Презентация на тему "основы конституционного строя в россии". Основы конституционного строя РФ (презентация) презентация к уроку по праву (10 класс) на тему Вопросы для вводной беседы

Класс: 9

Презентация к уроку






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Целевая аудитория: учащиеся 9 класса.

Время проведения: 80 минут

Цель занятия: способствовать формированию правовой культуры учащихся, изучая содержание Конституции РФ.

Задачи занятия:

1. Проработать главу 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России.

2. Продолжить воспитание осознанного уважения к Конституции как к основному закону Российской Федерации.

Оборудование урока: текст Конституции РФ, мультимедийная аппаратура, необходимая для использования на уроке электронной презентации.

Основные понятия и термины:

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

Правовое государство – это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека. Признаками правового государства являются: 1) верховенство закона в обществе, 2) незыблемость прав и свобод человека, их гарантированность и охрана; 3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 4) взаимная ответственность гражданина и государства.

Демократия- форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа источником власти. Основные принципы демократии - власть большинства при условии защиты интересов меньшинства, равноправие граждан, выборность представительных органов, разделение властей, верховенство закона, плюрализм.

Республика – это форма правления, при которой источником власти признается народ, и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.

Федерация – это государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики, области и т.д.); форма государственно-территориального устройства.

Местное самоуправление – особое управленческое звено, которое осуществляется самим местным населением, деятельность направлена на решение вопросов местного значения.

На экране слайд №1 , на котором высвечивается тема урока.

Ход занятия

Презентация, с использованием которой проводится занятие, включает в себя 21 слайд. На слайдах представлены вопросы, на которые учащиеся могут отвечать, используя текст Конституции, а так же схемы, которые позволяют более наглядно и кратко отразить наиболее важные моменты работы с текстом основного закона. При необходимости учитель может использовать не один, а несколько слайдов при рассмотрении отдельных принципов конституционного строя РФ. Для перехода с одного слайда на другой необходимо нажать левой клавишей мыши на расположенную в схеме стрелку, затем при нажатии на управляющую кнопку вернуться на предыдущий слайд и продолжить работу по изучению материала темы. Такие варианты работы предполагают слайды № 5, №6, №8, №9, №10. При изучении новой темы учитель может активно привлекать знания девятиклассников, полученные на предыдущих уроках, из средств массовой информации, личного опыта.

I. Занятие начинается с вводной беседы, целью которой является актуализация знаний учащихся содержания Конституции РФ, полученных на предыдущих уроках. Вопросы беседы по мере их обсуждения высвечиваются на слайде №2 . Важно обратить внимание учащихся на то, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой и ее положения составляют основу правовой системы нашей страны.

II. Изучение новой темы начинается с поиска ответа на вопрос: “Что такое конституционный строй?”. Учащиеся могут предложить свое толкование данного понятия, которое в ходе урока корректируется учителем. Составляющие конституционного строя высвечиваются на экране (слайд №3).

Учитель обращает внимание девятиклассников на то, что основы конституционного строя России определены в главе 1 Конституции РФ, изучению которой и будет посвящено данное занятие.

Слайд №4 “Человек и гражданин, его права и свободы – высшая ценность” - статьи 2, 7. Полезно вспомнить о видах прав человека (на слайде высвечивается схема). В статьях 57, 58, 59 определены обязанности российских граждан, без выполнения обязанностей невозможно осуществление прав. Следует обратить внимание учащихся на то, что принцип гуманизма является основополагающим в правовой системе Российского государства.

Слайд №5 “Россия - демократическое, правовое государство с республиканской формой правления” - статьи 1, 3,10, 15 п.2. (Возможен переход на слайд №6 и организация работы с видеофрагментом “Выборы в РФ”). Обращаем внимание на то, что признаки правового государства изучались на предыдущих уроках. Учителю необходимо подчеркнуть, что названные элементы демократического устройства нашего государства находятся в стадии становления, и для их полной реализации необходимо выполнение ряда условий (экономически, политических, духовных), изменения в психологии нашего общества, воспитание (самовоспитание) осознанного уважения к праву, закону.

Слайд №7 “Россия – республика” - на слайде показано как в Российской Федерации осуществляется формирование органов власти (схема комментируется учителем).

Слайд № 8 “Принцип разделения властей” - статьи 10, 11. Рассматривая осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации, учитель опирается на знания учащихся об органах государственной власти РФ и их деятельности (используются слайды №9 и №10 для более подробной характеристики законодательной и судебной власти в РФ). Необходимо вспомнить, в чем суть системы сдержек и противовесов при осуществлении принципа разделения властей.

Слайд №11 “Принцип федерализма” и слайд №13 “Главные принципы федеративного устройства РФ” - статьи 5, 4 (возможен переход на слайд №12, где дано определение термина “федерация”).

Слайд№14 “Гарантии местного самоуправления” - статья 12.

Слайд №15 “Политическое и идеологическое многообразие, многопартийность” - ст.13. При изучении данного принципа учащимся могут быть заданы следующие вопросы: Может ли какая-либо идеология в нашей стране стать общеобязательной? К чему может привести установление однопартийного режима? Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся могут использовать знания, полученные на уроках истории.

Слайд №16 “Принцип социального государства” - статья 7.

Слайд №17 “Единство экономического пространства, многообразие и равенство форм собственности” - статья 8.

Слайд №18 “Принцип светского государства” - статья 14.

Слайд №19 “Конституция РФ обладает высшей юридической силой и прямым действием” - статья 15. Особо стоит остановиться на положении о прямом действии Конституции РФ. Это значит, что если нарушена какая-либо статья основного закона, то гражданин может обратиться в суд или другие органы власти, ссылаясь на соответствующую статью Конституции.

Необходимо обратить внимание учащихся на статью 16 Конституции РФ, которая подчеркивает особую значимость главы 1 данного документа, устанавливающей принципы, которые регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение личности.

Слайды №20-21(тестовые задания) помогут учителю организовать работу по закреплению изученного на уроке материала.

II вариант изучения темы

При изучении темы “Основы конституционного строя России” можно организовать работу по группам с текстом главы 1 Конституции РФ. Количество групп в классе определяет учитель.

Задания группам (возможны как опережающие):

1. В каких статьях главы 1 Конституции РФ закреплены предложенные для рассмотрения группой принципы?

2.Объясните понятия и термины, которые использованы в тексте Конституции.

3. Как данные принципы реализуются на практике? (при ответе на вопрос можно использовать дополнительный материал).

При выборе учителем II варианта изучения темы слайдовый ряд используется для отчета групп о проделанной работе. Последовательность выступления групп определяет учитель (технически не сложно изменить в электронной презентации порядок слайдов). При этом ответы учащихся дополняются и уточняются, а схемы фиксируются в тетрадях учениками всего класса. Вопросы, представленные на слайдах, могут быть даны учащимся заранее.

Источники и литература

1. Конституция РФ

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994 г.

3. Малышева А.Ж. Конституция России: учебное пособие для 9 класса основной школы / Под редакцией Т.Г. Морщаковой.- М.: “ЛексЭст”, 2003 г.

4. Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений /под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008 г.

5. Обществознание 8-11 класс: мультимедийное учебное пособие. – М.: Новый диск, 2005 г.

6. Россия на рубеже веков: мультимедийное учебное пособие. – М.: “1С”, 2004 г.

Слайд 2

Вопросы для вводной беседы

  • Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Приведите конкретные примеры из текста Конституции РФ, подтверждающие это положение.
  • На какой ценностной основе строится наша Конституция? При ответе используйте текст вступительной статьи Конституции РФ.
  • Вы знакомы с утверждением о том, что уважение к праву и закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции РФ. Объясните почему. Какая тут связь?
  • Слайд 3

    Что такое конституционный строй?

    • Форма правления
    • Форма государственно-территориального устройства
    • Политический режим
    • Правовое положение личности
    • Основы политической жизни общества
    • Принципы экономических отношений
    • Взаимоотношения государства и религии
  • Слайд 4

    Человек и гражданин, его права и свободы – высшая ценность

    • Можно ли говорить о том, что статьи 57, 58, 59 Конституции РФ противоречат принципу прав человека? Выскажите ваше мнение и обоснуйте его.
  • Слайд 5

    Россия - демократическое, правовое государство с республиканской формой правления

    • Какие принципы правового государства нашли свое отражение в статьях 2, 10, 15?
    • Что такое народовластие?
  • Слайд 6

    Слайд 7

    Россия – республика

  • Слайд 8

    Принцип разделения властей

    • В чем суть принципа разделения властей?
    • В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится об этом принципе?
  • Слайд 9

    Законодательная власть в РФ

  • Слайд 10

    Судебная власть в РФ

  • Слайд 11

    Принцип федерализма

    • Что такое федерация?
    • В каких статьях Конституции РФ определено федеративное устройство государства?
  • Слайд 12

    Федерация

    Федерация – это государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики, области и т.д.); форма государственно-территориального устройства.

    Слайд 13

    Главные принципы федеративного устройства РФ

    • равноправие субъектов Российской Федерации;
    • государственная целостность;
    • право народов на самоопределение.
    1. В какой статье Конституции РФ определены вышеперечисленные принципы?
    2. Как обеспечивается государственная целостность России?
    3. Каково современное понимание принципа самоопределения народов?
  • Слайд 14

    Гарантии местного самоуправления

    • Что такое «местное самоуправление»?
    • В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится о гарантиях местного самоуправления?
    • Назовите органы местного самоуправления
    • Астраханской области. Что вы знаете о способах их формирования?
  • Слайд 15

    Политическое и идеологическое многообразие, многопартийность (ст.13)

    В каких случаях согласно Конституции РФ деятельность общественного объединения или политической партии может быть запрещена?

    Слайд 16

    Принцип социального государства

    В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится об этом принципе? Что значит фраза: «Россия – социальное государство»?

    Слайд 17

    Единство экономического пространства, многообразие и равенство форм собственности (статья 8)

    Можно ли говорить о создании условий для развития рыночной экономики на основании ст. 8 Конституции РФ?

    Слайд 18

    Принцип светского государства

    Какие мировые религии исповедуются на территории РФ?

    • Христианство
    • Ислам
    • Буддизм
    1. В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится о том, что Россия – это светское государство?
    2. Как вы понимаете выражение: «церковь – отделена от государства»?
  • Слайд 19

    Конституция РФ обладает высшей юридической силой и прямым действием (статья 15)

  • Слайд 20

    Тест

    В какой главе Конституции определены основы конституционного строя РФ?

    1. в 1 главе;
    2. во 2 главе;
    3. в 3 главе;
    4. в 4 главе

    Принцип разделения властей характеризует Россию как:

    1. социальное государство;
    2. федеративное государство;
    3. правовое государство;
    4. светское государство
  • Слайд 21

    Основополагающим принципом федеративного устройства Российского государства является:

    1. гарантии местного самоуправления;
    2. равноправие субъектов федерации;
    3. политическое и идеологическое многообразие;
    4. создание системы социальных служб.

    Народовластие предусматривает:

    1. участие народа в выборах и референдумах;
    2. формировании органов местного самоуправления;
    3. участие в государственной власти через своих представителей;
    4. все вышеперечисленное.
  • Слайд 22

    Конституция РФ:

    1. обладает высшей юридической силой;
    2. имеет прямое действие;
    3. определяет основные права человека и гражданина РФ;
    4. верно все вышеперечисленное.

    Отделение церкви от государства характеризует Россию как:

    1. социальное государство;
    2. светское государство;
    3. федеративное государство;
    4. республику.
  • Посмотреть все слайды




    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. КОНСТИТУЦИЯ, ИСТОЧНИК ВЛАСТИ, КОДЕКС, ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА, ЗАДАЧИ КОНСТИТУЦИИ, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ., ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА, ПЛЮРАЛИЗМ, МНОГОПАРТИЙНОСТЬ, ФЕДЕРАЦИЯ, РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ, СОЦИАЛЬНОЕ И СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО, СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.


    ПРОБЛЕМА ВСЯКОЕ ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ НЕ ОБЕСПЕЧЕНО ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВАМИ И НЕ ПРОВЕДЕНО РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ НЕ ИМЕЕТ КОНСТИТУЦИИ (ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ФРАНЦИЯ. 1789, СТ. 16) ВЫВОД: НЕ ВСЯКОЕ ОБЩЕСТВО ГОТОВО К ПРИНЯТИЮ КОНСТИТУЦИИ И ПУТЬ К ПРИНЯТИЮ ОСНОВНОГО ЗАКОНА ТРУДНЫЙ. КАК РОСССИЯ ПРИШЛА К ПРИНЯТИЮ КОНСТИТУЦИИ И КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ИЗМЕНИЛ СТРАНУ.








    Запишите слово, пропущенное в таблице. Государственная власть в Российской Федерации Ветви власти Высшие органы государственной власти РФ Законодательная Федеральное Собрание РФ Исполнительная Ответ: ____________________________________________ ___. ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ


    В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления представлена сложилась в стране Z? 1) президентская республика 2) авторитарная республика 3) унитарная монархия 4) конституционная монархия


    ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ КАК ОСНОВНОГО ЗАКОНА СТРАНЫ. КОНСТИТУЦИЯ (ОТ ЛАТ. CONSTITUTIO УСТАНОВЛЕНИЕ, УЧРЕЖДЕНИЕ, УСТРОЙСТВО) КОНСТИТУЦИЯ ЭТО ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИЙ ВАЖНЕЙШИЕ СТОРОНЫ ИХ ВНУТРЕННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ КОНСТИТУЦИЯ: 1. ЗАКРЕПЛЯЕТ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ, ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, ОПРЕДЕЛЯЕТ ФОРМУ ГОСУДАРСТВА, СИСТЕМУ ВЫСШИХ ГОСОРГАНОВ ВЛАСТИ. 2. ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА. 3. ОБЛАДАЕТ ВЫСШЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛОЙ. 4. ОТЛИЧАЕТСЯ СТАБИЛЬНОСТЬЮ. 5. РЕДКО ИЗМЕНЯЕТСЯ


    ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ. ВПЕРВЫЕ В РОССИИ – ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИИ В 1825 Г. ДЕКАБРИСТЫ- ПЕСТЕЛЬ И МУРАВЬЕВ. НА ЗАПАДЕ ПЕРВАЯ ПИСАННАЯ КОНСТИТУЦИЯ В США (1787 г) ВТОРАЯ ПОПЫТКА –В ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА ОКТЯБРЯ 1905 ГОДА – НИКОЛАЙ 1 МАНИФЕСТ «ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА» ЧЕТЫРЕ СОВЕТСКИХ КОНСТИТУЦИИ: 1918, 1924, 1936, ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ. КОНСТИТУЦИИ: 1.ПИСАНЫЕ. 2. НЕПИСАННЫЕ В 17 ВЕКЕ В АНГЛИИ –КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ, НО АНГЛИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ОТНОСИТСЯ К ЧИСЛУ «НЕПИСАННЫХ» (НЕКОДИЦИФИЦИРОВАННЫХ); СОСТОИТ ИЗ РЯДА ОТДЕЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПЕРВАЯ ПИСАНАЯ КОНСТИТУЦИЯ В 1787 Г.(США). ПОСЛЕ ЭТОГО ПИСАНЫЕ КОНСТИТУЦИИ В ПОЛЬШЕ(1789), ФРАНЦИИ (1791). ЭТО БЫЛИ КОНСТИТУЦИИ «ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ» БОЛЬШИНСТВО КОНСТИТУЦИЙ «ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ» БЫЛО ПРИНЯТО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20 ВЕКА.ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ В ВЫСОКОМ УРОВНЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ, НА КОТОРЫХ ДОЛЖЕН ОСНОВЫВАТЬСЯ ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ. СРЕДИ ПРИНЦИПОВ ВАЖНО ОТМЕТИТЬ: 1. ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ, 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА


    ПРИЗНАКИ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА В ОБЩЕСТВЕ- РЕШЕНИЕ ВСЕХ ВОПРОСОВ С ПОМОЩЬЮ ПРАВА, ПРЕДПАЛАГАЕТ ПОДЧИНЕНИЕ ЗАКОНУ ВСЕХ ГРАЖДАН, ОРГАНИЗАЦИЙ, ГОСУДАРСТВА ВМЕСТЕ С ТЕМ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - СОГЛАСИЕ БОЛЬШИНСТВА ЛЮДЕЙ ПОДЧИНЯТЬСЯ ЗАКОНУ. ПРАВО ДОЛЖНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ЗАКРЕПЛЯТЬ ИХ В ЗАКОНАХ. НЕЗЫБЛЕМОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ИХ ОХРАНА И ГАРАНТИРОВАННОСТ ЕЩЕ ОДИН ПРИЗНАК ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.- ПРАВА ПРИНАДЛЕЖАТ ЛЮДЯМ ОТ РОЖДЕНИЯ- ЕСТЕСТВЕННЫЕ И НЕОТЧУЖДАЕМЫ., НО СВОБОДА ВЫРАЖЕННАЯ В ПРАВАХ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АБСАЛЮТНОЙ, А ПРЕДПАЛАГАЕТ ОГРАНИЧЕНИЯ.




    ЗАКОН ВЫСШЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ. ТЕКСТ КОНСТИТУЦИИ РФ СОСТОИТ ИЗ ПРЕАМБУЛЫ, ГДЕ ИЗЛАГАЮТСЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНСТИТУЦИИ, ДВУХ РАЗДЕЛОВ, ДЕВЯТИ ГЛАВ И 137 СТАТЕЙ. ПЕРВАЯ ГЛАВА – ЗАКРЕПЛЯЕТ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ВТОРАЯ ГЛАВА- ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ТРЕТЬЯ ГЛАВА- ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВО ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА – ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА ПЯТАЯ ГЛАВА- СТАТУС ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ШЕСТАЯ ГЛАВА- ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА СЕДЬМАЯ ГЛАВА- ПРАВОСУДИЕ ВОСЬМАЯ ГЛАВА- ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 9- ПОРЯДОК ПРЕСМОТРА КОНСТИТУЦИИ ВТОРОЙ РАЗДЕЛ- ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ.


    ЗАКОН ВЫСШЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ. КОНСТИТУЦИЯ ИМЕЕТ ВЫСШУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ- ВСЕ ДРУГИЕ ЗАКОНЫ НЕ МОГУТ ЕЙ ПРОТИВОРЕЧИТЬ ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЯЕТ ВСЕ НАШИ ПРАВА И СВОБОДЫ, ГАРАНТОМ КОТ ОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕЗИДЕНТ ЭТО ВЫСШИЙ СМЫСЛ КОНСТИТУЦИИЮ ПЕРЕД КОНСТИТУЦИЕЙ СТОЯТ ТРИ ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. ЗАКРЕПИТЬ И ГАРАНТИРОВАТЬ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. 2.2УПОРЯДОЧИТЬ ГОС. ВЛАСТЬ 3. УТВЕРДИТЬ ПРАВОСУДИЕ


    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ СЛОВО «СТРОЙ» ОЗНАЧАЕТ ОПОРЕДЕЛЕННОЕ УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА КОНСТИТУЦИОНН ЫЙ СТРОЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ ОПРЕДЕЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА (ФОРМУ ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМУ ГОСУДАРСТВЕННО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА, ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.), ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕЙ И НЕДРАМИ, ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РФ ИМЕЕТ СВОЙ ФУНДАМЕНТ – ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ. НО ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИХ АНАЛИЗИРОВАТЬ НАДО ОЗНАКОМИТЬСЯ С СОДЕРЖАНИЕМ ГЛАВЫ 1. КОНСТИТУЦИИ РФ. НО ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО НЕ ВСЕ СТАТЬИ КОНСТИТУЦИИ СТАЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ. ОНИ ЗАРАБОТАЮТ В БУДУЩЕМ


    ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА. СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 1 КОНСТИТУЦИИ РФ ВОБРАЛО В СЕБЯ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ. ДЕМОКРАТИЧЕСК ИЕ ЦЕННОСТИ СТ. 1 –РОССИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО СТ.2 – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА СТ2.3 – СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА – ИСТОЧНИК ВЛАСТИ.ОСУЩЕ СТВЛЕНИЕВЛАС ТИ ПУТЕМ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ СТ – РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ – ПРИНЦИП НАШЕГО КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ. ЦЕННОСТИ ДЕМОКРАТИИ В КОНСТИТУЦИИ РФ. СТ. 13 –ПРИНЦИП ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО МНОГООБРАЗИЯ. (ПЛЮРАЛИЗМА), МНОГОПАРТИЙНОСТИ. ЗАПРЕТ ДЛЯ ПАРТИЙ НЕСУЩИХ ВРЕД ГОСУДАРСТВУ. В РОССИ ГАРАНТИРУЕТСЯ ЕДИНСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, СВОБОДА ЭКОНОМИЧ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАЩИЩАЮТСЯ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ: ЧАСТНАЯ,.. СТ.8 ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛИЗМА: 1. РАВНОПРАВИЕ СУБЪЕКТОВ РФ. 2.ГОСУДАРСТВ. ЦЕЛОСТНОСТЬ. 3. ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТ5. Ч.1,4. СТ.1, 5 – РФ – ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОС-ВО С РЕСПУБЛИКАНСКО Й ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ. СТ.1,5 РОССИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ И СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО. СТ.7, 14- ВПЕРВЫЕ В КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА.СУТЬ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО В ТОМ, ЧТО СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ И СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ КАЖДОГО. КОНСТИТУЦИЯ ДОКУМЕНТ РАССЧИТАННЫЙ НА ПЕРСПЕКТИВУ.ВМЕСТЕ С ТЕМ НАДО ПОНИМАТЬ, ЧТО СОЦПОЛИТИКА ЭТО НЕ ОПЕКА ГОСУДАРСТВА НАД ГРАЖДАНАМИ, А СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК МОГ ПРОЯВИТЬ СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ. КОНСТИТУЦИЯ ДАЕТ ПЕРЕЧЕНЬ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ: ПЕНСИИ, СОЦЗАЩИТА, ОХРАНА ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ. СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА.(СТ. 14.


    ОСНОВЫ СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. СТАТЬЯ 2. КОНСТИТУЦИИ РФ ОБЬЯВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРАВА И СВОБОДЫ ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ И ЗАЩИТУ ИХ ОБЯЗАННОСТЬЮ ГОСУДАРСТВА. КОНСТИТУЦИЯ РФ. 12 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА КОНСТИТУЦИЯ ВОССТАНАВЛИВАЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (СТ.6) ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА ЗАПИСАНЫ В КОНСТИТУЦИИ.ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА ЗАЩИЩАТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЛЮБОГО НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЕГО ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ.


    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСНОВУ НАШЕГО КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ СОСТАВЛЯЮТ ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ: ЧЕЛОВЕК И ГРАЖДАНИН, ЕГО ПРАВА И СВОБОДЫ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ НАРОДОВЛАСТИЕ И РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ПОЛ. И ИДЕОЛ. МНОГООБРАЗИЕ, МНОГОПАРТИЙНОСТЬ ЕДИНСТВО ЭКОНОМИКИ, РАВЕНСТВО ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ВЫСШАЯ ЮРИДИЧ. СИЛА И ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ. ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА. ЭТИ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕГУЛИРУЮТ ВСЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАК СТРАНЫ В ЦЕЛОМ, ТАК И ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ. ОНИ СОСТАВЛЯЮТ НЕ ТОЛЬКО ПРАВОВУЮ БАЗУ КОНСТИТУЦИИ В ЦЕЛОМ, НО И ВСЕЙ СИСТЕМЫ РОССИСКОГО ПРАВА. ЭТИ ПРИНЦИПЫ ГЛАВЫ 1. НЕИЗМЕННЫ И ИХ НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ ИЛИ ПЕРЕСМОТРЕТЬ, ПОКА ДЕЙСТВУЕТ ДАННАЯ КОНСТИТУЦИЯ.


    ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ: КАК РОССИЯ ПРИШЛА К КОНСТИТУЦИИ РФ1993 ГОДА ПОПРОБУЕМ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС. НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА ПОПРОБУЕМ ОТВЕТИТЬ И ПОДКРЕПИТЬ ОТВЕТ ТРЕМЯ АРГУМЕНТАМИ:


    Слайд 2

    Предмет конституционного права - конституционные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием: основ конституционного строя РФ; взаимоотношений между государством и личностью; федеративного устройства России; организации и функционирования системы органов власти Российской Федерации.

    Слайд 3

    Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством. Нормы конституционного права – это "нормы-принципы" и "нормы-цели"

    Слайд 4

    Субъекты конституционного права

    Субъекты конституционныхправоотношений: государство; органы и должностные лица; депутаты всех уровней и их группы; общественные объединения; органы и должностные лица местного самоуправления; граждане; лица без гражданства и иностранцы.

    Слайд 5

    Объект конституционного права

    Объектами конституционных правоотношений могут служить территория государства, гражданство, иные неимущественные, иногда и имущественные блага.

    Слайд 6

    Конституция

    «Конституция» происходит от латинского слова «constitutio» - установление, учреждение, построение. Конституция - Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Функции конституций

    1. Политическая 2. Правовая 3. Гуманистическая 4. Учредительная 5. Мировоззренческая

    Слайд 11

    Конституции принимаются в силу различных причин: смены политического режима; коренных изменений в социально-экономической и политической жизни государства; образования нового государства

    Слайд 12

    История

    Первой писаной конституцией стала Конституция США, принятая Филадельфийским конвентом в 1787 г.

    Слайд 13

    История российского конституционного права

    1906 г. - "Основные государственные законы«; 1918 г. – 1-я конституция - Конституция РСФСР; 1924 г. – 1- я Конституция СССР; 1936 г. – 2-я Конституция СССР; 1977 г. - 3-я Конституция СССР

    Слайд 14

    12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование (референдум), посредством которого и была принята действующая Конституция Российской Федерации. Вступила в силу с момента опубликования 25 декабря 1993 г. Российская конституция по типу является: «жесткой» «писаной»

    Слайд 15

    Принципы Конституции РФ

    1. приоритет прав и свобод человека над иными ценностями общества и государства; 2. народный суверенитет, полновластие народа; 3. государственный суверенитет РФ; 4. принципом федерализма; 5. принцип разделения властей; 6. принцип о социальном государстве; 7. Принцип экономической свободы, многообразия форм собственности при сохранении единого экономического пространства

    Слайд 16

    8. Гарантирование и признание местного самоуправления; Перечисленные выше принципы Конституции одновременно являются и основами конституционного строя Российской Федерации.

    Слайд 17

    Конституционные нормы с точки зрения юридической силы подразделяются на несколько групп: 1. Нормы, составляющие основы конституционного строя 2. Конституционные нормы о правах и свободах человека 3. Конституционные нормы, которые могут быть конкретизированы только в федеральных конституционных законах 4. Остальные нормы Конституции, имеющие повышенную юридическую силу по сравнению с обычными законами.

    Слайд 18

    Юридические признаки Конституции РФ

    Высшая юридическая сила; Особый порядок принятия и изменения; Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства; Прямое действие норм Конституции.

    Слайд 19

    Особенности Конституции РФ:

    1. Принимается народом (или от его имени); 2. Особое юридическое содержание; 3. Имеет всеохватывающий характер; 4. Обладает высшей юридической силой (ст.15); 5. Особый порядок ее изменения и пересмотра; 6. Особый порядок охраны; 7. Конституция - юридическая база текущего законодательства РФ.

    Слайд 20

    Поправки в конституцию.В главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»:

    Главы 1-2, 9 не подлежат изменению. Их изменение влечет за собой принятие новой конституции. Поправки в главы 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

    Глава. 5 - «Федеральное Собрание»; Глава 6 - «Правительство Российской Федерации»; Глава 7 - «Судебная власть»; Глава 8 – «Местное самоуправление»

    Слайд 24

    Раздел 2

    Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и, соответственно, прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

    Слайд 25

    Основные задачи Конституции РФ

    Преобразование России в демократическое правовое государство; Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами.

    Посмотреть все слайды




    Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико- правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина






    Историческая справка - США, - Франция, -Польша, -РСФСР




    Централизованная монархия. Земские соборы. Централизованной монархии вече как государственный орган был не нужен. Но нужен был другой институт на смену и взамен ему: сословно- представительный орган, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институтом стали Земские соборы.




    Первая попытка создать Конституцию Декабри́сты участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.тайных обществ1810-х1820-хвосстание в декабре 1825


    Конституционный проект Пестеля - "Русская Правда" Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие. Учреждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом от представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами- дворянами.


    Конституция Никиты Муравьева Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта и применения его к русской действительности. Проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, должен быть признан прогрессивным для своего времени. В целом в конституции Муравьева была изложена программа буржуазных революционных преобразований России.


    Середина 19 века – первые ростки конституционного строя. Царь – реформатор. Освободитель. Отмена крепостного права – правовое закрепление свободы крестьян. Земская реформа (земство) – складывание автономного муниципального самоуправления. Судебная реформа – складывание бессословной, относительно независимой демократической судебной системы. Всё складывалось по высоким меркам цивилизации, - через право, закон, суд.




    17 октября 1905 года манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» Царь «даровал» свои подданным политические права и свободы. Провозглашено о создании нового законодательного органа – государственной думы, избираемого на основе народного представительства – этот документ принято считать первой русской конституцией.


    Первая конституция РСФСР Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском съезде Советов. Конституция состояла из шести разделов. В нее, по предложению Владимира Ленина, была включена в полном объеме Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа. Первая российская конституция документально закрепила диктатуру пролетариата. Верховным носителем власти стало все рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах.


    Основные положения первой конституции Равные права граждан признавались независимо от расовой и национальной принадлежности. Но очень зависели от классовой. Конституция 1918 года закрепила федеративное устройство России и утвердила конструкцию советской власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, который созывался два раза в год. Между съездами высшей властью являлся Всероссийский Центральный Исполнительный комитет. (ВЦИК)


    Конституция 1924 года – установление единого гражданства - "смотрите, завидуйте, я гражданин - Советского Союза". Эта Конституция состояла из двух основных частей: Декларации об образовании Советского союза и Договора об образовании СССР. В декларации говорилось исключительно о политических аспектах образования нового государства. Договор содержал в себе 11 глав. В них декларировался суверенитет республик Союза и их право на выход из СССР. Раздел о правах и свободах человека отсутствовал.


    Конституция 1936 года –"сталинской" и "конституцией победившего социализма" Конституция СССР 1936 года была принята Восьмым съездом Советов 5 декабря. По мнению Сталина, эта конституция была самой демократической в мире. Ограничения и неравенство в избирательных правах ликвидировались. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование. Но инструмента для ее соблюдения не было. Она была чистой декларацией, потому что ни одна ее норма напрямую не могла действовать.


    Конституция 1977 года Конституция СССР 1977 года основной закон СССР, принятый 7 октября 1977 года Верховным советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года.основной закон СССР7 октября 1977 годаВерховным советом СССР Конституции СССР 1936 года Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Несмотря на распад СССР действовала на территории России до декабря 1993 года. Вошла в историю как «конституция развитого социализма».распад СССР


    Отличия Конституции РФ от Конституции 1977 года Ликвидирована система Советов;система Советов Россия стала симметричной федерацией; в гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) были только национальные образования.федерацией Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);Президента России2008 году Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в гг. составлял 65 лет); Президенты России Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;Федеральное Собрание Российской Федерации Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;Присяги Президента Российской Федерации Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России).субъектов Российской Федерации








    Отличие Конституции от других законов Конституция: закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти; обладает высшей юридической силой; отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения; является базой для текущего законодательства.




    Задачи мероприятия: образовательные: развивать умение работы с юридическими документами; развивать навыки постановки и разрешения проблем; обогащать и усложнять обществоведческий понятийный аппарат учащихся; развивать навыки заполнения схем; коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи; коррекция и развитие зрительных восприятий; развитие слухового восприятия; коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления); воспитательные: воспитывать интерес к учебе, предмету; воспитывать самостоятельность; формировать уважение к закону, правопорядку; воспитывать нравственно-патриотические качества у учащихся; формировать гражданскую позицию учащихся.




    Первые попытки создать конституцию, в которой бы закрепились права и обязанности всех, были сделаны много столетий тому назад. Ещё в Древнем Риме словом «конституция» называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров. В современном виде первые конституции появились в 1787 году в США и в 1791 году во Франции. В России декабристы, вышедшие в 1825 году на Сенатскую площадь, тоже предложили конституцию. К сожалению, многие их идеи, особенно о равенстве всех граждан перед законом, свободе слова, печати и вероисповедания, вошли в законы только в наше время.




    Контрольные вопросы: –1. Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны, закон высшей юридической силы) –2. Когда была принята Конституция РФ? (1993г. 12 декабря) –3. Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн) 4. Сколько полос на флаге России, в какой последовательности они расположены? (Белый, синий, красный)


    Контрольные вопросы: 5. Что символизирует каждая полоса флага? (Верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. Считается, что белый цвет - выражает чистоту устремлений, синий - обозначает волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году).


    Контрольные вопросы: 6. Что собой представляет герб РФ? (Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракон)


    Контрольные вопросы: 7. Кто написал текст и музыку для гимна? (Музыка - Георгия Александрова, Новый текст - Сергея Михалкова Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года. Гимн - официально торжественная песнь в честь государства.)




    Алгоритм изготовления: 1. Изготовить из цветной и белой бумаги флаг размером 6х18 см; 2. Согнуть его пополам, чтобы получилось двустороннее полотнище размером 6х9 см. и смазать клеем; 3. Склеить половинки, вложив между двумя сторонами древко (в качестве древка может быть использован пустой стержень от авторучки); 4. Подготовить подставку для флага: взять пробку от пластиковой бутылки, наполнить ее пластилином. Вставить флаг в подставку. Работы оцениваются от одного – до пяти баллов.


    Игра Самолет. Ведущая: Представим, что самолет – это наше государство. 1.Кто будет командиром нашего самолета? Президент 2. Кто первый пилот? Федеральное Собрание 3. Кто второй пилот? Правительство 4. Чем является корпус нашего корабля? Федеративное устройство 5. А кто пассажиры? Народ 6. Какой орган управления может быть представлен в лице бортпроводника? Местное самоуправление


    Вопросы к командам после игры – «Самолет» 1. Как называется наша страна в Конституции? (Наша страна называется Российская Федерация или Россия, в сокращении – РФ). Согласно Конституции, Россия – это демократическая республика, которая признаёт, соблюдает и защищает права и свободы человека. Главой государства является Президент Российской Федерации.








    Вопрос для учащихся: Как называется парламент нашей страны и из каких палат он состоит? Парламент называется Федеральное Собрание. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы). Законы, принятые в нашей стране, а также международные договоры (касающиеся отношений между народами, государствами, связей между ними), которые заключает государство с другими странами, обязательно публикуются.


    Органы государственной власти по Конституции РФ: В Государственной Думе работают депутаты, которые представляют и защищают интересы граждан страны. Депутатом Государственной Думы можно стать с 21 года. Принятые законы необходимо исполнять, поэтому возникла потребность создать систему исполнительной власти.




    Принцип разделения властей Одним из важнейших элементов демократической Конституции является принцип разделения властей, который закреплён и в нашей Конституции. Кроме законодательной (создаёт законы) и исполнительной (осуществляет исполнение государственных решений) существует судебная власть. Суды разрешают правовые споры, которые возникают между людьми, их объединениями (например, фирмами).


    Статьи Конституции РФ. Закончи предложение. Статья 2.Человек, его права и свободы являются... (высшей ценностью) Статья 19.Все равны перед законом... (и судом) Статья 21. Достоинство личности охраняется... (государством) Статья 22.Каждый имеет право на свободу... (и личную неприкосновенность) Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли... (и слова)


    Статьи Конституции РФ. Закончи предложение. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья... (и медицинскую помощь) Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и... (свобод) Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с... (18 лет) Статья 91. Президент Российской Федерации обладает...(неприкосновенностью)


    Выборы. А теперь пусть каждый из присутствующих на данном мероприятии сделает свой выбор: 1) на выданных листах бумаги напишите всего одно слово из двух – «да» или «нет». 2) Эти слова будут означать именно вашу гражданскую позицию – «да»- быть активным жителем своей страны, участвующим в принятии судьбоносных решений; 3) - «нет» - остаться пассивным наблюдателем, постоянно обвиняющим власть и общество. Опустите ваши листы в импровизированную урну, а комиссия подведет итоги наших «школьных выборов».






    Список используемой литературы: 1.Конституция Российской Федерации, глава II; 2.Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы под редакцией О.Е. Куфатина. Москва, Юрист, 2005 год. 3.Полковникова Т. А. Ролевая дискуссия. Преподавание истории и обществознания в школе, 1, 2007 год, стр. 71 – Человек и общество. Обществознание 2 ч. под редакцией Л. Н. Боголюбова. Москва, Просвещение, 2005 год. 5.Федеральный закон



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх