Система права: понятие, признаки, элементы. Система права: понятие и структурные элементы Право и его элементы
Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.
Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи. Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства.
Признаки:
1. носит объективный характер (отражает реально существующие общественные отношения, она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами);
2. представляет собой единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга;
3. имеет определенную структуру и подразделяется на относительно самостоятельные части (первичным элементом системы права является норма права);
4. характеризуется устойчивостью правовых положений, но и не лишена разумного динамизма.
5. иерархичность.
6. ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство.
Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, «правовая система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.
Элементы системы права: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут.
Норма права есть первичный структурный элемент права, конкретное единичное правило поведения. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения.
Институт права – это обособленная группа норм права, регулирующих общественные отношения конкретного вида, образует обособленную часть отрасли права (напр., институт права собственности).
Отрасль права – это совокупность норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.
Подотрасли – регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью (напр., патентное право, наследственное право).
Субинституты – более мелкие самостоятельные образования внутри сложного института (неустойка в поставке).
Систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права.
Формирование элементов системы права. Происходит в связи с развитием, изменением общественных отношений. При возникновении качественно новых общественных отношений или изменении характера уже существующих создаются нормы права, направленные на их регулирование. С усложнение общественных взаимосвязей ростом их распространённости увеличивается и количество норм права. Постепенно складываются институты права.
Так, для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия:
· степень своеобразия общественных отношений;
· их удельный вес (распространённость);
· невозможность урегулирования возникших отношений с помощью норм других отраслей права;
· необходимость применения особого метода регулирования.
· самостоятельный источник (например, кодекс или федеральный закон).
Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. Она не придумывается, а рождается из социальных потребностей.
42. Норма права: понятие, признаки, содержание, виды
Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное в официальных источниках, направленное на регулирование общественных отношений.
Признаки:
1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.
2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других.
3. представляя собой общее правило поведения , направлена на регулирование общественных отношений индивидуально не определённых субъектов. То есть распространяет своё действие на всех субъектов, попадающих в ситуацию, урегулированную нормой права.
3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, то есть она указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере её действия.
4. Это формально-определённое правило поведения. То есть нормы права закреплены в официальных источниках, внешне выражены. Посредством формального закрепления они становятся чёткими, однозначными, общеизвестными.
5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством.
6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.
1. формально-юридическое – это то содержание, которое выражено, закреплено в официальных документах (источниках права).
2. политическое – с этой точки зрения содержание нормы права представляет собой модель поведения, идеальную с точки зрения политически господствующих в данном обществе сил. (т.е. отвечает на вопрос почему именно так сформулировано, закреплено (по содержанию) правовое предписание на данном этапе исторического развития в данном государстве).
3. оценочное – норма права как модель поведения является критерием для познания, оценки реальных фактических поступков субъектов как правомерных или неправомерных.
Виды:
1.По предмету правового регулирования (в зависимости от регулируемых отношений) нормы права подразделяются на: нормы конституционного, гражданского, уголовного, семейного права и др.
2.По роли в правовом регулировани и нормы делятся на
1. регулятивные (рассчитаны на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений), которые в свою очередь подразделяются на
· наделяющие правами,
· обязывающие и
· запрещающие;
2. охранительные (рассчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушающие действия);
3. учредительные (нормы-принципы);
4. обеспечительные (нормы-гарантии),
6. дефинитивные (нормы-определения);
7. коллизионные (нормы-арбитры);
8. оперативные (нормы-инструменты – дата вступления НПА в силу).
3.По характеру обязательности нормы подразделяются на
· императивные нормы, требование которых не может быть изменено соглашением сторон, и
· диспозитивные, которые предоставляют участникам отношений право самим путём соглашения определять круг и объём прав и обязанностей.
4.По субъектам правотворчества различают нормы,
· исходящие от государства и
· непосредственно от гражданского общества.
5.По сфере действия вычленяются
· нормы общего действия (распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства).
· нормы ограниченного действия (имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами (субъекты РФ)).
· локальные нормы (действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур)
6. В зависимости от функциональной роли :
· исходные (определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи и направления: декларативные, нормы-принципы, дефинитивные)
· общие нормы (присущи общей части той или иной отрасли права и распространяют своё действие на все или большую часть институтов отрасли)
· специальные (относятся к отдельным институтам, регулируют определённый вид родовых общественных интересов с учётом присущих им особенностей) Детализирующие.
7. В зависимости от характера :
· материальные (устанавливают, определяют существо правила поведения, статус)
· процессуальные, процедурные
8. По времени действия :
· постоянные
· временные
9. По юридической силе (по источнику закрепления)
10. По степени определённости предписания :
· абсолютно определённые (точно определены условия, права и обязанности сторон, меры ответственности)
· относительно определённые (устанавливается возможность определить вариант поведения в определённых границах исходя из конкретных обстоятельств дела)
· альтернативные (предполагают возможность выбора из нескольких предложенных вариантов регулирования – права потребителя при продаже ему некачественной вещи)
Система права носит общественный характер. Отражая реально существующую систему общественный отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания общественных отношений регулируемых его нормами. По содержанию отношения могут быть - имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми и другими. Каждый вид отношений регулируется определенной группой правовых норм. Поэтому системность общественных отношений придает системные свойства праву и обуславливает его структурное построение. Основной элемент системы права - отрасль права. Это наиболее широкое объединение норм регулирующих все разнообразие определенного вида общественных отношений. Отрасль способна к самостоятельному функционированию в общей системе права, она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений. Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих специфический вид общественных отношений. Например, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права.
Система права включает в себя следующие основные отрасли:
Среди всех отраслей системы права ведущее положение занимает государственное право. Это вытекает из особенностей общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли. Таковыми являются общественные отношения, составляющие основы полновластия народа.
Нормы государственного права закрепляют общественное и государственное устройство, организацию, функции и взаимоотношения органов государства, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Эти же нормы являются первичными по отношению ко всем другим нормам. Они служат как бы исходным нормативным материалом для других отраслей системы права и в этом смысле занимают ведущее положение среди других отраслей.
Основными источниками российского государственного права являются Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации, иные законы, указы Президента РФ.
Близкое по значению к государственному праву занимает отрасль административного права. Предмет регулирования административного права составляют общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительской деятельности органов государства.
Особенностью этих общественных отношений является то, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо. В качестве метода правового регулирования в административном праве большое значение имеет метод властных предписаний. Основные принципы административного права закреплены в Конституции РФ, конституциях республик в составе Российской Федерации и нормативно-правовых актах иных субъектов РФ.
Большинство норм административного права содержится в многочисленных актах высших органов государственной власти и государственного управления РФ.
Финансовое право представляет собой систему правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства, то есть деятельность по сбору и распределению денежных средств на нужды народного хозяйства.
В качестве предмета регулирования выступают отношения между высшими органами государства и другими хозяйственными органами по поводу государственного бюджета, его составления, утверждения, исполнения, а также в связи со сбором налогов, государственным страхованием, займами.
Нормы финансового права тесно связаны с государственным и административным правом. Источниками финансового права является ряд конституционных норм, содержащихся в законодательстве России и республик (например, законы о государственном бюджете, налогах), акты Министерства финансов РФ.
Земельное право как отрасль права включает в себя правовые нормы, регулирующие распределение государственного земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением между различными субъектами. Важнейшие юридические нормы земельного права представлены в Конституции РФ, закрепляющей формы собственности на землю. Другая часть правовых норм находится в законах РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 1990 г., "О земельной реформе" 1990 г., "О плате за землю" 1991 г. и др.
Трудовое право объединяет юридические нормы, регулирующие отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности. Эти нормы определяют условия возникновения, изменения, прекращения трудовых отношений, а также регулируют тесно связанные с ними отношения по социальному обеспечению, пенсионному обслуживанию. Основными источниками трудового права являются Конституция РФ, Кодекс законов о труде РФ и другие нормативно-правовые акты.
Гражданское право есть совокупность правовых норм, регулирующих сферу имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. В качестве предмета правового регулирования выступают общественные отношения между государственными органами, предприятиями, общественными организациями и гражданами по поводу имущества, а также некоторые личные неимущественные отношения.
Предмет регулирования в гражданском праве сходен с общественными отношениями, регулируемыми финансовым, административным и трудовым правом. Однако, особенностью гражданского права является то, что, во-первых, участники правовых отношений здесь пользуются автономией в выборе вариантов повеления, во-вторых, отсутствуют отношения власти и подчинения между сторонами. Основными источниками гражданского права является Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Законодательство о собственности.
От гражданского права отпочковалась в виде отрасли группа правовых норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью к семье, - семейное право. Нормы семейного права определяют условия заключения и прекращения брака, обязанности членов семьи, имущественные и личные отношения, возникающие на основе брака. Основные нормы семейного права содержатся в Кодексе о браке и семье.
Уголовное право образует совокупность правовых норм, определяющих круг общественно-опасных деяний (преступлений) и устанавливающих наказания, применяемые к преступникам. С помощью уголовно-правовых норм государство охраняет от посягательств наиболее жизненно важные общественные отношения.
Основной метод регулирования общественных отношений, используемый в области уголовного права, - метод запретов. Основными источниками уголовного права являются Конституция и Уголовный кодекс РФ.
Исправительно-трудовое право представляет собой отпочковавшуюся от уголовного и уголовно-процессуального права совокупность правовых норм. Предметом регулирования здесь выступают общественные отношения, возникающие в процессе отбытия наказания и связанные с воспитанием и перевоспитанием лиц, осужденных в уголовном порядке. Основные источники исправительно-трудового права - Исправительно-трудовой кодекс РФ, а также специальные акты МВД и Прокуратуры РФ.
Уголовно-процессуальное право образует совокупность юридических норм, регулирующих деятельность органов следствия, прокуратуры, суда по расследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел в суде.
Особенностью данной отрасли права является то, что она выступает как необходимое условие реализации норм уголовного права, устанавливая четкую регламентацию прав и обязанностей органов и лиц в процессе следствия и судебного разбирательства. Основными источниками уголовно-процессуального права являются Конституция РФ и Уголовно-процессуальный кодекс.
Гражданско-процессуальное право есть совокупность правовых норм, регулирующих судопроизводство по гражданским делам. Эти нормы: устанавливают права и обязанности спорящих сторон, судебных и прокурорских органов по поводу судебного разбирательства гражданских дел; определяют порядок подачи заявления в суд, подведомственность, подсудность и другие вопросы, связанные с разбирательством дел о праве гражданском. Источником гражданско-процессуального права является Гражданско-процессуальный кодекс РФ.
Характеризуя систему отраслей российского права, особо следует остановиться на международном праве , нормы которого не входят в систему отраслей внутригосударственного права. Международное право - это результат компромисса воль государств в межгосударственных отношениях. Такие нормы содержатся в международных договорах, конвенциях, пактах и иных источниках международного права.
Экологическое (природоохранительное) право - система норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с поддержанием экологического равновесия в окружающей общество природе, нормальных естественных условий жизнедеятельности человека и охраной природных объектов.
Право природопользования включает самостоятельные отрасли: земельное, водное, лесное, горное право. Это относительно самостоятельные системы норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с промышленным, сельскохозяйственным и иным использованием объектов природы и необходимостью их рационального освоения.
Предпринимательское право - это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются имущественные (товарно-денежные) и управленческие. Если в основе первых лежит юридическое равенство сторон (предпринимателей), а их права возникают, как правило, из договора, то вторые - отношения предпринимателей с органами управления, характеризующиеся обязательностью адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции управленческого органа. Следует отметить, что не все юристы выделяют предпринимательское право в качестве самостоятельной отрасли, ссылаясь на то, что здесь используются разные методы правового регулирования.
Первичным элементом системы права (первокирпичиком) являются нормы права. Нормы права - это установленные и обеспеченные государством правила поведения людей по отношению друг к другу, указатель какие поступки они должны или могут совершать, а какие нет, а также иные юридические правила, определяющие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.
Регулирующая роль нормы нрава выражается как в том, что орган, лицо, учреждение действует в соотношении с ее предписаниями или требует от других лиц, органов или учреждений соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применение мер воздействия к правонарушителю. Если в первом случае, норма права выступает как мера поведения, как образец определенных отношений, то во втором случае - это средство оценки того или иного поступка, в качестве правомерного либо неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Кроме того, правовая норма - это предостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будут применены меры государственного воздействия.
Норма права по сравнению с другими источниками права наиболее точно формулирует необходимые правила, выражается самым необходимым экономичным способом, облегчает надзор за их исполнением, борьбу с правонарушениями, эффективно обеспечивает порядок и четкость взаимоотношений людей и органов.
«Атом» нормы права более не делимый (хотя внутренняя организация нормы имеет «свою систему» - определенным образом взаимосвязанные диспозицию, гипотез и санкцию). В системной организации права правовые нормы существуют не обособлено, а соответственно своему предметному назначению, объединяются в более общее образование - институты права.
Правовой институт - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. Правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права. Правовые нормы образуют отрасль через правовые институты. Система права состоит из отраслей, а сами отрасли из правовых институтов. Например, отрасль конституционного права включает институт "гражданства", отрасль уголовного права - институт "наказания".
Родственные институты одной и той же отрасли права в своей совокупности образуют подотрасли права. Нормы подотрасли регулируют группы близких отношений определенного вида. Например, обязательное право в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд правовых институтов (поставки, подряда, смены и другие). Подотраслью уголовного права являются военно-уголовные, предусматривающие ответственность за военные преступления.
Итак, система права состоит из отраслей, включающих в себя подотрасли и правовые институты.
В теории права выделяются основные и комплексные отрасли права. К основным отраслям системы права относятся: государственное (конституционное), административное, земельное, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное. При этом среди основных отраслей можно выделить профилирующие (традиционные). Такое значение имеют государственное, уголовное и гражданское право.
Комплексными отраслями являются морское, воздушное, водное, горное, лесное, жилищное и т.п. право. Думается, что в данном случае мы имеем дело с возрастающим значением в жизни в обществе отдельных правовых институтов, которые перерастают свои рамки, превращаясь в более или менее самостоятельные отрасли.
Итак, система права - это внутренне строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.
Все системы права условно включают в себя частные и публичные права. Это деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от государства, право призвано охранять интересы всего общества, учитывая и интересы отдельных граждан. Охраняя собственные интересы, государство с помощью правовых норм охраняет в первую очередь и интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.
Но в жизни цивилизованного общества имеется определенная градация между общественным и частным интересом, которое находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, отдельному гражданину, или члену государственной организации.
В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности), во втором случае - о праве публичном (праве участвовать в выборе). В обоих случаях лицо обладает правом как часть общественного целого.
Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а в сфере публичного права по праву какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному индивиду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отношению к другим лицам, по отношению к государству.
Деление права на частное и публичное условно, но оно необходимо. Естественным основанием для деления прав на частное и публичное является характер правовых отношений между человеком и государственными структурами общества. Всякое право заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству в целом. В зависимости от отношения субъекта права к общим государственным интересам право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права - это права частные. К частному праву относятся те отрасли, которые призваны обеспечить интересы частных лиц (гражданское, банковское и т.п.). К публичному - отрасли государственного, административного, уголовного.
Критериями разграничения частного и публичного права являются:
Характер интересов, защищаемых правом: частное право призвано регулировать частные интересы, публичное - общественные, государственные;
Предмет правового регулирования: частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному -неимущественные;
Метод правового регулирования: в частном праве господствует метод координации, в публичном - субординации;
Субъектный состав: частное право регулирует отношения частных лиц между собой, публичное - частных лиц с государством либо между государственными органами.
Система права включает в себя и иные крупные блоки, например блок Внутригосударственного (национального) права и блок общепризнанных принципов и норм, а также блок международного права.
Характерные черты системы права:
- единство и различие, взаимодействие юридических норм;
- способность к делению (систематизации);
- объективность;
- материальная обусловленность.
Подробнее
Единство юридических норм , образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной ; во-вторых, единством , в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.
В то же время различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они подразделяются на отдельные части - отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.
Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, "перестроить".
Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему "хотению" учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.
Объективность - важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Великобритании право не систематизировано).
Систематизация - это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Структурные элементы системы права
К структурным элементам системы права относятся:
- норма права (материальная или процессуальная);
- подинститут права;
- подотрасль права;
- отрасль права.
Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.
Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма - "исходный" элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность (С.С. Алексеев).
Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве - институт ; в административном - институт должностного лица; в семейном праве - институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.
Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость (качественная однородность той или иной сферы общественных отношений) предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет (протоколирует) эту потребность.
Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:
- структура отдельного нормативного предписания;
- структура правового института;
- структура правовой отрасли;
- структура права в целом.
Материальное и процессуальное право
В правовой науке все юридические нормы подразделяются на
- материальные - регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.;
- процессуальные - определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- понятие системы права, элементы системы права;
- отличие отраслей права;
- особенности предмета и метода правового регулирования;
- систему отраслей права;
- особенности системы права и системы законодательства;
- соотношение внутригосударственного и международного права;
уметь
- анализировать структурные элементы системы права;
- различать предмет и метод правового регулирования; частное и публичное право; материальное и процессуальное право;
владеть
- юридической терминологией, относящейся к системе права;
- навыками работы с научной и юридической литературой, навыками анализа источников.
Ключевые слова: система права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут права, норма права, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, система законодательства, императивный метод, диспозитивный метод, материальное право, процессуальное право, публичное право, частное право.
Понятие, признаки и структура системы права
Право регулирует различные общественные отношения, которые представляют собой сложную систему. Понятие "система права" не следует путать с понятием "правовая система", которое по содержанию шире. В первом случае речь идет о внутреннем строении права, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, которые существуют и функционируют в государстве. Система права выступает одной из составляющих элементов правовой системы.
Что же представляет собой система права?
Система права представляет собой исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, которая определяется характером реализуемых общественных отношений:
- - системное образование, т.е. не просто совокупность составляющих ее элементов, а целостное образование, обладающее соответствующими свойствами, связями и внутренней структурой;
- - объективное явление, так как связана с общественными отношениями, сложившимися в обществе;
- - обусловлена национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;
- - динамичная система, изменяющая свою внутреннюю структуру под влиянием внешней среды.
Существуют и иные определения системы права, рассмотрим их.
Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.
Система права представляет собой внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений.
Система права - объективно существующая внутренняя структура права, определяемая экономическим и социальным строем, выражающаяся одновременно в единстве юридических норм и их разделении на отдельные отрасли, связанные между собой.
Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Система права - внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.
Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, фажданскос, уголовное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений и пр.).
В советский период под системой советского общенародного права понималась обусловленная характером социалистических общественных отношений внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты.
Несмотря на различные существующие определения системы права, можно сделать вывод о том, что система права - эго связанное состоянием общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям и институтам права.
Признаками системы права являются следующие (рис. 14.1):
- 1) объективный характер, который выражается в отражении реально существующей системы общественных отношений. Каждому историческому типу права соответствует своя система;
- 2) единство, что означает целостность и согласованность ее внутренней организации, непротиворечивость и взаимосогласованность всех норм права;
- 3) дифференциация, т.е. подразделение на относительно самостоятельные структурные элементы - отрасли, подотрасли, институты права. Подобная дифференциация связана с большим разнообразием общественных отношений;
- 4) непротиворечивость, означающая то, что в системе права не должно быть коллизий, противоречий между структурными элементами системы права - отраслями, подотраслями, институтами;
- 5) системность - любое право имеет свою систему, посредством которой определяются структурные элементы права. Системность является важнейшим свойством права как регулятора общественных отношений. В ее основе лежат субъективные и объективные факторы. К числу субъективных факторов необходимо отнести создание такой системы права, которая отличалась бы слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, необходимо отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только механизм возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее четкого и эффективного функционирования.
Рис. 14.1. Основные признаки системы права
Структурными элементами права являются: норма права (как первичный, исходный элемент); институт права; субинститут права", отрасль права; подотрасль права (рис. 14.2).
Рис. 14.2. Структура системы права
Норма права составляет основу любой системы права. Это "кирпичик", посредством которого создаются все отрасли и институты права. Именно в норме права выражаются основные черты права - нормативность, формальная определенность, обеспечение силой государства.
Институт права представляет собой совокупность норм права, обособленных в рамках определенной отрасли права, регулирующих группу взаимосвязанных общественных отношений. В отличие от норм права - первичных структурных элементов права - институты права являются более объемными по своему характеру и содержанию. Институтом права регулируются не все, а только однородные общественные отношения.
Институт права может иметь в своем составе более мелкие самостоятельные образования - субинституты.
Под системой права понимают сочетание структурных элементов права, которые могут функционировать только во взаимосвязи друг с другом. К данным элементам можно отнести:
- Нормы права или, другими словами, юридические нормы;
- Правовые институты;
- Отрасли права.
Элементы права между собой тесно взаимодействуют и функционируют неотрывно друг от друга. Только в своей совокупности элементы права способны формировать полноценную и работоспособную систему права. Система права подобна человеческому организму, которому для полноценной жизнедеятельности необходима работа всех его органов.
Элементы системы права
Поговорим более подробно о каждом элементе системы права:
Норма права служит регулированию определенных видов отношений внутри общества.
Совокупность юридических норм приводит к правовому результату. Совокупность родственных правовых норм называют правовыми институтами.
В правовом институте соединяются те нормы права, которые однородны по своей сути, которые регулируют одну и ту же сферу отношений внутри общества.
Правовой институт объединяет нормы права различных видов.
Кроме правового института, существует отраслевой институт и комплексный институт.
Что касается отраслевого института, то внутри него формируются нормы права одной определенной отрасли, к примеру, институт наследования, который включает в себя те нормы права, которые регулируют права наследования.
Комплексные институты, в свою очередь, объединяют внутри себя комплекс норм права. К примеру, институт избирательного права, которые совмещает внутри себя нормы как конституционного, так и административного права.
Последний элемент системы права, о котором пойдет речь, это отрасль права.
Отрасль права – это объединение правовых институтов, регулирующих отдельную сферу правоотношений. К таким сферам, к примеру, можно отнести брачно-семейные отношения или имущественные.
Отрасль права – это самый крупный элемент системы права, из которого, собственно, система права и формируется.
Отрасль права, в свою очередь состоит из следующих структурных элементов:
- Подотраслей;
- Институтов права;
- Норм права.
Элементы отрасли права
Поговорим подробнее о каждом элементе отрасли права:
Подотрасль права является системой однородных институтов одной из отраслей права. Примером подотрасли права можно привести избирательное право, которое является подотраслью гражданского права или семейное право, то есть такие виды права, которые регулируют определенные человеческие отношения. В нашем случае, это отношения внутри общества, которые возникают во время выборов и также семейные правоотношения.
Институт права представляет собой совокупность норм права. Существует несколько классификаций норм права, поэтому институты права неоднородны и имеют различия по определенным признакам.
Как мы уже сказали выше, институт права состоит из норм права. Норма права – это наименьший элемент отрасли права. Однако, следует отметить, что без норм права не было бы ни института права, ни системы права вообще, поэтому не следует их недооценивать. Именно нормы права обеспечивают стабильное и полноценное функционирование системы права в целом.