Правила промышленная безопасность обучение и аттестация ростехнадзор. Области аттестации. Основные области аттестации по промышленной безопасности

Статья 14.1. Подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности

1. Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

2. Подготовка иных категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Формы указанной подготовки определяются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.

3. Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца:

при назначении на соответствующую должность;

при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;

при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

4. Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях , определенных Правительством Российской Федерации.

5. Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

6. Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности.

7. Категории работников, проходящих аттестацию в области промышленной безопасности в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, определяются Правительством Российской Федерации.

Учебный курс состоит из 164 вопросов, билеты для онлайн тестирования составлены Администрацией сайта "ТЕСТ 24" и для более продуктивного изучения курса, а так же для эффективной подготовки к аттестации в Ростехнадзоре, исключают многочисленное повторение - дублирование вопросов - повторений нет. Каждый билет составлен так, чтоб в нем присутствовали вопросы из каждой темы учебного курса, таким образом, условия онлайн подготовки максимально приближены к условиям аттестации в Ростехнадзоре. В экспресс-тестах с случайным выбором от 10 до 20 вопросов - включен таймер , вы сможете узнать сколько "РЕАЛЬНО " времени у вас уходит на тестирование. Ознакомиться с другими курсами по промбезопасности можно на странице - Промышленная безопасность и Олимпокс .

Тема 1. Российское законодательство в области промышленной безопасности
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Конституция Российской Федерации. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Международный опыт регулирования отношений в области промышленной безопасности. Права субъектов Российской Федерации в области регулирования отношений по промышленной безопасности, а также в смежных областях права. Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов. Классификация объектов по степени опасности. Федеральные нормы и правила по промышленной безопасности. Обоснование безопасности опасных производственных объектов. Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственного регулирования промышленной безопасности. Элементы государственного регулирования промышленной безопасности, определенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Требования к осуществлению федерального государственного надзора по промышленной безопасности. Государственная политика Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Тема 2. Российское законодательство в области градостроительной деятельности
Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Строительный контроль. Государственный строительный надзор.

Тема 3. Техническое регулирование. Требования к техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах
Законодательство о техническом регулировании. Политика технического регулирования в таможенном союзе. Объекты технического регулирования. Технические регламенты, их статус, порядок их разработки и принятия. Документы по стандартизации.
Требования законодательства о техническом регулировании к обязательному подтверждению соответствия технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Порядок и условия применения технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах. Исчерпывающий перечень случаев проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на ОПО.

Тема 4. Лицензирование в области промышленной безопасности
Нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности. Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности. Порядок и условия выдачи лицензии. Порядок осуществления лицензионного контроля. Порядок приостановления и аннулирования лицензии. Порядок лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Тема 5. Порядок расследования причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах
Нормативные документы, регламентирующие порядок расследования причин аварий на опасных производственных объектах. Порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления актов технического расследования причин аварий. Порядок расследования и учета несчастных случаев на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Тема 6. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта
Нормативные правовые акты, регламентирующие обязательное страхование гражданской ответственности. Виды страхования. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Принципы идентификации опасных производственных объектов в целях страхования. Требования к организациям, осуществляющим страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов. Порядок возмещения ущерба.

Тема 7. Регистрация опасных производственных объектов
Нормативные документы по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре. Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов. Требования к организациям, эксплуатирующим опасный производственный объект, в части регистрации объектов в государственном реестре. Идентификация опасных производственных объектов для их регистрации в государственном реестре. Требования к регистрации объектов.

Тема 8. Обязанности организаций в обеспечении промышленной безопасности. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности
Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. Обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Обязанности работников опасного производственного объекта. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. Требования по созданию и функционированию систем управления промышленной безопасности на опасных производственных объектах I и II классов опасности. Порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Разработка положения о производственном контроле. Обязанности и права работника, ответственного за проведение производственного контроля. Проверки соблюдения требований промышленной безопасности. Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности. Ответственность за нарушение требований законодательства в области промышленной безопасности. Требования к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Тема 9. Экспертиза промышленной безопасности
Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы экспертизы промышленной безопасности. Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и оформления заключения экспертизы. Объекты экспертизы промышленной безопасности. Этапы экспертизы промышленной безопасности. Требования к оформлению заключения экспертизы.

Тема 10. Декларирование промышленной безопасности. Анализ опасности и риска
Нормативно-правовая основа декларирования безопасности. Основные нормативные и методические документы по проведению анализа опасностей и риска. Принципы и цели декларирования промышленной безопасности. Порядок отнесения производственных объектов к объектам, для которых декларирование является обязательным. Структура декларации безопасности. Порядок разработки и экспертизы декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. Требования к представлению декларации промышленной безопасности. Проведение оценки опасностей и риска.

5. Аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Подготовка может проводиться:

в организациях, занимающихся подготовкой, в очной и дистанционной формах;

в режиме самоподготовки.

6. Организации, занимающиеся подготовкой, должны располагать в необходимом количестве специалистами, аттестованными в порядке, установленном настоящим Положением в соответствии со специализацией.

III. Аттестация по вопросам безопасности специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору

10. Аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций:

а) осуществляющих деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации объекта, транспортированию опасных веществ, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах;

б) разрабатывающих проектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатацией объекта;

в) осуществляющих экспертизу безопасности;

г) осуществляющих предаттестационную подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности;

д) осуществляющих строительный контроль.

11. Аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые (в том числе основных*** организаций), а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии).

Специалисты подрядных и других привлекаемых организаций могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях организации-заказчика.

Аттестация членов аттестационных комиссий филиалов/структурных подразделений организации (без права юридического лица) проводится в аттестационной комиссии организации.

12. Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца:

при назначении на должность;

при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;

при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

В случае изменения учредительных документов и/или штатного расписания организации ранее аттестованные специалисты, должностные обязанности которых не изменились, первичной аттестации не подлежат.

13. Периодическая аттестация специалистов проводится не реже чем один раз в пять лет. Если в нормативном правовом акте в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлены иные сроки периодической аттестации, чем предусмотренные настоящим Положением, то применяются нормы настоящего Положения.

15. Внеочередной аттестации в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подлежат руководитель и/или лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на объекте, на котором произошли авария или несчастный случай со смертельным исходом.

Сведения о лицах, подлежащих внеочередной аттестации в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представляет председателю Центральной аттестационной комиссии руководитель территориального органа на основании акта расследования причин аварии или несчастного случая со смертельным исходом. Указанные сведения предоставляются в двадцатидневный срок с момента завершения расследования аварии или несчастного случая со смертельным исходом.

Допускается проведение внеочередной аттестации в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя.

16. Лица, принимающие решение об аттестации, не должны принимать участие в проведении подготовки.

18. Аттестационные комиссии поднадзорных организаций создаются приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав аттестационной комиссии организации включаются руководители и главные специалисты организации, руководители и начальники управлений, отделов, осуществляющих производственный и другие виды внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности, представители аварийно-спасательных служб и другие высококвалифицированные специалисты. Возглавляет комиссию один из руководителей организации.

По инициативе председателя аттестационной комиссии организации или его заместителя в состав комиссии по согласованию могут включаться представители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, если обязательность их участия не предусмотрена соответствующими нормативными правовыми актами.

19. Аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации. Лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации. График аттестации направляется в соответствующие территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в порядке информирования.

Информация об изменениях:

Приказом Ростехнадзора от 6 декабря 2013 г. N 591 в пункт 20 настоящего приложения внесены изменения

20. В территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию:

руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 5000 человек;

руководители и специалисты экспертных организаций, выполняющих работы для поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору организаций;

специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности;

Информация об изменениях:

Приказом Ростехнадзора от 6 декабря 2013 г. N 591 в пункт 21 настоящего приложения внесены изменения

21. В Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию:

руководители организаций и их заместителей, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, численность работников которых превышает 5000 человек;

члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает 5000 человек;

иные лица по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя на основании обращения поднадзорной организации.

22. Аттестационные комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в тридцатидневный срок рассматривают представленные в секретариаты аттестационных комиссий обращения поднадзорных организаций, в которых работают аттестуемые, о проведении аттестации работников. Рекомендуемая форма обращения поднадзорных организаций приведена в приложении N 3 к настоящему Положению.

24. Результаты проверки знаний оформляются протоколом в двух экземплярах согласно приложению N 1 к настоящему Положению. Один экземпляр протокола направляется в организацию по месту работы специалиста, проходившего проверку знаний.

25. Документы, подтверждающие прохождение аттестации в Центральной аттестационной комиссии или в одной из территориальных аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, действительны на всей территории Российской Федерации.

26. Лица, не прошедшие аттестацию (проверку знаний), должны пройти ее повторно в сроки, установленные аттестационной комиссией. Лица, не прошедшие аттестацию, могут обжаловать решения аттестационной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Председатель _____________________(___________________) Члены комиссии _____________________(___________________) _____________________(___________________) _____________________(___________________) М.П.

Положение
об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение), разработано с учетом социальной значимости обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от внутренних угроз, связанных с обеспечением промышленной, энергетической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений (далее - безопасность).

2. В настоящем Положении изложены требования, учитываемые при организации и проведении обучения и проверки знаний по безопасности рабочих основных профессий организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности этих организаций), осуществляющих строительство, эксплуатацию, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; объекта электроэнергетики; объекта, на котором эксплуатируются электрические, тепловые установки и сети, гидротехнические сооружения (далее - объект), изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах, транспортирование опасных веществ.

3. Если для отдельных категорий рабочих основных профессий нормативными правовыми актами установлены дополнительные требования к обучению и контролю знаний по безопасности, то применяются также требования, предусмотренные этими нормативными правовыми актами.

19. По характеру и времени проведения инструктажи по безопасности подразделяют на:

Вводный;

Первичный;

Повторный;

Внеплановый.

Разработка программ инструктажей по безопасности, оформление их результатов производится в порядке, установленном в организации, поднадзорной Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

20. Вводный инструктаж по безопасности проводят со всеми вновь принимаемыми рабочими независимо от их стажа работы по данной профессии, временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на обучение или производственную практику. Вводный инструктаж проводит работник, на которого приказом по организации возложены эти обязанности. Для проведения отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты. Вводный инструктаж по безопасности проводят в специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий.

21. Первичный инструктаж по безопасности на рабочем месте проводится с рабочими до начала их производственной деятельности. Рабочие, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, инструктаж по безопасности на рабочем месте не проходят. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым индивидуально с практическим показом безопасных приемов работы. Первичный инструктаж по безопасности возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.

22. Все рабочие после проведения первичного инструктажа по безопасности на рабочем месте проходят стажировку на конкретном рабочем месте под руководством опытных работников, назначенных приказом по организации. Этим же приказом определяется продолжительность стажировки (не менее 2 смен).

23. Повторный инструктаж по безопасности на рабочем месте проводится не реже одного раза в полугодие.

24. Внеплановый инструктаж по безопасности проводят:

При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, влияющих на безопасность;

При нарушении требований безопасности;

При перерыве в работе более чем на 30 календарных дней;

По предписанию должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при выполнении ими должностных обязанностей.

25. Первичный инструктаж по безопасности на рабочем месте, а также повторный и внеплановый инструктажи по безопасности проводит непосредственный руководитель работ. Инструктаж по безопасности на рабочем месте завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, проходят его вновь в сроки, установленные работником, проводившим инструктаж.

26. В организациях, указанных в пункте 2 настоящего Положения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном в этих организациях, производственные инструкции. Производственные инструкции разрабатываются на основании квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и/или профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, а также с учетом особенностей технологических процессов конкретного производства. Указанные инструкции находятся на рабочих местах и выдаются под роспись рабочим, для которых обязательно знание этих инструкций. Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по безопасности рабочие проходят проверку знаний инструкций.

Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедуры проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы.

Рабочие периодически проходят проверку знаний производственных инструкций не реже одного раза в 12 месяцев.

Перед проверкой знаний организуются занятия, лекции, семинары, консультации.

Внеочередная проверка знаний проводится:

При переходе в другую организацию;

В случае внесения изменений в производственные инструкции;

По предписанию должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при выполнении ими должностных обязанностей в случаях выявления недостаточных знаний инструкций.

При перерыве в работе по специальности более 12 месяцев рабочие после проверки знаний перед допуском к самостоятельной работе проходят стажировку для восстановления практических навыков.

27. Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по организации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

  • переход от предоставления результата государственной услуги по аттестации специалистов в виде бумажного документа к записи в электронном реестре;
  • перечень категорий работников ОПО, обязанных получать перед аттестацией дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности;
  • закрепление нормы, при которой вместе с заявлением на аттестацию необходимо представлять копии документов об имеющейся квалификации, которая, соответственно, может оцениваться только по результатам получения дополнительного профессионального образования.

Организации уже с 1 ноября 2019 года обязаны проводить аттестации только при помощи Единого портала тестирования (www.gosnadzor.ru/eptb). Функционирование Единого портала тестирования обеспечивается ФБУ «Учебно-методический кабинет» Ростехнадзора (http://www.umkrtn.ru). Кроме того, Ростехнадзор будет вести реестр всех аттестованных лиц, в том числе подтвердивших свои знания в комиссиях организаций.

Перечень категории работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности:

  • работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;
  • работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
  • работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
  • работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.

Нормы постановления, касающиеся применения Единого портала тестирования, вступают в силу с 1 ноября 2019 года. Иные его положения вступили в силу 6 ноября 2019 года.

Постановление породило шквал слухов и домыслов в сети Интернет!
Давайте в них разбираться
Вопрос 1.

После длительного ожидания, а именно 10-ти месяцев, Правительство, определило категории работников, которым необходимо иметь дополнительное профессиональное образование.

По сути, ничего нового правительство не написало. Кто проходил аттестацию по промышленной безопасности, те специалисты и будут проходить, только при этом должны будут предоставить для аттестации документы, подтверждающие образование.

Вопрос 2.

Раньше нужно было подавать обращение поднадзорной организации о проведении аттестации, сейчас подается заявление об аттестации. Подписывать заявление вправе только руководитель или лицо, действующее по доверенности. И скорее всего, необходимо будет прикладывать доверенность на право подписи. С заявлением необходимо предоставлять копию документа о прохождении обучения по повышению квалификации в области промышленной безопасности.

В приказе № 116 ФЗ, сказано, что типовые программы обучения по промышленной безопасности должны согласоваться в Ростехнадзоре и пройти утверждение в МЧС.

По состоянию на 05.11.2019 года, типовые программы ДПО не утверждены и не согласованы. Что сейчас должны предоставлять организации, которые подают документы на аттестацию непонятно.

При этом некоторые учебные центры, уже рьяно обзванивают, и предлагают обучение. Но непонятно, на основании каких программ они это делают. Или лишь бы провести обучение, а там примет Ростехнадзор эти документы об образовании или нет, это проблема организации?

Ситуация когда нормативный документ, изменяющий порядок обучения и аттестации уже принят, а типовые программы не утверждены, к сожалению встречается. Специалисты Уральского управления Ростехнадзора прокомментировали что пока тех слушателей, кто подавал заявки до 12.11.19 г. будут вызывать на аттестацию в прежнем формате. Новые документы принимать не будут, или, если примут, то будут возвращать с отказом. Пока советуем подождать развития ситуации. Как только типовые программы обучения будут приняты, появится возможность обучения по новым правилам.

Но нет единых требований к аттестации и подачи документов в разных управлениях Ростехнадзора. Единые требования - это еще один вопрос, решение которого потребует некоторого времени.

Вопрос 3.

Пункты 14, 15, 16 касаются Единого портала тестирования. Тут тоже возникает немало вопросов. Исходя из текста Постановления, специалисты, зарегистрированные на Едином портале тестирования, смогут подавать документы для аттестации его посредством, через интернет.

14. В территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору указанные в пункте 13 настоящего Положения документы могут быть представлены (направлены) на бумажном носителе непосредственно или посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронный документ), через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) или Единого портала тестирования в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gosnadzor.ru/eptb) (далее - Единый портал тестирования).

15. В случае несоблюдения заявителем формы заявления об аттестации или в случае представления документов, указанных в пункте 13 настоящего Положения, не в полном объеме принявший заявление об аттестации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) оставляет заявление об аттестации без рассмотрения.

16. Федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), в который представлено заявление об аттестации, уведомляет заявителя об оставлении заявления об аттестации без рассмотрения (с мотивированным обоснованием причин отказа) или о дате, времени и месте проведения аттестации организацию, представившую заявление об аттестации, не позднее 5 рабочих дней со дня его поступления. Территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору направляет такое уведомление заявителю посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или электронного документа через сеть "Интернет", в том числе посредством Единого портала или Единого портала тестирования (в форме, указанной в заявлении об аттестации).

На Федеральном портале Ростехнадзора размещен Временный порядок проведения аттестации. В этом документе разработана новая форма заявления. Но пока непонятно также как работает Единый портал, процедура регистрации, стоимость подключения и т.п.

Также во временном регламенте определен круг заявителей, из которого непонятно, смогут ли учебный центры подавать документы на аттестацию за своих слушателей, или это смогут делать только слушатели и их работодатели.

АНО ДПО "ЦПР Профи" проводит обучение по направлениям:

Вопросы, которые возникают у слушателей и учебных центров:
  • Будут-ли совпадать тестовые вопросы в программе Олимпокс (в которой проходит аттестация сейчас) и на Портале тестирования? Или это совершенно новая система с другими вопросами? Или эти две системы будут существовать параллельно?
  • Возможно-ли будет проходить аттестацию по промышленной безопасности на Портале не посещая Ростехнадзор?
  • Как будет подтверждаться личность аттестуемого?
  • Если посещение Ростехнадзора остается необходимым для прохождения аттестации, для чего тогда организациям покупать доступ в данный портал? Для отслеживания аттестованных сотрудников Ростехнадзором!
Вопрос 4.

Стоит отметить п.21 Постановления. В нем говорится о том что срок оформления протоколов 3 дня со дня проведения аттестации. Это существенно ускоряет процедуру получения протоколов, мы очень надеемся, сроки будут соблюдаться и изменений в сторону их увеличения не предстоит.

п.21. Результаты аттестации, а также результаты рассмотрения апелляции на решения, действия (бездействие) территориальных аттестационных комиссий оформляются протоколом заседания аттестационной комиссии, а также протоколом центральной аттестационной комиссии в течение 3 рабочих дней со дня проведения аттестации или рассмотрения апелляции.

Пункт.22., в котором говорится о предоставлении выписки из протокола. В связи с изменением сроков оформления протоколов не понятно для чего она нужна. Если протокол будет выдаваться слушателю через 3 дня после аттестации и данные о нем будут заноситься в реестр, о котором речь пойдет дальше. Неясен также механизм ознакомления работника с выпиской в течение 3 дней, в случаях отсутствия работника. Например, если работник уехал в командировку, на вахту и т.д.?

п.22. Выписка из протокола заседания территориальной аттестационной комиссии направляется организации, представившей заявление об аттестации, посредством направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или электронного документа через сеть "Интернет", в том числе посредством Единого портала или Единого портала тестирования. Организация должна ознакомить работников с результатами проведения аттестации в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной выписки.

Выписка из протокола заседания центральной аттестационной комиссии направляется аттестуемому лицу, представившему апелляцию, посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или электронного документа через сеть "Интернет", в том числе посредством Единого портала или Единого портала тестирования.

Теперь о реестре. п.23 предполагает ведение реестра лиц, аттестованных по промышленной безопасности.

п.23. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ведет реестр лиц, аттестованных центральной аттестационной комиссией, территориальными аттестационными комиссиями и аттестационными комиссиями организаций (за исключением организаций, обеспечивающих безопасность государства) (далее - реестр), в порядке, установленном указанной Службой.

Федеральные органы исполнительной власти, организующие проведение аттестации в ведомственных аттестационных комиссиях, ведут ведомственные реестры лиц, аттестованных ведомственными аттестационными комиссиями и аттестационными комиссиями организаций, обеспечивающих безопасность государства (далее - ведомственный реестр). Порядок ведения ведомственного реестра устанавливается федеральным органом исполнительной власти, организующим проведение аттестации в ведомственной аттестационной комиссии.

Сразу возникает вопрос:

Кто сможет видеть данный реестр? Будет-ли он находиться в общем доступе или нужно будет посылать запрос в Ростехнадзор? Пока не ясно. Общедоступный реестр, по нашему мнению, это возможность «убить двух зайцев» как минимум: исключить подделки протоколов и избежать коррупции в РТН.

Далее, рассмотрим п.27 . Уведомление о внесении изменений в реестр или ведомственный реестр направляется работнику, представившему заявление о внесении таких изменений, в день их внесения. Предположим, что организация зарегистрировалась на Едином портале тестирования. Каким образом подается заявление о изменении сведений, содержащихся в реесте? Каким образом Ростехнадзор будет отправлять работнику? Куда? Как быть в случаи утери, в случаи перехода специалиста в другую организацию, и если ему не отдали на руки протокол об аттестации? Пока эти вопросы предстоит проработать, механизм осуществления данного пункта пока не ясен.

П.27 Уведомление о внесении изменений в реестр или ведомственный реестр направляется работнику, представившему заявление о внесении таких изменений, в день их внесения.

Территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору направляет такое уведомление посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или электронного документа через сеть "Интернет", в том числе посредством Единого портала (в форме, указанной в заявлении о внесении изменений).

И наконец, п.29.

Он гласит что пользование Единым порталом тестирования осуществляется без взимания платы в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Можно предположить что при подключении к Единому порталу будет взиматься единоразовый платеж. В дальнейшем тестирование будет происходить без взимания платы. Но очень вероятно, что за выдачу протокола будет взиматься госпошлина. Впрочем, опять же надо набраться терпения и подождать пока будет проработан механизм реализации Постановления.

Вопросов пока больше, чем ответов.

Ждем согласование и утверждения программ ДПО в области промышленной безопасности.

Вероятнее всего стоит ожидать принятия приказа о приостановлении действия Постановления до момента принятия типовых программ обучения.

Пока в Уральском Ростехнадзоре взяли паузу и не комментируют новое постановление! Ждали официальный документ о новом регламенте работы, который сейчас опубликован, но вопросов по прежнему остается много.

смотрите на нашем канале

АНО ДПО "ЦПР Профи" проводит обучение по направлениям:

Промышленная безопасность

Работы на высоте

Электробезопасность

    Б.1.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих химически опасные производственные объекты

    Б.1.2. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих объекты нефтепереработки

    Б.1.3. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих объекты химии и нефтехимии

    Б.1.5. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих объекты, использующие хлор

    Б.1.6. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих производства минеральных удобрений

    Б.1.7. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих аммиачные холодильные установки

    Б.1.9. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих эксплуатацию газоперерабатывающих заводов и производств

    Б.1.10. Аттестация руководителей и специалистов организаций электроэнергетики, эксплуатирующих объекты нефтехимии в электроэнергетике

    Б.1.11. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование объектов химической промышленности

    Б.1.12. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование объектов химической и нефтехимической промышленности

    Б.1.13. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование объектов нефтеперерабатывающей промышленности

    Б.1.14. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация химически опасных производственных объектов

    Б.1.15. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов химической и нефтехимической промышленности

    Б.1.16. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов нефтеперерабатывающей промышленности

    Б.1.17. Аттестация руководителей и специалистов о порядке безопасного проведения ремонтных работ на химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих опасных производственных объектах

    Б.1.19. Аттестация руководителей и специалистов организаций по организации безопасного проведения газоопасных работ

    Б.1.22. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих компрессорные установки с поршневыми компрессорами, работающими на взрывоопасных и вредных газах

    Б.1.23. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих стационарные компрессорные установки, воздухопроводы и газопроводы

    Б.1.25. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих производство водорода методом электролиза воды

    Б.1.26. Утратили силу, на основании приказа Ростехнадзора



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх