Основные понятия БЖД. Основные цели, научные и практические задачи науки БЖД. Безопасность жизнедеятельности, цель, задачи и практическое применение Одной из основных целей бжд является

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

С.И. Боровик, Л.М. Киселева, А.В. Кудряшов, И.С. Окраинская,

И.П. Палатинская, А.И. Сидоров, И.В. Скуртова, А.В. Хашковский

Безопасность жизнедеятельности

Учебное пособие

с элементами самостоятельной работы студентов

Часть I

Под редакцией А.И. Сидорова

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

Одобрено

учебно-методической комиссией

механико-технологического факультета

Рецензенты: Ю.Г. Горшков, Г.В. Туникова

Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие с элементами самостоятельной работы студентов / С.И. Боровик, Л.М. Киселева, А.В. Кудряшов и др; под ред. А.И. Сидорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – Ч. I. – 247 с.

Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений и содержит основные определения и понятия по безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Изложены сведения об источниках и негативных воздействиях на организм человека основных факторов производственной среды; описаны методы и средства обеспечения безопасности производственной деятельности.

Пособие предназначено для студентов вузов и может быть полезно работникам служб, занимающихся вопросами охраны труда и окружающей среды.

УДК 658.382(075.8) + 614(075.8)

 Издательский центр ЮУрГУ, 2009

Введение

Мировоззрение человека складывается к 20–25 годам его жизни. В мировоззрении нашего современника, в нашем российском менталитете есть один пробел, всего один, но он существенно влияет на нашу жизнь, ее качество, ее уровень, ее БЕЗОПАСНОСТЬ – это пренебрежение к своему здоровью, образу жизни, питанию, поведению в экстремальных ситуациях, то есть ко всему тому, что определяет продолжительность нашего с Вами, читатель, пребывания на этой многострадальной Земле. Многострадальной и по нашей с Вами вине.

У нас нет той колоссальной тяги к жизни, которую так великолепно показал Джек Лондон в своем небольшом, но емком рассказе «Зов жизни». А почему? Да потому, что в шкале ценностей собственная наша безопасность, хотя и находится на первом месте, но во втором десятке. И что из этого следует? А следует из этого то, что Вы соприкасаетесь с мировоззренческой дисциплиной, дисциплиной, которая должна заставить задуматься о себе, любимом, о нас, окружающих, о Земле нашей многострадальной.

В этом небольшом пособии заложены лишь азы БЕЗОПАСНОСТИ, но авторы скромно надеются, что полученные Вами знания будут первой ступенькой в мир прекрасной, здоровой, благополучной и долгой ЖИЗНИ!

В добрый путь!

Глава 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек – среда обитания» .

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач:

    обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

    создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации, которые имеют естественную , техногенную , связанную с производством и использованием техники и технологий, и антропогенную , вызванную деятельностью человека, природу. Они во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Потоки веществ, энергий и информации определяют характер взаимодействия человека со средой обитания, который может быть позитивным или негативным.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или окружающую среду.

На всех этапах своего развития человек непрерывно воздействовал на среду обитания, и в результате на Земле в ХХ веке возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной и к полной ее региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация, рост потребления энергетических ресурсов, интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, массовое использование транспортных средств и ряд других процессов. Таким образом, в результате активной техногенной деятельности человека создан новый тип среды обитания – техносфера . Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера во многом не оправдала надежды людей, так как появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Именно поэтому в последнее десятилетие стало активно развиваться учение о безопасности жизнедеятельности в техносфере, основной целью которого является защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде, и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.

Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности.

Как всякая наука, БЖД имеет цель, задачи, объект и предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.

Цель БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания. Исходя из этого, целью БЖД является:

    готовность к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;

    предупреждение травматизма;

    сохранение работоспособности и здоровья работников;

    сохранение качества полезного труда.

Для достижения этой цели БЖД необходимо решить ряд научных и практических задач. К научным задачам относятся получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т. п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относятся разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.

Объектом изучения БЖД как науки является среда обитания человека.

Среда обитания человека (среда обитания) – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Среду обитания человека по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную (пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека) и непроизводственную.

Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, средства и предметы труда, технологические процессы, продукты труда как полезные, так и побочные в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т. п., производственные отношения (организационные, экономические, социально-психологические, правовые), профессиональная и эстетическая культура и т.д.

Природная среда в виде географо-ландшафтных, географических, климатических элементов, стихийных бедствий (пожаров от молний), природных процессов (газовыделений из горных пород) может проявляться как в непроизводственной, так и производственной сфере, особенно в таких отраслях, как строительство, горная промышленность, металлургия и др.

Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Исходя из этого, наука БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека, как отдельно, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.

Предметом изучения БЖД являются физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т. д.

Исследование предметов и объекта БЖД для реализации конечной ее цели и задач возможно с использованием не только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими как основы управления, индустриально-педагогическая психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая эстетика, эргономика, производственная санитария, техника безопасности, гражданская оборона, охрана окружающей среды.

БЖД – составная часть экологии – области научного знания о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей их средой.

Цель образования в области БЖД – формирование у человека мировоззрения и культуры безопасной жизни, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения комфортной и безопасной жизни и для сохранения допустимого качества среды обитания.

Центральное изучаемое понятие в БЖД – опасность как негативное свойство среды обитания. При этом изучаются ее основные виды, условия реализации и параметры, характер влияния на человека, методы и способы защиты человека от опасностей.

Жизнедеятельность –это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям..

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Основным объектом защиты в БЖД являются человек или группы людей (коллективы).

Производным понятием в БЖД является безопасность как состояние среды обитания, которая реализуется только в системе «человек (объект защиты) и источник негативного воздействия (источник опасности)». Отсутствие объекта защиты делает понятие безопасность беспредметным.

Опасности могут быть естественными (природными), антропогенными, техногенными. Различают также опасности, связанные с военными действиями, национальными и религиозными конфликтами, информационными и психическими воздействиями, политическими и экономическими ситуациями и т.д.

Опасный фактор — воздействие на человека, которое в определенны условиях приводит к травме или другому внезапно резкому ухудшению здоровья.

Приведенные определения опасных и вредных факторов справедлив: для их проявления в процессе любой деятельности человека (в производственной, бытовой и природной среде).

Указанные факторы при их классификации (ГОСТ 12.0.003-74) не под разделяются на опасные и вредные. Это в какой-то степени справедливо т. к. вредный фактор при своем количественном возрастании может перейти в опасный (например, шум). Необходимо подчеркнуть, что вредный фактор всегда оценивается с количественной стороны и может быть постоянно действующим в течение какого-то времени. Опасный же фактор чаще всего носит вероятностный характер возникновения (проявления).

Опасные и вредные факторы особо высокой интенсивности в условия чрезвычайной ситуации (авария, катастрофа и т.д.) часто называют поражающими факторами.

По характеру взаимодействия с человеком указанные факторы можно разделить на активные и пассивные, при этом активные подразделяются зависимости от их природной основы, а пассивные — от особенностей способа их активизации.

Факторы характеризуются потенциалом (уровнем), качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью проявления размером зоны действия.

Потенциалом определяется количественная сторона фактора (уровень шума, концентрация вредных веществ, напряжение электрического тока и т.д.).

Качество отражает специфические особенности фактора, влияющие на организм человека (частотный состав шума, дисперсность пыли, род тока и т. д.) .

Пространство, в котором постоянно действует или периодически возникают опасные и вредные факторы, принято называть опасной зоной

Опасные зоны по пространственным характеристикам могут быть локальными и развернутыми, а по времени — постоянными и временными.

Материальные объекты, являющиеся носителями опасных и вредных факторов, называются источниками опасности.

Деятельность — форма активного отношения человека к окружающему миру. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности.

Риск — количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события.

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют на потенциальные, реальные и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива - пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ.

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в аксиоме

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени.

Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или возгоранию строений, то это реализованная опасность.

Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Происшествие - событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) - событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия,

Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

Стихийное бедствие- происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровья для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.

Причинами происшествий в технических системах являются отказы и инциденты, количество которых в последние годы непрерывно нарастает.

Инцидент - отказ технической системы, вызванный неправильными действиями оператора.

Методы достижения состояния безопасности в БЖД также едины – в основном это защита расстоянием, снижением времени воздействия, экранированием (применением средств защиты на пути распространения физического поля, энергии и вещества).

Безопасность жизнедеятельности выделяется в самостоятельную область человеческого знания и что формируются ее научные основы. Научные знания в этой области удовлетворяют объективным и субъективным потребностям общества, а также определенным научным и методологическим требованиям, а именно: наличие единой теоретической и методологической базы, минимума единых, фундаментальных понятий и теоретических идей; наличие логической стройности и внутренней логики излагаемого материала и логической связи между отдельными изучаемыми вопросами.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека являются естественные, техногенные и антропогенные опасности, действующие в техносфере, и средства защиты человека от них.

Задачи науки о БЖД сводятся к:

идентификации опасностей техносферы;

разработке и использованию средств защиты от опасностей;

их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере;

обучению работающих и населения основам защиты от опасностей;

разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

Цель БЖД как науки - сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защитой его от опасностей техногенного, антропогенного, естественного происхождения и созданием комфортных условий жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере - путь к решению многих проблем защиты природной среды от негативного влияния техносферы.

Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека - фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.

Как наука БЖД находится в стадии своего формирования. Несомненно, что она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды, прогнозирования и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии, основываться на законах и подзаконных актах.

В развитие науки о безопасности жизнедеятельности большой вклад внесли отечественные научные школы, активно работающие в области защиты человека от вредных и травмоопасных факторов (защита от поражения электрическим током, защита от шума, вибраций, электромагнитных полей и излучений, ионизирующих излучений и т. п.). Достигнуты успехи отечественных ученых в области нормирования воздействия опасностей на человека как в производственной среде, так и в условиях населенных мест. В последнее десятилетие в России значительный прорыв реализован в развитии и совершенствовании системы образования в области безопасности жизнедеятельности.

Важнейшую роль в деле сохранения здоровья населения в ближайшем будущем будет играть информация об опасностях среды обитания. Воздействие опасностей в условиях производства, города, жилища обычно происходит длительно (в течение суток, рабочего дня и т. п.), поэтому необходим постоянный контроль за параметрами состояния среды обитания по вредным факторам. Его реализуют системы мониторинга.

Мониторинг - слежение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях.

Информационная стратегия государства по укреплению здоровья и профилактике болезней населения должна включать:

    регулярную информацию об опасностях среды обитания;

    регулярную информацию о токсикологических выбросах про
    изводства в окружающую среду;

    регулярную информацию работающих о негативных факторах
    производства и о их влиянии на здоровье;

    информацию о состоянии здоровья населения региона и про
    фессиональных заболеваниях;

    информацию о методах и средствах защиты от опасностей;

    информацию об ответственности руководителей предприятий и
    служб безопасности за безопасное состояние среды обитания.

    Внедрение указанных подходов является чрезвычайно актуальным и своевременным. В настоящее время очевидно, что человеческое здоровье занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей и должно приоритетно рассматриваться в ряду других ресурсов государства, таких как леса, почва, вода, полезные ископаемые и т. п.

    Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере. К ним относятся:

    Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

    Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы.

    Аксиома 3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.

    Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

    Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам* материальным потерям и к деградации природной среды.

    Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

    Аксиома 7. Показатели комфортности процесса жизнедеятельности взаимосвязаны с видами деятельности и отдыха человека.

    Аксиома 8. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности.

    2. Организация первой медицинской помощи – основные приемы и направления

    Первая медицинская помощь
    оказывается непосредственно на месте поражения или вблизи от него с использованием подручных средств оказания помощи. Своевременно и правильно оказанная первая медицинская помощь спасает жизнь пострадавшему и предупреждает развитие неблагоприятных исходов. В случае отсутствия поблизости людей пострадавший должен сам позаботиться о до врачебной помощи. При организации первой медицинской помощи особое внимание необходимо обращать на своевременность ее оказания при травмах, сопровождающихся кровотечением, шоком, асфиксией, потерей сознания, отравлением окисью углерода.

    В объеме первой медицинской помощи особое значение приобретает выполнение таких мероприятий, как остановка наружного кровотечения посредством тампонады раны подушечками перевязочного пакета, давящей повязки, наложения жгута (закрутка из подручных средств), введение обезболивающих средств, устранение асфиксии, проведение искусственного дыхания, непрямой массаж сердца с целью восстановления сердечной деятельности, закрытие раневой поверхности повязкой и др.

    Различают следующие виды кровотечения:

    капиллярное;

    артериальное;

    венозное.

    Капиллярное кровотечение происходит при повреждении мелких сосудов. Кровь сочится по всей поверхности раны, как из губки. Как правило, такое кровотечение не бывает обильным. Останавливается капиллярное кровотечение наложением давящей повязки непосредственно на рану.

    Артериальное кровотечение определяется по алому, ярко-красному цвету крови, которая выбрасывается из раны пульсирующей струей, иногда в виде фонтана. Оно опасно для жизни, так как раненый за короткий промежуток времени может потерять большое количество крови. Поэтому необходимо быстро остановить кровотечение. Самым простым способом его остановки является пальцевое прижатое артерии выше места ранения.

    Пальцевое прижатое артерии - это только первая мера, которая применяется . Ее можно применять только в течение очень короткого срока, необходимого для подготовки к наложению жгута или закрутки на конечности или стерильной давящей повязки на другие участки тела.

    При артериальном кровотечении на голени прижимается подколенная артерия. Прижатие производится обеими руками. Большие пальцы при этом кладут на переднюю поверхность коленного сустава, а остальными пальцами нащупывают артерию в подколенной ямке и прижимают ее к кости.

    При артериальном кровотечении из бедра прижимают бедренную артерию, которая находится на внутренней поверхности верхней части бедра непосредственно под паховой складкой.

    При артериальном кровотечении из раненого сосуда верхней конечности прижимают плечевую артерию к плечевой кости у внутренней поверхности двуглавой мышцы плеча четырьмя пальцами руки. Эффективность прижима проверяют по пульсации лучевой артерии на внутренней поверхности локтевого сгиба.

    При кровотечении из раны, расположенной на шее , прижимают сонную артерию на стороне ранения ниже раны.

    Для остановки артериального кровотечения при ранении конечностей накладывают жгуты или закрутки. Места наложения кровоостанавливающих жгутов совпадают с местами прижима артерий.

    Наиболее надежный способ остановки артериального кровотечения из конечностей - наложение резинового или матерчатого жгута (закрутки), сделанного из подручных материалов: ремня, полотенца и т.п. Под жгут (закрутку) обязательно подкладывают записку, в которой указывается время (часы, минуты) их наложения.

    Раненых с сильным артериальным кровотечением после наложения жгута (закрутки) нужно немедленно доставить в ближайший медицинский пункт или в больницу. В очень холодное время жгут желательно на короткое время ослаблять через каждые полчаса.

    Следующим способом остановки артериального кровотечения является способ остановки кровотечения путем максимального сгибания конечностей .

    Для остановки кровотечения из ран кисти и предплечья нужно расположить свернутый из марли, ваты или тугого мягкого материала валик в локтевой сгиб, согнуть руку в локте, при этом предплечье плотно привязывается к плечу.

    Для остановки кровотечения из плечевой артерии валик кладут в подмышечную впадину и согнутую в локте руку крепко прибинтовывают к грудной клетке.

    При кровотечении в подмышечной впадине согнутые в локте руки максимально отводят назад и локти связывают, при этом подключичная артерия прижимается ключицей к первому ребру. Этим приемом нельзя пользоваться при переломе костей конечностей.

    При повреждении мелких артерий , а также при ранении груди , головы , живота , шеи и других мест тела артериальные кровотечения останавливают наложением стерильной давящей повязки. В этом случае на рану накладывают несколько слоев стерильной марли или бинта и плотно забинтовывают.

    Венозное кровотечение определяется по темно-красному, вишневому цвету крови, которая вытекает из раны непрерывной струей, но медленно, без толчков. Такое кровотечение часто может быть обильным. Для его остановки достаточно наложить стерильную тугую давящую повязку и придать возвышенное положение пострадавшей части тела. При повреждении крупных вен на конечности накладывают жгут. В этом случае жгут накладывают ниже раны и затягивают менее туго, чем при артериальном кровотечении.

    Большое значение имеет правильная остановка носового кровотечения . В этом случае пострадавший должен лежать или сидеть с расстегнутым воротником рубашки, без головного убора, голова должна быть слегка запрокинута назад, к ногам следует положить грелку, на переносицу — холодные примочки.

    Кровотечение из внутренних органов возникает вследствие сильных ушибов. На живот или к месту травмы следует положить пузырь со льдом; холод суживает сосуды, способствует остановке кровотечения, без разрешения врача пораженному нельзя давать пить. Эвакуация таких пострадавших производится с особой осторожностью и в первую очередь.

    Раны - это механические нарушения целости кожных покровов или слизистых оболочек. Различают раны резаные, колотые, рубленые, ушибленные, размозженные, рваные, огнестрельные и другие.

    Раны могут быть поверхностными, когда повреждаются только верхние слои кожи (ссадины), и более глубокими, когда повреждаются не только все слои кожи, но и глубже лежащие ткани (подкожная клетчатка, мышцы, внутренние органы).

    Если рана проникает в какую-нибудь полость грудную, брюшную, черепа - она называется проникающей .

    Ушибленные, размозженные и рваные раны, полученные в результате ударов падающих конструкций и обломков стен разрушенных зданий и сооружений сопровождаются обширным кровоизлиянием в подкожную клетчатку и в более глубокие ткани.

    Большинство ран кровоточит вследствие повреждения кровеносных сосудов.

    Первая помощь при ранении имеет целью остановить кровотечение, предохранить рану от загрязнения, создать покой поврежденной конечности.

    Защита раны от загрязнения и заражения микробами лучше всего достигается наложением повязки. Для наложения повязки используются марля и вата, обладающие высокой гигроскопичностью. Сильное кровотечение останавливают наложением давящей повязки или кровоостанавливающего жгута (на конечности).

    Специфическими случаями являются проникающие ранения грудной и брюшной полости, черепа.

    При проникающем ранении в грудную полость возникает угроза остановки дыхания и летального исхода для пострадавшего вследствие асфиксии (удушья).

    В результате проникающего ранения в грудную полость выравнивается внешнее атмосферное и внутрибрюшное давление. При попытке пострадавшего вдохнуть, воздух попадает в грудную полость и легкие не расправляются. В таких случаях необходимо срочно выдохнуть, зажать рану рукой и заклеить любым подручным материалом (скотчем, упаковкой для стерильного пакета, полиэтиленовым пакетом). Если пострадавший находится без сознания, необходимо резко нажать на грудную клетку для имитации выдоха и также заклеить рану. В случае необходимо выполнить искусственное дыхание.

    При проникающем ранении в брюшную полость необходимо закрыть рану стерильной бинтовой повязкой. Если внутренние органы выпали наружу их нельзя заправлять в брюшную полость, а необходимо аккуратно прибинтовать к туловищу. Пострадавшим с проникающими ранениями грудной и особенно брюшной полости нельзя давать пить.

    При проникающем ранении черепа следует удалить осколки торчащих костей или посторонних предметов, а рану плотно забинтовать.

    В качестве перевязочного материала лучше всего использовать стандартные перевязочные пакеты.

    В результате аварий люди, кроме ран, могут получить переломы костей, ожоги, поражения электротоком. У них может возникать шоковое или обморочное состояние.

    Переломы костей могут произойти в результате сильного удара, падения и т.д.

    Различают закрытые переломы , когда кость сломана, но целость кожи на месте перелома не нарушена, и открытые переломы , когда в области перелома имеется рана.

    Оказывая первую помощь при переломе, необходимо обеспечить неподвижность места перелома, чем уменьшается боль и предотвращается дальнейшее смещение костных обломков. Это достигается наложением на поврежденную часть тела иммобилизирующей, то есть создающей неподвижность повязки.

    Для иммобилизации используют готовые, стандартные шины. Однако в ряде случаев их на месте катастрофы может не быть, поэтому для накладывания шин используют подручный материал (палки, трости, лыжи, зонты, подходящего размера доски, куски фанеры, линейки, пучки прутьев камыша и т.п.). В случае закрытого перелома первую помощь нужно оказывать осторожно, чтобы не вызвать дополнительных повреждений в результате смещения обломков костей.

    Ожоги - это повреждения, вызванные термическим действием высокой температуры (пламя, горячий пар, кипяток) или едких химических веществ (крепкие кислоты, щелочи).

    Различают ожоги:

    I степени, когда на обожженном месте имеется покраснение и чувствуется боль;

    II степени, когда на месте ожога появляются пузыри;

    III степени, характеризуется омертвением верхних слоев кожи;

    при IV степени поражается не только кожа, но и ткани: сухожилия, мышцы, кости.

    Ожоги любой степени площадью более 30% поверхности тела опасны для жизни.

    Оказание первой медицинской помощи при ожогах состоит, прежде всего, в тушении воспламенившейся одежды на пострадавшем. С этой целью его нужно облить водой, а если ее нет, набросить на него одеяло, пиджак или пальто, чтобы прекратить доступ кислорода. Затем обожженную часть тела освободить от одежды. Если нужно одежду разрезают, приставшие к телу части одежды не срывают, а обрезают вокруг и оставляют на месте. Срезать и срывать пузыри также нельзя. При обширных ожогах после снятия одежды пострадавшего лучше всего завернуть в чистую простыню, далее необходимо принять меры против шока у пострадавшего и направить его в лечебное учреждение.

    При ожогах отдельных частей тела кожу вокруг ожога нужно протереть спиртом, одеколоном, водой, а на обожженную поверхность наложить сухую стерильную повязку. Смазывать обожженную поверхность жиром или какой-нибудь мазью не следует.

    При небольших ожогах I степени на покрасневшую кожу следует наложить марлевую салфетку, смоченную спиртом. первое время жжение и болезненность несколько усилятся, но вскоре боль стихнет, покраснение уменьшится.

    При ожогах II, а тем более III и IV степени пострадавшего, после оказания ему первой помощи, следует направить в лечебное учреждение.

    От перенапряжения нервной системы в связи с сильными болевыми раздражениями, потерей крови при ранениях и переломах, а также ожогах у пострадавшего нередко наступает резкий упадок сил и снижение всех жизненных функций организма. Дыхание становится едва заметным, поверхностным, лицо бледнеет, пульс становится частым и плохо прощупывается. пострадавший становится безразличным к окружающему и, несмотря на сильную травму, не стонет, не жалуется на боли и не просит о помощи, хотя сознание его и сохраняется. Такое состояние называется шоком .

    Первая помощь при шоке заключается, прежде всего, в устранении боли. При переломе, например, уже одно наложение шины оказывает благоприятное воздействие на общее состояние пострадавшего, так как устранение подвижности в области перелома уменьшает боль. Если есть возможность, то следует ввести больному болеутоляющие средства и применить сердечные средства - камфору, кофеин. Пострадавшего необходимо согреть, укрыть одеялом, обложить грелками, если нет повреждения брюшной полости, дать ему горячий сладкий крепкий чай, вино, в холодное время года внести его в теплое помещение.

    Обморок - состояние, развивающееся вследствие нервного потрясения, испуга, большой кровопотери. Признаками обморока являются:

    резкое побледнение;

    холодный пот;

    ослабление сердечной деятельности;

    потеря сознания.

    Для оказания помощи надо расстегнуть у пострадавшего воротник, снять ремень, вынести его на открытое место, куда свободно поступает свежий воздух. Ноги пострадавшего нужно приподнять выше головы. В результате этого улучшается кровоснабжение мозга и в большинстве случаев пострадавший приходит в сознание. Если обморок глубокий и сознание не возвращается, пострадавшему следует дать понюхать нашатырный спирт, опрыснуть грудь и лицо холодной водой.

    При поражении электрическим током прежде всего следует прекратить дальнейшее воздействие электрического тока на человека. Для этого необходимо выключить ток или удалить провод с тела пораженного, строго соблюдая при этом правила техники безопасности. Находящегося под током нельзя касаться незащищенными руками. Отбрасывать провод можно только при помощи сухой палки, доски или рукой, защищенной резиновой перчаткой. Под ноги нужно положить сухую доску или стекло. в крайнем случае пострадавшего можно оттащить от проводов за одежду. Чтобы не быть пораженным, на руки необходимо надеть сухие перчатки или обмотать их сухими тряпками.

    После выключения тока (удаления провода с тела) пострадавшего укладывают на спину, слегка приподнимают туловище, расстегивают пояс и воротник. Находящегося в обмороке приводят в чувство. Если у пострадавшего остановилось дыхание, ему делают искусственное. Затем на обожженные места накладывают повязки.

    Человека, пораженного током, нельзя закапывать в землю или обкладывать землей, это не только бесполезно, но и вредно, так как загрязняются раны и обожженные места, охлаждается организм и затрудняется дыхание.

    В результате длительного воздействия отрицательной температуры на незащищенные части тела может наступить обморожение . Обморожение может наступить и при положительной температуре воздуха, но влажной одежде или обуви.

    Различают три степени обморожения:

    I степень характеризуется бледностью и потерей чувствительности обмороженных мест;

    при ІІ степень кожа синеет и образуются пузыри, наполненные кровянистой жидкостью;

    при III степени наблюдается синюшность и омертвление тканей.

    При обморожения I степени необходимо растирать обмороженные части тела до появления красноты и смазывать йодом, а затем животными жирами (гусиное сало или вазелин).

    При обморожениях II и III степени необходимо выполнить постепенное оттаивание обмороженных частей тела. Одежду разрезают, обмороженного осторожно растирают в прохладном помещении. Лишь после того как пострадавший придет в сознание, его переносят в теплое помещение, дают пить вначале холодный чай или вино. На пузыри накладывают стерильную повязку и придают больной конечности вертикальное положение, что улучшает отток крови и часто спасает отмороженную конечность от омертвления.

    При укусе змеи прежде всего перетягивают конечность выше укуса, возможно ближе к ране. Затем, не останавливая кровотечения, удаляют из ранки яд, выдавливая кровь из места укуса. Не рекомендуется отсасывать яд ртом: через трещины во рту или на губах яд быстро проникает в кровь и может вызвать отравление. Лучше на место укуса поставить кровососную банку (небольшой стаканчик нагревают огнем изнутри и ставят на место укуса). Банку держат 1-3 минуты. После 2-минутного перерыва банку ставят снова и так повторяют 3-4 раза. Ранку промывают спиртом и прижигают крепким раствором марганца или кончиком раскаленного ножа. Конечность не следует перетягивать более чем на 30 минут.

    После укуса животным таким же способом удаляется кровь из раны, рана промывается крепким раствором марганца или спиртом.

    В результате тяжелых повреждений организма человека или утопления может наступить клиническая смерть . Клиническая смерть - это тяжелое нарушение жизнедеятельности организма, которое характеризуется прекращением процесса дыхания и остановкой сердца. Как правило дыхание прекращается первым, а сердечная деятельность продолжается еще некоторое время. В случае клинической смерти необходимо немедленно провести реанимационные мероприятия.

    При утоплении как можно скорее извлечь пострадавшего из воды. Очистить указательным пальцем ротовую полость. Освободить от воды дыхательные пути, для чего перекинуть пострадавшего через колено, лицом вниз и нанести несколько ударов между лопаток. После этого проводить реанимационные мероприятия.

    При отказе сердечной или дыхательной деятельности большинство людей можно вернуть к жизни! Через 5-6 минут в результате кислородного голодания мозга наступят необратимые изменения, в результате которых жизненную деятельность невозможно будет восстановить вообще, либо нервная система будет тяжело повреждена, и человеку понадобиться длительное время для ее восстановления. При этом шансы на выведение человека из клинической смерти уменьшаются с каждой минутой.
    НАУКА ЭЛЛИНСКОГО МИРА СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ, АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ПРОВОДИМЫЕ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Внешние запоминающие устройства. Основные характеристики Мониторы. Назначение, основные типы, режимы работы и характеристики

освещение производственный оборудование безопасность

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) -- обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Безопасность жизнедеятельности -- наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

Основная задача дисциплины -- вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек -- среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

Наука о БЖД изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром -- окружающей его средой, основанные на передаче потоков вещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского, «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

Основные светотехнические характеристики, системы и виды производственного освещения

Организация рационального освещения рабочих мест -- один из основных вопросов охраны труда. При неудовлетворительном освещении резко снижается производительность труда, возможны несчастные случаи, появление близорукости, быстрая утомляемость.

В зависимости от источника света производственное освещение может быть трех видов: естественное, искусственное и совмещенное.

Освещение характеризуется количественными и качественными показателями (рис. 1).

К количественным показателям относятся световой поток, сила света, освещенность, яркость.

Световой поток Ф -- это часть лучистого потока, которая воспринимается зрением человека как свет (измеряется в люменах -- лм).

Сила света I -- величина, оценивающая пространственную плотность светового потока и представляющая собой отношение светового потока dФ к телесному углу d, в пределах которого световой поток распространяется:

За единицу силы света принята кандела (кд).

Освещенность Е -- поверхностная плотность светового потока, представляет собой отношение светового потока dФ, падающего на элемент поверхности dS, к площади этого элемента:

3а единицу освещенности принят люкс (лк) --при световом потоке в 1 лм на площади в 1 м 2 .

Яркость поверхности L -- отношение силы света, излучаемого в рассматриваемом направлении, к площади светящейся поверхности, кд/м 2:

Коэффициент отражения р определяется как отношение отраженного от поверхности светового потокаФ отр к падающему на нее световому потоку Ф пад

К основным качественным показателям освещения относятся: фон, контраст объекта с фоном, видимость, показатель ослепленности и дискомфорта, коэффициент пульсации.

Фон -- поверхность, прилегающая непосредственно к объекту, на которой он рассматривается.

Видимость -- способность глаза человека воспринимать объект при освещенности от 0,1 до 100 000 лк.

Показатель ослепленности -- критерий оценки слепящего действия, создаваемого осветительной установкой.

Основная задача освещения на производстве -- создание наилучших условий для видения. Эту задачу возможно решить только осветительной системой, отвечающей следующим требованиям:

1. Освещенность на рабочем месте должна соответствовать -характеру зрительной работы, который определяется тремя параметрами: объектом различения -- наименьшим размером рассматриваемого объекта (при работе с приборами -- толщина линии градуировки шкалы, при чертежных работах -- толщина самой тонкой линии на чертеже и т. п.); фоном -- при > 0,4 фон считается светлым, при == 0,2...0,4 -- средним и при <0,2 -- темным; контрастом объекта с фоном

где L o и L ф -- яркость соответственно объекта и фона (при К> 0,5 контраст большой, при К = 0,2 ... 0,5 -- средний, при К <0,2 ~-малый);

необходимо обеспечить достаточно равномерное распределение яркости на рабочей поверхности, а также в пределах окружающего пространства;

на рабочей поверхности должны отсутствовать резкие тени;

в поле зрения не должно быть прямой и отраженной блескости (повышенной яркости светящихся поверхностей, вызывающей ослепление);

величина освещенности должна быть постоянной во времени;

следует выбирать оптимальную направленность светового потока и необходимый спектральный состав света;

все элементы осветительных установок должны быть долговечными, электро- и пожаробезопасными;

установка должна быть удобной и простой в эксплуатации, отвечать требованиям эстетики.

Естественное освещение

Для естественного освещения характерна высокая диффузность (рассеянность) дневного света от небосвода, что весьма благоприятно для зрительных условий работы.

Естественное освещение подразделяют на боковое, осуществляемое через световые оконные проемы; верхнее, осуществляемое через аэрационные и зенитные фонари, проемы в перекрытиях; комбинированное -- боковое с верхним.

Естественное освещение характеризуется тем, что создаваемая освещенность изменяется в чрезвычайно широких пределах в зависимости от времени дня, года, метеорологических факторов. Поэтому естественное освещение невозможно количественно задавать величиной освещенности. В качестве нормируемой величины для естественного освещения принята относительная величина коэффициент естественной освещенности (КЕО), который представляет собой выраженное в процентах отношение освещенности в данной точке внутри помещения Е в к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности Е н, создаваемой светом полностью открытого небосвода, то есть:

Таким образом, КЕО оценивает размеры оконных проёмов, вид остекления и переплетов, их загрязнение, то есть способность системы естественного освещения пропускать свет.

Естественное освещение в помещениях регламентируется нормами СНиП 11-4-79. Нормированное значение КЕО(е н), определяемое по таблице с учетом характера зрительной работы (8 разрядов I -- VIII), системы освещения, района расположения здания предприятия на территории СССР, следует уточнять по формуле:

где m -- коэффициент светового климата (определяется в зависимости от расположения здания на территории СССР); территория СССР по световому климату разделена на V поясов (I -- самый северный, V -- самый южный)

Для каждого производственного помещения строится кривая значений КЕО в характерном сечении -- в месте пересечения вертикальной плоскости (по оси оконного проема) и горизонтальной плоскости на расстоянии 0,8 м над уровнем пола (условная рабочая поверхность). При боковом освещении нормируется минимальное значение КЕО, в помещениях с верхним и комбинированным освещением --среднее значение. Например, для помещений, где хранятся автомобили, машины, механизмы и другое оборудование, КЕО принимают: при верхнем, комбинированном и боковом освещении в среднем -- 0,5%; для помещений, предназначенных для технического обслуживания и ремонтов автомобилей и других машин, при верхнем и комбинированном освещении -- в среднем 3 %, а при боковом -- не менее 1 %. Минимальный КЕО в зависимости от точности работы при верхнем и комбинированном освещении нормируется в пределах от 10 до 2 %, а при боковом освещении от 3,5 до 0,5 %. По данным измерений определяют КЕО в характерных точках помещения и делают выводы о соответствии или несоответствии их требуемым нормам.

Расчет естественного освещения при боковом освещении сводится к определению суммарной площади окон F, м 2:

где S п -- площадь пола, м 2 ; е н -- нормированное значение КЕО; 0 световая характеристика окон; К. --коэффициент, учитывающий затенение окон соседними зданиями (К = 1...1,7); o -- общий коэффициент светопропускания оконного проема с учетом затенения (o = 0,15...0,6); r 1 -- коэффициент, учитывающий отражение света от внутренних поверхностей помещений (r 1 = 1...10).

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Т.о., безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности:


Низкие показатели средней продолжительности жизни (особенно характеры для мужской части населения)

Ежегодное снижение средней общей численности населения

Возрастающее число техногенных нарушений и катастроф.

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

Модернизировать государственную систему защиты человека

Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения

Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский департамент образования

Московский городской педагогический университет

Реферат на тему:

«Наука БЖД, цель, за дачи и практическое применение»

Выполнила Коробченко Мария МЕК-14-1

Введение

1. Наука БЖД

Заключение

Библиография

Введение

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.

Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением комфортных условий жизнедеятельности и занимается наука БЖД - безопасность жизнедеятельности.

Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос.

1. Наука БЖД

БЖД - наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек - среда обитания».

Основополагающая формула БЖД - предупреждение и упреждение потенциальной опасности.

Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Аксиомы БЖД:

Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

2. Цель, задачи и практическое значение науки

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

Идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

Защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

Ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

Создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основные функции БЖД - обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:

Описание жизненного пространства;

Формирование требований безопасности к источникам негативных факторов - назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого риска и т. д.;

Организацию мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативного воздействия;

Разработку и использование средств биозащиты;

Реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;

Обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности.

Практическое значение данной дисциплины исходит из целей и задач, которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное практическое значение БЖД - это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях. безопасный защита чрезвычайный

Заключение

Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании наука о БЖД изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении ЧС техногенного и природного происхождения.

Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

Библиография

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. /Под ред. профессора Э. А. Арустамова. - М.: Изд. Дом «Дашков и К о », 2000 - 678 с.

2. Гринин А. С., Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 - 288 с.

3. Хван Т. А., Хван П. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 - 384 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ проблем безопасности жизнедеятельности как науки, его основание на раскрытии особенностей безопасного взаимодействия человека (группы людей) со средой обитания. Характеристика компонентов среды обитания (социальный, техногенный, природный).

    реферат , добавлен 17.12.2013

    Обобщение научных и практических достижений в новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Понятия, термины и определения. Защита человека и его среды обитания в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения.

    учебное пособие , добавлен 23.02.2009

    Взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющими. Понятие опасности, ее виды, источники и способы защиты. Возникновение и развитие научно-практической деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности человека, ее сущность, цели и задачи.

    реферат , добавлен 09.11.2009

    История возникновения научной и учебной дисциплины. Признаки опасности. Принципы БЖД. Виды негативных воздействий в системе "Человек - Среда обитания". Понятие "риск". Определение риска. Методы выявления производственных опасностей.

    реферат , добавлен 09.06.2002

    Человек как элемент среды обитания. Основные принципы существования и развития всего живого. Понятие среды обитания. Изучение состояния среды обитания и процессов взаимодействия живых существ с ней. Экология. Среда обитания человека. Техносфера.

    реферат , добавлен 20.10.2008

    Среда обитания и жизнедеятельности человека. Факторы, воздействующие на человека в процессе его жизнедеятельности. Техногенные опасности в зоне действия технических систем. Классификация основных форм деятельности человека. Допустимые условия труда.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Современный мир и его влияние на окружающую среду. Состояние биосферы или техносферы. Воздействие инженерной деятельности человека на природную среду. Экологический кризис и его последствия. Защита среды обитания от естественных негативных воздействий.

    презентация , добавлен 11.02.2014

    Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания, содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации и ликвидации последствий ЧС, организация оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС.

    реферат , добавлен 08.06.2003

    Основные факторы внешней среды, влияющие на жизнедеятельность человека. Социальные и психические факторы внешней среды. Эволюция среды обитания человека. Состояния взаимодействия человека и техносферы, характерные для жизнедеятельности человека.

    реферат , добавлен 05.03.2012

    Влияние среды обитания и окружающей природной среды на жизнедеятельность человека. Основы физиологии труда. Воздействие на человека опасных и вредных факторов среды. Основы техники безопасности. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх