Причины и основные направления предупреждения корыстных преступлений. Общие и специальные меры предупреждения корыстной преступности. Профилактика корыстной преступности
Предупреждение корыстной преступности, которая интенсивно растет, охватывая самые разные формы обычной и организованной преступной деятельности, - одна из основных проблем борьбы с преступностью в целом.
Важным критерием результативной предупредительной деятельности является соответствие содержания и иерархии предпринимаемых мер содержанию и иерархии причин и условий корыстной преступности. Поэтому меры предупреждения корыстной преступности могут носить экономический, социальный, политический, организационный, правовой, технический и воспитательный характер.
1. Предупреждение различных форм преступных деяний корыстной направленности связано прежде всего с оптимальным решением фундаментальных социально-экономических проблем жизни общества. Причем история показала, что в структуре различных решений данных проблем нет идеальных подходов, исключающих противоправное стремление к материальным ценностям. Поэтому речь идет об оптимальных решениях проблемы, которые более или менее гармонично сочетали бы экономический прогресс и частную собственность с развитием социальной защищенности людей.
Идея социального равенства между людьми, построенная на отрицании частной собственности и сформулированная французскими просветителями и социалистами-утопистами в XVIII-XIX вв., была развита основоположниками марксизма-ленинизма и стала одним из принципов строительства социализма и коммунизма в СССР и других социалистических странах. Предполагалось, что такой подход кардинально решит проблему социального неравенства, а следовательно, и искоренения корыстных преступлений. Реальность показала, что этот принцип оказался, с одной стороны, недостижимым на современном этапе развития общества, с другой - тормозящим экономическое развитие и приведшим к экономическому застою в СССР, низкому жизненному уровню народа и формированию бесхозного отношения к «ничейной» собственности.
Провозглашение частной собственности в реформируемой России и проведение обвальной приватизации общенародной собственности привело к колоссальному неравенству, когда значительная масса народа оказалась за чертой бедности, а небольшой слойбывшей номенклатуры и криминальной среды, захвативший общенародное достояние, обеспечил себе беспрецедентно высокий уровень жизни. Многократный разрыв между массовой бедностью и богатством детерминирует самые дикие формы корыстной преступности.
Приведенные крайности в решении проблемы социального неравенства наиболее криминогенны. Оптимальное решение ее лежит в пределах 4-5-кратного разрыва между уровнями жизни 10% относительно богатых и 10% относительно бедных.
Минимизация и оптимизация фактического неравенства в России - одно из кардинальных направлений социально-экономической политики государства и более или менее эффективной стратегии предупреждения корыстных преступлений. Предоставление всем гражданам равных возможностей в сфере экономической деятельности позволит сформировать массовый слой экономически активных, правособлюдаюхцих и материально обеспеченных людей. Это важнейшее направление предупреждения корыстной преступности пока только декларируется.
2. Вторым комплексом мер предупреждения корыстной преступности, вытекающих из предыдущей стратегии, является последовательное решение проблемы социальной защищенности населения и избавление его от острой материальной нужды и нищеты.В этом комплексе целая система мер, которые начинают применяться в России.
К ним относится, в первую очередь, наведение элементарного порядка в бюджете страны, в эффективном использовании бюджетных средств, выделенных на социальные цели, на общую и адресную защиту социально слабых слоев населения. Сюда следует отнести:
Своевременную выплату заработной платы, постепенное повышение ее уровня, который опережал бы уровень инфляции в стране;
Повышение пенсий по старости и инвалидности до социально необходимых размеров, позволяющих достойно жить пенсионерам разных категорий;
Обеспечение государственной семейной политики, развития социального обслуживания семьи и особенно детей, оставшихся без попечения родителей, повышение пособий для многодетных семей;
Постепенное решение жилищной проблемы длй малообеспеченных семей и семей со скромным достатком;
Решение проблем занятости населения, снижение безработицы и обеспечение необходимыми пособиями вынужденно безработных;
Оказание реальной материальной помощи российским гражданам, ставшим беженцами и вынужденными переселенцами, в обустройстве их на новом месте жительства;
Государственное поощрение благотворительной деятельности и благотворительных организаций.
3. Особая роль в предупреждении корыстных и особенно экономических преступлений принадлежит жесткому социально-правовому контролю за экономической деятельностью юридических и физических лиц. Это направление в последние годы активно реализуется путем издания федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства, исполнение которых пока, однако, оставляет желать лучшего.
В качестве примера можно привести попытки государственного контроля за образованием первичного капитала частных собственников. Еще постановлением Съезда народных депутатов 1992 г. «О состоянии законности и борьбы с преступностью и коррупцией» было предписано: организовать перерегистрацию хозяйственных структур, созданных с использованием государственной собственности, входе которой проверить источники и законность образования первоначального капитала, правомерность и обоснованность оценки объектов, переданных в собственность или сданных в аренду коммерческим структурам. Это требование не выполнено и было повторено в Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 гг., утвержденной Президентом РФ. Однако эта важная антикриминогенная мера так и осталась невыполненной.
Ныне официально признается, что приватизация «по-чубайсовски» во многом была криминальной и коррупционной, но она не подлежит тотальному пересмотру, так как это чревато негативными политическими и экономическими последствиями. Некоторые даже пугают гражданской войной. Такое неправовое решение можно признать вынужденным. Но это не исключает принятия уголовно-правовых или гражданско-правовых мер по выявленным конкретным преступлениям и правонарушениям в пределах уголовно-правовой и исковой давности. И такая практика существует, но олигархические круги пытаются не допустить и этого, что не может не сказаться на общей криминогенности.
Другие недостатки контроля связаны с использованием административных возможностей в целях недобросовестной конкуренции, стимулирования банкротства в интересах «своих» коммерческих структур и иных политических и коррупционных задач. Таким образом, реализация социально-правового контроля в целях предупреждения корыстных преступлений, с одной стороны, должна быть более эффективной, с другой - не приводить к нежелательным экономическим последствиям.
Выявлению, пресечению и предупреждению корыстных преступлений могут способствовать следующие направления государственного контроля:
Меры по обеспечению финансового контроля в стране, который возложен на Счетную палату, Министерство финансов и многие другие федеральные ведомства и контрольно-ревизионные органы исполнительной власти;
Меры по обеспечению контроля со стороны Центрального банка РФ за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений на основе федеральных законов о Центральном банке, о банках и банковской деятельности;
Меры по обеспечению налогового контроля, осуществляемого Госналогслужбой и органами внутренних дел;
Меры по обеспечению пограничного, таможенного и экспортного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности, ввозе и вывозе культурных ценностей, стратегических, ядерных, радиоактивных, наркотических средств и других материалов;
Меры по обеспечению валютного контроля, осуществляемого органами Федеральной службы по валютному и экспортному контролю;
Меры, предпринимаемые административными, финансовыми и налоговыми органами контроля в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией в системе государственной службы в целях выявления и предупреждения коррупционных действий государственных служащих.
Важное место в системе предупреждения корыстных преступлений занимает государственный контроль за проведением разных форм приватизации государственной собственности, за предоставлением налоговых льгот отдельным организациям, за своевременным проведением аудиторских проверок экономической деятельности коммерческих предприятий. Весьма актуальной мерой предупреждения корыстных преступлений в последнее время стал контроль за оборотом наркотических средств и за производством, ввозом и продажей алкогольных напитков.
4. Особое внимание следует уделять правовому обеспечению борьбы с корыстной преступностью. В УК РФ 1996 г., в котором сохранились прежние составы преступлений против собственности, было внесено около 50 новых статей, предусматривающих уголовную ответственность за экономические и иные корыстные преступления, которые в основном обеспечивают направленную уголовно-правовую борьбу с корыстной преступностью. Но экономическая сфера динамична, и еще до вступления УК в силу были внесены предложения по изменению и дополнению мер борьбы с экономическими, налоговыми и другими корыстными преступлениями. Для более эффективной борьбы с организованной преступностью и коррупцией целесообразно было бы принять отдельные комплексные законы.
Правовое обеспечение борьбы с корыстной преступностью включает также постоянное совершенствование нормативной базы экономического, финансового, банковского, налогового, таможенного, валютного и других видов контроля в сфере экономической деятельности юридических и физических лиц.
5. Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию корыстных преступлений и привлечению виновных к уголовной ответственности - одно из серьезных направлений по предупреждению преступлений рассматриваемой группы, поскольку высокая латентность и низкая раскрываемость этих деяний предопределяют безнаказанность корыстных преступников и способствуют разрастанию корыстной преступности. Реализация этого направления требует от оперативных и следственных работников высокой квалификации и специализации.
6. Немаловажное значение в предупреждении преступлений против собственности (краж, грабежей, разбоев, мошенничества, вымогательства) и других корыстных деяний имеет виктимологическая профилактика по информированию населения о способах совершения этих одеяний, о криминогенных зонах в населенном пункте, о рекомендуемыхмерах защиты и самозащиты от совершаемых преступлений, о недопущении излишней доверчивости к незнакомым людям и т д. Широкое распространение в городах получила забота граждан об укреплении дверей и окон своих квартир, об установлении технических средств охранной сигнализации, о приобретении газового оружия и газовых баллончиков для самозащиты и др., как и забота юридических лиц о создании подразделений, обеспечивающих безопасность их деятельности и взаимодействие с правоохранительными органами.
7. Конкретные меры по предупреждению, выявлению и пресечению корыстных преступлений предусмотрены в Федеральных программах по усилению борьбы с преступностью. Многие их разделы прямо предусматривают меры по противодействию организованной преступности и коррупции; по защите экономической безопасности государства, частной, государственной, муниципальной и других видов собственности; по усилению борьбы с нарушениями налогового законодательства, по предупреждению преступлений во внешнеэкономической деятельности, в сфере приватизации, в добывающих и перерабатывающих отраслях и на транспорте, в сфере сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней.
Наряду с федеральными программами во всех субъектах Федерации существуют региональные программы по усилению борьбы с преступностью вообще и корыстной в частности.
Текущие меры предупреждения различных видов корыстных преступлений могут быть выработаны на основе постоянного или периодического криминологического анализа причин и условий совершаемых деяний в городе, районе, населенном пункте или на отдельном объекте.
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под корыстной преступностью?
2. Основные причины корыстной преступности.
3. Какова латентность различных корыстных преступлений^
4. Тенденции опасных и распространенных корыстных преступлений (разбоев, грабежей, краж, мошенничества).
5. Структура и тенденции экономической преступности в России и в других странах.
6. Коррупция в России и в других странах.
7. Каковы основные направления предупреждения корыстной преступности?
Еще по теме § 6. Предупреждение корыстной преступности:
- 39. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРЫСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
- 5.1. Социальная система предупреждения преступности 5.2. Меры предупреждения преступности
- §2. Характеристика основных подходов к воздействию на преступность. Предупреждение преступности
- §1. Криминологическая характеристика корыстной преступности
- § 3. Особенности борьбы с общеуголовной корыстной преступностью
- 1. Криминологическая характеристика корыстных и корыстно-насильственных преступлений против личной собственности граждан
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы -
ТЕМА 11. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРЫСТНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
Лекция – 2 часа
План лекции:
Введение
1. Понятие и виды преступлений корыстной направленности.
2. Криминологическая характеристика отдельных видов имущественных преступлений.
3. Детерминанты и меры предупреждения корыстной преступности.
4. Коррупция и ее предупреждение.
Бахарев А.В. К вопросу о совершении краж и угонов автотранспортных средств // Российский следователь. 2007. № 10.
Власов Д.В.Основные направления деятельности ОВД по предупреждению рецидива насильственных преступлений против собственности // Российский следователь. 2006. № 7.
Карпова Н.А.Некоторые особенности личности преступника, совершающего «карманную» кражу // Российский следователь. 2006. № 8.
Семенов В.М. Об общесоциальных мерах по предупреждения краж // Российский следователь. 2006. № 1.
Чумаков А. Антикоррупционная политика России и ее приоритеты // Закон и право. 2007. № 1.
Введение
Преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, мошенничество, вымогательство и др.) посягают на важные сферы жизнедеятельности граждан и государства. Эффективность этой борьбы во многом зависит от знания состояния и основных тенденций этих преступлений, понимания их причин, учета особенностей личности корыстного преступника.
Вопрос 1. Понятие и виды преступлений корыстной направленности
Корыстная преступность – наиболее распространенный криминальный феномен в мире. Ее доля в странах с развитой экономикой превышает 80%, а в развивающихся составляет свыше 50% от общего объема всей зарегистрированной преступности.
Корыстная преступность – это совокупность общеуголовных корыстных преступлений (а также совокупность лиц, их совершивших), совершаемых путем прямого незаконного завладения чужим имуществом в целях неосновательного обогащения за счет похищенных материальных средств.
В криминологической литературе преступления против собственности также именуются – имущественные преступления, которые объединены по следующим уголовно-криминологическим признакам :
а) незаконное обогащение за счет нарушения прав собственника;
б) незаконное использование или распоряжение чужим имуществом;
в) наличие стабильного дохода от преступной деятельности, являющегося основным источником дохода;
г) систематическое совершение преступлений;
д) относительная специализация преступной активности (например, карманные кражи, карточное мошенничество, фальшивомонетничество и пр.);
е) относительная неуязвимость от уголовного преследования.
В зависимости от характера экономических отношений, на которые осуществляются посягательства, выделяются три группы корыстных преступлений (более 90 видов):
1) корыстные преступления против собственности, предусмотренные главой 21 УК РФ (кража; мошенничество; присвоение или растрата; грабеж; разбой; вымогательство; хищение предметов, представляющих особую ценность; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения);
2) корыстные преступления в сфере экономической деятельности (регистрация незаконные сделок с землей, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство и др.);
3) корыстные преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями, злоупотребления полномочиями частными нотариусами и аудиторами, превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб, в случае совершения деяния из корыстных побуждений).
Тем не мене корыстные мотивы есть и среди посягательств: на жизнь (убийство из корыстных побуждений или по найму); на здоровье (неправомерное завладение автомобилем с применением насилия); на свободу (похищение человека из корыстных побуждений); против общественной безопасности (например, организация преступного сообщества (преступной организации) с целью корыстного преступления.
Основные особенности и современные тенденции имущественной преступности:
1. Доля корыстных и корыстно-насильственных преступлений в настоящее время составляет примерно 3/5 регистрируемых преступлений.
Общая характеристика корыстной преступности:
2. Повышается степень общественной опасности корыстно-насильственных деяний и тяжесть причиненных этими преступлениями последствий: разбойные нападения на водителей такси и дальнобойщиков, инкассаторов, сопровождающиеся угрозами и реальным применением оружия, пытками жертв.
3. Преступления в отношении чужого имущества имеют высокую латентность. Особенно это относится к карманным кражам, мошенничествам, преступлениям в сфере экономической деятельности.
4. Корыстно-насильственные преступления опасны не только своей распространенностью, но и тем, что они часто сопряжены с другими более тяжкими преступлениями: умышленное убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
5. Рост преступных посягательств против собственности с использованием электронных средств (например, несанкционированное внедрение в компьютерные сети банков и иных кредитно-финансовых учреждений).
6. Увеличилось количество преступных групп, специализирующихся на кражах, грабежах и разбойных нападений на квартиры бизнесменов, состоятельных людей из числа госслужащих, коллекционеров.
7. Возросло количество краж иностранных дорогостоящих автомобилей, нередко совершаемых «на заказ» (марка, год выпуска, цвет).
8. Значительное распространение получила мошенническая практика дачи объявлений о различных услугах: «как заработать миллион», о приеме на работу (в том числе за границу), сдача жилья в наем, продажа фиктивных билетов на концерты популярных исполнителей и др.
9. На рубеже веков получили распространение такие новые формы мошенничества, как хищение чужого имущества с помощью создания лжепредприятий, фальсификации учредительных документов, регистрации организаций на вымышленные адреса.
10. Получили распространение кражи цветных металлов.
11. Получили распространение всевозможные азартные игры, в основе которых лежат тщательно продуманные мошеннические трюки: игровые автоматы в сети Интернет-кафе, «Лохотрон», мгновенные лотереи и пр.
12. Массовый характер приобрели хищения и присвоения чужой собственности с использованием похищенных паспортов, подложных платежных документов и т.д.
13. В результате многоходовых банковских комбинаций и афер денежные средства государственных и частных банков попадают на счета несуществующих фирм, осуществляется неконтролируемый перелив капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, легализация криминальных денег.
14. Территориальное распределение («география») корыстной преступности по субъектам Российской Федерации (региональное распределение) отличается высоким уровнем неравномерности.
Профилактика корыстных преступлений выглядит в виде, определенной системы, принципы построения и функционирования которой имеют вполне конкретное практическое значение. Осуществляется непосредственная и ранняя профилактика, общая, индивидуальная и т.д. В любом случае направленность соответствующей деятельности вполне конкретная - не допустить преступления.
Общая профилактика корыстных преступлений - это реально выполняемая работа, смысл которой заключается в соответствующем общепредупредительном воздействии на членов общества, это сдерживающее воздействие. До членов общества доводится понятие о правилах поведения, особо подчеркивается тот факт, что преступное поведение, связанное с насилием и покушением на собственность граждан, строго наказуемо. Иначе говоря, населению посылаются «сигналы» о том, как надо вести себя, чтобы не быть наказанным в уголовно-правовом порядке за насилие и хищение, и как нельзя поступать, чтобы не пострадать от преступления.
Общая профилактика обращена к широким массам. Смысл общей профилактики в том и заключается, что она в равной мере (одинаково) направлена на всех членов общества. Но задачи, связанные с тематикой, могут быть разными. Можно осуществлять, например, профилактику квартирных краж, преступлений несовершеннолетних, корыстно-насильственных преступлений и т.д. Эта профилактика как бы предполагает наличие среди населения таких людей, которых надо удерживать от совершения названных преступлений. Такая профилактика воздействует на население всегда избирательно. Она учитывает различные категории лиц и исходит из того, что одни склонны, например, к совершению грабежей и разбоев, а другие - к вымогательству. Поэтому подразумевается, что всегда есть конкретный объект, который нельзя оставлять без внимания.
Общая профилактика проводится для всех, но с учетом определенных категорий лиц. Это положение следует понимать так: совершенно ясно, что корыстные преступления будут совершаться завтра и во все последующие дни, месяцы и годы, но неизвестно, кто именно их будет совершать. Однако проводить профилактику надо так, чтобы она доходила до тех людей, которые в ней нуждаются. Задача, безусловно, очень трудная, но выполнимая. Успешному ее решению помогает то, что общая профилактика вносит «элементы порядка» в реальную действительность. Она как бы восклицает: люди не совершайте преступления.
Общая профилактика у одних повышает риск задержания и наказания, а у других - снижает риск стать жертвой преступления.
Переход от общего предупреждения к индивидуальному есть движение в сторону конкретного, поскольку проблемы становятся связанными с личностью. Для так называемого личностного уровня или подхода характерны особые качества, обусловленные спецификой работы с каждым конкретным человеком. На этом уровне конкретизируются все практические заключения и выводы, касающиеся личности и ее поведения. Именно на этом уровне рассматриваются проблемы выявления лиц, чье поведение является антиобщественным, персональный учет их, выявление замысла на совершение преступления, предотвращение и пресечение конкретного преступного поведения.
Проникают в эту сферу и оперативно-розыскные мероприятия, ведь и они ориентированы на конкретных лиц, на предотвращение их преступного замысла, на пресечение с их стороны преступлений. Не случайно представители теории оперативно-розыскной деятельности всегда ориентированы на индивидуальную работу; их специфика работы с лицами, совершающими преступления, - персонализация. Кроме того, существует особая наиболее практически значимая оперативно-розыскная профилактика, имеющая в своем «арсенале» специальные меры. Она рассматривается как самостоятельно, так и в рамках индивидуальной профилактики преступного поведения.
Индивидуальная профилактика корыстных преступлений рассчитана прежде всего на конкретную работу с каждым отдельным человеком. Она используется тогда, когда у того или иного лица появляется замысел на совершение преступления, а поведение этого лица, в том числе и вербальное, подтверждает наличие такого замысла. Меры индивидуальной профилактики обеспечивают воздействие, с одной стороны, на саму личность, у которой обнаружен замысел на совершение преступления, с другой стороны, на окружение этой личности (если имеются сообщники или лица, содействующие преступлению, заинтересованные в нем). Ориентирована такая профилактика и на тех, кто в силу виктимного поведения может стать жертвой преступления.
Когда речь идет о корыстных преступлениях, надо иметь в виду, что важнейшей проблемой индивидуальной профилактики преступлений является установление круга лиц, в отношении которых она действительно необходима. В своей сущности индивидуальная профилактика преступлений есть совокупность мер убеждения (воспитания) и принуждения (наказания). Цель рассматриваемой профилактики - пресечь, предотвратить, не допустить преступление, выявить замысел совершить деяние и провести работу так, чтобы личность отказалась от него, от намерения встать на преступный путь, а задача выявления лиц, склонных к преступлениям, - установление источников, отрицательно влияющих на этих лиц.
Индивидуальная профилактика должна начинаться прежде, чем будет принято решение личностью совершить преступление, и связываться скорее с проявлением целей и мотивов преступного поведения, чем с самим решением. Вместе с тем в целом ряде случаев принятие решения осуществляется не сразу, а потому существуют объективные возможности оказать на него воздействие, перестроить решение, изменить направленность поведения личности. Именно этому и способствует предотвращение, а пресечение деяния используется, как правило, тогда, когда речь идет о полном прекращении чего-то уже происходящего, начатого.
Основными субъектами предупреждения корыстных преступлений являются подразделения милиции общественной безопасности и криминальной милиции органов внутренних дел. На федеральном и региональном уровнях они в основном осуществляют организаторскую деятельность по предупреждению преступлений против собственности, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно-методического руководства подведомственными аппаратами.
Литература
Алауханов Е.О. Криминологические проблемы предупреждения корыстно-насильственных преступлений. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2005.
Миненок М.Д., Миненок Д.М. Корысть. Криминологические и уголовно- правовые проблемы. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
Севрюков А.П. Социальное положение участников грабежей и разбоев с незаконным проникновением в жилище как один из основных факторов, влияющих на их совершение //Региональные проблемы борьбы с преступностью: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД России, 2000.
Солодовников С.А. Криминальная экономика и насильственные преступления против собственности граждан: Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
Тайбаков А.А. Корыстная преступность Европейского Севера России. – Петрозаводск, 2000.
Шегабудинов Р.Ш. Вымогательство в системе хищений и криминального насилия. – М., 2002.
Корыстная и корыстно-насильственная преступность – наиболее распространенные криминальные проявления в мире, имеющие наибольшие количественные показатели по сравнению с другими видами преступлений.
В качестве критерия для классификации мер борьбы с корыстной преступностью также используется принадлежность таких мер к той или иной социальной сфере. На основе данного критерия выделяются меры:
1) экономические. В рамках этой группы выделяются общие меры борьбы с корыстной преступностью:
а) преодоление экономического кризиса; б снижение уровня реальной инфляции и т. д.; специальные меры:
а) ресурсное обеспечение подразделений правоохранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономики;
б) создание экономической основы государственных внебюджетных фондов, предусматривающих обособленное финансирование программ компенсации ущерба жертвам преступлений в сфере экономики;
2) политические:
· обеспечение стабильности ограниченного государственного управления имуществом и экономической деятельностью;
· поддержание устойчивого равновесия государственных и частных интересов в экономике;
· ограничение коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, ведающих государственным регулированием экономикой;
б) специальные:
· разработка государственной стратегии борьбы с корыстной преступностью;
· определение целей и задач борьбы с преступностью в сфере экономики в программных документах политических партий и движений;
· обеспечение государственной поддержки негосударственных институтов борьбы с преступностью в сфере экономики и отдельных ее видов;
3) правовые:
· устранение противоречий в правовом регулировании собственности, экономической деятельности и службы в коммерческих и иных организациях;
· восполнение пробелов в правовом регулировании отдельных видов экономических отношений (например, отношений собственности на землю);
б) специальные:
· внесение изменений и дополнений в уголовное законодательство в части, относящейся к усовершенствованию норм об ответственности за преступления против собственности в сфере экономической деятельности;
· устранение терминологической несогласованности гражданского, административного, таможенного, налогового, валютного и уголовного законодательства;
4) психологические:
· воспитание уважения к законодательным установлениям в сфере экономики;
· формирование идеалов честного предпринимательства и т. д.;
б) специальные:
· информирование населения о состоянии правового регулирования ответственности за корыстные преступления;
· воспитание солидарности населения с уголовно-правовыми запретами в отношении общественно опасного экономического поведения и т. д.;
5) организационные;
6) технические.
В планировании борьбы с преступностью применяются и иные подходы к классификации таких мер, как, например, особенности видового объекта посягательства и т. д.
Для предупреждения корыстной преступности необходимо применение мер как общего, так и специального предупреждения (особенно в социальной сфере).
1. Организационные меры - это меры, связанные с организацией предупредительной деятельности:
· изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике корыстной преступности в регионе;
· криминологическое планирование.
2. Специальные меры:
· создание экономических и правовых барьеров криминализации общества в хозяйственной, финансовой сфере, проникновению в эти сферы криминальных структур;
· экспертиза принимаемых решений по хозяйственным, финансовым вопросам с точки зрения экономической безопасности;
· разработка мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных лиц на предприятиях по добыче и переработке нефти, газа, цветных и редкоземельных металлов;
· создание информационного банка данных о физических и юридических лицах, проходящих по оперативным материалам и уголовным делам о хищениях денежных средств с использованием подложных платежных документов;
· разработка системы мер по организации борьбы с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности;
· разработка мер по выявлению фальшивых денег, финансовых документов и ценных бумаг, устранению их изготовления и обращения;
Социальные меры, имеющие отношение к борьбе с корыстной преступностью:
· правовая пропаганда деятельности правоохранительных органов, средств и методов самозащиты населения;
· разработка мер по повышению уровня материальной базы социально-реабилитационных учреждений; жилищных и бытовых условий многодетных и малообеспеченных семей; создание специальных служб для детей, оставшихся без средств существования;
· разработка и реализация мер по обеспечению социальной занятости молодежи, безработных, ранее судимых, беженцев, вынужденных мигрантов;
· создание центров реабилитации, ночлежных домов для бродяг, создание учреждений для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства.
Предотвращение корыстной преступности? ведущее направление деятельности в сфере противодействия преступности. Наиболее обобщенный взгляд на достояние теории и практики такого противодействия позволяет выделить по меньшей мере 3 концепции противостояния преступности государства и общества:
- · правоохранительная - действие уголовно-правового законодательства и обеспечение его системой правоохранительных органов;
- · превенции (профилактика) - предотвращение возникновения факторов преступности и препятствование их действию, недопущение формирования и реализации криминальной мотивации на разных стадиях преступного поведения;
- · реагирования на преступные проявления путем уголовного преследования виновных и установления контроля.
Непосредственно к предмету криминологической теории предотвращения преступности относится концепция превенции; две други лишь производят предупредительный эффект на преступность.
Предотвращение корыстной насильственной преступности необходимо понимать как деятельность по защите человека, общества и государства от преступности, предупреждению угрозы ее проявлений путем ограничения действия определенных факторов, по профилактическому влиянию на лиц группы криминогенного риска и защите потенциальных потерпевших Шабанов Г.Х. О понятии корыстно-насильственной преступности // Российский следователь. 2001. №8. С. 206..
Предупредительная деятельность организована иерархически в соответствии с уровнями функционирования определенных факторов преступности в обществе, направлена на объекты воздействия и на получение конечного результата, подчинена достижению определенных целей на отдельных этапах ее осуществления и обеспечена функционально различными видами деятельности, мерами и методами их реализации.
Предупреждение преступности имеет двойную природу: с одной стороны, это разрушение действия причин преступности, с другой созидание причин возникновения преступности.
Первое, с чего следует начинать создание модели предупреждение корыстной преступности, - это определение ее цели. Советская доктрина борьбы с преступностью имела цель искоренения ее причин и ликвидацию как пережитка прошлого представляется, конечной целью предупреждения исследуемой преступности является защита от нее, снижение уровня ее проявлений до социально безопасной черты.
Достижение основной цели предусматривает реализацию промежуточных, к которым принадлежат в первую очередь, препятствие распространению в обществе факторов корыстной насильственной преступности, прежде всего причин, ее порождающих, и условий, способствующих ей. Важно также достичь послабления противостояния молодежи существующему правопорядку, системе общественных ценностей, что приведет к замедлению темпов криминализации в этой среде, а также обеспечить защиту потенциальных потерпевших от корыстных насильственных преступных посягательств Кузнецов А.П. Криминологические проблемы преступности в России: методологические аспекты // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2004. №4. С.85..
Наряду с целью предупредительной деятельности следует определить объект предупредительного воздействия.
Существуют основные подходы к пониманию объекта предупреждения, которым обычно признаются:
- · факторы преступности;
- · криминогенная среда формирования личности
преступника;
· обстоятельства, способствующие достижению преступного результата.
Объектом такого воздействия необходимо признавать не сами причины и условия преступности, а криминогенные явления и процессы, криминогенные признаки среды и черты лица, находящиеся в тесной взаимосвязи, которые способны порождать причины и условия преступности и ее проявлений.
Таким образом, можно утверждать, что вышеизложенные теоретические положения предупреждения корыстной преступности отражают возможные направления воздействия на это антиобщественное явление с целью защиты интересов человека, общества и государства от противоправных посягательств Криминалистика: учебник / Савельева М.В., Смушкин А.Б. М.: Деловой двор. 2009. С. 234..
Предупреждение корыстных преступлений связано, прежде всего, с совершенствованием существующих общественных отношений, главным образом в сфере производства и распределения, повышением материального благосостояния населения.
Основная деятельность государства при этом должна заключаться в создании условий для многообразия и широкой доступности легальных способов достижения материального благополучия. Не менее важно воспитание такой личности, для которой правомерный путь достижения своих целей является единственным. Создание и охрана тех общественных отношений, при которых каждый человек способен позаботиться о себе самостоятельно, создать условия для собственной и своих детей жизнедеятельности Кузнецов А.П. Криминологические проблемы преступности в России: методологические аспекты // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2004. №4. С.85..
Более интенсивную помощь государство должно оказывать лишь тем лицам, которые в силу определенных причин оказались в затруднительном положении, например инвалидам, детям - сиротам, многодетным и малообеспеченным семьям, безработным и т. д.
Большую роль в предупреждении, пресечении преступлений против собственности играет оперативное взаимодействие органов уполномоченных на осуществление данной деятельности. Профилактическая деятельность органов внутренних дел по защите всех форм собственности достаточно многообразна и многопланова.
Полиция общественной безопасности реализует общепрофилактические функции на основе анализа криминальной ситуации и состояния преступности на улицах, в общественных местах и жилых микрорайонах.
Правовое воспитание и пропаганда, оказание консультативной помощи населению по вопросам защиты от преступных посягательств, издание специальной литературы по этим вопросам еще одно важное направление профилактической деятельности органов внутренних дел.
В целях обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы важно соблюдать следующие основные требования:
- · своевременность. Несвоевременное выявление и принятие профилактических мер к правонарушителям и их окружению приводит к их сильной нравственной запущенности, а порой и деградации, укоренению привычки к антиобщественному поведению, глубокому втягиванию, в отрицательную среду;
- · соответствие применяемых мер состоянию объекта профилактического воздействия;
- · последовательность. Индивидуальное профилактическое воздействие должно быть последовательным. Острота и интенсивность воздействия должны или последовательно нарастать или убывать;
- · комплексность. Деятельность субъектов профилактики должна быть скоординированной, а меры взаимодополнять, не дублируя, друг друга;
- · реальность: соответствие профилактических мер объективным возможностям их реализации;
- · законность. Индивидуальная профилактика связана с ограничением прав, например, при установлении административного надзора, поэтому важно иметь правообеспеченность ее, т. е. законодательно должно быть регламентировано, какие лица и за что могут быть взяты на профилактический учет и какие меры принуждения могут быть к ним применены Попова С.А. Корыстные преступления (криминологический аспект) // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2004. №4. С. 112-113..
Индивидуальная профилактика начинается с выявления лиц, могущих быть объектами профилактического воздействия.
Большую роль в борьбе с преступлениями против собственности играют применяемые сотрудниками оперативных подразделений оперативно - розыскные мероприятия, приемы и методы, роль которых в борьбе с данным видом преступлений очень велика.
При раскрытии указанных преступлений сотрудники оперативных подразделений проводят такие оперативно - розыскные мероприятия как оперативный опрос, оперативное наведение справок, сбор образцов материальных объектов для оперативного исследования, оперативное наблюдение и ряд других.
Уезжая в отпуск и покидая свое жилище, необходимо позаботиться об охране. Это значит: своевременно укрепить подступы к квартире, установить сигнализацию. Максимально эффективна сигнализация, установленная специалистами. А самым надежным средством от квартирных краж сегодня, как считают специалисты, является централизованная охрана квартир полицейским подразделением. Чтобы не допустить проникновения в жилище непрошеных визитеров, в квартире устанавливается сигнализация, которая выводится на пульт вневедомственной охраны. Она моментально передает сигнал тревоги, и в течение 3-5 минут приезжает наряд полиции.
В итоге, можно сделать вывод о том, что предупреждение корыстных преступлений против собственности, как и любых других, осуществляется на общесоциальном и специально - криминологическом уровнях.
Общесоциальный уровень - это меры:
- · экономической направленности;
- · политической направленности;
- · правовой направленности;
- · психолого - педагогической и культурно - воспитательной направленности.
Меры специально - криминологического уровня:
- · совершенствование норм действующего уголовного законодательства;
- · улучшение (повышение) финансового и материально - технического обеспечения предупредительной деятельности в отношении корыстных преступлений;
- · надлежащее кадровое обеспечение правоохранительных органов;
- · повышение согласованности и координации действий различных подразделений органов внутренних дел и других ведомств друг с другом;
- · выявление, анализ, оценка, распространение и внедрение передового опыта предупреждения корыстных преступлений;
- · восстановление и усиление связей с населением;