Функции международного права основные принципы мп. Понятие и классификация основных принципов современного международного права. Принцип невмешательства во внутренние дела государств

Основные принципы современного международного права можно определить как его общепризнанные нормы, имеющие наиболее важное значение для обеспечения нормального функционирования межгосударственной системы и, следовательно, для решения международных проблем. Такое определение нашло подтверждение в решении Международного Суда 1974 года по спору между США и Канадой о границе в заливе Мэн, в котором указывается, что слова принципы и нормы выражают одну и ту же идею, а именно, что термин "принципы" означает правовые принципы, т.е. "он включает нормы международного права", и что "употребление термина "принципы" оправданно, поскольку речь идет о более общих и фундаментальных нормах". 1

Принципы международного права формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию.

Однако обращение к универсальным международным договорам не дает возможности обнаружить в них перечень тех или иных принципов международного права. В доктрине по этому вопросу нет единого мнения. Можно утверждать, пожалуй, лишь следующее: основные принципы международного права являются универсальными и не включают отраслевых принципов; основные принципы международного права имеют характер общепризнанных; основные принципы международного права являются нормами jus cogins. 2

Как указывается в Декларации о принципах международного права 1970 года, "добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное выполнение государствами обязательств, принятых в соответствии с Уставом, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности и для достижения других целей Организации Объединенных Наций" 3 .

Принципы международного права универсальные. Это означает, что все субъекты международного права обязаны строго соблюдать их, любое их нарушение будет затрагивать интересы других участников международных отношений. Это значит также, что принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых норм.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН носят характер jus cogens, то есть являются обязательствами высшего порядка, которые не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой.

Наиболее авторитетными документами, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Устав о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

В науке международного права господствует мнение, что основные принципы международного права имеют императивный характер. Основные принципы современного международного права закреплены, прежде всего, в Уставе ООН. Однако некоторые из них сформулированы в нем очень кратко. Поэтому по инициативе ряда европейских государств в 60-е годы в ООН была проведена работа по кодификации основных принципов. Она завершилась принятием в 1970 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Декларация содержит семь принципов:

    принцип неприменения силы или угрозы силой;

    принцип мирного разрешения международных споров;

3)принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;

4) обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН;

5) принцип равноправия и самоопределения народов;

6) принцип суверенного равенства государств;

7) принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН и Декларацией о принципах международного права.

Это не значит, что в международном праве только семь основных принципов. Декларация не ставила своей задачей дать полный их перечень.

В Заключительном акте Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. содержится десять основных принципов. К перечисленным в Декларации 1970 года добавлены принципы нерушимости границ, территориальной целостности государств, уважения прав человека и его основных свобод 1 .

Классификация основных принципов имеет скорее доктринальный, чем прикладной, характер, однако она является важнейшим методом их исследования, установления периодов развития, соотношения друг с другом, выявления нормативной базы, ее достаточности. Она может быть осуществлена по ряду оснований: по форме объективирования, по историко-политическим признакам, по объекту и важности защищаемых отношений как для сообщества в целом, так и для государств, по характеру взаимосвязей самих принципов.

    Принципы различаются по форме их закрепления - писаные и обычные, что не означает, естественно, различия в их юридической силе. К первым относятся принципы территориальной целостности, нерушимости границ государств, ко вторым - принципы разоружения, защиты окружающей среды.

    По признаку историческому принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталистического способа производства, так называемые "доуставные принципы", "уставные принципы", пришедшие в систему международного права после второй мировой войны, "послеуставные" - новейшие - принципы международного права, такие, как принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды. Таким образом, начинает хронологический ряд принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, а завершает - принцип, обязывающий субъектов международного права сотрудничать в защите окружающей среды 1 .

3. По степени важности, значимости защищаемых принципами отношений можно выстроить систему, во главе которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности, могущие также быть названными системообразующими факторами нашей цивилизации, уничтожение которых приведет к уничтожению самой цивилизации, - такие, как уважение прав и основных свобод человека, сотрудничество государств по охране окружающей среды. Во второй группе должны следовать принципы, более связанные именно с интересами государств, - такие, как невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др. Данный вид классификации показывает, каким принципам должно быть уделено первоочередное внимание в формировании нормативной базы.

    Особую роль в системе основных принципов играют так называемые функциональные принципы: они пронизывают всю систему международного права, тесно связаны с каждым правоотношением и с каждой нормой международного права, являются неотъемлемой частью их действия. Это принципы добросовестного соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров, сотрудничества, равноправия (равенства).

    По объекту сотрудничества выделяют три группы принципов: 1) защищающие мир и безопасность; 2) обеспечивающие мирное сотрудничество государств; 3) защищающие права человека, народов и наций.

В последней четверти XX в. утвердились новые, послеуставные принципы, заставляющие переосмыслить взаимосвязи между самими принципами, в частности, выделить такие, которые являются важнейшими в системе принципов. В связи с этим в первую группу, по сути, возглавляющую все принципы, должны быть включены принципы уважения прав и основных свобод человека, равноправия и самоопределения народов и наций, международной защиты окружающей среды, наиболее тесно связанные с системообразующими факторами нашей цивилизации. Принципы второй и третьей групп, различаясь между собой, по существу, являются служебными относительно принципов первой группы. Принципы второй группы включают принцип запрещения применения силы и угрозы силой, территориальной целостности государства, нерушимости государственных границ, всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, обеспечивая сотрудничество государств по поддержанию мира и безопасности; принципы третьей группы включают собственно принципы сотрудничества государств, суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела государств, мирного разрешения международных споров, добросовестного выполнения международных обязательств 1 .

Классификация основных принципов условна, ибо все они взаимосвязаны, и каждый принцип имеет значение для всей межгосударственной системы. Тем не менее, классификация практически полезна, так как регулирующая роль отдельных принципов проявляется преимущественно в различных сферах международных отношений.

С этой оговоркой принята следующая классификация основных принципов международного права:

    принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем;

    принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности;

    общие принципы международного сотрудничества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основные принципы международного права – это общепризнанные нормы, без которых не может существовать межгосударственных отношений. Принцип права - это нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития. Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Принципы международного права формируются обычным и договорным путем.

В науке нет определенной классификации принципов международного права, но классификация весьма полезна, так как разные признаки проявляются в различных областях международных отношений.

Это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права зафиксированы в:

  1. Уставе ООН;
  2. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;
  3. Заключительном Акте СБСЕ 1975 г.

Признаки принципов международного права :

  • универсальность;
  • необходимость признания всем мировым сообществом;
  • наличие принципов-идеалов;
  • взаимосвязанность;
  • иерархичность.

Функции принципов международного права :

  1. стабилизирующая - определяет основы взаимодействия субъектов международного права посредством создания нормативных рамок;
  2. развивающая - закрепление нового, появившегося в практике международных отношений.

Классификация принципов международного права :

1) по форме закрепления:

  • писаные;
  • обычные (что не влияет на их юридическую силу);

2) по историческому признаку:

  • доуставные;
  • уставные;
  • послеуставные (новейшие);

3) по степени важности защищаемых отношений:

  • обеспечивающих общечеловеческие ценности;
  • связанные с интересами государств;

4) по объекту сотрудничества:

  • обеспечивающие защиту мира и безопасности;
  • мирного сотрудничества государств;
  • защиты прав человека, наций и народов.

Принципы международного права исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права, а сдругой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.
Основные принципы международного права и их характеристика

Основные принципы международного права (юридический фундамент МП):

  1. неприменение силы;
  2. мирное разрешение споров;
  3. территориальная целостность государств;
  4. нерушимость границ;
  5. суверенное равенство;
  6. невмешательство;
  7. равноправие и самоопределение народов;
  8. сотрудничество государств;
  9. уважение прав человека;
  10. добросовестное выполнение международных обязательств.

Неприменение силы

Неприменение силы (п. 4, ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970г. и др.). Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с Уставом ООН.


Мирное разрешение споров

Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п. 3 ст. 2 Устава ООН, ст. 5 Пакта Лиги арабских государств, ст. 3 Хартии ОАЕ и др.).Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.


Территориальная целостность государств

Территориальная целостность государств (п. 4 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ).Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств.


Нерушимость границ

Нерушимость границ (Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ).Государства должны воздерживаться от действий, направленных на изменение существующих международных границ другого государства.
Основное содержание принципа сводится к трем ключевым элементам:
1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.


Суверенное равенство

Суверенное равенство (п. 1 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие .
Основное назначение принципа суверенного равенства - обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий социального, экономического, политического и иного характера.
Согласно Декларации 1970г., понятие суверенного государственного равенства включает следующие элементы:

  • государства юридически равны;
  • каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  • каждое государство должно уважать других государств;
  • территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  • каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • каждое государство должно выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Существует прямая связь между суверенным равенством и уважением прав, присущих суверенитету. Однако юридическое равенство не означает фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.


Невмешательство

Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Государство, международная организация не вправе вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Развитие международного сотрудничества увеличивает число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.


Равноправие и самоопределение народов

Равноправие и самоопределение народов (Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г., Декларация о принципах международного права 1970г.).Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.


Сотрудничество государств

Сотрудничество государств (ст. 1 Устава ООН, Декларация о принципах международного права). Государства, независимо от различий их систем, обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений.Представители различных школ международного права утверждают, что обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. В соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».


Уважение прав человека

Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека 1948г., Пакты о правах человека 1966г., ЗА СБСЕ, Парижская Хартия для новой Европы 1990г.). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.
В соответствии с международными актами можно выделитьследующие основные положения принципа уважения прав человека:

  • признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
  • каждое государство обязано идти путем совместных и самостоятельных действий ко всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Иными словами, на каждом государстве и международном сообществе в целом лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав человека;
  • права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства против тирании и угнетения;
  • государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения;
  • каждый человек несет обязанность в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;
  • государство обязано принять законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека;
  • государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;
  • государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Вместе с тем, стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государств в сфере национального законодательства.

Федеральным законом от 30 марта 1998г. № 54-ФЗ РФ ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод с изменениями, внесенными Протоколам к ней № 1, 2, 3, 5, 8 и дополнениями, содержащимися в Протоколе № 2. Согласно ст. 1 Закона «РФ в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipsofacto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Cуда по правам человека обязательной по вопросам и применения Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения РФ положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении РФ». РФ признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека по вопросам применения и толкования Конвенций, Протоколов к ней в случаях нарушения этих соглашений Россией.

Принципы международного права – наиболее общие фундаментальные основополагающие нормы международного права, которые являются одним из его главных источников.

Особенности принципов международного права

  • Это наиболее важные нормы международного права , являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы;
  • Принципы международного права являются наиболее общими нормами;
  • Принципы являются общепризнанными нормами , обязательными для всех государств и иных субъектов международного права;
  • Принципы международного права имеют комплексный характер .

Функции принципов международного права

  • Стабилизирующая функция – определяет основы взаимодействия субъектов МП;
  • Развивающая функция – способствует дальнейшему развитию международных отношений.

Система принципов МП

Система принципов МП составляют следующие принципы:

  • Принцип неприменения силы;
  • Принцип мирного разрешения споров;
  • Принцип уважения прав человека;
  • Принцип суверенного равенства;
  • Принцип невмешательства;
  • Принцип территориальной целостности;
  • Принцип нерушимости границ;
  • Принцип равноправия и самоопределения народов;
  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  • Принцип мирного сосуществования
    и др.

Принцип неприменения силы или угрозы силы – принцип, согласно которому государства должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Применение силы или угроза силой является нарушением международного права , они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных споров. Международные споры должны быть урегулированы только мирными методами.

При обстоятельствах, когда одно государство применяет силу в отношении второго, второе сохраняет свое право на индивидуальную или коллективную оборону.

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств

Ни одно государство или группа государств не имеет право прямо или косвенно во внутренние дела другого государства . Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Также ни одно государство не должно организовывать, разжигать, финансировать или поощрять вмешательство другого государства в дела третьего государства.

Принцип равноправия и самоопределения народов

Точно также, как в правовом государстве установлено право физических лиц на свободу слова, собраний, выбора места жительства, так и в международном праве народы имеют право на равноправие и самоопределение. Разница лишь в субъектном составе носителей права.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство обязано уважать это право.

Также каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных мер, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.

Принцип суверенного равенства государств – означает, что все государства являются равноправными субъектами международных отношений, пользуются суверенным равенством, имеют одинаковые права и обязанности независимо от экономического, социального, политического и иного характера

Принцип суверенного равенства государств заключается в следующем:

  • Государства юридически равны;
  • Каждое государство пользуются правами, присущими его суверенитету;
  • Каждое государство должно уважать правосубъектность других государств;
  • Территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенна;
  • Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Международное право и созданный на его основе международный правопорядок действует в режиме добросовестного выполнения международных обязательств.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств означает, что все субъекты международных отношений выполняют принятые на себя обязательства только добросовестным образом.

Приоритет обязательств по уставу ООН над другими международными обязательствами – общепризнанное правило. Если обязательства государства члена ООН по уставу ООН окажутся в противоречии с обязательством по какому-либо договору, преимущество имеют их обязательства по Уставу.

Тема 12. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Пилипенко, А. А. Финансовое право: Учеб. пособие. – Минск: Книжный Дом, 2007.

Круглов, В. А. Финансовое право: Учеб. пособие // Орлова, Е. И. – Минск: Вышэйш. школа, 2005.

Бойко, Т. С. Финансовое право: Учеб. пособие // Лещенко, С. К. – Минск: Книжный Дом, 2006.

8. Ханкевич, Л. А. Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие. – Минск: Молодежное науч. о-во, 2005.

1. Понятие, система, основные принципы международного права.

2. Субъекты международного права. Правосубъектность. Признание в качестве субъектов международного права.

3. Источники международного права. Право международных договоров.

4. Общие положения международного частного права. Коллизионные нормы международного частного права. Правовые режимы. Субъекты международного частного права.

5. Понятие и основные принципы международного гуманитарного права. Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы.

Международное право(лат. jus gentium, jus inter gentes; англ. international law) - чаще всего это понятие применяется для обозначения международного публичного права как системы юридических принципов и норм, регули­рующих отношения между государствами, а также с участием других субъектов международно-правовых отношений, в сфере межгосударственного сотрудни­чества и определяющих их взаимные права и обя­занности.

В античности не существовало международного права как единой системы регулирования межгосударственных отно­шений. Однако уже в Древней Греции и в Древнем Риме были выработаны правила, обеспечивающие упорядочение международных связей, например, всеобщая обязанность соблюдать мир во время панэллинских торжеств, межгосударственные договоры, неприкосновенность послов и другие, имевшие, как правило, религиозный характер.

В XVI в. испанский юрист В. де Виктория ввел в оборот термин «право между народами» (лат. jus inter gentes), происходящий от понятия римского права«право людей» (лат. jus gentium).

В современном взаимозависимом мире интеграционные процессы, контакты между людьми и государствами стали объективной необходимостью. Наличие таких глобальных проблем, как угроза ядерной войны, международный экономический кризис, экологические, энергетические проблемы, борьба с организованной преступностью требуют все более согласованных и активных действий мирового сообщества, четкой правовой регламентации международных отношений. Соответственно, возрастает роль и значение международного права, возникают новые сферы международного регулирования, возрастает его влияние на национальное право государств - субъектов международных отношений.


Международное право в современном его понимании представляет собой совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений (международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Исходные компоненты международного права – международно-правовые нормы. Эти нормы группируются в определенные относительно обособленные комплексы, которые обычно называют отраслями и институтами международного права. В основе выделения отраслей и институтов международного права лежит объект регулирования (например, международное морское право, право международных организаций). Наряду с этим есть отрасли и институты, общие для всего международного права. На этой основе построена система международного права.

Система международного права включает в себя 2 части:

1. Основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие значе­ние для всего международно-правового регулирования, и общие для международного права институты. К ним относится комплекс норм о международной правосубъект­ности, о международном нормотворчестве, о международно-правовой от­ветственности и т. д.

2. Отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм.

В числе основных отраслей международного права:

· право международных договоров,

· право внешних сношений,

· право международных организаций,

· международное гуманитарное право,

· международное уголовное право,

· право вооруженных конфликтов,

· международное морское, воздушное, космическое право,

· международное экономическое право и т. д.

Принципы международного права - это универсальные нормы международного права, регулирующие отношения, объект которых пред­ставляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Содержание каждого принципа базируется на нормах Устава ООН и конкретизируется в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. и в Заключительном акте Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

Взаимосвязь принципов отмечена в Декларации 1970 г.: «Каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов».

В Декларации сформулированы следующие 10 принципов международного права:

1. Суверенное равенство государств

2. Невмешательство во внутренние дела

3. Равноправие и самоопределение народов

4. Неприменение силы или угрозы силой

5. Мирное урегулирование споров

6. Нерушимость границ

7. Территориальная целостность государств

8. Уважение прав человека и основных свобод

9. Сотрудничество государств

2. Добросовестное выполнение международных обязательств

1. Суверенное равенство государств

Принцип суверенного равенства государств вытекает из положения Устава ООН о том, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту 1975 г. все го­сударства «являются равноправными членами международного сообщест­ва независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера».

2. Невмешательство во внутренние дела

Ни одно государство или группа государств не имеют права вмеши­ваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства. Ни одно государство не может применять любые акты военного, политического или другого принуждения с целью добиться подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и обеспечения себе, таким образом, преимуществ любого рода. Запрещается организация или поощрение под­рывной, террористической деятельности, направленной на насильственное изменение строя другого государства.

Не считаются внутренними делами такие действия, которые по своей сущности и целенаправленности представляют угрозу миру и безопасно­сти, грубо попирают общепризнанные международные нормы.

3. Равноправие и самоопределение народов

Устав ООН говорит о цели развития дружественных отношений «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Постепенно в практике ООН он утвердился в качестве правовой базы про­цесса ликвидации колониальных режимов и создания независимых государств.

Декларация 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам подтвердила и юридически закрепила право всех наро­дов свободно устанавливать свой политический статус, осуществлять эко­номическое, социальное и культурное развитие, свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Декларация о принципах международного права 1970 г. определила, что способами осуществления права на самоопределение являются создание суверенного государства, присоединение к государству или объединение с ним, установление любо­го другого политического статуса, свободно избранного народом.

4. Неприменение силы или угрозы силой

Устав ООН провозгласил: «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы си­лой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

Допускается правомерное обращение к вооруженной силе: во-первых, в целях самообороны, если произойдет вооруженное нападение, во-вторых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии.

5. Мирное урегулирование споров

В соответствии с данным принципом государства обязаны стремить­ся к скорейшему и справедливому разрешению своих споров путем пере­говоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. При урегулировании спора должны применяться такие средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Государства разрешают свои споры на основе суверенного равенства и свободы выбора средств мирного разре­шения споров.

6. Нерушимость границ

Государства рассматривают все границы друг друга и границы всех государств как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в бу­дущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требова­ний или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

7.Территориальная целостность государств

На государства возлагаются следующие обязательства:

· уважать тер­риториальную целостность каждого из государств;

· воздерживаться от лю­бых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН про­тив территориальной целостности, политической независимости или един­ства любого государства-участника;

· воздерживаться от превращения тер­ритории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобрете­ния с помощью применения силы или угрозы силой.

8. Уважение прав человека и основных свобод

Устав ООН возлагает на государства обязательство не просто уваже­ния, а именно всеобщего уважения прав и основных свобод, и не только их уважения, но и соблюдения. Нормативное содержание принципа вырабатывалось в рамках ООН постепенно, через провозглашение Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и принятие двух международных пактов - об экономических, со­циальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 г.), а также других деклараций и конвенций.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. гласит: государства-участники «бу­дут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, по­литических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития».

9. Сотрудничество государств

Одной из целей ООН является осуществление международного со­трудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уваже­ния к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркива­ет, что сотрудничество является обязанностью государств: «Государства обязаны, независимо от различий в их политической, экономической и социальной системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействовать международной экономической ста­бильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...».

10. Добросовестное выполнение международных обязательств

Рассматриваемый принцип, как бы завершающий изложение основ­ных принципов международного права, зародился и долгое время действо­вал как принцип соблюдения международных договоров.

В преамбуле Устава OOН говорится о решимости народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников между­народного права».

Смысл данного принципа заключается в обязанности государств и других субъектов международного права соблюдать и вы­полнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, выте­кающие из общепризнанных принципов и норм международного права.

Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни , так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принципы международного права - это императивные нормы международного права или нормы jus cogens (лат.) .

Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН , Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский .

  • Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  • Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  • Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  • Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  • Принцип равноправия и самоопределения народов;
  • Принцип суверенного равенства государств;
  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  • Принцип нерушимости государственных границ;
  • Принцип территориальной целостности государств;
  • Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Принцип неприменения силы и угрозы силой

Впервые этот принцип был закреплен в Уставе ООН . Согласно п. 4 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых Наций». Впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года , Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или её применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН .

Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство. Статья 51 Устава ООН прямо исключает применение вооруженной силы одним государством против другого в случае принятия последним мер экономического или политического порядка.

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Данный принцип также был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Конкретные формы сотрудничества и его объём зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств.

Принцип равноправия и самоопределения народов

Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…». Данный принцип неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН - в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов Заключительного акта ОБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой.

Каждое государство в соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Анализируя характеристики самоопределения в социально-по­литической жизни общества и человека, автор показывает, что са­моопределение представляет собой процесс и результат выбора со­циальной общностью собственной программы культурного, соци­ально-экономического или политического самоосуществления. По­литико-правовая феноменология самоопределения предполагает обязательность свободного волеизъявления по поводу данного вы­бора, что акцентирует роль референдума и иных форм плебисцита по любому вопросу самоопределения.

Принцип суверенного равенства государств

Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов».

Основное назначение принципа суверенного равенства - обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Данный принцип возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН , преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

Данный принцип распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН , поскольку Организация Объединённых Наций «основана на принципе суверенного равенства всех её Членов», которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».

Считается, что принцип возник с 1648 года (Вестфальское соглашение после тридцатилетней войны), когда представители государств собрались за круглым столом как равноправные участники.

Принцип нерушимости государственных границ

Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:

  • признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
  • отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
  • отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или её применение.

Принцип территориальной целостности государств

Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или её применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года , который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Принцип уважения прав человека и основных свобод

Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов непосредственно связано с принятием Устава ООН . В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека… в равноправие мужчин и женщин…» В ст. 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 55 Устава «Организация Объединённых Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех…» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации .

Примечания

Ссылки

  • Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.
  • Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх