Год принятия парижской конвенции. Парижская конвенция. Смотреть что такое "парижская конвенция об охране промышленной собственности" в других словарях

  • 7.Предмет и методы правового регулирования мчп.
  • 8. Основные начала (принципы) международного частного права: международная вежливость, национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, взаимность, реторсии.
  • 10. Основания применения иностранного права и порядок установления его содержания.
  • 11. Автономия воли в мчп: сфера применения, соотношение автономии воли и условий контракта, соглашение об автономной воли.
  • 12. Соглашение о применимом праве: классификация, содержание, действительность.
  • 13. Коллизионная норма: понятие, сфера применения, структура.
  • 14.Классификация коллизионных норм.
  • 15.Проблема квалификации коллизионных норм.
  • 16. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 17. Режимы иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, режим недискриминации.
  • 19. Иностранные юридические лица в рф. Представительства и филиалы иностранных юридических лиц.
  • 20. Особенности правового положения государства как субъекта мчп. Иммунитет государства: понятие, виды.
  • 21.Доктрины абсолютного и ограниченного иммунитета.
  • 22.Коллизионные нормы вещных прав.
  • 23. Международные договоры о защите прав собственности на культурные ценности.
  • 24. Национализация иностранной собственности. Действие актов о национализации за границей.
  • 25. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
  • 26. Соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения: понятие, правовая и природа, особенности заключения и содержания.
  • 27. Внешнеэкономическая сделка: понятие, признаки, форма, порядок подписания.
  • 28.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в рф.
  • 29. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы унидруа, 2004 г.): сфера применения, основные принципы, заключение и расторжение договоров.
  • 31. Конвенция о договорах международной купли- продажи товаров (Вена, 1980г.): средства правовой защиты покупателя и продавца, убытки, проценты, освобождение от ответственности сторон по договору.
  • 32. . Базисные условия договора международной купли- продажи товаров. Международные правила толкования торговых терминов: сфера применения, характеристика базисных условий инкотермс 2010 г.
  • 33. Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств- участников снг от 20 марта 1992 г.
  • 35. Коллизионное регулирование договора международной купли- продажи товаров.
  • 36. Принцип тесной связи. Презумпции при определении применимого права.
  • 37. Сфера действия Венской конвенции о договорах международной купли- продажи товаро 1980 г. Соотношение Венской конвенции 1980 г. С оуп сэв и оуп снг.
  • 38. Соглашение о международном грузовом и пассажирском сообщении. (смгс, смпс): сфера применения, форма договора, ответственность перевозчика, порядок заявления претензий и исков, коллизионные нормы.
  • 40. Формы международных морских перевозок, их правовое регулирование. Конвенция о кодексе поведения линейных конференциях 1974 г.: сфера применения, основные принципы.
  • 41. Брюссельская конвенция 1924 г. Об унификации некоторых правил о коносаменте (в ред 1968 г.): сфера применения, форма и виды коносамента, обязанности сторон, ответственность перевозчика.
  • 42. Конвенция оон о морской перевозке грузов 1978 г.: сфера применения, ответственность перевозчика, правила предъявления требований к перевозчику.
  • 43. Йорк- Антверпенские правила 1974 г. В редакции 1990 г.: сфера применения, правовая природа, правила о толковании.
  • 44. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (кдпг) 1956 г.: сфера применения, форма и содержание договора, ответственность перевозчика.
  • 45. Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (в ред. 1955 г.): сфера применения, ответственность перевозчика.
  • 46. Международные смешанные перевозки груза.
  • 47. Понятие и формы международных расчетов.
  • 48. Валютные условия и валютные оговорки во внешнеэкономических контрактах: понятие, виды.
  • 49. Вексель как средство платежа. Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о переводном и простом векселе, 1930 г.
  • 50. Конвенция юнситрал 1988 г. О международных простых и международных переводных векселях: сфера применения, понятие векселя, характеристика вексельного
  • Глава I. Сфера применения конвенции и форма векселя
  • 51. Чек как средство платежа. Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о чеках, 1931 г.
  • 52. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитов, 1993 г.: понятие и виды аккредитива, способ и порядок исполнения аккредитивного поручения, обязательства и ответственность банков.
  • 53. Унифицированные правила по инкассо, 1995 г.: понятие инкассо, инкассовые документы, порядок осуществления расчетов.
  • 54. Конвенция о межгосударственном лизинге (Москва, 1998 г.): сфера применения, виды лизинга, общая характеристика.
  • 55. Конвенция унидруа о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988г.): сфера применения, основные положения.
  • 56. Конвенция о международном факторинге (Оттава, 1988 г.): сфера применения, предмет, исполнение и ответственность по договору.
  • Глава I
  • 57. Агентские соглашения в мчп: понятие, правовая природа, виды, коллизионные вопросы.
  • 58. Регулирование обязательств из причинения вреда в международном частном праве.
  • 59. Специальные случаи деликтной ответственности в международных договорах рф (возмещение вреда иностранными воздушными перевозчиками, возмещение вреда от разлива нефти на море).
  • 61. Международно- правовое регулирование ответственности за ядерный ущерб.
  • 62. Понятие интеллектуальной собственности в мчп. Территориальный характер прав на объекты интеллектуальной собственности в мчп и способы его преодоления.
  • 63. Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г. : сфера применения. Союз по охране промышленной собственности, объекты правовой охраны.
  • Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности.

    Под промышленной собственностью прежде всего понимаются такие объекты интеллектуальной собственности, как изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели. К объектам промышленной собственности относят также «ноу-хау» (секреты производства), знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

    Фундаментом современной системы охраны промышленной собственности является Парижская конвенция (Конвенция по охране промышленной собственности), принятая в Париже 20 марта 1883 г. При создании Парижской конвенции ее подписали 11 государств. На сегодняшний день ее участниками являются более 100 государств.

    Парижская конвенция состоит из 4 частей:

    а) национальный режим;

    б) право приоритета;

    в) общие правила в области материального права;

    г) правила, касающиеся административных, финансовых и организационных вопросов.

    Первая группа правил устанавливает, что граждане каждой страны - участницы пользуются во всех других странахучастницах теми же преимуществами, которые предоставляются соответствующими законами собственным гражданам.

    Вторая группа правил – право приоритета– распространяется на патенты, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. Заявитель на основании первой правильно оформленной заявки, поданной в одном из договаривающихся государств, имеет право требовать в течение определенного срока охраны в любом другом договаривающемся государстве, подав туда соответствующие заявки с сохранением приоритета по дате подачи первой правильно оформленной заявки.

    Сроки для последующих заявок:

    а) для патентов и полезных моделей – 12 месяцев;

    б) для промышленных образцов и товарных знаков – 6 месяцев.

    К третьей группе правил (материальное право) , распространяющихся на патенты, товарные знаки, промышленные образцы, фирменные наименования, указания мест происхождения товаров, относятся положения об обязательстве каждого из договаривающихся государств обеспечивать эффективную охрану от недобросовестной конкуренции, обязательстве создать специальную службу по охране промышленной собственности.

    Четвертая группа правил касается административной структуры образованного странами-участницами Союза по охране промышленной собственности. Данный Союз имеет свои административные органы: Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС. Ассамблея является главным органом Союза, собирается один раз в два года. В четвертую группу входит также решение финансовых вопросов: определение источников финансирования деятельности Союза, размера финансирования в зависимости от класса, к которому страна - участница сама себя относит, а также организационные вопросы (процедура подписания конвенции, ее пересмотра, разрешения споров, переходные положения).

  • Фундаментом современной системы охраны промышленной собственности является Парижская конвенция. Она применяется к широкому кругу объектов промышленной собственности, а именно: к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам и знакам обслуживания.

    Принятие Парижской конвенции было вызвано настоятельной потребностью обеспечить защиту промышленной собственности в нескольких странах одновременно. Кроме того, правовая охрана объектов промышленной собственности была сильно затруднена ввиду принципиальных расхождений в патентных законодательствах разных стран.

    Международный конгресс по промышленной собственности состоялся в 1878 г. в Париже. Конгресс явился первым этапом на пути создания всеобъемлющего международного соглашения по промышленной собственности. Процесс создания первого международного соглашения завершился 20 марта 1883 г. в Париже на дипломатической конференции подписанием "Парижской конвенции по охране промышленной собственности". Конвенция неоднократно дополнялась и пересматривалась. Первые дополнения были внесены в 1891 г. на конференции в Мадриде. В последующем она пересматривалась в Брюсселе в 1900 году, в Вашингтоне - в 1911 г., в Гааге - в 1925 г., в Лондоне - в 1934 г., в Лиссабоне - в 1958 г. Последние по времени поправки были внесены в Стокгольме на конференциях в 1967 и 1979 гг.

    В 1883 г. Конвенция была подписана одиннадцатью государствами (Бельгия, Бразилия, Сальвадор, Франция, Гватемала, Италия, Нидерланды, Португалия, Сербия, Испания и Швейцария). На 1 января 1993 г. участниками этой Конвенции были уже 108 государств. Советский Союз присоединился к Парижской конвенции 1 июля 1965 г. Российская Федерация как правопреемник СССР также является договаривающимся государством Конвенции. интеллектуальный авторский право

    Конвенция открыта для подписания всем государствам. Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.

    Положения Конвенции могут быть разделены на четыре основных группы, а именно: национальный режим, право приоритета, общие правила в области материального права и правила, касающиеся административных, финансовых и организационных вопросов.

    Первая группа правил (ст. 2 и 3) относится к национальному режиму для граждан Союза. Она устанавливает, что граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются соответствующими законами собственным гражданам. Важной особенностью Конвенции является то, что граждане стран, не являющихся договаривающимися государствами, по своим правам приравниваются к гражданам договаривающихся государств, если они проживают на территории этих государств или имеют действительные и серьезные промышленные или торговые предприятия.

    Вторая группа правил, касающаяся права приоритета, изложена в основном в ст. 4. Право приоритета распространяется на патенты, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. В соответствии с Конвенцией заявитель на основании первой правильно оформленной заявки, которая подается в одном из договаривающихся государств, имеет право в течение определенного срока, испрашивать охрану в любом другом договаривающемся государстве, подав туда соответствующие заявки с сохранением приоритета по дате подачи первой правильно оформленной заявки. Срок, в течение которого должны быть поданы последующие заявки, составляет 12 месяцев для патентов и полезных моделей, 6 месяцев - для промышленных образцов и товарных знаков.

    Таким образом, если заявитель желает получить охрану в нескольких странах, он не обязан сразу подавать заявки в эти страны (одновременно). Он имеет в своем распоряжении соответственно 6 или 12 месяцев для того, чтобы окончательно решить вопрос о целесообразности патентования в конкретных странах и подготовить заявки в соответствии с требованиями национального законодательства этих стран.

    Третья группа правил формулирует ряд общих положений в области материального права, а также организационно-правовых рекомендаций, обязательных для договаривающихся государств. Эти положения относятся к патентам, товарным знакам, промышленным образцам, фирменным наименованиям, указаниям места происхождения товаров. К этой же группе правил относятся: обязательство каждого из договаривающихся государств обеспечивать эффективную охрану от недобросовестной конкуренции и обязательство каждого из названных государств создать специальную службу по охране промышленной собственности, которая должна издавать официальный периодический бюллетень, содержащий необходимую информацию о зарегистрированных объектах промышленной собственности. Эта служба должна обеспечить ознакомление публики с патентами, полезными моделями, товарными знаками и промышленными образцами.

    Рассмотрим более конкретно положения этой группы правил в отношении отдельных объектов промышленной собственности.

    1. В отношении патентов (ст. 4bis; 4ter; 4quater). Выданные в разных договаривающихся государствах патенты на одно и то же изобретение являются независимыми друг от друга. Это означает, что выдача патента на изобретение в одном из договаривающихся государств не обязывает другие государства выдавать патенты. Аннулирование патента или сокращение срока его действия также не может быть произведено на том основании, что подобные действия объявлены в каком-либо договаривающемся государстве.

    В соответствии со ст. 4 ter изобретатель имеет право быть названным в качестве такового в патенте.

    Ст. 4 quater предусматривается, что в случае ограничения по закону продажи какого-либо запатентованного продукта или продукта, производимого запатентованным способом, патент признан недействительным быть не может, а если он (патент) еще не выдан, то данная норма национального законодательства не может быть использована для отказа в его выдаче.

    Ст. 5 Конвенции предусмотрена возможность выдачи принудительной лицензии с целью предотвращения злоупотребления монопольным правом на изобретение. Такое злоупотребление может состоять, например, в нежелании патентообладателя наладить промышленное применение изобретения, несмотря на то, что оно требуется для общества. В этом случае государственный орган по требованию, но не ранее, чем через 4 года с даты поступления заявки или через 3 года с даты выдачи патента, выдает принудительную лицензию. Следует также иметь ввиду, что в выдаче принудительной лицензии может быть отказано, если патентообладатель обоснует свое бездействие уважительными причинами. Выдача принудительной лицензии - действие весьма редкое в практике патентных ведомств договаривающихся государств.

    В существовании института принудительного лицензирования в первую очередь заинтересованы развивающиеся страны, в которых подавляющее число патентов получено на имя иностранных патентообладателей. Последние имеют возможность, не используя свои изобретения, блокировать развитие национальной промышленности. Принудительная лицензия может быть выдана также и на полезную модель.

    2. В отношении товарных знаков, знаков обслуживания и коллективных знаков ст. 6 Конвенции предусматривается, что условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее национальным законодательством. Это означает, что заявка на регистрацию товарного знака, если она была подана гражданином договаривающегося государства в ведомство договаривающегося государства, не может быть, отклонена на том основании, что она не была подана в стране происхождения. Регистрация товарных знаков в каждой из стран Союза независима друг от друга, т.е. регистрация, аннулирование или прекращение действия товарного знака в одном из договаривающихся государств не влияет на действительность регистрации в других договаривающихся государствах.

    Положениями ст. 6 bis предусматривается возможность аннулирования регистрации, а также запрещения применения любого товарного знака, представляющего имитацию или перевод другого знака, способного вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения является в этом случае общеизвестным в качестве знака, пользующегося преимуществами Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. В соответствии с Конвенцией каждое договаривающееся государство принимает на себя обязательство отклонять или признавать недействительной регистрацию в качестве товарных знаков или в качестве элементов этих знаков гербов, флагов и других государственных эмблем стран Союза. Аналогичное правило действует в отношении эмблем межгосударственных организаций, например, ООН или ВОИС. Конвенцией предусматривается охрана знаков обслуживания и коллективных знаков.

    • 3. В отношении промышленных образцов. В соответствии с Конвенцией промышленные образцы охраняются во всех странах Союза, причем их охрана не может быть прекращена в каждом из договаривающихся государств вследствие неиспользования или ввоза в это государство объектов, сходных с охраняемым объектом.
    • 4. В отношении фирменных наименований. Ст. 8 Конвенции гласит, что фирменное наименование охраняется во всех договаривающихся государствах без обязательной подачи заявки или регистрации и не зависимо от того, является ли оно частью товарного знака.
    • 5. В отношении указаний происхождения продукта. Ст. 10 Конвенции предусматривается, что каждое договаривающееся государство принимает меры пресечения в случае прямого или косвенного использования ложных указаний о происхождении продуктов или подлинности личности изготовителя, промышленника или торговца. В качестве заинтересованного лица может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
    • 6. В отношении недобросовестной конкуренции. Под последней понимается всякий акт конкуренции, противоречащий частным обычаям в промышленности и торговых делах. Обязанностью договаривающихся государств является обеспечение эффективной защиты от недобросовестной конкуренции, например, от действий, которые могут вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной деятельности конкурента.
    • 7. В отношении временной охраны на международных выставках изобретений, полезных моделей, товарных знаков для продуктов и промышленных образцов.

    Согласно ст. 11 Конвенции, договаривающиеся государства предоставляют в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану перечисленным выше объектам промышленной собственности, которые экспонируются на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.

    Четвертая группа правил Конвенции касается административной структуры Союза, а также финансовых и организационных вопросов. Административная структура Союза регулируется ст. с 13 по 17.

    Поскольку страны, присоединившиеся к Парижской конвенции, образовали Союз по охране промышленной собственности, то последний выступает на международной арене как юридическое лицо. В связи с этим Союз имеет свои административные органы - Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС. Главным органом Союза является Ассамблея, которая определяет политику в области совершенствования и практической реализации Парижской конвенции (ст. 13). Ассамблея Союза собирается один раз в два года на очередную сессию вместе с Генеральной ассамблеей ВОИС.

    Рабочим органом ассамблеи является Исполнительный комитет (ст. 14), страны-члены которого избираются Ассамблеей на период между двумя ее очередными сессиями. Исполнительный комитет собирается на очередную сессию один раз в год.

    Текущие административные задачи Союза решаются Международным бюро (ст. 15).

    Руководство деятельностью Международного бюро осуществляется Генеральным директором ВОИС. Международное бюро выполняет роль секретариата рабочих органов Союза.

    Финансовые аспекты деятельности Союза регламентируются положениями ст. 16 Конвенции. Основным источником поступлений в бюджет Союза являются взносы стран-участниц. Размер взносов в Союз определяется в зависимости от класса, к которому государство относит себя само. В настоящее время к первому классу (наибольшие взносы) относятся США, Великобритания, Франция, Германия и Япония. СССР также относился к первому классу. Российская Федерация с 1993 г. относится к третьему классу. Любое государство по собственному желанию может изменить класс, к которому оно относится. Вопрос своевременной уплаты взносов является весьма важным, так как страна, имеющая задолженность по уплате взносов за два года, лишается права голоса.

    Вопросы ратификации конвенции и присоединения к ней, а также последствия этих действий зафиксированы в ст. 20-23. Любая страна имеет право денонсировать конвенцию, уведомив об этом Генерального директора (ст. 26).

    Ст. 19 Конвенции допускает возможность заключения между государствами-участниками специальных соглашений об охране промышленной собственности. Эти соглашения однако не должны противоречить положениям Конвенции. В подготовке таких соглашений может принимать участие Международное бюро ВОИС. Примером такой деятельности является участие Международного бюро в подготовке Евразийской патентной конвенции, в соответствии с которой предполагается создание института единого патента для стран, бывших субъектов СССР.

    Конвенция содержит статьи, регулирующие процедуру ее пересмотра, вопросы подписания, языков, функций депозитария, разрешения споров и переходные положения. В ней указано также, что в случае разногласий в толковании различных текстов предпочтение отдается французскому тексту.

    В Конвенции не содержится единых правовых норм, касающихся охраны промышленной собственности в странах-участницах.

    Она исходит из того, что основные вопросы охраны ОПС (требования к объектам промышленной собственности, порядок выдачи и условия действия охранных документов, защита нарушенных прав) регулируются исключительно внутренним законодательством го- сударств-участников, тем самым участие в Конвенции не устраняет необходимости патентования этих объектов в других странах- участницах.

    В наибольшей степени ее универсальность проявляется в создании, при сохранении территориальной ограниченности действия патента, наиболее льготных условий для получения охраны объектов промышленной собственности иностранцами.

    В качестве объектов, охватываемых общим понятием «промышленная собственность», в Конвенции указываются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, указания и наименования места происхождения товаров, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

    История создания Парижской конвенции по охране промышленной собственности

    Заключение Парижской конвенции по охране промышленной собственности было обусловлено объективной необходимостью в правовом регулировании промышленной собственности за границей. Такая необходимость объяснялась причинами экономического и правового порядка.

    Возрастает объем промышленной продукции, в том числе созданной на базе изобретений, и происходит перенасыщение ею национального рынка, что порождает проблему сбыта продукции и ужесточает конкурентную борьбу за мировые рынки.

    Принятые к тому времени в ряде стран патентные законы по- разному регулировали вопрос патентования изобретений иностранцами.

    Кроме того, введение в патентные законы ряда стран (США - 1836 г., во Франции - 1844 г., в Великобритании - 1852 г.) требования новизны заявленного решения привело к публикации патентных документов, в связи с чем сохранение новизны изобретения требовало одновременной подачи на него заявок в другие страны, что практически осуществить было чрезвычайно трудно в силу различий национальных патентных законов. Решение этой проблемы так же, как и в отношении режима патентования изобретений иностранцами, пошло но пути заключения двусторонних соглашений. В тексты этих соглашений стало включаться очень важное положение о праве на приоритет при получении патента за границей. Впервые это правило было предусмотрено австро-германским договором 1881 г.

    Особенно наглядно отсутствие правовой охраны за границей проявилось при проведении международных выставок. Так, на приглашение австрийского правительства принять участие в международной выставке научно-технических достижений, которая должна была состояться в августе 1873 г. в Вене, США ответили отказом, мотивируя его тем, что австрийским законодательством не предусмотрены никакие гарантии по охране изобретений на выставках от копирования и использования их конкурентами. Различие позиций и интересов, сложившихся вокруг этой выставки, имело далеко идущие последствия. Во-первых, Австрией был разрабо тан закон, которым предусматривалась временная охрана изобретений, экспонируемых на международной выставке.

    Во-вторых, Всемирная промышленная выставка в Вене положила начало процессу урегулирования патентно-правовых вопросов на международном уровне, который завершился на том этапе подписанием 20 марта 1883 г.

    Парижской конвенции по охране промышленной собственности, основные положения которой действуют по настоящее время.

    Секретариатом Союза, т.е. постоянно действующим органом, выполняющим административные функции, является Международное бюро, возглавляемое Генеральным директором Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

    Более чем за 100-летний период существования Парижской конвенции она неоднократно пересматривалась, и в ее текст вносились изменения.

    Подавляющее большинство стран, в том числе и Российская Федерация, ратифицировали Стокгольмскую ее редакцию 1967 г.

    Общие положения Парижской конвенции, относящиеся к охране промышленной собственности

    Одним из основополагающих принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Он означает, что иностранные граждане и фирмы пользуются теми же правами, которые национальный закон предоставляет в отношении охраны промышленной собственности отечественным заявителям.

    Важнейшее преимущество, которое предоставляется странам- участницам Конвенции, - право приоритета (конвенционный приоритет). Оно предусматривает, что любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной стране, может в течение определенного срока истребовать охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки. Для патентов на изобретения и полезные модели этот срок равен 12 мес. с даты подачи первоначальной заявки, для промышленных образцов и товарных знаков - 6 мес.

    Согласно ст. 11 Конвенции страны-участницы в целях сохранения новизны в соответствии со своим внутренним законодательством предоставляют временную охрану изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, а также товарным знакам для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.

    В настоящее время наиболее широко распространена выставочная льгота по новизне. Суть ее заключается в том, что экспонирование охраноспособного объекта на выставке в течение определенного времени до даты подачи заявки на него в патентное ведомство не опровергает его новизны.

    Согласно ст. 4bis Конвенции патенты, выданные на одно и то же изобретение в разных странах-участницах Конвенции, независимы друг от друга. Основной причиной введения принципа независимости патентов являются значительные различия национальных законов: если патент, выданный в одной стране затем будет признан в ней недействительным, то это вовсе не означает, что он может быть признан таковым на основании патентных законодательств других стран.

    Парижская конвенция содержит специальные нормы, относящиеся к объектам, связанным с маркировкой товара: товарным знакам, фирменным наименованиям, указаниям и наименованиям места происхождения товаров.

    Товарные знаки. В отношении товарных знаков, относящиеся к ним специальные положения сводятся к следующему. В ст. 6quinquies Конвенции выдвигается принцип, согласно которому товарные знаки, надлежаще зарегистрированные в странах происхождения, могут быть заявлены и охраняться в других странах-членах Парижского союза «такими как они есть».

    Особую охрану Конвенция предоставляет общеизвестным товарным знакам (ст. 6er). В отличие от обычных знаков, правовая охрана которых вытекает из факта регистрации, общеизвестные знаки охраняются в силу приобретения ими высокой репутации, что и делает их широко известными. Факт такой известности устанавливается ведомством страны регистрации.

    Положения Парижской конвенции, относящиеся к охране промышленной собственности от недобросовестной конкуренции

    Ст. 10bis обязывает страны-члены Парижского союза обеспечить гражданам этих стран эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией согласно ука занной статье понимаются действия, противоречащие честным обычаям ведения дел в области промышленности и торговли.

    К актам недобросовестной конкуренции отнесены: 1.

    все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или производственной или торговой деятельности конкурента; 2.

    ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента; 3.

    указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

    Особое значение в настоящее время борьба с недобросовестной конкуренцией имеет для охраны ноу-хау - конфиденциальных знаний, имеющих ценность и к которым нет свободного доступа на законном основании.

  • Статья 5. Патенты: ввоз объектов, неиспользование или недостаточное использование, принудительные лицензии. Промышленные образцы: неиспользование, ввоз объектов. Товарные знаки: неиспользование, отличие формы, использование совладельцами. Патенты, полезные модели, товарные знаки, промышленные образцы: маркировка
  • Конвенция
    по охране промышленной собственности
    (Париж, 20 марта 1883 г.)
    (пересмотренная в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г. и в Стокгольме 14 июля 1967 г. и измененная 2 октября 1979 г.)

    Информация о статье 6ter Парижской конвенции по охране промышленной собственности

    Российская Федерация является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее - Парижская конвенция).

    Применение одной из статей Парижской конвенции - статьи 6ter в настоящее время активно обсуждается в рамках Постоянного комитета по законам о товарных знаках, промышленных образцах и географических указаниях Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности. В мае 2007 г. состоялась 17 сессия названного комитета, в работе которой принимали участие представители Роспатента. Далее приведена информация, составленная с учетом результатов работы указанной сессии.

    Что касается официальных знаков, клейм контроля и гарантии, то запрет на их применение действует только в случаях, когда содержащие их знаки предназначаются для использования на идентичных или однородных товарах.

    Для реализации положений статьи 6ter Парижской Конвенции (далее - статья 6ter) существует специальная процедура, позволяющая странам - ее участницам, а также странам - членам Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО), не являющимся участницами Парижской конвенции (далее - страны ВТО), сообщать при посредстве Международного бюро ВОИС (далее - МБ ВОИС) друг другу списки обозначений, которые они намереваются поставить под охрану, а также обо всех последующих изменениях, вносимых в эти списки.

    Возможность использования статьи 6ter для стран - членов ВТО предусмотрена статьей 3 Соглашения между ВОИС и ВТО от 22 декабря 1995 г.

    Список обозначений, охрана которых осуществляется на основе статьи 6ter , постоянно обновляется при поступлении новых ходатайств на предоставление охраны государственным и официальным эмблемам.

    В соответствии с установленным порядком ходатайство подается в МБ ВОИС; к нему должны быть приложены 600 копий обозначения, в отношении которого испрашивается охрана. МБ ВОИС, в свою очередь, направляет циркуляр в министерства иностранных дел стран - участниц Парижской конвенции и стран ВТО. Одновременно МБ ВОИС направляет копии циркуляра в соответствующие патентные ведомства.

    Стандартный циркуляр содержит наименование заявителя, описание обозначения и информацию о том, изменялось ли оно или использовалось ранее.

    Статьей 6ter не установлен срок действия охраны государственных и официальных эмблем, что дает возможность полагать, что охрана обеспечивается до момента, пока соответствующая страна - участница Парижской конвенции или страна ВТО соблюдают положения Парижской конвенции.

    Не предусматривает также процедуры и оснований для отзыва ходатайства о предоставлении правовой охраны государственных и официальных эмблем. Отзыв ходатайства встречается довольно редко и, как правило, связан с заменой ранее поставленного под охрану обозначения новым обозначением.

    В настоящее время для удобства применения статьи 6ter МБ ВОИС создана электронная база данных о поставленных под охрану в соответствии с этой статьей обозначениях. Эта база данных содержит сведения о 2400 обозначениях. Включенные в базу данных уведомления разделены по группам обозначений: гербы, эмблемы, клейма и т.д.

    Указанная база данных является бесплатной и общедоступной, благодаря размещению на официальном сайте МБ ВОИС (http://www.wipo.int/article6ter/en/). Она будет обновляться ежемесячно за счет поступления новых ходатайств. Эта база содержит контактную информацию о заявителях, подавших ходатайство на предоставление охраны государственным и официальным эмблемам.

    Представляется, что электронная база данных ВОИС должна боле активно использоваться.

    В частности, сведения из базы данных должны учитываться при проведении в Роспатенте экспертизы по заявкам на регистрацию товарных знаков.

    Практическая необходимость в ее использовании может появиться у заинтересованных лиц в случае возникновения коллизий заявленного в соответствии со статьей 6ter обозначения и заявленными или зарегистрированными товарными знаками с более ранним приоритетом. В таком случае при определенных условиях заявленному в соответствии со статьей 6ter обозначению может быть отказано в охране на территории России. Но коллизия обозначений возникает и в другом случае - когда испрашивается охрана в качестве товарного обозначения, сходного с охраняемым по 6ter обозначением. В такой ситуации у заявителя может возникнуть необходимость получить предусмотренное подпунктом 1(а) статьи 6ter разрешение на регистрацию товарного знака у компетентных властей или в соответствующих случаях - у международных межправительственных организаций.

    Таким образом, для предотвращения коллизий целесообразно, чтобы электронная база ВОИС использовалась разработчиками товарных знаков и учитывалась заявителями при подаче заявок на их регистрацию.

    В конечном итоге, упомянутая база данных ВОИС должна привлечь внимание государственных органов и международных межправительственных организаций к возможностям, предоставленным статьей 6ter для охраны соответствующих обозначений, принадлежащих государству и таким организациям.

    Парижская конвенция, подписанная в 1883 г., время от времени пересматривалась на конференциях, которые завершались принятием Акта пересмотра. В настоящее время конвенция действует в редакции Акта, подписанного в Стокгольме в 1967 г.

    Основные положения конвенции сводятся к четырем категориям:

    1) принцип национального режима для граждан стран-членов;

    2) право приоритета;

    3) общие нормы материального права, устанавливающие права и обязанности юридических и физических лиц либо требующие или разрешающие странам-членам предусматривать в своем законодательстве соответствующие этим нормам положения;

    4) административные и финансовые положения.

    Принцип национального режима означает, что каждая страна-участница Парижской конвенции должна предоставлять такую же охрану гражданам других стран-членов, какую она предоставляет своим собственным гражданам. Национальный режим распространяется также и на граждан стран, не являющихся членами Конвенции, при условии, что они проживают или имеют в стране-члене промышленное или торговое предприятие.

    Право приоритета означает, что при условии подачи заявки на получение охраны объекта промышленной собственности в одной из стран-членов заявителю предоставляется возможность в течение определенного периода (12 месяцев для изобретений, 6 месяцев для промышленных образцов и товарных знаков) испрашивать охрану во всех других странах Парижской конвенции. От заявителя, таким образом, не требуется подавать одновременно заявки во все страны, в которых предполагается получить охранные документы. В его распоряжении имеется от 6 до 12 месяцев, чтобы провести маркетинговые исследования и определить страны патентования.



    Третий принцип касается положений, предусматриваемых в законодательных актах стран-членов по отношению к патентам на изобретения, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям, наименованиям мест происхождения товаров, недобросовестной конкуренции. Так, положения, относящиеся к патентам, устанавливают:

    а) независимость патентов, полученных в различных странах-членах на одно и то же изобретение;

    б) право изобретателя быть названным в качестве такового в патенте на изобретение;

    в) принятие законодательных мер, предусматривающих выдачу принудительных лицензий в случае, например, неиспользования или недостаточного использования изобретения;

    г) предоставление льготного срока для уплаты пошлин;

    д) использования запатентованных объектов, используемых в конструкции или при эксплуатации транспортного средства в международных перевозках, без разрешения патентообладателя;

    е) экспонирование изобретений на международных выставках - положения, касающиеся предоставления временной охраны патентоспособным изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам.

    По отношению к товарным знакам положения касаются:

    а) обязательности использования зарегистрированных товарных знаков в течение определенного времени;

    б) принципа независимости товарных знаков в различных странах-членах;

    в) установления льготного срока для уплаты пошлин за продление действия регистрации знака;

    г) охраны общеизвестных знаков в силу факта приобретения репутации в стране-члене;

    д) запрещения при определенных условиях или признания недействительной регистрации в качестве товарного знака государственных гербов, флагов, эмблем международных организаций, официальных клейм контроля;

    е) регистрации коллективных знаков и другие.

    Конвенция содержит обязательные требования охраны промышленных образцов, фирменных наименований, наименований мест происхождения и обеспечения эффективной защиты от недобросовестной конкуренции. При этом охрана может быть предоставлена по усмотрению национального законодательства.

    Административные и финансовые положения устанавливают органы Парижского союза, образованного странами-членами Конвенции. В свою очередь союз имеет три административных органа: Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС, возглавляемое генеральным директором. Союз имеет свой собственный бюджет, наполняемый в основном за счет обязательных взносов стран-членов.

    По состоянию на 1 октября 2004 г. участниками Парижской конвенции по охране промышленной собственности являлись 164 государства.

    Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

    Конвенция принята 9 сентября 1886 г., неоднократно пересматривалась в целях совершенствования международной системы охраны прав авторов. Последняя редакция была принята Конвенцией в Париже в 1971 г., изменения внесены в 1979 г. Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

    Конвенция основана на трех основных принципах:

    1) принцип «национального режима» , в соответствии с которым произведения, созданные в одной из стран-членов союза, должны получать во всех других странах-членах такую же охрану, какую эти страны предоставляют своим собственным гражданам;

    2) принцип автоматической охраны , в соответствии с которым национальный режим не зависит от каких-либо формальных условий, т.е. охрана предоставляется автоматически без обязательной регистрации, депонирования и т.д.;

    3) принцип независимости охраны , в соответствии с которым обладание предоставленными правами и их осуществление не зависят от наличия охраны в стране происхождения произведения.

    Бернская конвенция определила срок охраны произведений, который включает все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. Исключение составляют кинематографические произведения, для которых срок охраны истекает спустя пятьдесят лет после того, как произведение стало доступным с согласия автора для всеобщего сведения или после создания произведения.

    За законодательством стран союза сохранено право определять срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства при условии, что этот срок не может быть короче двадцати пяти лет со времени создания произведения.

    Членами Бернской конвенции являются 151 государство мира, в том числе Республика Беларусь с 1997 года.

    Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к

    Мадридскому соглашению

    Мадридское соглашение о международной регистрации знаков было подписано в апреле 1891 г. и неоднократно пересматривалось. В настоящее время действует текст Стокгольмского акта, пересмотренный в 1967 г. и измененный в 1979 г. Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков был принят в Мадриде в июне 1989 г. и вступил в действие 1 апреля 1996 г.

    Цель Мадридского соглашения состояла в том, чтобы граждане каждой договаривающейся страны могли обеспечить во всех других странах-участницах соглашения охрану своих знаков, применяемых для товаров или услуг и зарегистрированных в стране происхождения, путем подачи заявок на указанные знаки в Международное бюро интеллектуальной собственности.

    Для получения охраны по процедуре международной регистрации, заявителю необходимо соблюсти формальные требования Международного бюро ВОИС, уплатить пошлину один раз и получить охрану на двадцать лет. Заявка подается на французском языке. До международной регистрации товарный знак должен быть зарегистрирован в национальном ведомстве. Перед подачей заявки в Международное бюро национальное ведомство проверяет и удостоверяет, что знак внесен в национальный реестр товарных знаков на имя заявителя и что товары и/или услуги, перечисленные в международной заявке, соответствуют национальной регистрации.

    Международная регистрация может продлеваться неограниченное количество раз сроком на двадцать лет путем простой уплаты основной пошлины и, в случае необходимости, дополнительной пошлины за каждый класс Международной классификации свыше трех и добавочной пошлины за расширение охраны.

    Протокол к Мадридскому соглашению был принят на Дипломатической конференции в Мадриде в целях внесения поправок в Мадридскую систему, приемлемых для стран, не участвующих в Мадридском соглашении (США, Великобритания, Япония и др.).

    По состоянию на 1 октября 2004 г. участниками Мадридского соглашения были 54 государства, а Протокол к Мадридскому соглашению подписало 61 государство.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх