К отраслям прокурорского надзора относятся. Конспекты юриста. Координация деятельности правоохранительных органов

Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном Федеральным законом

«О прокуратуре РФ».

Государственный контроль и надзор осуществляется также целым рядом других государственных органов – налоговыми органами, органами

экологического и санитарного контроля, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, органами противопожарной службы и т.д. Но

все эти органы осуществляют свои полномочия в определенных специфических областях, имеют четко очерченные нормативно-правовыми актами поднадзорные и подконтрольные им сферы деятельности. Прокурорский же надзор имеет

наиболее широкое предназначение - соблюдение Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы общественных отношений.

Контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, в том числе заключающихся в уголовном преследовании лиц, совершивших преступления.

Тем не менее прокуратура не должна подменять другие государственные контролирующие органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица выполняют возложенные на них законом

обязанности по обеспечению контроля за исполнением законов.

Прокурорский надзор подразделяется на так называемые отрасли, т.е. направления его осуществления. В отличие от иных направлений деятельности

прокуратуры, каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется рядом признаков. К ним относятся следующие:

Предмет надзора, т.е. определенная сфера деятельности государственных и муниципальных органов и иных организаций, их должностных лиц, в рамках

которой прокуратура осуществляет надзорные полномочия.

Совокупность необходимых полномочий, предоставленных прокурору при осуществлении им конкретной отрасли надзора, позволяющих эффективно

принимать меры к устранению нарушений законности.

Средства прокурорского реагирования – т.е. определенные акты –

постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и

свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

Таким образом, отрасли прокурорского надзора - это регламентированные

федеральным законом виды деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения законов, прав и свобод человека, каждая из которых характеризуется определенным предметом надзора, полномочиями прокуроров и средствами прокурорского реагирования на нарушения законности.

В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» можно выделить следующие отрасли прокурорского надзора:

надзор за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за

соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами,

органами и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера,

администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме того, Федеральным законом от 23 декабря 1998 г. №31-ФЗ в перечень отраслей прокурорского надзора, установленный ч. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ» был включен надзор за исполнением законов судебными приставами.

Однако, в разделе III «Прокурорский надзор» этого Закона данное направление надзора не регламентируется, не раскрывается его предмет, полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования. В связи с этим, надзор за

исполнением законов судебными приставами представляется возможным рассматривать не в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора, а как специфическую разновидность надзора за исполнением законов

государственными органами, т.е. в рамках первой отрасли надзора.

В связи с тем, что прокурорский надзор распространяется на многие урегулированные законом сферы общественных отношений, в различных из них

он приобретает некоторые, иногда весьма существенные особенности. Так, для осуществления надзора в различных сферах используются различные правовые средства, различен и объем полномочий прокурора. Акты прокурорского реагирования при этом в одних случаях носят информационный характер, а в

другом – обязательный для исполнения их адресатами. Когда прокурор опротестовывает незаконный, по его мнению, акт органа управления, он лишь требует от этого органа или от иной властной структуры принять решение по су-

ществу. Однако решение по протесту, а также по представлению прокурора об устранении нарушений закона принимает непосредственно либо орган управления, либо суд. В сфере осуществления дознания и предварительного

следствия, а также исполнения наказаний и назначаемых судом мер принуди-

тельного характера полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер.

На первое место Законом «О прокуратуре РФ» поставлен надзор за

исполнением законом федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (далее – надзор за исполнением законов). Данная отрасль прокурорского надзора имеет наиболее широкий предмет, который охватывает деятельность государственных и негосударственных органов и организаций. Рассматриваемая отрасль надзора ранее, в Законе «О прокуратуре СССР», именовалась общим надзором (в предмет этой отрасли включался также надзор за исполнением законов гражданами). В настоящее время глава 1 раздела III Закона «О прокуратуре РФ» кратко именует данную отрасль надзором за исполнением законов.

Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государственные органы, вмешиваться в

их управленческую или хозяйственную деятельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Предмет прокурорского надзора в рамках данной отрасли определен ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ» следующим образом:

«1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте».

Из сферы прокурорского надзора, как следует из приведенного нормативного определения предмета надзора за исполнением законов, исключены

высшие органы исполнительной и законодательной власти России – Президент РФ, Федеральное собрание и Правительство РФ.

Полномочия прокурора, надзирающего за исполнением законов, можно подразделить на две части: полномочия по выявлению нарушений закона и полномочия по их устранению.

Осуществляя надзор, прокурор вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ

к документам и материалам;

проводить проверки исполнения законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушений;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по

поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу

нарушений законов.

освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;

приносить протесты на противоречащие закону акты, вносить представления об устранении нарушений закона или представление о недопустимости его нарушения;

возбудить производство об административном правонарушении либо уголовное дело;

обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании противоречащих закону актов недействительными.

Требования закона, связанные с внесением протеста, представления, предостережения или изданием постановления, предусмотрены ст. 23, 24, 25 и 25_1 Закона «О прокуратуре РФ».

Протест приносится прокурором на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо прокурор обращается в суд с

требованием о признании указанных актов недействительными. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение

представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О

результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ в статье 27 предусматривает право соответствующего прокурора или его заместителя опротестовывать правовые акты органа государственной власти субъектов РФ, а

также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ.

При рассмотрении данного вопроса необходимо иметь в виду, что содержащаяся во взаимосвязанных положениях п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 статьи

22 Закона «О прокуратуре РФ», норма, наделяющая прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов

субъектов РФ противоречащими закону, признана Конституционным Судом России не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данная норма

допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону. В то же время данная норма - по ее конституционно-

правовому смыслу в системе действующего законодательства - не исключает для Генерального прокурора РФ возможность обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов

субъектов Федерации. (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П). Из смысла данного Постановления следует, что проверка соответствия конституций (уставов) субъектов РФ возможна только

Конституционным Судом РФ, а не судами общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции вправе лишь подтверждать (по инициативе управомоченных лиц, в том числе органов прокуратуры), что нормы конституции или устава субъекта

Федерации аналогичны по содержанию нормам других учредительных актов, ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции России, и поэтому являются недействительными. Тем не менее, право принять окончательное решение по данному вопросу принадлежит только

Конституционному Суду РФ.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны

устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и

условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об

административном правонарушении выносится прокурором исходя из характера нарушения закона в порядке, предусмотренном нормами УПК РФ и КоАП РФ.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам в целях

предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, -

руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия влечет за собой установленную законом ответственность. Так, ст.

17.7. предусматривает ответственность за умышленное невыполнение требований

прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц

от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Закон «О прокуратуре РФ» впервые за всю историю российской прокуратуры выделил отрасль, именуемую надзором за соблюдением прав и

свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными

комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов

РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (далее - надзор за

соблюдением прав и свобод человека).

Несмотря на то, что перечень поднадзорных органов и должностных лиц в данном случае совпадает с тем, что указан в Законе в отношении первой отрасли

надзора, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина имеет свои специфические задачи. Главное отличие предмета данной отрасли от иных отраслей прокурорского надзора как раз и состоит в ее цели, которой является

соблюдение прав и свобод личности в деятельности государственных и негосударственных органов и организаций.

Если проследить изменения, вносимые в законодательство о прокуратуре,

то несложно заметить, что данная отрасль по сути отделилась от надзора за исполнением законов. И этот шаг законодателя является не просто данью моде, он абсолютно оправдан с учетом положений ст. 2 Конституции РФ, которая гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Более того, исходя из данных конституционных предписаний именно надзор за соблюдением прав и свобод человека должен рассматриваться в качестве центральной, важнейшей отрасли прокурорского надзора.

Что касается полномочий прокурора, то в рамках данной отрасли надзора прокурор, осуществляя возложенные на него функции, рассматривает и проверяет

жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по

предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В этой деятельности прокурор использует по сути те же полномочия, что и в рамках надзора за исполнением законов.

К формам прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека относятся протеста, представление и постановление. Прокурор или его заместитель приносит протест на акт,

нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его

заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить

допущенное нарушение. Срок рассмотрения данных протестов и представлений аналогичен сроку рассмотрения такого рода актов прокурорского надзора, используемых при общем надзоре (ст. 23 и 24 Закона прокуратуре).

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор своим постановлением

возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случае, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает

производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или

должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об

административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию

здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо когда в силу иных обстоятельств нарушение

приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Предметом третьей отрасли надзора - надзора за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие - является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора в данной отрасли установлены уголовно- процессуальным законодательством и Федеральным законом «Об оперативно- розыскной деятельности».

Статья 37 УПК РФ устанавливает полномочия прокурора в сфере надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Существенной особенностью данной отрасли надзора является то, что

при его осуществлении прокурор является процессуальным руководителем органов и лиц, осуществляющих предварительное расследование преступлений, может давать им обязательные для исполнения указания, в т.ч. о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий,

отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования. В ряде случаев для принятия определенных

решений следователем или дознавателем требуется согласие прокурора, например, на возбуждение уголовного дела, или утверждение составленного указанными лицами процессуального документа, например, обвинительное

заключение. Кроме того, в рамках данной отрасли надзора прокурор вправе

проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Согласно ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность обязаны по требованию прокуроров, представлять им оперативно-

служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-

технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок

проведения оперативно-розыскных мероприятий. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно розыскную деятельность, а также о лицах,

оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к

уголовной ответственности.

Надзорные полномочия прокурора в этой сфере тесно связаны с другим направлением деятельности - осуществлением прокурором уголовного

преследования.

Последняя отрасль прокурорского надзора – это надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и

назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Ее предметом является

законность нахождения в местах содержания задержанных (изоляторах временного содержания - ИВС), предварительного заключения (следственных

изоляторах - СИЗО), исправительных учреждениях, исполняющих наказания по приговорам судов (тюрьмы, колонии и др.), а также учреждениях, исполняющих решения о принудительных мерах воспитательного и медицинского характера и

т.д., соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, а также

законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Полномочия прокурора в этой отрасли довольно обширны. Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом

порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов

в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Прокурор вправе в любое время посещать поднадзорные учреждения, опрашивать содержащихся в них лиц, знакомиться со всеми документами и

материалами, проверять соответствие закону приказов и распоряжений ад- министрации мест лишения свободы, в случае необходимости - опротестовать их.

Прокурору также дано право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений, постановлений администрации ИВС, СИЗО, колоний, тюрем и других учреждений подобного рода, получать объяснения соответствующих должностных лиц, вносить протесты и представления, которые обязательно подлежат рассмотрению теми, кому адресованы, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста надлежащим должностным лицом действие опротестованного акта администрации названных учреждений приостанавливается. Прокурор может отменить незаконное дисциплинарное взыскание, наложенное на лицо, отбывающее наказание, немедленно освободить его своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора Если обнаруживается, что лицо содержится под стражей без законного основания, то прокурор или его заместитель своим постановлением немедленно освобождают его из-под стражи.

В прокурорском надзоре выделяют четыре направления, именуемых "отраслями прокурорского надзора". Все они закреплены в разделе III Закона о прокуратуре, где каждой из них посвящена отдельная глава.

Первой и наиважнейшей отраслью является общий надзор, т.е. надзор за исполнением закона органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Это наиболее широкая и многогранная отрасль надзорной деятельности прокурора. Предметом ее является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Существует ряд ограничений: при проведении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций и проводит проверки лишь на основе извещений и других наличных данных о нарушениях законности, которые требуют непосредственного прокурорского реагирования.

Полномочия Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в области общенадзорной деятельности весьма широки.

Прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций. Он имеет доступ ко всем документам и материалам, с которыми считает необходимым познакомиться в связи с поступившими к нему сведениями о фактах правонарушений. Прокурор может требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделять специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им предприятий и организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок не позднее десяти суток после их поступления.

Прокуроры участвуют в заседаниях коллегий министерств и ведомств, заседаниях представительных органов, органов местного самоуправления. Само это участие используется в целях профилактики правонарушений, предупреждает подчас принятие министерствами и другими органами противоречащих закону актов.

В компетенцию прокуроров в пределах общего надзора также входит проверка законности административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождение своим решением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.

На выявленные нарушения законов прокурор реагирует посредством определенных актов (ст. 23--25 Закона о прокуратуре РФ). Характерными признаками всех этих актов является то, что они принимаются как итог всей предшествующей деятельности прокурора по проверке исполнения закона.

Протест прокурора

Условия и порядок принесения прокурором этого правового акта, предъявляемые к нему требования и его реквизиты, определяются законом "О прокуратуре РФ", а также ведомственными указаниями генеральной прокуратуре РФ. Протест приносится на противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной власти или управления, общественной организацией или объединением, органами государственного или хозяйственного управлениями другими субъектами, поднадзорными прокурору, а также должностными лицами.

Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям по его реквизитам. Наименование акта должно соответствовать Закону "О прокуратуре РФ" (ст. 23 - "Протест прокурора"). Протест содержит: наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие; содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действие или бездействие должностного лица), указаны нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене или проведение в соответствие с законом опротестованного правового акта; требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста.

Представление прокурора

Представление прокурора (ст. 24 Закона "О прокуратуре РФ") - это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, который вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочных устранить допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в письменном виде. В представлении могут содержаться требования прокурора о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Для этого не требуется вынесения специальных постановлений о возбуждении этих видов преследования.

Направляя представление соответствующему органу или должностному лицу, прокурор, исходя из требований Закона "О прокуратуре РФ", сообщает, что если представление будет рассматриваться коллегиальным органом, например, коллегией министерства или комитета, ему должно быть сообщено о дне заседания, чтобы он мог принять в нем участие.

Представление, как правило, направляется тем государственным и должностным лицам, от которых зависит устранение нарушений закона и принятие мер по их предупреждению. В вышестоящие государственные органы или вышестоящим должностным лицам представления направляются в тех случаях, когда нарушения закона носят распространенный характер или когда представление прокурора было отклонено, либо по нему было принято неправильное решение.

Представление по своей форме должно соответствовать определенным требованиям: наименование акта определяется ст. 24 Закона "О прокуратуре РФ" - "Представление прокурора".

Представление содержит: материалы, послужившие основанием для внесения представления (результаты проведенной проверки, обобщение и анализ материалов о соблюдении законности, итоги расследования преступления и т.д.); наименование нарушенного закона и последствия допущенного нарушения; изложение причин и условий, способствовавших допущенному нарушению; предлагаемые меры по предупреждению нарушений закона и устранению причин и условий, способствовавших им; указание на конкретных должностных лиц, виновных в этих нарушениях; предложение прокурора о привлечении их к ответственности; требование о безотлагательном рассмотрении представления и принятии не позднее, чем в месячный срок, необходимых мер по устранению нарушений закона и сообщении прокурору об этом; должностное положение и классный чин прокурора, дата внесения представления; подпись автора представления.

Постановление прокурора

В зависимости от характера и тяжести допущенного должностным лицом или гражданином нарушения закона прокурор в соответствии со ст. 25 Закона "О прокуратуре РФ" выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Данная отрасль прокурорского надзора появилась относительно недавно, в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод гражданина высшей ценностью государства.

Предметом этой отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предоставленные прокурору при осуществлении общего надзора.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.

В случае, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде общей юрисдикции иск в интересах пострадавших.

Прокурор или его заместитель вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление прокурора об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранять допущенное нарушение.

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дознания и следователями органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами независимо от ведомственной принадлежности. Полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия установлены уголовно-процессуальным законодательством. Прокурор имеет право истребовать и проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу или залога; санкционировать производство обыска, отстранение обвиняемого от должности; продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; давать органам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

При обнаружении нарушений закона прокурор вправе отменить незаконные и необоснованные постановления, вернуть уголовное дело для продолжения предварительного расследования, отстранить следователя или лицо, производящее дознание от расследования, передать дело другому следователю или передать уголовное дело от органа дознания в орган предварительного следствия. Прокурор также вносит в следственные подразделения и государственные органы, обладающие правами органа дознания, представления об устранении причин и условий, способствующих нарушениям закона в их процессуальной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за этими органами заметно уже. Прокурор может требовать представления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вправе давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование. Он имеет право требовать прекращения незаконных и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений (о заведении или прекращении дел оперативного учета и др.), признанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор использует и ряд полномочий, общих для всех направлений надзорной деятельности: вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами состояния законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами оперативно-розыскных органов.

Отдельной отраслью надзора является надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предметом данной отрасли прокурорского надзора являются:

Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

Соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

Законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

Знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц.

При обнаружении нарушений закона прокурор вправе вносить протесты и представления, возбуждать производство по административным правонарушениям. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Постановления прокурора относительно исполнения установленного законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера или помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Таким образом, в общем виде направления прокурорского надзора можно определить как специализированные участки деятельности прокуратуры, обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущими им особенностями.

Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной

деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению

исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории

РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном Федеральным законом

«О прокуратуре РФ».

Государственный контроль и надзор осуществляется также целым рядом других государственных органов – налоговыми органами, органами экологического и санитарного контроля, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, органами противопожарной службы и т.д. Но все эти органы осуществляют свои полномочия в определенных специфических областях, имеют четко очерченные нормативно-правовыми актами поднадзорные и подконтрольные им сферы деятельности. Прокурорский же надзор имеет наиболее широкое предназначение - соблюдение Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России, прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются

практически на все урегулированные законом сферы общественных отношений.

Контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы о

правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, в том числе заключающихся в уголовном преследовании лиц, совершивших преступления.

Тем не менее прокуратура не должна подменять другие государственные

контролирующие органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и

соответствующие должностные лица выполняют возложенные на них законом

обязанности по обеспечению контроля за исполнением законов.

Прокурорский надзор подразделяется на так называемые отрасли , т.е.

направления его осуществления. В отличие от иных направлений деятельности

прокуратуры, каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется рядом

признаков. К ним относятся следующие:

1. Предмет надзора , т.е. определенная сфера деятельности государственных

и муниципальных органов и иных организаций, их должностных лиц, в рамках

которой прокуратура осуществляет надзорные полномочия.

2. Совокупность необходимых полномочий, предоставленных прокурору

при осуществлении им конкретной отрасли надзора, позволяющих эффективно

принимать меры к устранению нарушений законности.

3. Средства прокурорского реагирования – т.е. определенные акты –

постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости

нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и

свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации

надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.



Таким образом, отрасли прокурорского надзора - это регламентированные

федеральным законом виды деятельности прокуратуры по обеспечению

соблюдения законов, прав и свобод человека, каждая из которых

характеризуется определенным предметом надзора, полномочиями прокуроров и

средствами прокурорского реагирования на нарушения законности .

В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» можно выделить следующие

отрасли прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов органами государственной власти и

местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и

руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за

соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами

государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами,

органами и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих

организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений,

исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера,

администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Страница 1 из 2

Отрасли прокурорского надзора

По своей сущности прокурорский надзор как специфи­ческий вид государственной деятельности един. Это един­ство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры.

Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого проку­рорского надзора порождены:

    1. особенностями законодатель­ства, за исполнением которого осуществляется надзор;
    2. раз­личием субъектов, исполняющих это законодательство;
    3. различием в полномочиях прокуроров.

Необходимость выделения и некоторого правового, органи­зационного и методического обособления в едином проку­рорском надзоре основных направлений (отраслей) проку­рорского надзора порождена также потребностью в специализации прокурорских кадров.

В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" выделяются следую­щие основные направления (отрасли) прокурорского надзо­ра :

    • надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов;
    • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
    • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • надзор за исполнением законов судебными приставами;
    • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует прежде всего отметить чрезвычайную ши­роту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а так­же законность издаваемых правовых актов. Их многочис­ленность и разнообразие не позволяют хоть в какой-то мере назвать их основные виды. Поэтому в ст. 21 ФЗ о предмете надзора этой отрасли надзора сказано лишь в самой общей форме: «соблюдение Конституции Российской Федерации» и «исполнение законов, действую­щих на территории Российской Федерации».

Более подробно в ФЗ "О прокуратуре" характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы:

    1. федеральные министерства;
    2. государственные комитеты;
    3. службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
    4. представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
    5. органы местного самоуправления;
    6. органы военного управления;
    7. органы контроля;
    8. должностные лица вышеперечисленных структур;
    9. субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
    10. органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматрива­емой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на прак­тике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере испол­нения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д.

Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществ­лять надзор за законностью правовых актов, Закон о проку­ратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым долж­ны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами ис­полнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты, по­рождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения , которыми могут быть приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения, постанов­ления, уставы и т.п.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, госу­дарственными комитетами, службами и иными федераль­ными органами исполнительной власти, представительны­ми (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органа­ми военного управления, органами контроля, их должност­ными лицами, а также органами управления и руководите­лями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определя­ется сферой общественных отношений, связанных с права­ми и свободами граждан.

В предмет данной отрасли прокурорского надзора вхо­дит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих пра­ва и свободы граждан и исполнение большого числа зако­нов, объединенных сферой регулирования наиболее важных прав и свобод человека и гражданина. В их числе могут быть названы трудовые, избирательные права, право на со­циальную защиту и обеспечение, равенство прав мужчины и женщины и ряд других. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммер­ческих организаций и их органы управления.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следу­ет особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в обла­сти защиты прав и свобод человека и гражданина в Россий­ской Федерации.

Надзор за исполнением законов органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, доз­нание и предварительное следствие

Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключитель­ной важностью для каждого гражданина и государства дея­тельности органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее ре­гулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот по­чему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за испол­нением законов, названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важ­ность.

Данное направление прокурорского надзора призвано обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступле­ний, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок уп­равления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляю­щих оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, своевременного и полного рассле­дования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.

Важно отметить, что осуществление прокурорского над­зора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан.

Надзор за исполнением законов судебными приставами

Надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление.

Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:

    1. судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
    2. судебные приставы-исполнители.

Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.

Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава федеральным законам и инструкциям, а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:

    • надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
    • надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;
    • надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение - выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.

Основной задачей рассматриваемого направления прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, отно­сительно которых были приняты судебные акты.

В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Выделение этой отрасли из еди­ного прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступле­ния, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти зако­ны.

Режим законности распространяется не только на дозна­ние, предварительное следствие и оперативно-розыскную де­ятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры нака­зания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законода­тельством, прежде всего нормами УИК РФ. Соблюдение ад­министрацией органов и учреждений, применяющих назначен­ное судом наказание, этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание или иные меры принудительного характера, не ме­нее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в условиях строительства правового го­сударства прокурорский надзор в этом направлении приобре­тает особо актуальное значение, ибо отражает политику госу­дарства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их за­держания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурор­ский надзор должен выступать гарантией законности осу­ществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора - обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства. Данная деятельность прокурора является час­тью рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.

Rating: (0 Rating)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх