Eвангельские проповеди. О Троице

Проповедь на Праздник День Святой Троицы
Протоиерей Александр Мень
25 мая 1980 года

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Д ух Божий — это Господь, Который сошел на апостолов. Дух Божий — это сила Творца, которая пришла к роду человеческому. Дух Божий — это Тот, Кого мы все с вами призываем, молясь: «Приди и вселися в ны!». Дух Божий — это главное откровение нам после явления в мир Христа Спасителя. И сам Он сказал: «Когда Я не буду больше с вами плотски, на земле, Я пошлю вам другого Утешителя».

В Священном Писании Дух Божий явлен нам в трех образах, в трех символах. И эти три образа имеют глубокий смысл. Дух Божий, явленный нам в образе огня — Огня пылающего, который сошел на учеников, и Огня, который стоял над храмом огненным столпом. Второй образ, в котором нам явлен Дух Божий, — это буря, ветер, сокрушающий. И, наконец, третий образ — голубь, трепет голубиных крыльев.

Ч то означают эти три знака явления нам силы Духа Божия? Огонь очищает и переплавляет. Когда люди хотят добыть чистый металл, они погружают руду в огонь, и там переплавляется руда. Все ненужное, все шлаки отходят, и остается чистый дорогой металл. Так и Дух Божий. Если мы с вами просим Его, если мы молимся о том, чтобы эта преобразующая, исцеляющая сила Господня вошла в наше сердце, она войдет и каждого из нас преобразит.

М ы с вами знаем о слабости и немощи человеческой. Но мы с вами также знаем о силе Духа Божия. И эта сила явлена в знамении бури и ветра, который сокрушает горы, скалы и деревья. Буря — это сила Божия. Не думайте, что слово Дух означает только некое бесплотное веяние. Это Сила, подобная урагану. Сила, которая может перевернуть всю жизнь человека. Которая может сделать из слабого — могущественного, из грешника — святого, из человека, который не может построить свою жизнь,- растерянного, слабого и немощного, — героя, могучего исполнителя замыслов Божьих. Вот что такое Сила Божия.

И , наконец, Голубь. Голубь — это знак надежды. Вы все помните из Священного Писания рассказ о Потопе. Когда за грехи человеческие землю покрыли грозные воды наводнения. И только Ной спасся в своем ковчеге. Много дней по бурным волнам носило его корабль. И он ждал, когда же, наконец, появятся хоть какие-то признаки суши. Но кругом были только одни пустынные волны. И вот однажды он выпустил голубя. И голубь поднялся в небо, полетел и через некоторое время вернулся на корабль, и все увидели, что в клюве у него была масличная ветка. Значит, подумал Ной, где-то уже показалась земля, и деревья распустились. Надежда вошла в сердце путника. И действительно, этот голубь знаменовал конец наводнения, конец потопа, начало жизни. Вот почему Дух Божий обозначается в виде голубя. Это есть знак надежды. Поэтому и на Иордане Он является в виде голубя как знак надежды.

Е сли мы с вами идем в храм Божий и надеемся только на человеческое, то мы будем глубоко разочарованы. Кто ищет человеческих обычаев, тот найдет человеческие обычаи. Кто ищет внешнего благолепия, тот найдет внешнее благолепие. Но кто ищет Духа Божия, тот найдет Бога, а не человека. Потому что мы ищем Силы Божией, а не преданий человеческих. Вот для чего мы приходим сюда и молимся: «Приди и вселися в ны!» Молимся Духу Божию.

И , действительно, Он вселяет в нас надежду, несмотря на все испытания, трудности и несовершенства нашей с вами земной жизни. Дух Божий явил нам волю Творца в Священном Писании. Это Он продиктовал евангелистам, пророкам, мудрецам, апостолам те мудрые слова, в которых запечатлелась воля Божия в Священном Писании. И когда мы с вами открываем эти святые страницы, мы должны помнить, что не только человек писал их, но и Дух Божий. Значит, это не просто слово человеческое, но и Слово Божие.

Е сли мы с вами будем надеяться только на человеческое, как мы посмотрим на свою жизнь, на жизнь всей Церкви? С печалью посмотрим. Были времена упадка, много было падений, опасностей, когда казалось, что Церковь может исчезнуть с лица земли. Если надеяться только на человеческие дарования, способности, на человеческие силы, то мы можем сказать: «У нас нет надежды впереди». Но мы надеемся на иное. Мы знаем, что не человеком стоит Церковь, а силой Духа Божия. И эта сила побеждает все препятствия. Поэтому сколько бы ни было ересей, расколов, грехов, гонений, преследований — всего, чем полна история нашей Церкви, — сила Духа Божьего необорима, непобедима.

И , наконец, Дух Божий ведет каждого из нас, печется, как мать над ребенком, над каждой душой. И если мы с вами, обращаясь хоть изредка с искренней и глубокой молитвой к Богу, почувствуем на миг Его касание, прикосновение незримой руки, укрепляющей и поддерживающей нас, — это есть Дух Божий, Который нам помогает, Который нас сопровождает на жизненном пути.

О днажды двое рабочих были засыпаны в шахте. Прошли часы, и они боялись там задохнуться. Они искали выхода в темноте и не могли найти. Они пришли в отчаяние, они кричали, звали, метались, падали на землю. И вот один из них сказал: «Постой, успокойся. Помолимся, соберемся с силами и прислушаемся: нет ли где ветерка?». Товарищ внял ему, стал прислушиваться, оба они успокоились. И вот в тишине они почувствовали, что откуда-то спереди легкий ветер тянет. Значит, там есть выход. Они пошли в ту сторону, и нашли отверстие, через которое смогли выйти, и спаслись.

В от так и наша с вами жизнь. Какие бы ни были в ней превратности и трудности, не будем отчаиваться. Остановимся, помолимся, сосредоточимся, прислушаемся: куда зовет нас Дух Божий? Он зовет нас туда, где есть спасение, где Царство Небесное обещает незримое, но великое обетование, которое всех нас делает Сынами Божьими через силу Его Святого Духа.

Всегда в церкви слово Божие звучит, начиная с благословения, – «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Всякое делание мы, христиане православные, начинаем, благословляя себя святым именем. Ныне же в день Святой Троицы эти слова сегодня звучат совершенно по-особому, и также совершенно по-особому переживаем и понимаем их смыл. Ещё во времена Ветхого завета Милостивый Господь через пророка своего Моисея народу Израиля дал временный закон. В нём, в частности, было и совершение праздников, указания, одним из которых является праздник Пятидесятница. Его раньше праздновали в Извраиле и празднуют по ныне. Во время празднования этого дня народ переходит жить в палатки, шалаши, которые украшают по-особому, которые бывают жилищем народа Божия в эти дни.Это своеобразное воспоминание, когда они и их предки были рабами, но Господь рукою своею вывел их из рабства египетского, и они сорок лет палатках да шалашах пребывали в пути, обретая землю обещанную, землю, которую Господь дал через Авраама, и в которую должен прийти Спаситель.

В течение этих пятидесяти дней от Пасхи до Пятидесятницы евреи читали закон Божий (5 первых книг закона Моисея). И так из года в год повторяли себе, детям и внукам заповеди Божии. Закон Моисея просто повелевает, мы же с высот Нового Завета понимаем, для чего это нужно. Не понять Бога, не понять Его святой воли, не принять Святого Духа тому, кто не живёт по законам Божиим и заповедям Его! Чтобы по заповедям Бога жить, их надо, как минимум, хотя бы знать. Поэтому в течении пятидесяти дней весь Израиль изучал Священное Писание, а в последний день, то есть пятидесятый, совершалось особое богослужение и особые жертвы.

Сам Моисей говорил про Христа Спасителя: «После меня Бог даст вам другого!» Но Израиль, кроме Моисея, никого великого не знал. И сейчас если спросить какого-то еврея, кто из пророков наивысший, сразу скажет, что Моисей. Мы видим, что слово Моисея исполнилось во Христе, который есть не только помазанный Пророк, Первосвященник и Царь Израиля, но и ещё Бог, пришедший в мир, – Богочеловек.

Когда Спаситель пришёл в мир, Он совершил то, что не смогли совершить Адам, что не совершил никто, и что необходимо каждому из нас. Грехами удалив себя от Бога, источника жизни и счастья, мы оказались вне жизни и вне счастья. Это не просто слова, потому что легко проверяемо жизнью. Кто не живёт с Богом, у того нет ни счастья, ни жизни, ни смысла. Некоторые, конечно, обманывают себя, придумывают себе смыслы и фантазируют себе счастье – это видно во всём. Например, сейчас многие болеют головушкой, крепко заразившись заразой века сего, считают, что смыслом в жизни могут быть карьера и богатство. Но мы знаем, что эта зараза заразой и есть. Кто достигал больших высот в карьере и денег, в отличие от нас с вами только мечтающих об этом, тот давно понял, что ни должности и слава, ни деньги и положение счастливее людей не делают нисколько. Да, гордость и тщеславие тешут, создают иллюзию на короткое время. Согласитесь, что чем больше денег, власти, тем больше скорби "как бы их не потерять, как бы кто не урвал, как бы задушить и укусить ближнего или родного брата, только бы не был конкурентом и не стал мне опасным врагом". Нет! Это или умственно неполноценные или не имеющие денег и богатства, и считающие это целью и смыслом. Но кто живёт в семье, то знает для того, чтобы в семье была, говорю, не полнота совершенств, а хотя бы мир, нужно уметь учиться ломать через коленку, с хрустом свою гордыню. Кто себя ломал, тот знает, что это за счастье! Какая радость от хруста. Кто-то считает, что семейным счастье являются дети, тогда это совсем не по-взрослому и не по-человечьи. Дети не могут быть целью жизни. Чем закончится моя жизнь? Червяки съедят. А детей, внуков? Их тоже съедят червяки. Какой это может быть целью и смыслом? Поэтому потеряв Бога, человек в Адаме, всё человечество в целом, каждый из нас с вами теряет всё: смысл, цели, радость, жизнь, облик и вид человеческий.

Бог, желающий счастье и нашего спасения, Сам – Высокий, унижая Себя, Великий, смиряя Себя, входит в нашу жизнь и наш мир, принимая образ и подобие человека – раба по отношению к Себе, как сказано в Священном Писании. Живя на земле, во Христе Бог, став человеком, совершил то, что должно было совершиться в Адаме, то, что не совершили мы: силой Божества в Себе человечье естество Он преображает; свои рождением соединяет несоединимое – вечность и время, божественное и человеческое; учением Своим озаряет нам путь, являет пример; подвигом жертвы и любви Своей в самом Себе человеческое, преображая страданиями, делает бесстрастным, смертью бессмертным; Воскресением Своим поднимает нас для жизни вечной, вознесением – возносит человеческое естество в глубины естества божественного. Это всё совершено в одном Человеке, в одной личности – Иисусе из Назарета! А мы? Да, пришёл Бог в мир. В Евангелии написано о том, что скажем о том, что смерти праздновали, умерщвление на Пасху поём, а смерть всё равно торжествует. Христос пришёл спасти нас от греха, а грех творит, Он принёс нам прощение – а сколько зла в этом мире и непрощённых?! Новые эры исчисляются от Рождества Христова, но вопрос: что изменилось? Ничего! Зачем тогда Бог приходил в мир? Он пришёл, чтобы в самом себе победить грех, силу ада и смерть. В Нём торжествует божество, вечность, радость и рай. А мы? Чтобы Его дар вечной жизни и спасения был не Его и не в Нём только, а стал принадлежностью каждого, кто пожелает этого, конечно. Для этого Он сказал Своим ученикам, возносясь, что нужно оставаться им в Иерусалиме, не отлучаться, пока не пошлёт им обещанное – Духа Святого, который снизойдёт на них. Мы знаем, что Дух Святой снизошёл на апостолов в виде огня! Неся уже всем ту закваску обожения, которая была совершена в Нём, теперь Дух Святой вживляется в каждого, кто желает этого преображения, очищения, райского состояния. Поэтому Дух Святой, сходя на апостолов, дал им дар языка и каждый из них стал говорить и проповедовать на языке, которого не знал. Ведь апостолы в основном были безграмотными рыбаками из Галилеи. Они свой-то язык пополам только знали, а им нужно было нести проповедь по всему миру. Но как? Переводчика нанять?! Тогда где деньги взять? Самим выучиться? (к примеру, Петру в 50 лет – не серьёзно). Именно Дух Святой дал им эту возможность. Каждый, говоря на ином языке, понял, на каком языке он говорит, например, на языке парфян, значит нужно идти проповедовать в Парфию; на языке Египта, значит Господь даёт путь и указывает, где быть проповедником; на языке Понта, Аси или Каппадокии – в Малую Азию. Но идя на проповедь в Богом данное и назначенное место, каждый из апостолов, неся в себе дар Святого Духа и проповедуя, крестили. Во время Крещения, мы знаем, что нисходит Дух Святой. Это таинство так называется от того, что Дух Святой вживается в тех, кто с верую желает принять дар обожения во Христе, силу Святого Духа.

К тому времени основываются общины первых христиан, в которых совершается особая молитва, непохожая на другие. Это молитва, во время которой мы берём хлеб и вино и просим, чтобы Дух Святой приложил и преобразил их в Тело и Кровь Христа, приемля которое в себя, мы принимаем дар обожения во Христе, семя рая. Что совершилось во Христе, то и совершается в нас – Его милостью за нашу веру.

Мы сегодня празднует не только сошествие Святого Духа вообще, но и день рождение Церкви, возможность каждого из нас стать носителем дара преображения в Боге, которое совершено во Христе и которое даровано теперь всем и каждому. Это совершается за веру нашу, по желанию, но силой, благодатью, святостью Духа Святого!

Важным хотелось бы сказать! Сегодня мы празднуем сошествие Святого Духа, явно видим существо божественное. Наш Бог – непостижимое Триединство! Один по существу, и три в личностях. Но как? Никак! Это необъяснимо. Если объяснять лишь голым человеческим умом, коротким, несовершенным и не преображённым в Святом Духе, то это не объяснить, так же как и не объяснить многое другое нашей повседневной жизни.

Например, женщина родила ребёнка, вся изорвалась в кровь, швы у неё в поперёк и вдоль на теле, ходит по стенке, кормит грудью, не спит по ночам, мучается. Только немножко передохнула, как мысль прибегает «хотим второго родить». Что мало было пыток? Умом это не понять, для этого нужно быть просто мамой и просто любить. Вспоминаю слова одной мамы, которая говорит: как только подрастает последний, такая тоска в душе, хочется настоящей любви. Мужу говорю: «Будем рожать!» Это она мне рассказывала, когда они родили седьмого, ей доходило почти 40 лет. Я её спросил, долго ли так будет говорить мужу, на что она ответила: «Пока будет возможность рождать».Мне было не очень понятно мужским умом, а она женским материнством, сердцем переживала. Поэтому Бога и Его глубины не понять, если подходить к нему кривой человеческой меркой нашей неправды – Бог неизмерим измеряемым!

Какой вывод мы можем сделать, празднуя и совершая торжество нашего Триединого Бога? Два очень важных практических выводов, которые необходимы для нашей жизни. Во-первых, Бог необъясним, велик и непостижим, потому что Всесовершенен. Как коротким черпалом вычерпать бездонный колодец? Как человеку, имеющему границы, объять безграничное? Сердце просит благоговения и благодарности, в радости и страхе Божием предстоять пред величием нашего Бога и Творца. В Писании сказано, что начало премудрости – страх Господень. Страх не в смысле «паника», а в смысле «изумление», «потрясение», «благоговение». Во-вторых, Бог един, но не одинок – Отец, Сын и Святой Дух. Скажем о нашем человечьем естестве, даже под одной крышей с одним естеством и под одной фамилией может жить три человека, например, папа, мама и ребёнок, также модно на Руси – бабушка, мама и дочка. Семья будет семьёй тогда, когда семьёй будет не называться, а являться, когда между ними будет единственное, что сделает их семьёю – это любовь. Без любви может быть название, но суть исчезнет. Даже в земном понимании, чтобы были единство, радость, полнота необходима любовь.

О чём свидетельствует, когда Господь открывает для нас, что Он триедин, но Его воля одна и неделима. Это говорит о том, какова сила любви в Боге: Отца к Сыну и Святому Духу, Сына к Отцу и Святому Духу, Духа к Отцу и Сыну, если мы говорим об одной воле. В свете сказанного с какой силой звучат слова Иоанна Богослова, который говорит, что Бог есть любовь. Любовь, которая стирает межличностные границы, любовь, в которой личность не растворяется, а потрясающе проявляется невыразимым языком единства, которое желаем и к которому стремимся.

Что торжествуем сегодня мы, имея Бога Троицу? Непостижимость Его величия и бескрайнее величие Его любви! Ещё в Ветхом Завете Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (см. Лев. 11:44). Если сократим фразу до минимума, то останется «Будьте, как Я». Стремиться к высоте, теряющейся в бесконечности, стремиться к полноте Богоподобной любви. Для каждого из нас изливается Дух Святой, который даёт силу к этим высотам.

От всей души рад всех поздравить, что мы сегодня переживаем праздник, открывающий нам человеческую высоту и глубину божественной любви. С праздником!

Деян. 2:1-4 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе… и исполнились все Духа Святого…» Деян. 2:33 «Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил …»

Вступление.

Иисус Господь перед своим вознесением к Отцу, дал повеление Апостолам не отлучаться от Иерусалима, но ждать обещанного от Отца Святого Духа – Деян. 1:4:8 . Апостолы были в единодушной молитве и молении в ожидании исполнения слов Христа – Деян. 1:14 ; Деян. 2:1 . И при наступлении праздника – дня Пятидесятницы на них сошел Дух Святой. Сошествие Духа Святого сопровождалось знамениями от Бога. Исполнились слова Христа об обетовании Святого Духа. Дух Святой, как 3-е лицо Бога сошел на землю на Апостолов с конкретной великой миссией создать церковь Господа Иисуса Христа. Сошествие Духа Святого было в день праздника Пятидесятницы по Ветхому Завету и в день пятидесятый после воскресения Иисуса Христа из мертвых. И этот день христианами стал называться праздником Троицы или, иногда этот праздник в народе называют, Пятидесятница, Семуха или Духов день. Но смысл этих названий один и тот же – Дух Святой, как 3-е лицо Бога сошел на землю и выполняет свою миссию или задачу – привести грешников ко Христу и создать церковь Господа Иисуса Христа. Со дня Пятидесятницы и до сего дня Дух Святой пребывает на земле и выполняет Свою миссию. Миллионы людей на земле приняли Иисуса Христа Господом и находятся в церкви Христа, как на земле, так и на небесах.

Изложение.

Тема этой проповеди или духовной статьи о Троице. Говоря о Духе Святом, мы постоянно подчеркиваем, что Дух Святой не только сила и влияние, исходящее от Бога, но Дух Святой есть Бог, есть 3-е лицо Бога. Об этом многократно говорится во многих местах Слова Божия. Давайте посмотрим только один текст, который в этой статье в предисловии – Деян. 2:33 «Итак, Он, быв вознесен десницею Божией и принял от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите».

Господь Иисус Христос воскрес силою Божией из мертвых.

Десницею Божией был вознес к Отцу.

От Отца принял обетование Святого Духа.

Послал (излил) Дух Святой на Апостолов.

В этом стихе говорится об Отце, об Иисусе Христе и о Святом Духе.

Отец – Бог! Иисус Христос – Бог! Дух Святой – Бог! В этом нет никакого сомнения. Об этом говорит все Слово Божие и об этом я говорил в первых моих проповедях. Кто-то пытается ввести нас в смущение, и задают нам вопрос: «А есть ли в Библии слово «Троица?» И этим самым хотят нас убедить, что, если нет такого слова, значит наши понимания о Боге не правильные. Да простит Господь таких учителей! Думаю, нам нет нужды глубоко и всесторонне рассматривать вопрос и о Боге, и о Троице, чтобы не перегружать читателей и слушателей богословием. Но все, же коротко рассмотрим некоторые мысли.

О троице.

Первая мысль о Боге – есть только Единый Бог, Который, как мы уже ранее говорили, есть Творец, Создатель, Сохранитель, Всевышний, Верный, Сущий, Всемогущий и так далее. Не один Бог, а Единый Бог. И это слово «Единый» означает, что Бог открывается нам в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святой. Не три Бога, а Единый Бог, Который по сущности Своей есть Дух, Высший творческий Дух, Божественный Дух, Единый Дух, и в тоже время мы в Библии встречаем такие выражения: Божий Дух, Христов Дух, Святой Дух, Дух Отца. Все это Один и тот же Дух, Один Господь, а более правильно, Единый Бог, как мы выше и говорили. Но открывающийся нам людям в трех лицах. Целью данной статьи или проповеди не является теологическое раскрытие и обоснование учения о Троице Божией, но краткое раскрытие истины о Боге, Который на страницах Библии показывается нам, как Бог — Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой.

О личности.

В том, что человек является личностью, мы не сомневаемся. Бог тоже есть личность. А что такое личность вообще?

Личность – это существо обладающее волеизволением и имеющее следующие признаки:

Разум – то есть способность мыслить.

Чувство – способность воспринимать внешние впечатления.

Волеизволение – способность выбирать действия и принимать решения. Все эти признаки есть в полноте в Боге. Поэтому Бог есть личность.

Обоснование Троицы.

В Библии нет выражения «Троица». Оно создано теологией, как необходимость, чтобы более правильно раскрыть учение о Боге. Троица – это значит, что в Едином лице Бога соединены три различных лица, которые все самостоятельные и по отдельности открываются человеку, как Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Святой Дух. Хотя Бог и троичен в лицах, но Он Единосущ, то есть три лица соединены воедино в их сущности, намерении и конечной цели.

Иногда нам трудно уразуметь такое понимание Бога, но мы должны принять этот важный догмат Библии о Боге и держаться здравого учения.

Простое размышление или простой пример может укрепить наше знание. Взрослый человек мужчина женат и имеет семью. Для других таких же взрослых людей – он мужчина, личность. И в тоже время для жены – он муж, а для детей – отец. Один и тот же человек одновременно является мужчиной, мужем и отцом. Или другой пример. Мы знаем, что вода – это химическое соединение водорода и кислорода – Н₂О.

Вода – это жидкость, но та же вода при охлаждении становится льдом, а при кипении – паром.

Библейские обоснование Троицы.

Учение о Троице есть наиболее правильное, единственно правильное Учение о Боге. В Ветхом Завете на троичность указывается, а в Новом Завете говорится о Троице ясно и понятно.

Что говорит Ветхий Завет о Троице?

Одним из имен Божиих есть Элоим. Так вот слово «Элоим» есть множественное число от слов Эл и Элла: «и сказал Бог сотворим человека…» — Быт. 1:26 .

При сотворении мира действовала Премудрость (Троица). «Господь имел Меня началом пути своего» — Притчи 3:19; Притчи 8:22.

Троекратное прославление Бога Святыми Серафимами – «И взывали они друг к другу, и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» — Ис. 6:3 .

Троекратное священническое благословение народа Божия: «Да благословит тебя Господь…» Числа 6:24:27.

В Библии есть некоторые места, которые указывают на Теофанию Сына Божия Иисуса Христа.

Теофания – это Богоявление. Иисус Сын Божий открывается в образе Ангела – Быт. 22:15 и Исх. 3:2:6 . Авраам и Моисей поклонились Ангелу Господню, хотя Ангелы не требуют Божеских почестей. И далее в разговоре с Авраамом и Моисеем мы видим, что говорит Господь Бог. Можно с уверенностью сказать, что в данном случае Ангел Господень — это было теофания или Богоявление Иисуса Христа, как сына Божия. Так же эта мысль подтверждается в книге пророка Даниила: «И вид четвертого подобен Сыну Божьему» — Дан. 3:25 .

Если Ветхий Завет только указывал на Троицу, то Новый Завет дает нам полное откровение об Отце, Сыне и Духе Святом. В деле спасения грешного человечества вся Троица Божия принимает участие и выполняет свою миссию.

Бог Отец возлюбил мир и ради спасения грешников отдал Сына Своего Единородного – Ин. 3:26 . «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал…» Иисус Сын Божий умер за грехи человеческие, став Агнцем Божиим – Ин. 1:29 . «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира…», «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» — Рим. 5:8.

Дух Святой ведет грешника ко Христу, обновляя и возрождая его к новой жизни – 1 Пет. 1:12 «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа». Иисус Господь говорил Никодиму – Ин. 3:5 «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»,

Вся работа на земле по созиданию церкви Господа Иисуса Христа совершается Духом Святым. Мы живем во время благодати Божией, действующей через Дух Святой.

Учение о Едином Боге в 3-х лицах : Отец, Сын и Дух Святой является единственно правильным учением о Боге и такого учения необходимо держаться и провозглашать его по Писанию – 1 Ин. 5:7 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух и сии – три суть едино». Благослови всех нас Господь!

Аминь.

Пастор Александр Мелюхов.

Деяния апостольские, 2:1-11

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Сегодняшнее воскресенье – Праздник Святой Троицы, или Пятидесятница, день рождения Церкви. И событие это, как находящееся уже за пределами земной жизни Господа Иисуса Христа, описано в пятой по очереди книге Нового завета, которая называется Деяния апостольские. Это историческая книга, говорящая о первых годах существования Церкви. Наверное, сегодня – единственный в церковно-богослужебном году день, когда центральным на богослужении становится чтение не из Евангелия, а из Апостола.

В стихах из второй главы Деяний апостольских, которые мы сегодня слышали, говорится о том, как в праздник Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, апостолы находились единодушно вместе, и внезапно произошли два чудесных события.

Первое – начался некоторый шум на небе, подул сильный ветер, и весь дом наполнился ощущением могущества Божия. Припомним: когда мы находимся в поле перед грозой, вдруг начинает дуть сильный-сильный ветер, и невольно душа восходит к первоначалам, приближается к тому, каков был этот мир когда-то в его изначальной хорошести. Потом в Сионской горнице, то есть в доме, где находились апостолы, появились языки «как бы огненные» (Деян. 2:2), как говорит автор Деяний святой евангелист Лука. Это указание очень важно, потому что, конечно, речь не идет о физическом пламени. Эти языки почили, то есть, разойдясь, достигли головы каждого, кто присутствовал в Сионской горнице. Это было первое чудесное событие.

Второе событие состояло в том, что апостолы, согласно тексту Деяний, «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им про­веще­вать» (Деян 2:4). То есть, не имея лингвистического или филологического образования, будучи по большей части простыми рыбаками, вдруг получили дар проповеди на языках тех народов, к которым еще только предстояло отправиться.

Почему эти два чудесных события отмечаются как день рождения Церкви? Дело в том, что в Евангелии от Иоанна, которое тоже сегодня читается на богослужении, Христос говорит о том, что потом, когда Он будет вознесен после Своих крестных страданий, Он пошлет ученикам Духа Святого, Утешителя, Который их всему научит. Принятие Духа Святого, Который, как верит христианская Церковь, является третьим Лицом Святой Троицы, будет для них великой радостью, (Ин, 14:26).

История человечества в некотором смысле разделяется на три этапа. Святые отцы, учители Церкви, говорят, что эпоха Ветхого Завета была преимущественно временем действования Бога Отца, Который был еще непознаваем человеческому роду. Средоточие человеческой истории, время земной жизнь Господа Иисуса Христа, описанное в Новом Завете, – время преимущественного действования второго Лица Святой Троицы, воплотившегося Бога Сына. И, наконец, последующая история – реализация тех хороших новостей, или Благой вести, которая принесена в Евангелии, – это эпоха действования Духа Святого.

В одном из очень важных церковных песнопений звучат такие слова: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством». То, что Дух Святой пребывает в Церкви, определяет ее природу, совершенно отличную от природы, скажем, государства, партии, сообщества по интересам. Это отличие подразумевает, что все существенное внутри Церкви совершается не человеческими усилиями, не административным распорядком, талантом руководителей и даже не святостью и благочестием тех, кто Церковь наполняет, но Духом Святым, Который реально в ней пребывает и для христианина является вечным источником ее святости.

Духом Святым вода, в которую мы опускаем младенцев во время совершения Таинства Крещения, перестает быть просто физической консистенцией и становится водой, в которой человек рождается в жизнь вечную. Духом Святым слова, которые произносит священник в Таинстве покаяния («прощаю и разрешаю тебя от твоих грехов…») над каждым искренне кающимся человеком, перестают быть просто словами или советом психотерапевта, но становятся силой, после действия которой человек уходит реально освобожденным от груза своих грехов и получившим шанс дальше жить по-другому или бороться за то, чтобы жить по-другому. Духом Святым хлеб и вино, важнейшие субстанции нашего человеческого существования, на литургии перестают быть просто хлебом и вином, но становятся Телом и Кровью Христа, с Которым мы соединяемся в Причастии. И начало этих удивительных даров, значительно более удивительных, чем возможность проповеди на национальных языках, вдруг данная апостолам, имеет место в сегодняшний праздник и описано в Деяниях апостольских.

И еще одно важное замечание, связанное как раз с проповедью на языках. Этот завет, это указание дано Самим Богом. Христианство предполагает не создание мистической атмосферы, не мраки и полумраки переживаний без осознания разумом, но проповедь Слова, Слова с большой буквы, которое отзывается в сердце и рождает в нем отклик, объединяющий и разум, и волю для всецелого следования человека за Христом.

Протоиерей Максим Козлов

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Пятидесятницы, с праздником Святой Троицы. В этот день мы прославляем событие огромной важности, которое по своему значению сопоставимо с сотворением мира и с воплощением Сына Божия. Мы прославляем пришествие в мир Духа Святого.

Святой Дух, конечно, и до этого события пребывал в мире. Дух Божий носился вверху воды в момент таинственного акта сотворения Вселенной (Быт. 1:2). Святой Дух поддерживает все творение. Святой Дух нисходил на ветхозаветных патриархов и пророков, Он давал им силу слова и мудрость. И в этом смысле нельзя сказать, что было время, когда не было Божественного Духа в космосе, в природе или в истории человечества.

Но событие, о котором мы сегодня говорим и которое мы прославляем, совершенно особенное. Святой Дух сошел на апостолов. Это был акт Божественного одухотворения учеников Христа Спасителя, но не только их. Святой Дух сошел не только на тех, кто был собран в Сионской горнице. Он сошел также на каждого, кто присоединился к этой апостольской общине. А всех тех, кто вместе с апостолами составляют эту общину, мы именуем Церковью. Святой Дух вошел в жизнь Церкви. И подобно тому, как Божественное и человеческое соединилось в личности Иисуса Христа, — по формуле IV Вселенского Собора, неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно, — Дух Святой пребывает неизменно вместе с человеческой природой Церкви, не смешиваясь с ней, но и не отделяясь от нее, одухотворяя эту человеческую природу.

И если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому как объединяет единомышленников множество существующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало. Ведь и во времена апостолов были мощные человеческие организации, поддерживаемые силой Римской империи. Это были в первую очередь правящие элиты, это были римские легионы, олицетворявшие мощь империи. И где теперь эта человеческая мощь? Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие.

Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить.

Дух Святой не потакает человеческому греху, который существует и в видимой, человеческой церковной жизни. Но эти грехи прощаются через искреннее покаяние, и Дух Святой наполняет наши немощные человеческие сосуды Своей Божественной силой.

Мы сегодня празднуем день рождения Церкви Христовой. Мы празднуем великое таинство соединения Божественного и человеческого, но уже не в личности Иисуса Христа, а в Церкви Божией. И этот день является действительно духоподъемным, прежде всего потому, что сегодня мы обращали к Богу особые молитвы, дабы Дух Святой всегда был с нами, а Он, будучи с нами, укрепляет и возвышает наш слабый и немощный человеческий дух. И, несмотря на человеческую немощь, существует и будет существовать Церковь Божия, в которой силой благодати Святого Духа прощаются человеческие грехи, и обновляется наша жизнь.

И молитва наша сегодня была особой, коленопреклоненной. Мы молились о себе, о Церкви, о роде человеческом, о живых и о мертвых. И верим, что в ответ на эту молитву сила Божия благодатью Святого Духа прикасается ко всем нам и спасает души наши. Аминь.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх