Роман Косьяненко — Когда Бог молчит. Причины страданий, или почему Бог допускает это

Post Views: 148

Анонс проповеди: В жизни каждого христианина приходит момент, когда он не слышит Бога. В Библии приведены примеры из жизни людей которые проходили такое. Для чего Бог проводит нас через это? Чему Он хочет нас научить? Что Он имеет ввиду Своим молчанием?

Слава Господу, братья и сестры!

Четвертый день подошел к концу, и мне очень хотелось бы надеяться на милость Божью в этом дне, и в этой проповеди. Я хотел бы сказать, то что Бог сегодня хочет сказать.

Если посмотреть на такой период, который Израилю пришлось пережить, находясь в египетском рабстве, вы помните, как Бог говорит Аврааму что потомки твои, будут пришельцами в земле не своей, в земле чужой, где они станут рабами. И это рабство будет на протяжении, как нам известно, 400 лет. 400 лет они будут находится в этом рабстве. И сказано что после сего восстал иной фараон, который не знал Иосифа, фараон восстал, и этот период некоторое время продолжался. И мы видим Бога, Который разрывает это молчание, мы видим Бога, говорящего через Иакова, мы знаем Бога, говорящего через Иосифа, мы видим, что Слово Божье разрушает это молчание, и начинает что-то говорить. Дорогие мои, когда я думаю о том, что Бог молчит, и что происходит в тот период, когда голос Божий затихает, то я скажу вам что всегда, рассматривая Слово Божье — тенденция всегда одна. Когда Моисей, который был для израильского народа голосом Божьим, потому что Бог говорил с ним, поднимался на гору, Моисей передавал народу то что Бог передавал непосредственно ему. Мы видим, что народ сел есть, пить и играть. То есть отсутствие Божьего голоса, или Моисея, который был для них человеком через которого говорил Бог, с таким огромным народом, говорило о том, что народ не слышавший этот голос, попал в состояние такой деградации. Когда Божий голос говорит, то он препятствует этому разложению, этому растлению. Но мы видим, что, когда Моисея не стало на протяжении небольшого отрезка времени, народ попал в это состояние растления, и отчуждения от Бога.

Когда я думаю о том, что написано в первой книге Царств, что Слово Божье было не часто, и видения редки. Мы не говорим о том, что его вообще не было, оно просто было не частым. И в промежутке с какого-то определенного периода времени. И соответственно мы видим ту деградацию, которая постигла Израильский народ – они лишились ковчега, когда пророк пришел, и в конечном итоге вынес приговор всему дому Илия, и потом мы видим, как этот приговор нашел свое осуществление.

Мы видим, что нам демонстрируют первые главы первой Книги Царств – они говорят нам о растлении, которое было среди Израильского народа, мы смотрим на этих двух сыновей, на Офни и Финиеса, которые поступали не так как должно поступать священникам. И мФ можем сказать, что за этой красной чертой подводится так сказать итог, по какой причине это растление было среди дома Божьего, и безусловно, это одна причина того что Слово Божье было не часто, и видения были редки. И еще ко всему этому – в той среде где Бог молчит на протяжении какого-то определенного периода времени, происходит то же самое, что в свое время произошло с Саулом. Саул готовился к сражению, и Самуилом было сказано, чтобы он не приносил жертвоприношений, и не начинал никакого сражения до тех пор, пока Самуил не придет. И мы видим что Саул, не дождавшись Самуила, по той причине, что в момент этого ожидания Израильтяне начали разбегаться, и Саул оказался в очень критической ситуации, и поддался панике.

Мы с вами жизненно важно нуждаемся в Слове Божьем, мы нуждаемся в слове, которое приходит от Бога, и можно сказать подкрепляет нас в том, чтобы мы могли противостоять той тенденции, которая была выражена в Израильском народе, тенденции тяготения народа ко злу.

Всякий раз, когда Моисей задерживался там, на горе, он находил народ не в том состоянии, в котором он их оставлял. Деградация приходила в среду Израильского народа, и постигала его. И я знаю что для того чтобы нам можно было противостоять этой деградации, которая как принцип заложена в человеческой природе, чтобы нам можно было противостоять растлению, нам необходимо слово Божье. Слово Божье останавливает это. Библия говорит, что без откровения свыше народ необуздан.

Но нам с вами известны такие серьезные и длительные периоды Божественного молчания. Что же нам делать в тот момент, когда Бог молчит, когда Он по какой-то причине перестал говорить? Зачастую мы нуждаемся в Божьем слове в критические моменты нашей жизни. Я смотрел на Давида, и на то, в какие моменты своей жизни он нуждался в Божьем Слове.

Я хочу прочитать вам несколько таких моментов которые описаны в Библии – это 34 и 38 псалом. В этих псалмах есть такой крик к Богу: «Господи, скажи!». Почему он так сильно нуждался, и что за жизненные ситуации были у Давида на тот момент, когда он кричал: «Господи, скажи!». Почему он был так нетерпим к этому Божественному молчанию? можно сказать что он делает это слово, приходящее от Бога, тем на что он уповает, что разрешит вот эту ситуацию, с которой он столкнулся, что станет выходом из того, в чем он оказался.

Братья и сестры, я скажу вам что тенденция всегда только одна. Написано: «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Во все времена народ Божий рано или поздно приходил к осознанию той истины что Слово приходящее с небес способно разрешить любую жизненную ситуацию! Написано, что Словом Божьим устроены небеса и земля. От того что Бог сказал непосредственно произошло все видимое из невидимого. Мы верой познаем что из невидимого произошло видимое. И в какой бы критической жизненной ситуации мы не оказались, если мы станем обладателями этого Божественного принципа — « Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой», то рано или поздно мы получим этот ответ от Господа. Слово, приходящее с небес способно изменить кризис, в котором мы с вами оказались.

Итак, я хотел, чтобы вы посмотрели эти 2 ситуации в жизни Давида 34 и 38 псалом. Написано в 34 «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною, возьми щит», а уже дальше он говорит: «Скажи», то есть он просто показывает каким образом то, в чем он нуждается может иметь осуществление. Чтобы Бог мог вступить в тяжбу, которая есть в твоей жизни, с тяжущимися с тобою, возможно вы никогда не сталкивались с такими конфликтными ситуациями, где вы чувствовали себя одиноким, сталкиваясь с противостоянием, когда вас пытались убедить, или переубедить, но Давид проходил через такие ситуации, и он чувствовал себя гораздо слабее того, что противостояло ему в его жизни. Когда он столкнулся с сыновьями Саруи, то он где-то в глубине себя казал: «Сыновья Саруи сильнее меня». Может быть ты на сегодняшний день находишься в какой-то тяжбе, и твой противник сильнее тебя, и ты понимаешь, что сам в глубине себя не можешь противостоять тем ресурсам и тому потенциалу, которым обладают тяжущиеся с тобою. И ты можешь подобно Давиду кричать: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною», а дальше мы видим посредством чего Бог может вступить в тяжбу с тяжущимися с тобою. Он говорит: « Скажи только слово». Посредством того что Бог скажет Свое Слово в ситуацию, в которой ты находишься, она сможет найти свое разрешение. В 38 псалме в 4 стихе написано: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим». То есть он принял определенное решение. А дальше он сказал: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно», он нуждался в том, чтобы Бог проговорил к нему в тот момент, когда внутри него разгорелся этот огонь. И вы знаете по какой причине этот огонь разгорелся? В нутрии этого человека воспламенилось сердце, и возгорелся огонь, и знаете каков его вопрос, из-за чего был вот этот огонь, горящий внутри него? « Скажи причину мне».

Мы так часто в своей человечности, можем быть подобно Давиду можем быть в таком же внутреннем стенании, мы можем попасть в какую-то ситуацию. Мы такие же люди, мы тоже можем быть озадачены вопросом: «Сколько дней жизни мне еще определил Бог?». У него внутри воспламенился определенный огонь, может быть он испытывал страх, где-то в глубине себя. на счет того, сколько ему отведено.

Как много людей на сегодняшний день испытывают страхи, где-то в глубине себя, внутри своего сердца они слышат, что их дни сочтены. Только пережив какую то небольшую болезнь, или проходя через какую то жизненную ситуацию они уже слышат что из маленькой родимки вырастет большой рак, и они вот — вот умрут, особенно когда они сталкиваются с какой то скоропостижной смертью, внутри них может возгореться огонь: « Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь» . и в конечном итоге он приходит в этом состоянии обеспокоенности за свою жизнь, в страхах которые его мучили всю жизнь, к Богу, потому что конец всех страхов – это слово приходящее от Бога!

Вы можете мучится в своих жизненных переживаниях, и я на сегодняшний день знаю многих христиан, которые мучаются в своих жизненных страхах, с которыми они не в состоянии справится. Внутри них горит этот огонь, они сильно переживают за количество дней отведенных им здесь, на земле. И он сказал: «Скажи. Бог, я не хочу быть под этим давлением, не хочу находиться под этим влиянием в своей жизни».

Всякий раз, когда мы с вами оказываемся в какой-то критической жизненной ситуации, мы могли поступить совершенно неверно, мы могли предаться этим страхам, пуститься на поводу как Саул. Он говорит: «Почему ты не вопросил у Господа, а пошел к гадалке?» мы можем прибегать к каким-то неверным методам, потому что страх толкает человека на неверные поступки, как это было в ситуации, когда Саул поступил неверно, принеся жертву и начав это сражение. Я думал сегодня об этом, и когда я спрашивал у Бога, Бог, а как Ты собирался помочь Саулу? Я услышал внутри себя: « А как разрешилась эта ситуация?». Два человека – его сын Ионафан и оруженосец, вышли и одержали победу над всеми, кто противостоял Саулу. Там не было даже 600 человек. Он нашел тот момент, который он положил в основу своего упования. 2 человека стали ответом на сложившуюся ситуацию.

Я просто хотел, чтобы вы сердцем услышали этот Божий призыв, к которому мы обязательно придем. Когда я читал эти 2 псалма, я увидел что Давид, когда он боролся за это слово: «Скажи только, Господи, в мою тяжбу, в мои жизненные страхи, скажи, Господи!». Он имел в подчинении нескольких пророков, и почему бы ему оказавшись в таких жизненных стенаниях, не прибегнуть к тому, чтобы Бог проговорил к нему через Нафана, или через Гада? Бог несколько раз использовал Нафана в жизни Давида, несмотря на то что у Давида, как у царя, был доступ к Нафану в любое время, но обращался он к Нафан всего несколько раз, и не то он обращался к Нафану, а Нафан сам приходил к нему. Один раз мы видим Давида прибегающего к Нафану. Два раза Нафан приходил к нему, когда он упал — с Вирсавией, и когда нужна была помощь при восстании Адонии. Один раз пришел пророк Гад для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, которая была сделана Давидом, по пересчету народа. Мы видим, как Бог Сам, в этих жизненных критических ситуациях, приводил пророка. Почему Бог в тот момент приводил пророка? Потому что Давид находился в неверном состоянии, и Бог привел к нему и Нафана и Гада. И всего лишь один раз мы видим Давида обращающегося к Нафану за советом, по поводу того, строить ли дом Божий. Почему же этот человек, находящийся в таких серьезных жизненных мучениях, и имея при себе нескольких пророков, через которых явно говорил Бог, открывая тайны Божьи, которые были бесстрашны в своем использовании перед Богом, и не побоялись царского титула, высказали все то, что Бог имел против этого царя. Мы не можем не уважать пророков, но в то же самое время мы не можем обесценивать то, что Бог называет личными взаимоотношениями с Ним. Мы не можем обесценивать роста, который необходим человеку в личных борения, мы просто не можем обесценивать того что Давид неоднократно оказавшись в каких то жизненных ситуациях, боролся сам, а не бежал к кому то другому. «Скажи только, Господи!». Это не были какие-то простые ситуации, но его враги ополчались вокруг него неоднократно. «Скажи только, Господи!». Он переживал на себе серьезное давление — «Скажи только, Господи!». Что сегодня с нами? Как реагируем мы, когда только жизненный кризис, или стенание в жизни? Мы ищем Господа в этих жизненных стенаниях? Зачем нам лично слышать этот голос, приходящий с небес?

Когда я думал о Сауле, не дождавшемся этого голоса Божьего в свою жизнь, и принесшим эту жертву, то я вижу Самуила, который приходит и говорит: «Ныне бы упрочилось царство твое». Есть что то, что становится прочным посредством этого ожидания, этого личного стенания. Есть что то, что буквально приобретает ценность, оно становится прочным.

Есть верующие, и царство в их жизни, которым хотелось бы чтобы их жизнь была прочной и надежной.

Когда на сегодняшний день даешь оценку тому что мы имеем среди народа Божьего, то, когда подует ветер и разольются реки, неизвестно устоят ли те люди, которые попадут в какие-то жизненные испытания. Я, как пастырь, знаю, что когда трудности приходят в чью-то жизнь, у меня одно переживание – только бы этот человек устоял! Но здесь написано, что Господь упрочил бы посредством этого личного ожидания в критических жизненных ситуациях, а не в поиске легкого пути, несмотря на то что у каждого из нас может быть есть какая-то возможность. Что мы делаем, когда переживаем это давление, или тягость?

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, как на то, что не является верным. О жизни Иова. Я знаю, что он проходил серьезную жизненную ситуацию, и на протяжении этих 40 глав Бог молчал. Говорил кто угодно, но только не Бог. Мы с вами часто можем проходить через этот жизненный кризис, и Бог будет молчать: Нам не на что будет положиться, нам не чем будет противостоять тому через что мы будем проходить. Потому что мало того что мы будем проходить через кризис, и Бог будет молчать, мы будем еще испытывать давление и осуждение со стороны тех людей, которые будут склонять нас, к тому чтобы мы признали свою неправедность.

И вы знаете, что было ошибкой Иова, не по отношению к его друзьям, а по отношению к Богу? Его ошибка подчеркивается Богом в 3 стихе 40 главе: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?». Бог укоряет его во всей этой ситуации, через которую он проходил.

Перед нами человек, который по-прежнему в струпьях, и лишившийся всего в жизни, но, если мы посмотрим на его реакцию, которая у него была, когда Бог заговорил-таки с ним – он был полон ликования. Написано 42:3 «Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал». Перед нами человек, который торжествует по той причине, что Бог с ним заговорил, когда Бог разорвал этот длительный период молчания. Тяжелее всего человеку, когда от проходит жизненные трудности, а Бог молчит, от того что он не понимает Его воли. Не слышит того к чему Он благоволит.

Знаете, в чем была ошибка Иова? Он в этот момент пытался доказать Богу свою праведность: Бог, это все не имело права прийти в мою жизнь, Бог, я разобрал себя на зап. части – я был праведен, оно не имело права прийти в мою жизнь.

Когда Давид в период Божьего молчания в 12 псалме говорит: «Я же уповаю на милость Твою». Когда Бог молчал в жизни Давида, он не доказывал Ему свою праведность, как доказывал Иов, он уповал на милость Божью. Павел говорит такие слова: «Я не знаю за собой ничего, но тем не оправдываюсь, Дело не оправдывает, Судья же мне – Господь». Несмотря на то что я за собой ничего не знаю, я человек, который может быть осужден Богом, потому что суд у Бога. Потому что Бог праведен! Слава нашему Господу!

Но я думаю, что сегодня Божий голос совершенно не об этом, потому что я знаю многих людей, которые не поступили так, как поступил Давид, я знаю многих людей, которые не смогли дождаться, и не смогли не уповать на свою праведность, не смогли не доказывать Богу, как это доказывал в свое время Иов.

Когда я думаю об учениках Иисуса Христа, и о том небольшом периоде, когда Он перестал с ними соприкасаться. Я смотрю на Петра, который говорит: «все, я иду ловить рыбу, я больше не выдерживаю этот момент Божественного давления, я вообще не понимаю, что происходит, я Его не слышу, я Его не вижу, я иду ловить рыбу». Нам известны люди, которые не смогли в период Божественного молчания в их жизни, не смогли противостоять вот этой тенденции тяготения к старому, к прошлому, ко злу. И которые таки сделали этот шаг, и в этом состоянии Божественного молчания сделали неверный шаг.

Я хочу, чтобы мы с вами прочитали Книгу Исайи 54 главу, здесь говорится о том, что люди, которые на протяжении какого то периода были подвержены Божественному молчанию, они просто нуждаются в милости Божьей. Почему они нуждаются в милости Божьей? По той причине, что где-то они поступили неверно, они не смогли подобно Давиду продолжать эту стенающую молитву, «Скажи, Господи!». Кто-то не смог найти в себе сил, и сдался. Я хочу, чтобы мы с вами прочитали эту 54 главу: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь». Аллилуйя!

Я вижу в данной ситуации что есть та, от которой Господь на время сокрыл Свое лицо, и когда Он сокрыл Свое лицо, она превратилась в безутешную, бросаемую бурею, ее эта буря расшатала так, как лодку учеников, оказавшихся посреди моря. Никто не мог утешить ее когда Бог молчал, и сокрыл от нее Свое лицо! Было ли у вас такое состояние, когда Бог молчал, и никто не мог утешить вас в этой буре разыгравшейся в вашей жизни? Когда это молчание прерывается, и мы слушаем этот Божий голос, я вспомнил как Он тут сказал: «На малое время я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя». Может быть от кого-то из вас Бог сокрыл Свое лицо, и вы в таком состоянии: «Я не знаю, что со мной», и вы нуждаетесь в Божьей милости?

В моей жизни было много неверного, и как сейчас мне встречаться с Ним? Но Он говорит, что с великой милостью Я хочу сегодня принять тебя, Я с великою любовью хочу принять тебя.

Мало того, что у Бога есть милость для людей, которые не смогли подобно Давиду подвизаться в молитве, и поступили опрометчиво в момент их жизненной бури, Бог обращается к этим людям и показывает по какой причине этот момент был в их жизни. Он говорит: «Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево».

Когда Бог скрывает от нас свое лицо, в этот момент происходит формирование такой сущности, которая способна обладать тем, чем она не обладала до того момента.

И каков бы не был период этого молчания, Бог все равно приходил к уставшему от молчания человеку, и Он говорит: «В этот момент ты выросла для того чтобы обладать большим». Никто из нас может даже не подозревать что настоящий урок происходит не тогда, когда Бог говорит, а тогда, когда Он молчит.

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

«Верующему все возможно», - сказал Сам Господь Иисус Христос. И еще сказал: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет». У читающего Евангелие может сложиться впечатление, что для верующего возможно все, чего бы он ни пожелал. Нужно передвинуть гору - помолись с верой, и гора подвинется. Нужна работа - помолись, и она непременно появится. Хочется избавиться от надоевшей болезни - только помолись… Однако горы почему-то переставляются очень редко - всего несколько примеров есть в житиях святых. И молитвенные просьбы Господь не всегда исполняет…

В чем дело? Разве Спаситель сказал неправду? Или вера наша не такая?

Первое правило при чтении Священного Писания: неясные и спорные отрывки следует толковать в связи со всем Писанием, в контексте всего Писания. Если сложен для понимания вопрос об исполнении молитв, то уместно вспомнить, что ещё говорит Писание на эту тему. Первое же, что приходит на память, это слова апостола Иакова: Прóсите, и не получаете, потому что прóсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4, 2–3).

Обладаем ли мы знанием, что для нас - добро, а что - во вред нам? Очевидно, что утвердительный ответ на этот вопрос будет слишком самоуверенным. Мои мысли - не ваши мысли, говорит Господь (Ис. 55, 8). Так, задача молящегося - стремиться узнать Его мысли, Его о себе волю, а не навязывать Богу собственный сценарий. Одной твердокаменной уверенности, что Он может всё, для молитвы недостаточно.

Знание воли Божией не означает прозрений будущего. Скорее, речь о том, чтобы стать истинно Божиим человеком и предаться в Его руки настолько, чтобы действовать согласно с Его волей. Апостол Павел писал: Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Значит, чтобы познавать волю Божию, нужно жить не так, как мир велит, но как Бог велит. Нужно преобразоваться обновлением ума, то есть так укоренить себя в Боге постом, молитвой, любовью, милосердием к ближним, чтобы сам ум у нас уже был новый - ум Христов. Тогда и сможем всегда просить у Бога только того, что согласно с Его волей.

Чего же хочет от нас Христос? Пусть не в полноте, пусть и не о каждом событии в нашей жизни, но всё-таки в самых важных вопросах из Священного Писания мы можем узнать, чего Он ждёт от нас.

В Писании мы не найдём указаний двигать горы. Разве не Сам Господь создал весь мир, возвысил горы, насадил леса, разлил моря? Нужно ли Ему теперь переставлять горы туда-сюда с нашей помощью? Богу ведь и Самому ничего не стоит совершить такое чудо, но куда более значительным чудом было то, что Он всю неимоверную гору грехов человеческих поднял и утопил в водах Крещения. Более значительным чудом было то, что Бог всю гору Своего непостижимого Божества подвинул с Небес и вместил на земле в теле человека. Вот где настоящее чудо, свершившееся по воле Божией.

Мало кто может сказать о себе, что он преобразовал свой ум и познал волю Божию, а потому всегда просит только блага, только того, что угодно Богу. Что же делать человеку, который не получает просимого, а просит у Бога того, что по его человеческому рассуждению кажется добрым и духовным? Я прошу у Бога здоровья своему больному другу, друг никак не выкарабкается из болезни, а я лишь теряюсь в догадках о воле Божией… У святых отцов можно встретить совет не оставлять молитвы в таком случае. Даже если я искренне заблуждаюсь, даже если телесное здоровье моего друга станет ядом для его бессмертной души и нет воли Божией исполнить мою просьбу - всё равно нужно молиться. Если человек просит не угодного Богу, но просит не для того, чтобы употребить это для своих страстей, то Бог подаст не то, что человек просит, а то, что на самом деле нужно. В этом не может быть никаких сомнений: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 9–11).

В Евангелии есть притча о ситуации, когда просьба долго не исполняется. В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18, 2–8).

Господь медлит исполнять наши просьбы. В этой притче Он не объясняет, почему Он медлит, но обещает, что всё будет исполнено. Думается, одно из возможных объяснений промедления (хоть и не единственное) - в том, что Господь даёт нам время самим глубже осмыслить свою просьбу. Легко разок попросить у Бога чего-нибудь возвышенного, даже не догадываясь, что на самом деле, в глубине своего сердца, ты не хочешь того, о чём попросил.

В фильме Тарковского «Сталкер» есть характерный эпизод. Сюжет этого фильма строится вокруг комнаты, в которой исполняются заветные желания. Один человек по прозвищу Дикобраз вошёл в эту комнату. Он просил здоровья своему больному брату (или чего-то в этом роде; его желание было красивым и благородным). Однако брат здоровья не получил, а сам Дикобраз, вернувшись домой, вдруг сказочно разбогател. Комната исполнила не поверхностное, а самое заветное, самое сильное желание, к которому стремилось всё его существо. И Дикобраз не выдержал такого открытия о себе - он повесился.

Замедления в исполнении наших прошений помогают нам глубже понимать свои желания. Только долговременная, неотступная, изо дня в день возносимая просьба может претендовать на звание всецелого сердечного стремления. Только такая просьба может быть осмыслена на глубине. Угодно ли Богу моё прошение? Нужно ли, полезно ли мне на самом деле то, о чём я прошу? Истинно ли стремится к этому моё сердце?

Вопрос о том, какой должна быть наша вера, также стоит внимания. Ведь даже вера, творящая чудеса, - не даётся один раз и навсегда. Вспомним ещё один важный эпизод из Евангелия. Отправляя апостолов на служение, Христос дал им власть изгонять бесов из людей. Ученики возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоём (Лк. 10, 17). Но дальше мы читаем, что спустя какое-то время они не смогли изгнать беса из мальчика, и главной причиной этого Господь назвал их неверие.

Возникает вопрос: как же могли апостолы не верить в свою власть над бесами, если они её неоднократно употребляли и убеждались в её силе? Они обладали уже не просто верой, но опытным знанием этой своей власти над нечистыми духами.

Очевидно, вера-знание не творит чудес: И бесы веруют и трепещут (Иак. 2, 19). Так какой же веры лишились апостолы?

Думается, речь здесь идёт скорее о доверии Богу, о преданности в руки Божии. Речь идёт о такой вере, когда человек становится одним целым с Божией волей, становится её проводником в мире. Вера - это чудесный дар свыше, но этот дар человек, несомненно, должен сохранить и приумножить. Не может быть такого, чтобы человек однажды принял Господа, исповедал Его своим Спасителем - и с того времени уже был спасён, независимо от своих собственных усилий.

За такую веру нужно бороться, такую веру нужно возгревать в себе, иначе она может превратиться в недейственную веру-знание: знаю, что Бог есть, знаю, что Господь нас спас на Кресте, но Богу не доверяю, и Бог в моей жизни не действует.

Но как возгревать веру? Святитель Феофан Затворник говорил, что если душа холодна, нужно её тереть - она и согреется. Тереть - значит размышлять о Боге, читать Его живое слово, молиться Ему, делать добро ближнему, бороться со своими страстями.

Молитва - это неисчерпаемая тема. Опыт богообщения в Церкви накоплен огромный, но лучший Учитель молитвы, по слову святых отцов, - это Сам Господь. Твёрдо ступив на путь личного общения с Ним и продвигаясь по этому пути, человек и находит разрешение всех вопросов о молитве.

Иеродиакон Савва (Гамалий)

В 1-м Послании апостола Иоанна представлено одно из самых важных утверждений Библии: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Это главная весть, которую Господь Бог провозгласил о Себе. Однако, вглядываясь в окружающий мир со всем его злом и страданиями, человек не может удержаться от вопроса: «Есть ли в этом мире место Богу любви?»

Бунтарь и богоборец Иван Карамазов в романе Достоевского «Братья Карамазовы» рассказывает брату Алексею историю о генерале, который запер на всю ночь в чулане дворового мальчика, а потом натравил на него свору борзых и собаки загрызли ребенка на глазах у матери. Вина мальчика состояла в том, что он, играя камнем, зашиб ногу любимой генеральской гончей. И Господь не вмешался, не прекратил несправедливость. Иван заявил, что не хочет быть с таким Всевышним, а потому «возвращает Богу билет в Царствие Небесное».

«Я не Бога не принимаю… я мира, Им созданного, мира то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять… Я взял одних деток, для того чтобы вышло очевиднее. Об остальных слезах человеческих, которыми пропитана вся земля от коры до центра – я уж ни слова не говорю… Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулаченком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «боженьке»!.. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно… Это и делаю».

В нашем мире трагедии происходят непрерывно. У каждого из нас бывали моменты, когда жизнь теряет смысл из-за каких-то нелепых, несправедливых вещей, будь то развод, болезни, потеря работы, смерть близких людей.

Мы стараемся понять, почему Господь не помог нам или нашим близким в трудной ситуации?! Если Бог есть любовь, почему Он тогда ничего не сделал, чтоб предотвратить террористические акты, уносящие жизни ни в чем неповинных людей, почему допускает, что ураганы, землетрясения, цунами стирают с лица земли целые города?! Какой нам прок в том, что Бог всесилен, если Он все равно не употребляет Свое могущество, когда мы больше всего нуждаемся в Его защите? Или мы безразличны Богу?

Однажды библейский пророк Аввакум задал подобный вопрос: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?» (Авв. 1:2). Псалмопевец Давид взывает:

«Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?» (Пс. 9:22). Мы рассчитываем на Бога, Который готов в нужный момент «закатать рукава» и решительно вмешаться в мою жизнь. Если же вмешательства не происходит, нам кажется, что нас предали, обманули и бросили на произвол судьбы. Человека постигает разочарование, а затем сомнение в Боге, Его любви и доброте, и, наконец, утрата веры.

Можем ли мы дать разумное объяснение тому, что происходит в нашем мире? Многие люди, разочаровавшиеся в Боге, не желают читать Библию. Но как же узнать, что говорит Бог, если не предоставить слово Ему Самому? Именно в Библии Господь открывается нам в истинном свете. Из Священного Писания мы сможем лучше понять, почему порой Бог допускает страдания и кто несет ответственность за зло на планете Земля.

Зло пришло в совершенный мир

Господь – Творец всего, от небесных светил до бабочки. Однако часто можно слышать вопрос: «Если Бог мудрый и добрый, почему Он создал такой несовершенный мир?»

Как выглядела Вселенная в день сотворения мира? Первые страницы Библии повествуют о том, что Господь создал совершенный мир. Окончив шестидневный труд творения, Господь посмотрел на Свое произведение, «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Господь не создавал зла! В самом начале не было ни греха, ни его разрушительных последствий. Жизнь первых людей не омрачали страх, страдания, болезни, Адам и Ева не ведали смерти. У них был совершенный характер и идеальные отношения.

Как же случилось, что наш мир коренным образом изменился, став местом раздоров, страданий и несчастий? Вторая и третья главы книги Бытие повествуют о том, как зло и грех вошли в наш мир. Спустя некоторое время после того, как Бог сотворил совершенный мир, сатана пришел в Эдемский сад, чтобы склонить Адама и Еву к непослушанию Творцу. Господь ограничил сферу влияния дьявола, позволив ему находиться только в месте, где росло дерево познания добра и зла, чьи плоды Адаму и Еве было запрещено употреблять в пищу.

Однажды Ева, прогуливаясь по саду, подошла к этому дереву. Дьявол под видом змея незамедлительно завел с ней разговор: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:1-6).

Адам и Ева знали прежде только добро и были совершенно счастливы. Однако им захотелось узнать и зло, что, по словам дьявола, сулило большие преимущества. Первые люди ослушались Бога, пренебрегли Его настоятельным предупреждением относительно запретных плодов и позволили дьяволу обмануть себя. Человек захотел узнать, что такое зло, и вот мы познали зло во всей его полноте.

Господь сказал Адаму: «…за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19). Проклятие грехопадения распространилось на всё творение. Труд стал для человека тяжелым бременем, появились болезни, зависть, злоба, вражда. Самым трагичным последствием греха стало то, что вместе с ним в наш мир вошла смерть.

Итак, откуда в прекрасном Божьем мире взялись боль и страдания? Всё зло – результат неправильного выбора человека, непослушание воле Бога. Вот что говорит Священное Писание о возможных причинах наших бед: «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28:15).

Сделав выбор жить без Бога, не желая быть послушным Его воле, человек выбирает и последствия своего выбора. Вот как об этом говорил Господь через пророка Исаию: «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3:9).

Не Бог, а мы сами порой навлекаем на себя зло. Именно по вине человека происходят многие беды. Мы часто сетуем на Бога: «Почему Бог, если Он благ, не остановит всех ужасов нашего столетия?» Герой романа Герберта Уэллса «Джоан и Питер» спрашивает Бога:
– Почему в мире так много зла?
– А что? Вам, людям, это не нравится? – спросил Бог.
– Конечно, нет.
– Тогда измените все это, – был ответ.
Истинная свобода выбора подразумевает возможность совершать зло и от нас самих зависит, чтобы этого зла стало меньше.

Кто такой дьявол?

Если дьявол довел человека до грехопадения и вверг мир в пучину страдания и боли, спрашивают многие, то откуда взялся дьявол? Если Бог создал весь мир, может быть, сотворил и дьявола?

Бог не творил дьявола. Он сотворил совершенного ангела, о котором сказано: «…ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Иез. 28:12). Дьявол первоначально носил имя Люцифер, что означает «светоносный». Именно так он назван в книге пророка Исаии – «денница, сын зари» (Ис. 14:12). Библия говорит нам о том, что Люцифер занимал самое высокое положение на небе и предстоял перед троном Вседержителя: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:14,15). Как указывает Библия, когда в Люцифере обнаружилось беззаконие, то ангел света и добра стал противником Бога, сатаной.

«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8). В этом тексте названо имя первого грешника и время, когда он совершил первоначальный грех. В книге Откровение противник Бога фигурирует как «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12:9).

Почему Люцифер согрешил?

В Священном Писании сказано: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:12-14). Как говорит Библия, в сердце Люцифера стали развиваться честолюбивые планы. Семя тщеславия породило в нем мысль стать подобным Творцу. Гордость превратила ангела, занимавшего самое высокое положение на небе, в противника Бога – сатану. Об этом сказано в Библии так: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю» (Иез. 28:17).

Сотворенные Богом существа наделены свободой выбора – любить Бога и доверять Ему, либо отвернуться от Него. Бог знал, что когда-нибудь Его творения могут избрать путь противления. И дьявол был первым во Вселенной, кто сделал этот ужасный выбор. Трагедия греха берет свое начало с него.

Для того чтобы занять престол Бога, дьявол должен был опорочить характер и волю Бога и настроить ангелов против Него. Люцифер убеждал небожителей, что Бог что-то скрывает от них, Закон Божий слишком ограничивает их свободу, а Сам Творец – жесткий и несправедливый правитель. Сатана открыто клеветал на Бога, характер Которого выражен одним словом – «любовь». Вот почему люди обвиняют Бога в несправедливости: дьявол и сегодня внушает людям сомнения в доброте и сострадании Бога.

Каким же образом разрешился конфликт на небе? «И произошла на небе война: Михаил (с древнеевр. – «кто как Бог?» – одно из имен Иисуса Христа) и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).

Чтобы сохранить мир и гармонию на небесах, дьявол и третья часть ангелов, которые присоединились к нему в восстании против Бога, были низвержены с неба. Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук.10:18). Попав на землю, дьявол обманул Адама и Еву и стал смертельным врагом человека.

Почему Бог не уничтожил сатану?

Почему же Бог не уничтожил дьявола в самом начале, чтобы исключить в будущем возможность его разрушительной деятельности?

Если бы Господь уничтожил сатану, это не упростило бы проблему и не остановило бы распространение греха, а наоборот, усложнило бы дело. Люцифер поставил под сомнение премудрость, любовь и справедливость Божественного правления. И если бы Господь подавил восстание и незамедлительно уничтожил зачинщика, то даже верные поклонники Бога задумались бы: может быть, сатана прав? Все небожители стали бы поклоняться Богу скорее из страха, нежели из любви. Неверие и сомнение распространились бы до самых отдаленных пределов Вселенной. Сотворенные существа жили бы, сомневаясь, действительно ли Бог есть любовь, а его Закон справедлив. Кто прав? Кому теперь можно доверять? Зло стало бы вечным, было бы поставлено на карту само существование Вселенной.

Каким же образом небожители и все сотворенные существа могли узнать, каков Бог на самом деле? На этот случай у Бога был план: предоставить сатане возможность продемонстрировать свои принципы правления, чтобы всем стало ясно, кем он на самом деле является. Более короткого пути не было. Дьявол настолько искусно маскировал свои истинные намерения, что потребовалось время, пока вся Вселенная ни убедилась, насколько разрушительна его деятельность.

Подлинная сущность дьявола и подлинный характер Бога

По словам Христа, дьявол является родоначальником греха во Вселенной, отцом лжи и убийцей: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он - лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Основная цель его деятельности на земле заключается в том, чтобы «украсть, убить и погубить» (Ин. 10:10). Сегодня «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). Таким образом ответственность за все зло и страдания лежит не на Боге, а на зачинщике восстания против Бога.

Люди часто обвиняют Бога в своих потерях, сомневаются в Его любви. В такие моменты мы поддаемся обману «отца лжи». Но по-настоящему разглядеть любовь Бога можно только на Голгофском кресте: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Это самый поразительный акт смирения и любви, когда-либо проявленный в истории человечества.

Когда Иисус был распят на кресте, все ангелы и обитатели других миров увидели подлинное лицо сатаны, который побуждал людей убить невинного Сына Божьего. Смерть Христа на кресте полностью раскрыла намерения сатаны перед всей Вселенной. Именно на кресте Христос решительным образом победил врага. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Крест раскрыл подлинный характер сатаны, но также и явил подлинный характер Бога.

Крест – это откровение для наших измученных сердец о том, как сильно Господь возлюбил нас. Из того, что Божья любовь побудила Всевышнего отдать Своего Сына на смерть ради нашего спасения, следует, что Богу не безразличны наши нужды, Он глубоко страдает вместе с нами, переживает вместе с нами нашу скорбь.

Господь заверяет нас в Своей любви: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих…» (Ис. 49:15,16). Весь мир может забыть нас, дожди и ветры могут стереть наше имя с могильного камня, но ничто не в силах стереть это имя со скрижалей сердца Бога. «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3), – говорит Господь. Когда нас охватывает щемящее чувство растерянности и смущения, существует только одно прибежище, где мы можем обрести покой и утешение, – сердце Господа.

Бог обеспокоен решением проблемы греха и страданий, возможно, даже больше, чем мы можем себе представить. Бог обещал однажды и навсегда уничтожить грех и дьявола через очищение земли огнем. В пророческом откровении апостолу Иоанну была показана сцена уничтожения дьявола и его слуг: «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное…» (Откр. 20:9,10).

Почему Господь допускает страдания?

Почему Господь все же допускает в нашей жизни суровые испытания и, несмотря на Свое всемогущество, порой не ограждает нас от козней дьявола?

В 4 главе книги Бытие повествуется о том, как сын Адама и Евы, Каин, убил своего брата. Несмотря на обличения Бога, Каин так и не раскаялся в содеянном грехе. После чего сказано: «И пошел Каин от лица Господня…» (Быт. 4:16). Печальные слова. Сколько «каинов» ходят сегодня по нашей истерзанной грехом земле!

Цель человека, который ушел «от лица Бога», – сделать жизнь за пределами Эдемского сада похожей на рай, но при этом обойтись без Всевышнего. Одна из самых больших проблем греховного человека заключается в том, что он не испытывает нужду в Боге, хотя, на самом деле, отчаянно в Нем нуждается. Человек ждет даров Бога, но не ищет Самого Бога. Господь говорит: «Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» (Ос. 13:6).

Мы порой относимся к Богу, как авиатор к своему парашюту: берет его с собой в полет на случай аварии, но надеется никогда не воспользоваться. Бог, сотворивший нас, знает, что наше счастье без Него невозможно. Какие средства использует Господь, чтоб достучаться до своенравного и строптивого сердца человека? В Священном Писании сказано: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз… Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих… Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых» (Иов. 33:14,19,29,30).

Клайв Люис заметил: «До тех пор, пока то, что мы именуем «нашей собственной жизнью», остается сносным, мы не хотим предавать себя Богу. Что же тогда остается Ему предпринять в наших интересах, как ни сделать «нашу собственную жизнь» менее сносной и отнять у нас возможные источники ложного счастья?»

И далее автор ссылается на собственный жизненный опыт: «Ужасная необходимость испытаний совершенно очевидна… Стоит Богу на мгновение вложить этот меч в ножны, и я веду себя, как щенок, когда с ненавистным купанием покончено, – я, как могу, отряхиваюсь насухо и мчусь прочь, чтобы вновь обрести свою привычную чумазость, если и не в ближайшей куче навоза, то, по крайней мере, в ближайшей клумбе. И поэтому испытания не могут прекратиться до тех пор, пока Бог не увидит, что мы либо переродились, либо ожидать от нас перерождения уже бесполезно».

Скорби этого мира, состояние беспокойства – это вечный зов Господа, колокол, набат, посредством которого Он обращается к сознанию человека и побуждает человека искать Бога. В известной притче Христа о блудном сыне, который оскорбил отца и с принадлежащей долей наследства ушел из дома, рассказывается, что юноша осознал свою вину по отношению к отцу и свою нужду в отце только после того, как всё потерял и оказался на дне жизни. Только тогда, сказано: «Придя же в себя, сказал: “…встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою”» (Лк. 15:17,18).

К сожалению, переоценка ценностей, здравый смысл, осознание нужды в Боге и зависимости от Него порой приходят только в кризисные моменты жизни. Именно боль и страдания зачастую отрезвляют человека и побуждают его оставить гордыню, грех, искать нечто более ценное – искать Господа. Скорби и страдания могут стать бесценным опытом, если взглянуть на них глазами Бога с точки зрения неба и вечности. Пророк Исаия говорил о Боге: «…ибо, когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде» (Ис. 26:9). «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов. 5:17,18).

Об этом же говорит и автор Послания к Евреям: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает... Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:6,11). Вот почему Священное Писание сравнивает жизненные трудности с плавильней, в которой под воздействием высокой температуры очищается золото. В книге пророка Исайи Господь говорит: «Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания» (Ис. 48:10).

Итак, мы видим, что Небесный Отец допускает страдания не потому, что Ему нет дела до нас, а наоборот, потому что Богу крайне небезразлично состояние нашей души, потому что Он любит нас. В Священном Писании сказано: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Бог под судом

Тема страданий особенно раскрыта в библейской книге Иова. На русский язык ее переводил Ломоносов, а Пушкин специально изучал древнееврейский язык, намереваясь читать этот текст в подлиннике. Во многих произведениях Достоевского есть рассуждения о проблеме страдания, которая поднимается в книге Иова.

В этой книге описано, как Иов в одночасье потерял почти все свое имение, несколько тысяч голов скота. Погибло множество слуг, затем дети – семь сыновей и три дочери. Последним ударом для Иова была потеря здоровья: он покрылся струпьями проказы с головы до пят. Книга Иова повествует о самом худшем, что могло произойти с самым лучшим человеком.

Иов сетует: «Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: «обида!», - и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму… Кругом разорил меня… Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими. Полки Его пришли вместе, и направили путь свой ко мне, и расположились вокруг шатра моего» (Иов. 19:6-8,10-12). Слова Иова - это скорее его первая реакция, то же самое испытывает человек, пораженный нежданным ударом судьбы. Так же, как этот библейский герой, мы склонны роптать и видеть в Боге ополчившегося врага.

Иов использует военные термины: «Господь сделался как неприятель». Это агрессивное вторжение и осада произведены несправедливо и без каких-либо оснований. Иов говорит: «Я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного… сердцу вдовы доставлял я радость… Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно» (Иов. 29:12-16). «Кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою?» (Иов. 24:25).

Иов настаивает на своей непорочности. Он скоблит себя черепицей и спрашивает: «Почему это случилось со мной? За что? Что я сделал не так?»

Иов приходит к выводу: Господь несправедлив. И тогда обращается за разъяснением непосредственно к Всемогущему, чтоб Он объяснил причину его страданий.

Иов вызывает Бога на суд, но Небо молчит. Более всего Иова терзает, что его плач остается без ответа. Бог ничего не объясняет. Перед твоим носом захлопывается дверь, ты слышишь, как дважды поворачивается ключ в замке, гремит засов – и потом тишина. Иов слышит лишь горькие упреки друзей и пустоту в сердце.

Почти каждый из нас однажды сталкивается с «сокрытостью» Бога. Облако «неведения» способно окутать нас внезапно, без предупреждения, в тот момент, когда мы острее всего нуждаемся в Божьем присутствии. Не понимая, что происходит, нахо¬дясь в тисках отчаяния и разочарования, Господь иногда кажется несправедливым.

Вопрос страдания поднимает проблему теодицеи, то есть богооправдания. Этот термин был введен в оборот в XVIII веке философом Лейбницем. Но сама проблема теодицеи так же стара, как человечество. В конце XVIII века немецкий философ Эммануил Кант следующим образом определил смысл теодицеи: «Под теодицеей обычно подразумевается защита высшей мудрости Создателя от иска, который представляет ей разум, исходя из того, что не всё в мире целесообразно».

Греческому философу Эпикуру приписывается следующая формулировка этого противоречия: Бог или хочет устранить зло и не может, или может, но не хочет, или не может и не хочет, или хочет и может. Если хочет, но не может, Он бессилен, что не совместимо с Богом. Если может, но не хочет, Он зол, что также чуждо Богу. Если не может и не хочет, Он бессилен и зол, и значит не Бог. Если хочет и может, что единственно подобает Богу, откуда тогда страдания и зло? Или почему Он их не устраняет? Проблема теодицеи и сводилась к тому, чтобы найти выход из этого логического тупика. Каков же дан ответ на эту проблему в книге Иова?

В первых стихах этой библейской книги представлен образ Иова как богобоязненного и праведного человека. Затем неожиданно перед читателем раскрывается другое измерение – совет на небе и разговор Бога и дьявола. Эта сцена приоткрывает причину страданий Иова. Об этом сказано так: «Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа» (Иов. 2:1).

В речи сатаны звучит обличение, он упрекает Бога в том, что Иов служит Богу небескорыстно, а из-за материальной выгоды. «И отвечал сатана Господу, и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов. 2:4-7).

В этой сцене показана причина страданий – именно сатана, а не Бог поразил Иова. И даже если это показывает причину страданий Иова, снова возникает трудный вопрос: «Как может Бог делать человека «ставкой в споре с врагом»? И все же Бог позволил сатане наслать на Иова болезнь и страдания. Однако основная проблема заключалась в том, что участники драмы не знают, почему все эти беды обрушились на Иова. Не найдя объяснения молчанию Бога, Иов пытается постигнуть тайну страданий и спрашивает: «Почему?» Содержание книги – три речи друзей Иова, три речи самого Иова и две речи Бога. После того, как умолкают друзья, умолкает Иов и из бури раздается глас Господень. Происходит явление Бога: «Господь отвечал Иову из бури…» (Иов. 38:1).

В первой речи Господь представляет Иову картины творения. «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?» (Иов. 38:2-5).

Затем Господь говорит о земле и небесах, дне и ночи, о снеге, граде, свете, дожде, о львах, ланях, о конях, рвущихся в бой, о павлинах, ястребах, китах, слонах и т.д. Этим самым Господь желает сказать: «Можешь ли ты, Иов, создать все существующее так же, как сделал это Я?»

За первой речью следует вторая, Господь продолжает спрашивать Иова: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он?.. Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя… Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? Вденешь ли кольцо в ноздри его? Проколешь ли иглою челюсть его?.. Сделает ли он договор с тобою и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? Станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?» (Иов. 40:3,4,10,19-21,23,24).

Во второй речи Господь образно указывает на то, что Он не только создал этот мир, но и управляет им. Как видим, явившись Иову, Бог не снимает покрова с тайны и не объясняет, почему Иова постигли страдания. Бог так и не открыл Иову сцену, которая происходила на небе. Господь дает ответ только на основной вопрос, который поднимает Иов: достаточно ли справедлив и соответственно достаточно ли мудр и добр Господь Бог? Можно ли Ему доверять и уповать на Него?

Для этого Он разворачивает перед человеком картины мироздания и задает ему встречные вопросы. В двух речах Бог указывает, что Его безграничная и непостижимая мудрость заключена в способности не только сотворить столь сложную и гармонично устроенную Вселенную, но и управлять этим сложным и многообразным миром природы. Из этого следует, что все пути Творца истинны и праведны, сколь бы загадочны и неисповедимы они ни казались.

После того, как Господь задал все Свои вопросы, Иов смиренно сказал: «Что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (Иов. 39:34). Он признался, что не может ответить на вопросы Бога и признает Его правоту, справедливость и мудрость. Иов склоняется пред Богом в смирении и благоговении со словами: «Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено... Я слышал о тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:2,5,6). С какими словами сегодня Господь обращается к озадаченному, смущенному человеку, на которого хлынули потоки горя?

Господь и сегодня не объясняет причины наших страданий. Мы не в состоянии многое понять. Тайна останется тайной. Вопрос «Почему?» имеет только один ответ: Господь в Своей мудрости никогда не ошибается, Его пути всегда правдивы и истинны. Все находится под контролем и попечительством Бога. Он всегда ведет нас лучшим путем, все, что происходит в нашей жизни, «содействует нам ко благу» (Рим. 8:28).

Когда нет явного свидетельства присутствия Бога, Господь желает научить человека вопреки всему в смирении довериться Ему. Лев Толстой написал: «Если я верю в Бога, то мне нечего спрашивать о том, что выйдет из моего послушания Богу и веры в Него, потому что я знаю, что Бог – любовь, а из любви ничего, кроме добра, выйти не может». Даже когда Господь ведет нас по тернистому пути и допускает трудности в нашей жизни, вера придерживается убеждения, что невидимый Бог – добрый и любящий, что на самом деле все обстоит не так, как нам видится, что Всевышний не таков, как нам это кажется.

Когда плотная пелена скрывает от наших глаз Божий лик, Господь не оставляет нас, хотя и может так показаться. Он присутствует в жизни страдающего праведника более чем когда-либо. О страдающих Божьих последователях Исаия говорит: «Во всякой скорби их Он не оставлял их… взял и носил их во все дни древние» (Ис. 63:9).

Библия говорит, что однажды на небесном суде Господь прольет свет на все тайны нашей многострадальной земли, откроет причины невзгод, которые так нелепо врывались в нашу жизнь. Тогда мы поймем, как «всё устроено к лучшему». Придет день, когда вся Вселенная признает: «…велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3).

Христос – пример доверия Небесному Отцу

Христос знает, что значит быть человеком. Он пришел однажды на нашу землю и нет в нашей жизни ничего такого, чего не пережил бы Иисус. «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…» (Ис. 53:3). Иисус изведал одиночество, предательство, богооставленность. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Ни с кем не поступали так несправедливо, как с Иисусом Христом, никто не страдал так тяжело как Сын Божий. Поэтому именно Он способен утешить тех, кого терзают сомнения, кто усомнился в Божьей доброте.

Испуская дух на кресте, Иисус возгласил: «Боже мой, Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Мф. 27:46).

Христос испытал богооставленность – гнев Отца пал на Него, взявшего на Себя грехи всего мира. Христос сошел в бездну смерти, во тьму покинутости, беззащитный и безоружный. Однако тогда Отец не пришел Ему на помощь. Иисус получил в ответ молчание, подобно тому, что пережил Иов.

В тот момент ничего не говорило, что Отец принимает жертву Христа, не было никаких доказательств благоволения Бога. Однако ничто не могло поколебать веру Иисуса в любовь Отца. Вот что сказал Христос в момент, когда небо молчало: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). Это были слова веры. У Христа не было никаких доказательств, что Отец Его слышит, но Он хорошо знал доброту и милосердие Отца. Это была победа чистой веры.

Возможно, долгие годы мы не получаем ответ на свои молитвы, возможно, стоим перед неразрешимыми проблемами. Пусть наша молитва сегодня будет исполнена веры: «Господи, в руки Твои предаю своих детей, свои проблемы, свое здоровье! Господи, в руки Твои предаю свой дух!»

В мире совершаются жуткие дела!
Если не ошибаюсь, это было в 1937 году: я шел по улицам Эссена и встретил 16-летнего юношу, очень расстроенного. Я знал его по моей работе среди молодёжи и поэтому спросил: "Что с тобой?" На что он мне ответил: "Меня насильно поместили в больницу и стерилизовали, потому что моя мать - еврейка. А когда я вернулся домой, моих родителей уже не было". Он больше их никогда не видел. Отца арестовали. Мать отправили в концентрационный лагерь в Аушвиц! Единственное, что я смог, это отправить юношу в Голландию. Оттуда он попал в Америку. Но я никогда не забуду вид этого растерянного юноши: "Меня насильно поместили в больницу и стерилизовали, потому что моя мать - еврейка. А когда я вернулся домой, то моих родителей уже не было!" А подобных случаев было миллионы! И тогда возникают вопросы: "А Бог? Где же Бог? Почему Бог молчит?"
Кому приходят в голову вопросы: "Где же Бог? Почему Он это допускает? Почему Он молчит по поводу таких ужасных дел?" у того, возможно, возникнет опасная мысль: "Может быть, Бога вообще не существует? Возможно, в небе никого и нет?! Может быть, атеизм все же - истина?!" Друзья мои, у кого возникает такая мысль, тот должен прийти в ужас: ведь было бы жутко, если бы Бог в действительности не существовал. Тогда бы мы - люди, были бы оставлены один на один. Тогда бы мы были, как заблудшие дети, которые не в состоянии найти дорогу домой. Бога нет? Это звучит зловеще. Вы себе даже не представляете, что Вы этим выражаете! Над этим - пустота! Мы предоставлены самим себе! Мы - один на один друг с другом! Никого нет страшнее для человека, чем сам человек, не так ли? У римлян была пословица: "Человек человеку - волк". Ужасно!
Я не в состоянии выразить, как часто ко мне, как к пастору, обращаются с вопросом: "Как только Бог это допускает? Почему Он отвечает молчанием на все это?" А поскольку меня об этом часто спрашивают, я хотел бы сейчас ответить на этот вопрос.
Но я должен сказать заранее: я не личный секретарь Бога. Он мне не доверил своих планов и не продиктовал мне стенограммы. Вы меня понимаете? Уже само по себе довольно глупо ставить вопрос так, будто мы можем понять Бога. Бог, которого я мог бы понять, в крайнем случае, мог бы быть настоятелем или суперинтендантом. Их я еще могу понять. Но тот, кого я действительно мог бы понять, Богом быть не может. В одном месте Библии Бог говорит: "Мои мысли не ваши мысли, не ваши пути - пути Мои". Это очень убедительно.
Но все же из Библии я почерпнул некоторые познания и хотел бы, по мере своих возможностей, ответить на вопрос: "Почему Бог молчит?"
Да, Бог часто молчит, и Божие молчание - самый суровый приговор для нас!
Я убежден в существовании ада. Но он явно не таков, каким его представляют на многих картинах в виде дьявола, жарящего души на огне и прочей чепухи. Я представляю ад таким состоянием, когда Богу больше нечего сказать людям. Тогда они будут звать, тогда они будут молиться, кричать - Он им больше не ответит! Русский писатель Достоевский однажды сказал: "Ад - это такое место, на которое Бог больше не взирает", - где мы действительно покинуты Богом. Да, Божие молчание - это Его приговор. Таким образом, ад начинается уже в этой жизни, когда Бог молчит.
По этому поводу я хотел бы Вам рассказать одну историю из Библии. Однажды существовало два города: Содом и Гоморра, города высокой культуры с утонченной цивилизацией. Бога они не отвергали. Возможно, на свадьбах и похоронах еще обращались к Богу, но во всем остальном Он им был не нужен. Все Его заповеди попирались ногами. В Содоме жил праведник по имени Лот. Время от времени он говорил: "Так нельзя обращаться с Богом! Не обманывайтесь. Бог поругаем не бывает! Что посеет человек, то и пожнет!" - "Ах, - отвечали ему люди, - не шути!! Перестань же городить ерунду о том, что человек посеет, что пожнет!" Но вот однажды на рассвете случилось так, что Бог пролил на эти города дождь серный и огонь с неба. И тогда их охватывает ужас. Вдруг тучный господин говорит: "Люди, а Лот-то был прав: Бог действительно жив!" А молодая светская дама говорит: "Тогда только одно поможет: сейчас нужно молиться! Но кто же может молиться?!" И вот поднимаются руки (в древности молились с поднятыми руками), которые до сих пор никогда не поднимались. Вдруг раздается: "Господи, смилуйся! Мы согрешили! Мы пренебрегли Тобой! Но услышь же! Ты же любящий Бог, Ты же милостив! Господи, смилуйся!" Но Он молчит! Только слышны рев и треск огня. Тогда распростертые руки опускаются и сжимаются кулаки: "Бог! Почему Ты молчишь?!" Но все тихо! Слышен лишь рев огня. Они могут сейчас молиться, браниться - Бог больше не отвечает!
Существует граница, через которую ни один человек, ни один город, ни один народ перешагнуть не может - граница равнодушия живого Бога. С этой поры Бог больше не слышит или не отвечает! Тогда они могут молиться, браниться - Он больше не ответит. Вы понимаете, что это молчание было страшным приговором Бога над Содомом. В Библии написано о Боге: "Я вас звал, а вы не отвечали". Почему ты молчишь, человек, когда Бог тебя зовет?
Итак: молчание Бога является самым страшным приговором Бога!
Если мы замечаем, что Бог молчит, то мы, возможно, находимся слишком далеко от Него!
Недавно ко мне подошел один молодой человек и говорит: "Пастор Буш, Вы меня нервируете! Вы постоянно говорите о Боге. Когда я встречаюсь с Вами на дороге. Вы тотчас опять начинаете о Боге. Я Бога не слышу и не вижу. Как же Он говорит? Я ничего не слышу!" Я ему ответил: "Молодой человек. Вы знаете историю с блудным сыном!" - "Так, приблизительно!" - ответил он. - "Так, приблизительно - это значит, Вы ничего о нем не знаете. Я расскажу Вам эту историю, которую Иисус сам рассказал. У одного богатого человека было два сына. Один был немного легкомысленный. Дома ему было слишком тесно, слишком несовременно, его это просто не устраивало. В один прекрасный день он заявил отцу: "Старик, дай мне мое наследство, выплати мне его уже сейчас, я хочу отправиться по белу свету". Отец отдал ему просимое, и он отправился. Дальше о нем сказано: "Он расточил имение свое, живя распутно". Вы себе это, конечно, представляете - в большом городе очень быстро расходятся деньги. И, как нарочно, в это же время наступает голод и безработица. Безвыходность заставляет его, в конце концов, пасти свиней. В Израиле свиньи считались нечистыми животными. Для израильтянина быть свинопасом означало самое худшее, что могло произойти. Но так как в то время царил голод, то он был рад питаться тем, что находил в корытах свиней. Голоса отца он там слышать не мог. Он находился слишком далеко от него. Блудный сын мог сказать:
"Я не слышу голоса отца". И это ясно. Он, конечно, его не слышал! Разрешите мне дополнить эту историю, хотя в Библии об этом и не говорится: вот сидит беглец возле своих свиней. Его мучает голод, и он обвиняет своего отца: "Как он только может допускать то, что я так страдаю!" Таким мне представляется современный мир. Он покинул Бога, но вот, когда над ним разражается бедствие, он кричит: "Как Бог все это допускает? Почему Он молчит?!" Но Иисус иначе рассказывает историю о блудном сыне: в его жизни наступает час, когда тот как бы спохватывается: "Я же беглец, безумец! У моего отца хлеба в достатке, а я погибаю от голода. Встану и пойду к отцу моему и скажу ему: "Отец, я согрешил!" И он встает и возвращается! Отец узнает его еще издали и бежит ему навстречу. Блудный сын же говорит ему: "Отец, я согрешил!" Отец заключает его в объятия и повелевает: "Принесите ему лучшие одежды и перстень, и обувь на ноги его!" Теперь сын слышит голос отца. "Если Вы не слышите голоса Бога, то Вы вдали от Него! Вам следует обратиться. Вы прекрасно это знаете!" - сказал я тому молодому человеку.
Люди могут быть очень далеки от Бога, вплоть до свиных корыт, как было с блудным сыном.
За свою жизнь мне пришлось пережить страшные часы в нацистской тюрьме и во время бомбежки. Я вспоминаю один из самых страшных моментов. Крик ужаса застрял в моем горле, когда во время бомбежки меня завели в один двор. Вокруг меня лежало около 80-ти трупов, которые были вытащены из бомбоубежища. Вообще-то, подобные ужасные картины мне приходилось видеть и на полях битвы в первую мировую войну. Но это было еще более ужасным. Здесь лежали не солдаты, а старики, натруженные женщины и - дети: детки, похудавшие за долгую войну. Дети! Что было общего у них с этой сумасшедшей войной? И когда я стоял посреди этих многочисленных трупов, лицом к лицу с ужасом, один в этой мертвой тишине, тогда сердце мое кричало: "О Боже, где же Ты? Почему Ты молчишь?" И вдруг в мыслях моих предстало слово из Библии: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего". Сам Бог, должно быть, послал мне это слово в моем отчаянии. Тогда вдруг мне предстал голгофский крест, на котором Сын Божий истек кровью ради нас!
Я не понимаю Бога. Я не понимаю, почему Бог допускает много подобного. Но существует сигнал, знак, памятник Его любви. И это - крест Иисуса. "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" Так говорит апостол Павел. Так оно и есть: когда я у креста Иисуса нахожу мир с Богом, тогда у меня больше нет вопросов.
Когда дети мои были еще маленькими, они понимали не все, что я делал, но они доверяли: "Отец все правильно сделает!" Когда я нахожу мир с Богом у креста Иисуса, когда я становлюсь дитем Божиим, то я тоже доверяю Небесному Отцу: Он все совершает верно. И у меня вопросов больше не возникает. В состоянии ли Вы послушать меня еще пять минут? Я должен сказать Вам еще кое-что очень важное.
Можно часами дискутировать о том, почему Бог допускает то или иное, но вопрос все же всегда становится по-настоящему актуальным и острым, когда он коснется тебя лично. Не так ли? Во все ужасные, мрачные времена моей жизни я находил просвет только возле креста Иисуса.
Недавно одна молодая девушка совершенно разочарованно сказала мне: "Я больше не могу жить!" Не знаю, в каком состоянии находитесь Вы, но если в Вашей жизни мрак, то я хотел бы Вам сказать: все дело в том, что Вы спрашиваете: "Почему? Почему? Почему?", а следовало бы спросить: "Для чего?" По этому поводу, в заключение, я должен рассказать вам следующее.
Несколько десятков лет тому назад я был пастором в одном шахтерском округе, где происходили жуткие дела. Однажды я услышал, что с каким-то рабочим произошел несчастный случай. Камень упал ему на поясницу, нижнюю часть его тела парализовало, и он не имел ни малейшей надежды на выздоровление. Ужасно! Я его навестил, но посещение это было жутким. Это было самое жуткое посещение из всех, которые я когда-либо имел. Его комната была полна шахтеров. На столе стояли бутылки с водкой. Парализованный сидел в своей коляске. Когда я вошел, поднялся страшный крик: "Ты, черный дрозд, не входи! Где же был твой Бог, когда камень упал мне на поясницу! Почему же Бог молчит?" А затем последовали ругательства. Ну сущий ад! Я не мог вымолвить ни слова и вышел. У меня было несколько друзей среди шахтеров этого округа. На следующий вечер, при беседе в узком кругу, я рассказал им о своем посещении. Неделю спустя, когда я как раз собирался начать беседу в нашем узком кругу, дверь с грохотом отворилась и закатилась коляска с парализованным. Друзья-шахтеры взяли его с собой на беседу. Я даже не знаю, долго ли они его уговаривали, но, по-видимому, - нет. И вот он сидел передо мною. Тогда я говорил на тему: "Ибо так возлюбил Бог мир", - не для того, чтобы нам здесь хорошо жилось, но, "что Он Сына Своего отдал". Я говорил об Иисусе - последнем Слове Бога, которое нам надлежит послушать и продолжал: "...дабы всякий, все, верующие в Иисуса, не погибли". А человек этот слушал! Впервые слышал он об Иисусе! И вдруг он увидел свет. Короче, через четверть года он стал достоянием Господа Иисуса. Я не могу Вам даже рассказать, насколько у него все обновилось. Его жилье было приведено в порядок. Там, где раньше были слышны ругательства, теперь звучали песни об Иисусе. Старых друзей больше не было, зато приходили новые. Бутылки с водкой исчезли, на столе лежала Библия. Этого я никогда не забуду. У него было очень нежное имя Амзель. Он не обидится, что я привожу здесь его имя, так как он сейчас уже в вечности. "Амзель, - спросил я его, - как дела?" - "Ах, - ответил он, - с тех пор, как моя жизнь принадлежит Иисусу, с тех пор, как мне прощены грехи, с тех пор, как я стал дитем Божиим, с тех пор в моем доме, - тут он на мгновение задумался, но продолжил: каждый день - как будто накануне Рождества". А затем последовало незабываемое, он сказал: " Я скоро умру, это я чувствую". Мы с ним разговаривали на "ты", потому что стали хорошими друзьями. "И тогда, пройдя через врата, я предстану пред Богом. Мне совершенно ясно, что смерть - это еще не все. И когда я там, в вечности, предстану пред троном Его, то паду ниц и буду благодарить за то, что Он сломал мне позвоночник". - "Амзель, - испуганно прервал я, - что это ты говоришь?" А он мне ответил: "Я знаю, что говорю. Если бы этого не случилось, если бы Бог оставил меня на безбожном пути, то я бы пришел прямо в ад, в вечную погибель. Поэтому Богу в Своей спасающей любви пришлось круто вмешаться в мою жизнь и сломать мне позвоночник для того, чтобы я мог найти Его Сына, Иисуса, через Которого я стал счастливым дитем Божиим. За это я хочу Его благодарить!" Затем последовали слова, неизгладимо врезавшиеся мне в память: "Лучше быть парализованным и принадлежать Иисусу, ставши дитем Божиим, чем с двумя здоровыми ногами бежать в ад!" Тогда я ему сказал: "Дорогой мой Амзель! Бог послал тебе большие затруднения. Вначале ты противился, говоря: где был Бог? Почему Он молчит? А сейчас ты понял, для чего Бог это послал: Он хотел тебя привести к Иисусу, чтобы Иисус мог привести тебя к Нему!"
Теперь Вы видите? Нам не следует спрашивать: "почему?", а напротив, - "для чего?" И еще я хочу Вам сказать: я верю, что все затруднения в нашей жизни существуют для того, чтобы Бог через Иисуса мог нас привлечь к Себе!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх