Александр Мень – «диссидент» от православия. Александр Мень - биография

    Мень Александр Владимирович - (1935 1990), священник Русской православной церкви, проповедник, богослов. Автор книг по основам христианского вероучения, истории религии, православному богослужению (впервые опубликованы в Брюсселе; в СССР издаются с 1990): серия «В поисках… … Энциклопедический словарь

    Мень Александр Владимирович - (1935, Москва — 1990, посёлок Семхоз), православный священник, протоиерей, библеист и историк, писатель, публицист. Родился на улице Большая Молчановка, в первые полтора года семья Меней жила в Коптельском переулке, затем переехала на… … Москва (энциклопедия)

    МЕНЬ Александр Владимирович - (1935 90) русский православный священник, богослов. Автор книг по основам христианского вероучения, истории религии, православному богослужению (впервые опубликованы в Брюсселе; на родине издавался с 1990): серия В поисках пути, истины и жизни… … Большой Энциклопедический словарь

    МЕНЬ Александр Владимирович - Александр Владимирович (1935–1990), правосл. священник, проповедник, богослов, получивший известность своей просветительско миссионерской деятельностью в кругах рос. интеллигенции в 60–70 х гг. Автор книг по основам христ. вероучения,… … Биографический словарь

    Мень Александр Владимирович - Александр Мень Род деятельности: Священник Русской православной церкви, богослов и проповедник Дата рождения: 22 января 1935 … Википедия

    Мень, Александр Владимирович - Род. 1935, ум. (убит) 1990. Православный священник, богослов. Произведения: "Сын человеческий" (под псевд. А. Боголюбов, 1969), "В поисках пути, истины и жизни" (под псевд. Э. Светлов, 6 кн., 1970 83), "Таинство, слово и… … Большая биографическая энциклопедия

    Александр Владимирович Мень - Священник, писатель, историк религии, христианский просветитель Александр Владимирович Мень (отец Александр Мень) родился 22 января 1935 г. в Москве, провел в ней детство и юность. Отец его работал инженером технологом на ткацкой фабрике. Мать… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Александр Мень был и остается неоднозначной фигурой в истории православной церкви.

Многие упрекают его в чрезмерном расположении к мистике и в отступлении от православных канонов.

Тайна его гибели до сих пор не раскрыта. Но его вклад в популяризацию христианства нельзя недооценивать.

Биография

Один из самых известных православных священников появился на свет 22 января 1935 года в еврейской семье. Его отец относился к религии терпимо, но сам не признавал существование Бога. Мать, напротив, была верующей женщиной.

По семейным преданиям, ее бабушку исцелил от тяжелой болезни святой Иоанн Кронштадтский. Когда ребенку исполнилось полгода, мать тайно крестилась вместе с ним. Мальчик был необыкновенно одарен, хотя и не стал отличником в школе. Зато уже в тринадцать лет читал труды Канта и Владимира Соловьева, а с семнадцати - отцов церкви.

Он увлекался биологией и мечтал посвятить жизнь науке. Мечты не сбылись: отец был репрессирован, и сыну врага народа был закрыт путь к успешной карьере. Мень был принят в Московский пушно-меховой институт, где встретил свою будущую жену Наталию Григоренко. Он продолжал изучать христианство и всегда носил с собой Библию.

За несколько месяцев до выпуска его отчислили за религиозные убеждения. С этого момента начался миссионерский путь отца Александра. Вскоре он был рукоположен в диаконы и отправился в свой первый приход.

Миссионерская деятельность

Семейство Мень всегда было открыто для общения с людьми разных религиозных убеждений и конфессий. Многие представители советской интеллигенции бывали у них в гостях. Сочетание образованности, простоты, дружелюбия и внимательности к окружающим сделали отца Александра одним из популярнейших проповедников своего времени. Мень видел людей насквозь и понимал, на каком языке нужно с ними говорить.

В последние несколько лет жизни он выступал с лекциями при огромной аудитории более двухсот раз. Тех, кто интересовался православием, но боялся приходить в церковь, он принимал дома у себя или друзей. Публикации о нем часто появлялись в советских СМИ. Светская власть не одобряла деятельность священника, ведь он приводил к вере все больше новых людей. Церковь же обвиняла его в ереси и увлечении оккультными науками и католицизмом.

Книги

До середины 1980 годов работы Александра Меня издавались только за рубежом под псевдонимами, которые придумывали издатели. Его можно считать одним из родоначальников религиозного самиздата. Священник был убежден, что изучение культуры и истории помогает находить общий язык с образованными людьми, которые в советское время начали тянуться к христианству.

Самые значимые книги:

  • В поисках Пути, Истины и Жизни
  • Сын Человеческий
  • Откуда явилось всё это?
  • Таинство, слово, образ
  • Как читать Библию?

Кроме них было издано множество сборников миссионерских бесед и лекций, а также Библиографический словарь. Почти все книги переведены на иностранные языки.

  • Мень не участвовал в правозащитной деятельности, но был духовным отцом некоторых советских диссидентов;
  • был основателем журнала «Мир Библии», Общедоступного Православного Университета и Российского библейского общества;
  • во время работы над книгой о вере и науке ходил на богослужения к католикам, протестантам и иудаистам;
  • на месте убийства отца Александра в Сергиевом Посаде возведен храм преподобного Сергия Радонежского.

В последние годы существования СССР имя Александра Меня было на слуху у даже людей, далеких от религии. Он был духовным наставником многих диссидентов советской эпохи, а его самого обвиняли в ереси. Трагическая гибель о. Александра до сих пор остается загадкой.


Родители одного из наиболее известных современных православных богословов были воспитаны в традициях иудаизма. Его отец, Владимир Георгиевич (Вольф Герш-Лейбович), родился в Киеве и получил начальное религиозное образование, однако всю последующую жизнь был далек от религии. Он окончил два высших учебных заведения и одно время был главным инженером Орехово-Зуевской ткацкой фабрики. Мать Александра Меня, Елена Семеновна Цуперфейн, происходила из интеллигентной семьи, родилась в Берне и в детстве долго жила за границей. Однако, еще будучи ученицей гимназии, она проявляла интерес к православию и даже посещала уроки Закона Божьего. Александр Мень появился на свет в Москве, 22 января 1935 года. Когда мальчику исполнилось полгода, мать вместе с ним приняла крещение в Истинно-Православной (Катакомбной) церкви, не признавшей главенства Московского патриархата и находившейся на нелегальном положении. Елена Мень неукоснительно выполняла православные обряды, хотя в те времена это могло привести к печальным последствиям. Впрочем, избежать репрессий семье не удалось – в 1941 году Вольф Мень был арестован, а затем отправлен работать на Урал.

Возможности получить высшее образование для сына репрессированного были не слишком высоки. Александр посещал детский биологический кружок, а затем поступил на охотоведческий факультет Московского пушно-мехового института. Там он познакомился со студенткой товароведческого факультета Натальей Григоренко, которая впоследствии стала его женой и надежной помощницей во всех делах. По воспоминаниям Натальи Федоровны, Алик Мень и внешне, и по поведению очень отличался от всех студентов. Он носил сапоги, галифе и широкополую шляпу, отрастил густую черную бороду, а в неизмененной сумке через плечо всегда лежала Библия (о чем знали немногие). Семья Григоренко не была религиозной, (хотя мать девушки пела в церковном хоре, за что не раз попадала в неприятности), однако воззрения Александра и его планы стать священником были ими восприняты с пониманием. В 1956 году состоялась свадьба, а в 1958 году, за несколько месяцев до выпуска, Александра исключили из института за религиозные убеждения.



После исключения Мень был рукоположен в диаконы и поступил на заочное отделение Ленинградской духовной семинарии. После окончания он служил священником в подмосковных храмах, затем поступил на заочное отделение Московской духовной семинарии, которое окончил в 1965 году. Несмотря на негативное отношение к верующим в те годы, семья Александра, которая проживала в подмосковном поселке Семхоз, была открыта для общения с людьми, терпима к другим взглядам и конфессиям. Вне храма они носили обычную одежду, а Наталья Федоровна - даже вызывающий для того времени брючный костюм. В доме Меня часто бывали видные представители интеллигенции, и многие их них под влиянием отца Александра приняли крещение. В 1969 году Александр Мень защитил кандидатскую диссертацию по исследованию монотеизма в дохристианских верованиях.


Мировоззрение отца Александра складывалось под влиянием таких авторитетов православной мысли, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, О.П. Флоренский и других. Он глубоко изучал и труды католических богословов, особенно ценил Пьера Тейяра де Шардена. Еще со времен обучения в духовной семинарии Александр Мень публиковался в "Журнале Московской Патриархии", принимал участие в переводе и подготовке к изданию трудов Франциска Сальского. Однако первые литературные труды Меня появлялись на свет в традициях популярного в те времена самиздата, а впоследствии печатались за рубежом. В 1969 году вышла в свет первая книга отца Александра "Сын Человеческий", в которой рассматривалась история становления единобожия в дохристианских культах. В 1970 году начал издаваться его фундаментальный труд – семитомная "История религии". Среди других трудов Александра Меня – "Библиологический словарь", "Исагогика", толкование Апокалипсиса и другие труды. Многие из них вызвали острую критику видных деятелей православной церкви. Особенно большое осуждение вызвали воззрения Александра Меня на общность истоков христианства, мусульманства и иудаизма, его отношение к идеям экуменизма, теории эволюции и многому другому. Отца Александра напрямую обвиняли в ереси, заигрывании с оккультизмом, католическом прозелитизме и даже перечисляли основания для его отлучения от церкви. Схожие обвинения звучали в адрес Меня и со стороны католической церкви.

В начале восьмидесятых годов Александр Мень получил возможность открыто публиковать свои труды и выступать перед широкой аудиторией. Он принял участие в создании журнала "Мир Библии", основал Общедоступный Православный университет и Российское библейское общество, благотворительный фонд "Группа милосердия" при детской клинической больнице, выступал в студенческих клубах и даже в обществе экстрасенсов, навлекая на себя очередные волны критики. Трудно сказать, от кого исходили угрозы, которые священник начал регулярно получать. Однако 9 сентября 1990 года, по пути из своего дома на утреннюю службу, отец Александр подвергся нападению двух неизвестных, один из которых нанес ему смертельные раны. Для расследования дела была создана специальная группа, которую возглавил наиболее авторитетный генерал-лейтенант Панин, однако до сегодняшнего дня оно остается нераскрытым. Наталья Федоровна Мень-Григоренко в настоящее время является старостой одного из подмосковных храмов и основательницей благотворительного фонда имени Александра Меня. Дочь отца Александра, Елена, занимается иконописью, его сын Михаил является видным политиком, в настоящее время занимает пост министра строительства и ЖКХ РФ.


Александр Владимирович Мень (22 января 1935 - 9 сентября 1990) - священник Русской Православной Церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию и истории христианства и других религий.

Биография
Родился в Москве, в семье еврейского происхождения: как по матери, так и по отцу. Отец в детстве учился в религиозной еврейской школе; мать с юности тянулась к христианству.
В возрасте шести месяцев он был крещён вместе с матерью. Крещение было совершено тайно священником Катакомбной церкви отцом Серафимом. Учился в Московском пушно-меховом институте (1953-1954), затем в Иркутском сельхозинституте (1955-1958), откуда исключён за религиозные убеждения. Через месяц после отчисления, 1 июня 1958 года, был рукоположен в дьяконы, а 1 сентября 1960 года (после окончания Ленинградской духовной семинарии) - в священники. В 1965 году закончил заочно Московскую духовную академию.
Служил в ряде подмосковных приходов. Уникальное сочетание широкой эрудиции, открытости к светской культуре, науке, к другим конфессиям, нехристианским религиям и глубокой церковной укоренённости, выдвинули Меня в число ведущих христианских проповедников.
Главный труд отца Александра - книга об Иисусе «Сын Человеческий», а также серия «В поисках пути, истины и жизни», в которой автор рассматривает историю нехристианских религий как путь к христианству в борьбе магизма и единобожия.
Отец Александр также автор книг «Таинство, слово, образ», «Откуда явилось всё это?», «Как читать Библию?» и многочисленных статей главным образом проповеднического и апологетического содержания. Работы отца Александра переведены на английский, литовский, польский, украинский и французский языки.
Отец Александр Мень - один из зачинателей христианского «самиздата» 1960-х годов. До середины 1980-х годов его труды издавались главным образом за границей (под псевдонимами Э. Светлов, А. Боголюбов, А. Павлов). Мень был духовным наставником, а часто и крестным отцом для многих «диссидентов» 1970-х и 80-х годов, хотя сам воздерживался от активной правозащитной деятельности, видя свою миссию в духовном просвещении.
С середины 1980-х годов отец Александр Мень - один из самых популярных христианских проповедников (в том числе в средствах массовой информации). Он был одним из основателей Российского библейского общества в 1990 году, Общедоступного Православного Университета, журнала «Мир Библии». Отец Александр активно поддерживал благотворительную деятельность, стоя у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице, которая впоследствии была названа его именем и стала одним из значительных благотворительных проектов.
Некоторые представители православных и околоправославных кругов оценивали деятельность отца Александра как «неправославную».
Во время выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами.
«5 мая 1998 г. по распоряжению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона из библиотеки и у студентов епархиального Духовного училища были изъяты книги известных православных богословов XX века протопресвитеров Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа, Николая Афанасьева и протоиерея Александра Меня, и сожжены во дворе училища. После этого трем священникам епархии было предложено проклясть “ереси” вышеупомянутых авторов, закрепив это присягой перед Крестом и Евангелием».
Отец Александр был убит 9 сентября 1990 года. В то утро он торопился в церковь: надо было вовремя поспеть к литургии. К нему подбежал какой-то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать. В это время из кустов выскочил ещё один человек и с силой ударил его сзади топором. Обливаясь кровью, священник направился к станции. Потом, теряя силы, повернул назад, к дому. Он сумел доползти до калитки.

«Кто вас, отец Александр?» - спросила женщина. «Да нет, никто, я сам!», - ответил Мень: он не захотел или не смог назвать своих убийц.
Несмотря на личные распоряжения президентов СССР и России, убийство осталось нераскрытым.

В последние годы существования СССР имя Александра Меня было на слуху у даже людей, далеких от религии. Он был духовным наставником многих диссидентов советской эпохи, а его самого обвиняли в ереси. Трагическая гибель о. Александра до сих пор остается загадкой.


Родители одного из наиболее известных современных православных богословов были воспитаны в традициях иудаизма. Его отец, Владимир Георгиевич (Вольф Герш-Лейбович), родился в Киеве и получил начальное религиозное образование, однако всю последующую жизнь был далек от религии. Он окончил два высших учебных заведения и одно время был главным инженером Орехово-Зуевской ткацкой фабрики. Мать Александра Меня, Елена Семеновна Цуперфейн, происходила из интеллигентной семьи, родилась в Берне и в детстве долго жила за границей. Однако, еще будучи ученицей гимназии, она проявляла интерес к православию и даже посещала уроки Закона Божьего. Александр Мень появился на свет в Москве, 22 января 1935 года. Когда мальчику исполнилось полгода, мать вместе с ним приняла крещение в Истинно-Православной (Катакомбной) церкви, не признавшей главенства Московского патриархата и находившейся на нелегальном положении. Елена Мень неукоснительно выполняла православные обряды, хотя в те времена это могло привести к печальным последствиям. Впрочем, избежать репрессий семье не удалось – в 1941 году Вольф Мень был арестован, а затем отправлен работать на Урал.

Возможности получить высшее образование для сына репрессированного были не слишком высоки. Александр посещал детский биологический кружок, а затем поступил на охотоведческий факультет Московского пушно-мехового института. Там он познакомился со студ

енткой товароведческого факультета Натальей Григоренко, которая впоследствии стала его женой и надежной помощницей во всех делах. По воспоминаниям Натальи Федоровны, Алик Мень и внешне, и по поведению очень отличался от всех студентов. Он носил сапоги, галифе и широкополую шляпу, отрастил густую черную бороду, а в неизмененной сумке через плечо всегда лежала Библия (о чем знали немногие). Семья Григоренко не была религиозной, (хотя мать девушки пела в церковном хоре, за что не раз попадала в неприятности), однако воззрения Александра и его планы стать священником были ими восприняты с пониманием. В 1956 году состоялась свадьба, а в 1958 году, за несколько месяцев до выпуска, Александра исключили из института за религиозные убеждения.

После исключения Мень был рукоположен в диаконы и поступил на заочное отделение Ленинградской духовной семинарии. После окончания он служил священником в подмосковных храмах, затем поступил на заочное отделение Московской духовной семинарии, которое окончил в 1965 году. Несмотря на негативное отношение к верующим в те годы, семья Александра, которая проживала в подмосковном поселке Семхоз, была открыта для общения с людьми, терпима к другим взглядам и конфессиям. Вне храма они носили обычную одежду, а Наталья Федоровна - даже вызывающий для того времени брючный костюм. В доме Меня часто бывали видные представители интеллигенции, и многие их

их под влиянием отца Александра приняли крещение. В 1969 году Александр Мень защитил кандидатскую диссертацию по исследованию монотеизма в дохристианских верованиях.

Мировоззрение отца Александра складывалось под влиянием таких авторитетов православной мысли, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, О.П. Флоренский и других. Он глубоко изучал и труды католических богословов, особенно ценил Пьера Тейяра де Шардена. Еще со времен обучения в духовной семинарии Александр Мень публиковался в "Журнале Московской Патриархии", принимал участие в переводе и подготовке к изданию трудов Франциска Сальского. Однако первые литературные труды Меня появлялись на свет в традициях популярного в те времена самиздата, а впоследствии печатались за рубежом. В 1969 году вышла в свет первая книга отца Александра "Сын Человеческий", в которой рассматривалась история становления единобожия в дохристианских культах. В 1970 году начал издаваться его фундаментальный труд – семитомная "История религии". Среди других трудов Александра Меня – "Библиологический словарь", "Исагогика", толкование Апокалипсиса и другие труды. Многие из них вызвали острую критику видных деятелей православной церкви. Особенно большое осуждение вызвали воззрения Александра Меня на общность истоков христианства, мусульманства и иудаизма, его отношение к идеям экуменизма, теории эволюции и многому другому. Отца Александра напрямую обвин

ли в ереси, заигрывании с оккультизмом, католическом прозелитизме и даже перечисляли основания для его отлучения от церкви. Схожие обвинения звучали в адрес Меня и со стороны католической церкви.

В начале восьмидесятых годов Александр Мень получил возможность открыто публиковать свои труды и выступать перед широкой аудиторией. Он принял участие в создании журнала "Мир Библии", основал Общедоступный Православный университет и Российское библейское общество, благотворительный фонд "Группа милосердия" при детской клинической больнице, выступал в студенческих клубах и даже в обществе экстрасенсов, навлекая на себя очередные волны критики. Трудно сказать, от кого исходили угрозы, которые священник начал регулярно получать. Однако 9 сентября 1990 года, по пути из своего дома на утреннюю службу, отец Александр подвергся нападению двух неизвестных, один из которых нанес ему смертельные раны. Для расследования дела была создана специальная группа, которую возглавил наиболее авторитетный генерал-лейтенант Панин, однако до сегодняшнего дня оно остается нераскрытым. Наталья Федоровна Мень-Григоренко в настоящее время является старостой одного из подмосковных храмов и основательницей благотворительного фонда имени Александра Меня. Дочь отца Александра, Елена, занимается иконописью, его сын Михаил является видным политиком, в настоящее время занимает пост министра строительства и ЖКХ РФ



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх