Когда больше нет надежды: О воскрешении сына наинской вдовы

Многих людей называли спасителями человечества, но когда и кому из них приходило в голову спасать людей от смерти?

Много было в истории победителей, но кто из них победил смерть?

Много было на земле царей, называвших своими подданными миллионы людей, но кто из них и когда включал в число своих подданных мертвых наравне с живыми?

Никто — кроме Единого и ни с кем не сравнимого Господа нашего Иисуса Христа. Он не просто новый Человек, Он — новый мир, Он — Творец нового мира. Он равно вспахал и ниву живых, и ниву мертвых и посеял новое семя жизни. Мертвые для Него были как живые, живые — как мертвые. Смерть не являлась границей Его Царства. Он растоптал эту границу и распространил Царство Свое назад до Адама и Евы и вперед — до последнего рожденного на земле человека. И на жизнь, и на смерть человеческую Он смотрел иначе, чем когда бы то ни было кто бы то ни было из смертных людей. Он смотрел и видел, что жизнь не заканчивается со смертью тела, но что настоящая смерть умерщвляет некоторых людей и раньше их смерти телесной. Он видел многих живых во гробах и многих мертвых в живых телах.

Во время оно Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Сие было вскоре после чудесного исцеления слуги римского сотника в Капернауме. Спеша сделать как можно больше добра и этим показать дивный пример всем Своим верным, Господь отправился из Капернаума мимо горы Фавор. Тут, за сею горой и на склоне Ермона, и сегодня находится село Наин, когда-то бывшее городом, огражденным стенами. Господа сопровождала огромная толпа учеников и народа. Все они видели многочисленные чудеса Христовы в Капернауме, но все были полны желания видеть и слышать еще. Ибо ничего подобного чудесам Христовым до тех пор в Израиле не видели и не слышали, а речи Его были словно реки мёда и млека.

Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Как только Господь с сопровождающими Его людьми достиг городских ворот, навстречу им из города вышли люди, сопровождавшие мёртвого. И так встретились Владыка и раб, Жизнодавец и смерть. Умерший был юн, как указывает слово юноша, с которым обратился к нему Христос, а также то, что Спаситель после воскрешения отдал его матери. Очевидно, мать умершего была из довольно богатого и знатного дома, о чем говорит многочисленность участников похоронной процессии: и много народа шло с нею из города.

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

Он заглянул в душу её и прочитал все, что там было. Умер ее муж, и она почувствовала себя одинокой; теперь у нее умер и единственный сын, и она почувствовала себя совершенно одинокой. А где же Бог Живый? Разве может кто-нибудь быть одинок, находясь в присутствии Божием? И разве для истинного человека вообще может существовать друг более близкий, чем Бог? Разве Бог не ближе для нас, чем отец и мать, чем братья и сестры, чем сыновья и дочери? Он дает нам сродников, и Он отнимает их, но Он от нас не удаляется, и не стареет Его око над нами, и не меняется Его любовь к нам. Все удары смерти рассчитаны на то, чтобы мы как можно теснее прилепились к Богу своему, Богу Живому.

Не плачь, — утешает Господь скорбящую мать. Это говорит Тот, Кто не думает, как многие из нас, что душа умершего юноши сошла в могилу прежде тела, Тот, Кто знает, где находится душа умершего; вернее, Тот, Кто держит душу сию в Своей власти. И мы утешаем скорбящих теми же самыми словами: «Не плачь!» — хотя и наше сердце исполнено плача. Но мы чувствуем себя бессильными предложить скорбящим что-либо другое, кроме этих слов и своей жалости. Настолько сила смерти превзошла нашу силу, что мы копошимся в её тени, как насекомые; и, закапывая мертвеца в землю, мы всегда чувствуем, что закапываем в могильную тьму смерти часть себя самих.

И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. Услышало создание своего Творца и послушалось его заповеди. Та же Божественная сила, что изначально вдунула в прах земной дыхание жизни и из праха сотворила человека, действовала и теперь, оживляя мертвый прах, заставляя кровь течь и очи — видеть, уши — слышать, язык — говорить, кости и мясо — двигаться. Где бы ни была тогда душа умершего юноши, она услышала глас своего Начальника и мгновенно возвратилась в тело, чтобы вместе с телом выполнить Его приказание. Узнал подданный глас Царя своего — и откликнулся. Юноша поднялся и сел на одре, и стал говорить.

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Христос, с легкостью воскрешавший других, воскресил и Самого Себя, и явил Себя на земле и на небесах как величайший Свет, Который тем сильнее разгорается и тем ярче светит, чем больше Его гасят. Этим Светом все мы живем, и дышим, и радуемся. И этот Свет светов еще раз, и скоро, явится земле и всем живым и мертвым. Сие произойдет, когда Господь наш Иисус Христос придёт, чтобы завершить человеческую историю, воскресить сущих во гробах и судить всем человеческим существам, жившим на земле, начиная с Адама и до конца времен. Тогда еще раз — и на этот раз в полной мере — сбудутся слова Спасителя: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Чудо воскресения сына вдовы из Наина и было сотворено сколь по милосердию к скорбящей матери, столь и для того, чтобы помочь нашей вере в последнее и всеобщее воскресение, чудо из чудес, правду превыше всякой правды и радость превыше всякой радости. Господу нашему Иисусу Христу честь и слава, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Святитель Николай Сербский

Неделя 20 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда умирает старик, когда “уходит в путь всея земли” человек поживший, ужас, и горечь и тоска близких как-то смягчаются сознанием полноты, исполненности жизненного замысла, и, как ни бессмысленна, как ни противоестественна смерть вообще, всё же успение после долголетних жизненных трудов так похоже на сон, на отдых после долгого и трудного дня, что душа не протестует, не скорбит безумно, а почти смиряется, почти благословляет это блаженное успение.

Не то, когда вихрь смерти сметает жизнь, едва начавшуюся, жизнь, цветущую всем обаянием юности, жизнь, столько ещё обещающую. Об этом сегодняшнее Евангелие. Об этом бесконечном и безнадёжном отчаянии матери, у которой отнят смертью сын – единственный близкий ей человек, вся её надежда, вся её радость. Христианину понятно, почему Христос оказывается рядом с безутешной вдовой, – а где же Ему ещё быть? Ведь это Он, пришедший успокоить всякую скорбящую душу, утешить всякое мятущееся сердце, утереть всякую слезу, это Он Сам сказал всем нам: “Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я упокою вас!”

В этом смысле чудо в маленьком галилейском городке Наине у нас, современных читателей Нового Завета, почти не вызывает изумления: так и надлежит быть! Как же по-другому? Другая мысль тревожит нам душу: “Господи, где же Ты, когда у меня умирает сын?” Разве мало ныне матерей оплакивают своих единственных детей, погибших в войнах, в катастрофах? Разве мало наших юношей погибает от рук убийц, разве мало их становится жертвами тяжких неисцельных болезней? И разве мало матерей убиваются и стенают над безмолвными гробами своих, таких юных, только начавших жить детей? Где Ты, Господи, почему Ты не приходишь в этот город, к этому гробу, почему вновь не звучат Твои слова: “Юноша! тебе говорю, встань”?

А если сын жив телесно, пока ещё жив, но уже на глазах матери разлагается его душа и тело, сражённые пагубными страстями: блудом, алкоголизмом, наркотиками? Если он ещё жив, но тень смерти уже коснулась его юного лица, разве тогда несчастная мать не рыдает так же безутешно, разве сердце её не обливается кровью, разве она не задаёт Богу всё тот же вопрос: “Где же Ты, Господи, почему Ты оставил нас?”

И вкрадывается в душу страшная мысль: “Бог нас не слышит, Он не поможет нам!” Нет ничего наивнее, чем пытаться какими-то жалкими человеческими догадками ответить на вопрос: “За что? Почему именно мой ребёнок умер?” Есть то, что Церковь называет Судьбы Божии, есть тайна бытия и тайна смерти, которые человек сможет постичь только там, в блаженной вечности, в Царстве Божьем. Но здесь и сейчас мы уже многое знаем, о многом догадываемся.

Мы знаем, что смерти нет, что человек живёт вечно, что жизнь Будущего Века – это то, к чему мы предназначены Всеблагим Промыслом Божьим. Мы знаем также и то, что ни одна слеза, ни одна молитва не может быть напрасна, что Бог всё видит и всё знает о каждом из нас. И мы знаем также, что Он любит и жалеет и праведника, и грешника. И вот эта вечная жизнь, которой наградил нас, грешных, Господь, она уже началась, она уже здесь, она уже совершается. И в эту вечную жизнь входят и наши слёзы, и наши молитвы, и наша любовь, но и наши грехи, наше отчаяние, наше неверие. Неверие, которое нашёптывает нам слова диавола: “Всё кончено, он умер, и никогда больше не будет жить...”

Это – ложь! Это неправда! Это навет диавольский. И живёт и будет жить, потому что бытие неуничтожимо, потому что Церковь молится об умерших, и эта молитва об умерших, эта страстная просьба о Вечной Жизни для них не может быть бессмысленна, не может быть напрасна!

Только не унывайте, матери, что бы ни случилось с вашими детьми! Только не оставляйте молитву о них. И неважно – умерли они или еще живы, а грех и безволие, страсти и соблазны мира сего толкают их в сень смертную. Не думайте, матери, что вы ничего не можете сделать, не допускайте даже мысли о том, что мы с вами живём в Королёве, а не в Наине, и Господь не придёт нас утешить и воскресить нашего умершего или умирающего сына. Помните, что молитва материнская из ада выводит! Но только тогда, когда эта молитва становится вашим главным, самым существенным делом. Ничего не потеряно, ничего не утрачено безвозвратно, даже когда дети наши, радость и надежда наша, смежают свои светлые очи в смертном сне. Обетования Божии непреложны, и к каждому из нас обращены властные и ласковые слова нашего Спасителя, Господа нашего, Который сжалился над нами и над нашими детьми. Как и бедной вдове Наинской, каждому из нас Господь говорит: “Не плачь!” Аминь.

говорит: «Не плачь!» Аминь.

С воскресным днем!

Сегодня мы с Вами слышали Евангельское чтение о том, как Господь пошёл в город, называемый Наин. С Иисусом Христом было множество учеников Его, множество народа. Когда Господь приблизился к городским воротам, то в этот момент выносили умершего сына вдовы. Увидев бедную женщину, Спаситель сжалился над ней: «Не плачь!». И, подойдя, прикоснулся к одру и сказал: «Юноша, тебе говорю: встань!» И мёртвый поднялся, сел и стал говорить. Всех объял страх, и славили Бога, говоря: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».

Как мы видим, братия и сестры, это Евангелие описывает трагическое событие, когда мать хоронит единственного сына. Люди её любят, множество народа соболезнует, скорбит вместе с ней. Но Господь не говорит ей слов утешения, не говорит ей о воскресении из мёртвых, а просто обращается к глубине её веры. Он произносит только два слова: «Не плачь!». И в этих словах есть призыв для женщины, чтобы она вышла из состояния своего горя. Нашла в себе опору в надежде на будущее, не жила переживанием скорби, переживанием боли, а жила той надеждой, к которой призывает Господь. И Бог, видя сердце её, как Всемогущий Бог, понимает, что Он может положиться на её веру и, прикоснувшись к одру, говорит: «Юноша, Тебе говорю: встань!» И юноша воскресает из мёртвых.

Для нас это Евангелие - наставление в том, как следует относиться к скорбям нашей жизни. Не все мы, конечно, испытали горе наинской вдовы, похоронившей сначала своего мужа, а потом и единственного сына, единственную надежду. Но многие из нас испытывают скорби, когда что-то случается, кто-то заболевает или, может, из наших любимых, сродников, знакомых, друзей умирает, отходит ко Господу, и наше сердце наполняется тоской. А, может быть, мы сами в чём-то разочаровываемся, в нашей жизни что-то не получается, какие-то планы не сбываются. Много разных причин бывает в жизни и огорчений. И Господь в этот момент ждёт, как мы проявим свою веру в Него. Он обращается к нам с теми же словами, с которыми обратился к женщине, хоронящей единственного сына, он говорит нам: «Не плачь» или «Не скорби, не беспокойся, не унывай, не печалься!»

Подобные призывы мы часто слышим в сердце. Но как мы на них отвечаем? Не всегда готовы отбросить от себя эту скорбь, отбросить через то, чтобы перестать жалеть себя, чтобы перестать быть замкнутыми, перестать быть обиженными на кого-то. Если мы находим в себе силы, если мы обращаемся с молитвой к Господу, то Всевышний непременно разгоняет над нами тучи скорби. Непременно даёт нам силы, чтобы мы встали и дальше жили с надеждой и верой. Ибо и смерть, как говорит апостол Павел, может быть приобретением, потому что мы имеем Господа Иисуса Христа, Защитника и Покровителя и Спасителя нашего. Который и в земной жизни нам помогает во многом, когда мы обращаемся к нему с искренней верой и стараемся видеть Его всем своим сердцем. Но и по переходе из временной в жизнь вечную Господь также от этой любви не оставляет нас. Поэтому, братия и сестры, нам надо искать той веры и той любви, которая будет связующим звеном между жизнью временной и жизнью вечной. Это нелегко найти. Но, найдя, ещё труднее не потерять.

Мы приходим к Богу часто с полным желанием Ему служить. Но встречаясь с временными трудностями, с какими-то искушениями, проблемами, мы уже забываем, что надежду трудно возлагать на Господа и только на Него. Мы становимся сами решителями своих проблем, своих забот, внутренне как бы говоря Господу: «Господи, я сам всё сделаю, я сам всё улажу!» И вот это «я сам» становится причиной многих и многих ошибок, многих и многих неприятностей, многих и многих разочарований. Надобно это помнить, и помнить, что Господь сказал: «По вере вашей да будет вам». И в этих словах заключается великая истина: от человека нужна вера, чтобы Господь дал бы то, что ему необходимо на потребу для спасения его души.

Во имя Отца и Сына и Святаго Дух а

23.10.2011г.

ВОСКРЕШЕНИЕ СЫНА НАИНСКОЙ ВДОВЫ.

Дорогие братия и сестры! Сегодня за божественной литургией читалось Евангелие от Луки, которое повествует о воскрешении сына наинской вдовы. Это единственный отрывок в Евангелиях, который повествует об этом чуде. Евангелист Лука не преминул обязательно упомянуть об этом событии для нашего назидания и укрепления нашей веры. В Евангелиях больше нигде не упоминается о том, чтобы Господь ещё когда-либо посещал этот город Наин. Поэтому, рассматривая этот евангельский текст, толкователи Священного Писания делают предположения о том, что Господь специально и намеренно пришёл в этот город для совершения именно этого чуда, ради этой скорбящей вдовы, которая хоронила тогда своего единственного сына.

Когда Господь, сопровождаемый учениками и народом, который следовал за Ним, пришли к вратам этого города, из них выходила погребальная процессия. На специальных носилках несли умершего юношу. Иудеи не хоронили в гробах, они усопших заворачивали в специальные покрывала, называемые саванны, и на носилках несли к месту погребения. Как правило, это были тоже не могилы, а погребальные пещеры, высеченные в скалах. Вход в пещеру заваливался большим камнем, который делал невозможным проникновение туда животных или каких-то недоброжелателей, то есть людей, которые могли как-то осквернить память умерших. Кладбища находились, естественно, за городом.

Господь подошёл к этой траурной процессии. Рядом с погребальными носилками неотступно следовала скорбящая мать. Множество людей, жителей города, сопровождало процессию, соболезновало бедной вдове и соучаствовало в этом горе. Евангелист Лука даже говорит, что весь город вышел, потому что скорбь её была такая необыкновенная, потому что, может быть, совсем недавно она стала вдовой, похоронив мужа. Возможно, кончина юноши была какой-то особо примечательной и особо скорбной, что весь город вышел вместе со вдовой к месту предполагаемого погребения этого юноши, поддерживая её в этом страшном горе.

Господь подходит к процессии, касается рукой этих погребальных носилок. Процессия, естественно, останавливается. Почему останавливается? Потому что этот поступок сразу шокирует людей. Прикосновение к мёртвым по иудейскому закону было невозможно. Это было осквернением человека. Если человек случайно прикасался к телу умершего, или, может быть, это самые близкие и родные, которые вынуждены были участвовать в погребении своего близкого человека, то они на несколько дней отлучались от общения с другими людьми израильского общества. Они были как прокажённые на этот период времени. Ветхозаветный закон даже предписывал особый обряд очищения, восстановления чистоты, нарушенной через прикосновение к мёртвому.

Поэтому Господь, когда подошёл к носилкам так близко, да ещё и коснулся их, это вызвало у всех удивление, потому что народ был суеверным всегда, как в те времена, так и в наши. Например, совершаешь отпевание усопшего, а близкие покойника не касаются, потому что в народе есть устойчивая вера в то, что кто понесёт покойника от храма до могилы, тот непременно следующим умрёт сам. Поэтому близкие и родные вообще сторонятся покойника, боятся, предпочитают нанять ритуальные агентства, чтобы самому не последовать вслед умершего родственника.

Но тогда прикосновение к умершему было запрещено традициями ветхозаветного закона и не было таким зловещим суеверием, как в наши дни для безбожного народа, который в Бога не верит, а предрассудки и суеверия имеют для него важное значение.

Господь, обращаясь к умершему, говорит: «Юноша! Тебе говорю, встань!» и с этими словами берёт его за руку. Юноша поднимается с погребальных носилок, открывает глаза и начинает говорить. Господь помогает ему сойти с носилок и отдаёт его матери.

Вот такое необыкновенное чудо случилось в Наине. Таких случаев, чудес воскрешения мёртвых немного в Евангелии. Кроме этого чуда, о котором мы упоминали, было ещё воскрешение дочери Иаира и Лазаря четверодневного - их всего несколько, которые совершил Господь и о которых сообщает Евангелие.

Это чудо воскрешения сына наинской вдовы среди прочих тоже примечательное. Оно является образом будущего воскрешения мёртвых. Господь перед Своим Вторым пришествием всех умерших воскресит, поставит на суд, и души их, пребывающие во власти Божией, соединятся с телами, которые рассыпались в прах, исчезли в глубинах морских или в пропастях земных. Для Бога нет ничего невозможного. И точно так же, как ошеломляющим было это чудо воскрешения умершего юноши, станет возможным чудо воскрешения всех умерших, независимо от того, где и когда настигла их смерть, в каком году, в каком тысячелетии.

Что станет к моменту Страшного Суда с телами? Останется ли хоть что-то, хоть прах какой-то земной за время пребывания в глубинах земли? Господь ведь из ничего сотворил первого человека - Адама. Не было никакого промежуточного творения, из праха земного было воссоздано тело человека, и вдунул Господь в него дыхание жизни. Точно так же из этого праха, в который обращается тело умершего с течением десятков лет, Господь воссоздаст точно такое же тело, которое имел человек в земной жизни. Точно такое, узнаваемое для других, только тело это уже не будет бояться смерти. Тело будет материальным по сравнению с Богом, но нематериальным в нашем с вами представлении. Оно не будет подвержено ни болезням, ни страданиям, но будет способно быть призванным к вечной жизни Богом.

Это чудо воскрешения мёртвых утешает каждого из нас в нашей скорби об умерших. Господь утешает и говорит, что это сиротливое состояние одиночества, состояние разлуки с нашими близкими, родными носит временный характер. Потому что быстротечна наша земная жизнь. Учитывая последние страшные события в мире: трагедии, войны, катастрофы, постоянно падающие самолеты, вертолеты или тонущие корабли, мы можем смело предположить, что живём мы, несомненно, в последние времена. Поэтому встреча наша с усопшими отцами, матерями, близкими, друзьями может быть уже, наверное, совсем скорой. По крайне мере, разлука с ними точно временная.

В этом Евангелии Господь показывает, каким Он является по отношению к нам: любящим Отцом, помнящим любую скорбь своих чад. В город Наин Его никто не звал, никто не просил прийти, никто не говорил об этом горе вдовы, которая хоронила единственного сына и осталась совсем одна.

Это страшное горе вообще хоронить кого бы то ни было. Еще более страшное и сильное горе – хоронить своих детей прежде себя самого. В ветхозаветные времена жизнь женщины ничем не была регламентирована, ничем не была обеспечена. Если умирал кормилец, никаких социальных гарантий, никаких выплат, никакой помощи - вообще ничего не было. Женщины жили только за счёт своих кормильцев: мужей или сыновей. Сейчас худо-бедно государство, хотя все его хают, правительство заботятся о людях, но, тем не менее, умереть с голода не дадут. Хоть какую-то пенсию, хоть в несколько тысяч рублей любой человек получит. Какие-то пособия есть, какие-то социальные службы, собесы и соцзащиты. А тогда вообще ничего не было. И когда женщина хоронила единственного сына, можно смело сказать, что она хоронила саму себя, потому что, оставаясь одна, становилась никому не нужной. Никто о ней бы не заботился, никто бы не накормил, и она была обречена.

Но Господь знал по Своему Божественному предвидению об этой великой скорби. И опять же, утешая нас с вами в наших тяжёлых жизненных обстоятельствах, Господь как бы говорит, что Он всё знает и помнит, знает о нашей скорби и нужде. Господь будет участвовать в нашей жизни, изменит скорби и даст силы перенести их. И чем сильнее будет молитва человека и просьба к Богу об этом, тем скорее придёт эта помощь. Господь готов всегда прийти, чтобы взять эту скорбь человеческую на Свои всесильные руки, поддержать человека и даровать ему эту жизнь, временную и прекрасную, в этом Божьем мире. И через неё призвать человека к вечной блаженной жизни. Аминь.

О воскрешении Христом сына наинской вдовы мы можем узнать только из повествования св. Луки, возможно потому, что другие благовестители просто не присутствовали при этом событии. После сего, Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. В Святом Писании других упоминаний о Наине не встречается. Город этот располагался на южной окраине Галилеи, при дороге в Иерусалим, куда теперь шел Господь, вероятно, на праздник Пасхи, второй со времени Его открытого служения. Анри Дидон с точностью описывает положение города и само место великого чудотворения. «На северном склоне каменистой и бесплодной вершины Малого Ермона, непосредственно на запад от Ендора, в более отдаленном углублении того же хребта, находится пришедшая в упадок Наинская деревня. Хотя молчит предание, но, при данных отстоятельствах само имя служит ручательством за достоверность указания. Вход в это селение был возможен с одной только стороны, открытой на покатости дикого холма, склоняющегося к равнине. Среди развалин старого города еще и сейчас можно различить руины двух мечетей, в древности бывших христианскими часовнями. Смоковницы освежают серенькие мазанки раскидистой зеленью, в тени которой, возвышается, как божественное видение, небольшая ярко-белая церковь, она воздвигнута на том месте, где Иисус воскресил сына вдовы».

Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с ней из города. Видимо так было угодно Господу, чтобы свидетелями этого чуда были многие. Бывшие с Иисусом также присоединились ко множеству народа, сопровождавшего похоронную процессию. Эта встреча у ворот кажется случайной лишь на первый взгляд, на самом деле здесь явно действие Промысла Божьего.

У евреев был обычай не хоронить покойников в черте города, как правило, их выносили на специальных одрах к иссеченным в утесах гробницам. В одну из таких гробниц и несли тело умершего юноши. Даже те зрители, которые на так живо сочувствовали скорбям человеческим, как Иисус, считавший скорби людей Своими собственными, не могли не чувствовать сострадания. В самом деле, едва ли возможно представить более достоверную картину безотрадного горя, чем ту, которую буквально двумя чертами изобразил евангелист, повествование которого есть поистине образец художественного совершенства. Нельзя было вообразить большего горя для бедной еврейской вдовы, чем смерть единственного сына, горечь от утраты которого на востоке вошла в поговорку. Можно привести множество таких примеров из Ветхого Завета: Сокрушайся как бы о смерти единственного сына (Иер. 6: 26), И будут рыдать о нем, как об единственном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (Зах. 12: 10), И произведу в стране плач как о единственном сыне (Амос. 8: 10).

Увидев ее, Господь сжалился и сказал ей: не плачь. Как отличается Его успокаивающее слово от того праздного «не плачь», так часто слышимого из уст земных утешителей, которые на знают, как помочь страдальцу остановить слезы. Но Тот, Кто снизошел с Неба для того, чтобы сбылись слова: И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21: 4), теперь являет действительные знамения Своего Божества, отирая, но еще не навсегда, слезы скорбящей матери. Сострадание к женщине, потерявшей дитя, было не единственной причиной, побудившей Иисуса проявить Свое могущество в высшей степени силы и славы. Радость матери, безусловно, была непосредственным следствием, а не конечной целью великого чудотворения, каковой являлось, до поры еще сокрытое, духовное пробуждение юноши для высшей жизни, которая одна могла соделать счастье матери истинным и непорочным.

Господь, подойдя, прикоснулся к одру. Те, кому был дан знак, правильно его истолковали: несшие остановились. Тогда произнесено было действенное слово: юноша! тебе говорю, встань, произнесено, как и в других случаях, от Его собственного имени. Владыка жизни, имеющий ключи от смерти и могилы, воскрешающий мертвых, повелел юноше жить. И слово это мгновенно возымело свое действие в царстве смерти. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить. Христос поднимает умершего с одра смерти также легко, как другой бы поднял спящего с ложа сна, тем самым делая совершенно явным и отчетливым различие между Собой и Своими посланниками, ибо они только усердными молитвами (3 Цар. 17: 20-22; Деян. 9: 40) или после долгих сердечных напряжений исторгали из челюстей смерти ее добычу. Безусловная полнота власти принадлежит не тем, которые суть служители в чужом доме, а Ему, Сыну, пребывающему в Своем собственном.

И отдал его Иисус матери (4 Цар. 4: 36; Лк. 9: 42). Это примечательное выражение имеет глубокий смысл. Мертвец действительно принадлежал Тому, Кто воскресил его, Спаситель соделал его Своим для того, чтобы отдать матери. И всех объял страх (ср. Мк. 1: 27; 5: 15; Лк. 5: 9), и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Множество свидетелей воскрешения поняли совершенно правильно, что Иисус – не простой пророк, ибо только великие пророки, каковыми были Илия и Елисей, оживляли умерших. И в этот момент, после осознания того, что закончился долгий и печальный период, в течение которого Господь безмолвствовал, люди прославили Бога за то, что Он даровал им Вестника, обетованного и столь ожидаемого (Лк. 1: 68-69; Ин. 1: 21, 45; 4: 25; Деян. 3: 22; 7: 37), ведь прошло более четырехсот лет с тех пор, как поучал последний из ветхозаветных пророков. В Израиле верные боялись, что уже не будет более откровений, что вместо живого голоса и сильных пророческих словес, непосредственно вдохновленных Богом, для них впредь уже не останется ничего, кроме мертвого слова раввинов и законников. Поэтому совершенно понятен восторг, который охватил присутствовавших, когда они постигли, что Бог еще не прервал сообщения с людьми посредством Своих посланников и что, может быть, величайший из всех предстал теперь перед ними.

Воскрешение наинского юноши из мертвых – прекрасный прообраз зрелища, которое возвещает нам Господь; ибо в тот великий день Его всесильное «восстаньте » пробудит не одного, а всех мертвых, возвратит их близким для взаимного свидания и блаженного сообщества. Обетованием и залогом этого служит оживление трех усопших, которое является преддверием будущего воскресения мертвых.

Есть еще одна побудительная причина для совершения этого чуда, превосходящего по необычности и яркости всё, совершенное ранее Христом. Вести на востоке распространяются с необыкновенной быстротой, и слухи о том, что Господь явился людям в лице пророка из Галилеи, дошли и до Иоанна Крестителя, который в то время томился в темнице царя Ирода. В глубине заточения в крепости Махерон он душой пребывал с Тем, на Которого указал, как на Мессию, следил за Ним, видел Его возрастающую славу. Заключенные не были лишены общения с внешним миром, даже те, к тому относились с наибольшей строгостью. Даже закованные в цепи имели право видеться с друзьями или родственниками. Ученики Иоанна свободно уходили и приходили, рассказывая ему подробно об Иисусе. Ничто не удручает так душу, как вынужденное бездействие и бессилие, Иоанн испытал это на себе. Он понимал, как тяжело назначение Мессии, знал, что Господь уже ощущает сильное сопротивление со стороны фарисеев, священников и старейшин, и ничем не мог помочь Ему. К этому присоединялось еще одно тайное мучительное страдание, терзавшее его больше, чем вынужденное бездействие и предчувствие близкой кончины – это была неуверенность в собственных учениках по отношению к Иисусу, из зависть и упорное неверие в Него, как в Мессию. Его любовь к Господу, сознание мессианского назначения и вера в Царство Божие – вся чистота Его учения – не проникали в их душу. Несмотря на все усилия Крестителя, ученики его оставались по-прежнему замкнутыми, завистливыми, часто принимали сторону врагов Христа. Они не только упрекали Его учеников в недостатке строгости и благочестия, но даже не хотели признавать в Нем Мессию, возвещенного пророками; поразительные чудеса, совершенные на их глазах, не убедили их. Дух же, избравший Иоанна Предтечу во чреве матери, не покидал его никогда, он не знал колебаний и противоречий. Преданный и верный Иисусу до конца, Креститель терзался муками, которые причиняли ему его ученики, но после получения известия о воскрешении юноши в городе Наин, его осенило вдохновение, он призвал к себе двух учеников, велев им идти к Иисусу и спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Этим поступком Предтеча свидетельствует свою безграничную веру во Христа и убеждает Его открыть Свое мессианское назначение. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют и блажен, кто не соблазнится о Мне! Вопрос, заданный Иоанном Иисусу, требовал, чтобы Тот признал и объявил Себя Мессией. Накануне своей смерти он снова обращается к мысли, которая была смыслом его жизни – чтобы народ признал Иисуса, и просит у Него Самого свидетельства, которое должно было увенчать его деятельность и заставить непокорных учеников его примкнуть окончательно к Божественному Учителю. Ответ Иисуса победоносно ярок и краток. Чудеса – это знамения мессианства. Исаия сказал это в определенных выражениях, повторенных Христом: вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки (Ис. 35: 4-6). Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы. (Ис. 61: 1). Мы так подробно остановились на этом фрагменте новозаветной истории, дабы показать, что деяния и чудеса Христа часто имели более глубинный смысл и последствия, чем кажется на первый взгляд.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх