Право собственности на природные ресурсы термины. Право собственности на природные объекты и ресурсы. Объекты права собственности на природные ресурсы

Экономические процессы представляют собой тонкий баланс между спросом и предложением, совокупным производством и продажами. Чем стабильнее это равновесие, тем гармоничнее происходит развитие национального хозяйствования, и растет благосостояние населения.

Но в экономике страны с рыночной системой торговых отношений существуют колебания. Они циклически повторяются. Такое движение обуславливает фазы экономического цикла. Любой тренд развития национального хозяйствования проходит эти стадии. Учитывая подобное движение, можно точнее спрогнозировать финансово-экономическое состояние государства в разный период времени и скорректировать негативные последствия возможных скачков.

Цикличность

Фазы экономического цикла существуют благодаря неравномерности процессов в народном хозяйствовании. Подъемы сменяются спадами, и наоборот. Последовательность фаз экономического развития характеризуется цикличностью. Начиная с 1825 г. по такому сценарию происходит движение каждой страны. Именно в этом году разразился первый финансово-экономический масштабный кризис.

Производство сначала расширяется, а затем замирает. Порой спад деловой активности просто колоссальный. Рост сменяется фазой спада экономического цикла. Это характерно для любого движения тренда благосостояния экономики страны. Такое движение называется цикличностью. Она имеет характерную особенность. Движение циклической функции происходит по спирали, а не по кругу. Поэтому общая тенденция приводит к росту благосостояния общества.

Что такое экономический цикл?

Теория экономических циклов исследует поведение системы в различных точках кривой развития национального хозяйствования. Это позволяет установить причины колебаний и спрогнозировать их в будущем.

Экономический цикл - основной объект теории развития национальной хозяйственной деятельности. Он представляет собой колебания показателей активности. К ним относят ВНП, общее число продаж, уровень цены, безработицу, количество инвестиций, загруженность производственных мощностей.

За один цикл кривая развития тренда проходит определенные стадии. Это фазы. Их экономический цикл насчитывает 4 основных точки: бум, спад, кризис, оживление. Цикличность способствует регулировке процессов системы и их соответствию изменчивым условиям ведения хозяйства. Все колебания разные. Но циклы имеют много общего.

Причины колебаний

Теория экономических циклов изучает причины, способные вызвать колебания системы. Существует множество факторов, которые могут нарушить равновесие. К ним относят природные колебания, войны, революции, выборы, недостаточность потребления, а также рост населения. Важен также настрой инвесторов, наличие технологических нововведений, инноваций.

Все существующие причины можно свести в одну. Это несоответствие между совокупным спросом и предложением. Изменению подвергается один фактор, а второй остается неизменным. Из-за этого возникают фазы цикла, которые характеризуются определенными качествами.

Фаза снижения активности

Одной из фаз цикла является финансово-экономический кризис. Его еще называют сжатием, спадом. Кризису присущи определенные черты. Первоначально падает потребление. При этом предложение растет, накапливаются запасы. Чтобы их реализовать быстрее, предприятие вынуждено снижать цену. Затем падают объемы производства. Многие компании претерпевают банкротство или крах. Сокращение производства ведет к безработице и снижению доходов населения. Ухудшается уровень жизни. Обычные люди и организации начинают искать источники дополнительного финансирования. Поэтому растет кредитная ставка, плата за пользование заемным капиталом.

Самым знаменитым спадом экономического цикла признан кризис 1929-1933 гг. Он охватил множество стран, привел к реальному снижению доходов населения на 58 %.

Депрессия

Апогей кризиса наблюдается в фазе достижения дна - самой низкой точке спада производственной активности. Она еще называется депрессией.

Фаза спада экономического цикла заканчивается. Происходит поворотный момент. Стабилизируется уровень цен, прекращается сокращение производства. Запасы компаний приходят в норму, а также стабилизируется ссудный процесс. Деловая активность в этой точке такая низкая, что падает спрос даже на заемный капитал.

В точке дна цикла наблюдается самый большой уровень безработицы. Выходу из кризиса способствует стабилизация цен. Процесс роста начинается с этой точки.

Фаза оживления

Рост экономики происходит в фазе оживления. Здесь наблюдается постепенный рост производства. Увеличивается деловая активность предприятий, люди получают больше зарплаты, открываются новые рабочие места.

У населения повышается покупательская способность. Это ведет к росту цен. Чтобы удовлетворить увеличивающийся спрос, компании закупают новое оборудование. Из-за этого возрастает потребность в деньгах. Ссудный процент снова повышается.

В этом периоде экономика неумолимо приближается к докризисному уровню развития. Так как цикличность - это процесс развития, скоро фаза роста приводит национальное хозяйство к черте, которую оно достигло в прошлом цикле. И начинается последняя стадия.

Фаза бума

Фаза подъема экономического цикла ведет систему вверх. Она достигает предкризисного уровня развития и превышает его. Эта стадия называется экспансией, расширением, бумом. В это время безработица минимальна. Наблюдается рост доходов населения. Соответственно покупательской способности предприятия устанавливают самые высокие цены на свою продукцию. Производство совершается на пределе своих возможностей. Спрос превышает предложение.

Это продолжается до самой верхней точки цикла. В ней цена устанавливается на таком высоком уровне, что потребление начинает снижаться. Вновь возникают проблемы сбыта. Это начало новой фазы экономического цикла. Он входит в точку спада.

Все эти процессы способствуют появлению цикличности. Однако регулярность таких колебаний характерна только для рыночной экономики. У смешанной системы управления хозяйственной деятельностью последовательность нарушена. Некоторые особенности фаз также подверглись изменениям.

Разновидности циклов

Последовательность фаз экономического цикла чаще всего одинаковая. Но продолжительность самого периода, за который происходит полная смена точек на кривой деловой активности, разная. Существуют столетние, классические, короткие и длинные циклы.

В первом случае фазы сменяют друг друга с продолжительностью более века. К длинным относятся циклы в 50-70 лет. Классические разновидности продолжаются 10-12 лет. Если спад деловой активности длинного и среднего цикла совпадают, происходят самые разрушительные для экономики процессы.

Средние колебания связаны с массовым обновлением необоротного капитала. Самые короткие циклы имеют продолжительность всего 2-3 года.

Выделение разных видов длин колебаний связано с использованием различных видов капитала в экономике. Продолжительность фаз бывает самая разная. Она зависит от причин, вызвавших кризис, а также от особенностей страны.

Следует также различать циклические и нециклические колебания. В первом случае изменяются все показатели в существующих отраслях. Нециклические колебания затрагивают лишь некоторые отрасли и экономические показатели. Их характер местный и связан с другими причинами, не влияющими на общую деловую активность (например, сезонный товар, повышение спроса перед праздниками и т. д.).

Изучив фазы экономического цикла, можно совершать более адекватное прогнозирование в области колебаний деловой активности. Это позволяет уменьшить разрушительный характер кризиса и поднять черту роста производства.

На самом деле развитие экономики происходит не по прямой линии (тренду), определяющей экономический рост, а с постоянным отклонением от тренда, со спадами и подъемами, т.е. циклически (рис.1). Деловые или экономические циклы (business cycle) - периодические подъемы и спады в экономики, а также колебания деловой активности. Данные колебания являются непредсказуемыми и нерегулярными, поэтому термин «цикл» здесь используется достаточно условно.

Цикл обладает двумя экстремальными точками:

  • Точка пика (peak), которая соответствует максимуму деловой активности.
  • Точка дна (trough), соответствующая минимуму деловой активности, т.е. максимальному спаду.

Как правило, экономические циклы делятся на две фазы. Первая фаза называется фазой спада или рецессии (recession) и длиться она от пика до дна. При длительном и глубоком спаде возникает депрессия (depression). Вторая фаза называется фазой подъема или оживления (recovery), и она продолжается от дна до пика.

Помимо этого имеется и другой подход, который разделяет экономические циклы на четыре фазу. Однако здесь не выделяют экстремальные точки, поскольку считается, что при достижении экономикой максимума или минимума деловой активности она находится в этом состоянии достаточно продолжительный период времени. Итак:

  • I фаза – бум (boom), характеризуется максимальной активностью в экономике. Это период сверхзанятости и инфляции. В этом состоянии экономику называют «перегретой» («overheated economy»).
  • II фаза – спад (recession или slump), характеризуется постепенным возвращением экономики к уровню тренда, сокращением уровня деловой активности, приближением фактическое ВВП к своему потенциальному уровню и падением ниже тренда, что переводит экономику в третью фазу.
  • III фаза – кризис (crisis) или стагнация (stagnation). Наблюдается реценсионный разрыв в состоянии экономики, при котором фактический ВВП ниже потенциального. Этот период характеризуется недоиспользованием экономических ресурсов, т.е. высокой безработицей.
  • IV фаза – оживление или подъем, при котором экономика начинает постепенно выходить из кризисного состояния, а фактический ВВП растет к потенциальному уровню, после чего превосходит его, стремясь достигнуть максимума, что возвращает ситуацию к первой фазе.

Причины экономического цикла

В экономической теории отмечается, что экономические циклы возникают по причине самых различных явлений: уровень солнечной активности, революции, военные перевороты, выборы президентов, высокие темпы роста населения, недостаточный уровень потребления, настроение инвесторов, ценовые шоки, технические и технологические нововведения и многое другое. В действительности все когда-либо перечисленные причины можно объединить в одну – несоответствие между совокупным спросом и предложением, а также совокупными расходами и объемом производства. В связи с этим циклическое развитие экономики можно пояснить несколькими аспектами. Во-первых, это изменение совокупного спроса при стабильном значении совокупного предложения. Во-вторых, это изменение совокупного предложение при стабильном значении совокупного спроса.

Допустим, экономические циклы возникают по причине изменения совокупного спроса или расхода. Рассмотрим пример того, как поведут себя эти показатели на каждой фазе цикла (рис. 2.(а)).

Фаза бума характеризуется наступлением момента, при котором не возможно будет продать весь произведенный объем производства, т.е. совокупные расходы будут ниже выпуска. В результате появляется затоваривание, что приводит к увеличению запасов на предприятиях. Это в свою очередь приводит к свертыванию производства, которое становится причиной увольнения работников и роста уровня безработицы. В итоге совокупный доход и, следовательно, совокупный расход снижается. В первую очередь такие экономические циклы проявляются в снижении спроса на товары длительного пользования и падением спроса предприятий на инвестиции , что приводит снижению краткосрочной ставке процента. Как правило, в таких условиях долгосрочная ставка возрастает за счет продаж облигаций в условиях сниженного дохода и нехватки наличных денег. Снижение совокупного дохода уменьшает налоговые поступления в бюджет государства, что приводит к росту величины государственных трансфертных выплат и дефициту государственного бюджета. Предприятия пытаются реализовать свою продукцию посредством снижения цен, что приводит к дефляции.

Вскоре предприятия сталкиваются с ситуацией, когда продукция не продается даже по более низким ценам. В этом случае компания может прибегнуть к нескольким решениям. Во-первых, это приобретение более производительного оборудования, которое позволит продолжить производство товара при меньших издержках. Таким образом, предприятие сможет снизить цену на продукцию, не уменьшив тем самым величину прибыли. Во-вторых, предприятие может заняться производством нового вида товаров, которое требует технического переоснащения. В обоих случаях можно добиться увеличения спроса на инвестиционные товары, что позволит расширить производство в отраслях, которые производят инвестиционные товары. В результате в этой сфере наблюдается оживление, которое приводит к увеличению занятости, росту прибыли предприятия, увеличению совокупного дохода. С ростом доходов растет и спрос в отраслях, которые производят потребительские товары, а также расширяется производство этих товаров. Данные процессы постепенно охватывают всю экономику. Таким образом, экономические циклы переходят к фазе подъема.

С ростом спроса на товары длительного пользования и инвестиции возникает удорожание кредита, т.е. растет краткосрочная ставка процента. При этом наблюдается снижение долгосрочной ставки процента, так как растет спрос на облигации и повышаются цены на ценные бумаги. Растет уровень цен. Увеличиваются налоговые поступления. Сокращаются трансфертные выплаты. Дефицит государственного бюджета уменьшается, что дает возможность появлению профицита. С подъемом экономики и ростом деловой активности экономические циклы переходят в фазу «перегрева» экономики, что приводит к очередному спаду.

Итак, экономические циклы основываются на изменении инвестиционных расходов, поскольку инвестиции являются самой нестабильной частью совокупного расхода (совокупного спроса).

На рисунке 2 экономические циклы представлены графически посредством модели AD-AS. На рисунке 2 (а) изображен экономический цикл с изменением совокупного спроса (совокупных расходов), а на рисунке 2 (б) – экономический цикл с изменением совокупного предложения (совокупного выпуска).


Стоит отметить, что в условия, когда причиной спада в экономики является уменьшение совокупного предложения, в основном все показатели ведут себя так же, как и в случае сокращения совокупного спроса (совокупного расхода). Исключением является показатель общего уровня цен, который растет с углублением спада. Такая ситуация называется «стагнация» и характеризуется одновременным спадом производства и ростом уровня цен. Из подобного спада выходят, как правило, за счет инвестиций, которые увеличивают запас капитала в экономики и позволяют вырасти совокупному предложению.

Показатели экономического цикла

Показатель темпа экономического роста (rate of growth – g) является главным индикатором фаз цикла. Его расчет ведется по следующей формуле:

g = [(Yt – Yt1) / Yt1] x 100%, где

Yt – реальный ВВП текущего года,

Yt1 – реальный ВВП предыдущего года.

Таким образом, экономические циклы этим показателем характеризуются как процентное изменение реального ВВП в каждом последующем году в сравнении с предыдущим. Если эта величина положительно, то экономические циклы находятся в фазе подъема, в противном случае – в фазе спада. Расчет этого показателя ведется раз в год, а значение используется для характеристики темпов экономического развития.

Помимо этого экономические циклы на разных фазах характеризуются различными показателями, которые зависят от поведения экономических величин. Среди них выделяют:

  • Проциклические показатели, которые растут в фазе подъема и падают в фазе спада (объем продаж, величина совокупных доходов, реальный ВВП, прибыль фирм, объем импорта, объем трансфертных выплат, величина налоговых поступлений).
  • Контрциклические показатели, которые растут в фазе спада и падают в фазе подъема (величина запасов фирм, уровень безработицы).
  • Ациклические показатели, величина которых не связана с фазами цикла, так как они не имеют циклического характера (объем экспорта, норма амортизации, ставка налога).

Виды экономических циклов

Классифицируют экономические циклы в зависимости от их продолжительности:

  • столетние циклы, чья продолжительность составляет сто и более лет;
  • «циклы Кондратьева», которые длятся 50-70 лет. Свое название они получили от выдающегося русского экономиста Н.Д. Кондратьева, который разработал теорию «длинных волн экономической конъюнктуры»;
  • классические циклы, длящиеся 10-12 лет и характеризующиеся массовым обновлением основного капитала;
  • циклы Китчина, чья продолжительность составляет 2-3 года.

Таким образом, экономические циклы различаются на разные виды на основании продолжительности функционирования того или иного физического капитала в экономике. К примеру, столетние циклы определяются появлением научных открытий и изобретений, производящих настоящий переворот в технологии производства. Длинноволновые циклы Кондратьева основываются на продолжительности срока службы промышленных и иных сооружений и зданий, т.е. на пассивной части физического капитала. «Классические» циклы характеризуются продолжительностью в 10-12 лет, в течение которых наблюдается физический износ оборудования, т.е. активной части физического капитала. Стоит отметить, что современные условия ставят на первое место при замене оборудования не физический, а моральный износ. Другими словами со временем появляется более производительной и совершенное оборудование, в результате чего возникает необходимость замены устаревшей техники. Как правило, новые технические и технологические решения разрабатываются каждые 4-6 лет, однако этот цикл постепенно сокращается. Также многие экономисты отмечают, что экономические циклы по продолжительности зависят от массового потребительского обновления товаров длительного пользования, которые происходят с периодичностью в 2-3 года.

В современной экономике отмечается, что экономические циклы в настоящее время по продолжительности фаз и амплитуде колебаний могут быть самыми разнообразными. В первую очередь это зависит от причин возникновения кризиса и особенностей экономики конкретной страны (степень государственного вмешательства, доля и уровень развития сферы услуг, характер регулирования экономики, условия развития и применения научно-технической революции).

Очень важно при этом различать циклические и нециклические колебания. В этом плане экономические циклы характеризуются изменением всех показателей и охватыванием всей отрасли или сектора. В свою очередь нециклические колебания сопровождаются изменением деловой активности только в отдельных отраслях, которые носят сезонный характер работ, а также изменяются только некоторые экономические показатели.




Право пользования - это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества.

Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.

Праве владения;

Праве пользования;

Праве распоряжения.

Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании. Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории данной республики, иного автономного образования. Если же природный объект географически расположен на территории нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости - с участием РФ. Право владения землей и иными природными объектами является абсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов Федерации. Собственником право владения реализуется через право хозяйственного ведения экологопользователей.

Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”, и которые конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.

Очень важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:

Установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;

Взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколько сужено, и к нему больше подходит термин “определение юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.

Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

1. Понятие права собственности на природные ресурсы и его формы.

2. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы и его содержание.

3. Основания возникновения и прекращения права собственности. Формы и методы его обеспечения.

4. Право природопользования: принципы, объекты и субъекты, правовая классификация видов природопользования.

5. Основания возникновения и прекращения права природопользования.

Понятие права собственности на природные ресурсы и его формы.

Понятие собственности на природные ресурсы рассматривают в двух аспектах:

1) как экономическую категорию - когда собственность на природные ресурсы представляет собой систему общественно-экономических отношений по поводу присвоения средств производства и предметов потребления, в роли которых выступают именно природные ресурсы, в процессе общественного производства;

2) как юридическую категорию - когда собственность на природные ресурсы являются результатом закрепления правовыми нормами экономических общественных отношений по поводу присвоения природных ресурсов, то есть отношений владения, пользования и распоряжения этими ресурсами лицами, юридически признаны владельцами соответствующих богатств природы.

Право собственности на природные ресурсы - система юридических норм и иных правовых средств, регулирующих правоотношения на землю, недра, леса, растительный и животный мир, объекты природно-заповедного фонда и обеспечивают реализацию полномочий собственников и пользователей по владению, пользованию и распоряжению этими ресурсами.

Право владения природными ресурсами представляет собой фактическое владение уполномоченным лицом объектом, осуществление хозяйственного господства над присвоенными природными ресурсами и устранения всех других лиц от их фактического присвоения.

Право владения всегда должно иметь ту или иную правовую основание - титул. Основанием владения собственника является его право собственности. Для других лиц таким основанием может быть соглашение с владельцем, административный акт и другие юридические факты. Экологическое право признает лишь титульное владение. Если лицо фактически владеет отдельным природным объектом, но без должного основания (титула), она считается незаконным владельцем.

Право пользования природными ресурсами следует понимать как признание законом возможности их хозяйственной эксплуатации и извлечения из них полезных свойств и доходов.

Такое право пользования природными ресурсами владельца имеет отличия от права пользования природными ресурсами несобственника. Оно как и другие правомочия (например, права и обязанности) владельца не может быть ограничено сроками, осуществляется владельцем самостоятельно, не предусматривает вмешательства других лиц, не являющихся собственниками. В некоторых случаях при осуществлении права пользования природными ресурсами, например, в случае заготовки древесины, сбора лекарственных растений и т.п. имеет место не только пользования, но и распоряжения соответствующими лесными ресурсами, так как в качестве таковых они прекращают существование. Право пользования лиц, не являющихся собственниками, производное и находится в зависимости от права собственности.

Право распоряжения природными ресурсами - это признанная за владельцем и гарантированная ему возможность совершать действия (купля-продажа, дарение, обмен, другие), направленные на изменение юридического статуса, экономического назначения или состояния природных объектов, определения их юридической судьбы.

Различают объективное и субъективное право собственности на природные ресурсы (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Трактовка понятия право собственности на природные ресурсы

Право собственности на природные ресурсы имеет специфические особенности, связанные с экологическим содержанием последних:

Право собственности не является всеобъемлющим, поскольку не все природные ресурсы по своим свойствам могут находиться в собственности, а только те из них, которые являются относительно стабильными, подлежащих индивидуализации (земля, ее недра, воды, леса и животный мир). Другие элементы природной среды не способны по объективным свойствам быть объектами собственности (атмосферный воздух, ветровая и солнечная энергия и т.д.);

Природные ресурсы, хотя и являются самостоятельными объектами собственности, однако находятся в неразрывной экологическом взаимосвязи друг с другом, их нельзя отделять от природной среды;

Природные ресурсы как объект природного происхождения составляют национальное богатство Украины.

Формы собственности на природные ресурсы - юридически оформленные направления субъектно-объектной принадлежности природных ресурсов и их организационно-правовое обеспечение.

В Украине выделены три основные формы собственности - государственная, коммунальная (территориальных общин) и частная (граждан и юридических лиц).

Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе общественных отношений по природопользованию и охране окружающей природной среды.

Право собственности как юридическая категория может пониматься в двух значениях - субъективном и объективном.

Право собственности в субъективном смысле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.

Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19), Водном кодексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ "О недрах" (ст. 1-2), Федеральном Законе "О животном мире" (ст. 4) и др.

Осуществляемые в нашей стране реформы, направленные на формирование рыночной экономики, затрагивают в первую очередь отношения собственности. Конституция РФ и действующее законодательство исходят из признания многообразия и равноправия различных форм собственности. В настоящее время в Российской Федерации юридически признаются и защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности на природные ресурсы.

Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы

Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.

Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадлежат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кроме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).

Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права государственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соответствующих темах данного учебного пособия.

Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из признака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В частности, такими объектами являются:

  • - земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществления других функций федеральных органов государственной власти;
  • - земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
  • - земельные участки и другие природные объекты государственных природных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;
  • - виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
  • - виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
  • - месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
  • - лесной фонд РФ и леса на землях обороны;
  • - водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ;
  • - естественные ресурсы морской экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • - иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.

В муниципальной собственности - собственности муниципальных образований (городов, районов, поселков и т.д.) - могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность - деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и др.

Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлежностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства.

Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования - это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх