3 порядок назначения главы дипломатического представительства. Порядок назначения глав дипломатических представительств. Привилегии службы в дипломатическом представительстве

В соответствии со ст. 1 Венской конвенции « о дипломатических сношениях» от 18 апреля 1961 года «глава представительства» есть лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве.

Правовой статус главы дипломатического представительства характеризуется двумя особенностями. Во-первых, глава дипломатического представительства является единственной официальной лицом государства, аккредитует, которая представляет ее по всем вопросам в стране пребывания. Во-вторых, он также является старшим должностным лицом государства, аккредитует отношении всех других возможных представителей этого государства. В международном праве утвердилась классификация старшинства (классы) дипломатических представителей (агентов). До XIX века такой стройной классификации не существовало, что нередко приводило по поводу старшинства к столкновениям и конфликтам во время проведения официальных мероприятий. Этот вопрос был урегулирован Венским протоколом 1815 года, установивший такие три класса дипломатических агентов: I класс - посол и папский легат или нунций; II класс - посланник, министр и другой уполномоченный при главе государства; III класс - поверенный в делах, аккредитованный при министре иностранных дел.

11. Начало миссии главы дипломатического представительства.

Установление дипломатических отношений и представительств учреждение осуществляется с согласия государств. Установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства. Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией или аккредитации. До официального назначения главы представительства государство должно получить агреман, то есть согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (буквально - желательным лицом). Члены представительства в принципе должны быть гражданами представляемого государства. После получения агремана и официального назначения глава представительства получает подписаны главой его государства верительные грамоты, то есть полномочия общего характера. Аккредитация завершается вручением грамот главе государства назначения, чего после представитель может приступить к выполнению его функций. 12. Окончание миссии главы дипломатического представительства.

Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, нового назначения, болезнь) или по инициативе страны пребывания в случае признания этого лица persona non grata (нежелательным лицом), для чего должны быть достаточно серьезные основания. Такими для прекращения деятельности всего представительства прекращении дипломатических отношений, состояние войны, существование прекращения одной из сторон в таких отношениях.

13. Персонал дипломатического представительства.

Венская конвенция о дипломатических сношениях разделяет сотрудников дипломатических представительств зависимости от функций, которые они выполняют, на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал (ст. 1). К дипломатическому персоналу относятся лица, имеющие дипломатический ранг. Венская конвенция называет их дипломатическими агентами. Они выполняют функции политического и дипломатического характера, т.е. осуществляют непосредственные сношения с органами иностранного государства и лицами, которые есть в составе дипломатического корпуса. Глава дипломатического представительства, согласно Положению "О дипломатическом представительстве Украины за границей", является главным представителем Украины в дерясави пребывания. Он осуществляет общее руководство, координацию и контроль за деятельностью всех учреждений нашего государства, специалистов, делегаций, должностных и других лиц, находящихся в ней. Дипломатическое представительство Украины может быть посол, посланник или поверенный в делах. Аналогичная практика есть и в других зарубежных странах. Сегодня большинство государств (а в Украине - все государства, имеющие с ней дипломатические отношения) назначается-ют в страну пребывания глав своих представительств в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла. Руководители всех украинских организаций и делегаций, представители различных предприятий и организаций, а также граждане Украины, которые находятся на территории иностранного государства, обязаны неукоснительно выполнять указания посла в этом государстве и оказывать ему необходимую помощь, содействие в выполнении возложенных на него задач. Согласно действующему законодательству Украины, посол или посланник назначается указом Президента Украины по представлению министра иностранных дел Украины в случае получения согласия а греману на это назначение иностранного государства, в которое его направляют. Поверенный в делах, а также другие члены дипломатического персонала назначаются приказом министра иностранных дел Украины. Дипломатическое представительство Украины, а также членами дипломатического персонала Украины в иностранном государстве могут быть только граждане Украины. Класс, к которому должен принадлежать глава дипломатического представительства Украины в иностранном государстве, устанавливается соглашением Украины с этим государством. Независимо от количественного состава персонала дипломатического представительства существует перечень вопросов, которым глава представительства уделяет личное внимание: разработка дипломатической политики; доведение до правительства государства пребывания мысли своего правительства по важнейшим вопросам, касающимся общих интересов и общей политики; доклад своем министерству о событиях политического и экономического характера, независимо от того, имеют ли они непосредственное (например, вопросы налоговой или бюджетной политики, изменения в правительстве), или опосредованное значение в дипломатической работе (например, изменения и тенденции в социально-экономических условиях) , и о комментариях третьих сторон (статьи из газет, мнения дипломатов); В своей деятельности посол (посланник) опирается на членов дипломатического персонала. По своему правовому статусу они, как и глава представительства, наделенные полномочиями по осуществлению официальных сношений от имени своего государства с иностранными государствами и имеют для этого необходимую специальную подготовку. Согласно п. "си" ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., "членами дипломатического персонала" являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг. Он присваивается в соответствии с существующими в каждом государстве законов и правил о порядке прохождения дипломатической службы. Правовой основой дипломатической службы в нашем государстве является Закон Украины "О дипломатической службе" от 20 сентября 2001 г. В Законе отмечается, что дипломатическая служба направлена ​​на практическую реализацию внешней политики Украины, защиту национальных интересов Украины в сфере международных отношений, а также прав и интересов граждан и юридических лиц за рубежом. По закону дипломатическими служащими считаются лица, которые выполняют дипломатические или консульские функции в Украине или за границей и имеют соответствующий дипломатический ранг. Дипломатические представители проходят дипломатическую службу на должности министра иностранных дел Украины и на дипломатических должностях системы органов дипломатической службы. Дипломатические работники проходят дипломатическую службу также на ответственных должностях структурных подразделений Секретариата Президента Украины, которые обеспечивают осуществление Президентом Украины полномочий во внешнеполитической сфере, и на ответственных должностях структурных подразделений Аппарата Верховной Рады Украины в отношениях с органами власти других государств и обеспечивают осуществление мероприятий по международному сотрудничеству Верховной Рады Украины при условии, что на момент назначения на такие должности они имели соответствующий дипломатический ранг. Согласно ст. 16 Закона Украины "О дипломатической службе", дипломатическим работникам присваиваются следующие дипломатические ранги: Чрезвычайный и Полномочный Посол; Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса; советник первого класса;

советник второго класса; первый секретарь первого класса; первый секретарь второго класса; второй секретарь первого класса; второй секретарь второго класса; третий секретарь; атташе. Дипломатический работник, которому присвоен дипломатический ранг, находится в нем пожизненно и может быть лишен дипломатического ранга только по приговору суда. Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваивает Президент Украины по представлению министра иностранных дел Украины. Другие дипломатические ранги присваивает МИД Украины на основании рекомендаций аттестации-ной комиссии Министерства иностранных дел Украины. им выдается соответствующая грамота, удостоверяющий их статус, за подписью Президента. По этой категории лиц сохраняется право на пользование дипломатическим паспортом пожизненно. Закон дифференцированно подходит к вопросу о сроке пребывания дипломатических работников в дипломатических рангах: атташе, третьего секретаря, второго секретаря второго класса, второго секретаря первого класса, первого секретаря второго класса - два года; первого секретаря первого класса, советника второго класса - три года. Учитывая это надо отметить, что срок пребывания дипломатического работника на одной должности и в одной стране имеет важное значение. Основным недостатком длительного пребывания дипломата за рубежом может быть то, что он переходит в состояние эмоционального вхождения в проблемы государства, в котором живет и работает, и соответственно не будет способен действовать и консультировать свое государство беспристрастно. Кроме этого, он будет склонен к потере эмоциональной связи и отрыва от событий в своей стране. Закон не устанавливает срок пребывания в дипломатических рангах советника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго и первого класса. В отдельных случаях за значительные успехи в работе и особые заслуги дипломатическим работникам может быть присвоен очередной ранг до завершения предусмотренного выше срока (долгосрочное присвоении дипломатического ранга) и без соблюдения очередности присвоения рангов (внеочередное присвоение дипломатического ранга). В органах дипломатической службы осуществляется ротация работников дипломатической службы. Работников дипломатической службы могут отправлять в долгосрочную командировку с учетом их профессиональной подготовки и специализации. После завершения предварительного долгосрочной командировки их отправляют в следующий долгосрочную командировку не раньше чем через полтора года. Долгосрочную командировку дипломатических работников длится, как правило, до четырех лет в государствах с нормальными климатическими условиями и стабильной политической ситуацией и до трех лет в государствах с тяжелыми климатическими условиями или сложной политической ситуацией.

Дипломатическое представительство - орган государства, находящийся на территории другого государства для осуществления дипломатических сношений с этим государством.

Существует два вида дипломатических представительств : посольства и миссии. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию - чрезвычайный и полномочный посланник, либо поверенный в делах.

Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами. Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах.

Согласно ст. 3 Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г., основными функциями дипломатического представительства являются : 1) представительство аккредитирующего государства в государстве пребывания; 2) защита в государстве пребывания интересов аккредитирующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; 3) ведение переговоров с правительством государства пребывания; 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; 5} поощрение дружественных отношений между аккредитирующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

Согласно международному праву, дипломатический представитель - единственное лицо, представляющее свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Он является также высшим представителем по сравнению со всеми другими возможными постоянными представителями этого государства в государстве пребывания (представительный характер).

Порядок назначения дипломатических представителей регулируется нормами как внутреннего, так и международного права.

Назначение главы дипломатического представительства проходит четыре стадии : а) запрос агремана; б) назначение на должность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступление в должность после вручения верительной грамоты. Верительная грамота - это полномочия главы представительства.

На остальных членов дипломатического персонала агреман не запрашивается, и они после своего назначения и прибытия в страну считаются приступившими к исполнению служебных обязанностей с момента уведомления компетентных властей государства пребывания (обычно министерства иностранных). В отношении военных атташе многие государства придерживаются практики, являющейся по существу разновидностью запросов агремана.

Прекращение функций дипломатического представителя согласно ст. 43 Конвенции о дипломатических сношениях, наступает в случаях: 1) его отозвания аккредитирующим государством; 2) объявления правительством государства пребывания о том, что представитель является лицом, утратившим его доверие- персона нон грата- нежелательное лицо; 3) разрыва дипломатических отношений; 4) войны между аккредитовавшим и принявшим представителя государствами; 5) прекращение существования аккредитирующего государства или государства пребывания как субъектов международного права.



Дипломатический представитель в одном государстве может быть одновременно дипломатическим представителем в другом или в нескольких других государствах, если со стороны любого из принимающих государств нет против этого возражений.

Дипломатический корпус:

в узком смысле - это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве;

в широком смысле - совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей.

Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегиями, т.е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитета и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитета и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова.

Персонал дипломатического представительства делится на три группы : дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги- специальные звания. К дипломатическому персоналу относятся послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.

Административно-технический персонал - это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты, заведующие канцеляриями, бухгалтера, делопроизводители, машинистки, шифровальщики).

Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара, шоферы, швейцары, лифтеры, дворники).

Венская конвенция 1961 г. упоминает еще об одной категории – «частных домашних работниках» , под которыми понимаются лица, исполняющие обязанности домашних работников у сотрудников дипломатического представительства, и которые не являются служащими аккредитирующего государства.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами :

1) Неприкосновенность помещений представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба;

2) Помещения представительства и находящееся в нем имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;

3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания.

4) Архивы и документы представительства неприкосновенный любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

5) Сотрудники представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания (в России - уведомительно-разрешительный характер).

Свобода отношений представительства: т.е. представительство может пользоваться при сношении со своим правительством и другими представительствами и консульствами всеми средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные и шифрованные депеши.

Право пользоваться флагом и эмблемой . Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитирующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средства передвижения.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.

1. Личность дипломатического агента неприкосновенна.

2. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.

3. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.

4. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

Вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

Исков, касающихся наследованная, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказо-получателя наследства;

Исков, относящихся те любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они не могут быть подвергнуты штрафу или иным административным взысканиям. Дипломата нельзя подвергнуть штрафу при автомобильном инциденте и возбудить против него дело о взыскании убытков в суде.

Фискальный иммунитет : дипломаты освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением косвенных налогов на наследство и некоторых сборов.

Таможенные привилегии : государство пребывания в соответствии. С принятыми им законами и правилами разрешает дипломатам ввозить предметы, предназначенные для нужд представительства и личного пользования, а также для пользования членами их семей, без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобные услуги.

Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом.

Средства передвижения дипломата неприкосновенны . Под неприкосновенностью средств передвижения дипломатов понимается освобождение от обысков, реквизиции, ареста и исполнительных действий (п. 4 ст. 22 Венской конвенции 1961 г.).

Глава дипломатического представительства пользуется, кроме того, еще рядом привилегий , к которым относятся: право поднимать флаг своего государства на здании представительства и своей резиденции, а также на средствах передвижения, право на содержание в помещении представительства специального помещения для отправления религиозных обрядов, ряд почестей церемониального характера.

Согласно Венской конвенции 1961 г., члены административно-технического персонала дипломатического представительства и члены их семей , живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, освобождением от налогов, сборов, повинностей, а также некоторыми таможенными привилегиями .

Члены обслуживающего персонала в соответствии с Венской конвенцией пользуются иммунитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин с получаемого ими заработка .

Домашние работники сотрудников представительства , если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими на своей работе .

Хотя дипломата нельзя привлечь к ответственности за нарушение законов и постановлений страны пребывания, но он может быть объявлен правительством этой страны персоной нон грата и будет вынужден покинуть ее. Согласно Конвенции дипломаты не могут заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Дипломатические представительства в нынешнем виде оформились не сразу, они прошли длительный путь становления и развития. Первоначально послы выполняли разовую миссию, срок миссии был непродолжительным. Первое постоянное посольство было направлено миланским герцогом Франческо Сфорца во Флоренцию в 1446 году.

Дипломатическое представительство- особый зарубежный орган внешних сношений, возглавляемый послом, посланником или поверенным во внешних делах. Вопрос регламентации деятельности дип. представителей был решен на Венском конгрессе 1814-1815 годах. Был принят «Венский регламент 1815 года». Устанавливалось деление дип. представителей на классы послов и папских легатов (нунциев), посланников (интернунциев) и поверенных в делах. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года определила порядок аккредитирования послов. Послы и посланники в качестве глав представительств аккредитуются при главах государств пребывания, а поверенные в делах (постоянные) в том же качестве аккредитуются при министрах иностранных дел.

Порядок назначения глав дип. представительств:

  • 1. посылается запрос на получение агремана (официальное соглашение принимающей стороны) на кандидатуру, назначенную на этот пост. Сообщаются биографические данные. Запрос агремана делается обычно в беседе с министром иностранных дел страны пребывания или представляющим его лицом или временным поверенным, либо направляется вербальная нота.
  • 2. если агреман получен, посол становится persona grata, если агремана нет, следовательно в назначение отказано. Ответ на запрос агремана дается обычно в течение месяца. Принимающее государство может не объяснять своего решения. Слишком долгое молчание означает отказ. Важно отметить, что в случае отказа запрашивающее государство может дать на это адекватный ответ (реторсия),
  • 3. после получения агремана производится назначение главы дип. представительства государственным актом аккредитующего государства, о чем сообщается в печати,
  • 4. посол отправляется в страну пребывания,
  • 5. послу вручают верительные грамоты - документы, официально подтверждающие полномочия посла. Их может вручать предшественник. Посол, в свою очередь, вручает отзывные грамоты предшественнику.
  • 6. деятельность посла, его миссия, начинается либо с момента его приезда в страну, либо с момента вручения верительных грамот.

Процедура вступления в должность дип. представителей в разных странах зависит от существующей практики и установившихся традиций. Венская конвенция 1961 года предусматривает, что вступление в должность следует считать либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения главой представительства о своем прибытии и предоставлении копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

В момент прибытия главы дипломатического представительства к месту назначения его обычно встречает лицо, возглавляющее протокольный отдел внешнеполитического ведомства. Он же разъясняет и процедуру вручения верительных грамот, так как она не везде одинакова и зависит от национальных обычаев. Например, в Англии в день вручения верительных грамот за послом посылается специальная парадная карета. Английским протоколом в качестве парадной одежды посла предусматривается фрак. В других странах за главой дипломатического представительства посылается специальная автомашина. Иногда предусматриваются исполнение национальных гимнов и почетный караул.

После процедуры вручения верительных грамот посол считается "вступившим в должность", о чем он, как правило, информирует своих коллег личной нотой.

Глава дипломатического представительства прекращает свои функции в следующих случаях: если он освобождается со своего поста или получает иное назначение; если правительство страны, в которой посол аккредитован, требует его отзыва, считая его "персоной нон грата"; в случае смерти посла; при прерывании или разрыве дипломатических отношений, особенно во время войны, при прекращении существования государства в качестве субъекта международного права (например, при потере самостоятельности, при распадении на ряд других государств) и т.д.

В случае отзыва посла (посланника) глава государства назначивший его, направляет главе государства, при котором он был аккредитован, письмо об отзыве - отзывную грамоту. Этот документ либо вручается послом (посланником) при прощальном визите главе государства перед отъездом, либо новым послом (посланником) при вручении им своих верительных грамот.

Перед отъездом из страны посол (посланник) наносит прощальные визиты главе государства и правительства, министру иностранных дел, его заместителям, руководящим работникам МИДа, с кем он имел постоянные контакты, министрам руководящим должностным лицам парламента и другим официальным лицам. Посол (посланник) также наносит прощальные визиты своим коллегам - отдельным послам и дуайену (главе) дипломатического корпуса.

Министр иностранных дел или его заместитель дает в честь отъезжающего посла завтрак или обед. Прощальный прием от имени всех послов (посланников) обычно устраивает и глава дипломатического корпуса.

Дипломатическое представительство – это государственное учреждение, возглавляет которое дипломатический агент, действующий от имени аккредитуемого государства в стране пребывания в целях установления и поддержания между обоими государствами дипломатических отношений. Эта организация призвана урегулировать возникающие конфликты, как правило, только мирными методами. Основополагающим международным документом, в соответствии с которым устанавливаются статус и функции дипломатических представительств, классы дипломатических представителей, является Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.).

Виды дипломатических представительств

Классификация дипломатических представительств довольно проста. Они могут быть созданы только в двух видах: миссия или посольство. Значительных различий между ними не существует, однако большинство стран, в том числе Российская Федерация, предпочитают обмен дипломатическими представителями – послами. В зависимости от этого выбора, устанавливаются и классы дипломатических представителей. Во главе посольства стоит полномочный или чрезвычайный посол, миссию возглавляет полномочный или чрезвычайный посланник, или же поверенный. На современном этапе государства в большинстве случаев создают свои дипломатические представительства по классу посольства.

Установление дипломатических отношений начинается с принятия общего соглашения. Например, в 1995 году Российской Федерацией и ЮАР было рассмотрено Совместное заявление об утверждении полномасштабных дипломатических отношений на уровне послов.

Отделения диппредставительств могут быть открыты и в городах. В 1995 г. в Екатеринбурге с согласия Правительства РФ было открыто отделение посольства Великобритании.

На практике государства предпочитают утверждать соглашения между собой в письменной форме, а именно: в нотах, совместных заявлениях, коммюнике.

Классы диппредставителей

К классам дипломатических представителей относятся: посол, посланник и поверенный.

Руководство дипломатических представителей подразделяется на:

  • Полномочных и чрезвычайных послов.
  • Полномочных и чрезвычайных посланников.
  • Поверенных в делах. При этом следует отличать поверенного в делах от временного поверенного. Последний является лицом, которое исполняет обязанности главы представительства только временно, ввиду его отпуска, отзыва, болезни и др.

Классы дипломатических представителей – посол, посланник, поверенный – проходят обязательную аккредитацию. Если посол и посланник аккредитуются главами государств, то поверенный – при министрах иностранных дел.

Правительство каждого государства решает, какой класс присвоить главе представительства.

Ранги диппредставителей

У большинства государств имеются ранги дипломатических представителей – это специальные звания, которые присваиваются работникам. Как и должности, они утверждаются законодательством соответствующей страны.

В России предусмотрены такие дипломатические ранги, как: чрезвычайный, полномочный посол, полномочный и чрезвычайный посланник первого и второго класса; советник первого и второго класса; первый секретарь первого или второго класса; второй секретарь первого или второго класса; третий секретарь; атташе.

Президенту принадлежит право присваивать дипломатические ранги посланникам и послам, министру иностранных дел – всем остальным. Сотрудники дипломатического персонала России поступают на службу в МИД.

Функции диппредставительств

К основным функциям дипломатических представительств в стране пребывания относятся:

  • защита граждан и интересов аккредитующего государства;
  • установление при помощи законных средств обстоятельств событий и условий пребывания;
  • представительство государства;
  • проведение переговоров с правительством.

Порядок назначения и введения в должность главы представительства

Аккредитуемое государство до назначения главы представительства запрашивает агреман (согласие) у руководства страны пребывания в отношении конкретной кандидатуры работника. В случае отказа в агремане либо отсутствия какого-либо ответа глава представительства не назначается. Государство вправе не давать комментариев и не мотивировать отказ.

То есть глава представительства утверждается только после получения агремана. Ему выдается верительная грамота, которая является документом, направляемым властям страны пребывания. Она означает, что выбранное лицо будет излагать дипломатическую волю данного государства, поэтому ему и просят «верить». Собственно, отсюда и пошла название «верительная грамота».

Главы диппредставительств в иностранных государствах в Российской Федерации назначаются Президентом, а министр иностранных дел подписывает верительные грамоты.

Одно лицо может занимать эту должность в двух или более государствах, но при условии, если стороны не имеют возражений против этого. Чаще всего страны обмениваются дипломатическими представителями равных рангов.

Формирование состава дипломатического представительства

Внутренняя структура, глава и персонал дипломатического представительства утверждаются законодательными актами аккредитующей страны.

В дипломатическом представительстве персонал состоит из трех групп работников:

  • дипломатический;
  • административно-технический;
  • обслуживающий.

Классы и ранги дипломатических представителей входят в первую группу работников. К ним относятся посланники, послы, советники первого и второго класса, атташе, специальные атташе (военно-воздушный, военный и др.), торговые представители, первые, вторые, третьи секретари.

Совокупность дипломатических представителей в стране пребывания составляет дипломатический корпус, который возглавляется деканом. Эту должность, как правило, занимает дипломатический представитель, чья продолжительность пребывания в государстве больше по сравнению с остальными.

К административно-техническому персоналу относятся лица, выполняющие административно-техническое обслуживание представительства (делопроизводители, референты, бухгалтеры, переводчики и др.).

Обслуживающий персонал – это работники, осуществляющие функции по обслуживанию представительства и его работников (повара, уборщики, садовники, шоферы и др.).

Членами дипломатического персонала могут быть только граждане представляемого государства, в то время как должности в административно-техническом или обслуживающем персонале вправе занимать и граждане страны пребывания.

Привилегии службы в дипломатическом представительстве

Под привилегиями подразумеваются специальные преимущества и права, которые предоставляются представительствам и их сотрудникам. Кроме того, каждый работник наделяется иммунитетами. Иммунитет – это исключение представительства из юрисдикции и каких-либо принудительных действий в стране пребывания. Все классы дипломатических представителей на службе имеют иммунитет и привилегии.

Следует различать иммунитеты и привилегии сотрудников и самих дипломатических представительств:

  • неприкосновенность зданий, земельных участков, помещений, то есть иммунитет от ареста, обысков или др.;
  • освобождение от налогов на всех уровнях управления, кроме оплаты счетов по конкретно оказанным услугам; от местных налогов и пошлин также освобождаются все виды выполняемых работ, например выдача виз;
  • документы, архивы, официальная корреспонденция, дипломатическая почта становятся неприкосновенными;
  • сотрудники имеют право на свободное перемещение по территории государства, в котором находится представительство;
  • личность, частная резиденция дипломатических агентов имеют такую же защиту;
  • сотрудники пользуются иммунитетом от гражданской, уголовной и другой юрисдикции, за исключением отдельных случаев.

Основания для прекращения деятельности

Дипломатическое представительство завершает деятельность в стране пребывания при наступлении следующих обстоятельств:

  • прекращение существования как государства страны пребывания или аккредитующего государства;
  • разрыв одной из сторон или обеими дипломатических отношений;
  • начало между странами военных действий.

Деятельность каждого дипломатического агента в стране пребывания может быть завершена по причине его отзыва аккредитующим государством или объявлении его persona non grata, что означает «нежелательное лицо». Это может произойти по причине совершения им действий, идущих вразрез с официальным статусом (вмешательство в дела государство, шпионаж или др.). В ситуации отзыва главы представительства преемником или им самим главе страны пребывания или министру иностранных дел передаются отзывные грамоты. Все классы дипломатических представителей после прекращения деятельности организации подлежат возвращению в свое государство.

Дипломатическое право – совокупность установленных в результате соглашения принципов и норм, которые обеспечиваются международным правом, а также которые выражают волю субъектов международного права, принимающих участие в международном общении. Эти нормы призваны регулировать деятельность субъектов международного права на международной арене во имя поддержания и укрепления мира и мирного сосуществования.

Дипломатическое право представляет собой совокупность юридических норм, которые регулируют правовой статус и деятельность дипломатических представительств государств. Таким образом, дипломатические отношения можно охарактеризовать как наиболее стойкую и всеобъемлющую форму из всех существующих между государствами дипломатических контактов. Именно они создают юридическую базу для различных взаимных связей и сотрудничества между разными странами.

Дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на международно-правовых обычаях. Попытка официальной кодификации дипломатического права впервые была предпринята в региональном масштабе в Латинской Америке (в 1928 г. принята Гавайская конвенция о дипломатических чиновниках).

К настоящему времени дипломатическое право в основном кодифицировано. Основным договорным актом в данной отрасли является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. В соответствии со ст. 2 Конвенции установление дипломатических отношений между государствами и образование постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию.

Дипломатическое представительство – постоянный зарубежный орган внешних сношений государств-контрагентов, посредством которого они поддерживают постоянные дипломатические отношения. Возглавляется этот орган дипломатическим представителем государства, которое аккредитует. Основным условием дипломатического представительства является то, что оно находится на территории другого государства.

Существует два основных вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Посольствами считаются представительства более высокого класса, хотя принципиальной разницы между этими понятиями не существует. Поэтому государства, как правило, предпочитают устанавливать дипломатические связи на уровне посольств. К посольствам также приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры. Миссии, соответственно, следует относить к представительствам второго класса, к которым также относятся представительства Святейшего престола – интернунциа- туры.

Каждому уровню представительства соответствует определенный класс главы дипломатического представительства, соответственно, посол и нунций, посланник и интернунций, поверенный в делах. Разница между этими главами дипломатических представительств касается исключительно вопросов старшинства и этикета, но в правовом отношении они являются равными в соответствии со ст. 14 Венской конвенции 1961 г. Как правило, послы возглавляют посольства, а посланники – дипломатические миссии. Поверенные в делах могут руководить также работой посольства, но, как правило, возглавляют миссии.

Дипломатический корпус – в широком смысле – совокупность членов дипломатического персонала всех зарубежных посольств и миссий, аккредитованных в данном государстве, а также членов их семей. В узком смысле – только главы всех дипломатических представительств, аккредитованных в государстве пребывания.

Дуайен дипломатического корпуса (декан, старейшина, старшина) – лицо, которое возглавляет дипломатический корпус. По общему правилу, это наивысший но классу глава дипломатического представительства, который первым среди своих коллег по дипломатическому корпусу вручил свои верительные грамоты главе государства пребывания. Иногда дуайеном может становиться лицо, которое является наиболее старшим по возрасту среди представителей дипломатического корпуса. Таким образом, дуайен не избирается и не назначается, а становится таковым автоматически. Но в то же время в ряде стран (их несколько десятков) существует и другой порядок назначения дуайена – без учета времени пребывания на должности посла. Им автоматически является представитель Святого престола (государства-города Ватикан) – нунций, который приравнивается к послу.

После определения сторонами уровня дипломатического представительства и класса лиц, которые возглавляют данные представительства, наступает этап аккредитации – процесс назначения и вступления в должность посла, посланца или поверенного в делах.

Существует строгий порядок аккредитации соответствующих кандидатур: подбор кандидатуры посла; истребование агремана; выдача акта внутреннего права, которым оформляется назначение; выдача назначенному представителю верительных грамот; вручение во время официальной церемонии верительных грамот главе государства пребывания; официальное сообщение в прессе о факте вручения верительных грамот.

Послы и посланники аккредитуются при главах иностранных государств и, соответственно, верительные грамоты подписываются главами аккредитующих государств. Поверенные в делах аккредитуются при министрах иностранных дел и вместо верительных грамот вручают соответствующие письма от министров иностранных дел своего государства.

Назначению на должность главы дипломатического представительства предшествует процедура получения агремана. Агреман – запрос аккредитующего государства у государства пребывания согласия относительно назначения главой дипломатического представительства конкретной кандидатуры. С момента получения агремана кандидат считается persona grata – желанным лицом в государстве пребывания. И наоборот – негативный ответ означает отказ в агремане и, соответственно, признание лица persona non grata.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Венской конвенции 1961 г. государство пребывания имеет право отказать в агремане, при этом не обязано уведомлять о причинах подобного решения.

После получения согласия относительно назначения главы представительства открывается возможность его прибытия в государство пребывания. После прибытия на место службы глава представительства наносит необходимые визиты официальным лицам государства пребывания, в ходе которых определяется дата вручения им верительных грамот главе государства пребывания. Верительная грамота – документ, официально удостоверяющий статус главы дипломатического представительства, который аккредитующее государство выдает своему послу или посланнику для вручения главе государства пребывания.

Приостановление дипломатической миссии может произойти при следующих обстоятельствах:

  • 1) приостановление государствами поддержания официальных отношений без их разрыва;
  • 2) разрыв дипломатических отношений;
  • 3) вооруженный конфликт;
  • 4) исчезновение одной из сторон как субъекта международного права (например, в случае слияния с другим государством и т.д.);
  • 5) социальная революция в одной из государств-контрагентов;
  • 6) неконституционная смена правительства.

Функции члена дипломатического персонала могут быть

приостановлены в таких случаях:

  • – его отзыва по каким-либо причинам;
  • – оглашения его persona non grata ;
  • дисмысла – оглашения дипломата частным лицом;
  • инсуррекции – отказа дипломата исполнять свои функции.

Персонал дипломатических представительств подразделяется на:

  • – дипломатический (лица, имеющие дипломатические ранги);
  • – административно-технический, к которому относятся экономисты, бухгалтера, переводчики, шифровальщики, сотрудники канцелярии, представители внутренней охраны посольства и другие лица, выполняющие административную или техническую работу;
  • – обслуживающий (вспомогательный) – водители, садовники, уборщики, лифтеры, горничные, курьеры и другие лица, выполняющие обязанности по обслуживанию диппредставительства.

Последние две группы как правило комплектуются из числа граждан страны пребывания.

Функции дипломатического представительства перечислены, хотя и не в полном объеме, в ст. 3 Венской конвенции 1961 г.:

  • – представительская функция;
  • – защита в государстве пребывания интересов государства аккредитации;
  • – ведение переговоров с правительством государства пребывания;
  • – информационная функция;
  • – функция способствования дружеским отношениям между государством аккредитации и государством пребывания, а также развитие их взаимоотношений в сфере экономики, культуры, науки.

Для беспрепятственного осуществления функций дипломатическим представительством и его сотрудниками международное право наделяет их особыми правами и преимуществами, которые именуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Дипломатические привилегии и иммунитеты дипломатического представительства в целом;

  • – неприкосновенность помещений дипломатического представительства (п. 1, 2 Конвенции 1961 г.) – власть государства пребывания не имеет права доступа в эти помещения. Для получения такого доступа обязательным является согласие главы диппредставительства. Власть государства пребывания осуществляет все необходимые меры для защиты помещений представительства от какого бы то ни было вторжения или нанесения убытков, а также для предотвращения какого-либо нарушения покоя представительства или обиды его чести;
  • – неприкосновенность его архивов и документов;
  • – фискальные (таможенные) льготы;
  • – право представительства на флаг и иные символы суверенитета государства аккредитации;
  • – протокольные привилегии;
  • – право на беспрепятственные отношения представительства с другими представительствами своего государства.

Привилегии и иммунитеты членов персонала представительства (личные):

  • – неприкосновенность дипломатических агентов (Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, которые пользуются международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.);
  • – неприкосновенность их личной резиденции;
  • – иммунитет от юрисдикции государства пребывания;
  • – налоговые льготы и исключения для дипломатических агентов.
  • – таможенные привилегии.

Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом относительно действий, осуществленных ими во время исполнения служебных обязанностей, и освобождаются от налогов и сборов на заработную плату, которая им начисляется в силу их служебных обязанностей при условии, что они не являются гражданами страны пребывания или не проживают в ней постоянно.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. иностранное дипломатическое представительство по отношению к стране пребывания обязано:

  • – использовать свои помещения только для официальных целей;
  • – вести все официальные отношения с государством пребывания посредством ведомства иностранных дел и других ведомств, в отношении которых будет достигнута определенное соглашение.

Обязанности сотрудников дипломатического представительства состоят в том, чтобы уважать законы государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела.

Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью с целью личной выгоды.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх