Муниципальные выборы. Организация проведения муниципальных выборов Как часто проходят выборы депутатов местного самоуправления

В самом общем виде под избирательной системой в данном контексте понимается способ установления результатов голосования на муниципальных выборах (определения кандидатов, признанных избранными), в зависимости от которого различают мажоритарную избирательную систему и пропорциональную избирательную систему.

Мажоритарная избирательная система основана на принципе большинства: избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов избирателей. В зависимости от того, какое большинство голосов избирателей требуется для избрания по закону, различают: а) мажоритарную избирательную систему абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное большинство голосов избирателей, т. е. более их половины); б) мажоритарную избирательную систему относительного большинства (для избрания требуется получить относительное большинство голосов избирателей, т. е. больше, чем другие кандидаты).

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов между списками кандидатов в депутаты пропорционально набранным голосам.

Кроме того, возможно использование смешанной избирательной системы: пропорционально-мажоритарной.

Каждый вид избирательной системы имеет свои достоинства и недостатки, которые достаточно основательно проанализиронаны в юридической литературе. Вместе с тем вполне очевидно, что в муниципальных образованиях различного вида, отличающихся не только своим правовым статусом, но и размерами территории, численностью населения, другими признаками и параметрами, могут использоваться различные виды избирательных систем.

С учетом указанного рамочный Федеральный закон предполагает возможность использования при проведении выборов депутатов представительных органов как мажоритарной избирательной системы (по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам), так и пропорциональной избирательной системы (по единому избирательному округу). Не исключается данным Законом и возможность применения на муниципальных выборах смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательной системы.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. устанавливает, что законом субъекта РФ определяются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Конкретная избирательная система, используемая при проведении муниципальных выборов в муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования. При этом законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой указанный Закон понимает условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов (ст. 23).

Так, в соответствии с Законом Калужской области от 23 декабря 2003 г. «О выборах в органы местного самоуправления на территории Калужской области» (в ред.

От 4 октября 2004 г.) в Калужской области при проведении муниципальных выборов могут применяться:

а) мажоритарная система относительного большинства - при проведении выборов выборного должностного лица местного самоуправления. В этом случае выборы проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, относительно любого другого кандидата, но при условии, что это число не менее числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

б) мажоритарная система относительного большинства - при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления. Выборы проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования. Избранным в одномандатном округе признается кандидат, получивший наибольшее число голосов относительно любого другого кандидата в этом округе, но при условии, что это число не менее числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Избранными депутатами в многомандатном округе признаются кандидаты соответственно количеству мандатов в округе, получившие наибольшее число голосов относительно других кандидатов в этом округе, но при условии, что число голосов избирателей, поданных за каждого из них, не менее числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов (ст. 3).

Законом Томской области от 14 февраля 2005 г. «О муниципальных выборах в Томской области» (в ред. от 8 июня 2005 г.) вопрос об избирательных системах, которые могут применяться на выборах представительного органа, решается иначе. Согласно ст. 2 указанного Закона выборы в представительный орган муниципального образования осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы, когда гражданин голосует за кандидата в одномандатном избирательном округе или за кандидатов в количестве, равном числу депутатских мандатов в многомандатном избирательном округе, по одномандатным и (или) по многомандатным избирательным округам. Вместе с тем уставами муниципальных районов и городских округов может быть установлено, что выборы в представительный орган муниципального образования могут осуществляться на основе пропорциональной избирательной системы, когда все депутаты представительного органа муниципального образования избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.

Выборы могут быть также проведены по пропорционально - мажоритарной системе, когда часть депутатов представительного органа избирается по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а другая часть депутатов избирается по единому избирательному округу, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты. Конкретное число депутатов, избираемых по единому избирательному округу, устанавливается уставом муниципального образования.

Муниципальные образования, как правило, применяют на выборах мажоритарную избирательную систему. Пропорциональная избирательная система используется лишь в отдельных муниципальных образованиях.

Важная роль в определении избирательной системы на муниципальных выборах принадлежит субъектам Федерации. Так, согласно Закону Красноярского края от 2 октября 2003 г. «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» (в ред. от 17 декабря 2004 г.) выборы в представительный орган местного самоуправления осуществляются на основе избирательной системы, тип которой устанавливается уставом муниципального образования: мажоритарной - по одномандатным избирательным округам, одному или нескольким многомандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования на основе единой нормы представительства; пропорционально-мажоритарной - когда часть депутатов представительного органа избирается по спискам избирательных объединений. В случае, если уставом муниципального образования ко дню назначения выборов в органы местного самоуправления тип избирательной системы не определен, выборы проводятся на основе той избирательной системы, которая применялась на предыдущих выборах в соответствующий орган местного самоуправления. Таким образом, и Красноярском крае при проведении муниципальных выборов допускается использование и мажоритарной, и пропорционально- мажоритарной (смешанной) избирательных систем.

В некоторых муниципальных образованиях применяется ротация депутатов представительного органа местного самоуправления. Так, например, Устав города Твери закрепляет, что депутат Тверской городской думы избирается сроком на четыре года. Через каждые два года (по четным годам) проводятся выборы не менее 16 депутатов на установленный срок (городская дума состоит из 33 депутатов; она правомочна в составе не менее 22 депутатов).

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Согласно закону: "Граждане Российской Федерации наделены правом участия в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в голосовании - сугубо добровольное, то есть ни работодатель, ни администрация образовательной организации, ни государственные органы, ни общественные объединения или отдельные граждане не могут заставлять людей прийти или не прийти на выборы".

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Законами субъекта Российской Федерации (часто эти законы называют избирательными кодексами) устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законами субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании и устанавливаются выборные должности и органы. Порядок подсчета голосов и определения итого выборов, распределения депутатских мандатов устанавливается региональным законодательством.

Следует заметить, что поскольку избирательное законодательство субъекта не должно полностью копировать имеющиеся в федеральном законодательстве положения, возможны некоторые изъятия. Так 10 июля 2013 года депутаты Московской городской Думы утвердили поправки в избирательный кодекс столицы, отменяющие открепительные удостоверения.

Срок полномочий муниципальных органов власти определяется уставом муниципального образования и обычно не превышает 5 лет. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания. Депутаты муниципальных представительных органов могут избираться по единому избирательному округу (от 25% общей численности) и по одномандатным и даже по многомандатным округам. Москва задает тенденцию к переходу на исключительно одномандатную систему - это позволяет сделать связь между избирателями и муниципальным депутатом более тесной. Число депутатов зависит от размера муниципального образования. Порядок распределения депутатских мандатов разнообразен и может отличаться даже в соседних муниципальных образованиях.

Мэры городов избираются по мажоритарной системе простого или квалифицированного большинства. В бюллетенях на местном уровне может быть сохранена графа "Против всех".

Подготовку и проведение муниципальных выборов осуществляют: избирательная комиссия муниципального образования; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Выборы назначает представительный орган муниципального образования.

Местный референдум голосование проживающих на территории соответствующего муниципального образования граждан, обладающих избирательным правом, по наиболее важным вопросам местного значения: от принятия устава муниципального образования и изменения границ муниципального образования до отрешения от должности главы муниципалитета. Инициатива проведения референдума принадлежит как жителям муниципального образования, так и главе муниципального образования или представительному органу. Общий порядок инициирования референдума и его проведения совпадет с общероссийским, со скидкой на число инициативной группы и количество подписей для поддержки инициативы. Референдум как правило признается состоявшимся, если на нем проголосовали больше половины имевших право голоса избирателей. Решение принимается простым большинством голосов. Местные референдумы могут быть как императивными (т. е. их решение обязательно для исполнения), так и консультативными (для выявления мнения жителей по выносимому на референдум вопросу).

Нормативные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

Свободные и демократические выборы в органы местного самоуправления являются высшим непосредствен-ным выражением принадлежащей народу власти. Госу-дарством гарантируются свободное волеизъявление граж-дан Российской Федерации на выборах, защита демо-кратических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме .

Выборы — это наиболее распространенный институт в системе народовластия.

Муниципальные выборы — это выборы, которые проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Значение этого института состоит в том, что посредством выборов формируются представительные органы местного самоуправления и избираются выборные должностные лица местного самоуправления.

Специалисты отмечают следующие особенности муниципальных выборов:

При проведении муниципальных выборов используется не пропорциональная, а мажоритарная избирательная система;

По сравнению с выборами депутатов представительных органов власти субъектов Федерации на местном уровне чаще всего используются многомандатные избирательные округа;

Правовую основу муниципальных выборов составляют Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав дан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г., Конституции, Уставы, а также законы субъектов РФ о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, уставы муниципальных образований, акты закрепляют принципы участия в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, создания избирательных комиссий, составления списков избирателей, образова-ние избирательных округов и участков, выдвижения и регистрации кандидатов, финансирования выборов, предвыборной агитации, голосования и подведения итогов выборов, а также некоторые другие.

В процессе участия в муниципальных выборах граж-данами России реализуются свои избирательные права. К этим правам относятся: конституционное право граж-дан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвиже-нии кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, рабо-той избирательных комиссий, включая установление ито-гов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установлен-ном Конституцией РФ, Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), за-конами субъектов РФ.


Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмот-ренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные вы-боры назначаются соответствующей избирательной комис-сией муниципального образования или судом.

Гарантии избирательных прав граждан при проведе-нии муниципальных выборов, порядок назначения, под-готовки, проведения и подведения итогов муниципаль-ных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Итоги муниципальных выборов подлежат официаль-ному опубликованию (обнародованию).

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

В соответствии с ст. 24 Федерального закона «Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ» голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии ним законом субъекта Российской Федерации для про-ведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Законы субъектов РФ предусматривают более широкий круг субъектов, имеющих право инициативы отзыва.

Инициаторами возбуждения вопроса об отзыве депутата, выборного должностного лица местного самоуправления законы субъектов РФ признают:

1) гражданина (Хабаровский, Алтайский края, Саратовская, Оренбургская, Тюменская области);

2) группу граждан (Алтайский, Красноярский края, Нижегородская, Тюменская области);

3) группу депутатов (Нижегородская область);

4) избирательные объединения (Волгоградская, Тамбовская, Пермская, Оренбургская, Челябинская области, Красноярский край);

5) представительный орган местного самоуправления (Амурская, Тюменская области, Красноярский край).

В большинстве субъектов РФ приняты специальные за-коны, регулирующие порядок отзыва выборных лиц мест-ного самоуправления.

В зависимости от субъектов ответ-ственности, порядок отзыва которых регламентируется, за-коны субъектов Федерации можно разделить на 4 группы:

1) законы, регулирующие порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления (Чу-вашская республика, Красноярский край, Кировская, Нижегородская, Саратовская области, Коми-Пермяцкий автономный округ);

2) законы, регулирующие порядок отзыва выборного должностного лица местного самоуправления (Республи-ка Хакасия, Чувашская республика, Кировская, Ниже-городская, Пермская, Тамбовская, Тюменская области, Коми-Пермяцкий автономный округ);

3) законы, регулирующие порядок отзыва и депутата представительного органа, и выборного должностного лица местного самоуправления (Республика Марий Эл, Оренбургская, Пензенская области);

4) кодексы о выборах, референдуме, в которые ин-корпорированы нормы о порядке отзыва депутатов и вы-борных должностных лиц местного самоуправления (Ал-тайский край).

Основанием для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должност-ного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципаль-ного образования. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выбор-ного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные реше-ния или действия (бездействие) в случае их подтвержде-ния в судебном порядке.

Следует иметь в виду, что отзыв влечет прекращение полномочий избранного лица как депутата, члена вы-борного органа местного самоуправления, выборного дол-жностного лица местного самоуправления, но не нарушает установленного Конституцией РФ статуса этого лица как гражданина.

Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избира-тельном округе).

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при вменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Голосование по данным вопросам проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 3, 5 и 7 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации...».

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом му-ниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения (местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта РФ, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

Голосование по вопросам изменения границ муници-пального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приня-ло участие более половины жителей муниципального об-разования или части муниципального образования, об-ладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, пре-образование муниципального образования считается по-лученным, если за указанные изменение, преобразова-ние проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Итоги голосования по отзыву депутата, члена выбор-ного органа местного самоуправления, выборного долж-ностного лица местного самоуправления, итоги голосо-вания по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образова-ния и принятые решения подлежат официальному опуб-ликованию (обнародованию).

Первоначальным этапом муниципального избирательного процесса является назначение выборов . Своевременное назначение выборов – одна из важнейших гарантий свободы в демократическом обществе, обеспечивающая конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также позволяющая кандидатам и избирательным объединениям располагать достаточным временем для развертывания предвыборной агитации.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. Не допускается изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов. В случае если представительный орган муниципального образования не назначит выборы в установленный срок, выборы назначает соответствующая избирательная комиссия муниципального образования, а при неисполнении этой обязанности – суд.

Вместе с тем, как вытекает из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 8 апреля 2010 г. № 440-О-О, не исключается право федерального законодателя установить возможность однократного и на незначительный период времени продления или сокращения срока полномочий органов местного самоуправления в целях синхронизации выборов, поскольку такое регулирование не направлено на ограничение самостоятельности местного самоуправления, права граждан на осуществление местного самоуправления, права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Согласно решению Конституционного Суда РФ синхронизация муниципальных выборов посредством продления или сокращения сроков полномочий органов местного самоуправления и проведение их не позднее установленной федеральным законом даты преследует цели, связанные с реализацией требований избирательного законодательства о совмещении различных уровней выборов, проводимых па территории РФ, в единые дни голосования, и представляет собой временную меру, рассчитанную только на переходный период. Это временное регулирование не изменяет положений уставов муниципальных образований о сроках полномочий органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, не препятствует реализации гражданами права участвовать в управлении делами государства и избирательных прав и не может быть признано противоречащим Конституции РФ.

В системе действующего правового регулирования изменение сроков полномочий органов местного самоуправления допускается лишь в связи с обеспечением перехода к единому дню голосования (установлен Федеральным законом от 2 октября 2012 г. № 157-ФЗ), каковым является второе воскресенье сентября. Если срок полномочий органа местного самоуправления либо депутатов указанных органов истекает после 31 декабря 2012 г., следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – в день голосования на указанных выборах. Сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации этого правила перенесены на более поздний срок, соответственно продлеваются, а если выборы перенесены на более ранний срок – соответственно сокращаются. Если выборы в орган местного самоуправления проводились в иной, чем второе воскресенье сентября, день, последующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий этого органа (или в день голосования на выборах депутатов Государственной Думы). Срок полномочий органа местного самоуправления в этом случае также соответственно продлевается либо сокращается.

Следующий этап муниципального избирательного процесса – формирование избирательных комиссий . Избирательные комиссии обеспечивают подготовку и проведение муниципальных выборов, а также реализацию и защиту избирательных прав граждан в процессе проведения выборов. В их систему входят избирательные комиссии: муниципальные, окружные, участковые.

Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ непосредственно организацией муниципальных выборов не занимаются, но контролируют соблюдение избирательных прав граждан, а также в инициативном порядке или но просьбам с мест оказывают необходимую правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям, дают разъяснения федеральных и областных избирательных законов.

При осуществлении своих полномочий, таких как регистрация (учет) избирателей, организация голосования, подсчет голосов избирателей, определение итогов голосования и результатов выборов, избирательные комиссии действуют, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 16 января 2007 г. № 160-О-П, прежде всего в интересах граждан как носителей избирательных прав, что соответствует ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина выступают важнейшей обязанностью государства, его органов и должностных лиц. В этом смысле формирование избирательных комиссий, организация их деятельности и обеспечение полномочий как самих комиссий, так и их членов, приобретают, по существу, статус гарантии избирательных прав граждан.

Избирательные комиссии являются коллегиальными органами. При подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции они независимы от государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, однако взаимодействуют с ними, например, при решении вопросов регистрации (учета) избирателей, кандидатов в депутаты и на выборные должности муниципальных органов, обеспечения общественного порядка и безопасности, других вопросов.

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны: оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом; обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.

Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

В основу формирования избирательных комиссий положено обеспечение их независимого статуса. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, имеющих представительство в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ или представительном органе данного муниципального образования, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ, а формирование избирательной комиссии поселения – также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.

При этом по предложениям указанных политических партий и избирательных объединений должно быть назначено не менее половины от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования.

Представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта РФ.

Представительный орган поселения обязан назначить половин}" от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке:

  • а) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;
  • б) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;
  • в) если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.

Такие предложения избирательной комиссии субъекта РФ, избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии, готовятся с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава.

Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов – по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права: выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии; составлять протоколы об административных правонарушениях.

Избирательные комиссии осуществляют свою деятельность гласно и открыто. Заседание избирательной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Это предполагает необходимость личного присутствия членов избирательной комиссии с правом решающего голоса на заседаниях комиссии. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ голосование, не основанное на личном участии членов коллегиального органа в работе его заседания, – при наделении правом решающего голоса отсутствующего члена такого органа, мнение которого по вопросам, выносимым на обсуждение в заседании, должно формироваться свободно, и быть при этом результатом взвешенных и обдуманных намерений, – искажало бы правовую природу коллегиального органа публичной власти и приводило бы к нарушению принципа открытости (гласности) в его работе . На заседаниях соответствующей избирательной комиссии могут присутствовать кандидаты или их доверенные лица, представители избирательных объединений.

Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. 1

Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные нрава граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не препятствует обращению в суд. Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

Ключевым этапом в организации муниципальных выборов является составление списков избирателей . Списки необходимы для того, чтобы предоставить возможность каждому избирателю реализовать свое активное избирательное право, а также исключить участие в выборах лиц, не проживающих на данной территории либо лишенных избирательного права.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. В него включаются все граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории избирательного участка и обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Основанием для составления списков являются данные регистрации (учета) избирателей, проживающих па территории муниципального образования. Регистрацию (учет) избирателей организует глава местной администрации муниципального образования на основании сведений, представляемых паспортно- визовыми службами органов внутренних дел, военными комиссариатами, органами записи актов гражданского состояния, территориальными органами миграционной службы России, учреждениями, организациями, осуществляющими учет населения. Порядок, сроки и формы представления сведений определяются главой местной администрации.

Регистрация (учет) избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, дислоцированной на территории муниципального образования, осуществляется командиром части. В списки избирателей включаются только те военнослужащие, которые до призыва на военную службу постоянно или преимущественно проживали на территории данного муниципального образования.

Список избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 10 дней до дня голосования. Это дает возможность каждому избирателю убедиться в правильности его включения в списки избирателей и в случае необходимости своевременно обжаловать нарушение его активного избирательного права.

Следующий этап избирательного процесса – образование избирательных округов и избирательных участков . Избирательный округ представляет часть территории муниципального образования, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты), либо вся его территория – при выборах должностных лиц, списков кандидатов. Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории муниципального образования.

Избирательные округа образуются сроком на 10 лет. Схема избирательных округов с обозначением их границ, определением перечня территориальных единиц, входящих в каждый избирательный округ, указанием номера каждого избирательного округа и числа избирателей в каждом избирательном округе, определяется избирательной комиссией муниципального образования и утверждается представительным органом муниципального образования. Представительный орган должен утвердить новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема, притом что до этого внесение поправок в схему избирательных округов не допускается. Если новая схема избирательных округов не утверждена в установленный срок, в том числе в связи с отсутствием представительного органа, она утверждается избирательной комиссией муниципального образования. При образовании избирательных округов должен соблюдаться принцип примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 30%. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат.

Многомандатные избирательные округа способствуют сокращению расходов на организацию выборов: не надо печатать разные бюллетени, достаточно одного. Однако в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав в случае образования многомандатного округа число мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти (п. 8 ст. 18). Следовательно, в большинстве муниципальных образований одним многомандатным округом не обойтись.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они формируются сроком на пять лет главой местной администрации по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, на основании данных о численности избирателей (не более 3 тыс. на каждом участке). Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. Перечень избирательных участков и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае, если по данным регистрации (учета) избирателей число избирателей на участке превысит 3100, либо в случае пересечения границ избирательных участков с границами избирательных округов. Уточнения могут быть внесены также в связи с изменением границ, преобразованием, упразднением муниципальных образований, уменьшением (до пятидесяти и менее) числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются главой местной администрации в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Важными этапами подготовки выборов являются выдвижение и регистрация кандидатов . С процедуры выдвижения кандидатов начинается осуществление гражданином пассивного избирательного права. Выдвижение кандидатов является свободным. Каждый гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, имеет возможность, получив определенную поддержку непосредственно от избирателей либо избирательных объединений, участвовать в выборах в качестве кандидата.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям. Анализ современного этапа развития российской государственности свидетельствует о все более явном проявлении тенденции к партизации (осуществление выборов по партийному принципу) избирательной системы , в том числе ее муниципального компонента, что выражается в стремлении законодателя придать политическим партиям правовой статус единственных (на муниципальном уровне – доминирующих) участников выборов. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований зарегистрированные в соответствии с законом общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, их структурные подразделения вправе лишь предлагать кандидатуры для включения их в списки кандидатов, выдвигаемые политическими партиями. Сами же они могут принять решение только о выдвижении кандидата. С одной стороны, такое правовое регулирование призвано обеспечить развитие национальной партийной системы, политическую консолидацию общества, способствовать повышению уровня профессионализма и ответственности в публичном управлении. С другой стороны, нельзя не учитывать, в частности, что процессу партизации муниципальных выборов неизбежно сопутствует другой, во многом обратный ему, процесс "муниципализации" партий: на местном уровне они вынуждены переходить от решения стратегических вопросов государственного развития на базе соответствующей политической идеологии к конкретным практическим проблемам поддержания непосредственного жизнеобеспечения населения и тем самым по существу превращаются из общенациональных организаций (по масштабу не только деятельности, но и стоящих перед ними задач) в локальные структуры.

Принимая во внимание наличие этих угроз, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 7 июля 2011 г. № 15-П при рассмотрении вопроса о допустимости применения исключительно партийно-пропорциональной системы выборов при формировании представительных органов сельских поселений обратил внимание законодателя на то, что хотя использование подобной модели в принципе не исключается, он должен сообразовать свои решения с признанными стандартами местного самоуправления. В странах, основанных на принципах правовой демократии, непосредственное участие населения муниципального образования (с учетом его небольшой численности) в выборах органов местного самоуправления проявляется не только при голосовании, но и при выдвижении кандидатов в депутаты: на уровне местного самоуправления субъектами избирательного процесса выступают, как правило, функционирующие в рамках местного сообщества территориальные коллективы (общественные организации, профессиональные группы, организации по интересам и т.д.) сообразно их численности, организованности, степени участия в решении вопросов местного самоуправления в данном муниципальном образовании, а также граждане индивидуально. Соответственно, и обратная связь депутатов представительных органов муниципальных образований и избравших их граждан более тесная, чем на других уровнях публичной власти. Как подчеркнул Конституционный Суд РФ, в государствах, признающих Европейскую хартию местного самоуправления, при использовании пропорциональной избирательной системы на местном уровне наиболее распространенными субъектами избирательного процесса, формирующими корпус кандидатов в депутаты, обычно являются местные (так называемые ратушные) партии и общественные объединения. В связи с этим он указал на то, что применительно к возможности использования пропорциональной избирательной системы в таких муниципальных образованиях, как поселения, это означает соблюдение ряда условий, отвечающих требованию обеспечения реальной самостоятельности местного самоуправления, к которым можно отнести наличие на муниципальном уровне местных отделений политических партий, ставящих своей задачей в том числе участие в осуществлении местного самоуправления, достаточное для формирования списков и поддержки выдвижения кандидатов, включая беспартийных, а также наличие общественных объединений, обладающих правом на участие в избирательном процессе, эффективное партийное функционирование членов местного сообщества и др. Вместе с тем Конституционный Суд РФ отверг возможность применения пропорциональной избирательной системы при формировании представительных органов в малочисленных по составу населения поселениях: в таких условиях данная избирательная система не исключает получение недостоверных результатов, искажение волеизъявления избирателей, потерю или фактическую передачу голосов между списками кандидатов, что может поставить под сомнение легитимность сформированного в таких условиях выборного органа публичной власти.

В настоящее время это Постановление Конституционного Суда РФ реализовано лишь частично – путем установления императивного правила применения мажоритарной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов малочисленных поселений. Участие же в муниципальных выборах территориальных коллективов, равно как и отдельных граждан, остается в значительной степени партийно-опосредованным. Вместе с тем примечательным является то обстоятельство, что и после принятия Постановления, ограничившего применение пропорциональной избирательной системы в поселенческом самоуправлении, в Государственную Думу поступают законопроектные инициативы, связанные с расширением партийно-пропорциональных начал муниципальных выборов в муниципальных образованиях верхнего (территориального) уровня. Хотя соответствующие инициативы были отклонены, как сам по себе факт их внесения, так и итоги их согласования с субъектами РФ, часть из которых выступила в поддержку их реализации, свидетельствуют о сохраняющейся неопределенности в отношении дальнейших направлений развития муниципального компонента избирательной системы с точки зрения характера и объема присутствия в ней партийно-политических принципов. Вместе с тем следует признать, что наиболее адекватной природе местного самоуправления является мажоритарная избирательная система, предполагающая персональную ответственность выборных лиц перед населением. Именно она должна быть закреплена в качестве основной, преобладающей для городских и сельских поселений. Использование на уровне поселенческих выборов элементов пропорциональности можно считать оправданным и целесообразным в отношении сверхкрупных по численности населения поселениях, тяготеющих по своему характеру к городским округам. В иных муниципальных образованиях (окружных и районных) проведение муниципальных выборов на пропорциональной основе должно сочетаться с применением правила открытых списков, позволяющего самим избирателям определять (изменять) очередность расположения кандидатов в них и тем самым влиять на персональный состав выборного органа муниципальной власти. Кроме того, основными коллективными участниками муниципальных выборов следует признать не политические партии (как сейчас), а территориальные коллективы – локальные общественные объединения граждан, вовлеченные в решение вопросов местного значения.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Сбор подписей может не осуществляться, если выборы проводятся в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей не более 10 тыс. и законом субъекта РФ предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

В поддержку кандидатов собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законами субъектов РФ. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов составляет 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей, а в многомандатном избирательном округе – не может превышать 2% от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов, и также не может быть менее 10 подписей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов.

Соответствующая избирательная комиссия регистрирует кандидатов по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу и определенного (установленного законом) числа подписей избирателей в поддержку кандидата.

В случае если в избирательном округе ко дню голосования не останется ни одного кандидата либо число зарегистрированных кандидатов меньше установленного числа мандатов или равно ему, по решению соответствующей избирательной комиссии выборы откладываются на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. При наступлении указанных обстоятельств при выборах депутатов представительного органа муниципального образования может предусматриваться законом субъекта РФ проведение голосования по одной кандидатуре. В этом случае кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании.

С момента регистрации кандидат приобретает установленный законодательством статус кандидата, представляющий собой совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных законами. Однако равенство применительно к избирательному праву не может означать равенство результатов, так как выборы – это возможность для избирателей определить свои предпочтения и голосовать за соответствующего кандидата или список кандидатов и, следовательно, наличие победивших и проигравших (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998 г. № 26-П). Государство гарантирует, как правило, установленную законодательством организационную, финансовую, информационную поддержку для всех кандидатов в равном объеме. Сверх этого каждый кандидат, каждое избирательное объединение в соответствии с правилами предвыборной агитации самостоятельно принимают меры, способствующие их избранию.

Кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. При наличии вынуждающих к тому обстоятельств срок подачи заявления сокращается до одного дня до голосования.

Статус кандидата включает определенные гарантии. Так, во время проведения выборов он не может быть уволен с работы но инициативе администрации (работодателя) или без его согласия переведен на другую работу, привлечен к уголовной ответственности без согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ, подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора.

Одним из важных, политически значимых этапов избирательной кампании является предвыборная агитация . Государство обеспечивает гражданам, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами, предоставляет им право в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию "за" или "против" любого кандидата, избирательного объединения.

Зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Они имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.

Вместе с тем законодатель выделил категорию организаций и лиц, на которых распространяется запрет или ограничение агитационной деятельности. Например, в предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и служебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещена. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.

В механизме муниципальных выборов большое значение имеет их финансирование . Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению муниципальных выборов производятся за счет средств местного бюджета. Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей предвыборной агитации после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет: собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан; добровольных пожертвований юридических лиц; средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае если это предусмотрено законом.

После опубликования результатов выборов кандидат или избирательное объединение не позднее чем через 30 дней обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего избирательного фонда, а также о произведенных затратах.

Голосование, подсчет голосов, установление результатов муниципальных выборов – это завершающие, самые ответственные стадии избирательного процесса, итог всей работы по подготовке к выборам. Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является, как уже отмечалось, по общему правилу второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов. Если же сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, то днем голосования на муниципальных выборах совмещается с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы. В случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания. При этом голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье с той оговоркой, что днем голосования не может быть нерабочий праздничный день, предшествующий ему день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, и воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательный бюллетень выдается избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования.

Вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Порядок проведения электронного голосования установлен постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 7 сентября 2011 г. № 31/276-6 "О Порядке электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации".

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы итоги голосования.

В соответствии с законодательством окружная избирательная комиссия выводит результаты выборов но избирательному округу на основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных. О результатах выборов по избирательному округу также составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Протокол окружной избирательной комиссии незамедлительно направляется в муниципальную избирательную комиссию. В случае если вся территория муниципального образования составляет единый избирательный округ, результаты выборов на основании протоколов участковых комиссий определяются муниципальной избирательной комиссией.

Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.

В случае признания выборов недействительными или несостоявшимися проводятся повторные выборы. Решение об их проведении принимает муниципальная избирательная комиссия. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов нижестоящими избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения первоначальных выборов.

  • См. Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № 322-0.

Порядок организации и проведения выборов включает в себя целый ряд значимых стадий, каждая из которых имеет свое самостоятельное содержание и предназначение. Такими стадиями являются: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) формирование избирательных округов и избирательных участков; 4) образование избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов в депутаты и их регистрация; 6) предвыборная агитация, финансирование выборов; 7) голосование и подведение итогов выборов.

Первой из таких стадий избирательного процесса является назначение выборов. - Особая значимость этой стадии состоит в том, что с ее помощью обеспечивается периодичность выборов соответствующего уровня. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти. Порядок назначения выборов в субъектах Российской Федерации и муниципальных выборов закрепляется федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет унифицированный подход к регулированию порядка назначения выборов. Суть этого порядка, закрепленного в статье 10 Федерального закона, в следующем:

во-первых, выборы органов или должностных лиц являются обязательными и должны проводиться в установленные соответствующими нормативными правовыми актами строки. Срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также сроки полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Установленный срок не может составлять более пяти лет, Президента Российской Федерации - шесть лет;

во-вторых, выборы указанных государственных органов и органов местного самоуправления или депутатов назначает уполномоченный орган или должностное лицо. День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с Федеральным законом. День голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления установлен Федеральным законом и в настоящее время является фиксированным, постоянным. Таким днем установлено второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов указанных органов;


в-третьих, решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;

в-четвертых, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления - соответствующими избирательными комиссиями;

в-пятых, если соответствующая избирательная комиссия не назначила в установленный срок выборы указанного органа или депутата, суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Второй стадией в порядке организации выборов является составление списков избирателей. Включение гражданина в список избирателей служит основанием для его участия в голосовании. В Российской Федерации в списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. При этом для того, чтобы быть включенным в список избирателей, гражданину не требуется обращаться в государственный орган или орган местного самоуправления, так как список составляется уполномоченными на то органами по обязанности. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования два раза в год по состоянию на 1 января и 1 июля ежегодно. Указанные сведения направляются в соответствующую участковую избирательную комиссию сразу после назначения выборов.

Основанием для регистрации (учета) избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, определяемой в соответствии с Федеральным законом. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

Образование избирательных округов и избирательных участков - третья стадия в порядке проведения выборов. В Российской Федерации в настоящее время образуются следующие виды избирательных округов:

общефедеральный избирательный округ (единый для всей территории Российской Федерации) при выборах Президента Российской Федерации и общефедеральный избирательный округ при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

на территории субъекта Российской Федерации при выборах законодательного (представительного) органа государственной власти не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты; вторая половина (50 %) депутатов по одно- мандатности избирательным округам, в которых выборы проводятся по мажоритарной системе;
при проведении муниципальных выборов образуется территориальный избирательный округ для избрания главы муниципального образования, если в уставе муниципального образования не предусмотрено, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава.

Для избрания депутатов представительных органов муниципальных образований создаются одномандатные избирательные округа. Количество одномандатных избирательных округов, которые образуются для проведения выборов по мажоритарной системе, зависит от количества депутатов представительного органа, которых надо избрать.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей избирательный округ разбивается на избирательные участки. Эти участки образуются «по согласованию с избирательными комиссиями главой муниципального образования» (ст. 19 Федерального закона). В целях создания максимальных условий для избирателей избирательные участки образуются из расчета 3000 избирателей на каждом участке.

Следующей, четвертой, стадией процесса организации и проведения выборов является стадия формирования избирательных комиссий. В п. 21 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. определено, что избирательная комиссия - это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, действуют на постоянной основе. На постоянной избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а также территориальные и муниципальные избирательные комиссии.

В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Так, центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов: пять членов ЦИК назначаются Государственной Думой, предложенных фракциями и иными депутатскими объединениями; пять членов - Советом Федерации из числа кандидатов, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации; пять членов ЦИК Центральной избирательной комиссии - Президентом Российской Федерации. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь высшее профессиональное образование.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации; формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляются вышестоящей избирательной комиссией.

Положение территориальной избирательной комиссии в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

Участковая избирательная комиссия формируется в период избирательной кампании в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей. Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется вышестоящей избирательной комиссией.

Компетенция избирательных комиссий. Наиболее полно и наглядно роль и место избирательных комиссий проявляется в тех полномочиях, которыми они реально наделены в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации о выборах.

ЦИК Российской Федерации, прежде всего, является избирательной комиссией, которая организует выборы в федеральные органы государственной власти. Вместе с тем ЦИК Российской Федерации:
- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
- осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, распределяет эти средства и контролирует целевое использование указанных средств;
- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам мотивированные решения.

Иные полномочия ЦИК Российской Федерации определены в федеральных законах о выборах Президента Российской Федерации и о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации координируют деятельность избирательных комиссий на своей территории, обеспечивают взаимодействие ЦИК Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Федерации, осуществляют контроль за законностью проведения выборов, рассматривают жалобы и заявления на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и принимают по ним мотивированные решения, распределяют между окружными (территориальными) избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов.

Муниципальная избирательная комиссия организует в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума; осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь по нижестоящим избирательным комиссиям; заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума и др.

При проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований формируются окружные избирательные комиссии, которые: определяют результаты голосования по одномандатному избирательному округу, а также по единому территориальному округу при выборах части депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; координируют деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий: рассматривают жалобы и заявления на их решения и действия и принимают по ним мотивированные решения: распределяют денежные средства между территориальными избирательными комиссиями: регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц: утверждают текст избирательного бюллетеня: устанавливают и публикуют итоги голосования и результаты выборов по соответствующим избирательным округам.

Территориальные избирательные комиссии (районные, городские и другие), основной задачей которых является первичная координация деятельности участковых избирательных комиссий: распределяют денежные средства между этими комиссиями: организуют доставку им бюллетеней и иных документов: устанавливают итоги голосования на своей территории и передают протоколы об итогах голосования в окружную избирательную комиссию: рассматривают жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимают по ним мотивированные решения.

Участковые избирательные комиссии, обеспечивающие организацию голосования на избирательном участке и установление итогов голосования: составляют списки избирателей по избирательному участку и проводят ознакомление с ними избирателей: обеспечивают подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования: организуют на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование: производят подсчет голосов на избирательном участке; рассматривают жалобы и заявления на нарушение закона о выборах и принимают по ним мотивированные решения.

Порядок выдвижения и регистрация кандидатов - следующая, пятая, стадия избирательного процесса.

Кто может быть выдвинут кандидатом в депутаты? В статье 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. установлено, что это граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом. Выдвижение может быть осуществлено двояким образом: во-первых, это непосредственное выдвижение, которое может быть реализовано путем самовыдвижения либо путем выдвижения общественным объединением; во-вторых, это выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов, которое может быть осуществлено политической партией или избирательным объединением.

Самовыдвижение кандидата проводится путем уведомления избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата. Федеральным законом может быть предусмотрено, что для поддержания самовыдвижения кандидата необходимо также создать группу избирателей с определенным числом участников.

Кандидатов, списки кандидатов вправе выдвигать политические партии и избирательные объединения.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 года. С изменениями, внесенными Федеральным законом от 05 апреля 2009 года «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Политическая партия является единственной общественной организацией, которая обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов на должность Президента Российской Федерации, а также кандидатов, списки кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В поддержку кандидатов, списка кандидатов могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом при проведении соответствующих выборов, но не может превышать 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы и др. Зарегистрированный кандидат не может быть без согласия прокурора привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию.

Предвыборная агитация, шестая стадия избирательного процесса, является одной из важных, политически значимых стадий любой избирательной кампании. Предвыборная агитация - наиболее политизированная часть избирательной кампании. Она ведется представителями различных политических сил среди широких кругов избирателей за участие в выборах и в голосовании «за» или «против» тех или иных кандидатов, списков кандидатов на депутатский мандат, выборную должность, выдвинутых в установленном порядке и зарегистрированных избирательными комиссиями.

Избирательное законодательство устанавливает формы и виды (жанры) предвыборной агитации. Агитация при проведении выборов может проводиться в следующих трех формах: через СМИ; путем организации массовых публичных мероприятий; путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. Этот перечень не является исчерпывающим, так как предвыборная агитация может осуществляться и в иных установленных законом формах. Каждая из названных форм имеет свою специфику, связанную с порядком, условиями и сроками ее проведения.

При проведении агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей в любых формах. В арсенале предвыборного воздействия на граждан не должно иметь место обещание передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставление услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом.

В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные (расклеенные) в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Финансирование выборов. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов того или иного уровня проводятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании. Поэтому под финансированием выборов принято понимать все действия, направленные на прямое и косвенное финансовое и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов и на ограниченные временными рамками сроки избирательных кампаний.

Прямое финансирование представляет собой обеспечение избирательных кампаний денежными бюджетными средствами, а также иными финансовыми ресурсами со стороны государства, организаций, граждан, оказывающих влияние на волеизъявление избирателей на выборах.

Косвенное финансирование выборов связано с оказанием финансовой и материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов.

Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов - завершающая и самая ответственная, седьмая, стадия избирательного процесса. В российском избирательном законодательстве для обеспечения тайны голосования предусмотрено заполнение избирателем бюллетеня в закрытом от посторонних взоров месте. Таким образом, избирательный бюллетень - это документ, заполненный лично избирателем, по которому определяется волеизъявление избирателя.

К избирательному бюллетеню предъявляются следующие требования:

во-первых, он является документом строгой отчетности с определенной степенью защиты; законодательством предусматривается механизм отчетности по каждому бюллетеню;

во-вторых, содержание избирательного бюллетеня не должно создавать трудности избирателю при его заполнении и в то же время нести конкретную информацию о кандидатах, политических партиях, внесенных в избирательный бюллетень. Текст бюллетеня не должен содержать никакой другой, кроме указанной, информации, за исключением краткой памятки о порядке заполнения бюллетеня избирателем. Справа от указанных данных о кандидатах, политических партиях помещается пустой квадрат, в котором избиратель отмечает свое предпочтение. Бюллетень печатается на русском языке; в определенных случаях текст может быть напечатан дополнительно и на национальном языке субъекта Российской Федерации.

Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается соответствующими законами, как правило, с 8 до 22 часов местного времени. Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой муниципального образования. Избирательная комиссия обязана оборудовать помещение и приспособить его для голосования.

Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса выдают бюллетени избирателям, включенным в списки избирателей на данном участке, по предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения личности избирателя. При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего документа и расписывается. Допускается с согласия избирателя либо по его просьбе внесение в список паспортных данных или данных заменяющего паспорт документа членом участковой избирательной комиссии.

Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Голосование проводится путем внесения в бюллетень избирателя любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.

Для реализации конституционных избирательных прав граждан федеральный законодатель предусмотрел возможность досрочного голосования избирателей, голосование вне избирательного участка, голосование по открепительным удостоверениям. Досрочное голосование может осуществляться за 15-4 дня до дня голосования в помещении территориальной (окружной) избирательной комиссии или не ранее чем за 3 дня в помещении участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования.

Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя с указанием уважительной причины, по которой он не может прибыть в помещение для голосования (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам).

Подсчет голосов избирателей проводится сразу после окончания времени голосования и без перерыва до установления итогов голосования, причем ведется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, соответствующих представителей кандидата, политической партии, средств массовой информации.

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей по избирательным бюллетеням уточняется, оглашается и заносится в соответствующие строки протокола:
- число избирателей, внесенных в списки избирателей; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

Затем заносятся следующие данные:

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).

Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Тем самым подтверждено положение о том, что в Российской Федерации снят обязательный порог явки избирателей на выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Результаты выборов определяет избирательная комиссия, наделенная этим правом соответствующим законом.

Федеральным законом могут предусматриваться случаи необходимости проведения повторного голосования, повторных выборов. Так, повторное голосование может иметь место в случаях, когда соответствующим законом будет установлена так называемая двухтуровая система голосования, то есть, голосование в два тура: общее голосование и повторное голосование по двум или более кандидатурам. Повторные выборы могут проводиться в случаях: а) если выборы признаны несостоявшимися, что может случиться в одномандатных избирательных округах; б) если выборы признаны недействительными, то есть когда установлено грубейшее нарушение законодательства о выборах; в) если кандидат, набравший необходимое количество голосов для избрания, не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата или выборного должностного лица; и некоторые другие.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх