Как защищают авторские права. Как копировать чужие тексты законно

Достоинство, назначение произведения, способ его выражения значения не имеет. Оно может быть обнародованным и необнародованным, выраженным как письменно, так и устно (например, публично исполнено или произнесено), или в иной объективной форме - объемно-пространственной, в виде изображения, звуко- или видеозаписи.

Самые распространенные объекты авторских прав: литературные, драматические, сценарные, хореографические, музыкальные произведения, фотографии, фильмы, произведения архитектуры, переводы, сборники (как результат составительства), программы для ЭВМ (перечень открыт), независимо от их регистрации и соблюдения каких-либо формальностей. По желанию правообладателя возможно проведение регистрации программ для ЭВМ и баз данных.

Официальные документы, законы, судебные решения, государственная символика, фольклор, информационные сообщения не защищаются авторским правом.

1.​ Личные неимущественные права

​ право на неприкосновенность произведения и защита его от искажений - не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение его при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

​ право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить или дать согласие на действия, которые впервые сделают его доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа или исполнения, сообщения в эфир, по кабелю и др.

2.​ Исключительное право на произведение

Автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, после чего произведение переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами.

3. Иные права

​ право на вознаграждение за служебное произведение,

​ право на отзыв - право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения об этом;

​ право следования - право на часть цены оригинала при публичной продаже;

​ право доступа к произведениям изобразительного искусства - право требовать у собственника оригинала возможность создания копии.

1. автор - гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Если произведение - результат совместного творческого труда, то граждане признаются соавторами (как, например, братья А. и Б. Стругацкие).

2. правообладатель - физическое или юридическое лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Изначально правообладатель - это автор. Но поскольку исключительное право может переходить к другим лицам по договору или иным основаниям, то гражданин, чьим творческим трудом создано произведение, останется автором, а правообладателем будет другое лицо (гражданин, организация), к которому перешло исключительное право.

1.​ Гражданско-правовые

​ Признание права

Можно защищать как личные неимущественные права, так и исключительное право.

В частности, признание авторства может использоваться как самостоятельный путь защиты, либо наряду с другими, как необходимое условие для достижения успеха при их применении. Иногда без доказывания права авторства невозможно предъявление и иных требований.

Пример из судебной практики: Истцом заявлены требования о признании отсутствующим у ответчика авторского права на бланки медицинской карты и сертификата о профилактических прививках. В удовлетворении требования отказано, так как на авторство дизайна спорной полиграфической продукции претендует третье лицо. При этом, истцом, не заявляющим своего авторства на спорные бланки, избран ненадлежащий способ защиты права. (Постановление Федерального АС Уральского округа от 02.07.2013 N Ф09-5928/13 по делу N Ф09-4277/2012).

Способ 1.Прибегнуть к презумпции авторства.

Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения считается его автором, если не доказано иное. Однако, если авторство оспаривается, способ будет явно слабоват, и возникнет необходимость прибегнуть к иным вариантам доказывания.

Способ 2. Предоставление доказательств авторства.

А именно - любых документов и информации, которые подтверждают создание произведения творческим трудом именно данного лица - наброски, черновики, переписка, договоры, исходные материалы, документы о депонировании произведения, свидетельские показания и т.д.

Способ 3. Назначение экспертизы.

Сложно, дорого, не быстро.

Могут быть применены лингвистическая, компьютерная, речеведческая, искусствоведческая и иные виды экспертиз. Они будут решать вопрос о сходстве, тождестве, различиях произведений. Имеем в виду, что подтверждение тождества образца и спорного произведения будет иметь доказательственное значение лишь в том случае, если право авторства на образец не вызывает сомнений. Также перед экспертом можно поставить вопрос, является ли произведение результатом переработки или оно самобытно и т.п.

​ Восстановление положения, существовавшего до нарушения авторского права

В общем-то, это задача каждого из способов. Поэтому данный способ имеет общий характер.

​ Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения

Требования предъявляются к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут их пресечь. Самый распространенный пример - требование о запрете распространения контрафактных экземпляров или о запрете использования произведения любым способом.

​ Компенсация морального вреда

Претерпевать моральный вред могут только физические лица, в связи с чем данный способ защиты подходит только для граждан. Статья 151 Гражданского кодекса определяет моральный вред как физические или нравственные страдания, которые причинены действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости.

Пример из судебной практики. Истец ссылается на то, что ответчик, разместив на своем сайте фотографию истца, осуществил неправомерное использование его произведения, поскольку согласия на такое размещение истец ответчику не давал. Требование частично удовлетворено. Ответчик допустил нарушение исключительного права истца на произведение, а также нарушение личных авторских прав истца в отношении принадлежащего ему произведения, однако истец не представил суду подтверждений значительности своих нравственных страданий по поводу допущенного ответчиком нарушения его личных авторских прав. (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.1015 по делу № 33-13414).

​ Публикация решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя

​ Возмещение убытков

Требование предъявляется к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения лицензионного договора с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему исключительное право, что причинило ущерб, привело к упущенной выгоде.

​ Изъятие контрафакта

При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

​ Выплата компенсации

У правообладателя есть альтернатива - при нарушении исключительного права в качестве способа защиты выбрать либо возмещение убытков, либо выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Не так давно были внесены изменения в п. 3 ст. 1252 ГК РФ, позволяющие суду снизить общий размер компенсации ниже низшего предела (10 тыс. руб.). Такое правомочие суд может реализовать при условии, что одним действием нарушены права сразу на несколько результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат одному и тому же правообладателю. Обращаем внимание, что суд может снизить итоговый размер компенсации не более, чем на пятьдесят процентовминимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.

Поскольку доказывать размер убытков достаточно сложно, выплата компенсации очень популярный и распространенный метод.

2.​ Использование технических средств и копирайта

В самом общем смысле можно говорить о самозащите права.

Это использование технологий, технических устройств или их компонентов, контролирующих доступ к произведению, предотвращающих либо ограничивающих совершение третьими лицами действий, которые нарушают авторские права.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы "C" в окружности;

имени или наименования правообладателя;

Этому знаку (копирайту) придается исключительно информационное значение. Его наличие не доказывает авторство, не свидетельствует о регистрации авторских прав, а предупреждает о их наличии.

3.​ Административно-правовые способы

Условием привлечения к такому виду ответственности является преследование виновным лицом цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение авторских прав.

В качестве административного правонарушения норма указанной статьи называет также ввоз, продажу, сдачу в прокат, иное незаконное использование экземпляров произведений, если они являются контрафактными либо на них указана ложная информация об изготовителях, местах производства, правообладателях.

С помощью указанных мер ответственности можно защититься от присвоения авторства, принуждения к соавторству и других нарушений.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик - до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к уголовной ответственности

Уголовная ответственность установлена ст. 146 УК РФ:

​ За плагиат (присвоение авторства),

причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.), в том числе, объявление себя автором чужого произведения, выпуск его под своим именем, издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания последних;

​ За незаконное использование объектов авторского права,

совершенное в крупном размере, в том числе: воспроизведение, продажа, прокат, публичный показ, обнародование, распространение в сети Интернет, перевод, переработка, модификация и иные действия, совершенные на бездоговорной основе;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров произведений

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

5.​ Привлечение нарушителя к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Можно использовать такой способ только в случае, если вы осуществляете предпринимательскую деятельность. Одним из проявлений недобросовестной конкуренции будет продажа, обмен или иное введение вашим конкурентом в оборот товара с нарушением авторских прав.

В этом случае можно обратиться с заявлением в управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ), которая обладает полномочиями по привлечению к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Установленные размеры штрафов на недобросовестную конкуренцию достаточно весомы - для юридических лиц штраф составит от ста до пятисот тысяч рублей.

В связи с чем, данный способ защиты может оказаться весьма эффективным в борьбе с недобросовестным конкурентом.

6.​ Регистрация и депонирование

В течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных правообладатель может по своему желанию зарегистрировать их в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте).

Депонирование произведения представляет собой процедуру, при которой лицо, заявляющее об авторстве конкретного произведения, предъявляет его в организацию, осуществляющую депонирование и получает документ, содержащий информацию о предъявленном произведении и дате предъявления.

Какая-либо проверка авторства не производится, поэтому
поэтому указанный документ удостоверяет лишь то, что в указанное время указанное лицо подало заявку о депонировании, владело экземпляром произведения и утверждало свое авторство на него.

Услуги по депонированию произведений предлагают многие организации.

Нужно помнить, что полученные свидетельства в случае наличия судебного спора об авторстве не будут весомым доказательством. Для доказывания своего права придется прибегнуть к одному из способов, указанных нами выше, в том числе, предъявить доказательства создания и работы над произведением.

Речь идет о круге лиц, кто вправе воспользоваться вышеуказанными способами защиты.

Кроме авторов и иных правообладателей, это, например, организации по управлению правами на коллективной основе. Права авторов музыкальных произведений, к примеру, защищает Российское авторское общество.

Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134 Гражданского кодекса), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Территория защиты

В 1995 году Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений - ключевому международному соглашению в этой области. Участниками конвенции являются 167 стран, администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности . Произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Бернской конвенции, в соответствии с законодательством соответствующего государства, равно как произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в нашей стране.

Как нам кажется, за последние годы наша страна значительно продвинулась в вопросах защиты авторских прав, борьбы с «пиратством». Хотя, несомненно, есть пути для совершенствования. Растет уровень правосознания в гражданском обществе, связанный с охраной авторских прав. Полагаем, что арсенал средств защиты прав авторов и иных правообладателей достаточно широк и предоставляет определенный уровень защиты при условии их своевременного и правильного использования.


Больше видео на нашем канале - изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA

Что такое авторское право на сайт

– это право владельца сайта на защиту информационных материалов, созданных в результате интеллектуальной и творческой деятельности, а также на регулирование и взаимодействие между ним и посетителями ресурса.

Допустим, на школьном конкурсе плакатов к Новому году вы нарисовали на большом ватмане огромную елку посередине листа, сделали красивым красным шрифтом надпись «Счастья в Новом году» и добавили три стихотворения ваших одноклассниц, которые они сочиняли всю прошлую ночь. Вы радостно повесили плакат в коридоре школы и решили, что победа в конкурсе в кармане. Но на следующий день на плакате 7б вы увидели такую же красную надпись, знакомую ель и похожие стихотворения. Это пример нарушения авторского права на сайт. А плакат 7в отличается от вашего, но вот стихотворения до боли знакомы. В этом случае они скопировали только материалы, то есть контент.

Примерно такая же ситуация происходит с некоторыми владельцами сайтов.
Исходя из этих определений, авторские права на Интернет-ресурсы делятся на две группы:

  1. Авторское право на весь сайт. В таком случае под защиту попадают макет сайта и информация, расположенная на ресурсе. Также учитывается оригинальный контент или уникальное расположение материалов на веб-странице. Поэтому вся размещенная информация должна быть создана за счет собственных творческих ресурсов. Авторские права на веб сайт не возникнут, если ресурс будет наполняться автоматически.
  2. Авторское право на контент. В этом случае материалы выступают как субъект права. Это может быть:
  • текст;
  • аудио- и видео материалы;
  • различные изображения;
  • программный код сайта.

Сейчас среди всех материалов интернет-ресурсов текстовый контент самый распространенный. Именно оригинальные и уникальные материалы привлекают пользователей. Владельцы уделяют большое внимание защите такой информации. Во всех подобных случаях возникают авторские права на контент сайта.

Подтверждение авторского права на сайт

Актуальным вопросом остается оформление прав на интернет-ресурс. Для этого доказывают его принадлежность владельцу.

Существует несколько способов защиты от нарушения авторства:

1. На этапе создания сайта заключите договор с веб-разработчиками. Включите в него условия, по которым макет сайта и программный код в будущем будет принадлежать только заказчику.

2. Право на авторство возникает по факту создания сайта, однако рекомендуется оформить с помощью юриста ряд документов, которые в случае спора могут служить доказательством. Например, заверенный нотариусом документ осмотра сайта, регистрация в государственных органах программного кода для макета сайта и базы данных, если таковая имеется.

Как защитить сайт и контент от кражи

Начнем с защиты авторских прав на контент сайта, так как эта группа подвержена большему риску и часто нарушается. Доказать авторское право на фотографии, текстовую информацию, рисунки непросто. Поэтому следует позаботиться об этом до того, как материал будет размещен в свободном доступе.

Существует несколько способов защиты подобной информации:

  1. Разместить в конце статьи знак копирайта. Это предупредит пользователей ресурса, что у информационного материала есть автор, и, размещая подобную информацию на другом ресурсе, нарушается авторское право. Так сообщается, что все авторские права принадлежат сайту. Это самый простой способ, который не требует каких-либо затрат. Так же можно указать на сайте имя автора материалов, которые размещены на ресурсе. Это послужит дополнительным доказательством авторства.
  2. Заключать договоры с авторами о передаче права владельцу сайта на размещенные материалы. Таким образом, можно защитить себя от недобросовестных исполнителей и получить доказательство для решения любого спора в отношении контента.
  3. Выделить место на главной странице сайта для правил пользования интернет-ресурсом. Нужно разместить пункты, которые защитят информацию от присвоения другими пользователями. Готовые пункты можно дополнить ссылками на законодательство. Это покажет обоснованность требований владельца.
  4. Оформить официальное соглашение с пользователем сайта. Нужно составить договор, по которому посетитель ресурса соглашается с условием использования информации, ее скачивания и распространения.
  5. Распечатать материалы сайта и заверить их у нотариуса.
  6. Запрет на копирование информации с помощью скрипта. Скрипт будет добавлять ссылку на сайт при копировании материалов.Также существует вариант использования блокировки правой кнопки мыши и запрет на выделение любых областей страницы для копирования. Однако, такие действия могут негативно сказаться на посещении сайта, так как изначально он создается для пользователей, которые обрабатывают и используют представленную информацию.
  7. Поисковик Яндекс предоставляет сервис «Яндекс Вебмастер». В нем есть инструмент «Оригинальные тексты» для регистрации уникальности текста. Таким образом, фиксируются авторские права на статьи.
  8. Защита изображений с помощью . На рисунок или фотографию можно добавить водяной знак - указания на принадлежность материала сайту.

Теперь рассмотрим, как зарегистрировать авторские права на сайт.

  1. Регистрация домена сайта. Домен можно оформить на владельца сайта или на компанию-собственника.
  2. Защита названия сайта с помощью оформления торговой марки. Подайте заявление в специальную государственную службу. Вы получите официальный документ, подтверждающий авторское право владельца сайта.
  3. Регистрация авторского права с помощью депонирования. То есть распечатанные страницы сайта оформляют по определенным нормам и юридически заверяют факт передачи на хранение файлов.
  4. Регистрация программного кода и базы данных (если есть в наличии). Следует обратиться в Роспатент и зарегистрировать программу с целью получения официального документа для подтверждения авторства. Также можно заключить договор с веб-разработчиком о передаче права на код сайта.
  5. Регистрация сайта в качестве СМИ. В этом случае вы получаете свидетельство, которое подтверждает авторские права.

Что делать, если авторское право нарушено

Таким образом, учитывая рассмотренные выше пункты, сайт охраняется законом. Однако нередко владельцы веб-страницы замечают нарушение прав авторства. Если вы столкнулись с такой проблемой:

  • Начните с прямого обращения к владельцу сайта, который присвоил себе контент. Следует написать письмо с призывом убрать скопированную информацию и привести доказательство принадлежности права на материалы сайта. Обычно на этом этапе споры решаются расстановками ссылок на источник. В случае отрицательного ответа, обратитесь к хостинг-компании.
  • Найдите хостинг сайта-нарушителя, сообщите о несанкционированном использовании контента с Вашего сайта, представив необходимые доказательства. С этого момента сотрудники хостинга попытаются договориться с владельцем сайта и удалить контент. Если нет результата, этот сайт может быть удален службой.

Если эти способы не помогли, то следующим этапом будет обращение в суд. Нужно иметь весомые доказательства принадлежности права и его нарушения. Однако, если средства, потраченные денежные средства на судебные разбирательства гораздо меньше, чем убыток от плагиата, не стоит тратить свои силы и время.

Если вы что-то создаете: книгу, инструкцию, чертежи — вы автор и ваши авторские права охраняет четвертая часть Гражданского кодекса.

Еще есть проблема с идеей и концепцией. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции нет, поэтому появляется путаница: мой эскиз — это идея или произведение? Тема идеи — сложная и достойна отдельной статьи, поэтому пока кратко.

В законе нет определения идеи, поэтому юристы, суды, организации с патентами, производители — все дают определение по-своему. Женские туфли на красной подошве — это общая идея, ее используют сотни обувных фабрик. При этом Кристиан Лабутен борется за эксклюзивные права на красные подошвы и суды его поддерживают. Другому производителю может так не повезти.

Наш эксперт, Владимир Беляев, считает, что идея — это описание чего-то без деталей. Владимир подчеркивает, что многие юристы с ним не согласны, и это именно его позиция.

Вы говорите на совещании: «Ребята, давайте сделаем телефон с прямоугольным корпусом с экраном на передней панели и кнопкой под ним». Это идея. Всем плевать, никто не защитит.

Инженер, разработчик и дизайнер приносят чертеж условного айфона. Это реализация идеи, и чертеж под защитой.

На других примерах принцип работает так:

Идея без защиты
Реализация идеи под защитой

Художник подумал, что неплохо бы показать ужас смерти и отчаяние

Картина «Крик» Эдварда Мунка

Дизайнер написал в фейсбуке, что здорово сделать кресло с подстройкой под человека

Кресло Гирофлекса

«Идея на минус миллион » — Артемий Лебедев рассказывает, почему не надо защищать идеи в законе

Не всегда приятно, что закон не защищает идею. Допустим, Иван-пекарь придумал акцию для клиентов, рассказал приятелю, а приятель взял и запустил. Ивану обидно — идея же его, как так!

Если хотите защитить идею, реализуйте ее: опишите с деталями в блоге, сделайте чертеж, подготовьте набросок. Тогда при спорах появятся шансы доказать авторство.

Мы сказали, что под защитой почти всё, но иногда кажется, что почти ничего. Потому что требования расплывчатые, юристы их используют по-разному, а судебная практика неоднозначна.

Что не считается нарушением

Есть ситуации, когда конкурент использует ваш продукт, но это не считается нарушением авторских прав. Чтобы зря не воевать, о таких случаях надо знать.

Заимствование. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое.

Зайти на сайт Эпла, вдохновиться и сделать еще один лаконичный сайт, но для хендмейд украшений.

В законе ничего нет о заимствовании, юристы использует термин для удобства. С помощью этого подхода можно показать, что компания не воровала чужое, а вдохновилась и сделала свое.

Сапожник Альберт увидел фотографию лабутенов:

  • Спроник на фабрику, которая выпускает настоящие лабутены, украл лекала и чертежи и на их основе сделал точно такие же туфли, только в сто раз дешевле и под своим именем. Это — нарушение.
  • Выпил сто грамм для храбрости, покрасил валенки красной краской, прибил каблук подлиннее и стал продавать в сувенирном ларьке «Из России с любовью». Это — заимствование, Альберт не нарушает права.

Цитирование. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования.

Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Если перевести на русский, цитирование законно, когда передаешь знания и не присваиваешь их.

Законно
Незаконно

Использование в некоммерческих целях, или для себя. Вы купили фильм и смотрите его дома — это законно. Пригласить друзей на фильм и взять с них по сто рублей — незаконно.

Пародии. Пародии — это самостоятельное творение, даже если оно пародирует существующую книгу, репортаж или песню. Пародировать законно, если пародист ссылается на оригинал.

Как защитить права

Плохая новость — нет способов защитить себя от нарушений на сто процентов. Хорошая — вы можете подготовиться к спору за авторские права. Вам предстоит собрать доказательства, что автор — это вы, вы первый что-то придумали и первый сделали.

Главный подход к защите такой: запаковать доказательства авторства и поставить на них дату и подпись. К примеру, записываете рукопись на компакт-диск, отправляете себе через Почту России, визируете у нотариуса или отдаете на хранение в авторское общество. При споре вы докажете, что сделали что-то раньше конкурента.

Еще надо объяснить окружающим права на ваш труд. Допустим, вы публикуете на сайте программный код и разрешаете использовать его: можно скопировать и использовать целиком или скопировать, изменить пару строк и тоже использовать. При этом нельзя переделать часть кода, а потом присвоить авторство. Для объяснения придется готовить специальные документы.

Если на вас работают штатные сотрудники или предприниматели, с нарушениями авторских прав тоже не просто.

Штатный дизайнер сделал макет буклета. Если в трудовом договоре, служебном задании и других документах нет условий по передаче авторских прав, права на макет принадлежат дизайнеру.

Формально вы не вправе просто так передать макет другому дизайнеру для переделки или взять как пример для другого макета в другую компанию. Штатный дизайнер может засудить и выбить компенсацию.

Как подтвердить права, какие стоит передавать и как их получить, расскажем в следующих статьях.

Нарушения авторских прав происходят ежедневно — воруют сценарии, научные статьи, повести и т.д. Об этом знают и начинающие авторы, и фрилансеры с большим стажем. Зачастую украденная и размещенная, к примеру, в интернете работа может стоить автору слишком дорого. Помимо очевидного ущерба, могут возникать и другие, менее предсказуемые последствия. Например, многие престижные творческие конкурсы, участие в которых способно принести признание и славу, принимают только те работы, которые нигде и никогда ранее не публиковались. В таком случае «слив» работы, скажем, конкурентом, загубит все старания.

Для начала следует разобраться в том, что же является объектом авторских прав. В статье 1259 ГК РФ указано, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства и фотографические произведения и др. К объектам авторских прав также относятся компьютерные программы, охраняемые как литературные произведения.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей, в отличие от патентных прав на изобретение, которые в нашей стране регистрируются. Представители творческих профессий много говорили о необходимости создания специальной базы для авторов, размещение произведения в которой помогло бы в защите авторского права. Однако создание такого ресурса — трудоёмкий и технически сложный процесс, ведь каждый день создаётся множество текстов, сохранить такие объемы — задача почти фантастическая. Даже если бы подобный сервис появился, это вряд ли дало бы 100% гарантию того, что идею или произведение не украдут.

Случается, что автор направляет рукопись издателю, или статью в научный журнал, но его письмо остается без ответа. А через некоторое время автор узнает, что его статья или книга опубликована под именем другого человека, его пьесу уже поставили в театре и т.д. В таком случае важно иметь возможность доказать, что статья, опубликованная, скажем, в декабре, была написана вами в июне. Раньше люди пользовались весьма архаичным и ненадежным способом: прежде чем отнести, к примеру, рукопись книги в издательство, они отправляли на свой собственный адрес ценным заказным отправлением оригинальный экземпляр произведения. Этим пользовались не только авторы литературных произведений и научных статей, но и фотографы. В конверт они вкладывали негативы фотографий. В случае возникновения судебного спора, конверт, на котором проставлены почтовые штампы с датой, как авторства и времени создания, вскрывали прямо в суде.

К сожалению, у этого способа есть крайне серьезные недостатки: отправление может быть утеряно, повреждено. Кроме того, существует большая вероятность того, что вам придется доказывать, что письмо или почтовый штамп — не подделка, конверт не был вскрыт, а после аккуратно заклеен.

Есть значительно более надежный и современный способ защиты авторских прав, который не имеет обозначенных выше недостатков. Защитить плоды интеллектуального труда возможно с помощью удостоверения времени предъявления документов нотариусом. Прежде чем передать издателям или любым другим третьим лицам свое произведение, автор может обратиться в любую нотариальную контору за совершением этого нотариального действия.

Автор представляет нотариусу первоисточник произведения, права на которое хочет защитить. При удостоверении времени предъявления документа исследует сам документ, проверяет, чтобы в нем не было исправлений и подчисток. Если они есть, то должны быть обязательно оговорены. Текст документа не должен быть написан ка-рандашом, должен быть четким и понятным. Далее совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа. В ней обязательно указывается следующая информация:

— фамилия, имя, отчество нотариуса,

— место нахождения его конторы,

— дата, время предъявления документа,

— фамилия, имя, отчество предъявителя документа и

— место его жительства.

Если нотариусу одновременно представлены несколько документов, то удостоверительная надпись совер-шается на каждом из них.

Если же кто-то все же незаконно воспользуется интеллектуальным трудом, автор сможет предъявить свою копию произведения, где указано его имя и время предъявления его нотариусу. Если ситуация не будет урегулирована мирным путём, то нотариальный акт станет доказательством для суда. Так, например, если автор отправил произведение по электронной почте, предварительно побывав у нотариуса в сентябре, а оно было опубликовано под чужим именем в декабре, возникнет больше возможностей доказать своё авторское право в суде. Нотариально удостоверенный документ обладает повышенной доказательственной силой, это значит — не требует дополнительного доказывания, как в случае с самостоятельно отправленным себе по почте экземпляром. Оспорить нотариальный акт практически невозможно. Изменения, если они вносились в авторский текст теми, кто его опубликовал без разрешения, будут оцениваться в ходе экспертизы. Даже в случае, если авторский экземпляр будет утерян, у нотариуса останется его копия. И в случае возникновения спора, он будет передан суду и без сомнений станет серьезным для него аргументом.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх