Естественно-правовая теория происхождения права. Понятие права: многообразие определений и единство понятия Марксистская материалистическая или классовая теория происхождения государства и права

Разные научные школы объясняют сущность права в объективном смысле со своих позиций (рис. 1.2).

Естественно-правовая теория исходит из того, что кроме позитивного права, источником которого выступает государство, существует естественное право, являющееся вышестоящим по юридической силе и включающее в себя естественные притязания людей, которые принадлежат им от рождения, — право на жизнь, неприкосновенность личности, право собственности и проч. При этом такие естественные права принадлежат человеку независимо от признания их государством.

Социологическая концепция предполагает, что право выступает как совокупность правоотношений, поведения людей в юридической сфере.

Историческая школа права рассматривает право как выражение духа народа, который складывается постепенно, в ходе

исторического процесса; право формируется через усложнение действующих в обществе обычаев.

Теологическая теория исходит из сверхъестественного, надчеловеческого первоисточника права. Право подразделяется на божественное, данное от бога, и позитивное (волеустановленное), т.е. исходящее от людей. При этом право позитивное должно соответствовать божественному.

Классовая (марксистская) теория предполагает, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Право выступает как продукт классового общества, его содержание носит классово-волевой характер.

Реалистическая школа права рассматривает право как зашищенный государством интерес.

Рис. 1.2. Основные правовые теории

Либертарно-юридическая теория исходит из того, что право — это форма отношений равенства, свободы и справедливости, основанная на принципе формального равенства. Соответственно различаются право как выражение указанной идеи и закон как распоряжение государственной власти, которое может быть правовым либо выражать произвол, деспотию.

Психологическая теория права исходит из того, что право является продуктом человеческой психики. Притязания или чувство долга человека можно считать правовыми лишь в том случае, если они внутренне осознаются индивидом в качестве таковых.

Основные теории права

Свою завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев и др. Основные идеи данной доктрины:

  • разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);
  • отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);
  • источник прав человека видится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, права человека приобретаются от рождения либо от Бога.

Достоинства теории:

  • это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
  • в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т. е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;
  • провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым выбивает «теоретическую» почву из-под ног произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны теории:

  • такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;
  • такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

В конце XVIII — начале XIX в. наибольшую известность получила историческая школа права. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи:

  • право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
  • право — это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. д.;
  • отрицание прав человека, ибо в сословных обычаях эпохи феодализма, при которых возникла теория, не могли найти отражения никакие естественные права человека.

Достоинства теории:

  • впервые наиболее основательно обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
  • справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
  • верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

  • данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
  • ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен и др. Основные идеи теории:

  • исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о нраве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;
  • по Ксльзсну, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально- экономическими (и другими сущими) оценками;
  • в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства теории:

  • верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
  • нормативность органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по времени издания нормативных актов;
  • признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны:

  • осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). Отсюда недооценка представителями данной теории связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;
  • признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.

Наибольшее распространение получила в XIX-XX вв. Представители: К.. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др. Основные идеи:

  • право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. с. как классовое явление;
  • содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;
  • право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Достоинства теории:

  • право понимается как закон (т. е. как формально определенный нормативный акт), выделяются четкие критерии правомерного и противоправного;
  • показывается зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
  • обращается внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

  • преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;
  • право слишком жестко связывается с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Получила развитие в XX в. Представители: Л. И. Пстражицкий, А. Росс, И. Рейснер и др. Основные идеи:

  • психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
  • понятие и сущность права рассматриваются, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);
  • все правовые переживания делятся на два вида — переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т. п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т. д.

Достоинства теории:

  • обращается внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и проч. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;
  • повышается роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;
  • источник прав человека «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

  • осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже зависит природа права;
  • в связи с тем, что «подлинное» право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Окончательно сформировалась в XX в. Представители: Е. Эрлих, Ф. Жени, С. А. Муромцев и др. Основные идеи:

  • право и закон разделены, хотя и не так, как у идеологов естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего;
  • под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — это реальное повеление субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права;
  • формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства теории:

  • такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;
  • совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;
  • эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

  • если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
  • в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны корыстных должностных лиц.

В наиболее завершенном виде сформировалась в конце XIX — начале XX в. Представители: К. Ллевелин, О. Холмс, Дж. Фрэнк и др. Основные идеи:

  • под правом понимается совокупность судебных решений (своего рода предсказание будущего решения суда). Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения;
  • сторонники теории положительно относились к неопределенности права, считая ее достоинством, так как право должно уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной жизни;
  • отрицательно относились к дискуссии о том, что такое право. По их мнению, вместо этого юристы должны обобщать имеющуюся судебную практику (данная теория основывается на идеологии прагматизма и по-другому называется «прагматический позитивизм», согласно которому правовые явления должны изучаться с точки зрения их полезности).

Достоинства теории:

  • акцентирование внимания на процессе вынесения судебных решений, на необходимости учитывать формирующуюся судебную практику;
  • детальное исследование судебной деятельности как значимого фактора правообразования.

Слабые стороны:

  • сужение сферы правового регулирования, так как многие правовые отношения вообще не доходят до суда, но их участники все же наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;
  • неопределенность права, за которую выступают представители названной теории, снижает качество права как социального регулятора, что может дезориентировать субъектов.

1. Теологическая теория.

1) Появляется в древности на Востоке, в Древней Греции.

2) Появляется в силу простоты понимания того, что право происходит от Бога.

3) Способствует стабильности и властвованию церкви в государстве, суд был религиозным (главную роль играли священники), способствует формированию теологических государств.

4) Сейчас актуальна в исламских странах. Россия тоже пережила период теократического государства (Русь с IX века до конца XIV века, при Петре I государство стало клерикальным, с 1917 года – светское государство). Теория актуальна из-за стабильности, которую она гарантирует.

Вплоть до периода средневековья теологическая и патриархальная теории имели приоритет, под их воздействием развивалось партикулярное право (княжеские грамоты, вассальные отношения), каноническое право (церковное). В содержании права преобладает правовой обычай, патриархальные нравы. Под воздействием этих теорий формировались Судебники и Соборное Уложение.

Бурный рост промышленности и буржуазии, которой мешала архаичность права, вынудил создать более прогрессивную теорию, обосновывающую равноправие, формальное равенство людей и дававшее простор рациональным (от ratio) преобразованиям. В традиционных правовых системах начинают формироваться предпосылки рационального права.

2. Естественно-правовая теория.

1) В XVII веке (особенно во второй его половине) в Европе наряду с договорной теорий возникновения государства формулируется и естественно-правовая теория. Руссо, Локк, Гроций – ее основоположники. Центры распространения этой теории: Франция и Англия.

2) Истоки естественно-правовой теории черпались из римского права, где за гражданами признавались естественные неотчуждаемые права человека. Согласно естественно-правовой теории все люди по природе равны, следовательно все люди формально равны (на не фактически). Смысл естественно-правовой теории достигается не сразу, она идеалистична и утопична. Существует право естественное и право позитивное (создается государством). Право позитивное не должно противоречить праву естественному. Права человека понимались как урегулированная правовыми средствами свобода (“Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого”)

3) Естественно-правовая теория способствовала установлению конституционного строя в Америке и Европе, но носила революционный характер, так как могла подвергнуть ревизии все позитивное право на предмет соответствия естественному праву (к примеру, смертная казнь и право на жизнь). Появились апелляционные и кассационные суды. Революционный характер естественно-правовой теории создавал предпосылки к тому, что и новые конституции и законы тоже будут пересматриваться, а победителям нужна была стабильность.

3. Историческая школа права.

1) Возникла на рубеже XVIII-XIX веков в Германии. Основоположники: Совиньи, Гуго.

2) По данной теории право формируется постепенно, выражая дух и традиции народа, и не один правитель не может по своему усмотрению изменить право. Историческая школа права консервативна, но демократичнее патриархальной или теологической теории (по которым право создается правителем).

3) Историческая школа права обеспечивает преемственность в развитии государства и права, их стабильность. Недостатки: завышается роль традиции, обычаев.

4) Теория популярна в Великобритании.

4. реалистическая школа права.

1) Появилась в XIX веке в Америке и Германии. Основоположник – Рудольф Иегер.

2) По данной теории право – это защищенный государством интерес субъекта, состоящий в фактическом праве субъекта действовать в своих интересах. Борьба за свое право и есть высшая ценность права. Право принадлежит тому, кто умеет им пользоваться и может его защитить. В таком случае должна хорошо работать фискальная система.

3) Реалистическая школа права служит основой правового воспитания. Если вы не боритесь за свои права, то их у вас и нет. Главный способ защиты прав – самозащита.

5. Нормативисткая теория права.

1) Появилась в Германии. Основоположник – Кельзен.

2) Право представляет собой целостное системное иерархическое явление, вершину которого образует абстрактная гранднорма – высшее воплощение социальной справедливости. Теория достаточна проста и не вдается в содержательную структуру права.

3) Достоинство теории состоит в положениях о целостности и системности права, отсутствии в нем противоречий.

6. Классовая теория права.

1) Появилась в XIX веке. В Англии: Льюис, Морган. В Германии: Маркс, Энгельс. В России: Ленин, Плеханов.

2) Право представляет собой выраженную в нормах волю экономически и политически господствующей социальной группы. Эта теория экономически детерминирована. Право предстает как надстройка над базисом, зависящая от него, но при этом оказывающая влияние на развитие экономических отношений. В этой теории государство понимается как машина, поэтому в теории есть много “технических” терминов. По данной теории социалистическое государство уже называется полугосударством, в котором есть полуправо, так как право перестает быть выразителем воли отдельного класса.

7. Психологическая теория права.

1) Появилась в XIX–XX века. Основоположники: Петражицкий, Фрейд, Ницше.

2) Право – это выражение бытия психики человека в форме юридического долга (совпадение правовой обязанности и нравственности). Человеку свойственно жить, подчиняясь общей воле. Эта потребность оказывается характерна не для всех, согласно психологической теории права такие сферы права как семейное, гражданское права – это удел людей с высокой нравственностью, интеллектом и порядочностью. Ницше даже выделил понятие Героя. По данной теории брак, к примеру, является уделом Героев. По мнению Ницше были и государства-Герои – Германия.

Функции права – это основные направления воздействия правовых норм и предписаний на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права. Функции права делятся на:

1. Неюридические (внешние) функции:

1) Организационная функция.

2) Информационная функция.

3) Воспитательная функция.

4) Координирующая функция.

5) Управляющая функция.

6) Идеологическая функция.

7) Экономическая функция.

8) Политическая функция.

9) Социальная функция.

2. Собственно юридические функции:

1) Регулятивная функция.

а) Регулятивно-статическая функция (предусматривает определение круга участников отношений и наделение участников правами и обязанностями)

б) Регулятивно-динамическая функция (направлена на обеспечение реализации прав и свобод субъектов отношений).

2) Охранительная функция (представлена нормами уголовного права, административного права, трудового права).

3) Стимулирующая функция (закрепление условий, необходимых для приобретения определенного статуса, к примеру, студент получает право на отсрочку от армии).

4) Поощрительная функция.

1.3.1. Источники права

Понятие «правовая норма» является абстрактным, существующим в пространстве других абстрактных понятий типа «правило поведения» (см. раздел1.1.3.).

Формой существования правовых норм, так сказать, на «физических носителях» (глиняные таблички, бумага, компьютерные файлы,..) являются законы, указы, решения судов и другие источники права.

Источники права - это акты органов государства, устанавливающие или санкционирующие (признающие) правовые нормы.

В научной и учебной литературе обычно выделяют следующие виды источников права.

  • Правовой обычай : исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, санкционированное государством в качестве общеобязательного правила. Большинство древних юридических памятников представляют собой записанные правовые обычаи (например, древнеримские «Законы XII таблиц», древнерусская «Русская Правда»).
  • Юридический прецедент: конкретное решение по определенному делу судебного или административного органа, которое становится обязательным при решении аналогичных дел в будущем.
  • Нормативный акт: документ, принимаемый специально уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы. Отличается от правового обычая специальным механизмом принятия, формальной и структурной четкостью.
  • Нормативный договор: двустороннее или многостороннее соглашение субъектов права, содержащее правовые нормы (например, международно-правовой договор или договор об образовании федерации или конфедерации).

Обычно в конкретном государстве преобладает какой-то определенный вид источников права. Например, в древних государствах, когда еще не сложились специальные органы, уполномоченные разрабатывать и принимать нормативные акты, преобладающим видом являлся правовой обычай. Издание специальных документов, представлявших собой свод правовых обычаев, воспринималось современниками не как собственно создание правовых норм, а как чисто техническая операция, направленная на сохранение и систематизацию уже существующих правовых норм.

В большинстве современных государств (кроме государств с правовой системой англо-саксонского типа - см. раздел1.3.ХХХХ.) основной формой существования правовых норм являются нормативные акты.

1.3.2. Нормативные акты

Нормативные акты принимаются различными органами государства, специально уполномоченными устанавливать правовые нормы.

В современных государствах сложилась достаточно четкая и универсальная иерархия нормативных актов, связанная с иерархией органов государства. В применении к нормативным актам иерархия обозначается понятием «юридическая сила» : одни акты обладают большей юридической силой, то есть «главнее», чем другие.

С этой точки зрения можно классифицировать нормативные акты следующим образом (в порядке убывания юридической силы): конституция, законы, подзаконные акты.

1. Конституция - основной закон государства.

Конституция закрепляет наиболее фундаментальные вопросы организации государства (чаще всего также и общества данной страны).

В частности, большинство современных конституций содержат положения по следующим вопросам: основы общественного строя, правовое положение личности (в том числе права и свободы человека), порядок формирования и деятельности высших органов государства, порядок принятия законов, территориальное устройство государства.

С точки зрения формы конституции, она может представлять собой:

  1. Отдельный акт (собственно Конституция страны - например, Конституции США, Франции, России). Первые конституции как отдельные документы появились в штатах будущих США в 70-е годы XVIII века. Самая старая из действующих в современных государствах конституций такого типа - Конституция США 1787 года. Иногда отдельные вопросы конституционного уровня детализируются в специальных законах, на которые дается ссылка в Конституции (например, «федеральные конституционные законы» в России, «органические законы» во Франции).
  2. Набор связанных актов (например, в Финляндии - 4 «органических закона», в Швеции - 3 «основных закона», ни один из которых не называется собственно «конституцией»).
  3. Совокупность правовых норм, содержащихся в некоторых исторических документах или даже в неписаных правовых обычаях (Великобритания, Израиль). В этом случае правильнее говорить не о конституции как основном законе, а о системе конституционных норм.

В федеративных государствах, помимо общегосударственной Конституции, существуют конституционные акты субъектов федерации, например: Конституции штатов США; Конституции республик, уставы краев, областей в Российской Федерации.

«Особость» конституции как основного закона, определяющего фундаментальные вопросы государства и общества, фиксируется особым порядком принятия и изменения конституции, отличающимся от порядка принятия и изменения других законов государства. Особый порядок изменения конституции направлен на то, чтобы конституцию было сложно изменить, что обеспечивает стабильность фундаментальных основ государства и общества.

Некоторые конкретные способы принятия конституций:

  1. Принятие квалифицированным большинством парламента (то есть не просто большинством голосов депутатов, а 2/3 или даже 3/4 голосов). Так были приняты, например, Конституции СССР 1977г. и Греции 1975г.
  2. Принятие специально созванным конституционным представительным органом. Так были приняты, например, Конституции Италии 1947г., Португалии 1976г.
  3. Принятие на референдуме (всенародном прямом голосовании). Так были приняты, например, Конституции Франции 1958г., России 1993г.
  4. Дарование монархом (так называемое «откроирование») - например, Конституции Катара, Кувейта.

Некоторые конкретные способы изменения конституции:

  1. Квалифицированное большинство парламента.
  2. Двойное (повторное) голосование в парламенте, в т.ч. с обязательными перевыборами парламента и утверждением изменений новым составом парламента (Бельгия, Финляндия);
  3. Утверждение принятых парламентом изменений конституции субъектами федерации (например, поправки к конституции соответствующих стран должны одобрить более 1/2 штатов Индии; 3/4 штатов США; 2/3 республик, краев, областей и прочих субъектов федерации России).
  4. Утверждение поправок на референдуме (Швейцария).
  5. Изменение конституции специально созываемым конституционным представительным органом (Россия, США).

2. Законы - нормативные акты, принятые высшим законодательным органом (парламентом) и подписанные главой государства.

В современных государствах существуют достаточно жестко установленные и весьма сложные процедуры принятия законов, в которых можно выделить следующие стадии:

  • Законодательная инициатива. Существуют субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, т.е. возможностью вносить в парламент законопроекты, которые парламент обязан рассмотреть. Обычно таким правом обладают депутаты парламента, президент, правительство и прочие высшие государственные органы и должностные лица. Иногда такое право предоставлено общественным организациям. Прочие лица, желающие внести законопроект, должны использовать свое влияние на субъектов законодательной инициативы.
  • Подготовка проекта. Кто-то должен написать текст законопроекта, согласовать его с действующим правом, подготовить всевозможные справки о необходимости законопроекта и о последствиях его принятия или непринятия. Обычно это делают либо те, кто заинтересован в проекте, либо аппараты правительства или министерств, либо сами депутаты или аппарат парламента.
  • Обсуждение в парламенте. Парламенты имеют внутреннюю структуру: они разбиты на комитеты, комиссии и другие подмножества депутатов по направлениям работы (например, по бюджету, налогам, экономики, промышленности, обороне и т.д.). Поступившие в парламент законопроекты после включения в план работы направляются соответствующим профильным комитетам или комиссиям парламента. Эти органы готовят заключения по законопроектам, привлекая правительство, экспертов, проводя парламентские слушания, опросы общественности и заинтересованных лиц и пр. При этом снимаются разногласия, учитываются различные интересы. Крайне редко в развитых парламентах на голосование выносится проект, не прошедший подробной предварительной «обкатки». В большинстве случаев еще до голосования выясняется мнение основных фракций парламента. Заведомо «непроходные» проекты не доходят до пленарных заседаний парламента.
  • Принятие закона. Обычно в двухпалатных парламентах (см. раздел1.2.2.) требуется набрать большинство голосов в каждой из палат. В некоторых странах палаты в этом смысле равноправны: законопроект может сначала быть принят любой палатой, потом отправиться в другую. Если другая палата тоже принимает законопроект, он поступает на подпись главе государства. Если другая палата отклоняет проект, либо вносит в него изменения, запускается согласительная процедура. В некоторых странах путь законопроекта установлен более жестко: сначала обязательно нижняя палата, потом - верхняя (например, в России законы принимаются Государственной Думой, после чего направляются на утверждение Совету Федерации). Совместные заседания палат по принятию закона (как было в СССР и в РСФСР) проводятся в мировой практике очень редко.
  • Подписание и обнародование закона. Конституции обычно устанавливают, что законы вступают в силу после их подписания главой государства и опубликования. Право главы государства подписать (или не подписать - право вето) принятый парламентом закон бывает как формальным (европейские монархии), так и вполне реальным и применяемым на практике (США, Россия). Обычно конституции устанавливают процедуры преодоления вето главы государства квалифицированным большинством голосов парламента.

Практически на всех стадиях законодательного процесса имеются возможности для лоббирования лицами, заинтересованными в принятии (или, наоборот, в провале) законопроекта. Конкретные формы лоббирования чрезвычайно разнообразны - от мягкой просветительской работы с законодателями (большинство из которых не являются специалистами по вопросам большинства законопроектов) до жестких и иногда, мягко говоря, не очень законных способов. С последними везде борются, но еще нигде не победили.

В федеративных государствах помимо федеральных законов имеются законы субъектов федерации. Эти законы принимаются по предметам ведения регионов - субъектов федерации (например, региональный бюджет, региональные налоги, программы развития региона) и действуют на территории этих регионов. Процедура их принятия аналогично описанной выше. Например, закон Московской области принимается Московской областной Думой и подписывается Губернатором Московской области.

3. Подзаконные акты - акты главы государства и органов исполнительной власти, содержащие правовые нормы: указы президента, постановления правительства, распоряжения министерств, постановления губернаторов и пр.

Подзаконные акты имеют свою собственную иерархию, соответствующую положению издавшего их должностного лица или органа в системе органов государства.

Завершая раздел о нормативных актах, сделаем три замечания.

  1. От нормативных актов следует отличать акты ненормативные (исполнительно-распорядительные решения по конкретным ситуациям, индивидуальные предписания), которые в строгом юридическом смысле не являются источниками права, хотя издаются теми же органами, что и нормативные акты. Нормативные акты отличаются от ненормативных по следующим признакам: 1)Адресование неопределенному или широкому кругу лиц. Например, постановление о налоговых льготах для всех предприятий с участием инвалидов - акт нормативный; постановление о налоговых льготах для предприятия «ОАО Инвалид» - не нормативный акт. 2)Возможность неоднократного применения акта. Например, нормативный акт Уголовный Кодекс можно применять неоднократно; указ о помиловании конкретных лиц или постановление об амнистии - один раз. Бывают ситуации, когда в одном документе имеются как правовые нормы, так и индивидуальные предписания. В этом смысле такой документ следует считать «нормативным актом», но «источником права» будет, строго говоря, только та его часть, где устанавливаются правовые нормы.
  2. В некоторых случаях нормативные акты принимаются не уполномоченным государственным органом, а непосредственно населением, на референдуме. В частности, на референдуме приняты некоторые конституции (Франции 1958 года, России 1993 года); на местных референдумах в ряде штатов США устанавливаются местные налоги; по различным вопросам референдумы постоянно проводятся в Швейцарии. Юридическая сила таких решений всегда выше, чем у решений государственных органов. От референдумов, на которых утверждаются конкретные нормативные акты, следует отличать консультативные референдумы, не имеющие прямого юридического значения и обычно проводящиеся с политическими целями - например, референдум 1991 года о сохранении СССР или референдум 1993 года об экономической политике России.
  3. О терминологии. Очень часто под словами «законы, законодательство» понимают не только законы в собственном значении этого слова (акты, принятые парламентом), но и всю совокупность нормативных актов или даже всех вообще документов по конкретному вопросу. Например, если вы откроете любой сборник типа «Законодательство России о труде», то обнаружите в нем не только собственно законы, но и указы Президента, постановления Правительства, приказы Министерства труда и социального развития, разъяснения Пленума Верховного Суда и даже, возможно, совместные постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС (некоторые из них все еще действуют). Бывает и наоборот, некоторые документы, являющиеся законами в собственном значении этого слова, имеют конкретные названия другого типа, например: Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде.

1.3.3. Система права

Система права - это строение права, деление его на составные части с точки зрения содержания правовых норм, то есть определенных общественных отношений, которые эти нормы регулируют.

Правовые нормы можно группировать в некоторые множества правовых норм, регулирующие более или менее широкие сферы общественных отношений.

В научной и учебной литературе обычно выделяют следующую иерархию общности:

  1. Правовая норма - элементарное общеобязательное правило поведения - так сказать, «квант» права.
  2. Правовой институт - совокупность относительно обособленных норм, регулирующих близкий круг общественных отношений (например, институт выборов в государственном праве, институт права собственности в гражданском праве, институт преступления в уголовном праве,..).
  3. Отрасль права: совокупность правовых институтов (иногда включают подотрасли), регулирующих однородную область общественных отношений (например, государственное право, гражданское право, уголовное право,..).

Понятно, что деление права на составные части происходит в абстрактном «пространстве» правовых норм. Нигде не существует никакого официально утвержденного полного списка правовых норм, сгруппированных по правовым институтам и по отраслям права. Поэтому конкретная структура права - в том числе перечень отраслей права, набор правовых институтов - определяется разными авторами по разному даже для права конкретного государства в конкретный период времени.

В то же время в научной и учебной литературе сложились достаточно универсальные критерии для выделения отраслей права, среди которых основными являются следующие:

  1. Предмет правового регулирования - то есть определенная, достаточно широкая и вместе с тем более или менее отделенная от других сфера общественных отношений. Например, есть отношения супругов, родителей и детей - отсюда семейное право; есть отношения между государством и налогоплательщиками по поводу налогов - отсюда налоговое право; есть отношения между работниками и работодателями - отсюда трудовое право.
  2. Метод - то есть способы регулирования общественных отношений, которые могут быть для одних отраслей преимущественно жесткими, закрытыми (запрещено все, что прямо не разрешено), а для других отраслей - напротив, преимущественно мягкими, открытыми (разрешено все, что прямо не запрещено). Для одного типа объектов в различных отраслях права применяются различные методы правового регулирования. Например, финансы являются объектом общественных отношений как в налоговом праве, так и в гражданском, однако налоговое право устроено гораздо более жестко, чем гражданское.
  3. Наличие базовых источников права Например, в российском законодательстве базовым источником государственного права является Конституция России, гражданского права - Гражданский кодекс, семейного права - Семейный кодекс.

Конкретная система отраслей для права конкретных государств выглядит весьма разнообразно. В большинстве государств можно выделить государственное (конституционное) право, гражданское право, трудовое право, семейное право, налоговое право. В некоторых государствах отдельно выделяются торговое право, земельное право, административное право. В СССР в отдельные отрасли выделялись колхозное право и хозяйственное право.

Система права современной России подробно рассмотрена во второй части настоящего учебника.

Завершая раздел о системе права, сделаем два замечания.

  1. Понятия «система права» и «система законодательства» не совпадают. Во-первых, это понятия из разных «пространств»: система права - из абстрактного пространства правовых норм; система законодательства - из конкретного пространства физически существующих документов. Во-вторых, конкретный нормативный акт может содержать нормы различных отраслей права. Например, Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» содержит нормы государственного и административного права (устанавливает систему органов приватизации и компетенцию органов государственной власти по вопросам приватизации), нормы гражданского права (устанавливает порядок заключения сделок приватизации), нормы трудового права (устанавливает гарантии трудовых отношений для работников приватизируемых предприятий).
  2. Помимо отраслей внутреннего права конкретного государства, существует международное право . Оно не входит в систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку устанавливается не отдельным государством, а соглашениями государств. Международное право обычно подразделяется на международное публичное право , регулирующее отношения между государствами, и международное частное право , регулирующее отношения (прежде всего гражданско-правовые) с участием иностранных физических или юридических лиц, либо по поводу объектов, находящихся за границей. Источниками международного права являются международные конвенции и договоры, уставы и акты международных организаций, международные правовые обычаи.

1.3.4. Структура и виды правовых норм

Вернемся теперь к рассмотрению элементарного абстрактного понятия «правовая норма».

Идеальная правовая норма выглядит примерно следующим образом: описание ситуации, когда она применяется (например, у налогоплательщика был доход за отчетный год); описание собственно правила поведения в этой ситуации (надо подать налоговую декларацию и уплатить налог); определение ответственности за невыполнение правила (штраф за неподачу декларации или за неуплату налогов).

Соответственно, в научной и учебной литературе обычно рассматривают следующую структуру правовой нормы:

  • Гипотеза - описание условий действия нормы;
  • Диспозиция - описание правила поведения;
  • Санкция - мера ответственности за нарушение правила поведения.

Аналогично нетождественности понятий «система права» и «система законодательства», понятие правовой нормы не тождественно, например, понятию статьи закона.

Тут возможны самые разные соотношения.

В конкретной статье закона могут содержаться несколько норм разного содержания.

Разные структурные части одной нормы могут быть в разных статьях и даже в разных законах. Например, в вышеприведенном примере о налоговой декларации (применительно к России) гипотеза и диспозиция содержатся в законе о подоходном налоге с физических лиц, а некоторые санкции - в Уголовном кодексе. Наконец, отдельные структурные части нормы могут вообще формально отсутствовать. Например, в статьях Уголовного кодекса с точки зрения структуры правовых норм есть только гипотезы (конкретные составы преступлений - например: кража, убийство) и санкции (конкретные виды наказаний - например: лишение свободы, смертная казнь). Что касается диспозиций, то они в данном случае подразумеваются и прямо не указываются (например: «не укради», «не убий»).

Поэтому надо ясно понимать, что когда мы говорим о структуре правовой нормы, речь идет о некоторой «идеальной» норме в абстрактном пространстве системы права. Более того, даже в рамках теории одни структурные части «идеальной» нормы могут рассматриваться как отдельные нормы или другие части норм в конкретном контексте. Например, санкция в вышеприведенном примере о налоговой декларации является диспозицией для налогового инспектора или суда, которые определяют меру ответственности для нерадивого налогоплательщика.

В то же время, понятие «структура правовой нормы» имеет большое прикладное значение, в частности - для совершенствования того, что юристы называют «юридическая техника». Например, сам факт понимания того, что у норм бывают гипотезы, диспозиции и санкции, заставляет юристов при разработке текстов нормативных актов так или иначе отражать все эти составляющие.

Правовые нормы могут делиться на виды по различным критериям.

  • С точки зрения предмета правового регулирования (содержания нормы) правовые нормы делятся на нормы государственного (конституционного), гражданского, уголовного и иных отраслей права.
  • С точки зрения метода правового регулирования нормы могут быть управомочивающие (в диспозиции указываются права; например: каждый имеет право на труд); обязывающие (в диспозиции указываются обязанности; например: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»); запрещающие (в диспозиции указываются запреты; например: «Принудительный труд запрещен»). Бывают также нормы, содержащие не собственно правила поведения, а определение понятий, принципов - дефинитивные нормы; например: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
  • С точки зрения источника права (см. разделы1.3.1-1.3.2) нормы могут быть в законах, в подзаконных актах, в решениях судов и пр.

1.3.5. Правоотношения. Юридические факты

Установленные или санкционированные государством правовые нормы представляют собой общие правила поведения, призванные регулировать определенные общественные отношения. Когда такие отношения возникают фактически , их участники обязаны подчиняться соответствующим правовым нормам. При этом фактические отношения приобретают характер правоотношения - то есть, по определению, конкретного общественного отношения, регулируемого правовыми нормами.

Как уже говорилось выше, не всякое общественное отношение регулируется правом. Например, обязанности платить партийные взносы или соблюдать религиозные посты не относятся к правоотношениям (хотя могут в принципе быть таковыми соответственно в тоталитарных коммунистических или религиозных режимах).

Правоотношение характеризуется следующими элементами:

  • Объект правоотношения - то, по поводу чего складывается правоотношение. Это могут быть имущество, работы и услуги, нематериальные блага (честь, достоинство и пр.), власть и другие объекты.
  • Субъекты правоотношения - стороны, участники правоотношения. Это могут быть физические лица, организации (в том числе юридические лица), государство, отдельные органы государства и другие субъекты.
  • Содержание правоотношения составляют два взаимосвязанных элемента:субъективное право и юридическая обязанность , которыми связаны субъекты правоотношения. Субъективное право - это возможность определенного поведения; юридическая обязанность - соответствующая обязанность определенного поведения.

Для иллюстрации понятия элементов правоотношения приведем конкретные примеры.

Пример 1. Иванов должен Петрову 100 рублей. Объект правоотношения: деньги. Субъекты правоотношения: физические лица Иванов и Петров. Содержание правоотношения: у Петрова - субъективное право получить от Иванова деньги; у Иванова - соответствующая юридическая обязанность долг возвратить. В этом примере у одной стороны (Иванова) есть только юридическая обязанность, а у другой стороны (Петрова) - только субъективное право.

Пример 2. Иванов заключил договор купли-продажи автомобиля с ООО «Авто», согласно которому ООО «Авто» обязуется продать автомобиль Иванову, а Иванов - оплатить ООО «Авто» стоимость автомобиля. Объекты правоотношения: автомобиль и деньги. Субъекты правоотношения: физическое лицо Иванов и юридическое лицо ООО «Авто». Содержание правоотношения: у Иванова - субъективное право получить автомобиль и юридическая обязанность уплатить деньги; у ООО «Авто» - субъективное право получить деньги и юридическая обязанность передать автомобиль. В этом примере стороны имеют взаимные права и обязанности.

Пример 3. Студенту Сидорову пришла повестка из военкомата. Объект правоотношения: служба в армии Субъекты правоотношения: гражданин Сидоров и государство. Содержание правоотношения: у Сидорова - юридическая обязанность нести военную службу (для начала - явиться в военкомат); у государства - субъективное право призвать Сидорова на военную службу.

В реальной жизни правоотношения могут носить достаточно сложный, многоуровневый характер; особенно - правоотношения по поводу сложных объектов и при большом количестве участников, когда возникает система взаимных прав и обязанностей участников правоотношения. Например, в вышеприведенном примере о призыве Сидорова на военную службу можно сколь угодно подробно детализировать объект правоотношения и участников правоотношения - в частности, отдельно рассматривать отношения Сидорова и военкомата по поводу явки в военкомат; отношения Сидорова и медицинской комиссии по поводу здоровья Сидорова; отношения института, где учится Сидоров, и военкомата по поводу отсрочки для студентов; отношения родителей Сидорова и командования воинской части по поводу отправки Сидорова в «горячую точку» и т.д.

Основанием возникновения правоотношений являются юридические факты, т.е. конкретные, наступающие в жизни обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Эти обстоятельства указываются в гипотезах правовых норм (см. раздел1.3.4).

С точки зрения наличия или отсутствия воли участников юридические факты делятся на действия и события.

  1. Действия - юридические факты, зависящие от воли сторон. Например, заключение договора, передача вещи, принятие закона, совершение умышленного преступления. В этом контексте термин «действие» понимается в широком смысле - действие может носить в том числе характер отказа от определенного «действия» в прямом смысле этого слова (например, неподача налоговой декларации в широком смысле тоже действие - ср. термины «деяние» и «бездействие» в разделе1.3.6).
  2. События - юридические факты, наступающие независимо от воли тех субъектов, для которых наступают юридические последствия. Например, достижение определенного возраста, наступление определенной даты или истечение определенного срока, землетрясение.

Бывают ситуации, когда определенное наступившее обстоятельство для одних правоотношений или участников является действием, а для других - событием. Например, если Иванов поджег дом Сидорова, то для правоотношений Иванова с правоохранительными органами факт поджога является действием; а для правоотношений Сидорова с пожарными - событием.

Понятия «элементы правоотношения» и «юридические факты» имеют большое значение как для юридической техники при подготовке нормативных актов, так и при рассмотрении конкретных ситуаций, в частности - в ходе судебных разбирательств. Необходимо всегда четко определить, что именно является объектом правоотношения, кто конкретно стороны правоотношения, каковы конкретные субъективные права и юридические обязанности сторон, какие конкретно юридические факты породили наступление соответствующих прав и обязанностей.

1.3.6. Правонарушения и юридическая ответственность

Наряду с правомерной деятельностью (т.е. соответствующей нормам права) отдельные субъекты права порой кое-где еще пока допускают правонарушения.

Правонарушение - это деяние (т.е. действие или бездействие) субъекта права, нарушающее нормы права, являющееся виновным и общественно опасным.

Основные виды правонарушений (по Российскому праву):

  1. Уголовное правонарушение или преступление - виновное, общественно опасное, противоправное деяние, предусмотренное уголовным законом и влекущее уголовное наказание.
  2. Административное правонарушение - виновное, общественно опасное, противоправное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (см. Кодекс об административных правонарушениях России, а также разделы многих законов, устанавливающие всевозможные санкции за их нарушение).
  3. Дисциплинарное правонарушение - нарушение должностными лицами и работниками должностных обязанностей, правил служебной дисциплины и трудового распорядка (см. Кодекс законов о труде России, законодательство о государственной службе, о военной службе и пр.).
  4. Гражданское правонарушение - нарушение норм гражданского права, влекущее имущественную ответственность (см. Гражданский, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы России).

В России действует принцип наказания только за виновное деяние (за некоторыми исключениями - например, гражданская ответственность владельцев источников повышенной опасности).

Основные формы вины - умысел и неосторожность . Особенно подробно вопросы вины проработаны в уголовном праве, где от формы вины часто зависит квалификация преступления по той или иной статье Уголовного кодекса (прямой и косвенный умысел; преступная самонадеянность или преступная небрежность). За правонарушения наступает соответствующая ответственность , т.е. наступление для правонарушителя определенных нормами права неблагоприятных последствий.

Виды ответственности соответствуют видам правонарушений. Конкретные меры ответственности могут затрагивать самые разные интересы и блага правонарушителя (свобода, имущество и пр.; как исключение - даже сама жизнь).

Контрольные вопросы к Главе 1.3.

Какие из следующих документов являются источниками права:

  • Указ Президента России о призыве на действительную военную службу юношей 1970 года рождения;
  • Постановление Правительства России о правилах оказания бытовых услуг в Российской Федерации;
  • Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации;
  • Постановление Конституционного Суда России о признании несоответствующими Конституции некоторых положений части первой статьи 325 Гражданского процессуального кодекса РСФСР;
  • Решение Московской городской Думы о назначении досрочных выборов Мэра Москвы.

Опишите элементы правоотношения и юридические факты для следующих ситуаций:

  • Иванов подрядился покрасить забор на даче Петрова за 300 рублей;
  • автомобиль, которым управлял Иванов, в результате нарушения Ивановым правил дорожного движения повредил автомобиль Петрова;
  • студент Сидоров пришел в бухгалтерию МФТИ получать стипендию.

Дополнительная литература к Главе 1.3.

  1. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. (Главы2-5). Под редакцией академика О.Е.Кутафина. Москва, «Юристъ», 1998г.
  2. С.С.Алексеев. Государство и право. Начальный курс. (Части2-4). Москва, «Юридическая литература», 1994г.
  3. С.С.Алексеев. Теория права. (Главы 4, 6, 7). Москва, издательство «БЕК», 1994г.
  4. Р.Давид, К.Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности. Москва, «Международные отношения», 1997г.

Естественно-правовая концепция. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII – XVIII вв. Представителями этого направления являлись Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев и др. Основной тезис учения школы естественного права состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории проводится различие между правом и законом, утверждается, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. Развитие нравственной (оценочно-мотивационной) основы права принижает его формально-юридические свойства. «Как традиционное, так и «возрожденное» естественное право лишено надлежащей содержательной и понятийной определенности и общезначимости. Ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий».

В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам.

Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины естественного права. Ренессансом естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких антитоталитаристских (во многом с либертарно-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства». «Возрожденное» естественное право ориентировано на решение важнейших проблем юридической практики. Данная теория исходит из приоритета общечеловеческих и моральных начал в организации и сущности права.

-- Историческая школа права . Наибольшее развитие получила в конце XVIII – начале XIX вв . в трудах прежде всего представителей немецкой исторической школы права - Гуго, Савиньи, Пухта, Эйхгорн, Вайц, Рейц и др. Эта школа возникла как антитеза естественно-правовому учению. Представители этого направления рассматривают право как историческое явление, которое развивается постепенно, стихийно из «недр национального Духа». Поэтому немецкая историческая школа придерживалась консервативных взглядов и идейно была направлена против универсализма римского права, выражала стремление отстоять самобытность национальных форм и содержания права. Известной идеологической формулой данной школы был тезис о том, что «Дух народа определяет право народа».

Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного. Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. «По учению исторической школы, не существует права вечного, универсального; право во всем его составе есть продукт истории». Историческая школа права отрицает категорию прав человека и обращает прежде всего внимание на национально-культурные и исторические особенности права. Выражаясь современным языком, эта школа выступила против «глобализации» права и правосознания. В данной теории справедливо подчеркивалась естественность развития права, зависимость законодателя от убеждений нации и от традиционных нормативно-правовых установок. Переоценка правовых обычаев в ущерб законодательству приводила к необоснованному игнорированию формально-юридического и естественно-правового начала.

В тоже время достоинством данного учения являлась разработка эволюционности, органичности развития права, отрицание необходимости революционных волеустановлений. Т.е. право в данной теории рассматривалось через теорию правоотношения. Немецкая историческая школа права повлияла заметно на развитие русского позитивизма и государственнического подхода.

Исходя из того, что дух народа проявляется в праве народа, историко-органическая концепция права рассматривает законотворчество с учетом особенной культуры и исторической эпохи. По мнению П.Новгородцева, «невидимо действующая» правотворческая сила противопоставляется у Савиньи «сознательной личной деятельности», а правотворческий процесс выступает «не как законодательный, а органический». Он указывал, что положительное право в этой концепции отожествляется с правосознанием народа, а законодатель является лишь выразителем «духа народа». Таким образом, объективный процесс развития позитивного права у Савиньи «основывается на исторической почве, обычное право узаконивается, появляется позитивное право».

М.А.Липинский отмечал у Савиньи стремление обосновать закон солидарности социальных явлений, что связано с зависимостью права от всей совокупности исторических причин, и говорит о постепенном усилении социологического подхода в правоведении.

У Пухты в большей мере подчеркивается национальный характер происхождения права. В.И.Сергеевич писал: «рядом с обычаем Пухта ставит еще два источника права: законодательную деятельность и деятельность юристов…». Однако и В.И.Сергеевич отмечает, что у Пухты настоящий источник права один – «народное убеждение». П.Новгородцев подчеркивал у Пухты резкую констатацию «изначальности определений обычного права и органический характер происхождения права». Национальный характер немецкой школы проявился в том, что она была направлена против универсальных начал римского права, под ее влиянием история русского права выделилась в особую самостоятельную отрасль, как новая связь между предметом науки и ее методами.

Идеи исторической школы права были направлены против рационализма естественно-правовой доктрины. Рассматривая идею правопорядка, основанного на естественном праве, С.А.Пяткина указывает на опасность юридического противоречия, на возможность двух юридических решений: «одного на основе действующего положительного права, другого – на основе естественного права», а «фикция естественного права грозила сделать не-правом положительную юридическую норму, если последняя вступала с ней в противоречие».

-- Нормативистская теория права . Название теории происходит от понятия «норма». Данная теория получила распространение в XX в.Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен, Дюги, Иеринг и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. «Чистое» учение о праве основывалось на признании за ним исключительно регулятивно-нормативного смысла. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы.

С точки зрения данного подхода в основе права как специфического социального регулятора лежит норма (образец, модель или алгоритм поведения). Абсолютизация нормативного фактора без учета общесоциального содержания права может сводить право к узакониванию произвола в виде заученных формул без соотнесения их со смыслом. Нормативное выражение права нельзя отделять от конкретных задач общества, государства, от содержания коллективных интересов и отношений, от целей социальной солидарности. В данной теории указывалось на такие существенные качества права, как нормативность, общеобязательность, юридическая сила, формальная определенность, обеспеченность действия права принудительной защитой государства, суверенный и предоставительно-обязывающий характер норм права.

Под правом в нормативизме понимается в основном – порядок должного поведения, так как право по Кельзену принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно не имеет юридической силы вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы права. Представители данного направления стремились изучать «чистое» право, свободное от нравственных и других ценностных характеристик.

-- Марксистская теория права . Эта теория приобрела завешенную форму в XIX – XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и их последователей-марксистов (социалистов). Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство, трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества, так называемому базису. Формационный подход к определению государства здесь проявляется и к определению права. Социалистический или коммунистический тип права основывается на осознании классового долга. Сходство с нормативизмом состоит в признании права как норм долженствования, исходящих от суверена. Сувереном здесь называется народ, но на практике от имени народа и вопреки его воле проводились в жизнь начала правового регулирования, чуждые народному сознанию и народному укладу и образу жизни.

Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. Таким образом, в праве прежде всего классовая (народная) воля получает государственно-нормативное выражение. Формальные основы права приводят к отрицанию содержательных, общесоциальных и историко-культурных начал права. В целом, данную теорию можно считать разновидностью волевой концепции права. Содержание права носит узкоклассовый характер, притом, что содержание классовой воли изменчиво. Следовательно, изменчива и формальная определенность права.

-- Психологическая теория права. Данная теория получила распространение в XX в . Представителями этой школы являются Росс, Рейснер, Петражицкий и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через нормативный аспект или деятельность, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества, как коллективного правосознания. Макропсихологическая модель права строится на иерархии норм переживания и долженствования. Источником права становится исключительно правосознание. Все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает здесь регулятором поведения и рассматривается как действительное право или порядок отношений.

Правое регулирование при этом выражается в императивно-атрибутивных притязаниях личности. Императивные – это повелительные нормы, категорические предписания; атрибутивные нормы – это нормы долга, совести индивида, его оценка и восприятие права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право – устанавливается государством и обеспечивается им. Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Т.е. наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого и жить «своей жизнью». Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права, оно лишь обозначает границы проявления эмоционального права.

-- Социологическая теория права. Эта теория получила наибольшее распространение в XX в. в трудах Эрлиха, Жени, Муромцева, Котляревского, Ковалевского и др. Она основывается на эмпирических исследованиях, связана с развитием и функционированием правовых институтов. Под правом здесь понимаются прежде всего юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок. Таким образом, право выступает как порядок общественных отношений, выраженный в деятельности субъектов правоотношений. Возрастает значение договорного права, но «обязательная сила договоров определяется их формою, а не их содержанием, т.е. соглашением, а не интересами, как утверждает Иеринг».

Главное для данного направления – изучение реального правового порядка, а не предписаний, исходящих от юридической нормы, т.е. изучается прежде всего «живое право» . Право и закон здесь разделяются, если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего. Формулируют «живое право» прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения. Данное понимание права близко к доктрине общего (англосаксонского) права и было направлено в определенной мере против консерватизма немецкой исторической школы права.

По мнению Б.А.Кистяковского, «недостатком социологической юриспруденции является разработка впоследствии только социологических проблем о причинах и силах, ведущих к образованию и развитию правовых учреждений». Судьи здесь не связаны жестко с юридическими нормами и разрешают дела по «судейскому усмотрению». Разновидностями данного правопонимания являются социальная концепция права и солидаристское учение о праве, в которых право рассматривается как средство достижения социального равновесия и сотрудничества различных социальных слоев в осуществлении власти и преобразований общественной жизни. Акцентируется при этом внимание на регулятивных, социальных функциях права как средства разрешения возможных социальных конфликтов. Теория способствует ориентации права на общедемократические ценности. Итак, основной смысл данного учения в правоведении состоит в выявлении внутренней связи и взаимовлияния норм права и различных социальных факторов.

Список литературы:

Марченко М.Н. Теория государства и права; Москва, 2010. Гл. 1-2.

Емельянов Б.М., Правкин С.А. Теория государства и права. Учебное пособие; М.: МИЭМП, 2011. С. 7-19.

Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права: Культурологическая методология //История государства и права, 2009, N№ 19- 21

Философия и методология науки / Под ред. В.И.Купцова. Часть 1. М., Аргус, 2010. (Раздел 1).

Практическая работа №2

1. Составьте и заполните таблицу «Теории происхождения права»:

(не менее 7 теорий происхождения)

Название теории Сторонники Суть теории Достоинства Недостатки
Теологическая теория Религиозные мыслители Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами

добра и справедливости, дарованной свыше.

Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.
Теория естественного права Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами, которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. Естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Его выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
Психологическая теория права Л. Петражицкий Усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право - это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований Однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Историческая школа права

Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта

Право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания.

Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей.

Под влиянием исторической школы юристы перестали воспринимать естественное право как универсальный образец. Под влиянием исторической школы многие юристы стали склоняться к историческим взглядам. Они не торопились перерабатывать систему в духе естественно-правовых ценностей.
Нормативистская теория права Ганс Кельзен (1881-1973 гг.) Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от Государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды. Полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует совершенствованию права как системы, его формализации, необходимой для использования в праве ЭВМ, данных кибернетики. В нашей стране оно, как и другие "классово чуждые" теории, рассматривалось лишь негативно. Действительно, в нормативизме утрирована формально-юридическая сторона права. Однако в нем, как и в любой теории, нужно находить положительные моменты и использовать их.
Марксистская теория права К. Маркс,

Ф. Энгельс

Право связано с государством и зависит от социально- экономических факторов общества. Признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до

суверенной нормы высшей юридической силы;

идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д.,

следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "позитивным" правом.

Главный недостаток теории - повышенное внимание к формальной стороне права
Позитивитская теория права О. Конт,

Г. Спенсер

Право порождено противоречиями жизни, военными конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила игры и устанавливает свой порядок. Ему подчиняется побеждённый. Несомненной заслугой является обоснование принципов как:

1) верховенство закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативно-правовыми актами,

2) недопустимость отказа в правосудии по мотивам наличия в действующем законодательстве пробелов или неясных норм права;

3) требование неукоснительного исполнения действующих законов государственными органами, гражданами и иными лицами.

Сведение права к закону, иным нормативно-правовым актам приводит к утрате всяких критериев, позволяющих отличать правовые нормы от голого произвола государства. С точки зрения позитивистской теории все законы фашистского государства являются правом и законопослушным гражданам не остается ничего иного, как терпеливо их выполнять.

2. Русский юрист Б.А. Кистяковский полагал, что юридическая наука не может признать одного понятия права. По вашему мнению, Б.А. Кистяковский был прав?

Ответ:

Да, я согласен с Б.А.Кистяковским, что юридическая наука не может признать одного понятия права. Существуют множество разных определений (понятий) права в узком и широком смысле.

3. Выпишите и проанализируйте не менее пяти определений права.

Ответ:

4. Определите, к какой теории происхождения права относятся каждый их них: 1.право- это воля класса, возведенная в закон;2. право –это то, что создано судом; 3.Право – это совокупность норм, принципов, установлений, вытекающих из природы человека?

Ответ:

1.право- это воля класса, возведенная в закон (ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА)

2. право –это то, что создано судом (Нормативистская теория права)

3. Право – это совокупность норм, принципов, установлений, вытекающих из природы человека (Психологическая теория)

5. Составьте схемы «Виды норм права» , «Виды правоотношений», «Социально и технические нормы»

Ответ:

6. Какой смысл имеет термин «право» в следующих высказываниях: 1.«Право- это система правил поведения, установленных государством» и 2.«ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛИЧНУЮ НЕПРЕКОСНОВЕННОСТЬ» ?

Ответ:

1.Смысл права как науки.

2.Это одно конституционных прав и свобод человека.

7 .Укажите, к каким источникам (Формам) права относятся:

1.Договор о аренде помещения;

2.Решение судьи принятое на основе решения аналогичному делу;

3.Уголовный кодекс;

4.Коллективный договор;

5.Фиксация нравственного правила, как нормы закона;

6.Трудовой договор.

Какой из перечисленных примеров не является источником права?

Ответ:

1.Нормативный правовой договор

2.Судебный прецедент

3.Нормативно - правовой акт

4.Не относится к источникам права

5.Нормативно – правовой акт

6. Нормативный правовой договор

8. Выделите в норме уголовного права все элементы структуры нормы права: «Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии необходимой явной отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без серьезной опасности для себя и других лиц, либо не сообщении надлежащим учреждением или лицам о необходимости оказания помощи – наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев …»

Ответ:

1.Гипотеза (лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии ).

2.Диспозиция (Неоказание необходимой явной отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без серьезной опасности для себя и других лиц, либо не сообщении надлежащим учреждением или лицам о необходимости оказания помощи ).

3.Санкция (наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев ).

9. Найдите в действующем законодательстве:

  1. Правовые обычаи, а также нормы, которые изначально были именно обычаями, а затем нашли свое закрепление в праве;
  2. По одному примеру на каждый вид нормативных правовых актов;

    Ответ:

    А) 1. Суд, рассматривая дело о разводе супругов и решая вопрос о том, с кем из родителей оставить детей, почти всегда склоняется в пользу матери. Подобного рода решения принимаются на основе обычая, согласно которому воспитанием ребенка в основном занимается мать. И только если отец докажет, что мать не способна воспитывать ребенка в силу своих физических сил или, чаще, моральных качеств, то суд оставляет ребенка с отцом.

    2. Многие современные законы происходят именно от обычаев. Например, обычай, требующий заботливого воспитания детей - будущих граждан государства был изначально санкционирован в ряде судебных приговоров и решений, а затем 7 апреля 1935 года стал нормой закона. Семейный кодекс 1998 года тоже содержит данную норму.

    3. Ст.134 Кодекса торгового мореплавания РФ устанавливает: "Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки".

    Б) Нормативно – правовые акты (законы) : конституция РФ;

    Федеральный конституционные законы (Федеральные конституционные законы о Конституционном суде РФ, о судебной системе, о референдуме и о Правительстве РФ и тп);

    Федеральные законы (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и тп);

    Законы субъектов федерации (Закон Челябинской области о муниципальной службе Челябинской области, о социальных гарантиях и тп);

    Подзаконные акты: Указ президента РФ, постановления правительства РФ, приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти, решения и постановления местных органов государственной власти, локально нормативный акты, решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления, нормативные акты муниципальных органов.

    10.

    11.

    12.

    13. В теории государства и права существуют различные точки зрения об обоснованности деления права на частное и публичное. Найдите позиции ученых и обоснуйте собственную позицию по этому вопросу.

    Ответ: Деление права на публичное и частное сложилось в юридической науке и практике давно, его проводили еще римские юристы как утверждал двевнеримский юрист Ульпиан, публичное право есть то, которое относится к положению римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. Соответственно, публичное право – это область государственных дел, а частное право – сфера частных дел.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх