Католикос патриарх илия второй царь. Что известно о попытке отравить патриарха грузии

Аккуратный двор патриархии охраняют ровные ряды вечнозеленых кипарисов, торчат клумбы осенних цветов. Святейший отдыхает в кресле после вечерней службы. Чашка недопитого чая, на тарелочке несколько ломтиков яблок и дольки мандарина. Дарю ему настенные часы с контуром питерского Казанского собора.

– Спасибо. Я очень люблю Петербург. Хочу, чтобы грузинское и российское время совпадало, и не только на часах. Что значит для меня Россия сегодня? То, что значила всегда. Россия – это страна, которая ищет свой истинный путь. Именно в ней я получил свое духовное образование, окончил Московскую духовную семинарию и академию. Там сложилось мое мировоззрение, там окончательно сформировалось мое душевное состояние. Я с большим уважением отношусь к России, я молюсь за Россию.

Понимаете, вера – это основа всего. У России и Грузии единая вера, но мы отдалились друг от друга. Меня это очень печалит. Нашим странам просто необходимо вернуться к диалогу. Ведь Грузия является уделом Божией Матери. Политики пытаются наши народы оторвать друг от друга, но, слава богу, им это не удается. Верю, что наши народы найдут в себе силы и мудрость остановиться, посмотреть друг на друга. Наше общее не нужно пристально разглядывать, оно очевидно. Нельзя дальше разбегаться друг от друга, нужно попросить друг у друга прощения, сделать выводы и начать диалог.

Одни православные не должны бомбить других православных. Нашим политикам просто необходимо сесть за стол переговоров и договориться. По-другому быть не может. Передайте России мои самые теплые пожелания добра и благополучия.

…А ведь прав Святейший! Я убедился: наши народы действительно не смогли оторвать друг от друга. Рядышком с тбилисской площадью Свободы, чуть потемневший от осени, но все еще шумящий зелеными кудрями пушкинский сквер. В центре которого памятник Пушкину, возле него я обратился к доброму десятку людей с одним вопросом: “Скажите, Россия – это кто?”. Ответы были похожие, как наша вера…

“Друг и сосед”, – чаще всего говорили люди.

– Я с русскими по Интернету общаюсь. Девчонки у вас очень красивые, – сказал четырнадцатилетний Вахтанг.

А раз юность Вахтанга, знающего Россию, увы, только по Интернету, все еще созвучна с мудростью Святейшего Патриарха, то у нас впереди единственный путь. Быть максимально рядом.

Справка “РГ”

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (Ираклий Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года во Владикавказе. В 1957 году студент II курса Московской Духовной академии был пострижен в монахи с именем Илия. В 1959 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий I рукоположил иеродиакона Илию в иеромонаха. 23 декабря 1977 года Илия II был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Интронизация Илии II состоялась 25 декабря 1977 года.


О патриархе Илье II мы услышали уже в первые полчаса экскурсии по Грузии. Через час мы уже знали о нем больше, чем о каком-либо другом грузине. Через три часа мы поняли, кого в Грузии больше всего уважают и любят. А к концу первого дня мы уже сами полюбили патриарха Илью Второго.
Грузины народ любвеобильный и они могут заражать своей любовью.
Да, Грузия любит своего патриарха и гордится им.

Грузии не повезло с президентами, зато повезло с патриархом. Президентов было много, а патриарх уже почти полвека - один.
У нас даже предполагалась встреча с патриархом на одной службе в Мцхете, но, к сожалению, планы патриарха изменились и мы его не видели. Тем не менее, по сумме всех впечатлений, рассказов, всей информации, у меня осталось полное ощущение, что мы с ним встретились.
Патриарх Илья в Грузии присутствует везде, его вспоминают и храмах и на площадях, в городах и в горах.
Трудно не полюбить столь обаятельного, талантливого, харизматичного и я бы сказал креативного патриарха.
Служение патриарха связано со многими протокольными с служебными формальностями, но патриарх Илья постоянно выходит за рамки формальностей, показывает, что патриарх это не сан, а живая личность.
Он находит какие-то совершенно невообразимые и неожиданные решения духовных проблем общества.
Хочу поделиться и рассказать о нестандартных решениях и поступках патриарха Ильи.

1. В Грузии, как и в России, остро стоит проблема демографии. Грузин умирает больше, чем рождается. Это проблема, которая раньше в истории никогда не вставала ни перед народом, ни перед церковью. Как ее решать? Духовенство решает ее личным примером. Самые многодетные семьи у священников. Но пример.к сожалению. не заражает общество. В России придумали "материнский капитал", государство пытается решить проблему рублем. Грузия победнее, у нее нет таких финансовых возможностей. Тогда патриарх Илья обратился к народу с обращением о том, что он готов стать крестным отцом каждого третьего ребенка в грузинской семье. Это обращение было распространено по каналам телевидения. Надо отметить высокий авторитет патриарха, а также значимость крестного родства, которое в Грузии приравнивается к кровному. Это значит,. что можно породниться с самим патриархом. Были назначены в течение года несколько дней крещений в кафедральном соборе св.Троицы в Тбилиси.

По предварительной записи (чтобы не было столпотворения) собралось множество родителей с детьми. Патриарх лично читал молитвы и возглавлял чин крещения. Событие имело сильный общественный эффект. Многие супруги вдохновились ради родства с патриархом на третьего ребенка.
Эта "акция" проходит уже несколько лет и к настоящему времени у патриарха Ильи уже насчитывается 34 тысячи крестников. О них говорят - "рожденные благодаря патриарху".
На эти крещения приезжают люди с разных городов и сел. С патриархом может породниться каждая семья. Главное условие - рождение третьего ребенка в семье. (Их крещение в храме Живоначальной Троицы приобретает символический смысл!)
Я спросил, приезжают ли из других стран? Наш путевод Майя, кстати, референт патриарха, рассказала,что очень много грузин едут крестить детей из России, Европы, и даже из Америки. Для них это становится еще одной ниточка с родиной. Я спросил, а может ли русская семья иметь крестным грузинского патриарха? Мне ответили: "Патриарх будет только рад. Приезжайте из Питера к нам..."
Меня поразила эта креативная инициатива, которая не требует никаких капиталов, но являет патриарха как "отца нации" в самом прямом смысле этого слова.
В продолжение этой идеи патриарх Илья обратился к народу с воззваннием прекратить аборты:

2. Также в Грузии актуальна проблема воцерковления, хотя уровень религиозности существенно выше, чем в России, особенно среди мужской половины народа. Как Церкви войти в жизнь простых семей, как прийти в их дома?
Патриарх Илья благословил написать несколько больших икон самых почитаемых в Грузии святых - великомученика Георгия, святой Нины, святителя Николая, Давида Гареджийского и др. Он сам их освятил в главном соборе и предложил эти иконы взять на неделю для молитвы в свои дома. Главное условие, чтобы в течение этой недели перед иконой читались молитвы, акафисты, каноны (которые были соответственно отпечатаны для этих целей). Принять святыню в свой дом - древняя традиция и большая честь. Сразу же был составлен список очередности на несколько месяцев вперед. И иконы стали ходить по домам и семьям грузин, выполняя таким образом миссионерское служение. Можно только себе представить, какой духовный и молитвенный подъем происходил в этих домах. К ним приходили местные батюшки, собирались соседи целыми улицами и кварталами. Устраивались обеды и приурочивались семейные праздники. Потом икона торжественно перевозилась в другой дом.
Таким образом, иконы уже миссионерствуют несколько лет. Какие-то иконы вернулись в храм и стали новыми почитаемыми святынями.
Какая замечательная идея. которая тоже не требует никаких капиталовложений, кроме неформального отношения и нестандартного мышления патриарха.
После этого я задумался, а может и нам на дальнем приходе пронести по домам таким образом какую-нибудь икону, например, обретенную недавно древнюю икону Георгия Победоносца?

3. В Грузии, как и в России. много однофамильцев. Но в Грузии, как правило, это еще и дальние родственники. Патриарх Илья благословил проведение в соборе Самеба особых фамильных литургий, на которые приглашаются носители одной фамилии. Например, объявляется, что будет служба для фамилии Беридзе, Капанадзе или Гелашвили (это, кстати, самые распространенные грузинские фамилии). Этому предшествует многомесячная организационная работа, создается общественный совет Беридзе или Гелашвили, максимально распространяется информация (служба для оной фамилии бывает одна), пишется фамильная иконы патронального святого, которую потом освящает патриарх и которая потом хранится у представителей фамилии. На службе все носители фамилии устанавливают родственные и дружеские связи, вместе молятся и причащаются, а после устраивают совместный "пир на весь". Согласитесь, очень креативная идея, которая воцерковляет целые роды, опять же без каких-то капиталов.

4. Как патриарх Илья встречает день своего рождения? В этот день открываются двери его резиденции в центре Тбилиси и каждый может без всяких препятствий войти в дом патриарха и поздравить его с этим праздничным днем. Выстраиваются немалые очереди, но патриарх с радостью выстаивает несколько часов принимая поздравления своей паствы. Многие люди, которые не ходят в церковь, тем не менее ходят поздравлять своего патриарха. Все это не требует никаких затрат от патриархии. кроме затрат сил патриарха и его любвеобилия. Видимо, следующую поездку в Грузию мы будем планировать к дню рождения патриарха, чтобы увидеть и поздравить его.

Икона Ильи Чавчавадзе
5. Надо отметить еще одну важную концептуальную и креативную идею патриарха Ильи - воцерковление культуры через канонизацию деятелей культуры. Представьте, что у нас канонизировали бы нашего классика Грибоедова? Вы, конечно, удивитесь и, скорее всего, отвергнете даже саму такую мысль. А вот в Грузии прославлены классики грузинской литературы поэт Илья Чавчавадзе, историк, переводчик и языковед Дмитрий Кипиани, историк, филолог, археолог, один из основателей Тифлисского университета Евфимий Такаишвили и др. Все они были прославлены в последние десятилетия при патриархе Илье. Культ и культура - слова однокоренные. И культура также должна иметь своих святых. Именно поэтому к 200-летию Достоевского я предлагал в статье на РНЛ канонизировать Федора Достоевского. Это бы стало эпохальным событием воцерковления нашей культуры. Но я был не понят православной публикой РНЛ. Вы можете сказать, что поэт Илья Чавчавадзе был убит и прославлен как мученик. Ну хорошо, давайте тогда прославим мученика Александра Грибоедова, мученически убитого мусульманскими радикалами в Тегеране! Я думаю, его скорее в Грузии прославит патриарх Илья. Надо походатайствовать. Будем ездить к его мощам в Тбилиси и читать гениальное произведение "Горе от ума".

6. Надо сказать, что патриарх воцерковляет творчество и личным примером. Он овладел искусством иконописи и сам пишет иконы в новые и древние храмы. В главный собор Грузии он написал удивительный образ Троицы. взяв за основу Троицу Рублева и вписав ее в круг. Эта большая икона является храмовой в Троицком соборе, то есть одной из главных икон Грузии.


Нам приходилось видеть в разных храмах иконы и даже настенные росписи выполненные патриархом Ильей.
Конечно, иконы, написанные и подаренные патриархом, сразу становятся почитаемыми в храмах.Более того. нам показывали даже скульптурный бюст, сделанный при его участии. Также патриарх всея Грузии Илия II сочиняет музыку, церковные песнопения, которые исполняют на богослужении (можно послушать в инернете), иногда пишет духовные песни, которые предлагает послушать своим гостям.


В общем, патриарх Илья не только "святейший", но и "креатейший", если сказать одним словом, просто творческий человек.

После всего сказанного, мы не удивились, когда узнали, что на родине патриарха в горном селе Сно восстановлен и сохраняется дом, в котором он родился, а также учрежден духовно-просветительский центр. Это место не входило в обязательные места нашего маршрута. но когда нас спросили. Мы сами пожелали там побывать. Нас пустили в покои патриарха и я сподобился посидеть в кресле грузинского париарха. На память о посещении и в благословение от патриарха нам, каждому из троих представителей духовенства в группе, подарили 5 литровые бутылки "Ркацители". Это благословение патриарха удалось довезти до России и теперь за столом я поднимаю тост за креативного патриарха Грузии Илью.

В заключение хочу напомнить, что грузинскому патриарху через 7 месяцев исполнится 85 лет. Многая лета!

Илья II, католикос-патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский. В миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили.


Родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе(ныне г.Владикавказ, Северная Осетия) в семье переселенцев из Грузии. В 1952 году, после окончания средней школы, поступил в Московскую духовную семинарию, затем продолжил учeбу в Московской духовной академии. В 1959 году принял монашество. В 1960 году, после окoнчания академии, его просили продолжить научную деятельность, но в связи с нехваткой священнослужителей иеромонах Ираклий вернулся на родину и был назначен на служение в Батумский кафедральный собор. За верную службу в 1961 году был возведен в чин игумена, затем в чин архимандрита, а 26 августа 1963 года католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II рукоположил его в епископы и назначил Шемокмедским епископом, а также патриаршим хорепископом (викарием).

Одновременно с этим епископ Илья с 1963 по 1972 год был ректором Мцхетской духовной семинарии (в то время единственного духовного учебного заведения в Грузии). В 1967 году епископ Илья был переведeн в Абхазскую епархию. В 1969 году был возведeн в митрополиты. 9 ноября 1977 года, после кончины католикоса-патриарха Давида V, по распоряжению Святейшего Синода был назначен Патриаршим Местоблюстителeм, а 23 декабря 1977 года был избран католикосом-патриархом всея Грузии. 25 декабря 1977 года состоялась его интронизация под именем Илья II.

В 1978-1983 годах католикос-патриарх Илья II был президентом всемирного совета церквей. Он награждeн высшими наградами патриархов Антиохии, Иерусалима, Александрии. России, Грузии, Греции, Болгарии, Румынии и почти всех православных церквей мира. Нью-Иоркская духовная академия присудила каталикос-патриарху Ильи II почeтное звание доктора богословия.


За те годы, в течение которых Илья II возглавляет Грузинскую православную церковь, было сделано очень многое для развития духовно-религиозной жизни в Грузии. В разных концах страны были открыты новые духовные учебные заведения: в Батуми, Ахалцихе и Кутаиси были открыты духовные семинарии, в Хуло - духовное училище и гимназия, а также также гимназии в Тбилиси, Батуми, Зестафони. После многих веков была восстановлена Гелатская духовная академия и находящаяся под эгидой Церкви Гелатская академия наук.

По благословению Ильи II издана Библия на современном грузинском языке, богословские сборники, учреждены газеты, брошюры и книги, журналы, три вида календарей. По его инициативе создан центр при патриархии, отделы мисcионерства и евангелизации, издательский, отдел поиска и защиты святынь, отдел взаимоотнашений с военными и правоохранительными органами, а также финансово-экономический и внешнеполитический отделы, информационная служба, основан молодeжный центр "Дзлеваи", гуманитарная служба, служба паломничества и др.


За последние годы количество епархий Грузинской православной церкви увеличилось с 15 до 27-и, а число действующих в Грузии монастырей возросло до 53-х. Были канонизированы несколько новых святых. Началось строительство самой большой в стране церкви - кафедрального собора Св. Троицы, приуроченное к 2000-летнему юбилею Рождества и 1500 летию автокефалии.

Это лишь небольшая часть того, что сделано по благословению его Святейшества и блаженства Ильи II. Кроме того, католикос-патриарх Илья II является несомненным духовным лидером грузинского народа и с его мнением по ключевым вопросам общественной жизни считаются как обычные граждане, так и представители политической элиты.


Святейший и блаженнейший Илия II – духовный лидер (предстоятель) Грузинской православной церкви, 80-й католикос-патриарх Грузии (Georgia), архиепископ Мцхета-Тбилиси (Mtskheta-Tbilisi) и митрополит Пицунды (Picunda) и Цхум-Абхазети (Tskhum-Abkhazeti).


Илия II родился с именем Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили (Irakli Georgievich Ghudushauri-Shiolashvili) 4 января 1933-го, во Владикавказе (Vladikavkaz). Он является потомком влиятельного грузинского горного рода, связанного семейными узами с бывшей царской династией Багратиони (Bagrationi).

Илия II окончил Московскую духовную семинарию (Moscow clerical seminary) и был рукоположен иеромонахом в иеродиакона в 1959-м. Он вернулся в Грузию, где был назначен священником в Соборный храм Батуми (Batumi Cathedral Church), а в 1961-м получил сан игумена и позднее – архимандрита. 26 августа 1963-го его избрали епископом Батуми и Шемокмеди (Shemokmedi) и назначили патриаршим викарием.

В период с 1963-го по 1972-й Илия II также был первым ректором Духовной семинарии Мцхеты (Mtskheta Theological Seminary), единственного на тот момент духовного у

чебного заведения во всей Грузии.

В 1969-м он был возведен в сан митрополита. После смерти патриарха Давида V (David V) 9 ноября 1977-го Илия II стал новым католикосом-патриархом всея Грузии 25 декабря 1977-го. При новом патриархе Грузинская православная церковь, некогда подавленная советской идеологией, смогла в значительной мере восстановить былое влияние и престиж конца 1980-х. К 1988-му насчитывалось 180 священников, 40 монахов и 15 монахинь для удовлетворения нужд верующих, которых, по разным оценкам, было от одного до трех миллионов. Стали действовать около 200 церквей, одна семинария, три женских монастыря и четыре мужских. В последние годы существования Советского Союза (Soviet Union) Илия II принимал активное участие в общественной жизни Грузии.

Илия II присоединился к демонстрантам в Тбилиси (Tbilisi), выступившим против советск

й власти 9 апреля 1989-го. Он тщетно попытался призвать протестующих отойти к соседней Церкви Кашвети (Kashueti Church), чтобы избежать кровопролития. Мирная демонстрация была разогнана советскими войсками, в результате чего погибло 22 человека и сотни получили ранения. Во время гражданской войны в Грузии он призывал противоборствующие стороны найти мирное решение выхода из кризиса.

С 1978-го по 1983-й Илия II был одним из президентов Всемирного совета церквей (ВСЦ/WCC), экуменической организации Грузинской православной церкви. В мае 1997-го Священный синод Грузинской православной церкви объявил о своем выходе из ВСЦ.

Илия II – сторонник конституционной монархии как лучшей формы правления для Грузии. 7 октября 2007-го в своей публичной проповеди он призвал рассмотреть вопрос о создании конституционной монархии под правлением династии Багр

атиони, которая в начале 19-го века потеряла корону. Заявление было сделано в период роста конфронтации между правительством президента Михаила Саакашвили (Mikheil Saakashvili) и оппозиции, многие члены которой приветствовали предложение Патриарха.

В ходе русско-грузинской войны в августе 2008-го Илия II обратился к политическому руководству России и русской церкви. Он также прибыл с пастырским визитом, с пищей и медицинской помощью, в оккупированный Россией грузинский город Гори (Gori) и окрестные поселения, которые находились на грани гуманитарной катастрофы. Илия II помог начать процесс возвращения тел умерших грузинских солдат и гражданских лиц родственникам.

Из-за снижения рождаемости в Грузии Илия II предложил лично крестить любого ребенка в семье, которая уже имеет не менее двух детей. Он проводит массовые обряды четыре раза в год

Тепла и любви в нем столько, что хватает на всю страну, как минимум. На всю Грузию. Каждый грузин – это его ребенок. Что бы ни случилось, с какими бы проблемами люди не столкнулись – бегут к Патриарху. Если у него именины или какое-то другое торжество, двери Патриархии открыты с утра и до вечера, идет очередь людей, как в Мавзолее. Идут с цветами, с какими-то подарочками, чтобы просто поцеловать руку и взять благословение. Он сколько есть сил, стоит. Если нет сил, все-таки он плохо себя сейчас чувствует, сидит в кресле, но он абсолютно всех благословит, и это происходит целый день, а теперь уже и два дня.

Солнечная ночь

Патриарх Илия II сам свое служение называет «солнечной ночью». В декабре 1977 года после интронизации Патриарха во Мцехте люди вышли из собора и увидели удивительное явление – с одной стороны солнце еще не село, а с другой стороны была видна луна. Патриарх говорил, что действительно служение такое получилось. Ночь – на тяжелые времена для Грузии выпало время его патриаршества, но ночь солнечная, потому что она всегда была освещена светом веры.

Каждое воскресенье Святейший придумывает небольшое послушание для духовных чад. Начало 90-ых годов. Голодные годы, зарплаты и пенсии по 13 долларов, да и те не платят по году. Гражданская война. Совсем недавно произошла трагедия 9 апреля 1989 года на площади Руставели, где Патриарх был и призывал собравшихся укрыться в храме, но его, увы, не послушались…

У людей страшная депрессия. И тут Святейший придумывает вроде бы простое послушание – просит писать другу другу записочки и рассказывать о человеке все самое хорошее. И это сработало - люди каждое утро получали эти конвертики с очень теплыми словами, и у всех поднялось настроение.

Однажды он дал «задание» всем тем, у кого в живых родители, несмотря ни на какие саны, звания и положения, при каждой встрече с ними просить у них благословение. Говорят, что это что-то невероятное - от такого простого, казалось бы, внешнего действия меняются отношения внутри семьи.

В другое воскресенье, еще в советские времена, в начале 1980-ых гг., предложил разобрать древние грузинские иконы из Сионского собора по домам на неделю. Правда, было поставлено условие – принимающая семья должна была обеспечить открытый доступ к святыне любому желающему.

Получилось невероятное паломничество – люди ходили друг к другу в гости помолиться у икон из собора. По воспоминаниям матери митрополита Николая (Пачуашвили), когда к ним в дом принесли огромную икону Божьей Матери, ей, почти неверующей женщине, показалось, что в дом вошла сама Дева Мария.

Молитва о Грузии

На Синае Патриарх поднимался пешком по монашеской тропе, взошел босиком на святую гору, молился о Грузии. И там Господь ему дал интересный пример, который он смог использовать тоже для объединения грузинского народа. Увидев воочию мусульманский намаз, Патриарх стал думать о том, что должен быть в Библии какой-то источник, почему его так часто совершают. И нашел. В псалме царя Давида: «Семь раз в день буду прославлять Тебя, Господи».

И семь раз в день теперь вся Грузия читает псалмы Давида по часам. Это передается по радио. Короткая молитва, буквально пять минут. Передают по радио, чтобы вся страна могла одновременно ее услышать, все знают по часам.

«Это мой ребенок, будьте повнимательнее»

Недавно Патриарх нашел решение для непростого в современном мире демографического вопроса. Он пообещал каждой грузинской семье крестить третьего ребенка. И он сам крестит действительно всех детей и всем родителям говорит: «Это мой ребенок, поэтому будьте поосторожнее, повнимательнее».

Действительно, у него есть все имена, он настоящий крестный отец, все знает обо всех. Рождаемость выросла невероятно. Это даже стало модным - грузинские папы и мамы, живущие в рассеянии, в Европе, в Америке, в России, приезжают специально рожать в Грузию, чтобы крестил детей Патриарх.

И это действительно работает – показатели рождаемости растут: по сравнению с 2005 годом рождаемость в Грузии увеличилась на 25%, а количество абортов сократилось на 50%.

Массовые крещения начались в 2008 году, на сегодняшний день у Патриарха Илии уже более 11 000 крестников.

Забота о каждом

Но помимо решения «глобальных» проблем, Святейший принимает активное участие и в жизни отдельных людей. На ужин в Патриархию может прийти, кто угодно. Кого-то Патриарх специально приглашает, а кто-то, если захочет, может прийти и сам в Большой приемный зал Грузинской Патриархии, где выносятся всем какие-то конфетки, ягоды, звучит музыка, которую Святейший написал, или то, что ему нравится. Раньше он сам просто играл на рояле.

Люди сидят, общаются, приходят какие-то интересные люди, деятели искусств, и совсем простые люди, рабочие. Это такая большая семья, которой он каждый вечер рассказывает что угодно, вплоть до своих сновидений. Очень много рассказывает из истории, о своих предшественниках, постоянно передает духовный опыт.

Однажды приходит заплаканная студентка. Ее ведут к Патриарху, она плачет, что-то говорит. Ее Святейший утешает. Она плачет, рассказывает Патриарху, что у нее дома такая ситуация, что пришлось работать очень много, поэтому она не ходила на занятия, но она учила, готова сдавать экзамены.

И Патриарх тут же звонит по телефону: «Да, да, я все понимаю, да, надо учиться, но я, как ректор академии, прошу Вас, примите у нее экзамены». Он решил этот вопрос на месте. Такая маленькая радость для человека. .

Однажды, еще в советские годы, в Тбилиси случилась трагедия. Родители пошли на какую-то вечеринку, оставили дома двоих детей, мальчика и девочку. Произошла утечка газа, они задохнулись. Родители договорились между собой, что они похоронят детей, а потом вернутся домой и покончат с собой.

Но после похорон мама перед тем, как наложить на себя руки, решила позвонить в Патриархию и спросила, можно ли поговорить с Патриархом, можно ли к нему прийти? Святейший сам примчался к ним домой и говорил с ними всю ночь. Наутро это была уже верующая семья, теперь мама работает в Патриархии, они возглавляют комитет родителей, которые потеряли своих детей.

Одна женщина, учительница, которая в голодные годы хотела что-то приятное сделать Патриарху, каждое утро вставала рано, шла в булочную, и как только выпекался свежий хлеб, покупала баточник и приносила в Патриархию. Патриарх ее знал. Больше ничего она не могла сделать, единственное, на что у нее хватало, это батончик хлеба. Но это внимание, тепло.

Она заболела раком, у нее была опухоль в голове, очень большая. Врачи ее уже не брали, дома не могли за ней родные ухаживать. Патриарх взял ее в Патриархию к себе. Но войти было очень сложно к ней в комнату, он один ходил к ней. Ему матушки что-то давали, он каждый вечер приходил к этой женщине, которую он едва знал - кроме того, что она ему просто булочку приносила. Рассказывал ей о житиях святых, рассказывал ей о своей жизни, о Церкви, обо всем. И так потихоньку проводил ее в последний путь.

Часто к Патриарху на покаяние везут, например, человека, который совершил очень тяжелый грех. Один раз матушка, которая везла человека, говорила, что, наверное, невозможно об этом рассказать. Грех такой, что нельзя вслух об этом сказать. Но человек, который его совершил, согласен был покаяться только перед Патриархом.

Когда он приехал и рассказал обо всем Патриарху, Святейший вдруг засмеялся. Это была такая реакция, которая, с одной стороны, окружающим показалась странной, но с другой стороны, человек этот так был тронут, что это единственное, возможно, было в этой ситуации, что мог сделать для спасения этой души пастырь.

Он очень любит цветы и другие растения. Все, что растет в Патриархии, выращено его руками, он сам знает каждый цветок. У многих его близких такое ощущение, что он с растениями разговаривает. Как-то к нему приходили представители партии «зеленых». Сидели в этом саду прекрасном. Святейший сказал: «Конечно, я не могу быть членом никакой партии, но если бы я когда-то вступил в партию, это была бы партия “зеленых”».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх