Об утверждении регламента составления протокола об административном правонарушении и образцов процессуальных документов
1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
По вопросу, касающемуся применения судами части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2007 года.
2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Статья 25.4. Законные представители юридического лица
1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
(в ред. Федеральных законов от 29.04.2006 N 57-ФЗ, от 23.07.2010 N 175-ФЗ)
4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.
Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
Теперь про защитника
Статья 25.5. Защитник и представитель
1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении МОЖЕТ участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ)
4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2007 N 273-ФЗ)
5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Участие ЗАЩИТНИКА при составлении протокола не является обязательным, а передается на усмотрение лица, в отношении которого начато производство, а вот участие законного представителя юр.лица обязательно,за исключением случая, предусмотренного законом (см.ч.4.1 ст.28.2 коап), кроме того обращаю внимание на то, что ЗАЩИТНИК не наделен правом подписывать протокол об АП (см.чю5 ст.28.2, ч.5 ст.25.5 коап)
Протокол об административном правонарушении — это процессуальный документ, который служит основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, в данном документе фиксируется факт совершения нарушения.
Порядок составления и требования, предъявляемые к протоколу, содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в протоколе указываются следующие сведения:
1. Дата и место его составления;
2. Фамилия и инициалы лица, составившего протокол, а также должность этого лица. Указание должности имеет значение, поскольку протоколы могут составлять лишь те должностные лица, которые уполномочены на это законом и подзаконными актами;
3. Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Применительно к физическому лицу, помимо его фамилии, имени и отчества, необходимо фиксировать дату рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста.
Если речь идет о юридическом лице, то в протоколе должно быть указано его наименование и место нахождения.
4. Также в протоколе указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, статья кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая ответственность за данное правонарушение.
Фиксация места совершения правонарушения необходима, в том числе для решения вопроса о подсудности дела.
Точное указание времени имеет значение для установления срока, в течение которого лицо может быть привлечено к административной ответственности.
Подробное описание события правонарушения необходимо для его правильной квалификации.
5. В протоколе должно быть отражено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, были разъяснены их права и обязанности.
Протокол должен быть предоставлен указанным лицам для ознакомления. При наличии у них объяснений и замечаний они вправе внести их протокол.
Составление протокола в отсутствие указанных лиц возможно лишь в том случае, если они были надлежащим образом извещены о месте и времени составления протокола. Копия протокола направляется этим лицам течение 3 дней с момента составления протокола.
Протокол должен быть подписан должностным лицом, которое его составило, а также лицом, в отношении которого он составлен, если оно присутствовало при составлении протокола.
После составления копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица под расписку.
Неправильное составление протокола об административном правонарушении может повлечь правовые последствия. Для того чтобы определить правовые последствия, необходимо установить, какие недостатки имеет составленный протокол.
Недостатки протокола делятся на две группы: существенные и несущественные.
Несущественными являются такие недостатки, которые не препятствуют рассмотрению административного дела и могут быть восполнены.
Если же протокол имеет существенные недостатки, то это влечет невозможность рассмотрения административного дела. Такой протокол суд возвращает должностному лицу, которое его составило, с целью устранения недостатков.
Всегда существенным недостатком протокола является отсутствие в нем сведений, которые обязательно должен содержать протокол. Эти сведения были перечислены выше.
Кроме того, существенным недостатком протокола может быть признано и отсутствие в нем иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела (например, отсутствие в протоколе данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство.). Перечень существенных недостатков не является исчерпывающим.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2010 года N 1587
Об утверждении Регламента составления протокола об административном правонарушении и образцов процессуальных документов
(с изменениями на 4 октября 2010 года)
__________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
, Псковская правда от 10.08.10 N 182;
, Псковские новости от 13.10.10 N 24.
____________________________________________________________________
Руководствуясь , , , статьей 34 Устава муниципального образования "Город Псков ", Администрация города Пскова постановляет:
1. Утвердить Регламент составления протокола об административном правонарушении согласно Приложению 1 к настоящему Постановлению.
2. Утвердить типовые формы Протоколов об административном правонарушении и типовую форму Уведомления согласно Приложениям 2 и 3 к настоящему Постановлению.
3. (Пункт дополнительно включен с 10.08.10 постановлением Администрации города от 05.08.2010 N 1712; исключен с 13.10.10 постановлением Администрации города от 04.10.2010 N 2078).
4. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Псковские Новости" и газете "Псковская правда" а также разместить на официальном сайте муниципального образования "Город Псков" в сети интернет (пункт 4, в предыдущей редакции - 3, переименован с 10.08.10 постановлением Администрации города от 05.08.2010 N 1712).
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его опубликования (пункт 5, в предыдущей редакции - 4, переименован с 10.08.10 постановлением Администрации города от 05.08.2010 N 1712).
Глава Администрации города Пскова Я.В.Лузин
Приложение 1. Регламент составления протокола об административном правонарушении.
Приложение 1 к Постановлению
Администрации города Пскова
от 23.07.2010г. N 1587
Регламент составления протокола об административном правонарушении
Общие положения.
1. Настоящий Регламент определяет порядок составления протокола об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Законом Псковской области от 04.05.2003 N 268-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Псковской области" , Законом Псковской области от 03.06.2010 N 977-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных правонарушений и об административных комиссиях в Псковской области" .
Порядок составления протокола об административном правонарушении.
1. Протокол об административном нарушении составляется должностным лицом органа Администрации города Пскова, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях на основании пункта 11 части 1 статьи 4.1 Закона Псковской области от 04.05.2003 N 268-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Псковской области" и Постановления Администрации города Пскова от 23.06.2010 N 1317 "Об определении перечня должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Город Псков" , уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
2. Протокол об административном правонарушении (далее - протокол) составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения в соответствии со ст. 28.2. КоАп РФ .
3. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
7.* В случае неявки физического лица, законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке (Приложение 3), протокол составляется в их отсутствие. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.
________________
* Нумерация соответствует подлиннику. - Примечание "КОДЕКС".
8. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном пунктом 7 настоящего Порядка, в нем делается соответствующая запись.
9. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола.
10. В течении трех суток с момента составления и подписания протокола с прилагаемыми документами он передается для рассмотрения в административную комиссию муниципального образования "Город Псков".
Глава Администрации города Пскова Я.В. Лузин
Приложение 2. Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя)
Приложение 2 к Постановлению
Администрации города Пскова
от 23.07.2010г. N 1587
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА Протокол N об административном правонарушении в отношении юридического лица
"_____" __________________ 20____ г. время: _______ час. ________ мин. г. Псков (строка _ _______________________________________________________________________________ |
ОБЪЯСНЕНИЯ, _______________________________________________________________________________ С протоколом ознакомлен: ________________________/_______________________________/ Подпись лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении: |
ОБЪЯСНЕНИЯ, "___"___________20__года г. Псков |
Приложение 4. Уведомление
Приложение 4 к Постановлению
Администрации города Пскова
от 23.07.2010г. N 1587
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА Исх. N _______ Уведомление N____ КОМУ
_____________________________________________________________________________ Прошу представить следующие документы:
|