Каждый имеет право на жилище все равны. Право на жилье. Что такое жилищные права

Часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации: Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Еремеева Татьяна Викторовна, Председатель НП «Южно-Уральского Правового Партнерства».

Во время нарастающей кризисной ситуации в стране особенно актуален вопрос о принудительном лишении жилья в ситуациях, когда происходят длительные невыплаты по обязательствам либо когда отчуждается имущество. Жилищным кодексом РФ ст. 90 предусмотрено выселение из квартиры по суду с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, в соответствие с установленными нормами проживания за неуплату за жилое помещение более чем 6 месяцев без уважительных причин. Уважительной причиной суд может определить задержку по выплате заработной платы, пенсии и иных средств существования, болезнь, возникновение инвалидности, потеря кормильца и т.д. Инициатива и обращение с иском в суд, может исходить от наймодателя, т.е. государства, муниципального образования, местной администрации. Соответственно, подать в суд на выселение вправе только наймодатель. Выселение из квартиры за неуплату коммунальных платежей является самой последней мерой. Суды обычно идут навстречу нанимателям жилого помещения и предоставляют срок ликвидации задолженности до 1 года, имея в виду особенности каждой отдельной ситуации, но, тем не менее, случаи выселения за неуплату коммунальных платежей бывают и, к сожалению, их становится все больше. Но бывают случаи, когда в квартире прописан гражданин, который долгое время не проживает, не участвует в коммунальных платежах.

Главный нормативный акт, сдерживающий принудительное лишение собственности это статья 40 Конституции Российской Федерации. Где сказано, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Среди межгосударственных законов, защищающих права человека на жилье, стоит упомянуть следующие: «Всеобщую декларацию прав человека» (ст. 25), «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (ст. 11, п. 1 ст. 12), «Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод».

В ходе рассмотрения исков о выселении собственника жилья, как правило, поднимается речь о продаже его недвижимости с последующей выплатой денежной компенсации. Из вырученной суммы может быть высчитана компенсация убытков, которые были нанесены собственником, а также наложенных штрафов.

Что же нужно предпринимать, чтобы подобное лишение не превратилось в своеобразную «страшилку» наших дней, которую в силу различных причин боятся слышать некоторые граждане. И при этом не было злоупотреблений, чтобы слово «выселение» не служило орудием постоянного и легкого воздействия на своих недругов: управдомов — на задолжников за жилищно-коммунальные услуги, точечных застройщиков — на не желающих съезжать собственников старого фонда, благополучных жильцов — на соседей-дебоширов.

Заявленный иск о выселении не может быть удовлетворен, если суд придет к выводу об уважительности причин невнесения платы нанимателем и членами его семьи за жилое помещение и коммунальные услуги более чем шесть месяцев подряд (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14).

Напротив, не считаются уважительными такие причины невнесения платы, как злоупотребление спиртными напитками или наркотическими веществами, забывчивость, отсутствие работы у трудоспособного гражданина. Отсутствие у нанимателя уважительных причин должен доказывать наймодатель как истец по делу.

Итак, необходимо четко соблюдать основания для выселения и исследовать критерии возможного злоупотребления этим правом.

Коркина Наталья Михайловна, руководитель Юридической службы ГП «Компаньон».

Конституционное право на жилище является одним из фундаментальных прав человека. Положения статьи 40 Конституции РФ имеют большое значение для россиян, поскольку означают право каждого иметь жилище, не опасаясь произвольного лишения этого права. В статье заложены основы стабильного пользования имеющимся жилищем, а также возможность, в случае необходимости, улучшения жилищных условий путем получения или приобретения более благоустроенного жилища.

Каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации, имеет право на законных основаниях приобретать жилые помещения, пользоваться ими и распоряжаться в соответствии с действующим законодательством. При этом государство стремится к максимальному уровню обеспеченности жильем граждан, в том числе путем создания условий, необходимых для строительства жилья на территории Российской Федерации. Кроме того, право на жилище не могло бы быть полностью реализованным без создания эффективной системы банковского кредитования и государственного субсидирования жилищной сферы.

Хардина Елена Викторовна, адвокат.

Право на жилище — одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку оно затрагивает самые основы жизни людей.

Потребность человека в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. имеет постоянный характер, изменяясь с возрастом и созданием семьи.

Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977 года, а затем нашло отражение в Конституциях РСФСР и Российской Федерации, а также в кодифицированных жилищных законах.

В ст. 40 Конституции РФ 1993 года право на жилище определено по-новому в сравнении с тем, как оно было сформулировано в ранее действующей Конституции. Провозглашая право каждого на жилище, пункт 1 статьи 40 устанавливает и гарантию охраны этого права: «Никто не может быть произвольно лишен жилища». Статья 40 предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ст. 40 Конституции РФ такое жилье предоставляется только малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении, жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан.

Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно является сущностным фундаментальным правом. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, которые должны соответствовать, не противоречить ему.

В этой колонке рассмотрю общие основания, по которым россияне могут бесплатно получить жилое помещение из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан. Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства. Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены , более детально эти правила разработаны в . гласит: "Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям ( Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 " ").

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 " ").

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений ().

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

– это одни из базовых прав, гарантированные государством и Конституцией. Без их реализации невозможна полноценная жизнь. Они подтверждают, что любой человек имеет право иметь собственно жилище, и никто не может произвольно лишить его этого права. Помимо этого, реализация прав на жилище подразумевает, что человек волен сам распоряжаться своим имуществом, а также защищать его в случае необходимости (например, в случае несанкционированного проникновения).

Основу жилищных прав составляют Конституция и Жилищный кодекс. Помимо них, отдельные вопросы жилищной политики регулируются Гражданским и Налоговым кодексом, а также отдельными подзаконными актами – к примеру, законом «О приватизации», федеральными целевыми программами и т.д.

Что такое жилищные права

В 40 статье Конституции закреплено, что права на жилье должны поддерживаться государственными органами и органами местного самоуправления. Гражданину должны быть созданы все условия для успешной реализации данных прав.

В этой же статье предусмотрено право закрепления за малоимущими гражданами доступного и бесплатного жилья – в данном случае речь идет о . Таким образом провозглашается, что государство берет на себя заботу об определенных категориях граждан. Так, подзаконными актами закреплены правила передачи в безвозмездное пользование квартир отдельным социальным группам – инвалидам, ветеранам, детям-сиротам и т.д.

Однако жилищные права – это не только право на владение и распоряжение квартирой, домом или другой недвижимостью. В Конституции закреплено, что никто не может быть принудительно и своевольно выселен из принадлежащего ему жилища, имеет право на защиту от преступных посягательств – главным образом, незаконного проникновения.
Кроме того, в случае выявления мошеннических действий собственник жилища имеет право на обращение в суд и восстановление справедливости.

Реализация прав граждан на жилище

Реализация гражданами своих прав на жилище не ограничивается только возможностями покупки и продажи недвижимости и правом на защиту собственности. Так, россияне имеют право:

  • постоянно пользоваться жилым помещением на условиях приобретениями ими прав собственности на него или при заключении договора социального найма;
  • продавать, дарить, менять, оставлять в наследство принадлежащую им жилплощадь;
  • передавать квартиру в залог;
  • получать коммерческую выгоду от использования недвижимости (проще говоря – сдавать ее в аренду);
  • предоставлять свою жилплощадь для пользования членам семьи и третьим лицам (т.е. прописывать людей в своей квартире);
  • улучшать жилищные условия путем проведения ремонта, реконструкции, (если при этом не нарушаются санитарные нормы и права соседей);
  • требовать компенсации при порче имущества третьими лицами;
  • на замену своего жилища в случае признания его ветхим для проживания (эта обязанность закреплена за муниципалитетом).

Как отстоять свои жилищные права

Вашу квартиру затопило. Как правильно остановить этот процесс, а в последствии возместить в полной мере полученный ущерб?

Часто жильцы дома не могут определиться, какой способ управления им выбрать: обратиться в управляющую компанию или создать ТСЖ. Стоит рассмотреть преимущества последнего вариант и правила создания товарищества

Каждый человек, живущий в многоквартирном доме, хоть раз, но сталкивался с проблемой шумных соседей. Всем известно, что шуметь в вечернее и ночное время запрещено. Но большинство наших сограждан считает, что они могут делать все что угодно

Шум в ночное время в соседских квартирах никто не любит. Следует знать, как законными методами приструнить соседа, решившего устроить вечеринку или ремонт

Потерять право использовать жильё можно вполне законным образом, только во многих случаях необходимо будет предоставить весомые доказательства в пользу такого решения в суде. Что это за ситуации? Рассмотрим подробнее этот вопрос в статье

Длительная неуплата квартплаты грозит не только штрафными санкциями и пени. Для злостных неплательщиков у поставщиков припасена крайняя мера – отключение горячей воды за неуплату. Однако в данном случае должно выполняться немало требований

На практике часто складывается ситуация, когда деятельность товарищества неэффективна и приносит только отрицательные результаты

Наказание должников в виде отключения канализации. Виды блокировки и законность даддного наказания – все это в нашей статье

Оплата квартплаты через интернет обладает немалыми преимуществами. Это экономия времени, нервов, сил, а в отдельных случаях – и средств. Тем не менее, не все готовы платить за коммуналку онлайн, что обычно связано с незнанием, как это делается

Полис страхования квартиры от пожара или затопления. Что он дает владельцу недвижимости? Какие пункты следует внести и как получить страховую сумму?

Намеренное ухудшение жилищных условий чаще всего совершается с целью получения от государства социального жилья. Этот факт доказывается в судебном порядке и несет определенные последствия

С 2008 года в Санкт-Петербурге действует специальная программа расселения коммунальных квартир. Она направлена на решение жилищного вопроса петербуржцев. Чтобы стать участником программы, нужно собрать пакет документов и встать на специальный учет

Год постройки дома может быть не известен жильцам квартир. Где получить нужную информацию, требующуюся при оформлении ипотечного кредита или для других личных нужд?

Обзор изменений Налогового кодекса РФ, касающихся налога на имущество физических лиц. Расчет налоговой ставки на квартиру

Задолженность по ЖКХ достаточно неприятный момент. Как узнать о ней вовремя, чтобы избежать визита судебных приставов

Технический паспорт – важный документ, который необходимо получить каждому новоиспеченному владельцу квартиры

Присвоение почтового адреса – процедура, относительно недавно урегулированная в РФ на законодательном уровне. Какие особенности присвоения адреса жилому дому?

Как быть собственнику приватизированной квартиры, если дом признан аварийным? Определение ветхого и аварийного жилья. Способы материальных компенсаций за изымаемое у собственника жилье

Госполитика в сфере реализации жилищных прав

Обеспечение населения жильем – одно из ключевых направлений политики любого государства. Если у жителей страны не будет возможностей приобретения собственного жилища, либо если не будут продуманы и сбалансированы принципы реализации прав на , то государству придется столкнуться с многими социальными и политическими проблемами. В России, к сожалению, по сравнению с развитыми странами проблема обеспечения граждан жилищем стоит остро.

Однако государством целенаправленно проводится жилищная политика, направленная:

  • на реализацию основных положений статьи 40 Конституции РФ;
  • на защиту прав собственности;
  • на формирование прозрачных рыночных механизмов, обеспечивающих возможность приобретения собственного жилья гражданам с различным уровнем дохода.

Из целей политики вытекают ключевые задачи:

  • постоянный рост , который происходит за счет ввода в эксплуатацию новых площадей различных параметров;
  • воспроизводство жилого фонда, которое происходит за счет капитального ремонта зданий, восстановление ветхого жилья.

Для реализации целей и задач в 2010 году Правительством была разработана, а в 2013 году – существенно дополнена федеральная целевая программа «Жилище». Она предусматривает следующие положения:

  • строительство жилья так называемого экономкласса, отвечающее всем стандартам и в то же время являющее относительно недорогим;
  • безвозмездное обеспечение жильем ветеранов, инвалидов, детей-сирот, многодетных семей при условии, что они признаны нуждающимися в улучшении своих жилищных условий;
  • разработка специальных программ кредитования, что свою квартиру себе могли позволить семьи с небольшим доходом;
  • упрощение процесса регистрации прав на квартиру;
  • защиту интересов участников долевого строительства и обеспечение максимальной прозрачности механизма долевого участия.

Кроме того, государство поддерживает семьи, решившие приобрести собственные квартиры, следующими способами:

  • предоставление (самая крупная – материнский капитал);
  • предоставление возможности оформить налоговый вычет;
  • разработка программ кредитования с госучастием.

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает:

  • 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
  • 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма ст.40 Конституции конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права). Приватизация жилья: права граждан до и после приватизации / П. В. Крашенниников Москва: Статут, 2006 - 158,

В действующей Конституции Российской Федерации содержится отказ монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства всех форм собственности, частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался ранок жилья, земли и т.п.

Часть 3 ст.40 отражает новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию, поощрению жилищного строительства, любых форм собственности, юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

В новой системе каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку и строительство жилья как в городе, так и в деревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий), кредиты для приобретения жилья.

Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные в законах, будут обеспечиваться исходя из принципов прежней системы: сохраниться режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленным законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственных или муниципальных жилищных фондов, как и прежде, будет осуществляться без оплаты их строительной стоимости. При этом обеспечение указанных жильем на таких условиях возможно неоднократно.

Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования. Если по закону об основах федеральной жилищной политики (ст.12) он состоял из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по ст.40 Конституции его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим. Значит, и частный жилищный фонд может входить в его состав. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным в ст.40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи, вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации.

Создание правовой базы жилищной реформы углубит принципиальные перемены в этой сфере. Помимо приведенных выше законов действуют правительственное постановление РФ о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг. Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Ковалев С.А. "Права человека в современной России". Издательство "Человек", 2005 год.

Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти; ни судебно-прокурорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работниками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или нанимателем; ни собственником жилого дома или квартиры; ни членом Жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами.

Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (по ст.46).

Здравствуйте, Сергей!

В данном случае имеется ввиду предоставление жилых помещений на основе договоров социального найма.

Согласно ст.49 ЖК РФ 1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. 2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Более подробную информацию о необходимых документах можно получить в местной администрации или на оф сайте в сети Интеренет.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх