Сравнительные характеристики бэ и чэ. Этика личностных отношений

Белая этика - это этика отношений. Она относится к интровертным аспектам и помогает разобраться в отношениях. Белая этика особо ярко раскрывается в связях между двумя людьми. Но это лишь главная сфера, по своей сути она ответственна за формирование у человека собственного взгляда на вещи, объекты, людей, жизнь. Причем белые этики не рассматривают человека как общее, абстрактное понятие, их интересует конкретная личность. Не зря в их стихией и сутью является индивидуальный подход ко всему.

Взгляд такого этика на личности и события отличается от большинства. Если обобщить, то главными функциями белого этика можно считать:

  • собственное мировоззрение;
  • индивидуальность взглядов;
  • внутренние, интровертные отношения ко всему.

А когда белая этика выступает как базовая функция, то индивидуум полностью погружается в интересы близких людей, семьи. Они становятся главными ценностями его жизни.

Отличительные черты белых этиков

Главной положительной чертой белых этиков считается умение находить общие интересы практически с любым человеком. Благодаря своей сильной функции они уже в детском возрасте умеют налаживать контакты и, что главное, поддерживать их.

И если представителям других психотипов необходимо обучение для осознанного понимания внутреннего мира другого человека, его эмоционального состояния, умения активно слушать, то бело-этики являются эмпатами с рождения. Желание прикоснуться, обнять, пожалеть возникает у них спонтанно, иногда даже помимо их воли. Причем они интуитивно знают, кому это просто необходимо в данный момент. Из них получаются прекрасные психологи. Лучше белого этика никто не может слушать и утешать.

Белых этиков любят дети. Они легко находят к ним подход и с любовью общаются с ребятами. Их умение подстроиться под любого человека делает бело-этика идеальным партнером. Но иногда он настолько растворяется в партнере, что не может высказать свое мнение, проявить индивидуальность.

Самое страшное для белого логика - это разрушить хорошие, качественные отношения, установившиеся в паре. И чтобы это не произошло, он пойдет на любые уступки, пусть даже и во вред себе. Считается, что из белого этика получаются идеальные вторые половинки в семье. Они спокойно уживаются с любым

Этика личностных нравственных (интимных) отношений анализирует ситуации между двумя близкими людьми, связанными дружбы, товарищества, дружбы, любви, сексуальной привязанностью, браком и семьей. Эти отношения часто доверчивые, деликатные, интимные.

Дружеские отношения формируются преимущественно на основе общности несущественных интересов и временных незначительных проявлений личных симпатий. На этом уровне возможны, хотя и не являются обязательными, единообразие представлений о смысле жизни, заинтересованность судьбой друг друга. Это доброжелательные отношения, они оказываются в личных встречах, телефонных разговорах, взаимных услугах, обмене мнениями, оценками жизненных событий и тому подобное. Дружеские отношения не предусматривают совместного достижения значимых жизненных целей, душевной близости, которая обуславливает совершенствование личных качеств. Они не основываются на крепких, существенных принципах, а потому достаточно легко разрушаются, прекращаются.

Дружба крепче и богаче отношениями между людьми, чем дружба. их объективной основой является потребность в общении, совместной деятельности, преодолении одиночества, душевной изолированности. Порождается дружбы уровнем потребностей в общении и совместной деятельности, подобными условиями жизни, что приводит соответствующую эмоциональную окрашенность отношений. Проявляется она в избирательности, взаимопонимании, симпатии, готовности к взаимопомощи. Дружеские отношения возникают на основе существенных жизненных обстоятельств, потребностей и интересов людей, чем дружеские.

Дружба основывается на важных жизненных обстоятельствах, общности взглядов и интересов, единства жизненных целей, представлений о смысле жизни, серьезной заинтересованности судьбой друг друга. Заключается она в взаимопомощи, внутренний близости, привязанности, взаимном доверии, искренности, личной симпатии, открытости, бескорыстия, преданности и верности, требовательности и принципиальности, а также в интимном общении. Дружба есть самоценна, а друг - в определенном смысле близким человеком. Друзья помогают друг другу не из корыстных побуждений, а часто даже в ущерб личным интересам.

В отличие от кровных или родственных связей дружба имеет индивидуально-избирательный характер и основывается на взаимной симпатии. Часто ее рассматривают как высшую моральную ценность, вершину истинно человеческих отношений. Аристотель считал дружбу самым необходимым потребностью жизни. Никто, по его словам, не выбирает жизнь без друзей, даже в обмен на все блага в жизни. Дружба несовместима с прагматизмом. Даже А. Шопенгауэр восхищался феноменом дружбы, хотя и сомневался в ее возможности, считая коренной свойством человека эгоизм.

Для друзей присущи: бескорыстность, преданность, отзывчивость, искренность и сердечность, взаимное доверие, честность, верность, умение хранить тайны, требовательность и принципиальность, великодушие и отходчивость, способность прощать необдуманные поступки, уважение чести и достоинства, простота в поведении. Наличие друзей - непременное условие удовлетворения жизнью. Дружба несовместима с эгоизмом и предательством.

Осложнение отношений между личностью и обществом обостряет потребность в интеллектуальном и эмоциональном контакте между людьми, индивидуализирует дружбе, представление о друге как о alter ego (второе «я»).

Настоящая дружба основывается на взаимодополнении и взаимообогащении людей. Даже при высокой интеллектуальной и нравственной культуры люди редко решаются единолично определять свои личные отношения как дружба, товарищество или дружбу. По мнению немецкого писателя Л. Тика, немногим из них дано быть настоящими друзьями. Идеал дружбы настолько высок, что квалифицировать отношения в дружбу мало кто решится.

Дружба - глубокое, интимное чувство к определенному человеку. Она предусматривает высокое доверие, открытие другу свои тайны, намерений, состояний души, самовидкритисть. Этого не происходит между друзьями или товарищами, даже родными. Правда, и в общении друзей есть границы открытости, нужен такт. Ведь даже в "общении" с собой каждый человек не вполне раскрывается.

К дружбе как необходимой составляющей счастья необходимо готовиться, овладевая El неписаные правила, согласно которым друзья имеют:

Дополнять, обогащать друг друга, а не дублировать;

Помогать человеку, который является другом;

Желать другу счастья словом и делом;

Заботиться, чтобы другу было приятно в обществе;

Делиться с другом успехами и неудачами;

Выражать другу интеллектуальную и эмоциональную поддержку;

Защищать вторая по его отсутствии и не критиковать при других;

Доверять другу и хранить доверенные им тайны;

Быть терпеливым к его друзьям;

Не надоедать друг другу;

Уважать внутренний мир друга.

Чтобы иметь друга, нужно и быть другом. К таким отношениям готовы не все. Среди людей бывают и те, чьи моральные качества не вызывают сомнения. Неспособными к дружбы могут быть люди застенчивые, некоммуникабельны, направленные на переживания своего внутреннего мира.

Любовь - самый таинственный, многозначный и сложный феномен: "любовь к своим детям" ("материнская любовь", "родительская любовь"), "любовь к своему народу", "любовь к музыке" и другие. Одно - знать, что такое любовь, даже уметь определять соответствующее понятие, другое - изведать чувство любви.

Глубоким и таинственным видом любви является индивидуальная половая (эротическая) любовь - любовь. Для нее характерна высокая эмоционально-духовная напряженность, основывается на постижении максимальной ценности человека, который является объектом любви. Она побуждает к полному слиянию, единства с любимым человеком. Эротическая любовь - сложное сочетание окультуренных биологических потребностей с морально-эстетическими и психологическими порывами личности.

Идея одновременных поляризации и привлечения мужского и женского начал выражена в мифе, к которому обратился Платон в своем диалоге "Пир". По его сюжету, когда мужчина и женщина были одним существом, а позже их разделили на половинки. С тех пор каждая половинка обречена искать другую (свою половинку), чтобы стать единым целым.

Только в любви и благодаря любви человек становится человеком. Без любви она является неполноценной, лишенной настоящей жизни, неспособной адекватно познать других и себя, эффективно, творчески действовать. Человеческий опыт всех времен и народов свидетельствует о наибольшую потребность человека в любви. О любви пишут не только художники, но и философы, но "пишут" по-разному.

Нормы отношений между влюбленными людьми настолько «гибкие», что иногда вообще не поддаются моральным оценкам. В связи с этим, по словам И. Кона, общеизвестные нравственные правила поведения и оценки теряют свою неоспоримость, становятся относительными. Ведь любовь - проявление свободы человека. Она "выводит" людей за пределы общепринятого, обычного, прагматичного отношения к действительности. Чувство любви является не только моральным, но и эстетическим. Любовь - одна из самых высоких форм преодоления отчужденности людей, поэтому ее считают вершиной морального (истинно человеческого) отношение к человеку. По мнению Августина (Аврелия), мы познаем настолько, насколько любим. По словам Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, любовь "снимает" всю одноаспектнисть, все исключения, границы добродетелей. Любовь - высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчества, внутренней свободы.

В христианстве любовь - новый божественный завет, принцип, вершина способностей человека. Такой должна быть любовь к ближнему. Она невозможна, если не основывается на любви к Богу. Как утверждает немецкий мыслитель Дитрих фон Гильдебранд, любовь объединяет все основные нравственные принципы человека: "... воздержание - это любовь, которая полностью отдана тому, кого она касается. Мужество - это любовь, которая легко переносит все ради любимого. Справедливость - это любовь, которая служит только любимому и поэтому по праву царит. Разум - это любовь, которая проникновенно отличает то, что ей помогает, от того, что причиняет ей препятствия. Но такая любовь... касается только Бога, то есть высшего блага, высшей мудрости, совершенной гармонии ".

С развитием общества понимание любви менялось, наполняясь социальным, прежде всего нравственным и эстетическим содержанием, становясь образцом отношений между людьми. Этот процесс не во всем прогрессивный. По словам австрийского богослова и философа Андреаса Лауна, "мир свободного Запада насквозь сексуализированные, все призывают к сексу" в мыслях, словах и делах ", а Интернет среди всего прочего выступает в роли нового вида мысленного сексуального греха... Альтернативой должны быть не ханжество и презрение к плоти, а завещание любви между мужчиной и женщиной как богоугодное путь к святости - именно благодаря брачной любви ".

Влюбленные люди не всегда способны быть настоящими друзьями, что объясняется различными видами их деятельности, сфер интеллектуальных интересов, разным уровнем нужд и т. Поэтому человек, который любит, часто испытывает потребность в друзьях. И в этом нет антагонистического противоречия.

В античной Греции различали четыре вида любви: эрос, филиа, агапэ и сторге. Эрос - горячая влюбленность, телесная и духовная страсть, влечение к близости с любимым человеком. Этот вид любви присущ преимущественно мужчинам. Филиа - любовь-дружба, духовнее и спокойнее, чем эрос, чувства. Более свойственна молодым девушкам. Агапе - альтруистическое, духовная любовь, полна жертвенности и самоотречения. Наиболее подобная материнской. Сторге - любовь-нежность, семейная любовь, полная теплой внимания к любимому человеку.

Специфику современных представлений о любви полно выражает учение Э. Фромма. По его мнению, постоянное переживание человеком своей обособленности, изолированности от других людей порождает беспокойство, тревогу, чувство беспомощности, неспособности реализовать себя. Единения с другими людьми в совместной работе не является личностным; единения с другим человеком в сексуальном экстазе - преходящее; единство, достигаемое путем приспособления к другому человеку, является псевдоеднанням. Единения с другим человеком чувством любви при условии сохранения индивидуальности помогает преодолевать чувство изоляции, одиночества, "самой собой, сохранять свою целостность". Парадоксом любви он назвал "два существа становятся одним и остаются при этом двумя". Основная идея Э. Фромма заключается в том, что любовь является искусством, которое требует самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию.

Специфика морали и этики семейных отношений обусловлена спецификой противоречий и конфликтов в семье. Возникновение семейных противоречий обусловлено неодинаковыми темпераментами, характерами, привычками, предпочтениями, мировоззрениями и идеалами людей. Одной из причин их угасания часто проявление важных черт характера, непроявленных и незаметных в добрачный период жизни. К этому могут добавляться нехватка жилья, низкая заработная плата, безработица и т. Другие причины противоречий или конфликта - неспособность супругов находить компромиссные варианты решения недоразумений; нарушение моральных норм семейной жизни (измена, ревность) психологическая или биологическая (сексуальная) несовместимость; разные взгляды на воспитание ребенка (детей); недоразумения между родителями и детьми; неправильные отношения супругов с родственниками, знакомыми, сотрудниками; несовместимость интересов, потребностей, вкусов, характеров, идеалов. В целом большинство семейных противоречий возникает из-за пустяков. Причиной противоречия или конфликта бывают и принципиальные вопросы. Решая их, важно находить компромисс, не подавляя "я" партнера и собственно я; уметь забывать обиды; уважать привычки, предпочтения, взгляды, идеалы супруга (супруги), а пытаясь изменить их, делать это аргументированно, тактично, не навязывая своего мнения, не унижая достоинство. Не следует решать противоречия публично, "вынося сор из избы".

Нравственные нормы поведения людей гибкие, универсальные, достигается прежде всего их неписаным характером. Границы этих норм не подвергаются жестким, однозначным определением. Это способствует проявлениям свободы воли человека, большим возможностям ее выбора (свобод волеизъявления).

Нравственные нормы личностных отношений является гибкими по сравнению с другими, например, с нормами деловых моральных отношений. А нормы дружеских отношений гибкие, чем деловые, товарищеских - чем дружеские, дружеских - универсальнее, чем дружеские и товарищеские, влюбленных - чем все остальные. Отличие личностных и внеличных моральных норм проявляется в том, с какими просьбами можно обращаться к приятелю, товарища, друга или любимого (любимой) какую помощь ему (ей) можно предлагать; куда и в какой форме его (ее) можно запросто (к себе в гости, в ресторан, на дачу и т.д.); вопросы в общении являются корректными; насколько допустимая критика; шутки приличные. Даже формы приветствия друзей, товарищей, друзей, влюбленных имеют свою специфику.

Как обоснованно свидетельствует психология, причины возникновения конфликтных ситуаций в производственной сфере кроются главным образом в трёх областях: издержки в организации труда и вопросах его стимулирования; управленческие недочёты и упущения; нюансы и недостатки в области межличностных отношений в группе.

Примерно треть конфликтов возникает на основе именно последней группы недостатков. Именно по этой причине приоритет в решении проблемных аспектов в деловых отношениях отдаётся не производственным темам о выпуске продукции, а построению корректных и продуктивных взаимоотношений в группе. В этом контексте актуальной темой становится создание и сохранение здоровой морально-психологической атмосферы как в группе, так и во внутреннем состоянии сотрудников.

Особенности

В общетеоретическом и её сущностном смысле, этика, как теория морали, – это специальное учение гуманитарной направленности, где объектом выступает человек и его взаимоотношения, а предметом является мораль. Мораль же понимают как способ регуляции человеческой деятельности.

Являясь частью философии, классическая этика возникла около 2500 лет назад в Древней Греции, и в своём развитии прошла многие исторические этапы, развиваясь в различных философских направлениях: античная и средневековая этика, этика Нового времени, современная этика. Началом развития деловой этики в России можно считать 1717 г., когда по приказу Петра I были изданы «Показания к житейскому обхождению» (советы молодым дворянам).


В конце XIX в. этика отпочковалась и активно структурировалась, сохраняя тесную взаимосвязь с философией. В ХХ веке отдельные её составляющие развиваются как:

  • Профессиональная этика и её разновидности – комплекс моральных установок в отношениях работников к профессиональному долгу, к коллегам и социуму.
  • Этикет – свод установлений, касающихся поведения работников в конкретной ситуации.
  • Этика деловая, как нормативный комплекс поведения людей, затрагивающий стили работы, вопросы общения между партнёрами и их социально-психологический имидж.


Элементы деловой этики – это ряд категорий, формирующих сущностное её содержание:

  1. Общественные моральные нормы.
  2. Поведенческие правила.
  3. Совокупность принципов общения.

Особенности и правила межличностных отношений, рассматривающиеся в рамках:

  • производственных и личных прав сотрудников;
  • стилей руководства;
  • принципов культуры управления;
  • деловой философии;
  • служебных взаимоотношений;
  • разрешения конфликтов.


Очевидна тесная связь этой науки с психологическими аспектами общения и особенностями восприятия, конфликтологией и другими гуманитарными науками.

Этика, в её широком понимании – это система нравственных установок общего и частного характера, регулирующих жизнь социума . Этика деловых отношений акцентирует внимание именно на деловых аспектах жизни социума. Она вбирает в себя вопросы этикета, рассматривая нормы, определяющие стили работы, манеры фирменного общения, имиджевые аспекты, порядок проведения переговоров и другое.

Структурными компонентами этого предмета являются: установившиеся ритуалы, субординационные аспекты, поведенческие манеры, стили письма и проведения телефонных переговоров, а также степень корректности в общении (вежливость, тактичность и прочее).


Специфичность деловой этики отражают её два ведущих постулата:

  • Направленность на конструктивный и вполне определённый результат.
  • Отсутствие зависимости отношения к проблемам от особенностей отношений с партнёром.

Особенностью предмета является и то, что его нормы и правила существенно облегчают общение в группе, поскольку формируют своеобразный, общий контекст, и в определённой мере формируют базу, на которой возникает взаимное доверие. То есть, нормы и правила задают фабулу определённого стиля поведения сотрудника, сообразного сложившейся ситуации. Ситуация становится прогнозируемой, что обеспечивает быструю, адекватную и комфортную ориентацию человека в ней.

Степень соблюдения принципов и установлений деловой этики – это один из основных критериев, позволяющих судить об уровне профессионализма. Фактически это «визитная карта», определяющая уровень эффективности развития партнёрских отношений на ближайшую и отдалённую перспективу.

Принципы

Принципы бизнес-отношений, выработанных социумом, как основы этики, носят характер универсальных нравственных установок и отражают сущность предмета. В широком понимании трактует эти принципы американский учёный Л. Хосмер, который, опираясь на теоретические и проверенные практикой мировые философские положения, вывел 10 известных универсальных принципов-аксиом.

Присутствуя в различных культурах, они в различной степени признаются актуальными и справедливыми, с некоторыми поправками и уточнениями, в том числе и по структуре. Однако их функции и сущность, при несколько различающихся трактовках, являются фактом общепризнанным. Понятно, что они могут носить исторически ситуативный характер.


Фондом «Российская деловая культура» разработан вариант системы таких принципов:

  • Личностные:
  1. Честь важнее прибыли.
  2. Уважение к партнёрам – базовое понятие бизнес-отношений. Уважение и самоуважение достигаются исполнением обязательств, взятых на себя.
  3. Насильственные и грубые методы неприемлемы для достижения целей.


  • Профессиональные:
  1. Деловые планы должны соответствовать имеющимся средствам.
  2. Основой бизнеса и ключом к успеху в нём является доверие. Достойная репутация – непременное условие, ведущее к успеху.
  3. Справедливая конкуренция. Деловые разночтения не повод к судебному рассмотрению.


  • Гражданина РФ:
  1. Уважай законы и законную власть.
  2. Для участия в законотворческой деятельности действуй с партнёрами и коллегами, руководствуясь данными принципами.
  3. Творя добро, не жди за это обязательного общественного признания.


  • Гражданина Земли:
  1. Берги природу от ущерба.
  2. Не попустительствуй криминалу и коррупции. Способствуй противодействию этим силам.
  3. Будь терпим к людям иных культур и верований.


Общепринятыми и более приближёнными к психологии межличностных взаимоотношений в трудовом коллективе, являются следующие принципы:

  • Вежливость и учтивость в общении с партнёрами и клиентурой.
  • Для создания комфортного климата в группе и продуктивных условий работы авансируй доверие.
  • Соблюдай справедливость в распределении полномочий, степеней ответственности, прав распоряжения ресурсами, в назначении сроков исполнения заданий и т. д. Соблюдай в этом контексте принцип добровольности. Грубое давление в этих случаях недопустимо.
  • Максимум прогресса достигается этически направленной активностью руководителя.
  • Менеджер должен толерантно относиться к морально-нравственным устоям и традициям, соблюдаемых в иных странах.
  • Соотношение индивидуальных и коллективных начал в деятельности менеджера при принятии решений должно быть разумным.
  • Используя психологические методы управления, соблюдай принцип постоянства вежливого управленческого воздействия для достижения необходимого результата.


Основные правила

Конкретизируясь через соответствующие нормативные единицы нравственного характера, моральные принципы (коллективизм, индивидуализм, гуманизм, альтруизм, толерантность) реализуются в поведенческих правилах. Так, в личностном аспекте, в деловой сфере (и не только в деловой), принято быть порядочным и пунктуальным (точным во всём), коммуникабельным, ясно излагать мысли, обладать культурой речи (уметь слушать и слышать), быть эмоционально стабильным (самообладание), честным, скромным, опрятным, элегантным, иметь хорошие манеры.

Как сложное образование, деловая этика содержит следующие виды:

  • Государственная этика. Определяет взаимоотношения госслужащих как внутри фирмы, так и за её пределами.
  • Социальная этика.
  • Этика на производстве.
  • Этика управления.
  • Коммерческая этика. Регулирует деятельность в торговле, коммерции и иных сферах.
  • Этика культур (американская, азиатская, европейская, российская и прочие).


Корпоративная культура

Мировой опыт и история свидетельствуют о высокой значимости корпоративной культуры, как ресурса предприятия. Сегодня это понятие составляет неотъемлемую часть клиентоориентированного и открытого бизнеса, поскольку является и управленческим инструментом, и инструментом маркетинга. Высокий уровень корпоративной культуры фактически отражает имидж фирмы.

Исторически, это понятие сформировалось в Германии, в среде военнослужащих как совокупность безусловно принимаемых установлений, регулирующих поведение в группе, сообществе. В современном обществе это понятие рассматривается в качестве стратегического, ориентирующего сотрудников на мобилизацию и продуктивное общение, инструмента.


Система носит обязательный характер для всех работников фирмы, полностью должна ими разделяться и исполняться.

По своему назначению, она рассчитана на длительный временной период и призвана войти в привычку работников. Её место и роль в деятельности организации определяется функциональным содействием достижению целей, эффективному и согласованному взаимодействию в деятельности работников, управленческих и производственных звеньев. Она непосредственно подчинена целевым устремлениям фирмы и является её стержневым активом, во многом обеспечивающим успешность фирмы в целом. Особую роль в построении и реализации системы выполняют руководящие управленческие звенья.


На практике такая система, заключая в себе активный психологический посыл, становится эффективной в том случае, когда её и общие, и частные элементы полностью разделяются и поддерживаются значительным количеством работников предприятия.

Характер корпоративной культуры, степень её эффективности проявляется через комплекс взаимосвязанных отношений:

  1. Характер отношения сотрудников к выполняемому ими виду трудовой деятельности.
  2. Характер отношения сотрудников к фирме.
  3. Качество отношений между сотрудниками в группе.

Корпоративная культура имеет свои базовые, глубинные слои – внутренний, внешний и скрытый. Внешний – это то, как видят фирму клиенты, конкуренты и общественность. Внутренний – система ценностей, выражающаяся в деятельности работников. Скрытый – базовые установки, осознанно усвоенные в коллективе.

Таким образом, внешний уровень непосредственно связан с понятием имиджа фирмы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх