Административно правовые нормы по кругу лиц. Действие административно-правовых норм. Административным проступком является

Действие нормативно – правовых актов во времени. Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу:

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования );

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Декреты Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Ведомственные нормативно – правовые акты, если они не затрагивают права, свободы и обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу с момента регистрации, если иной срок не указан в самом акте.

Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает административную ответственность.

Действие нормативно – правовых актов в пространстве

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

При этом под государственной территорией понимается, воздушное, водное, наземное пространство , которое находится под суверенитетом данного государства и на которое государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, состоять на службе в Вооруженных Силах РБ, на гос.службе, избираться и быть избранными );

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут административной ответственности;

в) некоторые нормативно-правовые акты распространяют свое действие и на тех граждан, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве ).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние ), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие ), по состоянию здоровья (инвалиды ) и др.

Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций. Акты министерств чаще всего действуют лишь в рамках системы данного министерства. Вместе с тем многие правила, устанавливаемые государственными комитетами и некоторыми министерствами, имеют межотраслевой характер и обязательны для исполнения соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности.

    Понятие, виды и структура административно-правововой нормы.

    Реализация норм административного права.

    Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц.

I. Административно-правовые нормы представляют собой установленные или санкционированные государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и по мере необходимости прекращающихся в сфере функционирования механизма государственной исполнительной власти.

Классификация административно-правовых норм преследует цель более точного определения содержания, функционального назначения и роли различных групп административно-правовых норм, составляющих единую отрасль административного права. В зависимости от конкретных практических целей классификации, могут быть избраны различные критерии осуществления. В теории административного права и правоприменительной практике наиболее часто используются такие критерии, как целевое назначение норм; их содержание; метод воздействия на регулируемые общественные отношения, а также степень обоб­щенности правил, сформулированных в диспозиции правовых норм.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила организационно-властной созидательной деятельности органов исполнительной власти, иохранительные, призванные обеспечивать защиту, охрану урегулированных юридическими нормами общественных отношений. При этом регулятивные нормы в своей совокупности выступают в качестве специфической подсистемы административного права, об­разуя его подотрасль, которая именуется управленческим правом. Благодаря особенностям содержания указанных норм, они сообщают данной подотрасли черты высокой внутренней организации, спаянности и в то же время изменчивости, подвижности, что обусловлено социальной природой управленческой деятельности, ориентированной на быстротечные, находящиеся в непрерывном развитии управленческие ситуации. С помощью норм этой подотрасли обеспечивается определение правового статуса, задач, функций и полномочий органов государственной исполнительной власти, создаются правовые основы деятельности государственных служащих, регулируются формы и методы осуществления государственного управления, устанавливаются управленческие процедуры, а также обеспечивается внутриорганизационная (внутри аппаратная) управленческая работа.

В отличие от этогоохранительные нормы используются органами государственной исполнительной власти в целях предупреждения и пресечения правонарушений в сфере государственного управления, привлечения нарушителей к юридической ответственности, восстановления нарушенных прав и интересов участников административно-правовых отношений, а также обеспечения общественной безопасности и правопорядка вне связи с правонарушениями (например, путем использования различных мер административно - предупредительного характера). При этом регулятивные и правоохранительные нормы теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодействуют, поскольку пред­ставляют две органически соединенные составные части административного права, образующие его коренную бытийную основу.

Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют административно-правовой статус участников регулируемых административным правом общественных отношений. Эти нормы определяют права, обязанности и ответственность субъектов административно-правовых отношений, закрепляют правовые формы их взаимодействия, устанавливают основания возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений. По существу, в материальных административно-правовых нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система органов государственной исполнительной власти.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику реализации государственной исполнительной власти в процессе осуществления управленческой деятельности и обеспечения охраны публичного об­щественного порядка, осуществления прав и законных интересов граждан. Их функциональное назначение выражается в определении правил и процедур реализации юридических обязанностей, прав и ответственности участников административно-правовых отношений, установленных в нормах материального административного права (например, определение порядка прохождения государст­венной службы; установление правил приема, рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений; осуществление производства по делам об административных проступках и т.п.). Это значит, что при анализе сущности и содержания, процессуальных административно-правовых норм следует акцентировать внимание, прежде всего на их юридическом предназначении, которое заключается в создании условий для реализации материальных административно-правовых норм.

Большое значение для понимания роли организационно-властной функции административно-правовых норм имеет классификация этих норм по характеру правил поведения. С этих позиций могут быть выделены следующие виды административно-правовых норм:

а)обязывающие, т.е. содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение в определенных условиях действий, предусмотренных данной нормой;

б)запрещающие, т.е. содержащие юридически властное предписание, которым предусматривается запрет на совершение тех или иных действий (либо бездействия) в условиях, определяемых данной нормой;

в)дозволительные , которые предусматривают возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению (т.е. дозволяют участникам административно-правовых отношений выбрать различные варианты поведения с учетом фактически сложившихся обстоятельств и, подчиняясь определенному правовому режиму, предусмотренному соответствующей нормой административного права).

Примерами обязывающих норм могут быть, в частности: предписание об обязанности руководителей государственных учреждений издавать приказы в случаях зачисления граждан на соответствующие должности; требование закона об обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

нормативное установление о паспортизации лиц, достигших 16-летнего возраста и т.п.

Запрещающие нормы представлены многочисленными правовыми предписаниями, определяющими основания применения административного принуждения (в т.ч. описывающими составы административных проступков, пре­дусматривающими применение мер административного пресечения, устанавливающими основание дисциплинарной ответственности государственных служащих и др.).

Дозволительные нормы могут быть обнаружены по признакам их диспозиций, которые не ограничивают адресата какими-либо предписаниями или запретами, а позволяют ему действовать по собственному усмотрению с учетом обстоятельств и установленных законом ограничений (например, право граждан на обжалование незаконных действий должностных лиц государственного аппарата используется ими по их собственному усмотрению; органы государственной исполнительной власти в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности могут выбрать один из возможных вариантов поведения: привлечь нарушителя к юридической ответственности, адресовать ему требование о прекращении противоправной деятельности, либо применить меры административно - предупредительного характера).

Таким образом, если гражданину предоставляется возможность самостоятельно без каких-либо ограничений решать вопросы, связанные с практической реализацией своих субъективных прав в сфере государственного управления, то органы государственной исполнительной власти, несмотря на дозволительный характер уполномочивающих норм, не только вправе, но и обязаны использовать предоставленную им возможность выбора определенного варианта поведения из числа предлагаемых соответствующей правовой нормой.

Большое значение для правоприменительной практики имеет классификация административно-правовых норм по уровню обобщенности содержащихся в них правил. По этому критерию могут быть выделены, в частности,общие и специальные административно-правовые нормы. Кобщим относятся нормы, которые устанавливают правила поведения, распространяющиеся на все виды общественных отношений, регулируемых нормами определенного института административного права (например, нормы, регулирующие государственную службу, определяющие формы и методы государственного управления, устанавливающие административную ответственность и т.п.).

Специальные нормы представляют собой исключения из общих правил, сформулированных в нормах определенного института административного права (например, административно-правовые нормы, устанавливающие правила торговли оружием и административную ответственность за их нарушение (ст. 190 Кодекса Украины об административных правонарушениях)).

Если общие и специальные нормы имеют одинаковую юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная норма.

Административно-правовая норма имеет свою структуру. Структура – это внутреннее строение нормы, которое объективно обусловлено потребностями правового регулирования. Общепризнано, что норма должна иметь три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

II . Реализация правовых норм проявляется в четверых формах: использование, выполнение, соблюдение, применение.

Использование - это такая форма реализации, которая заключается в активном поведении участников сферы государственного управления по реализации своих субъективных прав, предусмотренных правовой нормой, осуществляемой ими по собственному желанию.

Выполнение – заключается в активных действиях, отношениях субъектов по выполнению предписаний, предусмотренных административно-правовой нормой, и осуществляемых независимо (а иногда и вопреки) от их собственного желания.

Реализация в форме соблюдения состоит в пассивном поведении субъектов (также независимо от желания этих субъектов).

Применение - это организационно-правовая деятельность компетентных государственных органов, уполномоченных на это общественных объединений или их должностных лиц. Она заключается в установлении поднормативних, формально-обязательных индивидуальных правил поведения персонифицированных субъектов с целью создания условий, необходимых для реализации ими определенных норм. Применение, в отличие от использования, выполнения, соблюдения, является государственно-властной деятельностью, которая не может быть связана с желанием (или с его отсутствием) уполномоченного субъекта, а может, осуществляться с появлением определенных условий, обстоятельств.

Главная задача применения административно-правовой нормы заключается в воплощении ее предписаний к субъектам управленческих отношений в зависимости от характера жизненной ситуации, в которую попадают участники таких отношений.

Применение административно-правовой нормы, независимо от инициатора этого применения, всегда является организационно-правовой деятельностью государственных структур, которая довольно часто связанна с вмешательством в сферу прав и интересов граждан и других участников управленческих отношений. Это требует осуществление такой деятельности на законном основании и в порядке, регламентированном административно-процессуальными нормами.

Этим нормам присущи два основных признака: во-первых, они регулируют отношения, которые возникают в сфере государственного управления (независимо от того, кто есть обязательной стороной этих отношений); во-вторых, регулируют не все государственно-управленческие отношения, а лишь те, которые возникают в связи с необходимостью решения конкретной жизненной ситуации, то есть решение конкретного дела.

Таким образом, административно-процессуальная норма - это установленное государством правило поведения, которое закрепляет порядок использования прав или выполнение обязанностей, предусмотренных в материальных нормах отдельных областей права в конкретной жизненной ситуации в сфере государственного управления.

Однако лишь факт существования процессуальных норм автоматически не влечет за собою обеспечение оптимального правоприменения. Существуют определенные требования правильного применения правовых норм. Это, прежде всего, требования законности. Это означает, что принятие правоприменительного решения возможно только:

    в границах полномочий правоприменительного органа;

    на основаниях, предусмотренных в гипотезе норм, которые применяются;

    за процедурой, установленной законом;

    в полнейшем соответствии с содержанием закона;

    в форме, предусмотренной законом.

III . Действие в прост ранстве связано с территорией. Действие большинства административно-правовых норм ограничено территорией государства. Причем среди них следует различать нормы, которые действуют в масштабах всего государства, а также нормы локальные (это нормы, принятые облрайгосадминистрацией, органами местного самоуправления).

Однако есть группа административно-правовых норм, действие которых не ограничено государственной границей. Во-первых , это нормы, которые регламентируют поведение экипажа и пассажиров на судах торгового мореходства и рыболовных судах в открытом море, во-вторых , это нормы, которые регламентируют деятельность украинских учреждений (дипломатических представительств, консульств и т.п.) за границей, поведение экипажа на военных судах, как в открытом море, так и в иностранных портах.

В-третьих , необходимо выделить группу административно-правовых норм, которые регламентируют внутриаппаратные отношения, возникающие в процессе функционирования международных правительственных и неправительственных учреждений. Так, например, сложную структуру имеют Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация, Международная морская организация и прочие, уставы которых предусматривают компетенцию подразделов и других структурных единиц этих международных органов (нормы материального международного административного права) и порядок ее осуществления (нормы процессуального международного административного права).

Действие административно-правовой нормы во времен и.

Вступление административно-правовой нормы в законную силу зависит от некоторых факторов. Во-первых , это зависит от территории действия нормы. Вступление в силу международной адмиистративно-правовой нормы резко отличается от процесса введения в действие национальной нормы административного права. Поэтому, прежде всего, рассмотрим порядок вступления в действие норм национального административного права. Во-вторых , это связано с юридической силой норм. Как уже упоминалось, высочайшую силу имеют законы. Вступление их в законную силу предусмотрено Конституцией Украины.

В соответствии со ст. 94 Конституции Украины закон подписывает Председатель Верховной Рады Украины и безотлагательно направляет его Президенту Украины.

Президент Украины в течение 15 дней после получения закона подписывает его, принимая к выполнению, официально его оглашает или возвращает закон с мотивированными и сформулированными предложениями к Верховной Раде Украины для повторного рассмотрения.

В случае если Президент Украины в течение установленного срока не возвратил закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины, он может быть подписан и официально оглашен. Если во время повторного рассмотрения закон будет вновь принят Верховной Радой Украины не менее чем 2/3 от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его подписать и официально обнародовать в течение 10 дней. Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено самим законом, но не раньше дня его опубликования.

В соответствии со ст. 106 Конституции Украины Президент издает указы и распоряжения. К сожалению, Конституция не предусматривает время вступления их в действие. Практика пошла путем признания вступления в действие актов Президента после их подписи Президентом. Но ст. 106 Конституции содержит одно важное требование по вступлению административно-правовых норм в действие, которые содержатся в актах Президента Украины. В ней указано, что акты Президента Украины, изданные в пределах полномочий, скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, отвечающего за акт и его выполнение.

Иной порядок вступления в действие норм административного права, которые содержатся в актах Кабинета Министров Украины. Основной формой реализации компетенции этого органа является принятие им постановлений и распоряжений. Эти акты подписывает Премьер-министр, и они вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в этих актах.

В Указе Президента Украины "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" от 21 мая 1998 г. № 493/98 сказано, что с 1 января 1993 г. нормативно-правовые акты, изданные министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля и затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер, подлежат государственной регистрации.

Действие административно-правовой нормы по кругу лиц.

Установление объема действия административно-правовой нормы по кругу лиц имеет значение, прежде всего для определения их административно-правового статуса. Большинство из административно-правовых норм устанавливают общие требования для определения лица (физического лица или коллективного субъекта), не обращая внимания на гражданство лица, должность, которое оно занимает, а также не обращая внимания на форму собственности, коллективного субъекта, его подчиненности и т.п.. Эти нормы относятся к нормам общего действия. Так, например, все лица, находящиеся на территории Украины имеют право на обжалование действий органов исполнительной власти в случае нарушения ними прав лица.

Но существуют другие группы норм, устанавливающие дополнительные права и обязанности субъекта, и соответственно устанавливают и особые условия их ответственности и т.п., поэтому при коллизии норм общих и особенных действуют особенные нормы. В зависимости от круга лиц, нормы делятся на те, которые определяют административно-правовой статус коллективных субъектов права и отдельных лиц.

В свою очередь, первая группа норм делится на нормы, которые регламентируют статус органов исполнительной власти, общественных объединений и т.п.; нормы второй группы также устанавливают административно-правовой статус:

а) граждан Украины;

б) иностранцев;

в) беженцев и т.п.

Особое место занимают нормы, действие которых распространяется на должностных лиц. С одной стороны - должностное лицо - это индивид, который подпадает под действие норм, устанавливающих административно-правовой статус лица; с другой - должностное лицо имеет полномочия как представитель того ли другого органа (организации). Поэтому он должен нести ответственность не только за нарушение тех обязанностей, которые обязано выполнять любое лицо, но и за нарушение обязанностей, которые возлагаются на него как на должностное лицо того или иного органа.

Есть еще одна группа лиц, особенности статуса которых обуславливают и особенности действия относительно них тех или норм. Например, в ст.15 Кодекса об административных правонарушениях отмечается, что военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам за нарушение правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, совершение коррупционных действий и других правонарушений, связанных с коррупцией и за некоторые другие нарушения. То есть, несмотря на общеопределенный принцип равенства всех перед законом, относительно военнослужащих некоторые нормы административно-деликтного права бездействуют. Также можно отметить, что административный арест не применяется к беременным женщинам, которые имеют детей возрастом до 12 лет, лиц, которые не достигло 18 лет, инвалидов І и ІІ групп (ст. 32).

Структура административно-правовой нормы. Классификация административно-правовых норм.

Структура административно-правовой нормы:

  • гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;
  • диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
  • санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Особенности структуры административно-правовой нормы.

1. Административно-правовая норма так же, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру (внутреннее строение). Составляющие части административно-правовой нормы:

гипотеза - условия действия административно-правовой нормы; V диспозиция - предписания, запреты и дозволения;

санкция - меры административного или дисциплинарного воздействия.

Не во всех случаях четко выражена гипотеза. В некоторых случаях она излагается в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершения административного правонарушения и т. п.);

Структура многих административно-правовых норм не содержит санкций, в этих случаях санкции предусматриваются другими актами. На пример, административно-правовые нормы, регулирующие управленческую деятельность, исходят из того, что отношения между вышестоящими и нижестоящими административно-управленческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. В данном случае санкции содержатся в нормах общего характера, которые относятся к институту государственной службы. В нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений, закреплены конкретные административные санкции;

Для административно-правовых санкций характерно многообразие: административные санкции, дисциплинарные, административно-материальные, административно-процессуальные; санкции в административном праве разделяют на абсолютно - определенные и относительно - определенные.

Классификация:

2) По предмету регулирования: - материальные - регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования ИВ); - процессуальные - определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.



3) По соподчиненное: - нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации); - подзаконные нормы.

4) По методу воздействия на поведение субъектов: - обязывающие - предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях (т. е. обязательные предписания); - уполномочивающие - предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы. - запрещающие - содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными; - поощрительные - обеспечивают должное поведение адресата путем материального, морального стимулирования.

5) По пределу действия АПН: 1. Во времен и: - срочные (заранее определен срок их действия, например чрезвычайное положение); - бессрочные (срок не определен, утрачивают силу в результате официального изменения или отмены). 2. В пространстве: - общефедеральные: действуют в пределах Украины, иногда за границей (поведение граждан за границей); - местные (локальные); - межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований); - специальные (определенный регион). 3. По кругу лиц: - правила в отношении всех субъектов управленческих отношений; - для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц).

Чтобы определить временные рамки действия нормы, нужно выяснить, когда она начала действовать и когда ее действие прекратилось. А для решения вопроса о вступлении нормы в силу следует знать два обстоятельства: 1) дату ее вступления в силу; 2) пределы ее действия после вступления в силу.

По общему правилу, конституционный закон, а значит, и содержащаяся в нем норма вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если законодатель не установит иной срок. Нередко в постановлении о вступлении закона в силу оговаривается разное время начала действия разных норм (статей, пунктов), содержащихся в одном законе.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в Украинской газете, если иное не предусмотрено законодательством. Они вступают в силу со дня опубликования или с указанной в акте даты после дня опубликования (а акты, расширяющие права, и ранее).

Акты иных органов исполнительной власти, по общему правилу, вступают в силу немедленно, если не назван иной срок.

Значит, норма административного права начинает действовать на основе общего правила (через 10, 7 дней после опубликования, немедленно) или со специально названного срока.

Можно различать три варианта пределов действия:

Перспективное – на факты, отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, норма, усиливающая наказание); немедленное – на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу;

С обратной силой – на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (например, норма, которая устраняет, смягчает ответственность).

Возможны три варианта установления пределов прекращения действия старой нормы. Она: 1) переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли на ее основе, и после даты вступления в силу новой; 2) немедленно с даты утраты ею силы прекращает действие на все отношения, которые ранее регулировала; 3) досрочно прекращает действие на правоотношения, которые раньше регулировались ею, а впоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой.

Обязательность административно-правовых актов, их действие не беспредельно, а ограничено пространством, временем и кругом лиц.

В первую очередь разберем действие правовых норм во времени. Момент начала действия норм определяется следующими правилами:

а) если в нормативном акте, содержащем административно-правовую норму, указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;

б) если в нормативном акте начало действия не определено, то вступает в силу общее правило для данного вида нормативных актов, установленное законом или иным актом. Согласно закону РФ от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования. Согласно указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования. Акты Правительства, содержащие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их официального опубликования. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти межведомственного характера после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и других нормативных актах.

Действие нормативных актов прекращается в случае:

а) прямой отмены;

б) по истечении срока, на который принят нормативный акт;

в) принятия нового нормативного акта по тем же вопросам, тем же или вышестоящим органом.

С действием административных актов во времени связаны вопросы обратной силы и переживания. В статье 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отменяющий ответственность, обратной силы не имеет, т.е. акты не распространяются на те факты, которые имели место до вступления его в силу.

Переживание акта - это применение отмененного, уже не действующего в момент применения акта к фактам, которые были в момент его действия.

Вопрос о действии правовой нормы имеет большое практическое значение. От его правильного решения зависит нома, которая будет применяться в конкретном случае.

Действие административно-правовых норм в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территории.

Пространство, на которое распространяется суверенитет государства, включает в себя сушу, внутренние воды и т.п.

В связи со способностью нормы переживать Бахрах выделяет следующие типы действия новой и старой норм во времени:

1. Перспективное действие новой нормы - на факты, возникшие после вступления в силу ее, порождающие новые правоотношения; старая норма в этом случае переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли в ее основе и после даты вступления в силу новой.

2. Немедленное действие новой нормы - на факты прошлого и ранее возникшие правоотношения, изменяющие права и обязанности их участников с даты вступления ее в силу; а старая норма прекращает действие на все отношения, которые ранее регулировала, с даты утраты ею силы.

3. Обратное - на правоотношения, возникшие до ее вступления в силу с какой-то более ранней даты или даже с момента их возникновения. Норма обратного действия частично или полностью пересматривает также возникшие правоотношения. Старая досрочно прекращает действие на отношения, которые раньше регулировались ею, а впоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой [Бахрах, статья, стр. 16]. При таком понимании обратная сила нормы - это ее ревизионная сила, что предполагает пересмотр (ревизию) урегулированных в соответствии с действовавшей ранее нормой прав и обязанностей.

1. Общим правилом является немедленное действие нормы.

2. Норма, ухудшающая правовое положение граждан (многих или даже некоторых), имеет в отношении этих граждан лишь перспективное значение.

3. Норма, смягчающая или отменяющая ответственность за правонарушения, имеет обратную силу.

4. Исключения из этих правил допускаются только при наличии специальной коллизионной нормы, принятой тем же органом, который установил норму основную.

В некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе. Возможен их «выход» и за государственные границы РФ. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций и граждан в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними соглашениями или многосторонними. Также административные нормы имеют свой круг лиц, на который они распространяются. Ряд норм распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства. Территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там нормы права РФ не действуют.

Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются нормы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие нормы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, государственных служащих, депутатов и т.д.

Таким образом, мы видим, что нормы административного права имеют свою территорию, круг лиц, время, на которые они распространяются.

Термин «уголовное право» в современной юридической литературе употребляется для обозначения трех относительно самостоятельных явлений: во-первых, отрасли национального права, во-вторых, отрасли юридической науки и, в-третьих, учебной дисциплины. Уголовное право - как отрасль права, представляет собой кодифицированную совокупность правовых норм, установленных законодательной властью, регулирующих охранительные уголовно-правовые отношения, общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся при предупреждении преступлений, при обстоятельствах, исключающих преступность деяния и определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступлением, основания и условия уголовной ответственности, устанавливающих наказания и иные меры уголовной ответственности, а также принудительные меры безопасности и лечения в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Раскройте задачи уголовного права

Исходя из той социальной роли уголовного права, которая проявляется в его функциях, действующее уголовное законодательство Беларуси в ст. 2 Уголовного кодекса определяет, что задачами уголовного права являются охрана «мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств», способствование «предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь».

Перечислите и раскройте содержание принципов уголовного права

Принципами уголовного закона и уголовной ответственности согласно ст. 3 УК являются: 1) законность; 2) равенство граждан перед законом; 3) неотвратимость ответственности; 4) личная виновная ответственность; 5) справедливость; 6) гуманизм.
Принцип законности означает, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом Республики Беларусь. Нормы кодекса подлежат строгому толкованию. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Принцип равенства граждан перед законом означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Принцип неотвратимости ответственности означает, что каждое лицо, признанное виновным в совершении преступления, подлежит наказанию или иным мерам уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности или наказания допускается лишь в случаях, предусмотренных уголовным кодексом.
Принцип личной виновной ответственности означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те совершенные им общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, предусмотренные уголовным кодексом, в отношении которых установлена его вина, то есть умысел или неосторожность. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.
Принцип справедливости означает, что наказание и иные меры уголовной ответственности должны быть справедливыми, то есть устанавливаться и назначаться с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Принцип гуманизма означает, что уголовный кодекс служит обеспечению физической, психической, материальной, экологической и иной безопасности челрвека. Лицу, совершившему преступление, должны быть назначены наказание или иная мера уголовной ответственности, необходимые и достаточные для его исправления. Наказание и иные меры уголовной ответственности не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Дайте определение уголовного закона

Под уголовным законом понимается принятый в соответствии с Конституцией нормативный акт, регламентирующий уголовно-правовые отношения, то есть отношения по поводу преступления и ответственности за него. Единственным уголовным законом, действующим на территории страны, является Уголовный кодекс Беларуси (ст.1 УК)
Приговоры, определения и постановления судов, принимаемые по конкретным уголовным делам, источником уголовного права не являются. Не являются также источником уголовного права разъяснения по вопросам судебной практики, даваемые Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.
Уголовный закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый Национальным собранием Республики Беларусь и закрепляющий принципы, задачи и общие положения уголовного права, определяющий, какие общественно опасные деяния являются преступлением, основания и условия уголовной ответственности, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Структура Уголовного кодекса Республики Беларусь
По структуре уголовный закон делится на Общую часть и Особенную часть. Общая часть содержит нормы (статьи 1-121 УК), устанавливающие задачи и принципы уголовного права, регулирующие действие уголовного закона, определяющие признаки преступления, обстоятельства, исключающие преступность деяния, цели уголовной ответственности, виды наказания, порядок его назначения, порядок применения принудительных мер безопасности и лечения, особенности ответственности несовершеннолетних.
Особенная часть содержит исчерпывающий перечень конкретных преступлений (статьи 122-466 УК). Взаимосвязь Общей и Особенной частей кодекса заключается в том, что нормы Общей части распространяются на все статьи части Особенной. Все противоречия между ними должны разрешаться в пользу Общей части, так как она содержит основополагающие понятия и принципы признания деяния преступными и применения уголовной ответственности к виновному.
В свою очередь части делятся на разделы, в которых группируются нормы, регулирующие широкую группу однородных отношений. Разделы включают в себя главы. В главах заключены нормы, объединённые более узким содержанием правоотношений. Главы состоят из статей, посвящённых отдельным институтам уголовного права либо составам преступлений.

Понятие уголовно-правовой нормы

Уголовно-правовая норма представляет собой установленное государством и закреплённое в Уголовном кодексе правило должного поведения, устанавливающее запрет на совершение определенных действий либо предписывающее совершение того или иного деяния. Иначе говоря, уголовно-правовая норма – это властное веление, предписание государства, обращенное к гражданам, в котором определяется какие деяния запрещено совершать под угрозой уголовного наказания. Речь, прежде всего, идет о нормах Особенной части уголовного права, то есть об уголовно-правовых нормах в собственном смысле этого слова. Именно в них определяется преступность и наказуемость деяний, представляющих опасность для господствующих в обществе отношений. Структура норм Общей части различна и подчинена задачам наиболее полного раскрытия основных положений о преступлении и уголовной ответственности. Структура норм Особенной части одинакова: каждая статья имеет диспозицию и санкцию, либо несколько диспозиций и санкций, сгруппированных в части статьи.
Диспозиция - часть нормы права, в которой называются или описываются признаки состава преступления.
Санкция - часть нормы права, в которой указывается мера ответственности за преступление, указанное в диспозиции.

Укажите виды диспозиций и санкций

Существуют следующие виды диспозиций:
Простая диспозиция - это диспозиция, в которой дается лишь наименование преступления.
Описательная диспозиция - это диспозиция, в которой содержится описание признаков того или иного преступления.
Бланкетная диспозиция - это диспозиция, в которой для определения признаков данного преступления делается ссылка на другие нормативные правовые акты.
Ссылочная диспозиция - это диспозиция, в которой для определения признаков данного преступления делается ссылка на другую статью или часть статьи УК, где называется преступление или дается описание его признаков.
Диспозиция с альтернативными действиями - это диспозиция, в которой указывается несколько видов общественно опасных деяний, каждое из которых образует преступление.
Смешанная диспозиция - это диспозиция, в которой содержатся признаки двух или более видов диспозиций.
Существуют следующие виды санкций:
- относительно определенная;
- альтернативная.
Относительно определенная санкция — такая санкция, в которой определен только один вид наказания и его низший и высший пределы или только высший предел.

Назовите принципы действия уголовного закона

Основополагающие идеи, которые закреплены в нормах отрасли права и определяют его содержание в целом, образуют его принципы. Действие уголовного закона основывается на собственных принципах, которые подразделяются в соответствии со следующими направлениями: действие уголовного закона в пространстве (территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип, реальный принцип), действие уголовного закона во времени (вступление уголовного закона в силу, прекращение действия закона, обратная сила закона), действие уголовного закона по кругу лиц (в силу ст. 6 УК гражданин Республики Беларусь или постоянно проживающее в стране лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь, если совершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве. При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи УК республики, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление).

Действие уголовного закона во времени

Согласно ст. 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Понятие действия уголовного закона во времени слагается из трех основных моментов:
а) вступление уголовного закона в силу;
б) прекращение действия закона;
в) обратная сила закона.
Закон: устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Со дня вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается преступным.
Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, суд назначает наказание в соответствии с санкцией нового уголовного закона, руководствуясь ст. 62 УК.
Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.

Основания прекращения действия уголовного закона

Прекращение действия уголовного закона означает, что его нормы не могут применяться к деяниям, которые в нем зафиксированы, и, следовательно, по данному закону за эти деяния не может наступать уголовная ответственность. Основаниями прекращения действия уголовного закона являются: отмена уголовного закона; замена ранее действующего уголовного закона другим вновь принятым; истечение срока действия, на который закон был принят (временный характер).

Условия применения действия обратной силы уголовного закона

Обратную силу можно считать исключением из общего правила действия уголовного закона во времени, согласно которому преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Обратную силу имеют только более мягкие законы, т.е. если они:
устраняют преступность деяния;
смягчают наказание;
иным образом улучшают положение лица, совершившего преступление.
Более мягкий уголовный закон распространяется на лиц, совершивших деяние до введения его в действие, включая и лиц, которые отбывают наказание либо уже отбыли наказание, но еще имеют судимость.
Законом, устраняющим преступность деяния, признается закон, который полностью исключил уголовную ответственность за деяние, признаваемое ранее преступлением, либо сузил (ограничил) признаки, позволяющие признавать то или иное деяние преступным
Законом, смягчающим наказание, признается закон, если, например, он снижает верхний или нижний пределы наказания, установленного в санкции статьи Особенной части УК
Законом, иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление, признается закон, который, например, расширяет перечень категорий лиц, в отношении которых не может быть применено то или иное наказание.

Раскройте содержание принципа действия уголовного закона в пространстве

Действие уголовного закона в пространстве — это вопрос определения территории, на которой применяется уголовный закон. Данный вопрос решается уголовным законом на основании специальных принципов. Этими принципами являются: территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип, реальный принцип.
На территории Беларуси действует исключительно национальное уголовное право. К территории страны относятся суша, внутренние воды, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы. К территории государства приравниваются военные корабли и воздушные суда, независимо от их нахождения; гражданские и морские суда, приписанные к портам Республики Беларусь, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве; здания посольств и автомашины послов под флагом Республики Беларусь.

Территориальный принцип

В силу ст. 5 УК лицо, совершившее преступление на территории Республики Беларусь, подлежит ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь.
Преступление признается совершенным на территории Республики Беларусь, если оно начато, или продолжалось, или было окончено на ее территории, или совершено в пределах Республики Беларусь в соучастии с лицом, совершившим преступление на территории иностранного государства.
Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Республики Беларусь, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международным договором, подписанном Республикой Беларусь. По УК республики уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места его нахождения.
Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам Республики Беларусь неподсудны по уголовным делам судам Республики Беларусь, в случае совершения этими лицами преступлений на территории Республики Беларусь разрешается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права.

Принцип гражданства

Принцип гражданства применяется в тех случаях, если гражданин Республики Беларусь совершает преступление за границей. Он предусмотрен частью 1 статьи 6 УК, которая устанавливает, что граждане Республики Беларусь (а также лица без гражданства, постоянно проживающие на территории страны), несут уголовную ответственность по белорусскому Уголовному кодексу за преступления, совершенные вне пределов Беларуси. При этом необходимо, чтобы а) совершенное деяние признавалось преступным не только в нашей стране, но также в том государстве, на территории которого оно совершено, и б) виновный не привлекался к уголовной ответственности в этом государстве.

Укажите правовые акты, регламентирующие выдачу лица, совершившего преступление, в зависимости от гражданства

Экстрадиция — это передача лица, совершившего преступление, иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности за действия, совершённые, как правило, на территории иностранного государства. Согласно общему правилу, белорусский гражданин не может быть выдан иностранному государству (ст. 7 УК). Иные лица могут быть выданы согласно международным договорам для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания.
Нашей страной в рамках Союза Независимых Государств (СНГ) заключено соглашение – Минская Конвенция 1993 года – «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Она регулирует выдачу преступников. Аналогичные соглашения в двухстороннем порядке заключены нашей страной с Польшей, Литвой, Латвией, Венгрией, Китаем, Индией, иными странами.
Государства мира, и Республики Беларусь в силу своего суверенитета тоже, могут предоставлять лицам, обвиняемым иностранными государствами в совершении преступлений, право убежища, если имеются основания считать, что уголовное преследование осуществляется по политическим, религиозным, расовым мотивам (ст.12 Конституции). В таком случае экстрадиция не применяется.

Реальный принцип

Реальный принцип наступления уголовной ответственности по национальному законодательству Республики Беларусь предусмотрен для тех случаев, когда иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Беларуси, совершают вне пределов Республики Беларусь особо тяжкие преступления против интересов нашей страны (ч.2 ст.6 УК). Это преступления против государства, против общественной безопасности, против жизни людей. Для применения реального принципа требуется, чтобы виновное лицо не было осуждено в иностранном государстве.

Универсальный принцип

Универсальный принцип распространяет действие Уголовного кодекса Республики Беларусь на всех лиц, независимо от их гражданства и места совершения ими преступления (ч. 3 ст. 6 УК), даже если в государстве по месту совершения преступления их действия уголовно не наказуемы. Лица могут привлекаться к ответственности по белорусским законам за геноцид, преступления против безопасности человечества и другие, указанные в ч.3 ст.6 УК, а также на основании международных договоров за терроризм, незаконный оборот наркотиков, захват заложников, торговлю людьми, фальшивомонетничество, «отмывание» доходов и другие преступления.
Универсальный принцип действует, если лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь.

Сказать спасибо:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх