Исследуйте писание. Методические основы изучения Св. Писания

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
(Св. Евангелие от Иоанна 5:39)

Существует мнение: для того, чтобы жить хорошо и правильно развиваться, нужно прочитать всего пять книг. Но как из множества книг выбрать те необходимые? И советуют люди друг другу, что прочитать.
Библия же находится вне конкуренции. Она - Слово Божье. А это серьезно!

Мне нравятся слова одного псалмопевца: "Словом Господа сотворены небеса..."(пс.32,6) Бог сказал СЛОВО, и небеса распростерли шатёр над землёй. В Исаии написано: И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист - со смоковницы. (Исаия 34:4). И это все случится по СЛОВУ Бога.
От дуновения уст Его появились звезды и планеты. Люди смотрят в телескопы и отрывают новые планеты. В Америке есть исследователь, наш современник, зовут Илон Маск. Он сказал: в 2021 году мы хотим достигнуть Марса. Примерно в 2018 году вылетят люди и за полтора года они долетят.
Потом, с Марса, возможно, увидят ещё какую-то дальнюю планету... А Бог это все сотворил одним выдохом!

Христос - воплощенное Слово Бога-Отца. "И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины".(Ин. 1,14)
Христос сказал Слово:
- и утихла буря;
- и вышел бес (даже легион бесов);
- и насытил 5 тысяч человек;
- и исцелились больные.

Артур, молодой отец, привёз своего малолетнего сына в клинику. У мальчика были большие проблемы со здоровьем. Врачи пытались поставить диагноз, но не могли. А как тогда лечить?! Но, лечат... Когда ребёнок уже начал синеть, медсестры по очереди начали убегать с операционной (чтобы не видеть смерти малыша), а врачи стали разводить руками, тогда отец забрал малыша и поспешил к пастору домой. Служитель взял малыша на руки и помолился: "Господи! Скажи только Слово и выздоровеет…" И выздоровел малыш, и жив до сих пор. С того дня прошло уже 15 лет.

Если в этом Слове ТАКАЯ сила, то следует его изучать.

В послании к Евреям читаем, что Слово Божье живо и действенно: проникает до глубины души и духа, то есть разделяет на духовное и плотское; судит человека, а значит делает его лучше; проникает до составов и мозгов. И когда Слово проникает в мозги к человеку, оно не остается бездейственным, тогда начинается и практическая сторона - руки и ноги человека начинают спешить делать добро, идут туда, где есть нужда.

Думаем ли мы иметь жизнь вечную через исследование писания? Если думаем, то как исследуем?
Открою небольшой секрет: когда на членских собраниях мы принимаем в члены церкви новых людей, часто задают один вопрос, наверное, самый популярный: сколько раз ты прочитал Библию. Обычно человек отвечает: дочитываю Евангелие. Стандартный ответ. Я думаю это неправильно, когда человек вступает завет с Богом не прочитав ни разу Его Слово. Иначе говоря: не изучив условий завета.
Библия говорит: исследуйте писания, ибо вы думаете иметь через них жизнь вечную.

Александр Рыжов: «Человек сам по себе не вечен. Жизнь вечная - в знании Бога (Ин.17:3). В соединении с Богом мы будем жить вечно, автономно от Него - мы конечны. Слово Божье, семя, от которого мы родились и благодаря которому духовно растем, "пребывает вовек". Если мы сохраним его и жизнь, привнесенную в нас им, будем пребывать вовек и мы.

Кроме того, Петр в этом очень поэтичном фрагменте пишет, что семя Слова Божьего "живое". Если оно попало внутрь нас, оно обязательно будет действовать, будет что-то переворачивать, что-то изживать, что-то привносить, будет расти, будет ощущаться нами. Как дрожжи при соприкосновении с тестом не остаются бездейственными, а начинают изменяться сами и менять среду, в которой находятся. С этой жизнью Слова Божьего в нас может конфликтовать жизнь нашего ветхого человека. И победа живого Слова Божьего не неизбежна, она может не произойти, если мы займем сторону ветхой части нашего внутреннего человека. В наших телах, в нашей практической жизни должно стать понятно, что такое Слово Божье. "Слово Христово да вселяется в вас обильно" (Кол.3:16)."

"Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так." (Деяния св. Апостолов 17:11)

Исследовать - смотреть со всех сторон.

Хватает ли нам с вами усердия ежедневно разбирать Писанье со всем усердием, чтоб убедиться в истинности Слова? Не обманул ли кто нас лжеучением? Вспомним хотя бы Яна Гуса или Мартина Лютера. Они начали проверять католическое учение; то, во что верили миллионы!.. и, как оказалось, верили в пустоту и обрядность.

Несколько строк о Яне Гусе. В юности имел большую жажду к знаниям. Пришел в Прагу из забитой деревушки. Сначала был вольным слушателем в Пражском университете, его игнорировали преподаватели. Но в скором будущем ситуация начала резко изменяться. Многие из ведущих педагогов вдруг начали в юном Гусе замечать настоящего гения. А дальше, бывшего деревенского парня, ожидал стремительный карьерный рост. В последствии этот человек стал ректором одного из самых продвинутых европейских вузов – Пражского университета.
Ян Гус проводил не только светскую жизнь. Он был глубоко верующим человеком и любил изучать Слово Божье. Гус был не только прихожанином; со временем он стал ревностным и успешным проповедником Евангелия.
В своих проповедях он во всеуслышание осуждал нравы духовенства, называл их развратными. «Единственным источником веры, - говорил Ян Гус, - можно считать только Священное Писание». Он внушал мысль о том, что продажа церковных должностей, плата, взимаемая церковью за таинства, - противоречит Священному Писанию. Продажу индульгенций (что было особым доходов католической церкви) Гус также открыто критиковал.

Сокращая скажу: проповеди Яна Гуса были признаны ересью духовенством официальной церкви.
И вот, 6 июля 1415 года на главной площади небольшого немецкого городишка Констанца Гус был сожжен.

А пока … пока горел костер, пожирая уже бездыханное тело Яна Гуса, в пламя был брошен и главный труд его жизни – Библия, переведенная на чешский язык.

Почему вместе с Яном Гусом сожгли и Библию? Ведь это – священная книга. Но и она была для Римской Церкви таким же «еретиком», как и её автор. Папе и Церкви было совсем невыгодно и неприемлемо, чтобы богослужения в чешских церквях проводились на родном языке. Они понимали, что язык и Слово – это оружие, которое обернется против их могущества. Прочитав Библию на простом и доступном родном языке, простые люди, да и знать, могли понять, насколько далеки указы и постановления Папы Римского от Божьих заветов. Но рукописи, как известно, не горят. Пусть на столетие позже, но чешский народ получил возможность изучать Библию, переведенную на чешский язык.

"Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…"
(Св. Евангелие от Матфея 22:29)

Эти слова Христос сказал саддукеям, когда Его спросили о семейных отношениях после смерти. Они привели притчу о семи братьях которые женились на одной и той же женщине и умирали. Поставили вопрос Христу: чьей женой она будет в вечности. Иисус им ответил: заблуждаетесь. И причина их заблуждения была в том, что они не знали Писания. Вот где беда! Человек, плохо знающий Священное Писание может легко заблудиться, т.е. запутать себя ересью, обрядами, преданиями. Чтобы этого не случилось, нужно вникать в Святое Слово.

Не для того, чтобы хвалиться, наоборот, может быть кого-то из детей зажечь, расскажу о себе (хотя пример будет о моем отце больше, чем о мне). Мне было 15 лет когда принимал крещение. На тот момент я прочитал пять или шесть раз Библию. Но это не моя заслуга, конечно. Благодарность папе. Мне с братом было примерно лет 11, когда отец пообещал подарить нам тонкие гецовские Библии. В то время это была очень большая редкость. Но отец постарался и достал такие экземпляры. Вручил и сказал: Библии пока что не ваши... Вот когда прочитаете от корочки до корочки, тогда будут ваши. Если не прочитаете, - заберу и отдам другим. Мы читали. Нам хотелось иметь свои личные гецовские Библии. Потом, конечно же, уже никто не заставлял. Оно вошло в привычку. Сейчас, к сожалению меньше получается читать. Но это не оправдание. Нужно наверстывать. Но скажу так, (и много кто со мной согласится): то, что прочитано в детские годы, запоминается лучше и усваивается навсегда. Много текстов Священного Писания я сейчас могу цитировать наизусть или почти дословно, благодаря тому, что в детстве много читал.
Дорогие родители! Мотивируйте своих детей к чтению Слова! Это здорово! Оно спасет их от многих глупостей в юности и задаст правильный курс жизни.

Прекрасно о Библии сказал неизвестный

Я перелистываю вновь страницы
Сокровищ россыпи здесь не иссякнут.
Я их слагаю в сердце по крупицам;
В их свете горы золотые меркнут.

"но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!"
(Псалтирь 1:2) Подобный текст в 118 псалме: 97. "Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем."
Размышлять - говорить с Богом на Его языке. Можно ли любить закон? Это же сплошные ограничения…Духовно счастливый человек характеризуется глубокими размышлениями над Словом Божьим и принимает его за основной ориентир. Библейские истины занимают все свободное пространство мозгов такого человека. «весь день..» и даже больше(!): «день и ночь»… Мысль цепляется за мысль. "Радуюсь я Слову Твоему, как получивший великую прибыль" - как-будто заработал миллионы долларов.

В Бресте есть один хороший человек, зовут его Александр Рыжов. Я люблю читать его статьи. Одно время он не писал. Потом пишет: простите, друзья, что долго не выходил на связь. Просто моё чтение Библии скатилось до нескольких страниц в день. Я решил это исправить и наверстать упущенное.

Когда я прочитал эти строчки, они послужили для меня большим укором. Человек говорит, что его чтение Библии "скатилось до нескольких страниц".
Дорогие друзья, сколько мы читаем Библию с вами? У каждого из нас разный христианский стаж. Кто-то 20 лет верующий, кто-то 40, 50. Знаю, что есть такие христиане, кто остался на том же уровне: дочитываю Евангелие. (А может только евангелие от Матфея).
Это является причиной многих неудач, от чего мы так духовно немощи, от чего у нас нет сил для духовных побед…

Христос когда был искушаем от диавола в пустыне, отвечал ему словами из Писаний. Дьявол предложил сделать из камней хлеб. Христос ответил: "не хлебом единым...но Словом". Дьявол тоже пользуется Словом, когда ему это выгодно. Он тоже говорит: "написано: ангелам своим заповедает о тебе..." Враг душ человеческих способен "заломать на лопатки" и загнать в тупик верующего человека, который мало вникает в Слово. Он в этом спец. Так перекрутит и подведёт, что неопытный и мало читающий легко зайдёт в тупик.
Дьявол говорит Христу: «если поклонишься мне...» Христос отвечает: "написано: Господу Богу твоему поклоняйся..."

Знаю одного пастора с Азербайджана. Зовут его Павел Бяков. Живёт в городе Сумгаит. Рассказывал как-то о себе: однажды читал книгу Откровение и дошел до стиха, где написано: дерево, которое приносит 12 раз плод в год. Принял для себя решение: прочитать 12 раз в год Библию.
Он вставал в 4 утра и по четыре по 4-5 часов читал. Позже этот человек свидетельствовал: после того как я прочитал 12 раз в год Библию, мои мозги как будто кёрхером кто-то промыл. Мне даже сны библейские начали сниться...
Один знаменитый проповедник, после того как послушал проповедь Павла Бякова, сказал: «Давно таких глубоких проповедей я не слышал».
Вот откуда духовная сила! Вот где секрет! Вот где жизнь! Отсюда же, мои хорошие, и начало жизни вечной. От исследования Писания.

Последняя мысль:
"... а они свидетельствуют о Мне"
Втор.8, 2-5 не хлебом единым
А что, тогда хлеба не есть?
Скажет Бог слово и:
- будет голод;
- зной будет палить голову;
- одежда не будет ветшать;
- будет здоровье у тебя;
- защитит тебя от обидчика.

"Слово стало плотью..."
Физический хлеб даёт жизнь для тела, энергию для каждой клеточки в организме. Человек принимает хлеб внутрь себя, он растворяясь под действием желудочного сока становится в крови человека одно с человеком. И уже через несколько часов хлеба нет в желудке. Он стал одно с организмом в его крови, давая жизнь.

Христос (воплощённые Слово) говорит о Себе: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
28. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29. Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
30. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?
31. Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
34. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
35. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда."
(Св. Евангелие от Иоанна 6:26-35)

Если Слово Божье не воплотится в нашу жизнь, если оно не станет одно с нами, - то мы будем не в силах достигнуть вечности. Сила Божья ко спасению в Иисусе Христе, ставшем для нас на страницах Священных Писаний единственным и незаменимым ХЛЕБОМ ЖИЗНИ!

Дорогие друзья! Исследуйте писание!

Проповедовал 23.10. 2016

39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
(Иоан.5:39,40)

Они свидетельствуют о Мне

«Исследуйте» в данном тексте это перевод греческого слова ereunate , формы второго лица, множественного числа, настоящего времени от глагола ereunao . Подлежащее, относящееся к глаголу, не приводится, но оно подразумевается («вы»). Ряд исследователей соглашается с тем, что ereunate в данном отрывке представляет собой форму изъявительного наклонения, а не повелительного.

Контекст наглядно показывает, что Иисус не требовал от иудеев изучения Писания (повелительное наклонение); напротив, Он сказал, что они сами исследовали (изъявительное наклонение) их.

«Вы исследуете Писания» (ПК).

Слово ereunate подразумевает старательное, усердное изучение.

«Вы прилежно изучаете Писания» (НЗПГ).

Однако в случае с иудеями прилежное изучение проводили люди, закрывшие свой разум к восприятию, потому что они не видели Мессию в ветхозаветных текстах таким, каким Он был представлен.

Сатана настолько извратил мышление иудеев, что они, даже веруя в пришествие Мессии, или Христа, не узнали Его, когда Он пришел.

Добрая жизнь, чудеса, учения Иисуса и исполнение в Нем ветхозаветных пророчеств должны были бы убедить отвергнувших Его людей, что Он действительно был Мессией.

Иисус упрекнул иудеев, исследовавших Писание.

Почему? Они думали, что в Священном писании была вечная жизнь.

«Писания» в данном отрывке, несомненно, относится к Ветхому Завету. Ветхозаветные писания указывали на пришествие Христа, поэтому в данном смысле в Ветхом Завете была вечная жизнь.

Хотя иудеи полагали, что в Ветхом Завете была вечная жизнь, они не обращали внимание на то, что, как было сказано о Иисусе, а Писание свидетельствовало о Нем.

Вильям Барклей сказал об этих иудеях: «Они не предавали себя на смиренное изучение богословия в Писании; они использовали Писание для того, чтобы оправдывать богословие, которое создали сами.

По-прежнему существует большая опасность того, что мы будем использовать Библию для доказательства своих воззрений, а не для того, чтобы испытывать наши воззрения».

Но вы не хотите придти ко Мне

Иудеи, отвергнувшие Христа, могли бы принять Его, потому что Бог изначально предопределил возможность спасения для каждого человека. Иисус сказал им: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь».

Если человек отвергает Иисуса и умирает именно с таким расположением к Спасителю, его ждет вечность во мраке и страданиях.

Упрекнув иудеев за то, что они не приходят к Нему, Иисус сказал:

41 Не принимаю славы от человеков,
42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
(Иоан.5:41-47)

Иисус говорил этим иудеям, что, хотя они исследовали ветхозаветные писания так, как будто они верили в них, на самом деле они не верили, что их написал Моисей, ведь Моисей писал об Иисусе, а они не верили в то, что Моисей писал об Иисусе.

Один из отрывков, посвященных непосредственно Иисусу в произведениях Моисея, это Книга Второзакония 18:15-18 (Деян. 3:22).

15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, —
16 так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть.
17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили.
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
(Втор.18:15-18)

22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
(Деян.3:22)

Иисус сказал этим иудеям, чтобы они не думали, будто Он обвиняет их, так как Моисей уже обвинил их!

Греческие слова, переведенные как «обвинять» и «обвинитель» в Евангелии от Иоанна 5:45, происходят от инфинитива kategoreo (kata – «вниз»; «против»; ageiro – «вести за собой»). Именно он подарил нам такое слово, как «категория».

Иудеи искали возможность обвинить Иисуса.

7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
(Лук.6:7)

«Обвинение» в данном тексте это kategoria .

10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
(Откр.12:10)

«Клеветник» и «клеветавший» в Книге Откровения 12:10 это kategor и kategoron соответственно.

Желающим вкушать твердую пищу Писаний, предлагаю словарь с истинным смыслом отдельных Библейских терминов.

Вкушайте и не говорите в сердце своем: Истина сокрыта от нас.

Смысловой словарь Библейских терминов.

(пусть кустарный, но, ведь, иных подобных и вовсе нет)

«Агнец Божий берущий на себя грех мира».

«Грех мира» - склонность человечества грубо ошибаться по причине невежества, непросвещенности, имеющих место по причине молодости рода человеческого.

«Агнец Божий» - жертва Богу.

«Взять на себя грех мира» - прийти на Землю и принести избавительные знания, научить человечество пониманию их собственной сущности и смысла жизни, за что и пострадать от «возлюбивших тьму более чем Свет».

«Адам»:

а)собирательный образ первого человечества появившегося на шестой «День» Творения,

б) конкретная человеческая личность седьмого «Дня» творения.

«Адам первый» - человек первобытный.

«Адам Второй» - человеквысокоразвитый, познавший Истину, достигший «возраста Христа» - «Из Неба Господь».

«Ад» - место страдания - мучительной жизни духов в темницах - духов во плоти которым есть, планета Земля. Жизнь духов на Земле во многих воплощениях, есть прохождением ими, «семи кругов Ада». (см. «Озеро огненное ).

«снизойти в Ад»- спуститься духом с Неба на Землю

- прийти на воплощение.

«иметь ключи от ада и смерти» - быть управляющим процессом воплощения, развоплощения иобучения духов на Земле.

«Алкать» - хотеть, желать.

«они не будут уже ни алкать ни жаждать». Всякое желание есть эгоистическим качеством. Взрослый дух теряет способность желать, жаждать чего бы-то ни было. Но, на человеческой ступени развития , желание есть двигателем развития: «Блаженны алчущие и жаждущие правды…».

«Я есмь Альфа и Омега» - Бог, как старший представитель рода богов, каждый космический «День» заново формирует вселенскую организацию духов и Он же ее и распускает. Т. е - является началом и концом всему, кроме самих вечносущих духов.

«Ангел» - отдельный дух, достигший человеческого уровня развития. Духи животных, растений и т.д,Ангелами не называются (еще молоды).

«Ангел Господний» - Бог-Дух.

«Ангел света» - взрослый, просвещенный светом истинных знаний, сознательный дух человеческого уровня развития.

«Ангел Сатаны» - Ангел сопротивляющийся Богу -молодой дух, промежуточной - между животной и человеческой,ступени развития. Самосознаниемеще не обладает, стремится обрести самостоятельность (трудный переходный возраст), потому, непослушен БОГу.

Из семи таких духов состоит одна из ипостасей человека -

душа. Тело человека состоит из еще менее развитых

духов.

«Антихрист» - не признающий Иисуса как Христа (какпомазанника) .Антипод Христа Истинного.

а) си стема понятий, изображающих Христа не естественным. Естественный Христос - разум и Мудрость Божья.

Не естественный - Агнец Закланный, что есть «юродством проповеди».

б) дух, непонимающий,следовательно, и не признающий Христа Истинного - Ангел Церкви, сформированной на Христе неестественном.

Итак: антиподом Христа есть коллективная мыслеформа народа, объединенного общим верованием - христианской религии, другими словами - дух религии (Ангел Церкви).

**Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.**

" тайна беззакония", начавшая свое действие уже во времена апостолов, - искажение образа Христа, - представление Его в виде Агнца Божьего, тогда как Он есть Разумом и Мудростью Божьей.

"Не свершится" - не закончится ее действие.

"пока не будет взят от среды удерживающий теперь" - пока из человеческих умов не будет изъята тьма невежества, удерживающая приход правильного понимания.

То есть, антихрист начал свое восхождение на Престол Церкви ещё во времена апостолов, но уразумеет это человечество, только с пришествием Христа, который раскроет этот "секрет" и тем поразит/убёт антихриста.

«Апостол» - полномочный представитель.

«Архангел» - Верховный Ангел, старший над всеми Ангелами, кроме Ангела Господнего (Бога-Духа), - Дух Сына Божьего - Иисуса Христа - Первенца Творения Божьего. На Земле воплощается в человеческие тела и учит своих меньших братьевПознанию Истины. Вот некоторые Его воплощения:

Адам, Ной, Авраам, Моисей, Илия, Даниил,Иисус Христос, Великий Князь Михаилвсегодняшнем пришествии.

«БОГ» - Большой Организованный Гуманоид - живой разумный организм, вмещающий в себе всю Вселенную. Трех ипостасен: Дух, Душа, Тело. Является старшим представителемединственного во Вселенной рода живых существ - БОГов, организовывая которых в различные сообщества, формирует из них свои душу и Тело - Вселенную.

«Бог-Дух»- Наиболее развитая, из всех представителей рода Богов, вечно живая, вечно развивающаяся энергоинформационная сущность. Организатор и Учитель всех остальных представителей рода.

«Бог-Отец» - телесная структура БОГа, состоящая исключительно из представителей того же рода Богов всех имеющихся возрастов - материальная Вселенная.

«Бог-Сын» - душа БОГа - Его разум и мудрость. Иисус Христос есть образом этой ипостаси БОГа.

Историчность Библии

Библия создавалась в течение 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 века н. э. Текст Нового Завета дошел до нас в исключительно благоприятном состоянии, разночтения составляют около 0,5 процента, что очень мало для древних текстов. Самые древние кодексы Нового Завета отстоят от оригинала на полвека – век. Что же касается Ветхого Завета, особые меры по работе со священными книгами в иудейской традиции также позволяют утверждать, что текст очень хорошо сохранился. Кроме того, Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) становится авторитетным текстом уже в апостольский век. Не может быть и речи о том, что отдельные церковные деятели вносили поправки. За сохранность текста можно ручаться; это тот текст, который написан самими священными авторами.

Священное Писание отличается от других книг тем, что в нем можно выделить одну центральную тему - спасение в Господе нашем Иисусе Христе. Пророчества, которыми исполнен Ветхий Завет, действительно сбываются. Благодаря Библии были уточнены многие археологические и исторические данные. Авторы пишут о себе правду, какой бы горькой порой она ни казалась. Итак, Библия заслуживает доверия как исторический документ, как правдивый рассказ о жизни Церкви и как Слово Божие .

Длительный период создания текстов, тот факт, что сначала они бытовали в устной традиции, подвергались редактированию, не должны нас смущать: в том, какой мы имеем сейчас Библию, можно поистине усматривать Промысл Божий.

Канон (официальный реестр) книг Священного Писания в принципе чужд Православию, ибо мы признаем, что и в писаниях святых Отцов действовал Тот же Дух, который наставлял на всякую истину и священных авторов Библии . Однако для того, чтобы практически отличать книги подлинные и духоносные от всевозможных апокрифов, составлялись списки книг Священного Писания. Православная традиция, как и римско-католическая, признает 47 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, причем в славянской и русской Библии есть некоторые добавления по сравнению с текстом Септуагинты (авторитетного перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанного 70 толковниками); еврейский и протестантский канон в Ветхом Завете признает только 39 книг, оставляя вне канона книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, 2-ю книгу Ездры и две книги Маккавейские (в католичестве они получили название второканонических).

Священное Писание в ряду прочих церковных книг

Именно в Священном Писании мы находим самое ясное и точное изложение спасительных истин. Желающий войти в Царство Небесное прежде всего должен обратиться к Священному Писанию и из прочих книг именно Слово Божие избрать себе в качестве главного спутника и руководителя. Евангельское учение обращено ко всем людям без исключения и для всех удобно исполнимо.

Далее по степени учительного достоинства стоят святоотеческие творения. Их следует читать только в соответствии с избранным образом жизни (иноки - наставления инокам, миряне - святых Отцов, произнесших свои поучения для всего христианства) - так, чтобы прочитанное можно было применить в жизни; иначе в душе рождается бесплодная мечтательность, в сердце - смущение, а в поведении - неопределенность, тягостная и вредная для читающего и ближних его .

Весьма полезны книги нравственного порядка - о борьбе со страстями и путях стяжания добродетели - т. е. о практической жизни во Христе .

Современную церковную литературу нельзя приравнивать по значимости к поучениям святых Отцов и тем более к Священному Писанию, поскольку она еще не прошла рецепцию (принятие) соборным разумом Церкви. Среди таковой можно читать лишь книги, имеющие церковное благословение и служащие к угождению Божию .

Без нужды и специального благословения духовника не следует читать книг полемических, т. к. они производят ненужные споры (), написаны часто в порыве страсти и несут в себе осуждение, не приличествующее христианину (). Православные христиане в отношении спорных вопросов должны ориентироваться не на книги полемические, часто сомнительного содержания, а на мнение священноначалия, выраженное в официальных церковных документах.

Еще строже и с большей осторожностью следует подходить к литературе светского характера.

Богодухновенность Священного Писания

Исключительное положение, которое занимает Священное Писание, объясняется тем, что оно является богодухновенной книгой.

По-разному понималось, в каком смысле Священное Писание боговдохновенно. Некоторые думали, что в нем все, от первой до последней строчки, продиктовано Богом, и потому оно не может содержать ошибки. Это не совсем так, хотя бы в свете . Понималась богодухновенность и как побуждение к письму независимо от содержания. Православный подход подразумевает, что Откровением признается в Библии то, что Бог хотел открыть о Себе и о Своем отношении к миру людям: Слово Божие учит нас не тому, как устроено небо, а как взойти на небо. Эти спасительные истины стали нам доступны благодаря свободному сотрудничеству Бога и священных авторов в деле написания Библии.

Такое понимание богодухновенности позволяет выделять в Священном Писании то, что установлено на все времена (учение веры и правила нравственности), и то, что является установлением для конкретной ситуации (моменты, обусловленные национальными особенностями, географией и уровнем исторического развития).

Истина в Священном Писании

Истиной в Священном Писании признаются правила веры и нормы нравственной жизни. События церковно-политической жизни народа, вообще исторические факты имеют значение постольку, поскольку они значимы для истории нашего спасения.

Часто неверующие люди выискивают исторические противоречия в Священном Писании. Уместно спросить себя: стоит ли вступать с ними в прения, ведь еще апостол Павел предупреждал, что «злые люди будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (). Для себя же хорошо прочесть одно из популярных введений в Священном Писание, чтобы увидеть: история библейских исследований ХХ века наглядно продемонстрировала: то, что критическая наука ХIХ века считала вымыслом и исторической фальшивкой, нашло свое подтверждение.

Ученые полагают, что современная картина мира вполне соотносима с библейской; основные события священной истории находят все больше подтверждений. Только недобросовестная наука сегодня может настаивать на том, что Священное Писание - выдумка и миф.

Библия и жизнь в Церкви

До сих пор мы рассматривали Священное Писание изолированно, но нужно четко понимать, что Священное Писание - одна из составляющих Священного Предания Церкви: «Я не веровал бы Писанию, - говорит , - если бы не побуждал меня к тому авторитет кафолической Церкви». Для православных верующих источником веры служит и богослужение, и святоотеческое наследие, и, конечно, живые носители православной христианской веры, их опыт хождения в Боге. Монашеская традиция постоянно подчеркивает, что именно живой пример является лучшим средством для возрастания в совершенстве . Это вполне соответствует Священному Писанию, которое говорит: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (, под «слышанием» можно понимать вообще опытное научение). Впрочем, именно Священным Писанием проверяется соответствие того или иного материала Преданию Церкви.

Уделяя должное внимание Священному Писанию, не стоит забывать, что учение веры является лишь одной из четырех составляющих жизни Церкви, наравне с общением верующих между собой, Причастием и молитвой ().

Молитва и чтение

Вообще Священное Писание - это не просто литература. Святые Отцы, пастыри церковные и простые верующие - все единогласно свидетельствуют, что, читая Священное Писание, мы можем встретить Господа и познать Его благую волю о нас; некоторые же священные писатели (например, блаженный Иероним) рассматривают чтение Священного Писания как таинство, наравне с Евхаристией.

Словом Божиим, которое может просветить, исцелить и указать дорогу в жизнь вечную, Библия становится только тогда, когда происходит личная встреча с Богом. Это часто происходит на молитве - общественной и личной.

Еще в ветхозаветные времена перед чтением Торы (Пятикнижия Моисеева) читались особые благословения: 1) собственно на выполнение заповеди изучения Закона Божия; 2) с просьбой о том, чтобы изучение Писаний было приятным и вожделенным; 3) с благодарностью за избрание в удел Божий и дарование Торы.

Сегодня православные христиане имеют специальные канонические молитвы, которые читаются перед изучением Священного Писания и в которых содержится поистине целостное учение о чтении Слова Божия, например:

«Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечныя, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел Оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе жития святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, - просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный».

Молиться необходимо не только перед началом, но и в процессе чтения Священного Писания. По образному выражению одного опытного ведущего, Слово Божие звучало до сотворения мира и продолжает звучать. Цель нашей молитвы перед чтением - войти в состояние слушания, настроиться на это звучание, на эту волну: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (). И результат чтения тоже должен выражаться прежде всего в молитве. При этом недостаточно лишь сборника молитвенных текстов, ибо чтение Священного Писания должно найти личный отклик в душе каждого верующего.

Цель чтения

Из общего языкознания известно, что в процессе коммуникации человек не только передает информацию, но и выражает свое эмоциональное состояние, побуждает к действию. Это справедливо и по отношению к Слову Божию. Оно не только передает нам какие-то знания, но и говорит об эмоциональном состоянии священных авторов, призывает нас к чему-то. Очень важно именно услышать призыв.

Цель чтения Библии - является встреча с Богом и подлинным человеком. Читая Священное Писание, мы должны стараться увидеть в нем тот идеал, к которому надо стремиться, и идеал этот - Сам Господь наш Иисус Христос. Не случайно святые Отцы, читая Ветхий Завет, усматривали в нем скрытые повествования о Христе (что получило название «чтения в христологическом ключе»).

При совместном чтении Священного Писания наши братья и сестры также раскрываются несколько иначе, чем это бывает в обычной жизни, ведь Слово Божие требует открытости сердца. И если мы внимательны, то увидим благодать, которая присуща каждому верующему, и сможем радоваться и благодарить. Мы также можем увидеть внутреннюю поврежденность и уязвимость, и это научит нас бережнее относиться к ближнему. Совместное чтение Священного Писания - один из лучших способов вступить в братские отношения в Боге.

Условия чтения

Первое условие - любовь к Богу и ближнему. Без веры и любви к Богу Библия останется «закрытой книгой», но к Богу нельзя приступать, имея что-то в сердце против ближнего.

Отсюда чистота души - второе требование к тем, кто берет в руки Слово Божие: человек, желающий понимать Священное Писание, должен заниматься не столько чтением толкований, сколько очищением сердца от плотских пороков. Те, у кого душевные очи здоровы, не нуждаются в пособии толкователей , поскольку в чистом человеке обитает Святой дух (), просвещающий человека в Слове Божием ().

Необходимо понимать, что главным истолкователем Священного Писания должен быть Дух Святой (). Именно Дух Святой посредством Священного Писания может показать нас себе самим в истинном свете и побудить к покаянию, очистить душу от греховных помыслов и сообщить нам мир, покой и радость о Господе .

Наконец, смирение, сокрушение духа и готовность без ропота слышать и исполнять волю Господню, какой бы трудноисполнимой она ни казалась, - вот четвертое условие приступающему к чтению Евангелия (). Не все будет получаться сразу, но тот, кто хранит слово Божие в добром и чистом сердце и в терпении следует ему, обязательно принесет плод ().

Помощь комментариев

Удовлетворяем ли мы вышеперечисленным требованиям? Очевидно, нет, далеко не полностью. И потому мы нуждаемся в помощи, которую можем получить у более опытных в духовной жизни людей, у тех, кого называет святыми. Оставаясь открытыми для непосредственного действования Духа Божия в нас, нужно ориентироваться именно на их понимание Священного Писания, ведь через них, по свидетельству Церкви, говорит Святой Дух.

Человек, только пришедший к вере, должен сначала изучить православную церковную традицию, поэтому комментарии иных конфессий не для всех полезны, лишь духовно опытные люди могут пользоваться ими, отделяя истину от заблуждений; вообще, хорошо при выборе литературы на первых порах руководствоваться советом духовника.

Относительность научного знания принуждает к тому, чтобы с осторожностью относиться и к современным библейским научным исследованиям и переводам. К сожалению, далеко не все ученые являются верующими людьми.

Некоторые технические моменты чтения Слова Божия.

Читать Священное Писание следует небольшими отрывками, с молитвой и размышлением. Впрочем, для преуспевших в этом святыми Отцами одобряется и практика чтения целыми книгами. Чтение должно быть регулярным и систематическим (последовательным), проходить в специально отведенное для этого время. Изучать Слово Божие следует постоянно, и никакое место не может служить тому препятствием () . Впрочем, очень важно соблюдать тишину - прежде всего, внутреннюю, - ведь голос Бога подобен дуновению тихого ветра (). Полезно заучивать Слово Божие наизусть, особенно отрывки из Евангелия и Псалтири .

Часто, читая некий текст, мы понимаем его не так, как его понимал автор. Это обусловлено индивидуальными моментами нашего восприятия, историческими и культурными традициями. Читая любой текст, мы как бы даем ему собственное толкование (даже не входя в детали). То же происходит и в процессе перевода. Поэтому важно пользоваться различными историко-филологическими комментариями и словарями, разными переводами, особенно освященными церковной традицией. Впрочем, не стоит придавать этим моментам первостепенного значения - можно «закопаться» в подробностях анализа и так и не дойти до смысла.

Важно замечать все детали повествования, будь то слово поучения или некоторое действие. Каждая буква Священного Писания может учить того, кто относится к Слову Божию с благоговейным вниманием .

И в другом смысле следует бережно относиться к Слову Божию: нельзя вычитывать из него то, что нам хотелось бы услышать, замалчивая остальное (часто - для самооправдания). Это неверно с точки зрения христианской нравственности, и с точки зрения методологии: Библия - это не сборник разнородных стихов, каждый из которых самодостаточен, но целостное произведение, и потому правильно понять какое-то место можно только в контексте всего Писания (так называемом «широком контексте»).

Почти всегда для прояснения смысла текста требуется также обращение к ближайшему контексту, поэтому полезно по крайней мере просматривать предыдущее и последующее повествования читаемой книги.

Один из самых верных способов чтения Священного Писания - в связке с житиями святых. Подражая подвигам святых в меру наших сил, мы будем понемногу расти и в понимании Слова Божия.

Путь изучения Слова Божия

Святоотеческая традиция чтения Священного Писания предполагает, что мы читаем Слово Божие для того, чтобы встретиться с самим Господом нашим Иисусом Христом. Но это невозможно в том случае, если мы поверхностно относимся к Слову Божию, читаем только для того, чтобы прочесть определенный объем текста, не размышляя над ним. Впрочем, и излишнее размышление, рассудочность грозят иногда стать самодостаточными, а интеллектуальная работа может подменить живое общение с Богом. Вместо самокопания с целью самоисправления Отцы предлагают нам обратиться с горячей мольбой к Тому, Кто единственный может исправить наше сердце: «Стучите, и отворят вам» (). Когда же происходит встреча, уже не нужен рассудок, уже не нужны даже слова молитвы, ибо мы получили то, к чему стремились - вошли в Присутствие Господне, где говорить может только Он. Эта традиция получила название lectio divina.

В эпоху схоластики в употребление вошел метод lectio cursiva, при котором чтение становится более интеллектуальным: ставятся вопросы, предлагаются решения, которые должны быть обоснованы авторитетными текстами. Такое чтение хорошо для научения, но мало что может дать для духовной жизни.

Индивидуальное, групповое и литургическое чтение Священного Писания.

Разные формы чтения Священного Писания имеют свои особенности, которые необходимо учитывать.

Домашнее уединенное чтение располагает к размышлению и молитве (применяется в основном метод lectio divina).

Изучение Священного Писания в библейских группах призван научить правильному чтению Священного Писания и выявить всю гамму заложенных в тексте смыслов для того, чтобы каждый участник мог вынести для себя какое-либо назидание (частично используется метод lectio cursiva).

При написании комментариев применяются особые формы работы с оригинальным текстом, по преимуществу используется метод lectio cursiva.

Чтение Священного Писания за богослужением и следующая за ним проповедь должны служить к созиданию общины: здесь пастырь должен верно преподать учение Церкви и призвать к изменениям в жизни каждого прихожанина и общины в целом (применение того или иного метода, их сочетание зависит непосредственно от проповедника).

История церковного толкования Священного Писания

Остановимся несколько подробнее на методах толкования Священного Писания.

Разница в толковании Священного Писания может быть настолько широкой, что в еврейской традиции говорится, что у Торы - семьдесят лиц , т.е. семьдесят уровней смысла, по числу народов земли. Мы не сможем дать единственно верный смысл, и поиски такового неизбежно приведут к ереси (впрочем, следует отсекать то, что противоречит догматам Церкви).

Именно неисчерпаемая глубина смыслов Священного Писания обусловила то, что в истории Церкви существовали разные методы и даже школы толкования Слова Божия.

Конечно, проще всего видеть в библейском тексте только буквальный смысл. Так можно читать исторические книги Ветхого Завета, именно так нужно читать исторические повествования в Евангелиях и книгу Деяний.

Однако если так подойти, например, к Песни Песней, можно смутиться. На помощь приходит аллегория. В данной книге под Женихом будут понимать Бога, под невестой - или душу человеческую. Этот иудейский по происхождению метод используют святители , и другие.

Новое понимание Писаний пришло во времена Спасителя. Особенность толкований нашего Господа заключалась в том, что Он умел выделять существенное и учил руководствоваться не правилами в применении библейских норм морали, но духом любви. Священное Писание Господь наш изъяснил (истолковал) своей жизнью (). Именно опыт праведной жизни во Христе лучше всего помогает понять нам смысл Писания.

Для первых христиан было важно найти пророчества, которые подкрепляли бы нашу надежду и веру, пророчества не только словом, но и ситуацией. Так, иудейская Пасха предвосхищает христианскую, манна - Евхаристию, в повествовании об Адаме, Иосифе, Исааке или Моисее мы видим прообразы Христа, и т. д. Этот метод назывался теорией и был очень популярен среди толкователей.

Безусловно, стремление к праведности, очищению и возвышению души также нашло свое проявление. Появляются моральные толкования, образцом для которых всегда останутся творения отцов-аскетов.

Наконец, с расцветом монашеской мистики появляются толкования, которые прозревают в текстах глубокие вещи о Боге, Царстве Божием (святой ). Этот метод получил название анагогии.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви

ИС 13-314-2073

Предисловие

Многие науки в качестве одного из видов познавательной деятельности используют исследование. Оно необходимо для того, чтобы выявить достоверную истину. Поэтому каждое исследование должно быть объективным, точным и доказательным.

Исследуйте Писания (Ин. 5, 39), – призывает Господь наш Иисус Христос. И такое исследование приведет нас к Истине. Ибо цель написания Священных Книг Ветхого и Нового Заветов можно выразить словами евангелиста Иоанна: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 31).

Мы должны знать, что Иисус Христос – Истинный Бог и Истинный Человек, совершивший на земле великое дело искупления человеческого рода, какое не мог совершить ни до Него, ни после Него никто из смертных. Он жил среди людей, ходил по этой земле, имел своих последователей, посещал города и селения Палестины с проповедью, был гоним врагами, пострадал на кресте, умер позорной смертью, воскрес во славе, вознесся на небо и пребывает в Церкви Своей во все дни до скончания века (Мф. 28, 20).

Мы должны хорошо знать географию Палестины, историческую обстановку того времени, когда жил Христос, интересоваться археологическими находками, подтверждающими истинность евангельского повествования. Все это необходимо знать, чтобы воспитать в себе любовь к истине, добру, красоте.

В Евангелии встречаются моменты, которые требуют особого исследования. Это необходимо для выявления полного согласия между четырьмя евангелистами в изложении евангельских событий. А также для разъяснения обстоятельств, сопровождавших то или иное событие, чтобы глубже понять смысл происшедшего.

Когда Иуда ушел с Тайной вечери?

В Иерусалиме паломники обязательно посещают «Сионскую горницу», дом Тайной вечери, где Господь наш Иисус Христос установил Таинство великое Евхаристии, умыв пред этим ноги ученикам Своим. Эта Божественная вечеря обозначила собою конец Ветхого Завета и начало Нового Завета.

Тайная Вечеря начиналась с ветхозаветной пасхи, празднование которой в Израиле было установлено в память чудного изведения еврейского народа из египетского рабства. С ним соединялось также воспоминание об избавлении от погибели первенцев еврейских кровью пасхального агнца (см.: Исх. 12, 17–27). Знаменательный обряд заклания и снедения агнца, заповеданный Моисеем (см.: Исх. 12, 3-11), придавал пасхальной вечери исключительную торжественность. Для обозначения поспешного выхода из Египта евреи присутствовали за этой вечерею одетые по-дорожному, с жезлами в руках (см.: Исх. 12, 11).

Празднество начиналось чашею вина , над которой отец семейства или старший в доме произносил благословение и, отведав, передавал ее домочадцам.

По умовении рук в комнату вносили по-праздничному убранный стол с горькими травами, напоминавшими потомкам Израиля горькую жизнь предков их в Египте (см.: Исх. 1, 14). Затем на стол полагали хлеб, пасхального агнца, испеченного на огне без преломления костей (см.: Исх. 12, 8, 46), особо приготовленное мясо, а также жидкое блюдо из разных плодов для обмакивания в нем трав и кусков снедаемого.

Далее следовала вторая общая чаша , причем старший изъяснял значение пасхи и приглашал присутствовавших воспеть хвалу Богу; тогда все собрание пело 113-й и 114-й псалмы. После сего, по омовении рук, старший преломлял хлеб и со словами благословения вкушал горьких трав, мяса и агнца; примеру его следовали все присутствующие. Вечеря продолжалась, и среди беседы предлагалась третья чаша , называвшаяся преимущественно чашей благословения; вслед за ней пелись четыре псалма (114–117), в которых изображается радость о Боге Спасителе. В заключении испивали четвертую чашу . Празднество оканчивалось пением аллилуиа.

Во всех чашах вино растворено было водой, потому что из них обязаны были пить понемногу все, не исключая жен и детей.

По еврейскому обычаю, кроме этих четырех чаш вина, которые символизировали избавление Богом народа сынов Израилевых от бедствий, полагалось наливать еще и особую пятую чашу – пророка Илии. Чаша Илии – самая красивая – часто делалась из драгоценных металлов и украшалась изображением пасхального вечера. Эта чаша – пророческая, и из нее не пьют, а ставят на середину стола. Согласно преданию, в эту ночь пророк посещает каждый еврейский дом и пьет вино из этой чаши. При этом он видит все, что происходит в доме, сам оставаясь невидимым.

Чаша пророка Илии символизирует пятое обещание Бога избранным: Я приведу в страну, которую Я поклялся дать Аврааму, Исааку и Иакову, и дам ее в наследие вам (Исх. 6, 8). Чаша пророка Илии – знак того, что, кроме тех четырех раз, когда Господь избавлял Свой народ во время исхода из Египта и жизни в земле обетованной, будет еще избавление – в будущем. Но почему это избавление связано именно с Илией? Потому что именно этот пророк возвестит о пришествии Мессии. Вот Я посылаю к вам пророка Илию перед наступлением дня Господня, великого и грозного. И обратит он сердце отцов к сыновьям и сердце сыновей к отцам их (Мал. 4, 5–6).

И вот апостолы Христовы, когда настал день 13-й нисана, следуя обычному укладу жизни евреев, подошли к своему Учителю с предложением приготовить пасху: Где хощеши, шедше уготоваем, да яси пасху? (Мк. 14, 12). Обратившись к апостолам Петру и Иоанну, Господь сказал: Шедша, уготовайта нам пасху, да ямы (Лк. 22, 8). Жители Иepyсалима, следуя древнему обычаю, охотно и даже бесплатно давали иногородним комнату для совершения пасхальных обрядов. Таким образом, на обязанности Петра и Иоанна лежало найти комнату, приготовить столы, ложа, а также и все принадлежности пасхальной вечери – чаши с вином, агнца, горькие травы и на этот раз, без сомнения, простой хлеб, потому что законом Моисея дозволено было вкушать опресноки не прежде, как вечером 14-го нисана (см.: Исх. 12, 8; Втор. 16, 3), и все квасное было устраняемо из дома лишь утром того дня.

Петр и Иоанн знали, что пасху должно было совершать не иначе, как в Иерусалиме, вблизи храма. Они отправились в Иерусалим, при входе в город нашли все, как наперед было сказано им, и приготовили Пасху. С наступлением сумерек, около того времени, когда (см.: Втор. 16, 6) должно было совершать пасху, Иисус, окруженный учениками, пришел в Иерусалим.

В комнате, убранной по-праздничному, когда настал час вечери, Господь возлег, и двенадцать апостолов с Ним. Это была последняя пасха, которую Он праздновал с данными Ему и возлюбленными Им до конца (Ин. 13, 1; 17, 6).

Как и полагалось, были приготовлены четыре чаши с вином и особая, пятая чаша, предназначенная пророку Илии.

Господь, взяв первую чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою (Лк. 22, 17).

Совершилась ветхозаветная пасха по закону, обряд следовал за обрядом: присутствующие вкушали горькие травы, пасхальные яства, пили вино из четырех ветхозаветных чаш.

И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня (Мк. 14, 18).

В ответ на просьбу Иоанна указать предателя Господь отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам (Ин. 13, 26). И обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. Хлеб на пасхальной вечере обмакивали в особый соус из фиников и смокв. Глава семьи раздавал иногда такие куски в знак своего особого благоволения. И этим, конечно, Господь хотел пробудить в Иуде чувство покаяния. Это было проявление любви, спасавшей сына погибели (Ин. 17, 12). Но Иуда отверг эту любовь Христа и тем открыл свое сердце для входа в него сатаны. И после сего куска вошел в него сатана (Ин. 13, 27). Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Эти слова Христа можно истолковать в смысле изгнания Иуды из общества учеников. Иуда, приняв кусок хлеба из рук Учителя, тотчас вышел с вечери на свое злое дело; а была ночь.

И уже после ухода Иуды, когда на вечери остались только верные ученики, Господь наш Иисус Христос устанавливает новозаветную Пасху в Таинстве Причащения.

Он взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы даемо.

Также и чашу - пятую, священную – после вечери… подал им, говоря: пийте от нея вси, сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже замногия изливаема во оставление грехов.

Эта последняя, пятая чаша была уже евхаристическая – чаша Крови Нового Завета: сия чаша Новый Завет Моею Кровию, яже за вы проливается (Лк. 22, 19–20; Мф. 26, 26–28).

Эта пятая чаша была преподана уже после вечери (Лк. 22, 20), когда в горнице не было предателя, который – поэтому – не мог удостоиться завета искупительной Крови Христовой.

Выражение после вечери совпадает с указанием времени установления Таинства апостолом Павлом и свидетельством святого Иоанна об уходе Иуды с вечери. Апостол Павел говорит, что Христос установил Таинство в ту ночь, в которую предан был, и момент его установления определяет согласно со свидетельством евангелиста Луки: после вечери. Верность и точность передачи факта апостолом Павлом определяется тем, что сведения об этом он принял от Самого Господа (1 Кор. 11, 23–25). А этот момент установления Таинства совпадает с моментом удаления Иуды с вечери, по свидетельству Иоанна: Он (Иуда), приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь (Ин. 13, 30).

Два евангелиста и апостол Павел, можно сказать, точно указывают время установления Евхаристии. Это было после пасхальной вечери ветхозаветной и после предательства Иуды, а не до предательства.

Ветхозаветную пасху Христос совершил, по точному указанию евангелистов, когда настал вечер (Мф. 26, 20; Мк. 14, 17), а не ночью. Установление же Евхаристии было после вечери, ночью (Лк. 22, 20; 1 Кор. 11, 23, 25; Ин. 13, 30).

«Преподав же нам вместообразные Таины драгоценного Тела и Крови Своей, когда Иуды не было с нами, Он вышел на гору Масличную», – засвидетельствовано в Постановлениях Апостольских (кн. V, гл. 14).

Итак, при внимательном рассмотрении всех евангельских сказаний о Тайной Вечери, становится ясным и непоколебимым, что при установлении Таинства Евхаристии Иуда не присутствовал и, следовательно, не был приобщен вместе с другими апостолами Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

В котором часу был распят Иисус Христос?

О времени распятия Иисуса Христа говорит один только евангелист Марк или, лучше сказать, устами Марка говорит апостол Петр: Был час третий , и распяли Его (Мк. 15, 25). Третий час еврейского счета соответствует нашему девятому; следовательно, по сказанию Петра, Христа распяли в девять часов утра (по полуночи).

Что Евангелие Марка есть не что иное, как письменное изложение им устной проповеди Петра в Риме, это удостоверяет святой Ириней в своей третьей книге «Против ересей» (см.: гл. 1, 1); а что Петр читал это Евангелие и одобрил его, об этом свидетельствует Климент Александрийский. Следовательно, Марк записал то, что говорил Петр. Апостол Петр, несомненно, был в толпе народа, окружавшего место распятия. Он все видел, хотя издали. И потому надо безусловно верить этому достоверному свидетелю-очевидцу, что был час третий, когда распяли Иисуса.

Евангелисты Матфей и Лука, ничего не говоря о времени распятия Христа, говорят, однако, о наступлении в шестом (двенадцатом) часу тьмы, продолжавшейся три часа, и о последовавшей в девятом (третьем по полудни) часу смерти Иисуса Христа.

Матфей: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятаго. А около девятаго часа возопил Иисус громким голосом… и испустил дух (Мф. 27, 45–46, 50).

Лука: Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земли до часа девятаго. Иисус, возгласив громким голосом испустил дух (Лк. 23, 44, 46).

С ними повествует об этом и Марк: В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятаго. В девятом же часу возопил Иисус громким голосом испустил дух (Мк. 15, 33–34, 37).

Итак, если в шестом часу или в шесть часов по еврейскому счету (а по нашему в двенадцатом или в двенадцать) настала тьма, продолжавшаяся до самой смерти Иисуса Христа, то несомненно, что самое распятие Его должно было произойти значительно раньше. Ведь из повествований тех же евангелистов и евангелиста Иоанна известно, что от распятия до наступления тьмы произошли следующие события: издевательства членов синедриона, народа, прохожих, воинов и даже одного из распятых разбойников, а затем раскаяние другого разбойника, хождение первосвященников к Пилату с просьбою переменить надпись над крестом Иисуса и, наконец, поручение Господом Иоанну попечения о Богоматери. На все эти события, в особенности же на хождение первосвященников к Пилату, потребовалось немало времени, и ими вполне мог быть заполнен период времени от 3 до 6 часов (от 9 до 12 часов дня).

Евангелист Иоанн, дополнявший повествования первых трех евангелистов, ничего не сказал ни о времени распятия, ни о наступлении тьмы, ни даже о времени смерти Иисуса. Умолчал он об этих обстоятельствах потому, что о них обстоятельно рассказали первые евангелисты; и это умолчание может служить подтверждением истинности их повествований: когда Иоанн писал свое Евангелие, то имел под руками первые три Евангелия, и если бы в них была допущена какая-либо погрешность, то он непременно исправил бы ее; а так как он эти вопросы обошел молчанием, то следует признать, что он считал повествования о них первых евангелистов верно изложенными; и это молчаливое свидетельство дорого для нас, потому что Иоанн, один из всех апостолов, не побоялся открыто стать у креста и, следовательно, был свидетелем-очевидцем всего происшедшего на Голгофе. Признавая излишним говорить о том, о чем уже сказано первыми евангелистами, Иоанн нашел нужным, однако, дополнить их повествования указанием на время суда у Пилата: Тогда была пятница перед Пасхою и час шестой, и сказал Пилат иудеям: Се, Царь ваш! (Ин. 19, 14).

Иоанн писал свое Евангелие в глубокой старости, когда проживал в Ефесе, среди римлян и греков; писал он не для евреев и все еврейские названия переводил на греческий язык; поэтому и время он считал уже не по-еврейски, а по принятому римлянами способу, то есть с полуночи; и если он говорит, что суд у Пилата происходит в шестом часу, то надо считать, что это был шестой час, или шесть часов утра.

Что евангелист Иоанн исчислял время не по-еврейски, доказательством служат другие места его Евангелия, в которых он определяет время часами. Рассказывая о том, как он сам и Андрей пошли за Иисусом и пробыли у Него день тот, Иоанн поясняет: было около десятаго часа (Ин. 1, 39); то есть пробыли они у Иисуса весь день, до десятого часа. Если считать по-нашему, то, пробыв у Иисуса до десятого часа пополудни, они действительно пробыли у Него весь день; а если считать по-еврейски, то, пробыв у Иисуса только до четвертого часа пoполудни, Иоанн не мог бы сказать, что он и Андрей пробыли у Него весь день. В другом случае, когда Иисус, возвращаясь с учениками Своими через Самарию в Галилею, остановился у колодца Иакова отдохнуть, Иоанн поясняет, что тогда было около шестого часа и что пришла женщина из Самарии набрать воды (см.: Ин. 4, 6–7); если считать время по-еврейски, то окажется, что Самарянка пришла за водою около двенадцати часов дня, или около полудня; между тем известно, что на Востоке не принято ходить за водою в полдень; а потому следует признать, что и в этом случае евангелист Иоанн определял время не по еврейскому счету.

В таких странах, как Палестина, все занятия и работы всегда начинались с рассветом, так как жители их спешили побольше сделать утром, до наступления дневного зноя. Да и вообще, в прежние времена рано ложились спать, рано и пробуждались. Поэтому будет вполне правдоподобным считать, что вторичный суд синедриона начался с рассветом, с наступлением утра, до восхода солнца, тем более что это подтверждают все евангелисты. Первый из них говорит, что, когда настало утро, первосвященники и старейшины народа имели совещание… (см.: Мф. 27, 1). По сказанию второго, это произошло немедленно по утру (Мк. 15, 1). Лука говорит: и как настал день, собрались старейшины. (Лк. 22, 66). Иоанн же свидетельствует, что было утро, когда повели Иисуса в преторию (см.: Ин. 18, 28). Все эти свидетельства доказывают, что Пилат судил Иисуса немедленно по утру, как только настал день, когда дневной свет сменил ночную тьму.

Вторичный суд синедриона был созван лишь для соблюдения формальности, продолжался недолго и ограничился допросом Обвиняемого (см.: Лк. 22, 66–71; 23, 1), на что могло потребоваться не более десяти минут; такая быстрота вполне правдоподобна при понятной торопливости синедриона. Заседание происходило не в доме Каиафы, где был первый суд, а в постоянном помещении синедриона (см.: Лк. 22, 66), в одном из храмовых зданий. Немедленно же после произнесения приговора весь синедрион отправился к Пилату, дворец которого был тут же, около башни Антония; следовательно, на переход этот затрачено было очень мало времени. Первый суд у Пилата был краток. Отправление Иисуса Христа к Ироду, занимавшему помещение тут же, близ претории, и пребывание Его у Ирода тоже не могло потребовать много времени: ни на один вопрос Ирода Христос не ответил (см.: Лк. 23, 9), и Ирод ограничился лишь издевательством над Ним. Более продолжительным был второй суд у Пилата, прерванный на время бичеванием Иисуса Христа и потом опять возобновленный. Трудно определить с точностью время, употребленное на это, но думается, что на второй суд с бичеванием потребовалось не более часа; но если даже от начала второго суда Пилата и не до конца его, а только до произнесения Пилатом слов – се, Царь ваш! – прошел целый час, то все же будет вполне правдоподобным считать, что от начала второго суда синедриона и до произнесения Пилатом этих слов прошло не более двух часов.

Все это произошло 14-го нисана, в пятницу, в 783 году от основания Рима, то есть 7 апреля, когда от рассвета в Иерусалиме и до шести часов по полуночи должно было пройти по крайней мере полтора или два часа. И если принять во внимание торопливость синедриона, имевшего основательные опасения, что народ помешает осуществлению его замыслов, то придется признать, что все события от начала второго суда синедриона и до произнесения Пилатом известных слов могли вместиться в период от рассвета и до шести часов по полуночи .


Чем же было заполнено время от 6 до 9 часов утра?

Известно, что после отдачи Пилатом Иисуса во власть синедриона Христа переодели в Его одежды, принесли кресты, а может быть, и заготовили их тут же. Предстоявшая казнь в канун еврейской пасхи была совершенно неожиданна для римских воинов, исполнявших обязанности палачей, и потому кресты могли быть и не готовы. Потом возложили кресты на осужденных и пошли на Голгофу. Христос был изнурен бессонной ночью, истязаниями и бичеванием; Он изнемог, падал под тяжестью креста, и от этого замедлялось шествие. С такими остановками шествие медленно достигало городских ворот, и лишь за городом воины возложили Крест Христов на возвращавшегося с поля Симона Киринеянина, и только тогда шествие могло продолжаться безостановочно. Когда же пришли на Голгофу, надо было выкопать глубокие ямы для установки и укрепления в них крестов, а затем и произвести самое распятие.

Все время от седьмого до девятого часа было заполнено этими событиями, а потому и в этом отношении мнение о распятии Христа в девятом часу утра представляется вполне правдоподобным.

Итак, на основании евангельских повествований следует признать, что второй суд синедриона начался на рассвете в пятницу, что Пилат еще продолжал свой суд в шестом часу утра, что распяли Ииcyca Христа в девятом часу, что тьма наступила в двенадцатом часу и что Иисус Христос умер в третьем часу по полудни и до шести часов вечера был погребен. На Кресте Господь страдал шесть часов.

Вне врат пострадати изволил…

У многих паломников, посетивших Иерусалим и знакомых с евангельской историей, возникает вопрос: в Священном Писании сказано, что Господь наш Иисус Христос пострадал на Голгофе, недалеко от города (Ин. 19, 20), вне врат (Евр. 13, 12) Иерусалима; сейчас же Храм Гроба Господня, содержащий в себе Голгофу, находится в самом городе.

Чтобы рассеять такие смущения, нужно внимательно исследовать события, связанные с этими святыми местами.

Древний Иерусалим имел двенадцать ворот.

Крестный путь, по которому некогда шел на Голгофу Господь наш Иисус Христос, обливаясь потом и кровью под тяжестью Креста, подъятого ради нашего спасения, проходит по улице, ведущей от ворот св. Стефана, или Гефсиманских. В древнем Иерусалиме эти врата, расположенные близ Иерусалимского храма, назывались Овчие, так как ими проводили овец, назначенных в жертву.

Рядом с Овчими вратами находилась крепость Антония, примыкающая к северной стене города. Эта древняя крепость, известная еще со времен Неемии (V в. до Р. Х.), была перестроена Иродом Великим в собственный дворец и названа им так в честь римского правителя Марка

Антония. Впоследствии Антониева крепость стала резиденцией римских прокураторов, а также местом судебного разбирательства (преторией). Здесь же размещался римский полк воинов.

По словам Иосифа Флавия, эта крепость-дворец по своему великолепию превосходила всякое описание. Огромные здания дворца из белого мрамора окружены были высокою каменной стеной с башнями. Обширные залы дворца, отделанные искусной резьбой, мозаикой, золотом и серебром, украшенные вазами, роскошно убранные, могли вмещать каждая по сто человек. Ко дворцу примыкал прекрасный парк с каналами и фонтанами. Среди двора, притом прямо против храма, находился так называемый лифостротон (греч. – каменный помост; древнеевр. – гаввафа) – вымощенное превосходной мозаикой и украшенное колоннами из разноцветного мрамора возвышение, на котором устроено было великолепное седалище для судопроизводства. Несмотря на такое великолепие претории, римские правители жили в ней только тогда, когда приезжали в Иерусалим на большие праздники, отличавшиеся стечением народа, для наблюдения за порядком; постоянное же пребывание имели в ^сарии.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2 3



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх