Чем занимается служба безопасности предприятия. Создание собственной службы безопасности на предприятии. Положение о группе иженерно-технической защиты

Понятие безопасности многогранно. В условиях конкурентной борьбы и криминализации рынка наряду с традиционными задачами охраны объектов у службы безопасности (СБ) появились новые задачи детективного характера, в том числе противодействие экономическому шпионажу, выявление ненадежных деловых партнеров и многое другое. В статье в структурированной форме представлены задачи и функции СБ, дано представление о методах и средствах ее деятельности, описаны виды организации подразделений охраны, нормативно-правовые аспекты охранной деятельности.

Виды охраны. Правовые основы охранной деятельности

Система защиты представляет собой совокупность сил и средств для обеспечения требуемого уровня безопасности объекта. В ней можно выделить следующие структурные компоненты (рис. 1):

Комплекс организационных мероприятий;

Инженерно-технические средства защиты;

Действия сотрудников СБ.

Рис. 1. Обобщенная структура системы защиты

Организационная поддержка функционирования системы защиты включает в себя комплекс мер по управлению службой безопасности, а также регламентирующие эти меры организационно-распорядительные документы. Инженерно-технические средства защиты предназначены для выполнения следующих задач:

Обеспечение санкционированного доступа;

Обнаружение проникновения нарушителя на объект;

Создание препятствий нарушителю при движении к цели акции;

Контроль проноса запрещенных предметов и т.п.

Задача обеспечения безопасности объекта возлагается на специально создаваемое структурное подразделение – СБ. Формы организации этой структурной единицы могут быть разными в зависимости от формы собственности объекта, его важности, количества сотрудников, а также прочих факторов. Охрана объекта может осуществляться:

Войсковой охраной (подразделением внутренних войск МВД России);

Отрядом ведомственной охраны;

Подразделением вневедомственной охраны МВД России, а также военизированным или сторожевым подразделением при органах внутренних дел;

Частным охранным предприятием.

Рассмотрим правовую базу каждого из видов охраны (табл. 1).

Таблица 1. Правовая база охранной деятельности


  1. Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1.
  2. Закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ.
  3. Закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ «Об организации ведомственной охраны» от 12 июля 2000 года № 514.
  5. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1.
  6. Постановление Правительства РФ «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года № 587.
  7. «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» от 14 августа 1992 года № 589.
  8. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ.
  9. Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ.
  10. «Положение о ведомственной охране Министерства (ведомства)».

Внутренние войска

Охрана важных государственных объектов осуществляется внутренними войсками МВД России. Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ определяет правовые основы деятельности частей и подразделений внутренних войск по охране таких объектов. Порядок выполнения военнослужащими внутренних войск служебно-боевых задач, организации и несения караульной службы определен в «Уставе гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации».

Ведомственная охрана

Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ. В нем определены основные требования к работникам ведомственной охраны, их права и обязанности, порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью. Защита объектов иных форм собственности осуществляется в соответствии с заключенными договорами. На основании указанного закона федеральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства, имеющие право на создание ведомственной охраны, разрабатывают «Положения о ведомственной охране» подведомственных им объектов. Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, определен Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 года «Об организации ведомственной охраны».

Основными задачами ведомственной охраны являются:

Защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

Обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Структура и полномочия органов ведомственной охраны, нормы численности работников, а также порядок организации их деятельности определяются «Положением о ведомственной охране».

Вневедомственная охрана

В соответствии с «Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ» (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года) при органах внутренних дел создаются подразделения вневедомственной охраны. Основными задачами вневедомственной охраны являются:

Охрана имущества собственников на договорной основе;

Участие в инспектировании ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;

Организация и проведение испытаний средств охранной сигнализации, выдача сертификатов;

Технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации.

Кроме того, при органах внутренних дел существуют военизированные и сторожевые подразделения, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. До принятия закона о вневедомст­венной охране на них распространяется действие Федерального закона «О ведомственной охране».

Частные охранные предприятия

В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1 частным охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

Защита жизни и здоровья граждан;

Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке:

Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Охранная деятельность таких предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (приложение 1 к Постановлению Правительства «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года с последующими изменениями).

Широко применяется и смешанный вид охраны, например объект может охраняться ведомственной охраной и внутренними войсками, внутренними войсками и собственной службой безопасности.

Дальнейшее описание ведется применительно к СБ, которая может быть организована на базе ведомственной охраны, частного охранного предприятия а также вневедомственной охраны.

Служба безопасности: задачи и функции

В соответствии с законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз внутреннего и внешнего характера». Угроза безопасности – потенциальная возможность действия, способного причинить ущерб интересам объекта. СБ является структурным подразделением предприятия, предназначенным для обеспечения защиты предприятия от прогнозируемых угроз.

Рассматривая безопасность как комплексное понятие, можно выделить следующие его составляющие:

Физическую безопасность;

Безопасность внешней деятельности;

Информационную безопасность;

Психологическую безопасность.

Задачи СБ по обеспечению безопасности показаны на рис. 2. В свою очередь, выполнение каждой задачи обеспечивается следующими функциями.

Рис. 2. Задачи СБ по обеспечению безопасности





















Служба безопасности

Составляющие

Безопасности

Физическая безопасность

Безопасность внешней деятельности

Информационная безопасность

Психологическая безопасность

Задачи СБ

По обеспечению безопасности

Охрана имущества

И сотрудников предприятия

Защита коммерческих интересов предприятия

Защита конфиденци-альной информации

Выявление неблагонадежных сотрудников

Функциями СБ по обеспечению физической безопасности являются:

Обнаружение проникновения нарушителя на охраняемую территорию;

Охрана имущества предприятия;

Защита персонала предприятия от преступных посягательств;

Обеспечение пропускного режима, разграничение доступа на объект;

Организация инженерно-технической защиты охраняемых зданий, помещений.

Безопасность внешней деятельности обеспечивается комплексом мер по выявлению и локализации угроз, затрагивающих коммерческие интересы предприятия.

В том числе, сюда входит:

Изучение криминальных аспектов рынка;

Противодействие экономическому шпионажу;

Выявление ненадежных деловых партнеров, сбор информации о лицах, заключающих контракты с предприятием;

Борьба с недобросовестной конкуренцией;

Выявление фактов незаконного использования товарных знаков и т.п.

Мероприятия по обеспечению информационной безопасности направлены на предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта и включают в себя:

Организацию конфиденциального делопроизводства;

Ограничение круга лиц, работающих с конфиденциальными документами;

Организацию ведения конфиденциальных переговоров;

Расследование обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну и т.д.;

Мероприятия по противодействию техническим способам несанкционированного съема информации;

Мероприятия по защите информации, циркулирующей в компьютерах, вычислительных сетях.

Психологическая безопасность достигается комплексом мер по выявлению неблагонадежных сотрудников предприятия, в том числе:

Выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (в рамках полномочий СБ);

Выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем психологического тестирования;

Профилактические мероприятия по формированию правосознательного поведения сотрудников.

Служба безопасности: структура, методы и средства деятельности

Структура и состав СБ определяются реальными потребностями предприятия и зависят от многих факторов: важности (потенциальной опасности) объекта, формы собственности, рода деятельности, количества сотрудников, места расположения и т.п. Типовая структура СБ приведена в табл. 2.

Таблица 2. Типовая структура СБ





























Подразделение СБ Внутренняя структура Функции
1. Отдел физической охраны и режима
1. Группа охраны

2. Группа сопровождения

3. Тревожная группа

4. Группа инженерно-технической защиты

5. Группа режима

6. Бюро пропусков

1. Обеспечение физической безопасности людей

И мат. ценностей

2. Обеспечение пропускного и внутриобъектового режима

2. Отдел безопасности

Внешней деятельности

1. Разведывательная группа

2. Контрразведывательная группа

3. Аналитическая группа

Сбор и анализ разведывательной информации
3. Отдел защиты информации 1. Группа технической защиты информации

2. Группа конфиденциального делопроизводства

Предотвращение утечки конфиденциальной информации

С охраняемого объекта

4. Отдел психологической безопасности Проверка благонадежности сотрудников, защита

От «внутреннего» нарушителя

Отдел физической охраны и режима

Охрана и режим – традиционные виды охранной деятельности. Основная задача отдела – обнаружение несанкционированного доступа на территорию объекта, а также осуществление контрольно-пропускного режима. Основными методами деятельности являются:

Патрулирование (периодический обход территории);

Выставление постов (пост – это участок местности, порученный часовому для охраны и обороны);

Контрольно-пропускные функции (операторы КПП);

Сопровождение (охрана физических лиц).

К техническим средствам относятся все приспособления, повышающие эффективность охранной деятельности, в том числе:

Технические средства охраны (датчики охранной сигнализации, периметровые системы охраны, средст­ва теленаблюдения, средства тревожно-вызывной сигнализации и т.д.);

Средства управления доступом (турникеты, кодонаборные устройства, тамбур-шлюзы, металлодетекторы и т.п.);

Инженерные средства защиты (периметровые заграждения, физические барьеры, решетки, строительные конструкции зданий, сооружений и т.п.);

Оружие, средства индивидуальной защиты и т.д.

Отдел безопасности внешней деятельности

Задача отдела – сбор и анализ разведывательной информации. К методам деятельности относятся:

Замаскированный опрос сотрудников;

Изучение документов;

Негласное наведение справок;

Скрытое наблюдение и т.д.

К техническими средствам сбора информации относятся:

Средства негласного съема информации;

Средства скрытого видеонаблюдения;

Средства компьютерного шпионажа и т.п.

Наличие этого отдела в структуре СБ зависит, прежде всего, от степени вовлеченности предприятия в конкурентную борьбу, прогнозирования угроз его экономической безопасности.

Отдел защиты информации

Задача отдела – предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта. Все меры по защите информации можно разделить на две группы:

Организационные;

Технические.

Организационно защита охраняемых сведений обеспечивается комплексом мероприятий по работе с бумажными носителями информации и персоналом, в том числе:

Ведением конфиденциального делопроизводства;

Ограничением круга доступа лиц, допущенных к работе с документами;

Установлением определенного порядка ведения телефонных переговоров, применения радио- и телеграфной связи на предприятии;

Воспитательно-профилактической работой с сотрудниками предприятия;

Совершенствованием внутриобъектового и пропускного режима.

К техническим мероприятиям по предотвращению утечки информации можно отнести:

Периодические испытания выделенных помещений на наличие средств негласного съема информации;

Реализацию набора механизмов по защите компьютерной информации от несанкционированного доступа.

Отдел психологической безопасности

Задача отдела – выявление неблагонадежных сотрудников. К основным методам работы относятся:

Профилактическая работа с персоналом (вывешивание стендов, бюллетеней, разъяснительная работа);

Личная беседа с сотрудником, опрос;

Психологическое тестирование;

Психофизиологические исследования.

В качестве материально-технического обеспечения технологий оценки персонала применяется аппаратура для психофизиологических исследований с использованием полиграфа.

Нормативное обеспечение деятельности

Все нормативные документы по охране объектов можно разделить на три вида:

Документы федерального уровня;

Документы ведомственного уровня;

Документы локального уровня.

Во-первых, это федеральные нормативно-правовые акты (законы, постановления Правительства), являющиеся правовой базой создания СБ ().

Во-вторых, существуют документы ведомственного уровня, такие как упомянутое выше «Положение о ведомственной охране Министерства». Они регулируют вопросы организации охранной деятельности в отрасли.

В-третьих, в качестве «бумажного обеспечения» деятельности СБ на объекте должен быть разработан комплект организационно-распорядительных документов локального уровня (табл. 3). Их состав и содержание не регламентированы, а определяются исходя из практических потребностей.

Таблица 3. Комплект организационно-распорядительных документов локального уровня, регламентирующих деятельность СБ






















































Название Содержание
1 Положение о СБ предприятия (Устав СБ) См. в тексте
2 Комплект положений о подразделениях СБ Определяет задачи и функции подразделения, его место в составе СБ, внутреннюю организацию. На основе положения составляется штатное расписание подразделения
3 Комплект должностных инструкций персонала СБ Определяет права и обязанности персонала СБ, а также вопросы его ответственности
4 Инструкция по организации охраны предприятия Определяет предметы защиты, способы охраны (посты, рубежи защиты, порядок патрулирования территории) и т.д.
5 Инструкция по защите информации Определяет основные организационно-технические мероприятия по защите информации на объекте
6 Инструкция об организации пропускного режима Регламентирует порядок пропуска сотрудников и транспортных средств через КПП, виды пропусков, порядок их оформления и хранения
7 Инструкция об организации внутриобъектового режима Определяет правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности на территории объекта
8 Инструкция по организации эксплуатации технических средств и систем охраны Регламентирует порядок проведения техобслуживания и ремонта технических средств, ведения учетной документации, вопросы хранения, консервации и списания
9 Инструкция о действиях в нештатных ситуациях Определяет порядок действий персонала СБ при нападении нарушителей, а также в других чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, стихийные бедствия и пр.)

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность СБ, является Положение о службе безопасности (Устав). В нем должны быть отражены следующие вопросы:

Нормативно-правовое обеспечение деятельнос­ти СБ;

Задачи и функции;

Организационно-штатная структура;

Кадровые ресурсы, сотрудники СБ, их права и обязанности;

Взаимодействие с правоохранительными органами;

Порядок применения физической силы, огнестрельного оружия, специальных средств;

Материально-техническое обеспечение;

Финансовое обеспечение;

Контроль деятельности СБ.

В заключение коснемся вопросов контроля за обеспечением безопасности на объекте. Контроль – одна из функций управления, необходимая для оценки качества работы. Применительно к СБ качество работы оценивается числом отраженных угроз к общему числу реализованных угроз за определенный интервал времени. Конкретно это выражается через:

Число пресеченных попыток проникновения на охраняемую территорию;

Число пресеченных попыток нарушений пропускного режима;

Число пресеченных попыток хищения конфиденциальной информации,

Число своевременно выявленных и локализованных угроз безопасности внешней деятельности предприятия.

Отметим, что в полном объеме описанная структура СБ реализуется, как правило, на крупных или ведущих активную коммерческую деятельность объектах. На средних и малых объектах она корректируется с учетом реальных потребностей предприятия.

  • Корпоративная культура

Ключевые слова:

1 -1

Введение.

Деятельность предприятий в современных условиях хозяйствования в России является весьма сложной. И это связано не только с общим кризисным состоянием российской экономики, сохраняющейся инфляцией, низким курсом рубля и прочими макроэкономическими деформациями, но и с рядом специфических факторов, усиливающих активизацию угроз экономической безопасности предприятий.

Деятельность предприятия, по своей сути, является весьма разносторонней. Она связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т.д.

В любом случае каждое предприятие представляет собой систему, включающую основные элементы и связи между ними. Как раз по линиям внутренних и внешних связей системы и могут реализоваться угрозы ее экономической безопасности.

Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние субъекта в текущем и перспективном периоде. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным, многоаспектным, то эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов, и все элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, целостности, единстве. Таким образом, необходимо создание комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности.

1.Организация службы экономической безопасности.

Среди субъектов, обеспечивающих защиту экономической безопасности предприятия, наибольшее значение имеет служба собственной экономической безопасности (конечно, при наличии соответствующего размера субъекта предприятия и финансовых средств). Создание службы собственной экономической безопасности представляет на практике наибольшую трудность, поскольку каждый субъект сугубо индивидуален, поскольку специфична его деятельность. Однако можно выделить ряд этапов, рекомендуемых предприятиям при создании службы безопасности.

1.1. Принятие решения о необходимости создания службы экономической безопасности (СЭБ).

Вопрос о создании службы безопасности должен возникать в момент принятия решения об организации предприятия, в зависимости от выбираемого вида деятельности, объема предполагаемой к производству продукции, размера годового оборота и прибыли, использованию секретов производства, количества работников и т.п. Учредители должны заранее предусмотреть необходимость создания службы безопасности.

После государственной регистрации руководителями принимается окончательное решение о создании СЭБ. В случае положительного решения вопроса определяется ответственное лицо (группа лиц) которое будет непосредственно заниматься организацией службы экономической безопасности.

Задачи СЭБ – предупреждение угроз, реагирование на возникшие угрозы и определение конкретных объектов защиты. (Персонал, информация, компьютерные системы, здания и помещения).

Разработка положения о СЭБ, определение структуры, и утверждение штатов. Наличие соответствующей законодательной базы позволяет создать легальную службу безопасности.

1.2. Набор кадров.

Работниками службы экономической безопасности могут быть люди, специально и постоянно занимающиеся данной деятельностью как основной и привлеченные специалисты (например, главный бухгалтер, юрист и пр.).

При подборе постоянных работников в качестве важнейшего требования выступает профессиональная подготовка. В связи с этим предпочтение следует отдавать бывшим работникам правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой полиции) с соответствующим опытом работы и подходящим по умственным и морально-деловым качествам для данной деятельности. Для службы физической защиты целесообразнее приглашать лиц, проходивших службу в спецназе, СОБРе, ОМОНе., которые обладают профессиональными навыками владения оружием и рукопашного боя.

1.3. Непосредственная организация и функционирование службы экономической безопасности.

Для создания собственной службы безопасности предприятие (фирма) представляет в органы внутренних дел, по месту своего нахождения следующие документы:

Заявление о согласовании Устава службы безопасности;

Устав службы безопасности;

Лицензии руководителя и персонала службы безопасности на право осуществления охранно-сыскной деятельности;

О характере и направлениях деятельности службы безопасности, о составе и предполагаемой численности персонала, наличии специальных, технических и иных средств, потребности в оружии.

Собственное подразделение безопасности предприятия имеет право открытия текущих и расчетных счетов. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

В процессе функционирования значительную роль играет умелая расстановка кадров службы безопасности руководителем, распределение прав, полномочий и степени ответственности, что позволяет обеспечить эффективную работу подразделения. Важным фактором повышения эффективности деятельности СЭБ является гибкая система стимулирования работников службы в зависимости от итогов работы.

Особое внимание следует уделять постоянному взаимодействию службы экономической безопасности с правоохранительными органами.

Финансирование службы экономической безопасности осуществляется из прибыли. Важнейшим фактором поощрения работников службы является быстрое и качественное выполнение всех поставленных задач. Экономия на СЭБ, как правило, оборачивается гораздо более крупными потерями.

1.4. Контроль за деятельностью СЭБ.

В целях поддержания высокого уровня профессионализма работников СЭБ, дисциплины всего персонала и обеспечения эффективной работы службы безопасности в целом, необходимо осуществление постоянного контроля и анализа результатов деятельности СЭБ. Для этого используются:

Регулярные текущие отчеты СЭБ перед руководством фирмы;

Отчеты по защите от конкретных угроз и принятых мерах;

Анализ отчетов и вывод руководства фирмы об эффективности работы СЭБ.

Важным элементом поддержания высокого профессионального уровня работников СЭБ является совершенствование своих деловых навыков, расширение знаний, что достигается постоянным повышением квалификации и переподготовкой на соответствующих курсах и изучением специальной литературы.

1.5.Взаимодействие службы безопасности с органами правопорядка.

Особое внимание в процессе повседневной деятельности следует уделять постоянному взаимодействию службы экономической безопасности с правоохранительными органами.

Взаимодействие СЭБ и правоохранительных может осуществляться по следующим направлениям:

    Кадры – проверка правоохранительными органами кандидатов на работу, сообщения предпринимателей о нарушениях конкретными лицами, подготовка с помощью правоохранительных органов работников служб безопасности.

    Информация – обмен взаимной информацией о способах совершения противоправных действий, потенциально опасных лицах, лицах, находящихся в розыске и пр.

    Организационное взаимодействие – создание системы совместного противодействия незаконной деятельности со стороны физических и юридических лиц (организация охраны, установка сигнализации, системы быстрого оповещения правоохранительных органов).

Особо важное значение для минимизации негативных последствий возникших угроз играет своевременное и оперативное информирование правоохранительных органов об обнаружении правонарушений вообще и преступлений в частности.

Работники службы безопасности должны знать, что правонарушения, которое они обнаружили со стороны других лиц, может повлечь наступление ответственности носящей одновременно как гражданско-правовой, так и уголовный характер.

При обнаружении правонарушения лицо, имеющее соответствующие полномочия, обращается в правоохранительные органы с заявлением. При наличии признаков состава преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса РФ, возбуждается уголовное дело. Если в ходе его расследования будет установлено, что действиями обвиняемого был причинен ущерб, то следователем решается вопрос о признании лица, права которого были нарушены, гражданским истцом (подробнее см.: - Уголовный процессуальный кодекс РФ, ст. 29). При наличии доказательств ущерба суд признает права гражданского истца на возмещение его ущерба с виновной стороны.

2. Структура службы экономической безопасности.

Структура службы экономической безопасности, является специфичной для различных субъектов предприятий. Она зависит от размера фирмы, количества заняты на ней, характера деятельности, роли конфиденциальной информации (коммерческой тайны) и т.п.

Служба экономической безопасности является важнейшим элементом комплексной системы экономической безопасности субъекта. Если предприятие (фирма) небольшое – целесообразнее не создавать собственную службу безопасности, а использовать услуги соответствующих охранных и детективных агентств. В том же случае если предприятие крупное и использует в своей деятельности значительные массивы конфиденциальной информации, то объективно необходимо создание своей службы безопасности.

Примерная структура службы экономической безопасности предприятия (фирмы). Выделенные блоки непосредственно входят в службу экономической безопасности, а остальные – только в пределах вопросов, находящихся в компетенции СЭБ.

Структура службы безопасности

Особое положение в структуре СЭБ занимает группа чрезвычайных итуаций. Предварительно следует сказать, что фирма, а значит и СЭБ, могут работать в двух режимах – обычном и чрезвычайном. При обычном режиме не возникает серьезных угроз экономической безопасности фирмы, идет профилактическая работа по их предупреждению и деятельность всех подразделений проходит в повседневном ритме. Возникающие проблемы и угрозы носят локальный характер и преодолеваются текущей работой подразделений фирмы, в том числе службой безопасности. При чрезвычайном режиме возникают неожиданные угрозы с высокой или значительной тяжестью последствий. В этом случае руководитель службы безопасности или руководитель фирмы собирает группу чрезвычайных ситуаций (кризисную группу), включающую наиболее квалифицированных в данной проблеме специалистов фирмы, для ее решения. Эта группа работает не постоянно, а лишь по мере необходимости.

Данная структура предусматривает организацию подразделений, занимающихся непосредственной защитой основных объектов угроз и, одновременно, взаимодействие с другими структурными подразделениями фирмы, от деятельности которых в той или иной степени зависит обеспечение экономической безопасности. Конечно, такая структура не является всеобъемлющей, однако, она может быть использована в качестве основы при создании более развернутой системы экономической (и общей) безопасности.

3.Технология защиты от угроз экономической безопасности.

Практическая деятельность службы экономической безопасности должна основываться на использовании типовых схем, процедур и действий. Прежде всего, следует сказать об общем алгоритме действий, на котором основана работа службы безопасности. Он включает следующую последовательность операций:

Введение

Функции службы безопасности предприятия и ее структура

Заключение

Библиографический список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

В условиях нестабильной экономической ситуации процесс успешного функционирования и экономического развития российских компаний во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности предприятия. На текущий момент не все руководители предприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов. Однако в сознании большинства граждан все еще сильны стереотипы, согласно которым данная область относится многими к сфере компетенции государства и специальных органов. Хотя предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая на свой «страх» и «риск», т.е. в первую очередь владелец бизнеса должен взглянуть на свое предприятие и определить те жизненно важные интересы, которые необходимо защищать в первую очередь. И защищать эти интересы нужно компании самой, а не надеяться на помощь государства. Одним из инструментов по обеспечению защиты безопасности предприятия может стать создание на его базе собственной службы безопасности.

В своей работе я хотела бы остановиться на целях и структуре службы безопасности предприятия, а также на основных ее функциях.

ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА

Прежде чем, перейти к непосредственному изучению целей, структуры и функциям службы безопасности нужно определить перечень объектов, которые нуждаются в защите на предприятие.

Во-первых, к ним относятся:

Территория предприятия;

Расположенные на территории предприятия объекты (здания, сооружения);

Носители конфиденциальной информации (документы, изделия);

Материальные ценности (грузы).

Во-вторых, к особым объектам охраны относятся руководство предприятия, персонал, допущенный к конфиденциальной информации. Организация охраны руководства и персонала предприятия регулируются отдельным положением (инструкцией), которое утверждается руководителем предприятия, и, в необходимых случаях согласовывается с территориальными органами внутренних дел и органами безопасности.

Основные цели охраны руководства и персонала предприятия - обеспечение их личной безопасности в повседневных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций, предотвращение возможных попыток завладения злоумышленниками защищаемой информацией путем физического и иного насильственного воздействия на этих лиц, выработка рекомендаций охраняемым лицам по особенностям поведения в различных ситуациях.

К другим важным целям относятся также:

Предотвращение попыток проникновения посторонних лиц (злоумышленников) на территорию (объекты) предприятия;

Своевременное обнаружение и задержание лиц, противоправно проникших (пытающихся проникнуть) на охраняемую территорию;

Обеспечение сохранности находящихся на охраняемой территории носителей конфиденциальной информации и материальных средств и исключение, таким образом, нанесения ущерба предприятию;

Предупреждение происшествий на охраняемом объекте и ликвидация их последствий. К основным задачам охраны перечисленных объектов относятся следующие:

Контроль объекта и охраняемой территории, в том числе территории с особым режимом пропуска, в целях обнаружения и предотвращения попыток несанкционированного проникновения на них посторонних лиц (злоумышленников);

Обеспечение конфиденциальности и сохранения в тайне фактов проведения закрытых мероприятий на предприятии (его объектах), обсуждаемых или рассматриваемых на них вопросов;

Сопровождение и охрана носителей конфиденциальной информации, в том числе служебных документов предприятия, материальных ценностей и грузов при их транспортировке и перевозке (доставке);

Защита объектов и территорий с особым режимом пропуска от насильственных действий и вооруженных нападений, которые могут нанести ущерб предприятию;

Выполнение в необходимых случаях специальных задач по обеспечению личной охраны руководства предприятия и персонала предприятия, допущенного к конфиденциальной информации;

Участие в обеспечении пропускного режима для посетителей, транспортных средств и грузов на охраняемой территории (объектах предприятия) в целях установления личности и учета посетителей, контроля за ввозом, вывозом носителей конфиденциальной информации, грузов, материальных ценностей, предотвращения их несанкционированного перемещения, а также фиксации следов скрытых и открытых попыток хищения иного имущества предприятия;

Систематический анализ эффективности системы охраны, принимаемых должностными лицами мер по охране объектов предприятия и обеспечению сохранности носителей конфиденциальной информации, материальных ценностей и грузов, и выработка предложений по совершенствованию системы охраны. Для реализации главных целей и основных задач охраны предприятия (его объектов) создается система охраны.

Она включает личный состав подразделений охраны (караулов); технические средства охраны; места размещения личного состава, выполняющего задачи охраны, и используемых технических средств; методы охраны объектов. В качестве мест размещения личного состава охраны может быть использован один из основных элементов системы организации пропускного режима - контрольно-пропускные пункты.

Используемые при охране предприятий технические средства охраны делятся на две группы:

Средства обнаружения (пожарная и охранная сигнализация, «тревожное» оповещение, охранное телевидение, охранное освещение, аппаратура проверки почтовой корреспонденции, радиосвязь, прямая внутренняя связь, прямая телефонная связь с милицией и др.);

Средства обнаружения и ликвидации (средства пожаротушения, средства индивидуальной защиты, газовые ловушки, автотранспорт, оружие, инженерно-технические средства и др.).

В зависимости от масштабов и мощности организации деятельность по обеспечению безопасности предприятия и защиты информации может быть реализована от абонентного обслуживания силами специальных центров безопасности до полномасштабной службы самой компании с развитой штатной численностью.

Если предприятие создает свои собственные штатные подразделения охраны, то они организационно могут быть объединены в службу охраны. Служба охраны включает посты охраны, группы (подразделения) сотрудников охраны (в том числе подразделение личной охраны руководства и персонала), группу охраны и сопровождения материальных ценностей и грузов, «тревожную» группу (группу быстрого реагирования), а также подразделения сторожевых собак (при необходимости). Однако наиболее часто подразделения охраны наряду с другими подразделениями, решающими задачи по различным направлениям защиты информации, объединяются в службу безопасности предприятия. Если предприятие создает свою собственную службу безопасности, то она как правила становиться самостоятельной организационной единицей, подчиняющейся непосредственно руководителю предприятия. Возглавляет службу безопасности начальник службы в должности, как правило, заместителя руководителя предприятия по безопасности.

Совершенно очевидно, что если персонал службы безопасности по количеству большой, неизбежно встает вопрос о заместителях начальника службы безопасности. Их также должно быть не менее трех (по количеству подразделений службы безопасности), в крайнем случае, двух, если существует единая детективная служба.

Как правило, заместитель начальника службы безопасности является одновременно руководителем одного из подразделений и, в свою очередь, также имеет одного или нескольких заместителей. Не вызывает сомнений целесообразность создания таких подразделений, как канцелярия и бухгалтерия (в случае, если службу безопасности не обслуживает единая бухгалтерия предприятия-учредителя).

В крупных службах безопасности возможно введение должностей помощников (референтов) начальника.

Как уже ранее было отмечено, структура, численность и состав службы безопасности предприятия (фирмы, компании и т.д.) определяются реальными потребностями предприятия и степенью конфиденциальности ее информации. Поэтому представить универсальную структуру службы безопасности невозможно, однако можно выделить основные структурные подразделения, которые должны присутствовать в большинстве случаев при организации службы безопасности на крупных промышленных государственных, акционерных предприятиях, в промышленно-финансовых группах, холдингах и т. п.

Организационно служба безопасности должна состоять из следующих структурных единиц:

Отдел защиты информации;

Отдел режима и охраны

Отдел режима и охраны является самостоятельным структурным подразделением службы безопасности и подчиняется начальнику службы безопасности. В его задачи входит:

1) определение перечня сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну, организация и осуществление мер по обеспечению их безопасности;

2) разработка системы предотвращения несанкционированного допуска и доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, и разработка соответствующих инструкций;

3) организация и поддержание пропускного режима, организация прохода сотрудников и посетителей в различные зоны доступа;

4) организация охраны аттестованных конфиденциальных помещений;

5) организация личной охраны руководителей и ведущих сотрудников, обеспечение безопасности транспортировки грузов и документов;

6) наблюдение за обстановкой вокруг и внутри объекта;

7) контролирование работоспособности элементов защиты в повседневных и в особых условиях (стихийные бедствия, поломки, аварии, беспорядки и т. п.).

Отдел защиты информации

Отдел специальной защиты предназначен для организации и обеспечения эффективного функционирования системы защиты информации. Основными задачами отдела являются:

1) организация работ по защите документальных материалов;

2) разработка и организация защиты автоматизированных систем обработки информации и электронного документооборота;

3) распределение между пользователями необходимых реквизитов защиты;

4) обучение пользователей автоматизированных систем правилам безопасной обработки информации;

5) принятие мер реагирования на попытки НДС и нарушения правил функционирования системы защиты;

6) тестирование системы защиты и контроль за ее функционированием;

7) устранение слабостей в системе защиты и совершенствование механизмов обеспечения безопасности.

Инженерно-техническая группа

Основной задачей инженерно-технической группы является обеспечение безопасности деятельности предприятия с помощью технических средств защиты. А именно:

1) определение границ охраняемой (контролируемой) территории (зоны) с учетом возможностей технических средств, наблюдения злоумышленников;

2) определение технических средств, используемых для передачи, приема и обработки конфиденциальной информации в пределах охраняемой (контролируемой) территории (зоны);

3) обследование выделенных помещений с целью установления потенциально возможных каналов утечки конфиденциальной информации через технические средства, конструкции зданий и оборудования;

4) выявление и оценка степени опасности технических каналов утечки информации;

5) разработка мероприятий по ликвидации (локализации) установленных каналов утечки информации организационными, организационно-техническими или техническими мерами, используя для этого физические, аппаратные и программные средства и математические методы защиты.

Группа безопасности внешней деятельности

Сотрудники группы безопасности внешней деятельности разрабатывают и проводят специальные мероприятия по изучению окружения объекта (конкуренты, посетители, клиенты и т. д.):

1) изучают торгово-конъюнктурные ситуации в пространстве деятельности учредителей, партнеров, клиентов и потенциально возможных конкурентов;

2) проводят ситуационный анализ текущего состояния финансово-торговой деятельности с точки зрения прогнозирования возможных последствий, могущих привести к неправомерным действиям со стороны конкурирующих организаций и предприятий;

3) собирают и обрабатывают сведения о деятельности потенциальных и реальных конкурентов для выявления возможных злонамеренных действий по добыванию охраняемых сведений;

4) определяют возможные направления и характер злоумышленных действий со стороны специальных служб промышленного шпионажа против предприятия, его партнеров и клиентов;

5) ведут учет и анализ попыток несанкционированного получения коммерческих секретов конкурентами;

6) определяют платежеспособность юридических и физических лиц, их возможности по своевременному выполнению платежных обязательств.

Приведенная структура службы безопасности не универсальна и должна корректироваться под определенную организацию. В частности, в нее могут быть введены новые отделы, например отдел пожарной безопасности, группа управления персоналом или группа сопровождения грузов. Как правило, формирование или реформирование структуры собственной безопасности осуществляется по мере понимания задач, которые должны ею решаться на текущий момент.

К основным функции деятельности службы безопасности можно отнести:

1. Установление обстоятельств недобросовестной конкуренции со стороны других предприятий. Под недобросовестной конкуренцией понимается применение в конкурентной борьбе средств и методов, связанных с нарушением действующего законодательства, регламентирующего производственную и коммерческую деятельность предприятий или норм и правил взаимоотношений между конкурентами, принятых на рынке товаров и услуг. К ней относятся: установление дискриминационных цен или коммерческих условий, ложная реклама, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг и т.д.

2. Сбор сведений по уголовным делам. Уголовные дела, к расследованию которых подключается служба безопасности, условно можно разделить на две группы: возбужденные в связи с совершением преступлений против персонала предприятия и преступления против собственности учредителя. Причем, если говорить о преступлениях первой группы, то обязательным условием сбора сведений о них является их связь с деятельностью предприятия-учредителя. Например, кража личного имущества у сотрудника фирмы сама по себе не обязывает сотрудников службы безопасности подключаться к расследованию этого преступления, однако, в том случае, если среди этого имущества окажутся документы предприятия-учредителя, то ситуация меняется противоположным образом. Возможно подключение сотрудников службы безопасности к расследованию уголовных дел, по которым работник предприятия является обвиняемым в совершении преступлений, однако, делать это необходимо только по указанию или с разрешения руководителя фирмы. К наиболее распространенным преступлениям второй группы относятся кражи, грабежи, мелкие хищения, поджоги и т.д. Весьма актуальными для сотрудников службы безопасности стали преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих организациях.

3. Расследование фактов разглашения коммерческой тайны предприятия. Под коммерческой тайной понимается не являющаяся государственным секретом, специально охраняемая собственником (владельцем) управленческая, производственная, научно-техническая, финансовая, торговая и иная деловая информация.

4. Сбор информации о лицах, заключивших с предприятием контракты. Предприятие обычно заключает два типа контрактов: коммерческий (документ, представляющий собой договор поставки товаров или предоставления услуг) и трудовой (вид трудового договора, заключающегося в письменной форме со своими постоянными или временными работниками). Одним из договорных условий может быть письменное согласие лица, с кем подписывается контракт, на сбор информации об его биографических и других характеризующих личность данных. При этом в контракте должно быть оговорено, что такого рода сбор информации проводится как до вступления контракта в силу (например, во время прохождения испытательного срока), так и во время его реализации, т.е. до расторжения контракта.

4. Поиск утраченного имущества предприятия Расследование фактов неправомерного использования товарных (фирменных) знаков предприятия.

Под имуществом предприятия понимается находящиеся в его ведении или собственности материальные ценности, денежные средства в кассе, на расчетном счете и других счетах в банках, нематериальные активы (патенты, лицензии, программы, ноу-хау, брокерские места и т п.). Содержание работы сотрудников службы безопасности в зависимости от категории утраченного имущества носит различный характер.

5. Расследование фактов неправомерного использования товарных (фирменных) знаков предприятия.

6. Розыск без вести пропавших сотрудников. Сотрудники службы безопасности подключаются к розыску без вести пропавшего сотрудника только в том случае, если есть основания предполагать, что его отсутствие на работе приведет (может привести) к реальному или потенциальному ущербу предприятию. Деятельность службы безопасности по розыску без вести пропавшего сотрудника - это комплекс мероприятий, осуществляемых при тесном взаимодействии с органами внутренних дел с целью установления фактических обстоятельств его исчезновения и фактического местонахождения.

7. Выявление некредитоспособных партнеров. Некредитоспособным признается тот партнер, у которого для получения кредита нет предпосылок, подтверждающих способность возвратить его. Служба безопасности обязана выявлять некредитоспособных партнеров как до заключения, так и в процессе реализации договора и своевременно информировать об этом руководство предприятия.

8. Выявление ненадежных деловых партнеров. Ненадежность делового партнера может определятся большим количеством сорванных по его вине сделок с другими фирмами; несвоевременным и некачественным выполнением условий заключенных договоров; значительным количеством в фирме ранее судимых лиц; неуважительным отношением к авторскому или патентному праву и. т.д. Способность службы безопасности своевременно выявить хотя бы отдельные параметры ненадежности будущих или настоящих деловых партнеров в значительной степени может повлиять на степень экономической безопасности предприятия-учредителя.

9. Сбор сведений по гражданским делам . Сбор сведений по гражданским делам служба безопасности осуществляет во взаимодействии с представителем предприятия-учредителя на суде как до, так и во время рассмотрения их на судебных заседаниях. Необходимость в сборе информации сотрудниками службы безопасности возникает обычно в случаях:

· выявления свидетелей и документов;

· проверки достоверности информации участников процесса и подлинности доказательств, представленных на суде;

· возникновения необходимости проверки наличия основания для отвода в рассмотрении дела;

· оказания помощи суду в установлении фактического местонахождения участников процесса;

· выявления лиц, оскорбляющих или оклеветавших руководителей предприятия-учредителя;

· поиска утаиваемого от суда имущества процессуального противника, необходимого для погашения материального ущерба и т.д.

10. Сбор информации для проведения деловых переговоров. Сотрудники службы безопасности участвуют в сборе информации как на стадии подготовки к переговорам, так и во время их проведения. Например, в процессе подготовки к переговорам сведения об участниках будущих переговоров, их сильных и слабых сторонах, их позициях и планах ведения переговоров, подготовленных материалах, конкурентоспособности и платежеспособности делового партнера и т.д. Во время проведения переговоров служба безопасности должна поставлять информацию об изменениях позиции партнеров по переговорам, о возможных попытках с их стороны шантажировать, подкупать членов делегации предприятия-учредителя, проведения разведывательных мероприятий в отношении их и т.д.

11. Защита жизни и здоровья персонала от противоправных посягательств. Защиту организует служба безопасности либо всего персонала предприятия (во время нахождения его на работе), либо некоторых его категорий (руководители, кассиры и т.д.) в рабочее и, как исключение, в нерабочее время, либо применяются оба варианта. При этом четко определяется время (круглосуточно, только в дневное время и т.д.) проведения охранных мероприятий. Охранники должны быть нацелены, прежде всего, на пресечение насильственных преступлений (покушение на убийство, рэкет) и административных проступков (мелкое хулиганство) в отношении охраняемых лиц. Должны широко применяться технические средства защиты.

12. Охрана имущества предприятия .

13. Обеспечение порядка в местах проведения предприятием представительских, конфиденциальных и массовых мероприятий. В зависимости от их типа мероприятий меняется и содержание деятельности службы безопасности. Например, при проведении закрытых совещаний основное внимание уделяется, прежде всего, защите сведений, составляющих коммерческую тайну, на выставках необходимо принимать меры к недопущению кражи или порчи имущества предприятия; при проведении концертов основное внимание уделяется физической безопасности людей и т. д.

14. Консультирование и представление рекомендаций руководству и персоналу предприятия по вопросам обеспечения безопасности. В обязанности службы безопасности входит не только консультирование и дача рекомендаций сотрудникам предприятия по вопросам обеспечения безопасности, но и ее реализация.

15. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочу кратко под вести итоги проделанной работы.

Итак, основной целью службы безопасности является своевременное пресечение противоправных посягательств на экономические интересы и персонал предприятия.

Если говорить о структуре, численности и составе службы безопасности предприятия (фирмы, компании и т.д.), то в первую очередь они определяются реальными потребностями самого предприятия и степенью конфиденциальности ее информации. Поэтому представить универсальную структуру службы безопасности невозможно безопасности. Вместе с тем, организационно служба безопасности должна состоять из следующих структурных единиц:

Отдел режима и охраны, в составе сектора режима и сектора охраны;

Отдел защиты информации;

Инженерно-техническая группа;

Группа безопасности внешней деятельности.

Служба безопасности предприятия выполняет следующие основные общие функции:

· организует и обеспечивает пропускной и внутри объектовый режим в зданиях и помещениях;

· руководит работами по правовому и организационному регулированию отношений по защите коммерческой тайны;

· участвует в разработке основополагающих документов с целью закрепления в них требований обеспечение безопасности и защиты коммерческой тайны

· изучает все стороны коммерческой, производственной, финансовой и другой деятельности для выявления и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации, ведет учет и анализ нарушений режима безопасности, накапливает и анализирует данные о злоумышленных устремлениях конкурентов и других организаций о деятельности предприятия и его клиентов, партнеров, смежников;

· организует и проводит служебные расследования по фактам разглашения сведений, утрат документов и других нарушений безопасности предприятия; поддерживает контакты с правоохранительными органами и службами безопасности соседних предприятий в интересах изучения криминогенной обстановки в районе (зоне).

Служба безопасности может включать следующие основные подразделения: режимное; сыскное; охранное; техническое; информационное; аналитическое. Режимное подразделение создается, когда предприятие располагает коммерческой тайной или в его деятельности большое значение имеет иная информация конфиденциального характера.

На подразделение возложены, как правило, следующие функции:

Определение состава сведений, представляющих собой коммерческую тайну;

Подготовка инструкций о порядке работы с конфиденциальной информацией и коммерческой тайной;

Допуск сотрудников к работе с конфиденциальной информацией и коммерческой тайной;

Организация и ведение закрытого делопроизводства;

Учет документов, содержащих коммерческую тайну, а также фактов ознакомления с ними;

Оценка документов, материалов, образцов, выходящих за пределы предприятия, на наличие в них сведений для служебного пользования, коммерческой тайны;

Контроль за выполнением требований режима работы, посещений предприятия.

Особый режим работы вводится, в частности, в служебных помещениях, где находятся сотрудники, имеющие дело с информацией ограниченного распространения; в помещениях производственного назначения, если коммерческую тайну составляют образцы или технологическая информация.

Режимное подразделение взаимодействует с аналитическим подразделением службы безопасности в части, касающейся определения состава сведений, подлежащих закрытию, и мер их защиты. Она получает от него сведения о характере взаимосвязи коммерческой тайны с другими служебными сведениями, позволяет составить представление о коммерческой тайне по параметрам и характеристикам, которые сами по себе к категории коммерческой тайны не относятся.

Взаимодействие с охранным подразделением осуществляется по вопросам посещений предприятия.

Совместно с техническим подразделением службы безопасности решаются вопросы использования технических средств для осуществления режимных мероприятий, контроля за доступом к документам, иным носителям конфиденциальной информации.

Контакты с информационным подразделением службы безопасности необходимы по вопросам фиксации объема осведомленности сотрудников, создания автоматизированной системы в интересах режимного подразделения.

Вместе с сыскным подразделением расследуются факты утечки информации.

Необходимо сотрудничать со всеми подразделениями предприятия по вопросам организации в них режима секретности проводимых работ.

Сыскное подразделение создается прежде всего при значительном объеме работ, связанных с выполнением функций сыска, когда имеются основания полагать, что предприятие может стать объектом промышленного шпионажа.


Это подразделение выполняет следующие функции:

Занимается проверкой физических лиц и социальных организаций, попадающих в поле зрения службы безопасности предприятия;

Ведет изучение отдельных сотрудников, клиентов предприятия, жителей ближайшего окружения, в действиях которых содержатся угрозы безопасности предприятия;

Занимается разработкой и проведением специальных мероприятий в отношении предприятий-конкурентов.

Сыскное подразделение взаимодействует:

С кадровым аппаратом - при проверке кандидатов на работу, а в случае надобности - и персонала фирмы;

Со всеми подразделениями предприятия по вопросам расследования фактов криминальной конкуренции;

С правоохранительными органами, службами безопасности других предприятий, с частными детективными агентствами.

Охранное подразделение создается в случаях, когда необходимо ограничить или исключить посещение предприятия посторонними лицами, если в помещениях имеются материальные ценности (оборудование, вычислительная, множительная техника) или финансовые средства, проводятся работы закрытого характера, хранятся секретная информация или предметы, содержащие коммерческую тайну.

Основными объектами охраны являются руководители и сотрудники предприятия, офисы, складские помещения, производственные цеха, транспортируемые грузы, финансовые средства.

В функции охранного подразделения входят:

- охрана зданий, сооружений, помещений;

- физическая охрана руководителей предприятия, отдельных лиц из числа сотрудников;

- разработка и осуществление пропускного режима;

- охрана грузов при их транспортировке;

- выявление угроз безопасности охраняемым объектам.

Важную роль в работе этого подразделения играет учет посещений, дежурств и происшествий в специальных журналах. В них фиксируются наблюдения, результаты контрольных проверок, замечания, жалобы, факты срабатывания охранной сигнализации, распоряжения, происшествия.

В составе охранного подразделения иногда создается мобильная группа, прибывающая на место происшествия в случае угрозы жизни и здоровью сотрудников предприятия или в иных, заранее определенных ситуациях.

Охранное подразделение взаимодействует прежде всего с техническим подразделением по вопросам оборудования охранной, противопожарной и иной сигнализацией, ее обслуживания и ремонта.

От сыскного подразделения оно получает сведения, характеризующие обстановку в окружении охраняемого объекта.

Взаимодействие с аналитическим подразделением необходимо в прогнозировании обстановки вокруг охраняемого объекта. Важно также установить сотрудничество с расположенным поблизости подразделением органов внутренних дел.

Численность охранного подразделения зависит от количества и состава охраняемых объектов, решаемых задач, режима охраны (круглосуточный, ночной) и работы его сотрудников (обычно в течение суток или 12 часов).

Техническое подразделение необходимо, когда имеются основания предполагать, что в отношении объектов предприятия будут использоваться технические средства разведки, когда безопасность предприятия обеспечивается преимущественно с помощью технических средств - охранной и противопожарной сигнализации, средств видеонаблюдения и т.п.

Техническое подразделение целесообразно создавать отдельно, если имеются, по крайней мере, два других подразделения службы безопасности, использующих в своей работе технические средства.

Техническое подразделение осуществляет:

Разработку инженерно-технической и технической стороны системы защиты предприятия;

Заказ, приобретение, установку и настройку технических средств защиты (сигнализации, видеонаблюдения, связи, пожаротушения);

Мелкий и средний ремонт техники, профилактические мероприятия;

Экспертизу рынка технических средств защиты; техническое обеспечение мероприятий сыскного подразделения;

Мероприятия по выявлению фактов применения технических средств промышленного шпионажа, а также противодействию ему с использованием технических средств.

Взаимодействие с информационным подразделением требуется для проведения работ по присвоению категории объектам вычислительной техники, использованию средств защиты от утечки информации по техническим каналам.

Совместно с охранным подразделением решаются вопросы, связанные с разработкой концепции охраны, установкой различного рода технических средств, а с сыскным подразделением - технического обеспечения проводимых специальных мероприятий.

Нужно также сотрудничать с другими подразделениями предприятия, особенно при проведении мероприятий по выявлению фактов применения технических средств промышленного шпионажа и противодействию ему.

Информационное подразделение создается при наличии существенного объема данных, имеющих значение для защиты предприятия, и сложных процедур их обработки в течение ограниченного времени.

Это подразделение ведет:

Сбор, накопление, хранение и обработку информации, имеющей значение для защиты бизнеса, в том числе в интересах других подразделений службы безопасности;

Разработку и развитие информационной системы службы безопасности;

Программных средств защиты информации. Информационное подразделение взаимодействует с другими информационными системами предприятия и сторонними организациями. Сведения могут поступать из всех подразделений предприятия, в том числе из других подразделений службы безопасности, специализированных информационных организаций, как частных, так и государственных. Зачастую целесообразно использовать также данные из открытых источников.

В некоторых крупных российских фирмах и банках информационные подразделения службы безопасности занимаются исключительно сбором сведений о зарубежных компаниях, используя, в частности, такие источники, как информацию торговых палат, консульских отделов посольств, банков-корреспондентов. Учитывая невысокие качество, полноту и оперативность, значительную стоимость информации при такой организации работы, следует признать ее недостаточно эффективной.

Предпочтительным представляется обращение за сведениями о зарубежных фирмах к специализированным информационным организациям.

Аналитическое подразделение создается в случае наличия многоплановых угроз безопасности предприятия, множественности возможных субъектов криминальной конкуренции.

Основные функции аналитического подразделения:

Разработка концепции защиты бизнеса, ее стратегии; анализ угроз безопасности предприятия;

Выявление вероятных субъектов криминальной конкуренции; постановка задач перед другими подразделениями службы безопасности;

Аналитическое обеспечение мероприятий по локализации последствий конкретных фактов криминальной конкуренции. Аналитическое подразделение получает информацию непосредственно от руководителей предприятия и службы безопасности, информационного подразделения службы безопасности.

Аналитическая работа предполагает построение моделей в сфере безопасности предпринимательства (методик различного рода обследований, расчета возможного ущерба от утечки информации, продажной стоимости коммерческой тайны; методики управления безопасностью коммерческой тайны и предпринимательства) и проведение исследований с использованием указанных моделей и методик.

При отсутствии аналитического подразделения его функции выполняют начальник службы безопасности и руководители предприятия.

С целью нейтрализации экстремальных ситуаций, а затем и устранения угрозы для безопасности предприятия может быть создана специальная группа особо доверенных лиц. Она должна действовать на постоянной основе. В ее состав входят глава предприятия, руководители филиалов, финансовый директор (главный бухгалтер), начальник и юрисконсульт службы безопасности. В отдельных случаях в решении конкретных вопросов могут участвовать и пользующиеся доверием представители правоохранительных органов.

К основным функциям группы относятся:

Оценка экстремальных обстоятельств;

Принятие решений по выходу из кризиса;

Управление деятельностью предприятия в экстремальных условиях;

Разработка подходов к разрешению чрезвычайных ситуаций, основных принципов деятельности в целях защиты;

Определение возможных затрат, состава и содержания проводимых мероприятий.

При проведении заседаний группы действует принцип конспирации. Вместе с тем о содержании принимаемых решений в пределах допустимого нужно обязательно информировать коллектив фирмы.

Деятельность каждого из подразделений службы безопасности в большей или меньшей степени требует юридической поддержки, особенно в условиях нестабильности российского законодательства. В этой связи в штат службы безопасности на предприятии часто включают юрисконсульта, специализирующегося на вопросах защиты бизнеса от криминальной конкуренции.

Некоторые предприятия, не испытывающие финансовых проблем, создают собственные службы инкассации, прежде всего в составе подразделений охраны службы безопасности. Существуют и частные службы инкассации, хотя хорошее техническое оснащение и высокая зарплата работников этих служб не всегда гарантируют высокое качество. Поэтому предпочтительным является использование возможностей Российского объединения инкассации - государственного хозрасчетного подразделения Центробанка России

(Росинкас), услуги которого отличаются гарантированной поддержкой со стороны милиции; наличием у сотрудников специальной подготовки; жесткой регламентацией деятельности в любой, даже внештатной ситуации; периодической ревизией деятельности; обязательным страхованием перевозимых грузов.

В настоящее время нередко в одном здании размещается несколько предприятий. В таком случае создается, как правило, единая служба безопасности, которая ведает пропускным режимом, охраной помещений и сотрудников всех находящихся в этом здании

предприятий.

В связи с криминализацией кредитно-финансовой сферы в коммерческих банках создана система внутреннего контроля. Соответствующее самостоятельное подразделение, подчиненное непосредственно главе банка, должно контролировать как операции банка, чтобы не допустить слишком рискованных сделок, так и деятельность отдельных его сотрудников.

Служба внутреннего контроля банка обладает следующими правами:

Получает необходимые для проведения проверки документы: приказы и распорядительные документы, бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы;

Определяет соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками банка, требованиям действующего законодательства;

Входит в помещение проверяемого подразделения, в помещения, используемые для хранения документов, наличных денег и ценностей, в компьютерный зал с обязательным привлечением руководителя либо сотрудника проверяемого подразделения;

Выдает временные (до решения руководства банка) предписания о недопущении действий, результатом которых может стать нарушение федерального или банковского законодательства, принятие на себя чрезмерных рисков.

Имеются факты создания служб безопасности, детективных агентств преступными структурами для получения легального доступа к оружию и в целом для прикрытия противоправной деятельности. В отдельных случаях у сотрудников СБ правоохранительные органы обнаруживают незарегистрированное оружие.

Такого рода службы безопасности насчитывают большое число сотрудников. Так, в печати приводились данные о том, что служба безопасности финансовой группы «Мост» (В. Гусинский) насчитывала более 600 человек. Это намного больше, чем реально требуется для обеспечения безопасности банка, даже самого крупного. Высказываются опасения, что цели создания такой мощной вооруженной группировки не исчерпываются обеспечением защиты предпринимательства, и она может быть использована для решения задач разведки либо для достижения политических целей. Отдельные авторы пытаются обосновывать, что подобного рода структуры через имеющуюся у них информацию, финансовые ресурсы, возможность проведения независимой экспертизы, право выхода с законодательной инициативой, референтные (лоббистские) группы в инстанциях могли бы стать серьезными рычагами власти на уровне отдельного региона.

В связи с этим задача государственных органов заключается в пресечении попыток использовать негосударственные структуры безопасности в политических целях и, в частности, в контроле за численностью СБ фирм. Так, возможно использование соответствующих организационных нормативов, которые бы связывали, например, численность персонала фирмы с количеством сотрудников фирменной полиции.

Анализ работы подразделений служб безопасности показывает, что значительное место в ней занимает взаимодействие, в том числе с внешними организациями, предприятиями, правоохранительными органами. Это, например, необходимо в таких случаях, как постановка офиса на сигнализацию в местном отделении милиции, организация поста охраны, заключение соглашения об обмене информацией по вопросам безопасности, взаимной помощи в экстремальных ситуациях, проведение регулярных совещаний с представителями служб безопасности других предприятий, частных детективных и охранных агентств. Такого рода соглашения заключаются на двусторонней или многосторонней основе.

Основные организационные структуры внутрифирменного управления защитой предпринимательства представлены на рис. 1.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх