Соотношение судебной и законодательной власти. Сми о суде Особенности взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной властями

Основные факторы взаимоотношений ветвей власти

Процесс взаимодействия ветвей власти весьма сложен.

Определение 1

Взаимодействие властей - это координирование различных совместных вопросов, а также, осуществление определенного влияния друг на друга рассматриваемых ветвей власти.

Анализируя нормы Конституции РФ и действующего законодательства можно понять, что судебная власть зачастую контактирует с остальными ветвями власти государства. Действующая схема взаимодействия выглядит следующим образом:

  • законодательная власть определяет систему судебных органов государства, правовой уровень судей, процессуальные стороны разрешения дел, реализует контроль за бюджетом;
  • власть исполнительная подготавливает кадры для судебных органов, формирует материальную базу для судов, обеспечивает судебные органы финансированием;
  • Президент РФ определяет к назначению судей высших судов, самостоятельно определяет судей федерального уровня нижестоящих судов, реализует право на помилование, принимает участие в реализации законодательной и исполнительной властей и не вправе вмешиваться в деятельность судебной власти;
  • судебная власть наделена правом в установленном законом порядке проверять нормативные и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти разрешать конфликты между государственными органами, субъектами Федерации, рассматривать жалобы граждан.

Особенности взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной властями

Определение 2

Органы законодательной власти воздействуют на работу судебных органов. Они формируют для них нормативно-правовую основу, охватывающую вопросы организации судебной системы.

Также, законодательная власть , посредством применения процессуального права, устанавливает режим деятельности судьи.

Законодательство принимается во взаимосвязи с правовыми предложениями, которые инициируют органы исполнительной и судебной власти.

Деятельность судебной власти в процессе взаимодействия с остальными ветвями власти выражается в том, что с ее стороны предоставляются различные материалы правоприменительной практики.

Также, судебная власть улучшает законодательную и исполнительную деятельность остальных ветвей власти, акцентирует внимание на правовых и моральных нормах, принципах конституции, которые подлежат обязательному соблюдению.

Существует некоторое противостояние между законодательной и судебной властями, которые выражается в периодических попытках законодательной власти изменить статус, компетенции либо отдельные полномочия конституционных и уставных судов. Причем, направлены данные действия в сторону их ослабления.

Пример 1

Например, за весь период осуществления деятельности Конституционного Суда РФ в адрес Государственной Думы поступило приблизительно около 50 предложений по изменению его компетенций.

Исполнительная власть принимает участие в процессе формирования корпуса судебного состава, готовит и создает требуемые условия для осуществления деятельности судебных органов и реализации принятых решений.

Замечание 1

Особенностью взаимодействия исполнительной и судебной ветвей власти между собой можно считать тот факт, что данный процесс несбалансирован.

Ветвь судебной власти в своем положении неоднозначна. Это сильная власть, поскольку, только в ее компетенции осуществление таких мер, которые не могут предпринять ни законодательная, ни исполнительная власти. Одновременно с этим, она и относительно слабая, поскольку она не опирается на поддержку непосредственно избирателей.

Сегодня в России судьей можно стать в 25 лет. На мой взгляд, это неправильно. Вообще судейская должность в карьере любого юриста является пиковой, к которой специалисты идут на протяжении многих лет. Например, в США судьей назначают только человека, прожившего сложную юридическую жизнь, подчеркну - юридическую. А у нас порой должность судьи занимает вчерашний студент, который ни жизни, ни законов толком не знает. Данный факт сильно подрывает авторитет российского суда.

Я считаю, вершить правосудие способен только зрелый юрист, которому за 30. Особенно это касается судей общей юрисдикции, так как им приходится распутывать самые разные дела, рассматривать такие ситуации в области семейного и жилищного права, где без определенного жизненного опыта не обойтись. Ведь для судьи самое главное не столько знание закона, сколько умение применять его на практике, так как в процессе судопроизводства выявляется много различных оценочных обстоятельств, требующих профессиональной оценки. К сожалению, к 25 годам у молодого специалиста жизненного опыта маловато.

Но это не значит, что начинающим юристам не следует стремиться к должности судьи с самого начала своей профессиональной деятельности. Юриспруденция весьма обширна, молодой специалист легко может набраться опыта в любой ее сфере: поработать юрисконсультом, адвокатом, прокурорским работником, в качестве помощника судьи, осуществляя определенные процессуальные действия.
Могу сказать, что данная практика широко применяется во многих зарубежных странах.

16 февраля 2016 года Владимир Путин, выступая перед российскими судьями в "Президент-отеле" в Москве, призвал не подрывать авторитет отечественной судебной системы.

"Проигравшие в судебном процессе нередко продолжают состязаться и после вступления решения суда в законную силу, организуют давление на суд по всем каналам, включая заказанные информационные кампании, не жалеют эпитетов и черных красок не только в отношении конкретного судьи или суда, но и всей судебной системы", – сказал президент России.

"Никто не должен запрещать людям высказывать свое несогласие, свое мнение", – заметил он. "Но и подрывать авторитет суда, судебной власти, а часто это делается в корыстных интересах, тоже недопустимо".

Сейчас у некоторых чиновников почему-то стало принято, вводя репрессивные практики, кивать на западный опыт (трактуемый нередко превратно). Мол, и в любимой либералами Америке есть законодательство об НКО-"иностранных агентах". И США бомбят Сирию. И так далее.

Я никогда не могла понять, почему мы непременно должны перенимать чужой негативный опыт, почему не заимствовать что-то хорошее. Но сейчас речь не об этом. Позволю себе и я сослаться на зарубежье.

Вряд ли там все поголовно преступники, получая наказание по результатам судебных процессов, остаются довольными. Там тоже судьи испытывают давление со стороны мафиозных группировок. Профессия судьи и там опасная.

Но это почему-то нисколько не умаляет высочайший авторитет института суда в западном обществе.

Обвинительный уклон нашего правосудия хорошо известен. Судьи редко выносят оправдательные приговоры, поскольку это могло бы означать, что работа следователя была некачественной.

Я занимаюсь судебной журналистикой больше десяти лет, и за всё это время присутствовала на оглашении лишь одного оправдательного приговора. Причем речь идет отнюдь не только о преследуемых, как считают правозащитники, по политическим мотивам. Но и о самых обычных людях. Вспомнить хотя бы психически больной Ларисы Галкиной, не причинившей вреда никому, кроме себя, и отправленной за решетку на четыре с лишним года. Или ученого-ядерщика, доктора наук из Обнинска , которому не помогли ни сотни ходатайств светил науки и уважаемых людей, включая Уполномоченного по правам человека в РФ Эллу Памфилову, ни множественные положительные характеристики и заслуги перед страной.

Можно вспомнить еще про широко известные специфические методы получения следователями признательных показаний, которые потом, как правило, становятся основой для обвинительных приговоров, несмотря на то, что подсудимые отказываются от них.

О раздавленном под колесами экскаваторов праве частной собственности московских торговцев, в чьих руках были вынесенные в их пользу решения судов.

Не такое ли отношение власти к праву подрывает авторитет судебной системы?

Да, это всё частные случаи. И, конечно, мой личный опыт не репрезентативен. Но историй таких тысячи. Официальная статистика тоже неутешительна.

Согласно данным судебного департамента Верховного суда России, за первое полугодие 2014 года по всем составам Уголовного кодекса в России было осуждено 331 тысяча 882 человека, а оправдано всего 1857 человек.

Еще в отношении более 5600 тысяч человек уголовные дела были прекращены в связи с отсутствием события или состава преступления или в связи с непричастностью к преступлению (реабилитирующие основания). По другим основаниям были прекращены дела в отношении 100 тысяч человек.

Присяжные в России оправдывают чаще: так в 2013 году они вынесли 20% оправдательных приговоров.

Как отмечалось в отчете специального докладчика ООН, причинами этого могут быть то, что присяжные действительно рассматривают доказательства, что они не боятся оправдательных приговоров, потому что, в отличие от судей, не могут лишиться за это работы, или что крайне сложно оказать давление сразу на всех присяжных.

Но около 25% таких оправдательных приговоров позже отменяются в вышестоящих инстанциях.

По данным журналиста и основателя движения "Русь сидящая" Ольги Романовой, которая, в свою очередь, ссылалась на статистику ЕСПЧ, 30% попадающих за решетку в нынешней России осуждают неправосудно. Это примерно 200 тысяч человек в год.

Поставить барьер на пути тех, кто использует уголовное преследование "как дубину", не затягивать декриминализацию ряда статей УК и реформировать институт присяжных призвал глава государства на совещании судей.

В "Президент-отеле" собрались судьи со всех регионов, чтобы обсудить вопросы, которые волнуют не только их, но и всю общественность страны. Эти темы напрямую связаны с укреплением законности, улучшением делового климата, защитой прав граждан.

Особое внимание президент России уделил анализу хода реформы в сфере судоустройства. С 2014 года выполнено уже немало. Сделаны принципиальные шаги по обеспечению единства толкования норм права и единообразия судебной практики, заметил Владимир Путин. Создание единой высшей инстанции позволило избежать противоречий, объединить потенциалы каждой из судебных подсистем и вывести эту ветвь власти на новый уровень развития. "Реформа, прежде всего, должна способствовать повышению качества и доступности правосудия", - напомнил он.

"Очень многое зависит от вашего профессионализма и открытости, стремления детально разобраться в деле и вынести справедливое решение", - обратился к судьям президент. Но и в обществе должна быть высокая правовая культура, а сейчас с этим далеко не все благополучно. "Проигравшие в судебном процессе нередко продолжают состязаться и после вступления решения суда в законную силу, организуют давление на суд по всем каналам, включая заказанные информационные кампании, не жалеют эпитетов и черных красок не только в отношении конкретного судьи или суда, но и всей судебной системы", - продолжил он.

"Никто не должен запрещать людям высказывать свое несогласие, свое мнение", - считает глава государства. "Но и подрывать авторитет суда, судебной власти, а часто это делается в корыстных интересах, тоже недопустимо", - подчеркнул он.

Президент снова заявил о неэффективности института присяжных в нынешнем состоянии. Система формирования коллегий далека до совершенства. "Почему присяжных должно быть именно 12, почему не 20, не 25, не 10 или не 7?" - спросил он. "Нет никаких научных обоснований, что чем больше присяжных, тем справедливее вердикт и тем эффективнее будет работать сама система", - добавил Путин. Да и за прошлый год количество дел, рассмотренных судами с участием присяжных, сократилось в полтора раза. Главная задача - чтобы как можно большее число граждан могли избрать именно эту форму правосудия, подчеркнул глава государства. Присяжные должны быть и в районных судах.

Не менее важная тема - декриминализация ряда статей УК. "Инициатива перевода преступлений, не представляющих большой общественной опасности и совершенных впервые, исходила от судейского сообщества", - напомнил президент. Судимость тяжело отражается на судьбах людей, даже если наказание не связано с лишением свободы.

В декабре 2015 года был внесен соответствующий законопроект, но реакция на него оказалась неоднозначная. Часть экспертов пугает ростом бытового насилия. Но эта мера должна коснуться тех, кто преступил закон в первый и единственный раз, обосновал Путин. Да, какая-то часть правонарушителей, начав с малого, снова может преступить закон. Но это не единственно возможное развитие событий, и судебная статистика это подтверждает.

"Почему из-за отдельных возможных случаев должно страдать большинство? Нужно людям дать шанс, не вешать на них судимость", - считает глава государства. Так что затягивать с принятием закона - обрекать сотни тысяч людей на тяжелые испытания и лишить их возможности исправиться и вернуться к нормальной жизни.

Растет число трудовых споров, перешел к другой теме президент. Наиболее уязвимая сторона в них практически всегда работник, и нужно обеспечить все возможные гарантии защиты его прав, призвал он.

"Не менее актуальная тема - поставить барьер на пути тех, кто использует уголовное преследование как дубину в корпоративных спорах, конфликтах или, как в народе говорят, разборках, для отъема собственности у законных владельцев", - подчеркнул Путин. Нет, это не означает, что нужно проявлять большую снисходительность к предпринимателям - требования закона должны быть едины ко всем. "Но в силу сложности предпринимательской деятельности, рисков, которые ее сопровождают - не всегда четких, надо сказать прямо, совершенных правовых норм, регулирующих вопросы ведения бизнеса, порой не так просто разобраться, где уголовное преследование оправдано, а где под видом борьбы с нарушением закона происходит злоупотребление правом", - сказал президент. Так что нужно максимально исключить подобные случаи и создать условия для свободной безопасной работы бизнеса. И это совместная задача исполнительной, законодательной и судебной власти.

Глава государства объявил, что подписал распоряжение о рабочей группе по мониторингу правоприменения в сфере предпринимательства. В ней нет представителей судебной власти, но он призвал председателя Верховного суда оказать ей поддержку.

Затронул Путин и кадровый вопрос. Нужно уделять здесь особое внимание противодействию коррупции, предотвращению конфликта интересов и активнее заниматься комплектованием штата. Недопустимо много вакантных мест, например в арбитраже, заявил президент: каждая десятая должность судьи вакантна.

Одна из самых важных новостей, прозвучавших на совещании-семинаре председателей региональных судов: глава государства поддержал идею расширить сферу деятельности судов присяжных до уровня районных судов. Это значит, что судьи из народа смогут рассматривать гораздо больше дел.

Напомним, в прошлом году президент страны в своем Послании поручил расширить компетенцию судов присяжных. Уже в марте Верховный суд России должен представить соответствующие предложения на этот счет.

Основная проблема, почему у присяжных сегодня мало работы, в том, что коллегии "народных судей" предусмотрены только в региональных судах. Поэтому масса категорий дел выпадает из подсудности судов присяжных.

Проект, который разрабатывается в Верховном суде, предусматривает введение коллегий присяжных в судах районного звена. После вчерашнего выступления главы государства можно уверенно утверждать, что таким и будет основное направление предстоящей реформы. При этом сами коллегии предлагается сократить. В районных судах дела будут рассматривать по 6 присяжных. В региональных судах в коллегии войдут по 8 присяжных. Четное число - это принципиальный момент. Иногда судьба обвиняемого висит на волоске и все решает буквально один голос. Так вот, одного голоса сверх не будет никогда. Должно быть только квалифицированное большинство. Это значит, что если в коллегии 6 человек, то за "виновен" должны будут проголосовать как минимум четыре человека. При равенстве голосов прозвучит вердикт "невиновен".

Кроме того, вчера председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев сообщил, что за последние 15 лет почти втрое уменьшилось количество людей, которым в качестве меры пресечений выбран арест. А в прошлом году почти четверть подсудимых были освобождены от уголовной ответственности. Это - к старому спору о том, насколько жесткие у нас суды. Многие правозащитники часто обращают внимание на небольшое число оправдательных приговоров, которые выносятся нашими судами. Однако если человек попал на скамью подсудимых, это вовсе не означает, что он автоматически будет осужден. Председатель Верховного суда России не раз обращал внимание, что суды нередко просто прекращают дела.

Например, за полгода в суды поступили уголовные дела в отношении 360 тысяч человек. Из них 217 тысяч человек были осуждены, 4 тысячи 600 человек оправданы. Дела в отношении 10 тысяч человек прекращены по реабилитирующим обстоятельствам, 120 тысяч - по нереабилитирующим, 12 тысяч уголовных дел возвращены в прокуратуру.

"Число лиц, осужденных к реальному лишению свободы, сократилось на треть", - сообщил Вячеслав Лебедев. Он отметил, что десятилетие назад судебная система России рассматривала всего несколько миллионов дел, в 2015 году их рассмотрено почти 29 миллионов. Такие данные, по его словам, свидетельствуют о поступательном росте доверия со стороны граждан к суду как эффективному инструменту в разрешении самых разнообразных споров.

Скажем, в трудовых спорах суды практически всегда встают на сторону работников. А число таких споров в прошлом году выросло на 9 процентов - до 620 тысяч дел.

"В том числе рассмотрено 540 тысяч дел об оплате труда, по которым требования граждан удовлетворены на 98 процентов на общую сумму 12 млрд рублей", - сказал вчера Вячеслав Лебедев на Всероссийском совещании судей.

Также было рассмотрено 20 тысяч дел о восстановлении на работе, из которых опять же 98 процентов обращений граждан были удовлетворены. По словам Вячеслава Лебедева, работодатели нередко нарушают права наиболее уязвимых категорий граждан, в том числе беременных и женщин, имеющих малолетних детей. Поэтому недавно Верховный суд РФ дал подробные разъяснения по восстановлению прав таких работников.

Текст решения квалификационной коллегии судей Челябинской области от 26 ноября 2010 года о наказании председателя за нарушения в организации работы суда.

В документе говорится, что Елена Леонидовна Богачева, 1961 г. рождения, указом Президента РФ от 09 августа 2006 года № 876 назначена на должность председателя суда на шестилетний срок полномочий, имеет третий квалификационный класс, присвоенный решением квалификационной коллегии судей Челябинской области от 25 июня 2010 года.

В представлении председателем Челябинского областного суда Ф.М. Вяткиным ставился вопрос о привлечении Богачевой на основании ст. 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" к дисциплинарной ответственности.

При этом указывалось, что 20 сентября и 20 октября 2010 года во внеплановом порядке в Карабашском городском суде Челябинской области были проведены проверки работы суда по рассмотрению уголовных дел в 2010 году. Богачева рассматривает уголовные и гражданские дела, при этом основная масса уголовных дел рассмотрена именно ею.

Проверками установлено, что в программу компьютера информация по уголовным делам заносится с опозданием. Так, при проверке остатка уголовных дел оказались незарегистрированными в компьютерной системе уголовные дела, поступившие в суд в сентябре 2010 года (дела №№ 106-110). Учетные карточки практически не заполняются, содержат лишь первоначальную информацию по поступившему делу, однако данных о движении дела и его рассмотрении нет. Регистрация поступающих исковых заявлений и иных процессуальных обращений фактически отсутствует. Оттиски штампов на заявлениях не проставляются.

Богачевой при наложении резолюции о распределении заявлений дата не указывается. Отсутствуют сведения о датax поступления исковых материалов и в статистических карточках по гражданским делам. Не все заявления с приема регистрируются в журнале входящей корреспонденции. В сейфе Богачевой была обнаружена папка с жалобами Тагирова О.Ф. в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ за 2009-2010 годы. Регистрация данных жалоб отсутствует, данных об их рассмотрении и принятии какого-либо процессуального решения нет.

Контроль за работой отдела судопроизводства со стороны председателя суда отсутствует. В уголовных делах, которые находятся в производстве Богачевой, протоколы судебных заседаний изготовлены частями, но чаще всего они не подписаны ни секретарем, ни судьей. Приобщенные документы не подшиты, в беспорядочном состоянии. Примером такого беспорядка может послужить дело в отношении Ермилова В.И., протоколы по которому не подписаны еще за 2009 год, а целый том приобщенных к материалам дела документов скреплен в 3 "кучки".

Все проверенные и находящиеся в производстве судьи Богачевой Е. Л. гражданские дела не подшиты, листы дела не пронумерованы, опись листов дела не составлена, справочные листы не заполнены, в материалах дел отсутствуют протоколы судебных заседаний.

Контроль за сдачей гражданских дел со стороны Богачевой, как председателя суда, отсутствует. За 2010 год не сдано в канцелярию суда 131 рассмотренное гражданское дело, за 2009 год — 78 дел. Анализ находящихся в производстве Богачевой уголовных дел показывает, что уголовные дела назначаются в срок, однако в назначенною первую дату судебного заседания слушание дела не начинается, как правило, по единственной причине — неявки подсудимых и потерпевших. Вместе с тем в делах отсутствуют какие-либо данные об извещении участников процесса, что свидетельствует лишь о том, что назначение дела носит формальный характер; дела надлежащим образом не готовятся, никто не вызывается, поэтому судебные заседания откладываются неоднократно, что влечет необоснованное затягивание сроков рассмотрения дел и явную волокиту.

Этот же вывод следует при проверке журнала назначения дел к рассмотрению. На один день в течение 2 часов может быть назначено слушание по 5-7 уголовным делам, ни по одному из которых но существу судебное заседание не проводилось. При этом журналы имеются в наличии, однако не заполняются вообще. Судья Богачева записи назначения дел ведет на нескольких скрепленных листах бумаги, где записи делаются и ручкой, и карандашом. Из содержания этих записей невозможно понять, какие дела (уголовные или гражданские) назначены, каковы результаты рассмотрения.

В 2008 году Челябинским областным судом проводилась плановая проверка работы Карабашского областного суда. При этом указывалось на то, что надлежащим образом не заполняются статистические данные о движении судебных дел, нарушаются сроки рассмотрения уголовных и гражданских дел, сдачи судебных дел и канцелярию ввиду несвоевременного изготовления протоколов судебных заседаний. Однако недостатки в работе не устранены, показатели работы ухудшились. Меры реагирования к лицам, виновным в нарушении требований закона, председателем не применяются.

Допущенные председателем суда Богачевой Е.Л. нарушения процессуальных норм, закона РФ "О статусе судей в РФ", Кодекса судейской этики дискредитируют высокое звание судьи, умаляют авторитет судебной власти, говорится в представлении главы облсуда.

Рассмотрев представление, ККС региона заслушала объяснения Богачевой, которая признала фактические обстоятельства совершенного ей дисциплинарного проступка. По ее словам, она не смогла организовать работу суда, не осуществляла должный контроль за работой отдела судопроизводства, за сдачей гражданских дел в канцелярию, из-за невнимательности неправильно применяла уголовный закон при вынесении судебных решений по уголовным делам. В результате представление председателя Челябинского областного суда Ф.М. Вяткина квалификационная коллегия судей удовлетворила.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1. Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", квалификационная коллегия пришла к выводу, что председатель суда Богачева Е.Л. подлежит дисциплинарной ответственности с наложением на нее дисциплинарного взыскания в виде предупреждения.

Исходя из изложенного, руководствуясь п.п.8 п.2 ст. 19 Федерального Закона Российской Федерации "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", ст. 28 Положения о порядке работы Квалификационных коллегий судей, квалификационная коллегия решила за совершение дисциплинарного проступка наложить на председателя Карабашского городского суда Челябинской области Богачеву Елену Леонидовну дисциплинарное взыскание в виде предупреждения. За это решение из 16 членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании, проголосовали более половины, то есть не менее 9 членов квалификационной коллегии судей.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх