Преступность как явление в обществе. Преступность - это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой. Презентация на тему "предупреждение преступности" Презентация на тему можно ли победить преступность

Слайд 2

Стили воспитания ребенка, деформирующие личность:

Жестокое обращение, побои, лишение пищи, изгнание из дома; Перехваливание ребенка, независимо от того что он совершил; Попустительство, безразличие, отсутствие реакции родителей как на хорошие, так и на дурные или ошибочные поступки; Чрезмерная придирчивость к ребенку, подозрительность, наказание за мелочи. * 10% несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления, заявили, что они были не любимы родителями.

Слайд 3

Преступая карьера подростка

I этап – плохая учеба в школе; IIэтап – наказания со стороны родителей и как следствие отчуждение от семьи; IIIэтап – поиски себе подобных; IV этап – совершение преступлений.

Слайд 4

Модель Ермакова, Гуськова, Савинковой:

Негативные условия жизни и воспитания: Негативные особенности личности: антиобщественное поведение родителей; алкоголизм, нервно-психические заболевания родителей; низкий уровень культуры в семье; унижение достоинства подростка; поощрение или сокрытие аморального и противоправного поведения подростка (безнаказанность). прежняя судимость; сужение круга интересов и потребностей; завышенная самооценка; безразличие к другим людям; пьянство, наркомания; побеги из дома, воспитательных учреждений; ранние половые связи; привычка к присвоению чужого; насилие над более слабыми товарищами.

Слайд 5

Модель Абызова:

Факторы, способствующие совершению преступления: Факторы, препятствующие совершению преступления: Потребление спиртных напитков; Негативное влияние родителей; Общение с лицами, ранее совершавшими преступления; Незанятость общественно полезной деятельностью; Совершение преступления в прошлом; Повышенная внушаемость; Недостаточный контроль со стороны семьи, школы, общественности. Наличие жизненной перспективы; Осознание своего отрицательного поведения; Независимость от влияния неформальной группы; Неупотребление спиртных напитков; Наличие социально полезных увлечений; Отсутствие связей с антиобщественной средой; Отсутствие негативных влияний в семье.

Слайд 6

Модель Закалюка:

  • Слайд 7

    Стадии индивидуально профилактического воздействия:

    I стадия: знакомство с личностью и окружающей её средой; II стадия: меры индивидуальной профилактики; III стадия: меры по пресечению правонарушений непреступного характера – с целью предотвращения преступных действий; IV стадия: меры по предотвращению замышляемых и подготавливаемых преступлений; V стадия: контроль и проверка эффективности индивидуальной профилактической работы.

    Слайд 8

    Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции"

    II. Участковый уполномоченный: 7.2.3. Должен знать население административного участка, характер его занятости, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру проживающего населения. 7.2.5. Должен знать места концентрации лиц с противоправным поведением, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления. 7.3. Должен проводить не реже одного раза в полугодие поквартирный (подворный) обход административного участка. 8.4. В целях обеспечения личной безопасности граждан участковый уполномоченный должен участвовать в установленном порядке в обеспечении защиты граждан от лиц, входящих в группы риска. 9.11. Участковый уполномоченный в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений должен проверять на причастность к совершенным преступлениям ранее судимых лиц, другие категории правонарушителей, состоящих на профилактическом учете, а также жителей административного участка с противоправным поведением.

    Слайд 9

    ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних»

    Статья 4. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.

    Посмотреть все слайды

    Понятие профессиональной преступности Профессиональная
    преступность
    самостоятельный вид преступности, включающий
    совокупность
    преступлений,
    совершенных
    преступниками-профессионалами, деятельность
    которых на основе специальных знаний, опыта и
    навыков носит устойчивый характер и является
    источником средств существования.

    Основные признаки профессиональной преступности

    Преступный промысел;
    Специализация;
    Квалификация;
    Постоянный доход;
    Принадлежность к криминальной среде.

    К важным дополнительным элементам связи профессионалов с криминальной средой относятся:

    Знание специального жаргона;
    Присвоенные им уголовные клички;
    Криминальные татуировки.

    Знания и навыки профессионализма приобретаются 2мя способами:

    Непосредственное обучение
    под руководством
    профессионала
    Метод «проб и
    ошибок»

    Характеристика криминального профессионализма

    Профессиональные воры
    Мошенники
    Фальшивомонетчики
    Профессиональные убийцы
    Вымогатели (рэкетиры)
    Грабители

    Профессиональные воры: «Медвежатники» – похитители денег из сейфов.

    Карманники
    относятся
    к
    высококвалифицированным
    уголовникам.
    Карманные
    кражи часто совершаются в
    людных местах.
    По
    месту
    совершения
    различают
    следующие
    специализации:
    1. Рыночники;
    2. Кроты;
    3. Майданщики;
    4. Маршрутники;
    5. Магазинщики;
    6. Театральщики;
    7. Уличные.

    Профессиональные воры: «Карманники»

    По
    способу
    совершения
    преступления:
    1. Технари;
    2. Рыболовы;
    3. Хирурги;
    4. Щипачи;
    5. Ширмачи;
    6. Трясуны;
    7. Сумочники.
    В
    среднем
    карманники
    совершают 25-30 краж в месяц.

    Домушники совершают кражи
    личного имущества граждан с
    проникновением в жилище.
    К основным специализациям
    квартирных воров относятся:
    1. Фомичи;
    2. Ключники;
    3. Взломщики;
    4. Форточники;
    5. Балконщики;
    6. Дубило;
    7. Обходчики.

    Профессиональные воры: «Домушники»

    В среднем квартирный вор
    совершает 1-2 кражи в месяц
    после
    серьезной
    предварительной подготовки.
    Есть такие категории, как
    наводчик, и квартирный вортихуши.

    Профессиональные воры: «Магазинщики»

    Магазинные
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    воры
    также
    специализируются по способам
    совершения краж
    Остаются в помещении после
    закрытия магазина;
    Используют
    специальные
    инструменты;
    Специализуруются
    на
    похищении вещей с витрин;
    Совершают хищение одежды
    переодевания
    и
    оставления
    старой;
    Путем одевания под старую;
    Совершают кражи одежды с
    помощью
    специально
    изготовленных сумок;
    С помощью детей.

    Профессиональные воры: «Угонщики»

    Угонщики непосредственно
    классифицируются на:
    1. Гопники, нападающие на
    водителя и отнимающие у
    него автомобиль, применяя
    физическое
    или
    психическое насилие;
    2. Угонщики,
    осуществляющие
    тайное
    хищение машины.

    Профессиональные воры: «Клюквенники»

    Они похитители антиквариата и
    культурно-исторических ценностей.
    Здесь
    выступают
    не
    просто
    профессионалы-одиночки
    или
    преступные
    группы,
    а
    целые
    коорпорации.
    В них входят:
    1. Непострественно
    похитители
    культурных ценностей из музеев,
    церквей;
    2. Купцы;
    3. Комиссионеры;
    4. Посредники;
    5. Международные посредники,
    В их среде также имеются
    профессиональные наводчики.

    Профессиональные воры: «Иные категории воров»

    Товарники

    железнодорожные
    воры,
    специализирующиеся на кражах грузов из вагонов;
    Малинщики – воры, совершающие кражи с помощью
    опаивания потерпевших;
    Хипесники – воры, совершающие кражи с помощью
    профессиональных проституток;
    Собачники и кошачники – крадут собак и кошек дорогих
    пород;
    Пожарники – похищают во время пожара
    Морушники – воруют во время похорон.

    Мошенники: «Карточные шулеры»

    Шулерская среда делится на
    3 основные группы:
    1. Катральщики;
    2. Гусары;
    3. Паковщики.

    Мошенники: «Кукольники»

    Они
    обманивают
    потерпевших с помощью
    денежной и вещевой куклы.
    ломщики,
    которые
    используют
    обычно
    специально
    изготовленные
    портмоне, когда сверху и
    снизу
    лежат
    настоящие
    купюры, а между ними
    бумага.

    Мошенники: «Продавцы воздуха»

    Организации различных
    торговых
    фирм,
    специалзирующихся на
    продаже
    несуществующих
    товаров-воздуха.

    Фальшивомонетчики: они подделивают валюту.

    Профессиональные убийцы (киллер): выходцы из спецслужб или профессионального спорта, связанного со стрельбой.

    Вымогатели (рэкетиры): Они связаны с преступными группировками, котролирующими теневую экономику и стоящими на низшей ступени организован

    Вымогатели
    (рэкетиры):
    Они
    связаны
    с
    преступными
    группировками,
    котролирующими теневую экономику и стоящими на
    низшей ступени организованной преступности.

    Грабители: опасная категория преступников, специализирующихся на насильственном завладении имуществом

    К общесоциальным относятся:
    1. Исторические причины преступности;
    2. Противоречия в обществе;
    3. Болезнь красных глаз;
    4. Корыстные мотивы;
    5. Несовершенство законодательства;
    6. Недостатки в работе правоохранительных органов.
    К специфическим причинам:
    1. Корыстно-паразитическая
    психология,
    имущественных преступлений;
    лежащая
    2. Существование криминальных традиций и обычаев.
    в
    основе

    Причины и условия профессиональной преступности:

    Среди общих факторов, обусловливающих устойчивость и рост
    профессиональной преступности, можно выделить следующие:
    1. Социальная дезорганизация, экономический кризис, безработица,
    криминальный рационализм жизни в обществе;
    2. Падение авторитета государственной власти, коррупция;
    3. Разрушение социальных связей, снижение социальной роли семьи,
    культуры, уменьшение действенности системы социального
    контроля, низкая эффективность воспитательной работы в семье и
    школе,
    разрушение
    государственной
    системы
    правового
    воспитания;
    4. Недооценка
    правоохранительными
    органами
    общественной
    безопасности
    криминального
    профессионализма
    и
    его
    последствий.

    Основные
    направления
    предупредительной
    деятельности профессиональной преступности
    должны сводиться к следующим двум главным,
    которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.
    1. Социальная политика государства;
    2. Специальные превентивные меры.

    Предупреждение профессиональной преступности

    1. Социальная политика государства:
    Изменение уголовной политики в сторону защиты прав
    потерпевших
    и
    связанное
    с
    этим
    дальнейшее
    совершенствование законодательства;
    Совершенствование
    экономической,
    идеологической,
    организационно-управленческой
    сферы
    государственной
    системы;
    Разработка и внедрение комплексных программ, нацеленных на
    принципиально
    новые
    организационные
    построения
    в
    масштабах всего общества;
    Совершенствовние работы правоохранительных органов по
    выявлению,
    расследованию
    преступлений,
    совершенных
    профессиональными преступниками.

    Предупреждение профессиональной преступности

    2. Специальные превентивные меры:
    Выявление и устранение причин и условий, способствующих
    совершению преступлений профессионалами;
    Обеспечение неотвратимости наказания, стимулирование у
    граждан законопослушного поведения;
    Выявление и постановка на учет преступников;
    Осуществление контроля за своевременным прибытием,
    документированием и регистрацией лиц, освобождаемых из
    мест лишения свободы;
    Создание и активное использование информационного банка
    данных о профессиональных преступниках;
    • "Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо."
    • А.С. Макаренко
    Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью. Они работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается...
    • Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью. Они работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается...
    • В борьбе с антиобщественными явлениями применяется сила закона.
    • Огромное значение нравственного воспитания обусловлено тем, что оно представляет собой "воспитательную деятельность, направленную на формирование качеств личности, определяющих отношение человека к обществу, к самому себе".
    • Преступность - большое социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, многократно увеличенное. Профилактика правонарушений несовершеннолетних есть важнейшее средство профилактики преступности.
    Физиологические и психологические особенности умственно отсталого ребенка.
    • 1. Слабость замыкательной функции коры головного мозга.
    • 2. Склонность к частому охранительному торможению.
    • 3. Трудность выработки дифференцировок и их малая стойкость.
    • 4. Нарушение взаимодействия I и II сигнальной системы. Это нарушение обусловлено недоразвитием второй сигнальной системы, что выражается в частности, в ослаблении регулирующей функции речи, которая является важнейшим звеном, обеспечивающим формированием нравственного облика ребенка.
    Познавательная деятельность
    • 1. Слабость обобщений или конкретность мышления.
    • 2. Непоследовательность мышления
    • 3. Некритичность мышления
    • 4. Недоразвитие или неправильное развитие нравственной сферы, обусловленное названными выше особенностями познавательных процессов, частое, но не обязательное вторичное осложнение уо. Напряженный и вдумчивый труд педагогов обеспечивает адекватное развитие личности ребенка на основе предупреждения или преодоления этих осложнений.
    Эмоционально – волевая сфера
    • Слабость воли. В основе этого явления лежат два фактора: слабое осознание целей и отсутствие необходимых побуждений к их достижению
    • Незрелость личности, это предопределяет сложность формирования воли и обуславливает особенности воспитания нравственных чувств.
    • Переживания примитивны, полюсны. Они испытывают только или удовольствие, или неудовольствие, дифференцированных, тонких оттенков переживаний почти нет.
    • Сравнительно долгое время господствуют элементарные чувства. Объясняется это слабостью интеллектуальной регуляции чувства, которая приводит к трудности формирования высших духовных чувств / чувство долга, совесть, чувство ответственности/.
    Различные группы детей с нарушениями интеллекта, обусловленные клинической формой.
    • 1. Основная группа детей – олигофренов / недоразвитие познавательной деятельности сочетается с относительной сохранностью поведения/
    • 2. Возбудимые олигофрены / общее умственное недоразвитие в соединении с заметными дефектами поведения/
    • 3. Тормозные олигофрены/ анализаторы и их функции сохранны/
    • 4. Олигофрены с нарушением слуха и слухоречевой системы / на фоне общего недоразвития отмечаются отчетливые частные дефекты /.
    • 5. Олигофрены с грубым недоразвитием личности / глубокое недоразвитие мозга /
    • 6. Дети после позднего травматического поражения.
    • 7. Дети после перенесенного энцефалита.
    • 8. Дети с ревматическим поражением нервной системы.
    Психологическая характеристика личности подростка с нарушением интеллекта и окружающей его социальной среды
    • любого человека можно охарактеризовать как сложную
    • саморегулирующую систему, которая находится в постоянном подвижном равновесии с окружающей средой. Это равновесие поддерживается с помощью действий, которые подчинены социальным нормами – нормам морали и права. Нормы морали обеспечиваются общественным мнением. Усвоение принятых общест-вом моральных и правовых норм – активный и действенный процесс: он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но также выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе. В нормальных условиях усвоение моральных и правовых запретов заканчивается в подростковом возрасте – к 14 – 16 г.
    На формирование сознания несовершеннолетнего большое влияние оказывают условия материальной и духовной жизни всего общества. Кроме того подросток оказывается под влиянием микросреды. Именно в семье будущий гражданин приобретает свой первый опыт общественного существования.
    • Личность ребенка с интеллектуальным недоразвитием характеризуется низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки таких сфер воспитания как семья и школа. Неблагоприятные семейные условия важный фактор формирования такого подростка. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением. Частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания подростков приводят к разрушению тормозных процессов, к вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности.
    • В связи с этим можно отметить следующие отрицательные психические состояния:
    • - озлобление
    • - неудовлетворенность
    • - враждебность
    • - страх
    • - недоверие
    • - чувство одиночества
    Но не следует считать, что неблагоприятные условия обязательно порождают типичные недостатки умственно отсталого ребенка. Трудновоспитуемость возникает в результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий с определенными искажениями в психике самого подростка. Если антисоциальные формы поведения подростков связаны:
    • С другой стороны, тепличные условия, создаваемые ребенку в некоторых семьях, устранение его от любой активной деятельности приводят к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации.
    • Но не следует считать, что неблагоприятные условия обязательно порождают типичные недостатки умственно отсталого ребенка. Трудновоспитуемость возникает в результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий с определенными искажениями в психике самого подростка. Если антисоциальные формы поведения подростков связаны:
    • - с органическими поражениями нервной системы
    • - явлениями интеллектуальной неполноценности
    • - психопатическими чертами личности
    • То такие подростки отличаются большой степенью внушаемости, некритичностью поступков, а их влечения нередко принимают извращенный характер /садистский оттенок агрессии/.
    • Конфликтные ситуации, неуживчивость часто являются следствием неправильной самооценки - завышенной или заниженной, что не являются исключением и воспитанники детского дома « Родничок ».
    • Одним из способов самоутверждения среди подростков и юношей являются ранние половые связи. Снижение нравственных критериев в этой области. / Безъязыкова Т., Безъязыкова А, Паникоровская М., Каргачева В. ,Тетерина Н./
    1. Взаимное влияние отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего.
    • Причины и условия преступности подростков с нарушениями интеллекта
    • 1. Взаимное влияние отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего.
    • 2. Наследственно – биологические факторы / отрицательно влияют алкоголизм, предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей или ребенка, патологическое протекание беременности и родов и др./
    • 3. Ближайшее социальное окружение подростка:
    • семья
    • - отношения в семье
    • - ценностные ориентации родителей, братьев, сестер.
    • - особенности воспитания подростка
    • школа
    • - отношение к учебе
    • - отношения с учителями
    • - положение подростка в классе
    • - друзья
    1. Особенности характера и темперамента
    • Личностные характеристики подростка
    • 1. Особенности характера и темперамента
    • 2. Ценностно-мотивационный блок
    • 3. Ценностные ориентации подростка
    • 4. Мотивация достижения
    • 5. Уровень притязаний
    • 6. Самооценка
    • 7. Отношение к профессии
    • 8. Планы на будущее
    Правосознание подростка
    • Правосознание формируется в течение всей социальной жизни индивида. Связь правосознания с нравственными чертами личности обычно проявляется в единстве правовых и моральных оценок. Правосознание расширяет круг социальных знаний личности, определяющих в конечном итоге правовую надстройку.
    • Несоответствие индивидуального правосознания подростка и общественного правосознания создает предпосылки для его противоправного поведения и в том числе для совершения различных правонарушений и преступлений.
    • Важнейшая потребность подросткового возраста, является потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей и в признании окружающих. В связи с этим сферой общения и местом проявления активности подростка становится неформальная подростковая группа / пример Гамаев Василий/. Ее нормы и ценности, формирующиеся вне социально значимой деятельности, направлены на достижение групповой интеграции и стимулируют асоциальное поведение подростков / употребление спиртных напитков, нецензурная брань, озорство и т.д.
    А.С. Макаренко писал: « … отвращение к воровству и всякому незаконному присвоению надо воспитывать с того момента, когда ребенок начинает понимать,что ему говорят. К воровству надо воспитывать такое отношение, как некогда в патриархальных крестьянских семьях: нет большего оскорбления, чем слово « вор »…»
    • Нравственные и правовые воззрения личности определяют ее направленность, ее поведение. Психологические особенности подростков, часто приводят к тому, что случайные обстоятельства могут способствовать правонарушению – это и повышенная эмоциональность, и впечатлительность, неумение критически оценить побудительный мотив, стремление к немедленному действию. Тем более необходимо учитывать прямое принуждение к совершению преступления или различные способы вовлечения в него.
    • Результативность воспитания несовершеннолетнего с нарушением интеллекта зависит от умения направить его интересы. Трудность в том, что для подростков характерна шаткость, противоречивость мнений, взглядов. Трудная задача в воспитании несовершеннолетних с нарушением интеллекта – научить их правильно оценивать свои поступки, осознавать свою вину как перед конкретными людьми, так и перед обществом. Для этого необходимо развивать их нравственные в правовые воззрения как путем торможения всего отрицательного, так и путем развития положительного.
    Предупреждение и пресечение преступности несовершеннолетних с нарушением интеллекта
    • Профилактическая работа по предупреждению преступности несовершеннолетних должна охватывать сферу образования, организацию досуга и быта.
    • Важнейшей составной частью профилактической работы является выяснение и установление дефектов воспитания и среды, окружающей подростка, которые сформировали у него антиобщественные взгляды и привычки, непосредственную причину преступления, с тем чтобы предотвратить влияние этих факторов в дальнейшем.
    • При ликвидации условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетних, необходимо сугубое внимание обратить на предупреждение пьянства среди несовершеннолетних.
    • В профилактике преступности большое место занимают правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом интересов и потребностей. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних заключается в комплексном решении целого ряда социальных, педагогических и психологических проблем.
    Функция воспитателя в организации совместной деятельности заключается в умении ставить обоснованные цели и задачи, побуждать воспитанника к достижению этих целей, к выполнению деятельности. При этом воспитателю необходимо уметь понять мотивы, потребность, социальные ожидания воспитуемого.
    • Поэтому, если мы хотим предупредить правонарушение, необходимо решить задачу – восстановить у каждого подростка положительное отношение к учебе.
    • Особенно чутким должен быть подход к подросткам в вопросах полового воспитания. Основа правильного полового воспитания – развитие нравственных эстетических чувств.
    • Одним из лучших методов работы с подростком является метод убеждения и сопоставления фактов, определение требований.
    • Большое значение имеет включение несовершеннолетних через труд в широкие социальные связи.
    Воспитательный процесс – процесс творческий, строящийся на учете индивидуальных особенностей личности подростка, группы подростков и всего коллектива в целом.
    • Воспитательная работа с подростками требует от воспитателя проявления незаурядных личностных качеств: настойчивости и целеустремленности, чуткости и внимания, разносторонних педагогических знаний и навыков. Воспитатель в своей работе должен отобрать те средства, которые дают максимальный эффект в данном случае. Воспитатель должен обладать умением слушать и общаясь с ним, составлять представление об его индивидуальных особенностях / темперамент, тип в.н.д., черты характера, направленность личности и состояние подростка /.

    «Преступление и правонарушение» - Виды преступлений. Источник уголовного права –. Без вины нет преступления. Наказуемость. Противоправность. Преступление отличают признаки: Деяние. Вина. Преступление и правонарушение. Преступление. Преступление - – общественно опасное, предусмотренное Уголовным кодексом деяние (действие и бездействие).

    «Состав преступления» - Признаки объективной стороны (факультативные). Учебные вопросы. Предмет преступления. Субъект преступления. Объективная сторона. Признаки субъективной стороны. Виды объектов преступления. Преступное посягательство. Специальный субъект преступления. Субъективная сторона преступления. Признаки (элементы) состава преступления.

    «Виды преступлений» - Виды преступлений согласно ст.20 УК РФ: Предупреждение передача под надзор родителей либо специального гос. Уголовная ответственность за все виды преступлений. Виды наказания с 14 лет. Бескультурье нечестность жадность озлобленность мстительность завистливость духовная несамостоятельность. Объективные причины преступлений.

    «Соучастие в преступлении» - Виды подстрекателя. Признаки группы. Схема элементарного соучастия. Признаки группы заранее договорившихся лиц. Признаки организованной группы. Результат. Классификация видов и форм соучастия. Совместность. Виды исполнителя. Субъективные признаки. Разновидности преступного сообщества. Признаки соучастия.

    «Экономические преступления» - Представитель юридического лица. Проблемные вопросы субъекта. Работник организации. Учредитель. Судебная практика. Совершенствование законодательства. Теория руководителя. Приоритет охранительной функции уголовного права. Незаконное предпринимательство. Проблемные вопросы объективной стороны. Разновидности субъектов.

    «Преступность» - Социальная опасность для общества. Пути преодоления. Криминология. Совокупность преступлений. Преступность военнослужащих. Преступление. Преступность несовершеннолетних. Корыстная преступность. Число экономических преступлений. Разбой. Деяние, совершённое умышленно. Преступность как явление в обществе.

    Всего в теме 15 презентаций


    Литература: 1). Антонян, Ю.М. Преступная жестокость / Ю.М. Антонян. – М.: Изд-во НИИ МВД РФ,) Долгова, А.И. Криминология. Учебник для вузов / А.И. Долгова. – М.,) Долгова, А.И. Преступность в России / А.И. Долгова // Сов. юстиция. – – 14. 4) Карпец, И.И. Преступность: иллюзии и реальность / И.И. Карпец. – М.,) Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. – СПб.: Питер,) Криминология / Под ред. А.И. Долговой. – М.: Норма,) Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юристъ,) Лунев, В.В. Тенденции преступности: мировые, региональные, российские / В.В. Лунев // Государство и право. – – 5.


    1.Понятие причин и условий преступности. Виды детерминации. Причины преступности являются фундаментальной и самой острой проблемой науки криминологии. В условиях обострения социально- экономической и политической обстановке в стране роста преступности и упадка нравственности и морали, изучение причин преступности становится более актуально.




    Под причиной понимается объективная связь между явлениями, одно из которых (причина) при наличии определенных условий, порождает другое явление (следствие). Исходя из этой посылки под ПРИЧИНАМИ преступности криминологии следует понимать, те негативные социальные явления, которые порождают и воспроизводят преступность и преступление, как свое закономерное следствие.


    Если причины порождают следствие (т.е. преступность), то условия как разновидность детерминации лишь способствует этому, обеспечивая возможность действия причин. В частности плохая охрана имущества, не порождает корыстные посягательства на него, не вызывает их как следствие, а значит и не является их причиной, но она создает благоприятную почву, т.е. одно из важных условий для совершения краж.


    Все виды взаимосвязи явлений принято называть детерминизмом. В этом смысле причинность понимается как одна из разновидностей детерминации, т.к. преступность связано со множеством явлений, состояний, процессов. Из них причинами являются лишь те, которые порождают, воспроизводят преступность как свое следствие. Поэтому при изучении процессов детерминации преступности, должна учитываться условность деления явлений и процессов на причины и условия.


    То, что в одном отношении является причиной, в другом выступает как условие и наоборот. Поэтому в науки криминологии и на практике широко используется понятие – «криминогенные факторы», которым охватываются и причины и условия, а также некоторые другие детерминанты преступности, все явления и процессы, которые представляют собой ее истоки.




    Будущей разновидностью закономерной связи, причинность обладает такими чертами: а) ВСЕОБЩНОСТЬ б) НЕОБРАТИМОСТЬ в) ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ВРЕМЕННАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ Если причина создает возможность определить действие, то условие способствует реализации этой возможности и играет значительную роль в существовании преступности.


    Под условиями, способствующими совершению преступлений в криминологии понимаются факты реальной действительности, которые прямо преступлений не вызывает, но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить преступление. Условия как правило легче выявлять, чем скрывать причины преступности.


    Условия преступности подразделяется на 3 группы: - СОПУТСТВУЮЩИЕ (они образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени) - НЕОБХОДИМЫЕ (без таких условий событие могло бы не наступить) - ДОСТАТОЧНЫЕ (совокупность всех необходимых условий)


    Изучение процесса детерминации преступности предполагает учет относительности, условности деления явлений и процессов на причины и условия. Многие из них в отдельных случаях выступают как причина, в других как условие преступности. В то же время общим для всех детерминант преступности является то, что в их основе всегда лежат объективные социальные противоречия. К числу таких противоречий, в частности, относятся: несоответствие между ростом потребностей и возможностями общества по их удовлетворению; нарушение социальной справедливости в сфере распределения и обмена; различия в условиях, видах и формах труда различных социально- профессиональных групп населения; различия в культурно- бытовых условиях жизни в разных регионах страны; имущественные и иные различия; политические разногласия и социальная нестабильность общества; недостатки идеологической, культурно-воспитательной работы; недостатки в хозяйственном механизме, торговле и обслуживании населения; низкая эффективность профилактики преступлений.



    2. Классификация причин и условий преступности Разнообразие проявлений преступности, ее связь со многими сторонами общественной жизни обусловливают необходимость классификации ее причин и условий. Правильный выбор классификационных признаков имеет важное научно- познавательное и практическое значение. Главное здесь состоит в том, что из всего многообразия причинных зависимостей преступности следует избрать те, которые содержат общие основания для разделения ее природы по основополагающим признакам.








    Эти уровни криминогенного комплекса преступности образуют своеобразный причинно-следственный слой и совокупность взаимозависимостей, которые определяют «облик» преступности. Общая характеристика причин и условий преступности изложена выше. Что касается причин отдельных видов и групп преступлений, то их рассмотрение составляет основу самостоятельного раздела криминологии.


    Основные уровни причин преступности взаимообусловлены. Процесс их взаимосвязи идет как от первого (более общего) уровня к последнему (конкретному), так и наоборот, т.е. от причин и условий конкретного преступления к своеобразию особенностей видов и групп преступлений, к обобщающим характеристикам причинного комплекса преступности в целом. Система общих причин преступности содержит наиболее крупные обобщенные блоки детерминант преступности. В криминологической литературе они именуются источниками преступности или причинами первого класса. Главное здесь не в названии, а в их сущностной характеристике. Она выражается прежде всего в том, что весь причинный комплекс преступности имеет разнопорядковую систему, которая образуется из различных по своей значимости и криминогенному влиянию на преступность блоков и сфер общественной жизни.


    Содержательная сторона причин и условий преступности состоит в том, что многообразие их проявлений заключено в экономической, политической, социально-бытовой, духовно-нравственной, социально-психологической, культурно-воспитательной и организационно- управленческой сферах жизнедеятельности общества. Каждая из названных сторон общественной жизни имеет свои криминогенные последствия, которые заслуживают самостоятельного изучения и учета в практике борьбы с преступностью. Отмечая главенствующую роль этих сфер жизни общества в причинном комплексе преступности следует учитывать не только их противоречивые стороны, вызывающие криминогенные последствия, но и всю гамму других производных от них признаков и характеристик негативных сторон социальной действительности, влияющих прямо либо опосредованно на преступность.


    По природе возникновения детерминанты преступности принято подразделять на объективные, объективно- субъективные и субъективные. Первые две категории на данном историческом этапе не зависимы от воли людей и поэтому не могут быть сразу же устранены. Их можно только нейтрализовать, блокировать, сократить, препятствовать их развитию и криминогенному воздействию. Объективны по своей природе, например, отставание сознания от бытия, индивидуального сознания от общественного, а также многие противоречия социального развития, о которых говорилось выше. Здесь следует учесть, что в чистом виде не существует ни объективных, ни тем более субъективных условий. Большинство из них носит объективно-субъективный характер с преобладанием либо объективного, либо субъективного. Так, в явлениях и процессах, не зависящих от конкретной деятельности людей, преобладают элементы объективного, в зависящих от поведения людей субъективного (скажем, недостатки в организационно- управленческой деятельности).


    По своей сущности детерминанты можно подразделить на социальные и биологические. Проблема соотношения социального и биологического имеет не только теоретическое и практическое значение, но и методологическую направленность. Здесь следует сразу же отграничить рассмотрение причин преступлений и преступности в целом. Не вдаваясь в подробный анализ существующих на этот счет позиций, нужно отметить, что отечественная криминологическая наука исходит из концепции социальной обусловленности причин преступности, т.е. преступности как социально-правового явления. Биологические же взаимосвязи имеют существенное значение только при криминологическом анализе причин конкретных преступлений и их разновидностей.


    3. Причины преступности в современной России. Здесь речь пойдет не о причинах индивидуального преступного поведения или отдельных видов преступлений, а о причинах общей преступности в современной России, переживающей сложный этап своей истории, России с ее бедами и проблемами, с ее историческим грузом, от которого не просто трудно, а невозможно избавиться, с ее особым местом в системе международных отношений в эпоху глобализации. Криминогенные факторы, которые будут рассмотрены ниже, действуют не разрозненно, а в совокупности, переплетаясь друг с другом, что увеличивает их детерминирующую силу.


    Среди факторов, порождающих преступность современной России, хотелось бы в первую очередь отметить следующие: 1. Низкий уровень материального обеспечения некоторых групп населения. Однако не нужно этот фактор абсолютизировать, утверждая, что все преступления, особенно корыстные, совершаются только потому, что люди бедны. На самом деле это совершенно не так. Бедны лишь отдельные слои населения, и при этом хватает зажиточных, обеспеченных, а то и очень богатых людей, которые тоже совершают преступления, в том числе корыстные. Поэтому не следует преувеличивать значение фактора материальной нужды, хотя его криминогенная значимость несомненна.


    Вместе с тем весьма неблагоприятной особенностью нашей страны является огромный разрыв между богатыми и бедными, выраженный в западных странах менее отчетливо, и практически полное отсутствие так называемого среднего класса. Сохраняется недопустимая разница в экономическом и социально-культурном обеспечении отдельных регионов страны, столичные города Москва и Санкт-Петербург в этом отношении намного опережают республиканские, краевые и областные центры. Подобные диспропорции несут в себе криминогенный заряд.


    Давая криминологическую оценку экономическим условиям жизни людей и экономическим отношениям, необходимо помнить, что преступность порождают не просто любые экономические отношения в аспекте их противоречия. Криминогенна в первую очередь несбалансированность хозяйственного механизма, пороки и недостатки экономической политики, а равно и характер распределительных отношений. Именно эти факторы порождают социальные конфликты, вызывающие преступность.



    Разумеется, существуют люди, которые после известных преобразований в экономической и социальной жизни страны оказались за бортом и просто не могут найти себе применение. Государство и общество должны были бы помочь им, но не сделали этого. Сейчас такие люди нуждаются в особом внимании. Было проведено исследование социально- экономических показателей неблагополучных регионов на востоке страны. Оно выявило высокий уровень безработицы в небольших городах, значительно превышающий уровень безработицы в европейской части России. По выборочным данным, уровень безработицы в восточной части страны в 19 раз выше, чем в западной.


    В Восточной Сибири также высок удельный вес убыточных предприятий, – по нашим данным, 60 %, а, например, в московском регионе – только 30 %. В той же Восточной Сибири низок показатель обеспечения жильем и высок удельный вес населения с доходами меньше прожиточного минимума. Подводя итоги анализу первого фактора – низкого материального обеспечения населения, хотелось бы еще раз обратить внимание, что речь идет только об отдельных слоях населения. Когда мы говорим о социальном явлении, следует подходить к нему дифференцированно.


    Люди оказались совершенно не готовы психологически к резкому социальному расслоению общества, у них появилось чувство зависти к богатым и обеспеченным, в том числе к тем, кто добился достатка отнюдь не праведными путями. Это стимулировало совершение грабежей, разбой и бандитизм. К сожалению, государство и общество не приложили стараний, чтобы хоть немного сгладить психологические последствия резкого расслоения общества.


    2. Традиционная агрессивность, давно присутствующая в нашем обществе, отразившаяся в первую очередь на насильственной преступности, затронувшая экономические преступления. Ведь агрессия – это не только применение физической силы и оружия, но и вербальная агрессия, угроза, грубый натиск. С начала 60- х годов XIX в. в России бурно расцветал терроризм, буквально захлестнувший страну. К террору прибегали народовольцы, эсеры, большевики и их противники. Во время революции и Гражданской войны терроризм приобрел глобальные масштабы. Затем последовал беспрецедентный сталинский террор. Это был государственный терроризм, возведенный в ранг политики государства, – самый опасный вид терроризма. В контексте насилия нельзя не упомянуть две мировые войны, особенно Великую Отечественную, за которой последовало продолжение сталинского террора.


    3. Депрессия и высокий уровень тревожности людей, о чем подробно говорилось выше. Этот уровень тревожности зафиксирован многими исследованиями, и психологическими и социологическими, результаты которых не оставляют сомнений в том, что тревожность в числе прочих факторов порождает преступность. Во многом в формировании высокого уровня тревожности повинны средства массовой информации: на страницах газет и журналов, на телевидении все время говорится об убийствах, грабежах, взрывах, наводнениях, подлости, гадости, предательствах. Люди начали воспринимать такое положение вещей как норму жизни, но не перестали всего этого бояться. Страшащийся инстинктивно все время готов к обороне, поскольку постоянно ожидает нападения.


    4. Огрубление нравов, снижение нравственности в отдельных социальных группах в связи с утратой старых идеологических ориентиров и принципов и несформированностью новых, а также дезорганизацией жизни. Имеется в виду ошибочное суждение, что исчезновение прежней коммунистической идеологии означает исчезновение нравственных норм. Это грубое заблуждение: вытеснение идеологической системы, хорошей или плохой, вовсе не говорит о том, что все дозволено.


    5. Исчезновение государственного патронажа. На протяжении более 70 лет миллионы людей росли в убеждении, что государство позаботится обо всем и постарается решить за них основные жизненные вопросы работы, быта и т. д. от рождения и до смерти. Государство вмешивалось во все, вплоть до межличностных отношений, в том числе и интимных, поэтому, например, существовала уголовная ответственность за гомосексуализм. Одним словом, жесткий патронаж и давление, характерные для тоталитарного режима, существовали на протяжении многих лет, и вдруг все это разом исчезло. Люди ощутили, что они предоставлены сами себе, подобно маленьким детям, которых выбросили на улицу без попечения родителей.


    Оказалось, что многие люди не знают, как себя вести в условиях свободы, она их страшит. И люди бегут от свободы, совершая преступления, не умея иначе решить свои бытовые и трудовые проблемы, испытывая беспокойство из-за того, что ими теперь не руководят – не водят за руку по жизни. В этом причина и межнациональных конфликтов. Если бы в России был сильный, эффективно действующий федеральный центр, не появился бы бурлящий чеченский котел и другие, к счастью, менее опасные межнациональные конфликты.



  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх