Почему необходимы специальные гарантии уважения человеческого достоинства. Права в сфере образования. Когда вы говорите "Я уважаю такого-то человека" какой смысл вы вкладываете в это выражение? Что значит уважать

Капоэйра — эта школа боевого искусства, визуально напоминающая удивительный танец. Освоить этот стиль под силу каждому, стоит лишь иметь желание и приложить много усилий. Сегодня в нашей статье мы поговорим о приемах капоэйра, происхождении этого направления, какую пользу подобные тренировки приносят для организма человека, а также, что человеку необходимо, чтобы каждая тренировка была максимально результативной.

Что это такое?

Капоэйра представляет собой национальное боевое искусство Бразилии, в котором уникальным образом сочетаются элементы борьбы, игры, акробатики и даже танца. Каждое движение должно осуществляться под зажигательную бразильскую музыку и в конечном итоге мы получаем превосходный энергический микс!

Стоит обратить внимание, в капоэйре удары сведены на нет, невзирая на то, что элементы боя все же присутствуют. Обусловлено это тем, что контакта между партнерам практически нет, поскольку большую часть занимают низкие положения, имитирующие удары ногами, разнообразные подсечки и акробатические приемы. В то время, когда один танцор начинает нападать , второй старается всячески увернуться, в итоге мы получаем удивительной красоты поединок. Но для того чтобы достичь мастерства в этом деле, необходимо, прежде всего, довести каждый свой прием до скоординированности и слаженности.

История возникновения

История образования и развития этого вида боевого искусства уходит корнями в XVIII столетие, но существуют предположения, что оно появилось значительно раньше. На сегодняшний день, существует общепринятая версия, которая гласит о том, что этот вид борьбы возник в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которые массово привозились в Португалию со своей родины: Анголы, Мозамбики, Конго и Гвинеи.

В те времена отношение к ним было невероятно жестоким и безжалостным, поэтому они никогда не теряли возможности сбежать. Беглые рабы формировали целые вольные города, которые получили название киломбуш, в которых не только самобытная, но и невероятно яркая африканская культура соединялась с более спокойной индийской. Чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме и при этом развлекаться, они танцевали. На основании этой истории и появилось понятие -капоэйра .

Существуют разные версии о происхождении первых ударов. Одни полагают, что они относятся к субкультурам национальных танцев африканских народов. Стоит обратить внимание, что изначально в этом виде искусства не использовались боевые приемы. Однако, имеет место быть и другая версия, которая гласит о том, что фундаментальной основой капоэйра стал национальный боевой танец Африки под названием нголо, который являлся обязательной составляющей обряда инициации в южных регионах Анголы.

Молодые люди, которые вступали в бой друг с другом, изображали зебр. В любом случае, истоки боевого искусства капоэйра всегда связывается с именем героя Зумби, который олицетворял для бразильского народа сопротивление.

Что касается названия, то существует тоже несколько вариаций его происхождения. Одна версия гласит, что в переводе с индейского языка тупи капоэйра переводится, как «поле, которое заросло кустарником и очищено выжиганием или вырубкой». Вполне возможно, что трактовка актуальна, поскольку для танцев необходимы были большие площадки, приходилось расчищать.

Вторая версия полагается на перевод слова с португальского — «клетка для кур» . Однако, существует и третья версия, приверженцы которой убеждены в том, что капоэйра является следствием искаженного произношения слов «kipura» и «kipula», которые в переводе с языка африканского киконга означают «порхать с места на место» и «драться». Стоит упомянуть о том, что некоторое время этот вид боевого искусства являлся запрещенным, поэтому долго находился в подполье.

Стили

В 1930 в Бразилии произошел военный переворот, который полностью видоизменил политическое положение вещей. С тех пор капоэйра признана законом и активно развивается. С тех пор появилось несколько ответвлений, каждое из которых позиционирует себя, как самостоятельное направление.

Давайте же рассмотрим основные стили капоэйры:

Стоит обратить особое внимание на то, что отличить друг от друга каждый из видов, невероятно сложно даже опытному человеку, поскольку некоторые элементы, удары и движения свойственны всем направлениям, а прочие постоянно видоизменяются и совершенствуются .

Полезные свойства капоэйра

Чем полезны тренировки этого вида искусства не только для взрослого, но и для ребенка? Уже неоднократно отмечалось во многих источниках, что такие тренировки имеют множество неоспоримых преимуществ:

Что касается недостатков, то их мало. К ним следует отнести небольшое количество профессиональных школ, а также опасность некоторых ударов и движений!

Что необходимо для начала занятий?

Прежде всего следует определиться, с какой целью человек желает освоить данный вид боевого искусства: чтобы разнообразить свой досуг или получить пояс и звание мастера, чтобы в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью.

Так вот, чтобы каждая тренировка была результативной, следует найти подходящую школу и записаться в нее. К сожалению, профессиональных тренеров в России крайне мало , поэтому капоэйру преподают в фитнес-центрах в качестве направления фитнеса.

Для полноценных тренировок потребуется немного:

  • хорошее настроение;
  • боевой настрой, принуждающий трудиться и выкладываться по полной;
  • приобретать экипировку необязательно, достаточно любых свободных и удобных вещей;
  • рекомендуется заниматься без обуви, так удобнее.

Содержание статьи

вид боевого искусства. Родиной капоэйры является Бразилия. Отличительная черта капоэйры – обилие сложнейших акробатических элементов, обманных движений, нырков, уходов, подсечек и зацепов ног противника, а также частая смена позиции и полная непредсказуемость направления атаки. Сделав стойку на руках, капоэйрист может нанести удар ногами в голову одному противнику, затем, перекувырнувшись, сбить с ног другого, и прямо с земли атаковать третьего, образовав вокруг себя своеобразный «магический круг». Техника капоэйры требует от спортсменов хорошей физической подготовки, гибкости и пластики, акробатических навыков.

Как боевое искусство капоэйра уникальна тем, что развивалась самостоятельно, не испытывая влияния других боевых систем. В Бразилии капоэйра не только популярный вид спорта, но и неотъемлемый элемент так называемой уличной культуры.

Историческая справка.

В 1500 Бразилия стала португальской колонией. Для работы на плантациях в Бразилию начали ввозить рабов из Африки. Не желая мириться со своей участью, невольники при первой же возможности бежали от хозяев. В 1660 беглые рабы образовали в джунглях так называемую Пальмовую республику, которая несколько десятилетий успешно отражала натиск португальской армии. Именно к середине 17 в. относятся первые упоминания о боевом искусстве черных невольников. По одной из версий, само название «капоэйра» произошло от слова «капоэйрас», обозначающего разновидность джунглевых зарослей. Прообраз капоэйры – боевые танцы, до сих пор распространенные среди племен, обитающих на территории Мозамбика и Сенегала . Свои упражнения в боевом искусстве рабы маскировали под танцы. Тренировки проходили под музыку и песни. Со стороны все выглядело совершенно безобидно: невольники отдыхают после работы. До поры до времени хозяева и не предполагали, что их «движимое имущество» владеет приемами борьбы и замышляет что-то недоброе.

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно происхождения капоэйры (некоторые историки полагают, что она была завезена из Африки в практически готовом виде) и этимологии самого слова.

После отмены в 1888 рабства в Бразилии капоэйра становится национальным видом спорта. В 1937 она получает официальное признание со стороны Национальной конфедерации спорта: в городе Сальвадоре была зарегистрирована первая школа капоэйры – Региональный центр физической культуры – под руководством мастера Бимба (наст. имя Мануэль дос Рейс Мачадо, 1900–1974). Присутствующее в названии школы слово «regional» со временем стало использоваться как название стиля, разработанного мастером Бимба. В 1941 мастер Пастинья (Винсенте Феррейра Пастинья, 1889–1982) основал Спортивный центр капоэйры ангола. Так было положено начало официальному развитию еще одного стиля капоэйры – ангола. Мастера Бимба и Пастинья – две ключевые фигуры в истории современной капоэйры.

С 1950-х годов проводятся официальные соревнования – как среди любителей, так и профессионалов. Чемпионаты мира, согласно установившейся традиции, проходят в Бразилии.

Капоэйра сегодня.

Современная капоэйра в том виде, в каком она была представлена широкой аудитории, состоит из двух основных стилей: ангола и региональ. Для анголы характерны медленные, «вязкие» движения, плавно перетекающие одно в другое. Региональ – скоростной, силовой стиль, изобилующий сальто, наносимыми в прыжке ударами и другими сложными акробатическими элементами. При том, что сейчас существуют школы (в том числе за пределами Бразилии), исповедующие какую-то одну из разновидностей капоэйры, ее разделение на стили условно. По ходу поединка капоэйристы могут переходить с одного стиля на другой. Предпочтение, отдаваемое бойцом тому или иному стилю, очень индивидуально и зависит от множества факторов (например, от его возраста: спортсмены в возрасте, как правило, предпочитают более спокойную анголу, а молодые – более динамичный и агрессивный региональ).

Для обоих стилей капоэйры характерна очень низкая стойка: боец почти касается руками земли. Основной вид перемещения называется «джинго», это своего рода пританцовывание в боевой стойке. Защита от ударов противника осуществляется, прежде всего, при помощи уходов с линии атаки. Основные атакующие действия проводятся ногами, работе руками отводится второстепенная роль: удары «размазанные», не акцентированные, в основном это шлепки ладонями. Удары ногами выполняются и в прыжках, и с опорой на руки, – причем на всех уровнях: в голову, в корпус и по ногам. Акробатические элементы (такие, как сальто вперед или назад) могут использоваться как для ухода от ударов противника, так и для проведения собственной атаки.

Перед началом боя его участники становятся в круг, внутрь которого по очереди выходят пары бойцов. Через какое-то время пара сменяется, но смена может происходить и по одному человеку. Очередность никем не оговаривается, каждый боец сам чувствует, когда ему нужно войти в круг и когда – выйти. Поединок называется «рода» (португ. «roda» – букв. «колесо», «круг») и может продолжаться несколько часов без остановки. Время поединка не ограничивается, ведь все происходит только для собственного удовольствия. Капоэйристы нередко передают суть роды словом «игра», а самих себя называют, соответственно, «игроками». Игра проходит под исполнение особых, магических песен в сопровождении традиционных инструментов: беримбау, атабаки, кашиши. Беримбау – струнный инструмент, напоминающий лук. Он крепится к высушенной и вычищенной изнутри тыкве, а звук извлекается ударом палочки по струне. (По преданию, когда-то беримбау делались как настоящие луки, а вместо палочки использовалась стрела, и в нужный момент музыкальный инструмент превращался в грозное оружие.) Атабаки – ударный инструмент наподобие тамтама. Кашиши – небольшая корзинка с камнями, которая издает звук, напоминающий шелест дождя. Музыкальное сопровождение задает необходимый ритм и темп, а также создает особое психологическое настроение всех участников роды. Со стороны рода выглядит как очень красивый и сложный танец, а мастера капоэйры – непременные участники традиционных бразильских карнавалов, на которых они дают показательные выступления.

Поединки в капоэйре проводятся как в полный, так и в ограниченный контакт. Проводятся также бои без правил. В них участвуют в основном профессионалы.

Помимо спортивного, в технике капоэйры имеется и боевой раздел. В боевом разделе изучаются: борьба одного человека против нескольких противников, борьба безоружного против вооруженного человека, борьба со связанными руками. В капоэйре культивируется также работа с оружием. Традиционное оружие капоэйры – мачете. Поединок с ним называется «мокелеле». Проходит он, как и рода, в кругу, под пение и музыкальное сопровождение. В качестве традиционного оружия в капоэйре используются также специальные небольшие ножи с изогнутым лезвием без рукоятки, которые удерживаются пальцами ног. Зажав пальцами ног лезвия, бойцы полосовали друг друга по спине и груди, оставляя глубокие кровоточащие раны. Однако таким образом рабы сражались только между собой, это был не совсем бой, ведь его участники не пытались убить друг друга. По мнению специалистов, это некий ритуал, назначение которого не совсем понятно. Возможно, таким способом проводилась психологическая подготовка бойцов.

Магия – еще одна грань капоэйры, темная ее сторона, скрытая от посторонних глаз. О «магической основе» капоэйры известно немного. Черные невольники привозили с собой свою религию, свои верования, ритуалы и обряды. И хотя португальцы силой насаждали христианство, афробразильцы, приобщаясь к новой вере, не спешили забывать старую. До сих пор в Бразилии сохранились магические ритуалы, пришедшие из далекого прошлого, – такие, как умбада и кондомбле. Сама рода – это не просто спортивный поединок, но и магический процесс, в котором участвуют не только бойцы, непосредственно занятые игрой, но и те, кто образует круг и под хлопанье в ладоши поет магические песни, и музыканты, извлекающие из своих инструментов магические звуки. Все участники процесса входят в состояние транса, когда становится возможным любой сложности технический элемент, а усталость совершенно не чувствуется.

Кровавые ритуалы остались в прошлом. Современная капоэйра совершенно лишена агрессии, а бойцы не стремятся вывести друг друга из строя. Тренер-капоэйрист занимается не только физической подготовкой и постановкой техники своих учеников, но и развитием в них положительных человеческих качеств.

Традиционный костюм капоэриста составляют белые хлопчатобумажные брюки и белая майка с эмблемой школы. Цвета пояса (кардао) свидетельствуют об уровне мастерства капоэриста. (Эти цвета соответствуют цветам государственного флага Бразилии.) Новички (алуну) носят зеленый пояс, следующий их этап – зеленый пояс с желтой полосой. У инструкторов (монитору) цвет пояса желтый или желтый с синей полосой. Синий и синий с белой полосой носят старшие инструктора (профессора), а белый – мастера (мейстре); это высший ранг в капоэйре. Подобная цветовая символика принята в Федерации капоэйры. Школы, официально не входящие в Федерацию, отличаются не только своеобразными «фамильными» приемами в технике борьбы, но и расцветкой поясов.

Капоэйра в России.

До недавнего времени за пределами Бразилии о бразильских боевых искусствах практически никто не знал. C середины 1990-х годов в США , а затем и в других странах (включая Россию) стали проводиться бои без правил, в результате чего на весь мир прославились бойцы из клана Грейси, практикующие «бразильское джиу-джитсу» и валетюдо (искусство уличной драки), основанное на технике «обычного» и тайского бокса, карате и приемах вольной борьбы. Появившиеся чуть позже фильмы с участием актера Марка Дакаскоса, демонстрировавшего мало кому известное тогда в мире боевое искусство под названием «капоэйра», способствовали его популяризации.

Сейчас капоэйра культивируется более чем в 60 странах мира, в том числе в странах СНГ. В России капоэйра начала развиваться в середине 1990-х годов. В конце 1990-х годов в России прошли несколько научно-практических конференций с участием иностранных мастеров капоэйры, в том числе из Бразилии. Сегодня школы капоэйры существуют в Москве (Клуб ИНБИ и «Группа Аше КАПОЭЙРА»), Санкт-Петербурге, Орле, Н.Новгороде, Уфе, Брянске. В 2000 была образована Межрегиональная ассоциация капоэйры.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх