Формационная типология государства. Типы государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств. Формационный подход к типологии обществ

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Основные подходы к типологии государства:
    1. формационный;
    2. цивилизационный.

Формационный подход к типологии государства

Главным критерием данного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя:

    • тип производственных отношений (базис) и
    • соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.).

Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и .

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:

    1. рабовладельческий,
    2. феодальный,
    3. буржуазный,
    4. социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан . Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития:

    • капиталистическое,
    • монополистическое,
    • индустриальное,
    • постиндустриальное государство.

Социалистическое государство , по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

    1. продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
    2. показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки формационной типологии:

    • во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
    • недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

Цивилизационный подход к типологии государства

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.

В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов .

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

    1. локальные цивилизации , каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
    2. особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;
    3. современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Достоинства цивилизационной типологии:

    1. определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
    2. в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки цивилизационной типологии:

    • недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
    • выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (

Типология государств - это их специфическая классификация,осуществляемая на основе наиболее значимых черт и признаков, определяющих сущность и социальное назначение государства.

Следует отметить что типология: содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства; позволяет проследить закономерности их развития, сущность происхождения в них структурных изменений. Таким образом, типология представляет собой один из видов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т. к.в ее основе лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационных критерий - типу государства.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порожденных соответствующей эпохой, характеризующихся общими признаками.

Формационный подход. В основе лежит учение об общественно-экономической формации .

Формация - это исторический тип общества, основанный наопределенном способе производства . В общем виде она представляет собой органическое единство экономического базиса и политической, идеологической и государственно-правовой надстройки.

Экономический базис - это способ производства благ, включающих в себя совокупность производственных сил и производственных отношений.

Политическая, идеологическая, государственно-правовая надстройка - это сознание общества, господствующие в нем взгляды, идеи, представления, которые реализуются в общественных отношениях.

Различают пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Им соответствуют четыре исторических типа государства:

Рабовладельческий;

Феодальный;

Капиталистический;

Социалистический.

Первобытнообщинная экономическая формация, основанная на присваивающей экономике, государственности еще не знает. Первые три типа охватываются родовым понятием «эксплуататорское государство» (основанное на господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим).



Социалистическое государство - антиэксплуататорское по своей сущности - считается «полугосударством» или «государством не в собственном смысле слова». Это - исторически последний тип государства, который, по выражению К. Маркса, постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства типологии : исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, поскольку экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят ГиП.

Слабые стороны : прямолинейность и запрограммированность смены типов. Эволюция государств была куда более многовариантной.

Цивилизационный подход (А. Тойнби, У. Ростоу и другие). В основе выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества.

Цивилизация - это социокультурная система, включающаясоциально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации:

-древние - локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, ахейская и другие);

-особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие);

-современные цивилизации (всемирная цивилизация, основанная на принципах гуманизма и творческого использования прогрессивных достижений человечества на протяжении всей его истории).

По характеру организации государственнополитических институтов различают первичные и вторичные цивилизации.

Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политикорелигиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Нет различия между светской и религиозной властью.

Государства вторичных цивилизаций , в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Отчетливое различие между светской властью государства религиозной властью церкви.

Достоинства типологии : внимание к культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важных факторов государственности. Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.

Слабые стороны :

Недооценка социально-экономических факторов.

Существование множества критериев и несовпадающих классификаций.

Отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.

В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает технологическое направление , согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, которой соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных для этого подхода является «теория стадий экономического роста» (автор - У. Ростоу). Все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из 5 стадий:

Традиционное общество;

Переходное общество;

Общество, переживающее процесс сдвига;

Созревающее общество;

Общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

Именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия».

Политико-правовой (собственно юридический) подход. Критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан. Выделяют три типа государства:

1.Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствуют рабовладельческое и феодальное право.

2.Современное представительное государство закрепляет формальное равноправие граждан. Соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.

3.Цивилизованное государство , которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов др.

Весьма важно не замыкаться в ограниченном кругу пусть даже самых проверенных и оправдавших себя подходов и идей, а идти дальше, открывая и закрепляя новые критерии и подходы в типологии государств и правовых систем. Представляется, что одним из таких критериев типологии государств и их правовых систем могла бы стать степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства. Такой подход вбирает в себя не только объективные критерии - социальноклассовую сущность, содержание и социальное назначение государства и права, характер производственных отношений и соответствующих им уровней развития производительных сил общества, принципы организации и функционирования государственноорганизованного общества и т. п., но и субъективный критерий - уровень человеческого в обществе.

В соответствии с личностным подходом можно выделить:

Деспотические государства Древнего Востока (свободен только один субъект - сам деспот);

Античные государства (свободны некоторые - только граждане полисов);

Сословные государства (свободны немногие - представители привелигерованных сословий);

Социальные государства (свободны все).

Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять теократические (государственная власть принадлежит церкви), клерикальные (одна религия признана официальной и имеет привилегии по сравнению с другими конфессиями), светские (нет официальной религии) и атеистические (религия преследуется властями) государства.


Введение

Глава 2. Формационный подход

Заключение


Введение


Тема моей курсовой работы - "Типология государств". Данный вопрос является актуальным в теории государства и права. Его актуальность заключается в том, что в истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, и развитие и становление государственности у каждого из них свои из-за географических, политических и религиозных условий. Основной проблемой типологии государств является их правильная классификация. Такая классификация, которая отражает логику исторического развития государств и позволяет объединить их в группы на основе определенных критериев и называется типологией.

На протяжении истории было изобретено много подходов к типам государства. Основными являются формационный подход (авторы К. Маркс, и Ф. Энгельс) и цивилизационный подход (авторы А. Тойнби и У. Ростоу).

В настоящее время проявляется тенденция, которая заключается в отказе от господствовавшей на протяжении десятилетий концепции общественно-экономических формаций, которая долгое время считалась базовой для характеристики отдельных исторических типов государства.

Привычными стали обращение к иным теоретическим конструкциям. Большое значение имеет, например, цивилизационный подход.

Актуальность данного вопроса определила цель работы - рассмотреть сущность, особенности и различные подходы к типологии государства.

Исходя из этой цели, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:

Изучить понятие "типология государства" и выявить ее особенности

Рассмотреть возможные критерии и основы для классификации государств

Описать выделяемые типы государств

типология государство подход правовой

Моя работа состоит из четырех глав. В первой главе я рассмотрела основные определения и назначение типологии государства. Во второй главе я подробно описала содержание, признаки и типы государств согласно формационному подходу. В третьей рассмотрен цивилизационный подход к типологии государства, так же описаны признаки подхода и типы государств согласно этой теории. В четвертой главе я кратко проанализировала другие современные подходы к типу государства. К ним относятся политико-правовая типология и трех этапная схема эволюции государств.

В своей работе я использовала учебную, научную и монографическую литературу различных авторов.


Глава 1. Типология государства: понятие и назначение


История развития государственности насчитывает огромное количество государств, которые различные по своему происхождению, развитию и функционированию. В курсе теории государства и права придается особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство со сходными признаками на основании тех или иных факторов.

Типологией в общем смысле является "учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов. В данном случае таким сложным объектом выступает государство".

Существует огромное количество различных определений типологий государств.

Например, "с точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису".

"Само понятие "Тип государства" включает основные сущностные признаки, раскрывающие особенности возникновения, развития и функционирования государства".

Таким образом, можно сделать вывод, что типологией государства является научная классификация государств по определенным группам на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.

"Задача типологии государства - процесс познания государственной (и правовой) материи с позиции естественно исторического процесса развития государства, его юридических правил, исторически неизбежной смены одной государственности другой".

Следовательно, типология государства предназначена для "разделения" всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность.


Глава 2. Формационный подход


Основоположниками формационного подхода являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки, т.е. общественно-экономическая формация.

Формация - "определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства".

Из этого следует, что тип различных государств зависит от определенных способов производства, то есть от экономического фактора.

"В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства, как и других социальных институтов, в конечном счете определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом". Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие частной собственности, эксплуатации человека человеком, антагонистичных классов, товарного производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

"Марксистско-ленинской доктриной был сделан вывод о том, что решающей силой исторического процесса являются материальные производственные отношения. Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя". Тип государства определялся на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса служит.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Именно этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.

Можно предположить, что смена общественно-экономических формаций осуществляется в основном путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что исторический тип государства, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит.

Соответственно, выделяются следующие основные типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.


2.1 Рабовладельческий тип государства


Рабовладельческое государство - это "первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытно-общинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев".

Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления частной собственности, имущественного расслоения и раскола общества на классы. Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов.

"В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел". Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции (VIII - VI вв. до н.э.) и в Древнем Риме (VI в. до н.э.).

Также к рабовладельческому типу государств помимо античных государств - Афинского и Римского - можно отнести многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай.

"Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников - рабов". Главные создатели материальных благ - рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.

Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений - восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н.э., восстание Спартака в I в, до н.э. и др.).

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Эта классовая сущность государства выражалась в его функциях. Важнейшей функцией этих государств являлась защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.


2.2 Феодальный тип государства


Феодальное государство - это второй исторический тип государства.

"Феодальное государство, опять же с позиций марксистского формационного подхода, есть орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, орган диктатуры феодалов, важнейшее средство охраны, укрепления и развития феодального экономического базиса. В диктатуре класса феодалов заключается сущность феодального государства".

"Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян". Следовательно, феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства.

Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

"К основным разновидностям феодального исторического типа государства, например в Европе, этот формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства, графства), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др".

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, неизвестных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций. В результате последних возник новый тип государства - буржуазный.

2.3 Буржуазный тип государства


Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией.

Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Установление буржуазной государственности, по сравнению с феодальной, в свое время, стало огромным шагом вперед на пути исторического и социального прогресса.

"Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При этом не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни".

Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

В этом государстве сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество состоит из двух основных классов - буржуазии (капиталистов) и рабочих (пролетариев), отношения между которыми, вследствие экономических, а следовательно и политических классовых интересов, носят антагонистический характер.

Согласно марксисткой теории, рано или поздно, капиталистическое государство, раздираемое внутренними противоречиями, должно рухнуть и уступить дорогу новому обществу - коммунизму, переходным этапом, к которому является так называемое социалистическое государство.


2.4 Социалистический тип государства


Социалистический тип государства приходит на смену буржуазному государству. Согласно формационной теории - это высший и последний исторический тип государства.

Это такая "организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа".

Таким образом можно сделать вывод, что социалистическое государство является орудием политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

"Считалось, что новое антиэксплуататорское государство, государство демократии для большинства - пролетариев и диктатуры в отношении меньшинства - эксплуататорских классов, возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности.

Политическая власть в таком государстве принадлежит пролетариату".

Социалистическое государство имеет отличительные признаки в экономической сфере. "Средства производства уже вышли из частной собственности отдельных лиц. Средства производства принадлежат всему обществу. Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работ, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочих, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал".

Пролетариат берет общественную власть и обращает с помощью нее ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества. Этим актом он освобождает средства производства от всего того, что до сих пор было им свойственно в качестве капитала, и дает полную свободу развитию их общественной природы. Отныне становится возможным общественное производство по заранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных общественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия общественного производства, отмирает политический авторитет государства.

Согласно теории, в отличие от иных вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами: "принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы - всеобщее материальное и духовное благополучие людей".

Исходя из данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти. Фактически оно "полугосударство", выражающее волю и интересы большинства членов общества - рабочего класса.

Глава 3. Цивилизационный подход


Одним из наиболее распространенных и широко признанных научной классификацией государств является цивилизационный подход.

Основоположниками данного подхода являются А. Тонбри, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

"Понятие "цивилизация" утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие "культура".

Существует огромное количество различных понятий цивилизации.

В самом общем виде понятие "цивилизация" можно определить как "социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающуюегонеобходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей".

"Историк А. Тойнби сформулировал свое определение цивилизации. Цивилизация - замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков".

Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого и настоящего через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, духовную.

Тип государства определяется по типу цивилизации. Существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности. Такие как, хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др.

В основе данной концепции лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальным, сколько идеально-духовными, религиозными и культурными факторами (культура, язык, религия, национальная самобытность, технология, мировоззрение, своеобразие обычаев и традиций).

"Из 21 цивилизации, как считал А. Дж. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.)". Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизаций: древние (локальные), особенные и современные цивилизации.

"Древние - это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. К ним относятся древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская цивилизации" (Н.М. Чистяков. Теория государства и права. - М.: КНОРУС, 2010, с 38)

Локальная цивилизация обычно определяется как большая социокультурная общность (во многих случаях надгосударственная, наднациональная и надконфессиональная), которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической и духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.

Списки, созданные различными учеными теории локальных цивилизаций, не совпадают друг с другом полностью. Это скорее всего связано со следующими причинами:

"Во-первых, многие цивилизации появились задолго до возникновения религий спасения (например, Индия, Китай) или вообще не прошли эпохи Осевого времени (Египет, месопотамская цивилизация, древнегреческая).

"Во-вторых, религия не во все времена играла одинаковую роль для развития цивилизации (например, современную западную цивилизацию, вступившую в постиндустриальную эпоху, уже нельзя назвать "христианской", такое определение подходит лишь для эпохи средневековья)".

"Особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Современные цивилизации с их государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур" (Н.М. Чистяков. Теория государства и права. - М.: КНОРУС, 2010, с 38).

Также по характеру организации государственно-политических институтов различают первичные и вторичные цивилизации.


3.1 Место государства в первичной цивилизации


Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации.

Цивилизации согласно данному критерию делятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

"Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др." Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры.

"Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство более чем государство". Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

3.2 Место государства во вторичной цивилизации


"Вторичные цивилизации - это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом".

Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.

Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой - он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть - это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.

Глава 4. Другие подходы к типологии государств


4.1 Трехэтапная система эволюции государства


Данная концепция эволюции разделяет развитие государственности на три главные этапы:

Раннее государство

Развитое государство

Зрелое государство

"Раннее государство - это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок".

Эта политическая форма в то же время является отделенной от населения организацией власти и обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью, способная принуждать к выполнению своих требований и менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы, построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства).

Понятие "раннее государство" было разработано в трудах выдающегося нидерландского политантрополога Х. Й.М. Классена и его соавторов. Л.Е. Гринин в целом принимает эту концепцию в своей работе "Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому" . Примерами ранних государств являются государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы. При этом Гринин отказывается от знаменитой триады признаков государства, идущей от работ Ф. Энгельса (территориальное деление, аппарат и налоги).

"Развитое государство - это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ). Такое государство характеризуется отделенной от населения централизованной организации власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил). Оно обладают суверенностью (автономностью), верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц, возможностью изменять отношения и нормы".

"Развитое" государство - это следующая за ранним государством ступень эволюции. Она отличается обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех институтов.

Первые развитые государства появились на Востоке - в Египте, Месопотамии и Китае - еще в древности. Что касается древней Европы, здесь единственным развитым государством был Рим в эпоху принципата Августа, в Средние века этой стадии достигли: в XIII веке - Франция, в XV веке - Англия, Португалия и Испания, в XVI веке - Австрия, Швеция, Нидерланды, Россия и Польша, в XVII веке - Пруссия и т.д.

"Зрелое государство - это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь. Данное государство характеризуется отделенной от населения организации власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства и соответственно обладающая: суверенностью, верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц, развитым аппаратом принуждения и контроля, систематическим изменением отношений и норм".

"Зрелое" государство - это самая развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом. Первыми такими государствами, по мнению Гринина, стали на рубеже XVII-XVIII веков Англия и Франция и чуть позже - Китай. К началу XIX века к ним присоединились Австрия, Пруссия, Россия, Швеция, а к середине столетия - Бельгия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, США, Швейцария и Швеция. Важной чертой зрелых государств является их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой.


4.2 Политико-правовой подход к типологии государств


"Согласно собственно юридическому подходу (Г.В. Назаренко) критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан".

В соответствие с данным критерием выделяют три типа государства: сословное, представительное, цивилизованное.

Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право.

Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Данному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.

В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающую в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и т.д. Русские юристы называли этот тип государства культурным, хотя по существу имели в виду правовое и одновременно социальное государство.

Заключение


Подводя итог данной курсовой работы, хотелось бы отметить следующие ключевые положения.

На сегодняшний день существует целый ряд концепций типологии государства, ведущими из которых являются формационный и цивилизационный. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии государства - формаций.

Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической формации, четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, - каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Проанализировав данный подход, можно выделить ряд достоинств данной типологии:

) В формационном подходе выявлена принадлежность политической власти тому или иному классу, определена роль различных классов в управлении государством;

) определена зависимость государственной власти от социально-экономических факторов, которые играют существенную роль в государственно-правовой жизни общества;

) показан эволюционно-исторический процесс развития государственности, выявлена историческая преемственность типов государств.

Несмотря на достоинства проявляются также недостатки данного подхода. А именно:

) не учитываются иные факторы: духовные, культурные, психологические, национальные, географические, и т.д., которые также наряду с социально-экономическими оказывали влияние на развитие государственности;

) заранее предопределена схема закономерной смены одного типа государства другим, хотя многоаспектность становления и развития государственности в различных регионах не позволяет ограничить данный процесс определенными рамками;

) игнорируется общесоциальное предназначение государственной власти, призванной обеспечивать интересы не только одного класса, но и всего общества;

) в результате всеобщей социалистической революции уйдет в прошлое буржуазное государство, а затем уже и государство как таковое в процессе неизбежного строительства коммунистического общества, соответственно предопределяется временный характер социалистического "полугосударства", характеризуется процесс его "отмирания".

Однако, несмотря на целый ряд существенных недостатков, классификация государств на типы в рамках формационного подхода, имеющая свою рациональную основу, применяется до сих пор в совокупности с другими подходами.

Классово-формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Поэтому определению типу государств многие ученые до сих пор дают как "совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно - экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы".

Еще один наиболее известный подход к типологии - это цивилизационный.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 21 цивилизацию - египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные экономические критерии, не выделяет способы производства и общественно-экономические формации как ступени общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

В современной науке существует также несколько иные типологии: политико-правовая типология государства и трех этапная схема эволюции государства.

Первая типология делит государства на сословное, представительное и современное. Критерием для данной типологии являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан.

Другая типология делит государства на раннее, развитое и зрелое. Эта типология основывается на форме политической организации общества.

Изучив литературу, посвященную типам государств я выявила различные критерии для их выделения, и пришла к выводу, что у каждой типологии имеются свои достоинства и недостатки, и что все они неразрывно связаны между собой.

Список используемой литературы


1.Алексеев С.С. - Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2005/электронный ресурс

2.Венгеров А.Б. - Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 2000/ электронный ресурс

.Власенко Н.А. - Теория государства и права, 2011/ электронный ресурс

.Графский В.Г. - Всеобщая история права и государства. - М.: Норма, 2007/ электронный ресурс

.Гринин Л.Е. - Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. - М.: Комкнига, 2007/электронный ресурс

.Карасев В.И. - Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов, М.: МПСИ, 2000/электронный ресурс

.Корельский В.М., Перевалов В.Д. - Теория государства и права, 2-е изд., изм. и доп. - М.: Инфра-М, 2002/электронный ресурс

.Лазарев В.В. - Теория права и государства. - М.: Право и Закон, 2006/электронный ресурс

.Марченко М.Н., Велби Т.К. - Проблемы общей теории государства и права: Государство. - М.: Проспект, 2007/электронный ресурс

.Матузов Н.И., Малько А.В. - Теория государства и права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 2007/электронный ресурс

.Мелехов А.В. - Теория государства и права, 2007/электронный ресурс

.Назаренко Г.В. - Общая теория права и государства: Курс лекций. - Орел, 1995/электронный ресурс

.Нерсесянц В.С. - Общая теория права и государства, М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999/электронный ресурс

.С.И. Ожегов С.И. - Словарь русского языка. - М.: ООО " Издательский дом "ОНИКС 21 век": ООО "Издательство "Мир и Образование", 2004.

.Оксамытный В.В. - Основы теории государства и права. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012/электронный ресурс

.Перевалов В.Д. - Теория государства и права. - М.: Издательство Юрайт, 2013.

.Плетников Ю.К. - Цивилизационная и формационная триады К. Маркса, - М: Свободная мысль, 1999/электронный ресурс

.Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. М.: Проспект, 2011/электронный ресурс

.Рожкова Л.П. - Принципы и методы типологии государства и права, Саратов, 1984/электронный ресурс

.Сырых В.М. - Теория государства и право: Учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2004/электронный ресурс

.Хабибуллин А.Г. - Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб. - 1997/электронный ресурс

.Хропанюк В.Н. - Теория государства и права. - М., 2007/электронный ресурс

.Чистяков Н.М. - Теория государства и права. - М.: КНОРУС, 2010.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Государство - суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций.

Типология государств - это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Типология государства проводится с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Формационный подход

Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и соответствующих производственных отношениях.

Определение типа государства в данном подходе равнозначно установлению того, какой класс господствует в данном обществе или в данной стране. Кроме того, принципиальное значение имеет основное средство производства, право собственности на которое делает ту или иную социальную группу (класс) господствующей.

Исторический тип государства - это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

Рабовладельческое государство - основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство - основа феодал и его зависимые крестьяне;



Буржуазное государство - основа буржуазия и пролетариат;

Социалистическое государство - сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма;

«+»: – продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

– она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

«-»: – формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;

– недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

Цивилизационный подход

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:



Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Основу этого подхода составляют взаимоотношения человека и государственной власти.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

Замечено, что духовно-культурные факторы способны:

Полностью блокировать влияние того или иного способа производства;

Частично парализовать его действие;

Прервать поступательное формационное движение;

Усиливать социально-экономическое развитие.

Таким образом, согласно цивилизационному подходу экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя друг друга.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

«+»– выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

– в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная" типология государств.

«-»:– недооцениваются социально-экономические факторы;

– по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

Согласно общему мнению, теория государства представляет собой объективно необходимый закономерный процесс познания естественной истории государства и права, как отражения процесса смены одних типов государств другими.

Следовательно, типология является одним из важнейших приемов познания исторического развития государства и права.

При решении проблем типологии государств необходимо учитывать, что это:

1. непрерывный процесс;

2. процесс развития государственно-правовой материи неразрывно связан с постоянным развитием сущности и социальной значимости государства и права, а также с коренным изменением основных принципов их организации и функционирования;

3. процесс перехода государства и права от одной ступени к другой органически сочетает в себе как элементы эволюционности, скачкообразности, то есть революционности.

В советской науке тип государства понимается как исторический тип государства. При таком подходе смена одного типа другим рассматривается как историческая закономерность, в силу которой социалистическое государство возникает как последний и высший тип.

Типология – это установление сходства государств на основании родственных черт.

Основные типологии:

1. Формационный подход

2. Цивилизационный подход

3. Политико-правовой подход

Формационный подход

Суть подхода состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения. Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень поступательного развития человечества. Однако данный общий критерий должен использоваться не только сам по себе, но и дополняться другими, менее общими, частными критериями (Марченко). Для определения типа государства необходимо ответить на 3 вопроса:

· Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство

· Орудием какого класса оно является

· Каково социальное назначение данного государства

Наиболее распространенным вариантом является так называемая пятичленная схема деления всемирно-исторического процесса, процесса развития общества и государства. Согласно этой схеме выделяются 5 общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая) и соответственно 4 типа государств и правовых систем:

· Рабовладельческий

· Феодальный

· Капиталистический

· Социалистический

Связывая существование государства и права с классовым обществом, сторонники этой концепции отрицают возможность их появления и функционирования при первобытнообщинном строе.

Наряду с данной схемой в научной литературе стала применяться шестичленная схема деления всемирно-исторического процесса. Добавляется еще так называемый азиатский способ производства. Он отражает весьма специфические особенности раннеклассового общества в странах Востока. Азиатскому способу производства должна соответствовать особая общественно-экономическая формация и особый тип государства и права.

Данный вариант вызывает разноречивые суждения и споры.

Первой общественной формацией считается первобытнообщинная, которая не знала ни частной собственности, ни классов, ни товарного производства. Способ производства основан на общей форме собственности, а власть опирается на авторитет, выражает интересы всего общества в целом. Переход к государственно-организованному обществу связан с изменениями в базе первобытного общества, с несоответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил, что предполагает эпоху социальной революции. Изменение в способе производства, появление классов и различных социальных групп с противоположными интересами требовали их политического оформления в виде государства.

Каждая новая общественно-экономическая формация на первом этапе становления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил в силу того, что производительные отношения по своему характеру опережают их уровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что свидетельствует о его расцвете. Однако закон постоянного развития производительных сил общества приводит к тому, что на третьем этапе уровень их развития перестает соответствовать «старым» производственным отношениям, что вызывает формирование «новых», постепенно складывающихся внутри этого общества.

Их накопление приводит к качественным изменениям, видоизменяются формы собственности, что связано с появлением новых классов и социальных групп с противоположными интересами, а это требует их государственного оформления. Происходит политическая революция, рождается иная по сущности, целям, задачам и функциям политическая организация, возникает другое государство.

По прогнозу классиков марксизма, социалистическое государство как государство «не в собственном смысле» призвано было подавить сопротивление свергнутых эксплуататоров; обеспечить для трудящихся демократию высшего типа; построить социализм; подготовить переход к обществу без классов и затем отмереть.

Переход от одного типа к другому – неизбежный процесс, то есть существует закон соответствия развития уровня производительных сил характеру производственных отношений (общественным отношениям).

Для достижения социализма необходимо преодолеть отчуждение:

1. человека от продукта и средств производства;

2. человека от власти;

3. человека от духовной жизни.

Но! Вместо коллективной собственности появилась государственная собственность, и, таким образом, отчуждение преодолено не было в советском государстве. Правление было тоталитарным и монопольным – отчуждение также не было осуществлено.

Недостаток такой типологии государств – узкая трактовка классового подхода, игнорирование общесоциальной роли государства.

Достоинства:

1. установлена зависимость типа государства, классовой принадлежности власти от экономики, способа производства, от характера общественно-экономической формации;

2. были объединены в одни группы государства, имеющие единый характер власти;

3. появилась возможность выявлять общее и особенное в организации, функционировании и развитии государств, входящих в указанные типы.

4. были выявлены закономерности смены одного типа государства другим – соответственно сменам общественно-экономических формаций.

Цивилизационный подход

В основе подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Цивилизация – понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры. Основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить следующие виды цивилизаций и соответствующих им типов государства:

· Восточные, западные, промежуточные

· Древние, средневековые, современные

· Крестьянские, промышленные, научно-технические

· Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные

· Локальные, особенные, современные.

Тип государства и его социальная природа определяется не столько объективными, материальными, сколько идеально духовными факторами. Представитель Тоинби, который отмечал, что культурный элемент представляет собой сущность цивилизации. В сравнении с ним экономические и политические аспекты кажутся искусственными, несущественными. Понятие цивилизации он сформулировал как относительно замкнутое и локальное состояние общества, которое отличается общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными:

· Религия и формы ее организации

· Степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло.

Тойнби выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом.

В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, которой соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных для этого подхода является «теория стадий экономического роста» (автор – Ростоу). Все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из 5 стадий:

· Традиционное общество

· Переходное общество

· Общество, переживающее процесс сдвига

· Созревающее общество

· Общество, достигшее высокого уровня народного потребления

Именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия».

3 принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

1. Природа государства определяет не только реальное соотношение сил, но и накопленные в ходе исторического процесса и передаваемые в рамках культуры представления о мире ценностей и образцы поведения. Необходимо учитывать не только социальный интерес, но и устойчивые образцы поведения, исторический опыт прошлого.

2. Гос. власть как центральное явление мира политики рассматривается в тоже время как часть мира культуры.

3. Разнородность культур во времени и пространстве позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие своим условиям, останавливаются в развитии в других условиях.

Достоинство:

· уделяется внимание к культуре.

Недостатки:

· недооценка социально-экономических факторов;

· существование множества критериев и классификаций.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх