Система управления охраной окружающей среды. Понятие, функции и методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды Управление охраной окружающей среды

Вопросы охраны окружающей Среды и обеспечения экологической безопасности являются предметами совместного ведения Российской Федерации и г. Москвы, в связи с чем управление природоохранной деятельностью на территории г. Москвы осуществляется Правительством Москвы и территориальным органом Госкомэкологии России (рисунок 3.1.). Для организации охраны окружающей среды Правительство Москвы использует административные, инвестиционные, научно-организационные средства.

Рисунок 3.1.

Структура управление охраной окружающей Среды г. Москвы

Мэр Москвы

Госкомэкологии России

Комплексы городского управления

Министр правительства Москвы

Отделы экологии или

Отдел по вопросам

Москомприрода

ООС подразделений

природопользования

органов управления

и защиты ОС

Основной функцией управления, в сфере охраны окружающей Среды является государственный экологический контроль. Цель, задачи и структура органов, осуществляющих государственный экологический контроль определены статьями 68 - 72 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды”. При этом государственный экологический контроль рассматривается с двух позиций:

    как функция управления охраной окружающей среды;

    как гарантия выполнения экологических мероприятий и реализации регулирующих их правовых норм, т.е. как способ обеспечения законности в экологическом управлении.

Задачами государственного экологического контроля являются: наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности и проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдением требований природоохранительного законодательства и нормативов и нормативов качества окружающей природной Среды. Виды государственного контроля:

  1. - государственный экологический контроль;
  2. - государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды;
  3. - производственный контроль

3.1.1. Государственный комитет по охране окружающей Среды г. Москвы (Москомприрода)

Москомприродыявляется территориальным органом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование полномочий (в части соблюдения требований природоохранительного законодательства.) по охране:

  1. -атмосферного воздуха,
  2. -обеспечения экологической безопасности,
  3. -сохранение биологического разнообразия,
  4. -обращение с отходами (за исключением радиоактивн
ы х).

Комитет по охране окружающей среды г. Москвы “Москомприрода” осуществляет:

  • - государственный экологический контроль,
  • - государственную экологическую экспертизу,
  • - защиту зеленых насаждений города Москвы и регулирование общественных отношений по их защите при осуществлении хозяйственной и иной деятельности,
  • - контроль осуществления хозяйственной деятельности по созданию и сохранению зеленых насаждений,
  • - управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в ее ведении.

Государственный экологический контроль со стороны Москомприроды осуществляется, в основном, по двум направлениям: государственный инспекционный контроль и государственная экологическая экспертиза. Основными функциями Москомприроды являются:

  1. Осуществляет в г. Москве комплексное управление в области охраны окружающей среды.
  2. Участвует в разработке предложений по основным направлениям государственной экологической политики по городу Москве, организует разработку и реализацию общегородских программ, экологических проектов и городских нормативно-правовых актов.
  3. По поручению Правительства Москвы выполняет функции заказчика по организации проведения НИР, ОКР и других видов работ в области охраны окружающей среды.
  4. Организует работы по выявлению и развитию особо охраняемых природных территорий; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за деятельностью особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения; осуществляет меры по сохранению биологического разнообразия, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, уникальных природных объектов и комплексов, ведет Красную книгу Москвы.
  5. Участвует в ведении кадастров природных ресурсов, а также в ведении кадастров особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения.
  6. Организует и проводит государственную экологическую экспертизу и контролирует выполнение требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы.
  7. Организует и осуществляет на территории Москвы государственный экологический контроль.
  8. Осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий и разрешений на осуществление деятельности природоохранного назначения, утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных отходов, материалов и веществ и т.д.
  9. Осуществляет организацию экологического мониторинга на территории г. Москвы и в установленном порядке общее руководство функционированием государственной системы экологического мониторинга на территории города.
  10. Обеспечивает создание и организует сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды..
  11. Совместно с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти:
  • подготавливает предложения по разработке экологических требований для учета их в государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документах;

  • организует работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации, а также в пределах своей компетенции в области регулирования природопользования.

  1. Проводит обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям и разрабатывает и утверждает перечень работ и услуг природоохранного назначения.
  2. Участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования.

Для реализации вышеуказанных функцийв состав Москомприроды входят:

  • Государственная инспекция по охране атмосферного воздуха;
  • Государственная инспекция по охране водных ресурсов и рыбных запасов;
  • Государственная инспекция по охране земель и отходам;
  • Государственная инспекция радиологического контроля и физических факторов воздействия;
  • Государственная инспекция по охране растительного и животного мира;
  • научно-методическое управление;
  • отдел экологической экспертизы;
  • оперативная городская экологическая инспекция;
  • отдел согласований и выдачи порубочных билетов;
  • территориальные отделы по административным округам.

3.1.2. Отдел Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды

В структуре Правительства Москвы в 1997 году создан Отдел по вопросам природопользования и защиты окружающей среды, основными направлениями деятельности которого являются:

  1. - участие в формировании и проведении единой городской природоохранной и экологической политики;
  2. - координация действий органов исполнительной власти Москвы и подведомственных Мэрии Москвы организаций по вопросам охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  3. - координация программ по внедрению в хозяйственную деятельность предприятий ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
  4. - разработка совместно с соответствующими подразделениями Мэрии, Правительства Москвы и другими ведомствами комплекса мероприятий по обеспечению стабилизации и улучшению экологической ситуации в г.Москве;
  5. - участие в организации эффективного нормативно-правовогоо регулирования природопользования и ресурсосбережения;
  6. - систематизация и анализ федеральных и городских нормативных актов в сфере природоохранной деятельности, подготовка предложений по совершенмствованию законодательной базы в облсти природоохраны;
  7. - осуществление сотрудничества с государственными и муниципальными органами, неправительственными организациями зарубежных стран;
  8. - участие в работе международных организаций, а также подготовка в установленном порядке соглашений о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам природопользования и охраны окружающей среды с соответствующими государственными и муниципапьными органами, иными юридическими лицами зарубежных стран;
  9. - организация работы по изучению, обощению и внедрению опыта других городов России и зарубежных стран по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Отделы и подразделения, отвечающие за охрану природы при осуществлении конкретной деятельности, существуют в настоящее время при большинстве департаментов и управлений Правительства Москвы и подведомственных ему организаций.

3.1.3. Управление милиции по предупреждению экологических правонарушений ГУВД Москвы (УМ ПЭП ГУВД)

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы и приказом ГУВД в 1996 году создано Управление милиции по предупреждению экологических правонарушений ГУВД Москвы (УМ ПЭП ГУВД), которое имеет свои межмуниципальные отделы в каждом административном округе города (ОМ ПЭП УВД). Основными функциями УМ ПЭП ГУВД являются:

    оперативное реагирование на сообщения о совершении экологических правонарушений и преступлений;
  1. - предотвращать и пресекать нарушения природоохранительного законодательства юридическими и физическими лицами на территории Москвы;
  2. - в пределах своей компетенции осуществляет прием, регистрацию и рассмотрение заявлений и сообщений граждан, организаций и должностных лиц о нарушениях природоохранительного законодательства, принимает по ним меры, предусмотренные действующими законами Российской Федерации;
  3. - выявляет и осуществляет раскрытие экологических преступлений;
  4. - в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законом, производит дознание по уголовным делам;
  5. - передает информацию о состоянии окружающей природной среды, полученную в ходе служебной деятельности, в органы государственного контроля, в установленном порядке вносит в эти органы предложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды;
  6. - по согласованию с природоохранными органами, органами Госсанэпиднадзора и другими специальными органами участвует в проверках (комплексных, целевых и др.) выполнения природоохранительного законодательства юридическими и физическими лицами на территории Москвы.

3.1.4. Объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы (ОАТИ)

ОАТИ осуществляется независимый государственный контроль за деятельностью на территории г. Москвы всех юридических лиц независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в части соблюдения законодательных и нормативных актов в сфере внешнего благоустройства и улучшения общей экологической обстановки в городе. ОАТИ в соответствии с возложенными на него задачами контролирует соблюдение:

Правил по организации уборки и санитарному содержанию территорий г. Москвы, организации подготовки и производства земляных и строительных работ в г. Москве, строительных норм и правил, размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, и иных нормативных правовых актов;

Правил по созданию, охране и содержанию зеленых насаждений в г. Москве, других нормативных актов по благоустройству и озеленению территорий, в том числе по вопросам содержания и сохранности объектов озеленения, наличия и качества проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зеленых насаждений, соблюдения технологии и качества работ по строительству, ремонту и реконструкции зеленых насаждений, качества растительного грунта и посадочного материала.

3.1.5. Московский земельный комитет (Москомзем).

Москомзем является территориальным органом комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. В его состав входит государственная инспекция по использованию и охране земель.Функциями инспекции являются:

  1. - контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
  2. - недопущение самовольного занятия земельных участков;
  3. - контроль за проектированием, размещением и строительством объектов, оказывающих влияние на состояние земель, а также своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращением и ликвидацией воздействий отрицательных факторов, приводящих к деградации земель.

Инспекция по использованию и охране земель имеет территориальные подразделения в каждом административном округе города.

3.1.6. Московский городской центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора
(МГЦГСЭН)

Государственный санитарный контроль за изменениями состояния окружающей среды, способными оказать негативное воздействие на здоровье населения Москвы, осуществляется МГЦГСЭН и его территориальными подразделениями, расположенными в каждом административном округе Москвы.

МГЦГСЭН проводит инспекционные обследования качества воды реки Москвы и ее притоков, в прудах купального назначения в зонах массового отдыха. Проверяет и подготавливает данные о состоянии воды в родниках, расположенных на территории города, а также данные по выявленным зонам загрязнения почв и величине концентраций загрязняющих компонентов в жилых районах и зонах отдыха. Производит работы по определению концентраций загрязняющих веществ и источника загрязнения при залповых выбросах в атмосферу. Осуществляет радиологический контроль питьевой воды, продуктов питания, атмосферных осадков и радиологических объектов. Кроме этого, специалистами МГЦГСЭН проводится анализ причин возникновения зон стабильного загрязнения атмосферного воздуха и анализ заболеваемости населения города, связанной с состоянием окружающей Среды.

Общественный экологический контроль, в соответствии с Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”, осуществляется профессиональными союзами, трудовыми коллективами, общественными организациями и гражданами путем выявления нарушений природоохранительного законодательства и обращения в соответствующие природоохранные органы.

В частности, общественный экологический контроль осуществляется профсоюзами и, в основном, сводится к кеонтролю за выполнением администрацией города и работодателями “Трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, моковскими объединениями профсоюзов и мсковскими объединениями предпринимателей (работодателей)” принимаемого ежегодно. В данном документе записываются конкретные обязательства города и предпринимателей, в том числе и в области охраны окружающей Среды.

Общественные объединения участвуют в экологическом контроле посредством делегирования своих представителей в состав инспекционных подразделений Москомприроды, МГЦГСЭН, Москомзема и ОАТИ, где они получают статус общественных инспекторов и осуществляют текущий контроль на подведомственных территориях.

Управление охраной окружающей среды

Человек - самое могущественное существо в био­сфере, способное изменить нормальное функциони­рование экологических систем.

Человеческое мышление до настоящего времени опиралось, да и опирается, на положительную об­ратную связь, управляя и властвуя над природой, что привело к эффективной индустриализации, автоматизации технологических процессов и нерацио­нальному использованию природных ресурсов, раз­рушению природной среды, что, в свою очередь, ве­дет к снижению качества человеческой жизни. Все это предполагает осуществление охраны окружаю­щей среды. Но мероприятия по охране окружаю­щей среды немыслимы без управления.

Управление - элемент, функция систем различ­ной природы - биологических, технологических, социальных, обеспечивающих сохранение их опре­деленной структуры, поддержание режима деятель­ности, реализацию их программ и целей. Сложив­шаяся на сегодняшний день система управления экологической деятельностью и контроля за приро­допользованием сложна и имеет много звеньев.

Ведущая роль в этой системе принадлежит Ми­нистерству охраны окружающей среды и природных ресурсов. Оно отвечаетза формирование и реализа­цию экологической политики, выработку стандар­тов и нормативов качества окружающей среды.

Управление и контроль за отдельными видами природных ресурсов, к которым относятся земель­ные, водные, лесные ипр. ресурсы, осуществляют специализированные ведомства и надзоры. Монито­ринг загрязнений, в т.ч. радиационных, осуществляет федеральный комитет по гидрометео­рологии и мониторингу окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды на пред­приятии включает решение следующих вопросов, направленных на предотвращение социальных по­следствий вредного воздействия предприятия на окружающую среду и здоровье человека˸

Планирование мероприятий по охране окру­жающей среды, определение заданий подразделения предприятия по выполнению требований охраны природной среды, использование попутных и побоч­ных продуктов производства, выбросов и сбросов.

Инженерное обеспечение работ по охране при­родной среды, состоящее в экологической экспертизе технической документации на продукцию и техноло­гические процессы, а также приведении их в соответ­ствие с экологическими нормами и требованиями.

Перестройка технологических процессов в соот­ветствии с требованиями охраны природы с целью уменьшения и полной ликвидации вредного воздей­ствия побочных продуктов на природную среду.

Метрологическое обеспечение контроля загряз­нения окружающей среды (обеспечение методов и средств контроля качества среды).

Материально-техническое обеспечение прово­димых мероприятий по охране окружающей среды.

Обеспечение нормального функционирования средств охраны природы (техническое обследование устройств и установок по улавливанию, очистке и обезвреживанию выбросов и отходов).

Повышение квалификации руководящих работ­ников, специалистов и рабочих в сфере охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Управление охраной окружающей среды" 2015, 2017-2018.

  • - Лекция 5. Государственное управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием 4 страница

  • - Лекция 5. Государственное управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием 3 страница

  • - Лекция 5. Государственное управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием 2 страница

  • - Лекция 5. Государственное управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием 1 страница

    Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием относится к важнейшей функции государства и является одним из элементов социального управления. Как отмечалось выше, помимо структур государственного управления к элементам такого управления... .


  • - Лекция 2. Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием

    Понятие управлении охраной окружающей среды и природопользованием В сфере природоохранной деятельности под управлением понимается сознательное воздействие человека на природные и социальные процессы с целью внесения упорядоченности, получения желательного... .


  • - Лекция 14. Организация и управление охраной окружающей среды (ООС) на предприятиях нефтяной и газовой промышленности.

    Деятельность предприятий строится с расчетом единства цели и интересов ООС на всех уровнях хозяйствования. Основная цель – снижение уровня воздействия производственных процессов на ОС. Охрана ОС – это комплекс технических, технологических, организационных и... .


  • экологический экспертиза мониторинг санитарный

    На Федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным собранием, Президентом, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами, главным из которых являются Министерство природных ресурсов РФ.

    На региональном уровне управления охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

    На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предписаний по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

    На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды (ООС) создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделение предприятия (например, отдел главного механика). Во всех случаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производственный контроль за состоянием этих сред.

    Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

    Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль за содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

    Экологический мониторинг - определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов - производится органами Росгидромета РФ и Минприродресурсов РФ.

    Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ОСМОС) на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

    В 2000 г. в РФ введен социально-гигиенический мониторинг, контролирующий, кроме среды обитания, состояние здоровья населения, а также социальные факторы: условия труда, быта, включая климатические условия, качество питания, водоснабжения и т. п. Его организация возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Его проведение - на Росгидромет РФ, Минздравсоцразвития РФ Федеральные органы исполнительной власти и ряд других ведомств.

    Министерство здравоохранения и социального развития изучает динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды, контроль которой осуществляют территориальные органы Росгидромета РФ, Федеральные службы по экологическому, техническому и атомному надзору и Федеральные службы по защите прав потребителей и благополучия человека (сан-эпидемнадзор).

    Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населенных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях. Правила контроля состояния окружающей среды установлены стандартами системы стандартов «Охрана природы». ГОСТ 17.2.3.01-86 формулирует правила контроля качества воздуха населенных пунктов.

    Они устанавливают три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (под-факельные). Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутные - для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся по графику последовательно во времени в нескольких точках. Передвижной (подфакельный) пост необходим для отбора проб дымовым (газовым) факелом.

    Число стационарных (маршрутных) постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развитости промышленности и расположения ее объектов по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

    В зависимости от численности населения устанавливают следующее минимальное число стационарных постов: до 50 тыс жителей Ї один пост, 50...100 тыс. Їдва поста; 100...200 тыс Ї два-три поста; 200...500 тыс. - три-пять постов; 0, 5... 1 млн - пять-десять; 1...2млн- 10...15; более 2 млн - 15...20 постов. В населенных пунктах со сложным рельефом (возвышенные места и впадины) и значительным числом источников загрязнения один стационарный постустанавливают на площади 5...10 км 2 , в равнинной местности - один стационарный пост на 10...20 км 2 .

    Места отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения в зоне рассеяния последнего. Общее их число определяют с учетом высоты и мощности выброса, а также особенностей размещения селитебных территорий.

    На стационарных постах устанавливают три программы наблюдений: полную, неполную, сокращенную. Наблюдения по полной программе выполняют для получения оперативной информации о среднесуточной концентрации ежедневно в часы 01, 07, 13, 19 по местному декретному времени. Допускается (при невозможности выполнения полной программы) проводить наблюдения по скользящему графику 06, 10, 13 ч во вторник, четверг, субботу и в 15, 16, 21ч в понедельник, среду, пятницу.

    По полной программе устанавливают наблюдения за содержанием пыли, сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота (основные загрязняющие вещества) и за специфическими веществами, которые свойственны промышленным выбросам данного населенного пункта.

    Перечень специфических веществ для контроля на каждом стационарном посту в городе устанавливается органами гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения РФ с учетом данных инвентаризации источников выброса в атмосферу.

    Наблюдения по неполной программе разрешается проводить в целях получения оперативной информации ежедневно в 07, 13, 19 ч местного декретного времени. Наблюдения за основными и специфическими загрязняющими веществами проводят в этом случае по программе, согласованной с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    По сокращенной программе наблюдения за основными загрязняющими веществами и за одним-двумя наиболее распространенными специфическими загрязняющими веществами проводят ежедневно в 07 и 13 ч местного декретного времени. Эти наблюдения допускаются в районах с температурами воздуха ниже - 45°С и в местах, где систематически в течение месяца отмечаются концентрации загрязняющих веществ ниже порога чувствительности метода анализа данного вещества. Пробы воздуха отбирают на высоте 1, 5...2, 5 м от поверхности земли.

    Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.5.980-00 устанавливают требования к организации надзора и контроля воды и водных объектов. Состав и свойства воды должны определяться на расстоянии не более 500 м по течению от места сброса сточных вод на водотоках и в радиусе 500 м от места сброса на акватории на непроточных водоемах.

    При сбросе сточных вод в черте населенных мест указанный пункт контроля должен быть расположен непосредственно у места сброса.

    ГОСТ 17.1.3.08-82 устанавливает правила контроля качества морских вод.

    Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.

    В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

    Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с величиной ПДВ. Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТ 17.2.3.02-78. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами предприятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов; шихтовых дворов; участков очистки и обрубки отливок; участков приготовления формовочных и стержневых смесей; цехов механической обработки материалов, сварочных постов и оборудования для резки металлов и сплавов; отделений для нанесения химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий, от газоходов и воздуходов, отводящих загрязненный газ; от испытательных станций.

    При контроле ПДВ основными должны быть прямые методы измерения концентраций вредных веществ и объемов газовоздушной смеси в местах их непосредственного выброса или после газоочистных установок. Выбросы веществ определяют в течение 20 мин, а также в среднем за сутки, месяц, год. Если продолжительность выброса вещества менее 20 мин, то контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.

    Обследование производят в период работы оборудования на рабочем (проектном) режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ. Методики определения в выбросах предприятий вредных веществ приведены в сборнике.

    Применительно к транспортным средствам с бензиновыми двигателями нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов определены ГОСТ 17.2.2.03-87, нормы и методы измерения выбросов тракторных и комбайновых двигателей - ГОСТ 17.2.2.05-86. Методы измерения вредных веществ в отработавших газовых дизельных ДВС установлены ОСТ 37.001.234-81, а дымности отработанных газов - ГОСТ 21393-75*. Контроль выбросов транспортных средств производится их владельцами в соответствии с методикой ОНД -90.

    В 1999 г. в стране введены в качестве стандартов РФ стандарты ИСО серии 14000 «Системы управления окружающей средой» (СУОС), которые применимы к общим принципам административного управления как и стандарты системы управления качеством 9000, т. е. могут быть реализованы в рамках любой существующей системы управления. Основными требованиями к СУОС предприятия являются:

    1. Разработка руководством организации экологической политики, соответствующей характеру, масштабам и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, ее продукции, услуг.

    2. Планирование работ по охране окружающей среды и рационального природопользования на основе постоянной идентификации экологических аспектов деятельности организации, продукции и услуг и влияния наиболее выраженных из них для установления плановых экологических показателей, сроков их достижения, ответственных лиц.

    3. Обеспечение внедрения и функционирования СУОС путем создания ее структуры и распределения обязанностей по охране окружающей среды между всеми руководителями подразделений и должностными лицами, связанными с деятельностью СУОС, с возложением на них ответственности за эту работу.

    4. Проведение проверок и корректирующих действий для обеспечения действенности СУОС, что, в частности, может быть достигнуто за счет проведения экологического аудита.

    5. Анализ функционирования СУОС со стороны руководства и принятие мер по ее дальнейшему улучшению (коррекция экологической политики и (или) программ по охране окружающей среды, соответствующее изменение структуры СУОС и т. д.).

    Разработка СУОС не является обязательной, но при их создании выполнение перечисленных требований необходимо.

    Управление охраной окружающей природной среды На федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным Собранием Президентом правительством и специально уполномоченными органами главными из которых являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти местными органами самоуправления а также...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    47. Управление охраной окружающей природной среды

    На федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным Собранием, Президентом, правительством и специально уполномоченными органами, главными из которых являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.

    На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

    На всех уровнях разработка обязательных предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения Российской Федерации. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

    На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды создаются отделы охраны природы.

    Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление охраной окружающей среды базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. Различают санитарно-токсический, экологический и биосферный уровни мониторинга.

    Санитарно-токсический мониторинг — это наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль над содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами.

    Экологический мониторинг — это определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

    Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

    Министерства здравоохранения изучают динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды. Общее наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляют инспекции по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и за работой газоочистных и пылеулавливающих установок. Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населенных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях.

    Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий. В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

    Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с предельно допустимой. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб, вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов, сушильных установок, от газоходов и воздуховодов, отводящих загрязненный газ, от испытательных станций и так далее.

    Обследование производят в период работы оборудования на рабочем режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ.

    Применительно к транспортным средствам с бензиновыми двигателями нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов определены государственными стандартами. Контроль выбросов транспортных средств производится их владельцами, а также Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    9283. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 12.19 KB
    Система управления природоохранной деятельностью различных стран развивалась под воздействием исторических политических этнокультурных и других факторов. Поэтому в различных странах используют различные инструменты управления природоохранной деятельностью.
    2392. Экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды и методы его определения 6.86 KB
    Направление связи оценивается алгебраическому знаку коэффициента корреляции. Силу связи оценивают по коэффициенту линейной корреляции r: при значении к = 01029 связь считается слабой в интервале 03 – 069 связь признают средней умеренной а при r = 070 – 099 – сильной. Коэффициент линейной корреляции бывает трёх видов – парный парцилярный и множественный. Поэтому рекомендуется чаще использовать парциальные коэффициенты корреляции.
    2713. Инновационные подходы регулирования воздействия железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды 17.05 KB
    Горлова Инновационные подходы регулирования воздействия железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды Понятие эколого-экономическая система в последнее время широко используется в современной научной литературе посвященной исследованию проблем взаимосвязи...
    2622. Экология микроорганизмов, их экологические среды. Действие физических и химических факторов окружающей среды на микроорганизмы 41.12 KB
    Действие физических и химических факторов окружающей среды на микроорганизмы.Влияние физических факторов на микроорганизмы.Влияние химических факторов на микроорганизмы. Распространение микроорганизмов в природе В природе микроорганизмы заселяют практически любую среду почва воздух вода и распространены гораздо шире чем другие живые существа.
    14662. Сельскохозяйственное загрязнение природной среды как экологическая проблема 17.47 KB
    Источники загрязнения природной среды в сельскохозяйственном производстве. – марание считаются отходы и продукты которые оказывают более или менее специфическое негативное влияние на качество среды или непосредственно воздействовать на элементы ее организации. Источники загрязнения природной среды в сельскохозяйственном производстве являются: Минеральные удобрения.
    556. Управление охраной труда 4.94 KB
    Управление охраной труда Управление охраной труда осуществляется в соответствии с основами законодательства по охране труда Министерством труда и социального развития Российской Федерации и его территориальными органами. Деятельность этих органов заключается в контроле условий и охране труда постановке продукции на производство предупредительном надзоре за строительством новых промышленных объектов а также выполнении законодательства по охране труда. Во всех ведомствах в обязательном порядке организуются отделы охраны труда. Система...
    6984. Государственное управление и надзор за охраной труда 11.65 KB
    Органы государственного надзора за охраной труда. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Обучение по вопросам охраны труда.
    8870. Виды и характер загрязнения окружающей среды 399.71 KB
    Антропогенное воздействие на атмосферу Виды и характер загрязнения окружающей среды: Определение загрязнения окружающей среды. Антропогенное воздействие на атмосферу Источники загрязнения Экологические последствия загрязнения атмосферы Защита атмосферы от загрязнения Загрязнение окружающей среды это поступление в среду любых веществ твердых жидких газообразных или видов энергии тепла шума радиоактивного или электромагнитного излучения в количествах оказывающих вредное влияние на человека животных и растения как...
    754. Мониторинг радиационного загрязнения окружающей среды 263.85 KB
    Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и изменение химической структуры что влечет за собой либо гибель клеток либо мутацию организма. Техническое задание Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и...
    4177. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 16.9 KB
    Международно-правовой ответственности за ущерб окружающей среде. Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

    Человек -- самое могущественное существо в биосфере, способное изменить нормальное функционирование экологических систем.

    Человеческое мышление до настоящего времени опиралось, да и опирается, на положительную обратную связь, управляя и властвуя над природой, что привело к эффективной индустриализации, автоматизации технологических процессов и нерациональному использованию природных ресурсов, разрушению природной среды, что, в свою очередь, ведет к снижению качества человеческой жизни. Все это предполагает осуществление охраны окружающей среды. Но мероприятия по охране окружающей среды немыслимы без управления.

    Управление - элемент, функция систем различной природы -- биологических, технологических, социальных, обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Сложившаяся на сегодняшний день система управления экологической деятельностью и контроля за природопользованием сложна и имеет много звеньев.

    Ведущая роль в этой системе принадлежит Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов. Оно отвечает за формирование и реализацию экологической политики, выработку стандартов и нормативов качества окружающей среды.

    Управление и контроль за отдельными видами природных ресурсов, к которым относятся земельные, водные, лесные и пр. ресурсы, осуществляют специализированные ведомства и надзоры. Мониторинг загрязнений, в том числе радиационных, осуществляет федеральный комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Управление охраной окружающей среды на предприятии включает решение следующих вопросов, направленных на предотвращение социальных последствий вредного воздействия предприятия на окружающую среду и здоровье человека:

    Планирование мероприятий по охране окружающей среды, определение заданий подразделения предприятия по выполнению требований охраны природной среды, использование попутных и побочных продуктов производства, выбросов и сбросов.

    Инженерное обеспечение работ по охране природной среды, состоящее в экологической экспертизе технической документации на продукцию и технологические процессы, а также приведении их в соответствие с экологическими нормами и требованиями.

    Перестройка технологических процессов в соответствии с требованиями охраны природы с целью уменьшения и полной ликвидации вредного воздействия побочных продуктов на природную среду.

    Метрологическое обеспечение контроля загрязнения окружающей среды (обеспечение методов и средств контроля качества среды).

    Материально-техническое обеспечение проводимых мероприятий по охране окружающей среды.

    Обеспечение нормального функционирования средств охраны природы (техническое обследование устройств и установок по улавливанию, очистке и обезвреживанию выбросов и отходов).

    Повышение квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих в области охраны окружающей среды.

    Контроль и регулирование выполнения мероприятий по охране окружающей среды, включая контроль уровней выбросов и сбросов веществ, загрязняющих окружающую среду, принятие мер по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций.

    Учет и отчетность по охране окружающей среды, анализ результатов контроля состояния окружающей среды и использование их при планировании природоохранной деятельности.

    Финансовое обеспечение работ по охране окружающей среды.

    Оценка эффективности управления охраной окружающей среды по техническим, экономическим, экологическим и социальным показателям.

    Согласно информационной модели системы «автомобильный транспорт -- воздушная среда» осуществляется управление выбросами отработанных газов на автомобильном транспорте:

    • · оперативное управление подразумевающее осуществление мероприятий по улучшению конструкций и технологий в целях обеспечения минимальных выбросов токсичных веществ;
    • · тактическое управление, к которому относятся мероприятия по использованию потенциальных возможностей транспортных средств и аппаратов, преобразующих химическую энергию топлива в механическую работу, а также мероприятия, проводимые в масштабе региона, градостроительные, организационные, технические. При этом осуществляется мониторинг и накопление банка данных о состоянии атмосферы в регионе;
    • · стратегическое управление, при котором мероприятия осуществляются в масштабе отрасли, государства, на основании региональных банков данных о состоянии воздушной среды в регионах; при этом осуществляется национальный мониторинг. Загрязнение окружающей среды транспортными средствами формируется при движении их в потоке, поэтому на уровне потока и определяется эффективность мероприятий, проводимых в транспортной системе, по охране окружающей среды. Одновременно экологические характеристики транспортного потока являются исходными для использования их в градостроении.

    В управлении охраной окружающей среды на предприятии принимают участие ведущие службы и отделы: главный технолог, главный конструктор, энергетик, механик, отделы материально-технического снабжения, капитального строительства, производственно-техническая центральная лаборатория.

    Возглавляет управление охраной природной среды на предприятии главный инженер совместно с отделом охраны окружающей среды.

    Для решения задач управления антропогенным воздействием человека па природную среду используются оптимизационные модели.

    Основной принцип охраны природной среды при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог сводится к минимизации общих экологических потерь

    где r -- абсолютно невосполнимые потери, связанные с изменением биогеоценозов за пределами границ самовосстановления, когда отдельные биологические популяции полностью уничтожены;

    rj -- качественный ущерб, наносимый абиотическим экологическим элементам, то есть нарушение рельефа и ландшафта местности, ухудшение структуры почвы, изменение гидрологического режима, микроклимата прилегающей к дороге местности;

    rk -- обратимые потери биотипа (живой природы) в пределах самовосстановления или восстановления с помощью человека. Абсолютные потери при строительстве дорог являются функцией интенсивности воздействия дороги на природную среду за срок ее эксплуатации. Обратимые потери могут изменяться в режиме естественного природного восстановления (самовосстановления) и в режиме принудительного восстановления человеком.

    Для правильного выбора мероприятий по охране природной среды при строительстве, содержании и эксплуатации автомобильных дорог необходимо установление предельных уровней антропогенных нарушений, которые не должны превышать предельно допустимые экологические нагрузки. Управление охраной природы для системы «автомобиль -дорога -- природная среда» в настоящее время не разработано.

    Необходимы срочная разработка методик составления экологических паспортов проведения экспертизы проектно-технической документации транспортных и дорожных организаций; методик инвентаризации загрязнений и паспортизации источников выбросов, утилизации отходов; внедрение автоматизированной системы анализа нормативно-технической документации по экологической безопасности автомобильного транспорта и дорожного комплекса; осуществление подготовки научно-педагогических кадров - экологов - через аспирантуру; внедрение мониторинга.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх