Понятие виды содержание и субъекты предпринимательских правоотношений. Субъекты предпринимательского права. Общие положения. Виды предпринимательских правоотношений

Введение

Глава 1. Теоретический анализ современной парадигмы предпринимательских правоотношений 13

1.1. Рынок и предпринимательские отношения (экономико-правовой анализ) 13

1.2. Основания возникновения предпринимательских правоотношений 24

1.3. Понятие субъекта предпринимательского правоотношения (анализ научных подходов) 42

1.4. Государственная регистрация субъектов предпринимательских правоотношений 60

Глава 2. Виды и особенности субъектов предпринимательских правоотношений. 80

2.1. Критерии классификации субъектов предпринимательских правоотношений 80

2.2. Физические лица как субъекты предпринимательских правоотношений 96

2.3. Организации как субъекты предпринимательских правоотношений.107

2.4. Иные субъекты предпринимательских правоотношений 126

Заключение 141

Список использованной литературы 151

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный период развития гражданско-правовых отношений выделяет в особую сферу отношения, связанные с развитием рынка, получением прибыли, созданием и государственной регистрацией юридических лиц, индивидуальных предпринимателей- Этот круг отношений тесно связан с использованием таких понятий, как «рынок», «рыночные отношения», «субъекты предпринимательства», «организационно-правовые формы» юридических лиц, «филиалы юридических лиц» и другие, В связи с этим возникает необходимость разработки юридической терминологии и нормативной базы в области регулирования предпринимательских и рыночных отношений, выявления особенностей их субъектов. Все чаще законодатель обращается к категории «рынок», «рыночные отношения», что делает актуальным исследование указанного круга отношений, и нередко термин «рынок» применяется в российском законодательстве на уровне законов и подзаконных актов. Это приводит к проблемам нормативного регулирования, поскольку, с одной стороны, необходимо предоставить правовую свободу субъектам предпринимательских отношений при их фактическом участии в рыночной сфере, с другой, - их свобода должна быть четко урегулирована нормативно, определяя понятия, права и обязанности субъектов этих отношений. В связи с этим актуально исследование таких видов правоотношений, как гражданско-правовые, предпринимательские, рыночные на уровне «отношение-модель» и «отношение - фактическое отношение». Изучение указанных подходов приводит к необходимости анализа не только теории и практики предпринимательской деятельности, но и выявления специфики статуса субъектов этих отношений, так как данная специфика основана и на региональном подходе, и на особенностях правоприменительной деятельности, которая в этом вопросе может выходить за установленные правовые пределы. А это требует

4 совершенствования нормативной базы, уточнения правового регулирования поведения субъектов предпринимательских отношений.

При отсутствии чёткого представления об особенностях юридической конструкции предпринимательских, а также рыночных отношений попытки нормативного урегулирования возникающих конфликтных ситуаций между их субъектами приводят к неоправданно частым сменам правовых норм, изменению общей направленности правового регулирования (от императивного к диспозитивному уровню и наоборот).

В рамках исследуемой темы важен вопрос о выделении предпринимательских правоотношений из общей массы правовых отношений, о соотношении их с гражданско-правовыми и рыночными отношениями, как следствие - определение специфики и категорий участвующих в них лиц. Это позволит оптимизировать законодательство, регулирующее данную сферу общественных отношений, установить эффективное нормативное регулирование поведения субъектов этих отношений.

Степень разработанности проблемы. Общетеоретические вопросы, связанные с категорией «правоотношение», получили определенное освещение в трудах теоретиков права и ученых других отраслей права, среди которых СС. Алексеев, Р.Х, Макуев, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, B.C. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, Е.Н.Трубецкой, В.Н. Хропанюк, М.Д. Шаргородский, ЛС. Явич и другие.

Проблемы рыночных, экономических, хозяйственных,

предпринимательских правоотношений, проблемы нормативного
регулирования, образования и деятельности субъектов, их правового статуса
и правосубъектности нашли отражение в работах В.К. Андреева,
А.В. Асоскова, Е.П. Губина, ИВ. Дойникова, В.В. Долинской,
С.Э. Жилинского, Ж.А. Ионовой, С.Э. Корха, ПА- Кузнецовой,

М.И.Кулагина, В.В. Лаптева, B.C. Мартемьянова, Л.А. Новосёловой,

5 В.Ф. Попондолуло, Б,И, Путинского, Д.Н. Сафиуллина, А.А. Соловьева, Е.А.

Суханова, К.Ю. Тотьева, Б.Е. Эбзеева и других.

Теоретические проблемы гражданских правоотношений освещены в работах таких авторов, как М.М. Агарков, М.И. Брагинский, С.Н. Братусц В.В. Витрянский, Д.М Генкин, В,П. Грибанов, О.С. Иоффе, АЛО. Кабалкин, Н.В. Козлова, Д.И. Мейер, И.Б. Новицкий, В.А.Рыбаков, В,А. Рясенцев, О.Н. Садиков, Г.А. Свердлык, А.П. Сергеев, М,Ю. Тихомиров, Ю.К.Толстой, P.O. Халфина, Г\Ф.Шершеневич и другие.

Проблемы гражданских, предпринимательских правоотношений, правосубъектности исследовали также П.В, Алексий, В,В. Голофаев, В.А- Захаров, РШ.Оськин, Т.М.Почтарь, СМ, Чаплыгина и другие.

Несмотря на постоянный интерес российских ученых к изучению субъектов предпринимательских правоотношений, остается много неисследованных вопросов, среди которых вопросы о предпринимательских правоотношениях и их субъектах на уровне понятия, особенностей, практики реализации и соотношения с категориями «рынок» и «рыночные отношения».

Объектом исследования являются общественные отношения,
складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской
деятельности между определенными субъектами с учетом особенностей
современного уровня развития нормативного регулирования и

правоприменительной практики.

Предметом исследования выступают субъекты предпринимательских правоотношений, порядок их создания и прекращения, особенности правового статуса и их виды.

Целью настоящей работы является комплексное исследование предпринимательских правоотношений в системе правовых отношений, их структуры на уровне субъектов, а также особенностей правового статуса субъектов предпринимательской деятельности.

Для достижения указанной цели сформулированы следующие задачи:

Исследовать предпринимательские правоотношения на уровне
понятия и соотношения с категориями «рынок» и «рыночные отношения» ;

Проанализировать основания возникновения предпринимательских
правоотношений;

раскрыть структуру предпринимательских правоотношений применительно к субъекту данных отношений;

Выявить особенности порядка государственной регистрации
субъектов предпринимательских правоотношений и ее последствий;

определить критерии классификации, виды и особенности субъектов предпринимательских правоотношений;

выработать предложения по совершенствованию законодательства в сфере регулирования деятельности субъектов предпринимательских отношений.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания: диалектический, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, а также специальные методы исследования: толкование, правовое моделирование, конкретизация и другие.

Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов, таких, как М.М.Агарков, С.Н.Братусь, Д.М.Генкин, М,Н.Марченко, Д.И-Мейер, Б.ИЛугинский, В,А,Рыбаков, Е.А.Суханов, В.А.Тархов, Ю.Г\ Ткаченко, Ю.К.Толстой, Р.О.Халфина.

Эмпирическую базу исследования составили: а) российское законодательство (гражданское, административное, налоговое, банковское, трудовое); б) материалы судебной практики (постановления Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, решения и постановления иных судов РФ); в) нормативные акты государственных органов и органов местного самоуправления; г) документы, представленные гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами и их

7 филиалами, представительствами в регистрирующие органы Министерства юстиции РФ, Федеральной налоговой службы РФ.

Научная новизна исследования состоит в проведении методологического анализа: а) понятия, специфики и видов субъектов предпринимательских отношений с учетом современного состояния теории и правоприменительной практики; б) понятия, структуры и места предпринимательских правоотношений в системе имущественных и личных неимущественных отношений.

Научная новизна исследования отражена также в положеннях, выносимых на защиту:

1. Предпринимательские правоотношения и рынок - взаимосвязанные
понятия. Рынок как сложная экономико-правовая категория может
рассматриваться с двух научных позиций: а) как совокупность
экономических отношений, связанных с обменом материальных благ, а также
с производством и распределением этих благ (рынок как экономическая
категория); б) как система правоотношений, складывающихся между
специальными субъектами на основе их юридического равенства по поводу
обмена на возмездной основе материальными и некоторыми
нематериальными благами на определенной территории (рынок как правовая
категория). Предпринимательские правоотношения - это отношения, с одной
стороны, урегулированные нормами предпринимательского права, с другой -
отношения, складывающиеся в условиях рынка, связанные с получением
прибыли и приобретающие характер рыночных отношений.

Предпринимательские правоотношения следует анализировать исходя из двух методологических позиций: 1) «предпринимательское правоотношение-модель»; 2) «предпринимательское правоотношение -фактическое отношение».

2. Предпринимательские правоотношения характеризуются
следующими признаками: а) юридическим равенством сторон; б)
специфичностью субъектов; в) наличием определённого объекта- предмета;

8 г) особыми разновидностями сделок как юридических фактов этих отношений; д) реализацией на определенной территории.

    Учитывая, что территория, на которой складываются предпринимательские правоотношения, определяется путем вычленения из общего массива нормативного регулирования актов, регулирующих гражданский оборот в пределах определенного пространства, следует выделить: 1) международный рынок; 2) рынок Российской Федерации; 3) рынок субъекта Российской Федерации; 4) рынок муниципального образования; 5) рынок того или иного региона; 6) рынок как специально строго определенная территория внутри муниципального образования, предоставленная для осуществления торговли; 7) особая экономическая зона, как территория с особым нормативным регулированием предпринимательских отношений.

    Субъектами предпринимательских правоотношений являются: а) организации; б) физические лица; в) иные субъекты.

Организация включает в себя юридические лица (коммерческие и некоммерческие); филиалы и представительства (иные структурные подразделения), наделенные фактически, а не юридически, правами юридических лиц.

Физические лица выступают в качестве; 1) индивидуальных предпринимателей; 2) потребителей; 3) в личном качестве, заключая рыночные сделки без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Иные субъекты предпринимательских отношений - это

публично-правовые образования и их органы.

5. Субъекты предпринимательских правоотношений - это лица,
участвующие в предпринимательских правоотношениях, наделенные
правами и обязанностями, регулируемыми законодательством в сфере
предпринимательства, имеющие или не имеющие регистрационного
статуса.

6, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования

имеют отличную от юридических лиц природу, являясь неперсонифицированными субъектами, в силу чего вступают в рыночные правоотношения исключительно через органы публичной власти. Последние участвуют в рыночных правоотношениях в двух качествах: 1) как представители государства (от его имени), кроме муниципальных; 2) как самостоятельные образования (от собственного имени), И в первом, и во втором случаях они могут вступать в предпринимательские правоотношения как самостоятельно, так и опосредованно, через создаваемые, либо контролируемые ими юридические лица, т,е. являются аффилированными лицами, в связи с чем необходимо внести изменения в российское законодательство об аффилированных лицах, закрепив в нем нормы, четко определяющие компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления: как представителей государства в предпринимательских правоотношениях и как участников предпринимательских отношений для реализации собственных нужд,

7. Государственная регистрация субъектов предпринимательской
деятельности является юридическим фактом, В системе юридических
фактов акт государственной регистрации - это правомерное действие в виде
административно-юридического акта, являющегося правоустанавливающим
(правоизменяющим, правопрекращающим) документом.

По своему правовому значению государственная регистрация
юридического лица и индивидуального предпринимателя не одинаковы.
Если юридическое лицо приобретает праводееспособность с момента его
государственной регистрации (внесения записи в соответствующий
государственный реестр) или со времени, указанном в специальном
разрешении (лицензии), то государственная регистрация для

индивидуального предпринимателя носит формальный характер; более того, физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя,

10 также являются субъектами предпринимательских отношений, но обладают

определенной спецификой,

8, Классификацию субъектов предпринимательских правоотношений
предлагается осуществлять по следующим критериям - основаниям: 1) в
зависимости от формы: организации и физические лица, иные субъекты;
2)в зависимости от целей деятельности: коммерческие лица (индивидуальные
предприниматели, коммерческие организации, физические лица в личном
качестве) и некоммерческие лица (потребители, некоммерческие
организации); 3) в зависимости от регулярности осуществления рыночных
сделок: постоянные участники рынка и временные участники рынка;
4) в зависимости от непосредственного или опосредованного участия в
заключении сделок: непосредственно участвующие в предпринимательских
правоотношениях и участвующие в них через посредников; 5) в зависимости
от субъективных прав и обязанностей, возникающих из договора:
продавцы (поставщики, исполнители, услугодатели) и приобретатели, в том
числе потребители; 6) в зависимости от свободы заключения договора:
имеющие возможность отказаться от заключения сделки и не имеющие такой
возможности; 7) в зависимости от возможности влияния на рынок: имеющие
возможность оказать существенное влияние и не имеющие такой
возможности; 8) в зависимости от ограничения, накладываемого
государством на волеизъявление при заключении договора: ограниченные
государством в волеизъявлении и неограниченные; 9) в зависимости от
сферы деятельности (от вида товара, работ, услуг); 10) в зависимости от
территории деятельности; 11) в зависимости от значения деятельности для
государства и общества (от масштаба деятельности).

9. Нормы статьи 23 Федерального закона «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» об
отказе в государственной регистрации подлежат уточнению, исходя из того,
что проверка достоверности представленных в регистрирующий орган
документов должна проводиться в рамках административного производства,

а их недостоверность не может служить основанием для отказа в государственной регистрации, поскольку ущемляет права и законные интересы субъектов предпринимательских отношений.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии методологии предпринимательских отношений, правового статуса их субъектов, развитии некоторых теоретических элементов гражданского и предпринимательского права. Научные положения диссертации могут быть использованы для уточнения понятийного аппарата в предпринимательской правовой сфере, в преподавании учебных дисциплин.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные
результаты исследования могут быть использованы для дальнейших
теоретических исследований в сфере нормативного регулирования
предпринимательских отношений, для уточнения юридической

терминологии, в практической сфере, например, при создании субъектов,
при их участии в договорных отношениях, а также для преподавания таких
учебных дисциплин, как гражданское право и предпринимательское
(коммерческое) право. Особый интерес данное исследование представляет:
а) для практиков (регистрирующих органов Министерства юстиции РФ и
Федеральной налоговой службы РФ; б) для законотворческой сферы при
внесении изменений и дополнений в нормы гражданского,

предпринимательского, налогового, банковского, административного и других отраслей права.

Апробация результатов исследования. Основные положения
диссертации обсуждались: а) на совместных заседаниях кафедр
гражданско-правовых дисциплин и правоведения юридического факультета
Государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Коломенский государственный

педагогический институт»; б) нашли свое отражение в научных публикациях автора, в том числе в монографии «Предпринимательские

правоотношения в современной России и их субъекты (структурный

подход)»; в) явились предметом выступления диссертанта на межвузовских научно-практических конференциях; г) внедрены при чтении учебной дисциплины «Предпринимательское право», спецкурса «Актуальные проблемы российского предпринимательского права» и проведении практических занятий на юридическом факультете Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский государственный университет», при проведении семинаров с работниками налоговых органов, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включены в судебную практику Федерального Арбитражного Суда Центрального округа Российской Федерации, апробированы юридическими лицами при разработке учредительных документов и государственной регистрации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Рынок и предпринимательские отношения (экономико-правовой анализ)

Развитие предпринимательских правоотношений в современной России предполагает углубленное изучение гражданско-правовых отношений, обращение к рыночным отношениям. Рыночные отношения связаны с понятием «рынок»,

В экономической науке достаточно много дефиниций рынка. Наиболее распространенной является его трактовка в качестве особого механизма взаимодействия между продавцами и покупателями. Так, Р.Барр понимает под рынком совокупность отношений между участниками обмена, которые тесно связаны друг с другом через те или иные средства,1 Похожее толкование предлагают К.Макконелл и С.Брю, рассматривая рынок как механизм или приспособление, осуществляющее контакт между конкурентами или предъявителями спроса и продавцами или поставщиками товара и услуги. По мнению P.O. Халфиной, рынок «является тем звеном, в котором реализуется связь производства и потребления, определяются потребности общества и возможности производителя, происходит общественная оценка эффективности производства».3 Встречается определение рынка как определенной территории. Например, А.Курно под рынком подразумевает не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются. В связи с чем, им выделяются следующие типы рынков: местные, региональные, национальные и международные. Существует также определение рынка как совокупности сделок купли-продажи товаров. Как пишет Е.Ф.Борисов, «в такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине».2 В современном экономическом словаре под рынком понимается: 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Суммируя имеющиеся дефиниции, можно дать следующее определение рынку. Рынок (как экономическая категория) - это совокупность экономических отношений, связанных с обменом материальных благ, а также с производством и распределением этих благ. Изучение российского законодательства показало, что «рынок», как юридический термин, включен в нормы Гражданского кодекса РФ (пЛ ст.Ю, ст.401, стЛОЗЗ, стЛ222), Налогового кодекса РФ (ст.40, стЛ88, СТ.214Л), Таможенного кодекса РФ (стЛ), Жилищного кодекса РФ (ст.2), федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О валютном регулировании и валютном контроле» и другие» Вместе с тем, при наличии многочисленного использования этой категории в законодательстве, ее содержание до настоящего времени не получило должного научно-юридического обоснования. При этом некоторыми исследователями, среди которых B.C. Белых, Л.М. Дашевская, Б.И. Путинский, Д.Н. Сафиуллин, выделяются как экономические, так и правовые признаки рынка. Однако, понимания рынка с использованием правовых категорий пока нет, возможно, с традиционным отношением к «рынку», как к экономической категории.

Экономические отношения чаще всего рассматриваются как базисные общественные отношения, над которыми, в виде надстройки образуются, помимо воли и сознания человека (как форма (результат) его деятельности), идеологические общественные отношения. И те, и другие, многократно переплетаясь между собой, складываются в единый массив общественных отношений, являющийся универсальным объектом, связывающим всех индивидов в единое целое, называемое обществом.

Представляется, что понимание рынка как экономической категории, с одной стороны, не позволяет определить такую категорию, как «рыночная экономика», поскольку процесс обмена, производства и распределения материальных благ имеет место в любой экономике, с другой - не годится для целей юриспруденции, так как не позволяет четко вычленить из всей совокупности экономических отношений те отношения, которые «обслуживают» рынок.

Понятие субъекта предпринимательского правоотношения (анализ научных подходов)

По справедливому наблюдению М.Н.Марченко, субъект общественных отношений, его правовой статус представляет собой конститутивный элемент во всех отраслях права. Представляется, что в определении понятия «субъект предпринимательских правоотношений» должны органично сочетаться основные элементы общего понятия «субъект правоотношения» и те специфические черты, которые присущи субъекту предпринимательских правоотношений.

В теории права можно выделить несколько концепций применительно к субъекту правоотношения. Одни ученые (Д.Н. Бахрах, Н.И. Матузов, А.В. Малько) полагают, что понятия «субъект правоотношения» и «субъект права» совпадают, равнозначны. Другие исследователи (С.Ф. Кечекьян, Д.М. Чечот, P.O. Халфина, С.С. Алексеев) указывают на то, что понятие «субъект правоотношения» является более узким} чем понятие «субъект права»» При этом обращается внимание на то, что носитель прав и обязанностей может и не быть участником конкретного, реального правоотношения. А,В. Шестаков считает, что в отличие от субъекта правоотношения субъект права - это лицо, которое участвует или может участвовать в правоотношении» О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский полагают, что одна из особенностей правоотношения «состоит в том, что оно всегда является отношением между конкретными лицами»-3 С точки зрения B.C. Нерсесянц? не следует смешивать абстрактного субъекта объективного права (абстрактного участника абстрактного правоотношения) и конкретного, индивидуально определенного субъекта права (участника конкретного правоотношения),4 В вопросе о соотношении понятий «субъект предпринимательского права» и «субъект предпринимательского правоотношения» субъекта предпринимательского правоотношения также не наблюдается единства взглядов. Одни исследователи отождествляют эти понятия 5» другие - их разграничивают. Так, В.П.Буянов определяет субъектов предпринимательских правоотношений как «таких сторон правоотношений конкретных участников предпринимательства, которые наделены правами и обязанностями в области хозяйствования».1 Не вдаваясь в подробный анализ существующих в теории точек зрения, поскольку это послужило бы неоправданному расширению диссертационного исследования, отметим следующее. По нашему мнению, наличие столь разных подходов в теоретическом плане в понимании субъекта предпринимательского правоотношения обусловлено различием в понимании таких категорий, как «правосубъектность» и «правовой статус». Ученые-теоретики и представители отдельных правовых отраслей по-разному видят взаимосвязь между ними. Например, Н-И. Матузов считает, что «все, что законодатель оформляет как правовое положение личности в обществе, входит в понятие правового статуса». В понятие «правовой статус» исследователь включает и «правосубъектность», Н.В- Витрук приходит к выводу о том, что правосубъектность в отрыве от правового статуса в целом не существует, А-В. Мицкевич отождествляет правоспособность с правовым статусом гражданина или организации/ Б.К, Бегичев, включает в правовой статус правоспособность, дееспособность, права и обязанности конкретного содержания, предоставляемые каждому гражданину.5

Критерии классификации субъектов предпринимательских правоотношений

Характеристика любого правового института будет содержательнее и полнее, если рассмотреть его через призму различных классификаций, используя наиболее существенные для понимания критерии.

При классификации всех субьектов права многие ученые-юристы исходят из деления их на индивидуальные (отдельные физические лица) и коллективные (комплексные) субъекты права (НТ- Александров, С.Н, Братусь, В.В. Иванов, А.В. Венедиктов, А.В. Мицкевич, Р.Х- Макуев, С.Ф. Ксчекьян, Г.И. Петров, Р.В. Климанов). Такое разграничение субъектов права по критерию их внутренней структуры обусловлено тем, что самостоятельными носителями прав и обязанностей являются либо отдельные индивиды, либо группы людей (группы лиц),

В научной среде по отношению к коллективным субъектам права применяются различные понятия. Как отмечал М.И. Кулагин, «в юридической литературе четко обозначились два подхода к определению группы». В соответствии с первым труппой следует считать юридически самостоятельные организации (единицы), связанные отношениями экономической зависимости, а также проводящие единую хозяйственную политику- Сторонники второй точки зрения считают, что группой являются только такие организации, в которых один из участников обладает контролем над другими. Иначе говоря, между ними должны существовать отношения власти и подчинения, субординации. В отдельных источниках по отношению к коллективным субъектам применяется понятие «объединение», В ходе исследования нами установлено, что в действующем законодательстве отсутствует легальное понятие «объединение». Хотя оно является исконно-русским и трактуется в Толковом словаре В. Даля «через действие по глаголу объединять», под которым следует понимать «соединять, приводить в единство, в одно, в общность, согласовать, обобщать однообразить». Исследователями предлагаются различные определения. Так, О.В. Белоусовым объединение трактуется как «организация, участники которой осуществляют согласованную деятельность».2 Аналогичное понимание «объединения» содержится в работах И.С. Шиткиной, Л. Рутмана. Однако, указанное понятие авторы применяют по отношению к объединениям, не являющимся самостоятельными организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности, предусмотренной ГК РФ, предлагая иной подход к проблеме обозначения общим понятием формы интеграции, кооперации, взаимозависимости коммерческих организаций в российской экономике. Представляется, что при определении коллективных субъектов каждая из указанных позиций по-своему вполне обоснована и аргументирована. Не вдаваясь в полемику, диссертант в понимании коллективных субъектов придерживается традиционного понимания их как «группы лиц» . Классификация, предусматривающая деление субъектов права на индивидуальные и коллективные (комплексные) субъекты, может использоваться нами условно. Следуя ей, к индивидуальным субъектам предпринимательских правоотношений относятся: физические лица (граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства) ; к коллективным -юридические лица, государство, субъекты РФ и муниципальные образования.

Не вписываются в данную классификацию такие субъекты предпринимательских отношений как крестьянские (фермерские) хозяйства. В новом федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство (далее по тексту - КФХ) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица-Очевидно, что КФХ не является отдельным физическим лицом, не признается оно и юридическим лицом. Таким образом, с признанием главы КФХ индивидуальным предпринимателем (ст. 23 ГК РФ) образуются два субъекта в одной и той же структуре - само хозяйство и его глава. По данному вопросу исследователями высказываются различные мнения.

Некоммерческие организации.

Некоммерческие организации не преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют ее среди своих учредителей. Вместе с тем законодатель не отрицает право за некоммерческими организациями осуществление предпринимательской деятельности. Такая деятельность может быть осуществлена при наличии двух условий:

Возможность осуществления предпринимательской деятельности предусмотрена учредительными документами некоммерческой организации;

Предпринимательская деятельность некоммерческой организации осуществляется лишь постольку, поскольку это служит достижению общественно полезных целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Для отдельных видов некоммерческих организаций законодательством могут быть установлены ограничения на осуществление предпринимательской деятельности. Например, ассоциациям и союзам коммерческих организаций запрещена любая предпринимательская деятельность.

Законодательством непосредственно устанавливается право некоторых некоммерческих организаций осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе в форме участия в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ и обществ, для достижения общественно полезных целей, предусмотренных их учредительными документами. Такое право, установлено в частности в отношении потребительских кооперативов (п.5 ст116 ГК РФ), фондов (п.2 ст.118 ГК РФ), некоммерческих партнерств (п.2 ст.8 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. №7-ФЗ).

К специальным видам хозяйствующих субъектов можно отнести коммерческие и некоммерческие организации, имеющие особый правовой статус и действующие на основе специального законодательства о данных организациях. Как правило, эти субъекты обладают специальной правоспособностью и вправе осуществлять лишь определенные виды деятельности (зачастую публично-правового характера) на основании специального разрешения (лицензии). К такого рода хозяйствующим субъектам можно отнести кредитные организации, страховые компании, аудиторские фирмы, профессиональных участников рынка ценных бумаг, товарные и фондовые биржи, акционерные инвестиционные фонды, торгово-промышленные палаты и другие организации.

В частности, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.



Банк является кредитной организацией, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Банковская система призвана главным образом обеспечивать осуществление денежных расчетов между различными субъектами хозяйственной деятельности и кредитования реального сектора экономики. Основным звеном банковской системы является Центральный Банк Российской Федерации, на который возлагаются задачи обеспечения устойчивости рубля; развития и укрепления банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Согласно Закону РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп.) страховые организации и общества взаимного страхования (страховщиками) признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации.

Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Соответственно аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Товарные и фондовые биржи являются видами некоммерческих организаций, которые обеспечивают проведение торгов по продаже товаров и ценных бумаг. В частности, под товарной биржей в Законе РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изм. и доп.) понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли и не может вести торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Данное ограничение не распространяется на юридическое и физическое лицо, являющееся членом биржи. Фондовой биржей в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, созданный в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества.

Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и/или товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли) и/или клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.

В Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" акционерным инвестиционным фондом называется открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные законом, и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд". Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности и вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"(с изменениями) торгово-промышленная палата определяется как негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. Торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется. Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, так же как и члены торгово-промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам. Торгово-промышленная палата, выполняя функции, предусмотренные ее уставом, действует в рамках Конституции и законов Российской Федерации.

В процессе организации предпринимательской деятельности, а затем в ходе производства товаров, работ, услуг субъекты предпринимательской деятельности вступают в многочисленные отношения. В том случае, если эти общественные отношения получают регламентацию нормами права, они приобретают новое качество - становятся предпринимательскими правоотношениями.

Предпринимательские правоотношения представляют собой общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, связанные с ними отношения некоммерческого характера и отношения, возникающие при государственном регулировании предпринимательской деятельности, урегулированные нормами предпринимательского права.

Можно сказать, что предпринимательское правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей; кроме того, это индивидуализированное отношение, т.е. отношение между лицами, связанными правами и обязанностями, которые определяют обеспеченное законом возможное и должное поведение, обусловленное возможностью применения к их нарушителям мер государственного принуждения.

Предпринимательскому правоотношению как одному из видов правоотношений присущи общие признаки, характерные для всех правоотношений: возникновение, изменение или прекращение только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них; связанность субъектов правоотношений взаимными правами и обязанностями; волевой характер; охрана со стороны государства; индивидуализированность субъектов, строгая определенность их взаимного поведения, персонификация прав и обязанностей .

Особенности предпринимательских правоотношений предопределяются особым субъектным составом их участников, спецификой совокупности их субъективных прав и юридических обязанностей, характером объектов предпринимательских правоотношений.

Выделяют следующие признаки этих отношений:

  • они возникают на основании норм предпринимательского права;
  • одним из участников этих отношений должно быть лицо, имеющее правовой статус субъекта предпринимательской деятельности;
  • объектом этих отношений являются действия по выполнению работы и оказанию услуг, а также выполнению обязанностей публичного характера;
  • как правило, цель одной из сторон этих отношений - получить прибыль;
  • в качестве юридических фактов этих отношений выступают сделки, а также правовые акты государственных органов и должностных лиц.

Структура предпринимательского правоотношения включает:

  • субъекты правоотношения;
  • объекты правоотношения;
  • содержание правоотношения.

Субъекты (стороны) правоотношения - это участники правового отношения (субъекты права), являющиеся носителями взаимных прав и обязанностей.

Возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения определяется его правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. Под правосубъектностью в предпринимательской деятельности понимается социально-правовая возможность субъекта быть участником предпринимательских правоотношений.

Правосубъектность - важнейшее и неотъемлемое свойство личности в правовом государстве, особое свойство, политико-юридическое состояние определенного лица, включающее три элемента:

  • правоспособность - способность иметь субъективные права и юридические обязанности;
  • дееспособность - способность реализовать права и обязанности своими действиями;
  • деликтоспособность - способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Общая теория права различает три вида правоспособности:

  • общую - способность (по сути дела абстрактную) быть субъектом права вообще. Такой правоспособностью обладают, например, физические лица. Правоспособность физического лица возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Объем его правоспособности не зависит от пола, возраста, социальной принадлежности, имущественного положения и других обстоятельств. Правоспособность нельзя органичить, «делегировать» (передать другому лицу), правоспособности невозможно лишиться, в том числе при совершении противоправного деяния;
  • отраслевую - способность быть субъектом права соответствующей отрасли права;
  • специальную - способность быть субъектом определенной группы прав в рамках конкретной отрасли права.

В предпринимательской деятельности принято различать общую и специальную правоспособность.

Субъект, обладающий общей предпринимательской правоспособностью, вправе заниматься любой хозяйственной деятельностью, осуществлять предпринимательство в любой сфере, иметь любые права и нести любые обязанности в области осуществления коммерческой деятельности. По общему правилу, общей правоспособностью обладают юридические лица. Согласно ч. 1 ст. 49 ГК РФ, коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Способом ограничения общей правоспособности является лицензирование отдельных видов деятельности. Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходима лицензия, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

Специальная правоспособность означает, что субъект может иметь не любые права, а только те, которые соответствуют предмету его деятельности. Специальной правоспособностью обладают, например, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Исключительная правоспособность" , являющаяся особым видом специальной правоспособности, означает, что субъект вправе осуществлять строго определенный вид деятельности, а другими видами деятельности он заниматься не вправе. Исключительной следует считать правоспособность банков (которые не имеют права заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью), а также страховых организаций, акционерных инвестиционных фондов, центральных компаний финансово-промышленных групп и некоторых других субъектов предпринимательского права.

В зависимости от числа субъектов предпринимательские отношения можно подразделить:

  • на простые, которые складываются между двумя субъектами, например в правоотношении на основе двухстороннего договора купли-продажи субъектами выступают продавец и покупатель;
  • сложные которые включают несколько или неограниченное число субъектов, например в многосторонних договорах.

В зависимости от степени определенности круга субъектов выделяют предпринимательские правоотношения:

  • абсолютные, в которых точно определена только одна сторона правоотношения, с правами которой корреспондируют обязанности неопределенного числа лиц. Например, абсолютные правоотношения возникают между собственником вещи, имеющим в отношении нее правомочия владения, пользования и распоряжения, и неопределенным множеством иных лиц, обязанных признавать и уважать право собственности, не чинить препятствий собственнику в осуществлении его правомочий;
  • относительные, в которых точно определены все стороны правоотношения, например продавец - покупатель, должник - кредитор, государственный контролирующий орган - предприниматель, проверка деятельности которого осуществляется в данный момент.

Объектом правоотношения является то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов. В юридической науке и практике объектом правоотношения называют предмет деятельности участников правоотношений.

Традиционно выделяют следующие объекты предпринимательских правоотношений: вещи (имущество), в том числе деньги и ценные бумаги; действия обязанных субъектов; собственную деятельность субъекта права; неимущественные блага, используемые в предпринимательской деятельности (например, коммерческая тайна, фирменное наименование, товарный знак и проч.) .

В зависимости от специфики объекта предпринимательские отношения подразделяют на следующие виды:

  • вещные - вещные абсолютные и вещные абсолютно-относительные;
  • обязательственные - в свою очередь подразделяющиеся на хозяйственно-управленческие, внутрихозяйственные, территориально-хозяйственные, оперативно-хозяйственные;
  • абсолютные по ведению собственной хозяйственной деятельности;
  • неимущественные абсолютные хозяйственные.

Субъективное право - это мера дозволенного поведения субъекта предпринимательского правоотношения. Субъективное право состоит из юридических возможностей, предоставленных субъекту. Так, в правоотношении купли-продажи продавец передает проданную вещь покупателю в собственность на условиях и в сроки, определяемые договором между ними, а покупатель уплачивает продавцу деньги в размере и в сроки, установленные этим договором.

В юридической науке и практике имущественных отношений юридические возможности как составные части содержания субъективного предпринимательского права называются правомочиями, которые являются результатом разновариантных комбинаций:

  • правомочия требования;
  • правомочия на собственные действия;
  • правомочия на защиту.

Субъективная обязанность - мера должного поведения участника предпринимательского правоотношения. Сущность обязанностей состоит в совершении субъектом определенных действий или воздержании от социально вредных действий.

В предпринимательских правоотношениях бывают два типа обязанностей - пассивные и активные.

Обязанности пассивного типа вытекают из запретов и по своей природе означают (выражают) юридическую невозможность совершения действий, нарушающих интересы государства и управомоченных лиц. Функции запретов в механизме предпринимательско-правового регулирования весьма разнообразны, но самое главное - запреты порождают обязанности одного субъекта предпринимательского правоотношения перед другим; например запрет одностороннего отказа от исполнения договора, перевод долга без согласия кредитора и т.п.

В предпринимательской деятельности действуют общерегулятивные запреты, т.е. такие запреты, которые налагают на всех субъектов предпринимательских правоотношений обязанности принципиального характера - соблюдать законы и принципы морали, осуществлять субъективные права в соответствии с их назначением.

Активные обязанности реализуются в совершении действий, не запрещенных законом.

Предпринимательские права и обязанности, составляющие содержание предпринимательских правоотношений, возникают из юридических фактов, с которыми закон и другие правовые нормативные акты связывают возникновение, изменение и прекращение этих прав и обязанностей по таким основаниям, как договоры и иные сделки, предусмотренные законом и не предусмотренные, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления; судебные решения; действия лиц, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также хотя и не предусмотренные законом и такими актами, но в силу общих начал и смысла предпринимательского законодательства порождающие предпринимательские права и обязанности; события, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление правовых последствий.

  • Подробнее см., например: Теория государства и права. Курс лекций; под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 511-513.
  • Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003. С. 28-29.
  • 2 См., например: Предпринимательское (хозяйственное) право.

Предствляют собой общественнные отношения, возникающие в сфере , а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственном регулированию рыночной экономики.

Эти отношения подразделяются на две группы:
  • Предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, то есть отношения предприниматель — предприниматель).
  • Некоммерческие отношения (вертикальные отношения, то есть отношения предпрниматель — орган управления).

Вместе эти группы образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

  • В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Права и обязанности как правило возникают из договора.
  • Во вторую группу входят отношения некоммерческого характера, например образование предприятия, лизенцизорование и т.д. В эту группу включены отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования ценообразования и т.д.

Предпринимательская деятельность это самостоятельная деятельность осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли.

Особенности предпринимательских правоотношений

Особенность предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями — их субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые ГК РФ включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования.

Хозяйствующий субъект — это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Понятие "Хозяйствующий субъект" шире понятия "предприниматель", так как некоммерческая организация (учебное заведение) не будучи предпринимателем может участвовать в хозяйственном обороте.

Объекты предпринимательских правоотношений

Объекты предпринимательских правоотношений — это то, на что направлены предпринимательские права и обязанности субъктов правоотношений.

К объектам предпринимательских прав относятся:
  • вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество
  • действия обязанных субъектов
  • собственная деятельность субъекта предпринимательского права
  • нематериальные блага, используемые при ведении предпринимательской деятельности (фирменное наименование).

Основания возникновения предпринимательских правоотношений

Основанием возникновения предпринимательских правоотношений служат юридические акты, т. е. предусмотренные нормами предпринимательского права действия или события, вызывающие изменение или прекращение у отдельно взятых юридических или физических лиц хозяйственных прав и обязанностей.

Если нормами предпринимательского права регулируется прежде всего предпринимательская деятельность, то правопорождающими фактами в предпринимательских правоотношениях являются преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.

Действия участников предпринимательских правоотношений подразделяются также на правомерные и неправомерные. Например, указания органа государства, данные с превышением компетенции, должны быть отнесены к числу неправомерных действий.

Виды предпринимательских правоотношений

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  • Абсолютные вещные правоотношения
  • Абсолютно-Относительные вещные правоотношения
  • Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности
  • Относительные предпринимательские правоотношения
Абсолютные вещные правоотношения

Для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество . Объектом правоотношения выступает вещь.

В предпринимательском праве регулируемые вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением. Ввиду этого объектом вещных правоотношений выступает то, что участвует в этих воспроизводственных процессах. Предметы, служащие удовлетворению личных потребностей вне производства, не являются объектами хозяйственно-правовых вещных правоотношений.

Абсолютным вещным правом является .

Абсолютно относительные вещные правооотношения

К их числу относятся право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям. Объем таких прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным имуществом определяется юридическим титулом.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности

Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает как объект правоотношения. Конструкция правовой связи такова, что у субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью вести предпринимательскую деятельность данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях — способствовать ей. Мера возможного поведения по осуществлению такой деятельностью очерчена законом. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютные отношения превращаются в относительные.

Неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения

Складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами предпринимательства в своей деятельности, таких, как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места нахождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта — носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться этим правом. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающиеся правоотношения являются абсолютными. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушителя и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать возмещения убытков от нарушителя.

Относительные предпринимательские правоотношения

В их основе лежат относительные права, т. е. права, принадлежащие одному лицу по отношению к другому лицу. Относительные правоотношения являются обязательственными правоотношениями, т. е. правоотношениями, возникающими из договоров, из иных юридических законов, в силу которых возникают обязательственные правоотношения между конкретными лицами. Исполнение обязанности в обязательственном правоотношении лежит на должнике, т. е. на лице, обязанном совершить определенное действие или воздержаться от его совершения в пользу уполномоченного лица — кредитора.

Традиционно участниками (субъектами) предпринимательской деятельности считают торговые общества и отдельных торговцев (коммерсантов). Разделение участников торговли на виды возможно по двум основаниям: юридическому и функциональному. Последнее, к сожалению, четких законодательных критериев не имеет. С точки зрения функциональных различий участников предпринимательской деятельности можно разделить на производителей, посредников и потребителей. С юридической точки зрения различаются индивидуальные предприниматели , юридические лица и публично-правовые образования .

Индивидуальный предприниматель (купец, торговец) - самый древний из всех субъектов предпринимательской деятельности. Он обладает особым правовым статусом, который расположен на стыке правомочий обычных граждан и коммерческих организаций . В отношении предпринимателя, как и любого гражданина, действуют правила об ограничении и лишении дееспособности , признании безвестно отсутствующим или умершим. Его имущество переходит по наследству, в том числе вовлеченное в предпринимательскую деятельность.

В то же время к деятельности индивидуального предпринимателя применяются положения законодательства о коммерческих организациях. Формальным условием для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности является государственная регистрация. Однако гражданин, не прошедший государственную регистрацию, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем (п. 4 ст. 23 ГК РФ). Это требование не согласуется со ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство", согласно которой предпринимательская деятельность без государственной регистрации, сопряженная с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере, может повлечь наказание в виде лишения свободы . Причем "крупным" считается доход в размере более 250 тыс. руб., а "особо крупным" - более 1 млн. руб. Таким образом, с позиции гражданского законодательства суд вправе применять правила об осуществлении предпринимательской деятельности к сделкам гражданина, даже если последний не прошел государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Но с точки зрения уголовного законодательства такие сделки образуют состав уголовного преступления .

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется в течение 5 рабочих дней налоговыми органами по месту жительства предпринимателя, представляющего для этого заявление и копию своего паспорта. В некоторых случаях требуются также свидетельство о рождении, согласие родителей несовершеннолетнего гражданина, документ, подтверждающий адрес проживания. За регистрацию вносится государственная пошлина в размере 400 руб.

Граждане, планирующие заняться бизнесом , нередко задаются вопросом о том, что выгоднее: зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем или создать юридическое лицо, выступив при этом его единственным учредителем? В смысле налогообложения разницы может и не быть, поскольку и предприниматель, и, например, хозяйственное общество с небольшими доходами от реализации и численностью работников могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Гражданин не может создать юридическое лицо, оставшись при этом собственником переданного ему имущества. Единственное изъятие - учреждение, но такая форма юридического лица изначально не предназначена для ведения коммерческой деятельности, поскольку учреждение создается для достижения социально-культурных целей (ст. 120 ГК РФ). По ранее действовавшему законодательству граждане могли создавать коммерческие организации, сохраняя за собой право собственности на имущество, переданное организации. Такая форма бизнеса называлась индивидуальным (частным) семейным предприятием . Индивидуальное предприятие (подобно казенным заводам в настоящее время) обладало правом оперативного управления на свое имущество. Но сейчас подобная структура в Гражданском кодексе РФ не предусмотрена (напомним, что организационно-правовые формы коммерческих организаций перечислены в Кодексе исчерпывающим образом).

Среди организационно-правовых форм коммерческих организаций для индивидуального бизнеса приемлемы только хозяйственные общества. Хозяйственные товарищества не могут иметь одного учредителя, так как это договорные объединения. В производственных кооперативах должно быть как минимум пять членов. Создание хозяйственного общества более предпочтительно с точки зрения ответственности за результаты предпринимательской деятельности. Учредитель общества с ограниченной ответственностью или акционер АО отвечают за результаты деятельности общества только в пределах своего вклада в уставный капитал . Учитывая, что нижний предел уставного капитала этих обществ составляет всего 100 МРОТ, предпринимательский риск можно считать минимизированным.

Индивидуальный предприниматель, как и обычный гражданин, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 24 ГК РФ). Исключение - имущество, на которое по закону не может быть обращено взыскание. Перечень такого имущества приведен в ст. 446 ГПК РФ (например, деньги в расчете 300 прожиточных минимумов на самого гражданина и каждого его иждивенца, а если иждивенец нетрудоспособен, на него приходится 600 прожиточных минимумов).

Юридические лица традиционно разделяются на коммерческие и некоммерческие организации . Но это разграничение весьма условно (ст. 50 ГК РФ), поскольку некоммерческие организации также вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Правда, извлечение прибыли не является для них основной целью деятельности, и поэтому она не распределяется среди участников, а направляется на достижение уставных целей организации. В целом, предпринимательская деятельность по своему характеру должна соответствовать целям деятельности некоммерческой организации согласно ее уставу. Лишь одна разновидность некоммерческих организаций не может вести коммерческую деятельность ни при каких условиях - это ассоциация, или союз юридических лиц. Для осуществления самостоятельной предпринимательской деятельности ассоциация (союз) юридических лиц создает хозяйственное общество, участвует в хозяйственном обществе или преобразуется в хозяйственное общество или товарищество (ст. 121 ГК РФ).

Таким образом, предпринимательской деятельностью может заниматься любое юридическое лицо, за исключением ассоциаций (союзов) юридических лиц.

Юридическое лицо создается, в первую очередь, для оформления коллективных интересов; оно организует внутренние отношения между участниками, преобразуя их волю в волю организации, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени. Юридическое лицо является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего невозможна полноценная предпринимательская деятельность. Конструкция юридического лица дает возможность более гибко использовать капитал в различных сферах хозяйственной деятельности даже в масштабах всей страны. В отличие от индивидуального бизнеса юридическое лицо, как уже говорилось, во многом позволяет ограничить предпринимательские риски, поскольку имущественная ответственность учредителя обычно ограничивается суммой вклада, внесенного в капитал конкретного предприятия. Деятельность акционеров (учредителей) является не предпринимательской, а "иной не запрещенной законом деятельностью". Хотя она также сопряжена с рисками, поскольку само акционерное общество осуществляет предпринимательскую деятельность.

В нашем законодательстве (ст. 49 ГК РФ) конструкция юридического лица описывается через несколько признаков - это, во-первых, организационное единство, которое проявляется в соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих структуру юридического лица, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Среди коммерческих организаций только участники хозяйственных товариществ могут специально не создавать какие-либо органы управления, а вести дела совместно или поручать их одному из товарищей. Во-вторых, имущественная обособленность создает материальную базу для деятельности юридического лица и при необходимости служит объектом притязаний кредиторов.

В-третьих, юридическое лицо, как правило, не отвечает по обязательствам своих участников, так же как и участники не отвечают по обязательствам созданного ими юридического лица. Однако законодательство предусматривает два случая, когда учредители могут нести субсидиарную ответственность по долгам созданного ими юридического лица: если это юридическое лицо создано на праве оперативного управления (казенные предприятия, учреждения) и если его банкротство вызвано виновными действиями учредителя, давшего соответствующие указания по заключению сделок и т.п.

В-четвертых, юридическое лицо участвует в предпринимательской деятельности от собственного имени, т.е. от своего имени приобретает права и исполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей являются прерогативой органа юридического лица (единоличного или коллегиального); действия работников организации также могут рассматриваться как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность в той мере, в какой эти действия охватываются их служебными обязанностями.

Публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования) приравнены по статусу к юридическим лицам и, следовательно, также могут быть участниками предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 124 ГК РФ). Следует отметить, что государство и муниципальные образования чаще всего участвуют в коммерции опосредованно, т.е. либо через создание унитарных предприятий , либо через приобретение в государственную или муниципальную собственность пакетов акций (долей) в других коммерческих организациях.

Предпринимательская деятельность обособленных подразделений юридических лиц

Сопоставив понятия филиала и представительства в гражданском законодательстве с понятием обособленного подразделения в налоговом праве , можно сказать, что в гражданском праве филиал и представительство - это всегда обособленные подразделения, а с налоговой точки зрения они могут не считаться обособленными подразделениями, если в них не созданы стационарные рабочие места.

Налогоплательщики подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения своих обособленных подразделений (ст. 83 НК РФ). Целью данного учета является уплата организацией налогов в местные бюджеты . Заявление о постановке на учет подается по истечении одного месяца после создания обособленного подразделения. В этой связи возникает вопрос об определении момента его создания. В судебно-арбитражной практике таким моментом считается дата создания стационарных рабочих мест. Например, приказ директора о создании рабочих мест, начало деятельности по месту нахождения обособленного подразделения, начало исполнения обязанностей директором и (или) главным бухгалтером обособленного подразделения, вступление в силу договоров на пользование коммунальными услугами и телефонной связью.

Некоторые организации создают обособленные подразделения, которые находятся на территории того же налогового органа, что и сама головная организация. В этом случае вставать на учет повторно в той же налоговой инспекции не нужно. Однако для крупных городов, таких, как Москва и Санкт-Петербург, актуальна другая проблема: необходима ли постановка на учет по месту нахождения обособленных подразделений, если они созданы на территории другого налогового органа, но в пределах одного населенного пункта? Считается, что поскольку контроль на территории города осуществляется разными налоговыми органами, то налоговая инспекция вправе требовать постановки на учет организации, чье обособленное подразделение находится на подведомственной ей территории.

Индивидуализация юридических лиц

В ряде случаев государственная регистрация юридического лица проходит по усложненной процедуре. Например, в связи с тем, что создание унитарного предприятия непосредственно связано с наделением его государственным или муниципальным имуществом, требуется соответствующее распоряжение органа государственной власти или местного самоуправления . Поэтому унитарные предприятия создаются не в нормативно-явочном, а в распорядительном порядке.

Для создания некоторых юридических лиц необходимо (в противоположность нормативно-явочной регистрации) согласие государственных органов или третьих лиц. Так, кредитная организация регистрируется после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи ей лицензии (разрешения) на совершение банковских операций.

Чтобы не допустить ограничения конкуренции , установлен разрешительный порядок создания коммерческих организаций в результате слияния и присоединения, если суммарная балансовая стоимость активов учредителей превышает 30 млн. МРОТ. В этом случае необходимо направить ходатайство в Федеральную антимонопольную службу о даче согласия на создание подобной организации.

Особым участником предпринимательских отношений являются некоммерческие организации , созданные для представления и защиты интересов предпринимателей , - торгово-промышленные палаты. Их создание также происходит в разрешительном порядке, причем речь идет о получении согласия не только от органа государственной власти (Министерства юстиции РФ), но и от негосударственного объединения - Торгово-промышленной палаты РФ.

В начале 90-х гг. XX в. обсуждалась возможность установления уведомительного порядка создания коммерческих организаций, заимствованного из законодательства некоторых американских штатов, где юридическое лицо считается созданным уже с момента представления документов на регистрацию путем отправки по почте или даже сообщения по телефону. Последующий отказ в регистрации влечет появление юридических лиц de facto, но их статус может быть впоследствии подтвержден судебным решением. Однако в качестве общего порядка в действующем законодательстве закреплена нормативно-явочная регистрация, а уведомительный порядок применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур: внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств и уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Срок государственной регистрации составляет 5 рабочих дней, полномочия по проведению регистрационных действий принадлежат налоговым органам. Для государственной регистрации юридического лица представляется заявление по унифицированной форме. В нем подтверждается, что представленные на регистрацию учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством, достоверны, а также что соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и проч.).

Заявителем при государственной регистрации является физическое лицо , подпись которого на заявлении должна быть нотариально удостоверена. Например, заявителем может быть один из учредителей, руководитель исполнительного органа организации-учредителя, полный товарищ, если создается хозяйственное товарищество .

К заявлению прилагаются решение о создании юридического лица в виде протокола или договора , учредительные документы, выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения, если одним из учредителей является иностранная организация. За регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере 2 тыс. руб., а если регистрируются изменения в учредительных документах или ликвидация юридического лица - в размере 400 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

Правовая основа деятельности юридического лица - его учредительные документы, состав которых различен для разных видов организаций. Организациями, функционирующими на основе одного учредительного документа - устава, являются акционерные общества , производственные кооперативы (артели), государственные и муниципальные унитарные предприятия (уставные организации). Организациями, действующими только на основании учредительного договора , являются хозяйственные товарищества - полное товарищество и товарищество на вере (договорные организации). К юридическим лицам, имеющим и устав, и учредительный договор, относятся общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью (уставно-договорные организации).

Прекращение деятельности субъектов предпринимательского права

Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в силу различных причин, в первую очередь, - его собственного желания или по причине его смерти. Прекращение деятельности предпринимателя подлежит государственной регистрации без уплаты государственной пошлины. Индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом), после чего его государственная регистрация утрачивает силу и в течение еще одного года после судебного решения о банкротстве повторная регистрация невозможна. Если в процессе своей деятельности индивидуальный предприниматель допускал неоднократные и грубые нарушения законодательства, это может послужить основанием для прекращения его деятельности в судебном порядке. Такие же последствия наступают в связи с приговором суда , которым назначено уголовное наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью . Учитывая, что законодательство не запрещает ведение предпринимательской деятельности иностранными гражданами , основанием для ее прекращения может стать аннулирование документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать на территории РФ. Разрешение на временное проживание выдается сроком на 3 года, а постоянное проживание оформляется видом на жительство, срок действия которого составляет 5 лет.

Изменение организационно-правовой формы унитарного предприятия (преобразование) повлечет утрату государством или муниципальным образованием права собственности на имущество предприятия, и это будет не что иное, как приватизация государственного или муниципального имущества. Скрытая, а проще сказать, незаконная приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий в последние годы стала нередким явлением. Интересно, что основанием незаконной передачи имущества в уставный капитал вновь создаваемых коммерческих организаций (обществ с ограниченной ответственностью , производственных кооперативов) часто являются решения, принятые на собраниях трудовых коллективов унитарных предприятий.

Однако решения работников предприятия в данном случае правового значения иметь не могут. Гражданское законодательство предусматривает особый порядок передачи государственного и муниципального имущества в частную собственность - приватизацию, которая возможна исключительно по решению собственника. В целом, реорганизация - это в чистом виде гражданская процедура. Поэтому, соблюдая принципы отраслевого построения нашего законодательства, надо отметить недопустимость смешения норм гражданского и трудового права . Работники не только не вправе принимать подобные решения на своих собраниях, они не могут и оспаривать состоявшуюся реорганизацию.

Вместе с тем действующее законодательство в определенной степени само толкает работников на принятие подобных решений. Так, очевидно, что оптимальной организационно-правовой формой для деятельности совхозов является производственный кооператив (артель). Однако многие современные совхозы - это государственные унитарные предприятия, имущество которых находится в федеральной собственности. Преобразоваться в артели они не могут, для начала им нужно стать открытыми акционерными обществами, заниматься процедурой эмиссии и размещения акций, сокращать пакет государственного участия, а затем снова проходить всю процедуру преобразования - но уже в артель. Объяснение кроется в том, что если уставный капитал унитарного предприятия составляет величину бульшую, чем минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, то приватизация возможна только в форме преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Учитывая, что для открытого акционерного общества минимальный размер уставного капитала равен 1 тыс. МРОТ, а для унитарного предприятия - 5 тыс., можно сделать вывод, что преобразование в иные формы юридических лиц для унитарных предприятий действительно невозможно.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства. Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном порядке по решению учредителей вследствие, например, нецелесообразности дальнейшего существования, истечения срока, на которое было создано юридическое лицо, или принципиальной недостижимости уставных целей. Самым распространенным основанием является, конечно, нецелесообразность дальнейшей деятельности. Истечение срока как причина ликвидации встречается крайне редко, поскольку подавляющее большинство коммерческих организаций создаются на бессрочной основе. Принципиальная недостижимость уставных целей характерна для некоммерческих организаций, поскольку для коммерческих существует, по сути, лишь одна цель деятельности - извлечение прибыли , реализовать которую, по большому счету, можно всегда.

Принудительная ликвидация происходит на основании решения суда. Причиной такого судебного решения может быть:

  • осуществление деятельности без необходимой лицензии;
  • ведение деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями законодательства, например в связи с неприведением учредительных документов в соответствие с новым законодательством. Конечно, юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены;
  • признание юридического лица несостоятельным (банкротом);
  • признание недействительной государственной регистрации юридического лица. Хотя признание регистрации недействительной само по себе не является основанием считать ничтожными сделки , совершенные до принятия такого судебного решения.

Надо отметить, что независимо от своего основания (решения учредителей или суда) ликвидация представляет собой довольно длительную процедуру: избрание ликвидационной комиссии, проведение инвентаризации , публикация соответствующего объявления в СМИ, удовлетворение требований кредиторов. Завершение процедуры подлежит государственной регистрации с уплатой государственной пошлины, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица осуществляется в результате процедуры банкротства (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Долгое время в нашей стране единственным основанием принудительной ликвидации считалось решение суда, но в 2005 г. был легализован особый порядок "прекращения правоспособности юридического лица". Соответствующие изменения появились как в Законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и в ГК РФ. Ранее правоспособность компании во времени определялась двумя моментами: созданием и ликвидацией. Теперь же налоговым органам предоставлено право исключения из Единого государственного реестра юридических лиц "недействующих" компаний.

"Недействующее юридическое лицо" - это организация, фактически прекратившая свою деятельность, о чем могут свидетельствовать одновременно два признака: если в течение последних 12 месяцев организация не предоставляет в налоговый орган отчетность и если хотя бы по одному ее банковскому счету отсутствуют операции. В отношении такой компании налоговый орган вправе принять решение о предстоящем исключении из реестра. Далее оно публикуется в журнале "Вестник государственной регистрации" с указанием срока для предъявления требований кредиторов - не менее 3 месяцев. Если кредиторы в указанный срок не заявляют свои требования, то налоговый орган принимает решение исключить юридическое лицо из реестра. Данное решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в течение года. Если же кредиторы предъявляют свои требования, то юридическое лицо должно проходить процедуру обычной ликвидации.

Причины введения подобной административной процедуры обусловлены тем, что по данным Федеральной налоговой службы сейчас более 400 тыс. компаний обладают признаками недействующего юридического лица. Кроме того, эту процедуру разрешено применять в отношении компаний, которые не имеют основного государственного регистрационного номера (ОГРН), т.е. были зарегистрированы до 2002 г., но не сообщили сведений о себе в Единый государственный реестр юридических лиц. Таких компаний сейчас насчитывается более миллиона.

Вместе с тем отсутствие хозяйственной деятельности у юридического лица соответствует понятию "отсутствующий должник", используемому в законодательстве о банкротстве. Так, если по банковским счетам организации нет операций в течение 12 месяцев или имеются иные признаки, свидетельствующие о прекращении деятельности, а также если нет сведений о месте нахождения руководителя организации, то компания должна проходить упрощенную процедуру банкротства. Иными словами, если компания не имеет ОГРН и (или) у нее нет операций по банковским счетам, и она не сдает отчетность, то применить к ней процедуру исключения из реестра нельзя, если у нее есть задолженность по налогам и сборам или имеются кредиторы. В судебно-арбитражной практике принят такой подход: если у организации нет хозяйственной деятельности, то она может быть ликвидирована только в порядке ст. 230 Закона о банкротстве.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх