Какие дела рассматриваются с присяжными. Как добиться суда присяжных в России? Что нельзя делать

Конституцией РФ закреплено право обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления против жизни на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. С начала возрождения в России этой формы судопроизводства около 20 процентов обвиняемых ежегодно заявляют ходатайства о рассмотрении их дел с участием присяжных заседателей.

В настоящее время суду присяжных подсудны только несколько наиболее тяжких составов преступления, а именно уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями Уголовного кодекса РФ [УПК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 31]: 105 ч. 2, 126 ч. 3, 131 ч. 3, 205, 206 ч. 2 и 3, 208 ч. 1, 209-211, 212 ч. 1, 227, 263 ч. 3, 267 ч. 3, 269 ч. 3, 275-279, 281, 290 ч. 3 и 4, 294-302, 303 ч. 2 и 3, 304, 305, 317, 321 ч.3, 322 ч.2, 353--358, 359 ч.1 и 2, и 360.

После окончания предварительного следствия и ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела следователь разъясняет ему право заявить ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей. А вот какой суд выбрать - обычный или с участием присяжных - это должен решить сам заключенный, посоветовавшись, естественно, со своим адвокатом.

При рассмотрении дела с участием присяжных заседателей имеются две особенности .

Первая состоит в том, что присяжные оправдывают гораздо чаще, чем профессиональные судьи (если в обычных судах процент оправдательных приговоров не превышает одного, то в судах с участием присяжных, в зависимости от региона, он колеблется от 10 до 20). Правда, оправдательные вердикты очень часто отменяются Верховным Судом России.

Вторая особенность состоит в том, что если присяжные выносят-таки обвинительный вердикт, приговор может быть более суровым, чем если бы он был вынесен профессиональными судьями.

Основным отличием суда присяжных от обычного суда (с участием одного судьи или трех профессиональных судей) является раздельное сосуществование в нем "судей права" (профессиональные юристы) и "судей факта" (коллегия присяжных заседателей, которое состоит, как правило, из лиц, не являющихся юристами) .

Подготовка дела к рассмотрению его в суде присяжных требует решения ряда вопросов при обязательном участии сторон (прокурора, подсудимого и его защитника). В этих целях предварительное слушание всегда проходит в форме судебного заседания. Присутствие обвиняемого обязательно, потому что во время предварительного слушания он должен подтвердить свое желание на рассмотрение дела судом присяжных (или отказаться от него). Необходимо помнить о том, что предварительное слушание не может состояться, если обвиняемому не вручено обвинительное заключение и вообще не может быть начато ранее трех суток с момента вручения обвиняемому копии обвинительного заключения.


В предварительном слушании обвиняемым, а также и другими участниками, могут быть заявлены ходатайства, которые подлежат разрешению судьей. Особенностью предварительного слушания является разрешение ходатайств, связанных с признанием тех или иных доказательств недопустимыми.

Если суд принял решение об исключении доказательства, то данное доказательство теряет юридическую силу и не может быть положено в основу приговора или иного судебного решения, а также исследоваться и использоваться в ходе судебного разбирательства. Стороны или иные участники судебного заседания не вправе сообщать присяжным заседателям о существовании доказательства, исключенного по решению суда.

По результатам предварительного слушания судьей может быть принято одно из следующих решений:

  • об исключении доказательств, признанных недопустимыми (в ходе дальнейшего судебного заседания они не рассматриваются);
  • о направлении уголовного дела по подсудности;
  • о возвращении уголовного дела прокурору [Судья по ходатайству одной из сторон или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях если: обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований УПК, что исключает возможность вынесения судом приговора или иного решения на основе представленного обвинительного заключения или акта; копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому, за исключением случая, когда обвиняемый отказался получать такую копию; есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера; имеются предусмотренные статьей 153 УПК основания для соединения уголовных дел; при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела ему не были разъяснены права, предусмотренные ч. 5 ст. 217 УПК (право обвиняемого ходатайствовать о рассмотрении его уголовного дела судом присяжных, либо коллегией, состоящей их трех судей);
  • о приостановлении производства по уголовному делу;
  • о прекращении уголовного дела;
  • о назначении судебного заседания.

Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела в данном составе суда не принимается.

После назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи проводит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного годовых списков путем случайной выборки. Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Фамилии кандидатов вносятся в списки. Число присяжных заседателей должно быть не менее двадцати.

Стороны процесса имеют право на мотивированный отвод присяжных заседателей. Кроме того, подсудимому, его защитнику, государственному обвинителю предоставлено право на немотивированный отвод присяжного заседателя, который может быть заявлен каждым из участником дважды.

Стороны передают председательствующему мотивированные письменные отводы, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются председательствующим без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон, он может также довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются путем вычеркивания из полученного предварительного списка фамилий кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему. Первым немотивированный отвод заявляет государственный обвинитель.

Присяжный заседатель вправе заявить и самоотвод. При этом он указывает причины, которые препятствуют ему исполнять обязанности присяжного.

Судья обязан освободить от обязанностей присяжных заседателей:

  • подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
  • лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство;
  • немых, глухих, слепых и других лиц, являющихся инвалидами;
  • заявивших самоотводы, если причины самоотвода препятствуют исполнению ими обязанностей присяжных заседателей.

Сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включенными впоследствии в состав коллегии, информации, которая могла повлиять на принятие решения по делу и лишила стороны права на мотивированный или немотивированный отвод, является основанием для отмены приговора.

Коллегия присяжных заседателей может быть распущена и в том случае, если в процессе рассмотрения дела до провозглашения вердикта по каким-либо причинам выбывает председательствующий судья. В этом случае состоявшееся судебное разбирательство признается недействительным, а принявший дело к производству председательствующий судья приступает к формированию новой коллегии присяжных заседателей.

Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании. Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в совещательной комнате открытым голосованием избирают большинством голосов старшину, который о своем избрании сообщает председательствующему. Старшина руководит ходом совещания присяжных, по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами, оформляет вердикт, и по указанию председательствующего оглашает его в судебном заседании. Присяжные заседатели принимают присягу, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если уголовное дело подлежит рассмотрению с участием присяжных заседателей или обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Если по делу проходит несколько обвиняемых, они все должны быть обеспечены защитниками, независимо от того, кто из них по какой статье УК обвиняется. Отказ от защитника на любой стадии производства по делам, рассматриваемым судом присяжных, не обязателен для следователя, прокурора, судьи. Необеспечение обвиняемого защитником является существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

Уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых , рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе. В то же время, как отмечено в ППВС N 23, не все из такой группы подсудимых имеют право ходатайствовать о рассмотрении их дела судом присяжных, а только те, кто непосредственно обвиняются хотя бы в одном из преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ.

В присутствии присяжных заседателей не подлежат исследованию процессуальные решения - постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, а также не подлежат обсуждению и разрешению вопросы и ходатайства, направленные на обеспечение условий судебного разбирательства, такие, как принудительный привод потерпевших, свидетелей, отводы участникам процесса, вопросы, касающиеся меры пресечения, и другие вопросы права, не входящие в компетенцию присяжных заседателей и способные вызвать их предубеждение в отношении подсудимого и других участников процесса. Кроме того, не допускается оглашение приговора по другому делу в отношении ранее осужденного соучастника (соучастников). Согласно статье 74 УПК РФ такой приговор не является доказательством по рассматриваемому делу и в соответствии со статьей 90 УПК РФ не может предрешать виновность подсудимого.

Оглашение такого приговора расценивается как незаконное воздействие на присяжных заседателей, которое может повлиять на их ответы на поставленные вопросы и, соответственно, повлечь за собой отмену приговора. В силу ч. 8 ст. 335 УПК РФ данные о личности подсудимого исследуются с участием присяжных заседателей лишь в той мере, в какой они необходимы для установления отдельных признаков состава преступления, в совершении которого он обвиняется. С участием присяжных заседателей не исследуются факты прежней судимости, характеристики, справки о состоянии здоровья, о семейном положении и другие данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого. Вопрос о вменяемости подсудимого относится к компетенции председательствующего судьи и разрешается им без участия присяжных заседателей.

Не все доказательства могут исследоваться в суде с участием присяжных заседателей. В соответствии со ст. 235 и ч. 5 ст. 335 УПК РФ судья по ходатайству сторон либо по собственной инициативе, как на предварительном слушании, так и в судебном разбирательстве, исключает из уголовного дела доказательства, недопустимость [К недопустимым доказательствам, согласно ч. 2 ст. 75 УПК РФ, относятся:

К недопустимым доказательствам относятся:

1) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;

2) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;

3) иные доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ] которых выявилась в ходе указанных стадий судебного процесса.

Согласно ч. 6 ст. 335 УПК РФ при судебном разбирательстве вопрос о допустимости доказательств разрешается в отсутствие присяжных заседателей. Если исследование недопустимых доказательств все же состоялось, то обсуждение вопроса о признании их не имеющими юридической силы производится в отсутствие присяжных заседателей с последующим разъяснением им существа принятого решения. Кроме того, при произнесении напутственного слова судья должен обратить внимание присяжных заседателей на то, что их выводы о виновности подсудимого не могут основываться на доказательствах, признанных недопустимыми. Аналогичным образом председательствующий судья должен поступить и в случае, когда до присяжных заседателей доведена информация, не относящаяся к фактическим обстоятельствам дела, например сведения о судимости подсудимого, о применении незаконных методов следствия и т.д.

Следует помнить о том, что прения сторон в суде присяжных имеют свои особенности. Они делятся на два этапа. На первом этапе (в присутствии присяжных) речи сторон посвящаются только тем вопросам, которые должны разрешить присяжные, то есть спор ведется только о доказанности или недоказанности фактических обстоятельств дела. Спор о квалификации преступления, о конкретной мере наказания и т. д. продолжается только после вынесения присяжными вердикта.

После окончания судебного следствия судья, с учетом мнения сторон формулирует опросный лист , в который включаются вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями. Вопросный лист оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных.

По каждому из деяний, в которых обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса:

  • доказано ли то, что деяние имело место;
  • доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
  • виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

Присяжные заседатели выносят вердикт в совещательной комнате.

Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на каждый из трех вышеуказанных вопросов, проголосовало большинство.

Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из трех вопросов проголосовало не менее шести присяжных.

Ответы на другие вопросы определяются простым большинством голосов присяжных заседателей.

Старшина присяжных провозглашает вердикт в зале судебного заседания.

После провозглашения вердикта судебное заседание продолжается с участием сторон.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление оправдательного приговора. При вынесении коллегией присяжных заседателей вердикта о невиновности подсудимого председательствующий объявляет его оправданным, немедленно освобождает из-под стражи в зале судебного заседания. И лишь после этого суд приступает к обсуждению последствий вердикта.

Обвинительный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего по уголовному делу за исключением следующих случаев: если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления, или если председательствующий решит, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления, либо не доказано участие подсудимого в совершении преступлении.

В случае вынесения обвинительного вердикта присяжные могут просить о снисхождении для заключенного. Если присяжные признали, что подсудимый заслуживает снисхождения, то данное решение обязательно для председательствующего при назначении наказания. Председательствующий назначает подсудимому более мягкое наказание, чем предусмотрено законом за данное преступление (ст. 64 УК РФ). Срок или размер наказания виновному не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Не могут быть назначены смертная казнь или пожизненное лишение свободы.

Разбирательство в суде присяжных заканчивается решением судьи. Согласно УПК РФ, он выносит одно из следующих решений:

  • постановление о прекращении уголовного дела в случаях, предусмотренных ст. 254 УПК РФ;
  • оправдательный приговор в случае, когда коллегия присяжных дала отрицательный ответ хотя бы на один из трех вопросов, указанных в ч. 1 ст. 339 УПК РФ, либо когда председательствующий судья признал отсутствие в деянии признаков преступления;
  • обвинительный приговор (с назначением наказания; без назначения наказания; с назначением наказания и освобождением от него) в соответствии со статьями 302, 307, 308 УПК РФ;
  • постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и о направлении дела на новое рассмотрение в ином составе суда в случае, когда, по мнению председательствующего судьи, имеются предусмотренные законом основания для вынесения оправдательного приговора, несмотря на обвинительный вердикт присяжных заседателей.

Приговор постановляется председательствующим судьей единолично в совещательной комнате.

В рассмотрении каких уголовных дел могут участвовать присяжные заседатели?

В связи с расширением применения института присяжных заседателей 23 июня 2016 года Федеральными законами № 190-ФЗ и № 209 внесены изменения в ряд статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

Обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ст.ст. 277, 317 и 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, предоставлено право ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда, гарнизонного военного суда и шести присяжных заседателей.

Количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание в районном, гарнизонном военном суде должно быть не менее двенадцати.

Изменения коснулись и порядка рассмотрения уголовных дел по ходатайствам обвиняемых судьями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального назначения, автономной области, автономных округов, окружных (флотских) военных судов с участием присяжных заседателей, количество которых в коллегии сокращено до восьми (ранее коллегия состояла из двенадцати присяжных заседателей), при этом количество кандидатов в присяжные заседатели должно быть не менее четырнадцати.

Также уточнены процедуры формирования коллегии присяжных заседателей, порядка судебного следствия с участием присяжных заседателей, формулирования вопросного листа и содержания напутственного слова председательствующего.

Изменения вступают в силу с 1 июня 2017 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июня 2018 года.

Материал предоставлен

прокуратурой Московской области

Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее - суды).

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседетелей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

2. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

3. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда в порядке, установленном статьями 5-8 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.

3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4.О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

5. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

7. Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

8. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

10. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

11. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

12. Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

13. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

14. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

2. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

ж) священнослужителем.

Статья 8. Направление в суд общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.

2. Изменения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с частью 13 статьи 5 настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный срок.

3. При выявлении в поступивших в суд общем и запасном списках кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное заявление об исключении из списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения этих списков председатель суда вносит в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о необходимости изменения и дополнения общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.

Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда Российской Федерации

Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются путем случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской Федерации из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов в субъектах Российской Федерации.

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

2. Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 настоящего Федерального закона, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей

1. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

2. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

3. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

4. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя

1. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.

2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Заключительные и переходные положения

1. Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных заседателей в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, - до окончания рассмотрения этих дел.

3. Признать утратившими силу:

1) раздел V Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);
2) пункт 5 раздела I Закона Российской Федерации от 16 июля 1993 года N 5451-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1313);
3) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033).

Президент

Российской Федерации
В. Путин

С конца 20 века в нашей стране начала возрождаться такая форма судебного делопроизводства , как институт присяжных заседателей.

В наши дни суд присяжных в России рассматривает около 10 % уголовных дел.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что это такое?

Это совершенно особая форма уголовного делопроизводства, при которой сам факт наличия преступления и то, насколько подсудимый виновен, решает коллегия присяжных .

При этом присяжные - это люди, отобранные случайным образом и не получившие необходимого юридического образования.

На основании вынесенного ими вердикта судья назначает наказание обвиняемому . Есть ли суд присяжных в России?

История

В Российской империи впервые заговорили о возможности такой формы делопроизводства при Екатерине II в 1767 году . Однако утверждена она была только через 97 лет в ходе судебной реформы, проведенной Александром II.

В процессе этих преобразований судебная власть перестала зависеть от административной, процессы начали проводить открыто в присутствии защитников, а решения по ряду вопросов выносились при помощи жюри присяжных заседателей.

В те дни войти в состав коллегии мог мужчина, принадлежащий к любому сословию, не моложе 25 и не старше 70 лет, являющийся российским подданным и проживающий два года и более в том уезде, где он был приглашен для участия в разбирательстве.

В Европе суду присяжных были подвластны и гражданские тяжбы, тем временем в России рассматривались исключительно уголовные серьезные дела . Несмотря на это ограничение, по количеству судебных процессов, прошедших с участием присяжных, Россия в несколько раз превосходила европейские страны.

После революции советская власть ликвидировала институт присяжных заседателей, выпустив декрет «О суде» номер 1.

Восстановление этой важной системы в России началось в рамках судебной реформы 1990-х годов.

Впервые в новейшей истории рассмотрение дела в подобном формате прошло в 1993 году .

Это был процесс братьев Мартыновых , которых обвиняли в совершении предумышленного убийства трех человек. Присяжные сочли подсудимых действительно виновными, но статья обвинения в конечном приговоре была мягче.

Как начинался суд присяжных в Российской империи? Узнайте из видео:

Кто такие присяжные?

Сейчас в России деятельность жюри присяжных регламентируется Федеральным законом No113-ФЗ . В этом законе оговорено, что существуют списки людей, потенциально способных занять место в ряду присяжных.

Как только возникает потребность, для участия в процессе приглашают произвольных граждан из основного или запасного списков.

Оказаться в этих листах может любой человек, выбирают кандидатуры из реестра, в котором указаны все, кто может голосовать на выборах .

Перед тем, как приступить к выполнению своих непосредственных обязанностей, присяжные проходят процедуру присяги .

Только после этого они изучают те относящиеся к делу документы, которые судья определил как допустимые, могут общаться с обвиняемым и свидетелями через председателя суда, делать записи.

При этом строго следят за тем, чтобы на заседателей было исключено всякое давление и никто не мог оказать влияние на их решение. В ходе слушания присяжные не выходят за пределы зала заседаний, им запрещено контактировать с посторонними, таким образом они не могут разгласить тайну голосования.

Ввиду того, что к роли присяжных заседателей привлекаются обычные граждане, не имеющие какой бы то ни было юридической подготовки, в суде они решают только самые главные вопросы, не вдаваясь в узкоспециальные тонкости .

Например, присяжные не занимаются квалификацией преступления, ведь они не знакомы с тем, что именно относится к отягчающим или, наоборот, смягчающим обстоятельствам.

Главное, что они должны решить - виноват ли человек на скамье подсудимых в рассматриваемом преступлении и можно ли проявить по отношению к нему снисхождение.

Какое именно наказание назначить решает профессиональный судья, руководствуясь в своих действиях буквой закона.

Состав

При слушании дела, проходящего в присутствии присяжных заседателей, обвиняемого судит один судья и жюри присяжных, численность которого чаще всего составляет двенадцать человек .

Прежде всего для участия в процессе отбираются двадцать человек. Далее из этих потенциальных кандидатов на предварительном слушании формируют коллегию.

Присяжные заседатели – это простые люди, которые выбираются из числа претендентов специальной программой. Их выбор проводится один раз в четыре года. При этом человек, выбранный на эту должность, должен являться на все процессы, куда он был приглашен. Исключением остаются ситуации, когда гражданин не может посетить судебное разбирательство по причине жизненных обстоятельств.

Суд присяжных – это институт судебной системы, который позволяет участвовать в рассмотрении дела не только судье, но и непрофессиональным гражданам.

Под присяжными заседателями подразумеваются жители, которые являются непрофессиональными судьями, выносящими свое решение, основываясь на букве закона и гражданском долге.

В некоторых делах вынесение вердикта именно группой является лучшим решением. Согласно проводимым опросам, граждане больше доверяют группе, чем судье, так как он может иметь личные интересы при вынесении вердикта.

Попасть в состав заседателей может любой гражданин. Для этого достаточно показывать себя с лучшей стороны, а также продемонстрировать компетентность в вынесении решения вне зависимости от формы злодеяния.

Участниками суда являются:

  • судья, который может дать профессиональную оценку действиям обвиняемого;
  • защитник;
  • обвинитель, выдвигаемый со стороны государства;
  • заседатели в количестве 12 персон.

Внимание! Из 12 участвующих один является старшим. Именно он передает информацию и решениях остальных приглашенных непрофессиональных граждан судье. Кроме этого, он должен будет озвучить вердикт со стороны заседателей.

ФЗ о присяжных заседателях

На сегодняшний день регламентирование порядка участия проводится при помощи закона №113. Здесь же содержится информация о том, сколько присяжных в суде. Все чаще можно встретить дела, в которых обвиняемые составляют прошение о проведении разбирательства в присутствии присяжных. При этом тенденция проведения заседаний именно в таком формате увеличивается.

Кто может быть присяжным заседателем

Заседателем может стать любой гражданин, который подходит под следующие требования:

  1. Возраст от 25 лет.
  2. Отсутствие непогашенных судимостей.
  3. Отсутствие факта наблюдения у психолога или невролога.
  4. Гражданин Российской Федерации.
  5. Знание русского языка.
  6. Отсутствие физических недостатков.
  7. Не должен являться подозреваемым или обвиняемым в любом уголовном или административном деле.

Зачастую, при соответствии этим требованиям, выносится положительный вердикт. Через некоторое время гражданин может быть приглашен на суд присяжных председателей в качестве непрофессионального судьи.

Все заседатели разделены на два списка: запасной и общий. Обновление этих списков происходит ежегодно. Обязательства по ведению документации ложатся на местную администрацию.

Общий список включает в себя тех, кто постоянно проживает на территории субъекта страны. Администрация должна поместить в эту группу такое количество людей, которые бы смогли позволить функционировать суду в обычном режиме, вне зависимости от количества дел, где участвуют заседатели.

Количество лиц, которое должно входить в общий список, определяется председателем за три месяца до окончания действия предыдущего перечня. Отлаженная схема позволяет наладить порядок и сроки создания списков.

Исполнительный орган несет ответственность и за определение количества граждан, которые должны фигурировать в перечнях. Каждый из представителей определяется в зависимости от персональных сведений, предоставленных для получения верной оценки гражданина. Данные вносятся в базу Единой автоматизированной системы. Именно она определяет, кто именно станет подходящим на эту роль. Выбранный человек может даже не знать, что такое суд присяжных. Если человек по каким-то причинам не может стать председателем, то он вычеркивается из списков.

Важно! Запасной список представляет собой тех граждан, которые проживают на постоянной основе в пределах территории, где расположился суд. Оба перечня публикуются в средствах массовой информации. Списки содержат в себе только ФИО человека. Каждый участник получит оплату в размере, определенном правительственными постановлениями, которые передаются из федерального бюджета.

Если же судебный заседатель, включенный в список, не согласен с выдвинутым решением, то он вправе написать заявление для его исключения по причине необоснованности включения в заседатели. Такое обращение рассматривается в течение пяти дней. При наличии иных несогласий с решениями граждане могут отправляться на судебные разбирательства. При внесении изменений в списки информация должна публиковаться в средствах массовой информации.

Гражданин может быть исключен из списка в следующих случаях:

  • Существуют обстоятельства, которые не позволяют гражданину участвовать в судебных процессах.
  • Гражданин более не имеет возможности соответствовать требованиям на следующих основаниях:
    • военнослужащий;
    • достижение возраста 65 лет;
    • замещение должности в органах муниципалитета;
    • имеются проблемы со здоровьем, которые подтверждаются документально;
    • отсутствие знания русского языка, если слушания ведутся на нем;
    • священнослужитель;
    • сотрудники исполнительных структур ведут частную практику детектива, которая подтверждена соответствующей лицензией.

Далее присяжные привлекаются к определенным слушаниям. За отбор граждан ответственность несут аппаратный орган и стороны судебного процесса. У председателя есть возможность отстранить гражданина от выполнения обязанностей. Если же заседатель подозревается в необъективности, то он должен быть исключен из списка. Причина возникновения предвзятого мнения не важна.

Законодательство определяет, что лица должны рассматривать дело в течение 10 дней. Если же процесс затянулся на более долгий срок, то они обязаны заниматься делом до окончания процесса. Если гражданин был вызван, но не отобран для слушания, то он необходим для участия в другом производстве.

Права и обязанности присяжных заседателей

Права:

  1. Разъяснение интересующих вопросов со стороны судьи, так как вне зависимости от того, кто участвует в деле, такие присяжные заседатели не обязаны иметь юридического образования, что определяет возможность наличия пробелов в знании законодательства страны.
  2. Принимать полноценное участие в выяснении обстоятельств, в том числе и опрашивать любого человека, являющего участником судебного процесса.
  3. Ознакомление с материалами дела и вещественными доказательствами.
  4. Делать записи.

Что не имеют права делать:

  • Нарушать тайну голосования.
  • Самостоятельно собирать данные.
  • Высказывать личное мнение до определенного момента, так как это может повлиять на мнение других участников заседания.
  • Беседовать на тему слушания с теми, кто не является участником дела.
  • Удаляться во время слушания, кроме некоторых исключений, при получении разрешения со стороны судьи.

Если же присяжный вышел за рамки прав или нарушил возложенные обязанности, то он может быть наказан в виде денежного взыскания. Выдвинутое решение настолько сильно, что такие присяжные заседатели не смогут обжаловать наложенную санкцию. Кроме этого, присутствует риск потерять место среди заседателей.

Какие дела рассматривают присяжные заседатели

Законодательство определяет, что присяжные заседатели имеют право рассматривать только уголовные дела. Причиной такого ограничения является сложность при вынесении приговора по административным и гражданским делам без полноценного знания Кодекса РФ.

Суд присяжных в России рассматривает следующие дела:

  1. бандитизм;
  2. взяточничество;
  3. изнасилования;
  4. посягательство на жизнь;
  5. похищение людей;
  6. убийства;
  7. угон и кражи.

В заключение

Присяжными становятся обычные граждане, которые должны действовать в отведенных им рамках. Они не обязаны думать профессионально, так как не являются специалистами в области права.

Решение присяжных заседателей, являющихся голосом народа, может повлиять на вынесение приговора, например, позволить снисходительно отнестись при обвинении, что сократит срок наказания.

Человек, избранный в качестве председателя, обязан соблюдать тайну совещания. При ее нарушении последует наложение определенных санкций.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх