Либералы, консерваторы и социалисты: спор о путях общественного развития. « Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство? Либералы консерваторы и социалисты пересказ

В XVIII-XIX в. В Западной Европе оформились три основных общественно-политических течения: либерализм, консерватизм и социализм.

События

Конец XVII в. - идеи либерализма (лат. liberalism - «свободный») появляются в трактатах Джона Локка («Два трактата о правлении», «Послание о веротерпимости»). Они легли в основу философии Просвещения XVIII века и были направлены против феодализма и абсолютизма. Основные положения идеологии либерализма были оформлены в XIX веке.

Основополагающие идеи и ценности либерализма :

  • Идея абсолютной ценности человеческой личности и изначального (по рождению) равенства всех людей.
  • Свобода личности. Свобода, ограниченная рамками закона, то есть не угрожающая свободе других.
  • Индивидуализм. Отдельный человек ценится больше, чем группа или сообщество. Индивид рассматривается как самоцель и движущая сила общества, а государство - средство для достижения индивидом цели.
  • Равенство. Речь идет о равенстве возможностей, на основании которых каждый добивается разных результатов в зависимости от способностей и трудолюбия.
  • Признание определенных неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу слова, печати, собраний и т.п.). Приверженность демократии, парламентаризму и идее правового государства . Идея государства - «ночного сторожа», главные функции которого охрана порядка и защита от внешней опасности.
  • Толерантность. Идея толерантности предполагает наличие плюрализма - политического и культурного разнообразия в рамках единого общества.
  • В экономике либерализм отстаивает идеи свободного рынка и свободной конкуренции.

Конец XVIII в. - появление консерватизма (от лат. conservare - «охранять», «сохранять»). Консерваторы выступали за сохранение существующих, исторически сложившихся форм общественной жизни.

Основополагающие идеи и ценности консерватизма :

  • Ориентация на традицию. Мудрость прошлого выражена и сохранена в религии, семье, морали. Опираясь на свой разум, человек обречен на ошибку, поэтому он должен опираться на традицию и опыт.
  • Прагматизм. Ориентация на опыт и практические обстоятельства.
  • Иерархия и неравенство. Консерваторы выступали за сохранение сословных различий.
  • Авторитет власти. Власть должна исходить сверху и иметь непререкаемый авторитет.

Первая половина XIX в. - появление критического утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Теории трех основных представителей утопического социализма объединяет критическое отношение к современному им обществу и мечты о его переустройстве на более справедливых началах. Критическое отношение к обществу было вызвано тяжелым положением рабочих в первой половине XIX в.: рабочий день длился от 12 до 16 часов, жили они в очень плохих условиях, часто недоедали.

  • Сенсимонизм . Анри Сен-Симон считал, что современное ему общество делится на праздных собственников и трудящихся индустриалов, которые составляют большую часть населения. Он считал, что необходим контроль над собственностью со стороны общества. Усовершенствование общества, по Сен-Симону, возможно путем проведения реформ и нравственного воспитания. По его мнению, именно христианская мораль может повлиять на собственников и их отношение к рабочим.
  • Шарль Фурье . Предлагал усовершенствование общества путем создания фаланг - объединений тружеников. В них должны были отсутствовать наемный труд и заработная плата. Доходы в них предполагалось перераспределять таким образом, чтобы гарантировать всем прожиточный минимум при сохранении имущественного неравенства (которое обусловлено величиной вложенного каждым труда).
  • Роберт Оуэн . Разрабатывал планы переустройства общества на основе отмены денег и замены частной собственности общественной. Выступал за улучшение условий труда и быта рабочих.

Участники

Эдмунд Бёрк - основоположник консерватизма. В книге «Размышления о французской революции» (1790) выразил идеи приверженности традиционному общественному порядку.

Жозеф де Местр - политический философ консервативного направления.

Джон Локк - философ-просветитель, основатель либерализма.

Иеремия Бентам - юрист, один из родоначальников либерализма.

Джон Стюарт Милль - философ, экономист, один из идеологов либерализма.

Анри Сен-Симон - французский мыслитель, представитель утопического социализма.

Шарль Фурье - французский утопический социалист.

Роберт Оуэн - английский утопический социалист.

Заключение

Идеи, выраженные в трудах либералов, консерваторов и социалистов, находили выражение в историческом и политическом процессе в Европе XIX в. Либеральная идея всеобщего равенства выразилась в борьбе за избирательную реформу, а также за свободу слова, печати и манифестаций. В результате революции 1848 г. во Франции было введено всеобщее избирательное право (для мужчин, достигших 21 года). Таким образом, Франция стала страной с самым либеральным на тот момент политическим режимом. Последователь Р. Оуэна, социалист У. Ловетт основал Лондонскую ассоциацию рабочих (1836). Идеи утопического социализма повлияли на движение чартизма в Англии, которое боролось за политические права для рабочих и улучшение их экономического положения.


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ2 Цели урока: Рассмотреть специфические черты интеллектуальной жизни Европы XIX века; Охарактеризовать основные направления европейской политики XIX века.


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ3 План урока: 1. Каким быть обществу? 2. Разрешено всё, что не запрещено. 3. Сохранять традиционные ценности. 4. Почему появились социалистические учения. 5.« Золотой век человечества не позади нас, а впереди». 6. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. 7.Анархизм.


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ4 Философов – мыслителей интересовали вопросы: 1. Как развивается общество? 2. Что лучше: революция или реформа? 3. Куда движется история?


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ5 В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения: Либерализм консерватизм социализм


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ6 Составим таблицу: Линия сравнения Либерализм КонсерватизмСоциализм Главные принципы Роль государства в экономической жизни Отношение к социальным вопросам Пути решения социальных вопросов


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ7 от латинского – liberum – относящийся к свободе. Принципы: 1. Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом. 2. Право на свободу слова, печати собраний. 3. Право на участие в решении государственных дел ЛИБЕРАЛИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ8 ЛИБЕРАЛИЗМ КАКОЙ ВЫБРАТЬ ПУТЬ РАЗВИТИЯ? РЕФОРМА


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ9 Требования: 1. Ограничение деятельности государства законом. 2. Провозгласить принцип разделения власти. 3. Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля. 4. Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых. 5. Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня ЛИБЕРАЛИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ10 Ввести страхование по безработице и инвалидности Ввести пенсионное обеспечение престарелых Государство должно гарантировать минимальную з/п Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию НОВЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ11 Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ. ЛИБЕРАЛИЗМ Уильям Гладстон


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ12 от латин. conservatio – охранять, сохранять. - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей. КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ13 Принципы: Сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок. Признавали: 1. Право государства на сильную власть. 2. Право на регулирование экономики. КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ14 возможно проведение « охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ15 Боясь усиления «ново либерализма», консерваторы согласились с тем, что 1)общество должно стать более демократичным, 2) необходимо расширить избирательные права, 3) государство не должно вмешиваться в экономику. КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ16 КОНСЕРВАТИЗМ В результате лидеры английской и германской консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма. Бенджамин Дизраэли Отто фон Бисмарк


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ17 - общественный и государственный строй, принципами которого являются: 1) установление политические свобод; 2) равенство в правах; 3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают. 4) обязанность государства регулировать экономику. СОЦИАЛИЗМ



Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ19 СОЦИАЛИЗМ Предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Шарль Фурье


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ20 СОЦИАЛИЗМ Роберт Оуэн в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег Роберт Оуэн


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ21 МАРКСИЗМ Марксизм – новое учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом об устройстве и развитии общества Карл Маркс Фридрих Энгельс


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ22 РЕВИЗИОНИЗМ Ревизиони́зм идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины.


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ23 Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти. Эдуард Бернштейн РЕВИЗИОНИЗМ
Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ25 1. Верой в хорошие стороны человеческой природы. 2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви. 3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью. АНАРХИЗМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ29 %FC%FF%EChttp://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%E0%E4%F1%F2%EE%ED,_%D3%E8%EB %FC%FF%EC

Cлайд 1

Тема урока: « Либералы, консерваторы, социалисты: какими должно быть общество и государство?» Новая история 8 класс Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 2

Цели урока: Рассмотреть специфические черты интеллектуальной жизни Европы XIX века; Охарактеризовать основные направления европейской политики XIX века.

Cлайд 3

План урока: Каким быть обществу? Разрешено всё, что не запрещено. Сохранять традиционные ценности. Почему появились социалистические учения. « Золотой век человечества не позади нас, а впереди». Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Анархизм. Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 4

Философов – мыслителей интересовали вопросы: Как развивается общество? Что лучше: революция или реформа? Куда движется история? Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 5

В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения: Либерализм консерватизм социализм Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 6

Cлайд 7

от латинского – liberum – относящийся к свободе. Принципы: Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом. Право на свободу слова, печати собраний. Право на участие в решении государственных дел ЛИБЕРАЛИЗМ Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 8

ЛИБЕРАЛИЗМ КАКОЙ ВЫБРАТЬ ПУТЬ РАЗВИТИЯ? РЕФОРМА Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 9

ЛИБЕРАЛИЗМ Требования: Ограничение деятельности государства законом. Провозгласить принцип разделения власти. Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля. Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых. Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 10

Ввести страхование по безработице и инвалидности Ввести пенсионное обеспечение престарелых Государство должно гарантировать минимальную з/п Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию НОВЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 11

Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ. ЛИБЕРАЛИЗМ Уильям Гладстон Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 12

от латин. conservatio – охранять, сохранять. - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей. КОНСЕРВАТИЗМ Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 13

Принципы: Сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок. Признавали: Право государства на сильную власть. Право на регулирование экономики. КОНСЕРВАТИЗМ Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 14

возможно проведение « охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство КОНСЕРВАТИЗМ Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 15

Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что общество должно стать более демократичным, необходимо расширить избирательные права, государство не должно вмешиваться в экономику. КОНСЕРВАТИЗМ Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 16

КОНСЕРВАТИЗМ В результате лидеры английской и германской консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма. Бенджамин Дизраэли Отто фон Бисмарк Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 17

СОЦИАЛИЗМ - общественный и государственный строй, принципами которого являются: 1) установление политические свобод; 2) равенство в правах; 3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают. 4) обязанность государства регулировать экономику. Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 18

Cлайд 19

СОЦИАЛИЗМ Предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Шарль Фурье Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 20

СОЦИАЛИЗМ Роберт Оуэн в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег Роберт Оуэн Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 21

МАРКСИЗМ Марксизм – новое учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом об устройстве и развитии общества Карл Маркс Фридрих Энгельс Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Cлайд 22

РЕВИЗИОНИЗМ Ревизиони зм - идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины. Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ

Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ2 Цели урока: Рассмотреть специфические черты интеллектуальной жизни Европы XIX века; Охарактеризовать основные направления европейской политики XIX века.


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ3 План урока: 1. Каким быть обществу? 2. Разрешено всё, что не запрещено. 3. Сохранять традиционные ценности. 4. Почему появились социалистические учения. 5.« Золотой век человечества не позади нас, а впереди». 6. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. 7.Анархизм.


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ4 Философов – мыслителей интересовали вопросы: 1. Как развивается общество? 2. Что лучше: революция или реформа? 3. Куда движется история?


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ5 В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения: Либерализм консерватизм социализм


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ6 Составим таблицу: Линия сравнения Либерализм КонсерватизмСоциализм Главные принципы Роль государства в экономической жизни Отношение к социальным вопросам Пути решения социальных вопросов


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ7 от латинского – liberum – относящийся к свободе. Принципы: 1. Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом. 2. Право на свободу слова, печати собраний. 3. Право на участие в решении государственных дел ЛИБЕРАЛИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ8 ЛИБЕРАЛИЗМ КАКОЙ ВЫБРАТЬ ПУТЬ РАЗВИТИЯ? РЕФОРМА


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ9 Требования: 1. Ограничение деятельности государства законом. 2. Провозгласить принцип разделения власти. 3. Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля. 4. Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых. 5. Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня ЛИБЕРАЛИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ10 Ввести страхование по безработице и инвалидности Ввести пенсионное обеспечение престарелых Государство должно гарантировать минимальную з/п Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию НОВЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ11 Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ. ЛИБЕРАЛИЗМ Уильям Гладстон


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ12 от латин. conservatio – охранять, сохранять. - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей. КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ13 Принципы: Сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок. Признавали: 1. Право государства на сильную власть. 2. Право на регулирование экономики. КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ14 возможно проведение « охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ15 Боясь усиления «ново либерализма», консерваторы согласились с тем, что 1)общество должно стать более демократичным, 2) необходимо расширить избирательные права, 3) государство не должно вмешиваться в экономику. КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ16 КОНСЕРВАТИЗМ В результате лидеры английской и германской консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма. Бенджамин Дизраэли Отто фон Бисмарк


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ17 - общественный и государственный строй, принципами которого являются: 1) установление политические свобод; 2) равенство в правах; 3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают. 4) обязанность государства регулировать экономику. СОЦИАЛИЗМ



Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ19 СОЦИАЛИЗМ Предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Шарль Фурье


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ20 СОЦИАЛИЗМ Роберт Оуэн в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег Роберт Оуэн


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ21 МАРКСИЗМ Марксизм – новое учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом об устройстве и развитии общества Карл Маркс Фридрих Энгельс


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ22 РЕВИЗИОНИЗМ Ревизиони́зм идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины.


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ23 Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти. Эдуард Бернштейн РЕВИЗИОНИЗМ
Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ25 1. Верой в хорошие стороны человеческой природы. 2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви. 3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью. АНАРХИЗМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ29 %FC%FF%EChttp://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%E0%E4%F1%F2%EE%ED,_%D3%E8%EB %FC%FF%EC



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх