохранительные органы. Предмет и система курса «Правоохранительные и судебные органы». Нужна помощь по изучению какой-либы темы

В основе изучения любой юридической дисциплины лежит определенная отрасль права, например, конституционного, административного, гражданского процессуального права и др. Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. Особенность данного курса состоит в том, что это комплексная юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются устройство, организация и функционирование различных правоохранительных органов. Поэтому правовую базу курса составляют не одна, а многие отрасли права, которые и определяют предмет этой дисциплины.

Примечание . Под предметом любой учебной дисциплины принято понимать те общественные отношения, круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание.

Предмет дисциплины «Правоохранительные органы» - устройство, организация и наиболее существенные направления деятельности органов и организаций, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление законности и правопорядка.

Дисциплина «Правоохранительные органы» - это вводная юридическая дисциплина, которая призвана дать студентам исходные данные о системе правоохранительных органовв Российской Федерации, в том числе о судебной системе России, прокуратуре, органах внутренних дел, органах юстиции, а также об основных направлениях их деятельности по защите права. Поэтому вопросы устройства, организации и деятельности, правоохранительных и судебных органах изучается в этом курсе лишь в той степени, в какой это относится непосредственно к выполнению возложенных на них правоохранительных функций.

Например , в соответствии с Положением о Минюста России, Минюст и его органы осуществляют свыше 50 полномочий. Однако дисциплина «Правоохранительные органы» изучает полномочия органов юстиции только по обеспечению: прав и законных интересов личности и государства; единства правового пространства РФ; установленного порядка деятельности судов; исполнения актов судебных и других органов; исполнения уголовных наказаний.

Предмет и содержание учебной дисциплины «Правоохранительные органы» находится в подвижном состоянии. В настоящее время в рамках этой дисциплины стали изучать правоохранительные органы, которые ранее не изучались (например, государственные органы обеспечения безопасности - СВР, ФСО и др.). Кроме того, в последние годы в Российской Федерации появились новые правоохранительные и судебные органы, призванные осуществлять правоохранительные функции. В их числе можно назвать Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды, Уполномоченный по правам человека в РФ, частные детективные и охранные службы и некоторые другие.


Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы» определяет ее содержание, которое включает совокупность взаимосвязанных между собой проблем и вопросов, относящихся к устройству и функционированию правоохранительных и судебных органов. Эти проблемы рассматриваются в определенной системе, обеспечивающей последовательное и логически выдержанное изучение этой дисциплины.

Система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» включает 8 разделов (см. СД: Программа учебной дисциплины). Условно их можно разделить на Общую и Особенную (специальную) часть. В Общей части изучаются основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», дается общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах, анализируется понятие судебной власти, ее признаки и полномочия. Особенная (специальная) часть учебной дисциплине посвящена организации, компетенции и основным направлениям деятельности правоохранительных органов, правовому статусу сотрудников правоохранительных органов.

Взаимосвязь дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами

Изучение дисциплины «Правоохранительные органы», как уже отмечалось, предшествует изучению специальных курсов: административного права, гражданского права и процесса, уголовного права, уголовно-процессуального права и др.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана:

с теорией государства и права - является методологической основой данного курса. В процессе изучения этой дисциплины, обучающиеся постоянно обращаются к основополагающим понятиям, разрабатываемым теорией государства и права (например, о праве, о соотношении права и закона, о правопорядке, о правосудии и др.);

с конституционным правом - формулирует конституционные принципы организации и деятельности правоохранительных и судебных органов, рассматривает основополагающие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор. Для деятельности правоохранительных и судебных органов важное значение имеют конституционные положения о правах человека и гражданина;

с административным правом - изучается деятельность органов государственного управления в различных сферах государственной жизни. Многие органы исполнительной власти (МЮ РФ, МВД, ФСБ и др.) осуществляют правоохранительные функции. Например, в курсе «Административное право» рассматриваются основания, и порядок применения мер административного принуждения, а деятельность правоохранительных и судебных органов связана с применением таких мер воздействия;

с процессуальными отраслями права - гражданским, арбитражным процессом и уголовным судопроизводством - регулируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют компетенцию судебных органов и полномочия других субъектов процессуальных отношений. Процедура судопроизводства по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешении уголовных дел, деятельность суда по рассмотрению гражданских и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы нарушены, регламентируется соответствующими кодексами (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ) и другими нормативными правовыми актами, которые являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов.

с материальными отраслями права - гражданское, семейное, трудовое, уголовное, таможенное, налоговое и др. Правоохранительные и судебные органы в своей деятельности широко применяют нормы указанных отраслей права при определении признаков правонарушения, о наступлении или не наступлении соответствующего вида (гражданской, уголовной, административной) ответственности, о мерах властного принуждения и т.д.

с курсами «Прокурорский надзор » и «Организация деятельности адвокатуры» - изучают не только организацию прокуратуры и адвокатуры в Российской Федерации, но и саму деятельность этих правоохранительных органов по осуществлению своих функций, правовой статус прокурорского работника и адвоката, их правоприменительную практику.

Введение

Настоящая учебная дисциплина является своего рода каркасом для дальнейшего изучения правовых институтов в пределах конкретных отраслей юридической науки и дает общее представление о системе правоохранительных органов в РФ.

В качестве предмета курса "Правоохранительные органы" выступают общественные отношения, возникающие по поводу организации и деятельности государственных и иных органов, призванных осуществлять охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка.

Мы разбираем системы и основные задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы"; Верховный суд РФ - высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудный судам общей и Органы по правовому обеспечению деятельности юридических лиц и оказанию правовой помощи граждан.

1. Система и основные задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы"

Задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы"

Задачи любой учебной дисциплины естественным образом связаны с предметом соответствующей дисциплины. Задачей учебной дисциплины "Правоохранительные органы", в первую очередь, является изучение законодательных и иных нормативных актов о правоохранительной деятельности и правоохранительных органах, вопросов взаимодействия правоохранительных органов и т. д. Однако только этим задачи данной дисциплины не исчерпываются.

Прежде всего, необходимо отметить, что задачей учебной дисциплины "Правоохранительные органы" является также и привитие студентам первоначальных навыков самостоятельной работы с этими актами, опыта их грамматического, систематического, логического и иного толкования, что пригодится в их будущей практической правоохранительной деятельности.

Еще одна задача учебной дисциплины "Правоохранительные органы" - это изучение и разъяснение основных юридических терминов, связанных с правоохранительной деятельностью и правоохранительными органами, привитие студентам навыков правильного употребления и применения этих терминов, обучение своеобразному юридическому языку, владеть которым обязан современный юрист.

Дисциплина "Правоохранительные органы" одновременно представляет собой своеобразное введение в специальность и призвана дать первоначальное общее представление об особенностях службы или работы в государственных правоохранительных органах, об адвокатской, нотариальной, частной детективной и охранной деятельности, что в некоторой степени может предопределить выбор будущей юридической профессии.

Можно выделить следующие задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы":

Изучение предмета данной учебной дисциплины; привитие студентам первоначальных навыков работы с законодательными и иными нормативными актами; привитие студентам правильного употребления и применения юридических терминов; формирование у студентов первоначальных знаний по другим юридическим наукам и дисциплинам, которые будут ими изучаться в будущем.

Система учебной дисциплины "Правоохранительные органы"

Под системой любой науки или учебной дисциплины понимают взаимосвязанное расположение ее разделов, которое зависит от составных частей предмета данной науки или дисциплины. Система учебной дисциплины "Правоохранительные органы" делится на Общую и Особенную части.

В Общей части рассматривается такие вопросы, как понятие правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, а также ряд иных общезначимых положений. Базой для построения курса является действующие законодательные акты РФ, при этом они рассматриваются в их развитии и правоприменении с учетом сложившихся в этой области проблем. Все определения ключевых понятий курса также сформулированы на основе положений соответствующих законодательных актов.

В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятельности конкретных правоохранительных органов в отдельности: их место в системе правоохранительных органов, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, основные направления деятельности, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работников правоохранительных органов. (1)

Особенную часть учебной дисциплины следует делить на разделы для обеспечения последовательности и понятного изложения изучаемой юридической дисциплины.

1. «Общие положения»

2. «Судебная система РФ»

3. «Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности»

4. «Органы предварительного расследования»

5. «Прокуратура в РФ»

6. «Органы правовому обеспечению и правовой помощи»

7. «Негосударственные организации обеспечения правоохраны» (2) 1. Н.А. Петухов, Г.И. Загорский «Правоохранительные органы» 5-е изд., перераб и доп. - М.: Дошков и К, 2006 - стр. 16

2. В.П. Божьева «Правоохранительные органы Р.Ф.» Учебник - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2004 - стр. 23

Правоохранительные органы - это совокупность судебных органов, органов исполнительной власти и негосударственных организаций, которые систематизируются по признаку профессиональной принадлежности и по осуществлению своей деятельности. Правоохранительные органы как учебная дисциплина - система теоретических знаний об органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, основывающихся на обобщении нормативной и практической деятельности, представляющей собой основу всей правоохранительной структуры РФ. Это предмет изучения данной дисциплины. Предмет курса «Правоохранительные органы России» - юридические институты и нормы права разного уровня, правовой силы и значимости, на основе и во исполнение которых действуют все правоохранительные органы. В предмет данного курса также включаются :

1)структура и устройство органов;

2)основы организации правоохранительных органов в части ее соответствия задачам и целям, для которых они предназначены;

3)функции, которые выполняют правоохранительные органы;

4)правовые и технические средства, посредством которых осуществляется деятельность правоохранительных органов.

Курс «Правоохранительные органы» делится на 6 разделов :

Раздел 1 определяет общие положения, основные понятия, предмет и систему данного курса; основные

черты, задачи и функции правоохранительных органов; основные направления их деятельности; источники права о правоохранительных органах.

Раздел 2 рассматривает судебную власть; значение, характерные черты, правовое регулирование правосудия; конституционные основы организации и деятельности органов судебной власти их понятие и систему принципов правосудия, отражает судебную систему РФ.

Раздел 3 раскрывает сущность государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности. Здесь раскрываются задачи и структура органов внутренних дел; организационные основы милиции в РФ. Данный раздел характеризует органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы и органы налоговой полиции; таможенные органы; органы юстиции.



Раздел 4 рассматривает органы предварительного расследования, задачи структуру следственного аппарата, органы дознания и их задачи.

Раздел 5 раскрывает сущность и предназначение прокуратуры РФ.

Раздел 6 рассматривает систему органов по правовому обеспечению и правовой помощи, в которую включаются нотариат, адвокатура и др. А также рассматриваются частные детективные и охранные службы.

Значит, учебный курс «Правоохранительные органы» изучает вопросы организации и основы деятельности суда, прокуратура, органов дознания и предварительного следствия адвокатуры, нотариата и др.

Нормативная база «Правоохранительные и судебные органы».

Как и любая другая юридическая дисципли­на, курс “Правоохранительные органы Россий­ской Федерации” имеет свою нормативную базу, определяющую его основное содержание. Нор­мативная база курса представляет собой систему правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов. В ие­рархии источников права о правоохранитель­ных органах главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладаю­щей высшей юридической силой. Все другие за­коны РФ должны ей соответствовать, не проти­воречить.

В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации отнесены:

1) установление системы федеральных органов судебной власти;

2) судоустройство; прокуратура:

3) формирование федеральных органов судебной власти:

4) формирование федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы. Законодательство о правоохранительных органах РФ состоит из несколькихчастей.

К основным нормативным актам о правоохранительных органах относятся:

1) Конституция РФ:

2) Гражданский процессуальный кодекс РФ:

3) Уголовный процессуальный кодекс РФ;

5)Арбитражный процессуальный кодекс РФ и другие, т.е. такие нормативные акты, которые определяют принципы организации и порядок осуществления деятельности правоохранительных органов.

Другую часть законодательства о правоохранительных органах составляют законы, определяющие место и роль конкретного правоохранительного органа, например Федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О федеральной службе безопасности», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Закон РФ «О милиции». Также к законодательству о правоохранительных органах относятся законы РФ, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например.Федеральный закон от 28 ноября 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации"».

Нельзя не учитывать указы Президента РФ. Они носят подзаконный характер. Относительно правоохранительных органов Президент принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции, федеральных конституционных и иных законов. Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства РФ. В законодательстве о правоохранительных органах взаимодействуют положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе РФ, положения федеральных законов - с положениями законов республик в составе РФ, указы Президента РФ - с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений - с положениями ведомственных нормативных актов и т.д.

Понятие судебной власти.

В системе правоохранительных органов Рос­сийской Федерации суды занимают особое по­ложение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответ­ствующей статусу самостоятельной ветви госу­дарственной власти.

Впервые судебные органы как носители су­дебной власти, равнозначной по своему значению власти законодательной и исполнительной, были определены в Законе о статусе судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конституционном уровне. В ст. 10 Конститу­ции РФ говорится: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти самостоятельны”. Та­ким образом, Конституцией РФ определено,что судебная власть является одним из видов государ­ственной власти.

Что понимается под судебной властью? Точ­ного ответа на этот вопрос Конституция РФ и другие законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетен­цию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение су­дей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин “судебная власть” понимается и как правомочия, и как сис­тема судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин “власть” все же сле­дует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять. Поэтому судеб­ную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам - судам и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбит­ражного судопроизводства.

Признаки судебной власти.

Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающихиз закона:

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами (ст. 11 Конституции РФ). Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающей права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое по­ложение суда в государственном механизме. Непосредственными носителями судебной власти являются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повы­шенные требования относительно и профессиональной подготовки, и мо­ральных качеств.

2. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с пре­дыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Консти­туции РФ, ст. 1 Закона “О судебной системе РФ”). Никакой другой государст­венный орган, должностное лицо не имеют права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конститу­цией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной влас­ти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Консти­туции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона “О судебной системе РФ”). Никто не имеет права давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную дея­тельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную от­ветственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что су­дьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не кон­тролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют како­го-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входя­щую в другие государственные структуры. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органа­ми законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их толь­ко закону.

4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что опре­делено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона “О судебной системе РФ”. Су­допроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказа­тельств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроиз­водства: конституционное - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федераль­ного Собрания и других актов; уголовное - разрешение уголовных дел; граж­данское - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских пра­воотношений; административное - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон “О судебной системе РФ”, перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ, посвящен­ная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности, также помещена в главу 7 “Судебная власть”. Арбитражные дела представляют собой разновид­ность гражданских и административных дел, а их рассмотрение осуществля­ется в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Рос­сийской Федерации. Все это дает основания для включения арбитражного процесса в понятие судопроизводства. Следует также учесть, что судебной властью является не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на незаконные решения и действия государственных органов и должностных лиц, жалоб на необоснованное применение меры пресечения - заключения под стражу, санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренные ст. 23 и 25 Конституции РФ.

5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, су­дебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требо­ваний гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроиз­водство осуществляется в соответствии с Законом “О Конституционном Суде РФ”. Уголовное, гражданское и арбитражное - по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об адми­нистративных правонарушениях (4 и 5 разделами).

6. Властный характер полномочий суда - один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязатель­ны для всех без исключения государственных органов, организаций, должно­стных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принужде­ния, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей терри­тории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

Наконец, следует указать такую черту судебной власти, какучастие пред­ставителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осуществлении правосудия, правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении право­судия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.


  1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы». Ее соотношение и связь с другими юридическими дисциплинами.
Предмет курса «Правоохранительные органы РФ»:

Предметом исследования курса выступают отношения в сфере правоохранительной деятельности. Государственные и негосударственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, принципы их организации и деятельности. Системы связи в области осуществления правоохранительной деятельности.

Система курса «Правоохранительные органы РФ»:

Систему курса можно разделить на следующие разделы:

Общие понятие о дисциплине Правоохранительные органы РФ

Общее понятие о правоохранительной деятельности.

Органы исполнительной власти РФ, осуществляющие правоохранительную деятельность.

Негосударственные организации, осуществляющие правоохранительную деятельность.

Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими науками.

Дисциплина «Правоохранительные органы» не является юридической наукой в общепризнанном смысле этого понятия. А является только юридической учебной дисциплиной, целью которой выступает задача представить студентам начальные знания в сфере правоохранительной деятельности, дать общее понятия об органах осуществляющих правоохранительных деятельности, поспособствовать процессу формирования правовой культуры будущих «государевых людей» - юристов. Не смотря на это дисциплина «Правоохранительные органы» связана, также с иными юридическими науками и дисциплинами. В частности с Конституционным правом Российской Федерации, Теорией государства и права, Административным правом Российской Федерации, с дисциплиной «Прокурорский надзор». Каждая из этих дисциплин, чаще всего, расширяет или конкретизирует сведения, представленные в дисциплине «Правоохранительные органы».


  1. Понятие правоохранительной деятельности, ее задачи и виды.
Понятие правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность – это деятельность специально уполномоченных гос.и негос. органов по поддержанию законности, правопорядка, соблюдения прав человека и гражданина.

Виды правоохранительной деятельности:

1. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений

2. Осуществление правосудия

3. Обеспечение деятельности судов

4. Конституционный контроль

5. Оперативная деятельность

6. Прокурорский надзор

7.Оказание юридической помощи.

Задачи:

1)защита территориальной целостности и суверенитета государства;

2)защита материальных и духовных ценностей общества;

3)охрана прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

4) разрешение споров о праве (юридических конфликтов);

5) предупреждение и пресечение правонарушений, применение мер ответственности к лицам, виновным в их совершении.


  1. Общая характеристика правоохранительных органов. Круг негосударственных органов, способствующих правоохранительной деятельности.
Понятие правоохранительных органов:

Правоохранительные органы - система гос. и негос. органов, осуществляющие деятельность по охране, обеспечению прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, законности.

Признаки ПО :

1)Наличие причины для осуществления ПО явл.- заявление или сообщение о правонарушении.

2)Деятельность ПО осущ-тся только на основе законов и иных правовых актов.

3)Данную деятельность осущ. лица, состоящие на службе в ПО,

4)Решения ПО явл. юр. мерами, основанными на законе и нарушение такого требования, влечет отмену принятого решения.

5)Обязательность исполнения решения ПО всеми должностными лицами и гражданами

Виды правоохранительных органов:

I .Гос. органы:

2)Прокуратура;

4)Таможенные органы;

6)ФСКН. РФ

II. Негос. органы:


  1. адвокатура,

  2. частные охранные и детективные службы,

  3. частный нотариат,

  4. добровольные народные дружины,

  5. товарищеские суды,

  6. третейские суды,

  7. административные комиссии при органах местного самоуправления,

  8. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,

  9. наблюдательные комиссии при органах местного самоуправления и др.

  10. органы юридической помощи.

  1. Суд как орган судебной власти. Полномочия суда.
Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд (ст. 1 Закона о судебной системе). Понятие " суд" применяется в различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т.д.
СУД, РЕАЛИЗУЮЩИЙ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ, - ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН. ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, В НАЗВАНИИ КОТОРЫХ СОДЕРЖИТСЯ СЛОВО "СУД" (НАПРИМЕР, СУДЫ ЧЕСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ), СУДЕБНОЙ ВЛАСТЬЮ В ТОМ СМЫСЛЕ, КОТОРЫЙ ЗАЛОЖЕН В КОНСТИТУЦИИ РОССИИ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЗАКОНАХ, НЕ ОБЛАДАЮТ И СУДАМИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.
Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 125), суды общей юрисдикции (ст. 126), арбитражные суды (ст. 127). Все они относятся к федеральным судам. Но Закон о судебной системе определил и суды субъектов Российской Федерации, отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей (ч. 4 ст. 4).
Ответственность функций, выполняемых судами, обусловливает особо высокие требования к лицам , которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе. К судьям предъявляются требования нравственного свойства, которые сформулированы в законе и приобретают правовое значение. Судья, как личность, должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Судьи в России приобретают свои полномочия, как правило, в результате назначения на должность. В настоящее время Конституция Российской Федерации и Закон о судебной системе установили порядок, в соответствии с которым часть судей назначается (Президентом Российской Федерации, представительными органами го сударственной власти), а мировые судьи и председатели и заместители председателей конституционных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном законами субъектов Федерации (ст. 13 Закона о судебной системе).
Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции, определенной законом. Юрисдикция (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяется или на определенное го сударственно-территориальное образование (район, город, субъект Российской Федерации), или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (вид вооруженных сил, военный округ, флот, группа войск, гарнизон и т. д.). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу (дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента Российской Федерации высшими судебными органами в порядке ст. 93 Конституции Российской Федерации; рассмотрение уголовных дел по обвинению в преступлении судей в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 16 Закона о статусе судей).
Суд осуществляет судебную власть в судебном составе, определяемом в соответствии с законодательством, устанавливающим процессуальный порядок рассмотрения конкретных дел. Так, например, судебная система - это совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства го сударства.

  1. Понятие правосудия и его отличительные признаки.
Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Для определения понятия правосудия надо, прежде всего, установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как, отмечалось, в установленных законом случаях представители населения.

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридических дел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел , а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.


  1. Демократические принципы правосудия. Понятие и система.
Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.

Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками).

2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е. они обязательны для соблюдения, как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили.

3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения.

4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации другихn.

Принципы организации и осуществления правосудия:

– принцип законности правосудия;

– принцип осуществления правосудия только судом;

– принцип доступности судебной защиты;

– принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

– принцип участия граждан в осуществлении правосудия;

– принцип состязательности и равноправия сторон;

– принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;

– принцип презумпции невиновности;

– принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;

– принцип открытого разбирательства дел во всех судах;

– национальный язык судопроизводства.


  1. Осуществление правосудия только судом.
В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе, где сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается." Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст.49 Конституции РФ и ч.1 ст.8 УПК. В последней по данному принципу сказано следующее:"Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленным настоящим Кодексом." Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи , военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Этот перечень является исчерпывающим. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

  1. Образование судов на началах назначаемости.
Носителями судебной власти являются судьи, которые в РФ назначаются. Порядок назначения судей и предъявляемые к кандидату в судьи требования служат гарантией отправления правосудия в соответствии с законом.

Согласно Конституции РФ (ст. 128) Судьи КС РФ ВС РФ, ВАС РФ назначаются Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ. При этом полномочия, порядок образования и деятельности всех судов устанавливаются федеральным конституционным законом, а конституционных (уставных) судов и мировых судей – дополнительно и законодательством субъекта РФ.

В соответствии с законом о КС РФ судьёй КС РФ может быть назначен гражданин не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья КС РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ с предельным возрастом пребывания в должности – 70 лет (ст. 12). Председатель и заместители председателя КС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей КС РФ.

Законом о статусе судей в РФ определён порядок наделения судей полномочиями (ст. 6). Судьи ВС РФ, ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. При этом они должны быть гражданами РФ, достигшими возраста 35 лет и имеющими стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Эти судьи назначаются без ограничения сроков полномочий до достижения ими предельного возраста пребывания в должности – 70 лет. Председатели ВС РФ и ВАС РФ и их заместители назначаются на должность сроком на 6 лет.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно председателя ВС РФ и председателя ВАС РФ.

Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению председателя ВС РФ.

Председатели, заместители председателей федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на 6 лет.

В соответствии с законом о мировых судьях в РФ мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка. Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается законом субъекта РФ. Первый срок назначения (избрания) мирового судьи устанавливается 3 года, а при повторных и последующих назначениях (избраниях)на срок, который устанавливается законом субъекта РФ, но не менее, чем на 5 лет.

К мировым судьям при их назначении (избрании) предъявляются такие же требования, как и при назначении федеральных судей.

Все судьи в РФ обладают единым статусом и отличаются полномочиями и компетенцией тех судов, на соответствующие должности которых они назначены.


  1. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел во всех судах.
Состав суда при осуществлении правосудия в судах судебной системы РФ определяется законодательством о судоустройстве и соответствующим процессуальным законодательством.

КС РФ рассматривает и разрешает дела в заседаниях КС РФ, а в предусмотренных законом случаях, также без проведения слушаний.

Состав суда в судебном заседании арбитражных судов и судов общей юрисдикции определяется соответствующими процессуальными кодексами и зависит от формы осуществления правосудия и иных условий.

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьёй единолично (ст. 30 УПК РФ).

Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:


  • Мировой судья – уголовные дела, подсудные ему по закону;

  • Судья федерального суда общей юрисдикции – уголовные дела, за совершение которых максимальное предусмотренной законом наказание не превышает 10 лет лишения свободы;

  • Судьёй федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого по делам о преступлениях, предусмотренных п. 2 ч. 2. Ст. 30 УПК РФ;

  • Коллегией из трёх судей федерального суда общей юрисдикции по ходатайству обвиняемого уголовного дела, предусмотренные п. 3 ч. 2. Ст. 30 УПК РФ.
Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке по жалобам на решения мирового судьи осуществляется судьёй районного суда единолично.

Рассмотрение уголовных дел во второй инстанции и в порядке надзора в федеральных судах осуществляется в составе не менее 3 судей.

Судопроизводство по гражданским делам в судах первой инстанции осуществляется судьями единолично, а в предусмотренных федеральным законом случаях – коллегиально в составе трёх профессиональных судей (ч. 1 ст. 14 ГПК).

Арбитражные дела в судах первой инстанции рассматриваются единолично судьёй, а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 17 АПК РФ, в составе трёх судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

Арбитражные и гражданские дела в судах второй инстанции и в порядке надзора рассматриваются судом коллегиально в составе не менее 3 судей.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает как единоличное, так и коллегиальное рассмотрение дел.


  1. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют этот принцип, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей – в арбитражных судах.

Присяжные заседатели – граждане России, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в году на 10 рабочих дней, а по истечении указанного срока – на все время рассмотрения дела. За присяжным заседателем сохраняются все гарантии и льготы по месту его работы. Независимость присяжного заседателя при исполнении им своих обязанностей, включая и его неприкосновенность, гарантируется действующим законодательством.

Арбитражные заседатели получили законодательное утверждение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 8).

Дополнительно к общепринятым требованиям по кандидатуре присяжного заседателя вводится правило о наличии высшего образования, опыта и знания экономических проблем и др. Положение не определяет срок полномочий, порядок участия арбитражного заседателя в рассмотрении дел и другие вопросы деятельности, что и нашло отражение в Федеральном законе от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов РФ».


  1. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
Независимость судов и судей при осуществлении ими полномочий по реализации судебной власти на территории Российской Федерации закреплена в статье 120 Конституции РФ и в статье 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Судьи, присяжные и арбитражные заседатели в рамках своих полномочий обладают независимостью и самостоятельностью и подчиняются исключительно Конституции РФ и законам Российской Федерации.

Принцип независимости судов и судей направлен на предотвращение какого-либо влияния или воздействие (будь то моральное, физическое или правовое) на судей, присяжных и арбитражных заседателей. В соответствие со статьей 9 закона Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации», устанавливаются гарантии независимости судей: запрет на вмешательство в деятельность судьи; установленный порядок приостановления и прекращения полномочий; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие системе органов судейского сообщества; предоставление содержания, соответствующего его высокому статусу; защита судьи, членов его семьи, имущества со стороны государства; право судьи на ношение и хранение оружия. Также, ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации» устанавливают свои гарантии независимости и неприкосновенности для присяжных и арбитражных заседателей.

Действия, связанные с оказанием давления на судей, присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении ими своих полномочий, расценивается действующим законодательством как противоправное деяние.


  1. Гласность в деятельности судов.
Принцип открытости и гласности судопроизводства означает, что любой гражданин, достигший 16 летнего возраста, вправе присутствовать на судебной заседании, если оно не является закрытым. Также принцип предполагает право на освещение хода судебного разбирательства в прессе.

Принцип получил закрепление в части 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации, в статье 10 «Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», в статье 241 «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в статье 11 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в статье 54 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и в иных нормативных правовых актах.

Основания для рассмотрения дела в закрытом режиме:

В гражданском и административном судопроизводстве, в соответствии с частью 2 статьи 10 «Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

Разбирательство по делам, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Разбирательство по делам, содержащим тайну усыновления (удочерения).

Иные дела установленные федеральным законодательством.

В уголовном судопроизводстве, в соответствии с частью 2 статье 241 «Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации»

Рассмотрение уголовного дела в ходе процесса может привести к разглашению государственной или иной охраняемой законом тайны.

Взаимную ответственность государства и граждан .

Функции правоохранительных органов

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений , административную деятельность.

Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры . Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности , и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства .

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось,



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх