Троицкая седмица. Троицкая Седмица: что нельзя делать, играть ли свадьбу

Путь Церкви - это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели).

Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны - в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны - дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны - не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты.

Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять:

1. Святки - с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней).

2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого поста.

3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.

5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) - в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня.

Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных.

Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Что же касается практики причащения Святых Христовых Таин в Троицкую сплошную седмицу, то они регулируются документом «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года. Там написано следующее: «Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица - неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: “От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся” (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, - следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

Примерно то же можно сказать и о других сплошных седмицах, включая Троицкую.

Будем же радоваться и веселиться, и праздновать день рождения Матери Церкви, и возвеличивать-славословить нашего Утешителя. Будем же с Божьей помощью копить силы на Петров пост, который в этом году начинается с 12 июня и продолжается ровно месяц до 12 июля. Этот пост нестрогий. Можно вкушать рыбу, кроме сред и пятниц. Но главное, конечно, исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых, посещать богослужения, усилить молитвенное правило, творить добрые дела. Ведь пост - это шажочек, с помощью которого мы приближаемся к Богу.

После дня Святой Троицы начинается сплошная Троицкая неделя, ее особенности и подготовка к Петровскому посту, Духов день, народные традиции - «железная» неделя.

Троицкая седмица в 2018 году 27 мая – 2 июня. К Троицкой неделе издавна на Руси относились особо, ее именовали «железной», «русальной», а также «зелеными святками». Она была окружена множеством поверий и обычаев, которые сводились к разнообразным запретам на работу с землей, призывали к осторожности на воде, в некоторых местностях не разрешалось в эту неделю даже далеко отходить от своих деревень и сел. Это время, с которого всегда начинались насущные летние заботы, было на Руси наиболее наполнено разнообразными верованиями.

Запрет на обработку земли был связан с тем, что Землю в этот день считали «именинницей». Купаться и далеко отходить от селений не разрешалось, так как считалось, что в эти дни русалки выходят из воды и стараются всячески навредить человеку.


Русская православная церковь не вводит никаких специальных ограничений в эту Троицкую неделю. Запрещается делать только то, что вредит душе человека, как и в любой другой период года. Таким образом считать, что «грех сажать и копать на железной неделе» и тому подобное как раз и является противоречием христианскому вероучению и основанием задуматься о том, как и во что мы верим.

Православный христианин знает, что единственная особенность этой недели в том, что она является сплошной, так как служит подготовкой к Петровскому посту. Таким образом, отличие этой недели в том, что она не имеет поста в среду и пятницу, во все дни можно кушать молочную пищу и яйца.

Конечно, по возможности, на этой седмице стараются меньше трудиться для того, что бы освободить время для радостного общения друг с другом перед постом, ведь в пост развлечения надо ограничивать. Надо помнить, что на этой неделе можно приступать к причастию без соблюдения трехдневного поста перед этим, необходима лишь особая молитвенная подготовка и исповедь.

Кроме этого, с начала этой недели начинается отсчет годового цикла, который носит название «по Пятидесятнице», что и отражено во всех полных православных календарях.

После литургии на Троицу, то есть, начиная с вечерни Дня Святого Духа приступают к церковным земным поклонам, что совершают в определенные моменты службы, а так же перед Святыми Дарами и перед почитаемыми иконами. Земные поклоны не совершались со дня Святой Пасхи.

Еще эта неделя отличается от предшествующих пасхальных тем, что с Духова Дня опять все предначинательные молитвы включают в себя молитву Святому Духу «Царю Небесный».

Завтра, 27 мая 2018 года, православные отметят Троицу, и с понедельника начнется Троицкая неделя. В эти дни некоторую работу нельзя делать, и сажать, работать в огороде также не рекомендуется.

У Троицкой недели есть и другие названия – «Железная», «Русальная», «Зеленые святки». В течение последующих дней православные будут соблюдать некоторые запреты, чтить обычаи и традиции праздничного дня.

Запреты Троицкой недели во многом сводятся к работе с землей

На Троицкой неделе не рекомендуется работать с землей, следовательно, сажать что-то тоже. Также следует быть осторожными с водой. На праздничные дни не стоит планировать обработку земли, ведь в это время она считается «именинницей». На Троицкой неделе не купаются и не отходят далеко от своих селений: говорят, что русалки выйдут из воды и могут навредить. В целом же строгих запретов нет: главное, не делать того, что может навредить человеческой душе.

После литургии 27 мая, с вечерни Дня Святого Духа в храмах начинаются земные поклоны, в том числе перед Святыми Дарами и иконами. Земные поклоны не совершали со Светлого Воскресения.

В Троицкую родительскую субботу также существуют запреты

Немаловажным является день перед Троицей – Троицкая родительская суббота, 26 мая. В этот день поминают усопших, при этом не только родственников, но и просто знакомых. В этот день желательно побывать в храме на особой вселенской панихиде. После службы многие идут на кладбище, несут на могилы зелень и цветы. По разным причинам люди не приходят в храм, но в Троицкую субботу могут прочесть дома молитву, помолиться об ушедших из жизни родных.

В этот день в храме передают записки с именами самоубийц и умерших некрещеных, но такого делать нельзя, потому как священнослужители не молятся о душах этих людей. Также не совсем верно то, что в такую праздничную субботу не убирают, не работают вовсе, даже не моют посуду.

Сегодня и завтра необходимо украсить свои дома и храмы зеленью, троицкими букетами, свежескошенной травой. Цвет зелени – это символ жизни, силы Святого Духа. Украшают помещения традиционно березовыми ветками, ветками тополя, клена и липы. Осину ломать нельзя: говорят, что на этом дереве повесился Иуда, потому оно проклято.

Зелёные святки будут продолжаться ещё неделю после троицы, празднуемой в 2018 году 27 мая. По-другому эта неделя так и зовётся – Троицкая или русальная.

Троицкая неделя несёт в себе основную идею, заложенную во всём троицко-купальско-петровском периоде. Она содержит обряды, посвящённые поминовению прародителей и увеличению земного плодородия.

Троицкой неделей заканчивается довольно длительная пора, во время которой по преданиям души предков пребывают на земле и находятся среди ныне живущих людей. На Троицкой субботе поминают всех умерших христиан, прошедших обряд крещения, провожая их души на тот свет.

После этого на землю с того света приходят «заложные» или «нечистые» покойники – те, кто умер неестественной смертью. Троицкая неделя – это время поминовения таких покойников.

В народном фольклоре, сгинувшие от неразделённой любви, утонувшие девушки и самоубийцы, превращаются в русалок. Эти персонажи фигурируют в многочисленных обрядах. У славян русалки не похожи на полурыб. Их внешность более близка к людям или нимфам. Человеку они не друзья. Во время Зелёных святок они выходят из водоёмов, бродя по речным и озёрным берегам, лесным чащам. Отсюда и пошло название Русальная неделя.

Русалки могут серьёзно вредить людям – портят урожай, сводят с ума, утаскивают на дно или щекочут до смерти. Однако если человек понравится, они могут помогать ему – показывают где зарыты сокровища или приворожить любимого.

Троицкая неделя в 2018: чего нельзя делать в Русальную неделю

Только отчаявшиеся и потерявшие всё люди могли искать встреч с русалками, ведь они относятся к нечистой силе. Набожные люди во время Русальной недели избегали мест обитания этих духов.

Не ходили на реки и водоёмы и тем более не купались там, чтобы водяные не утащили на дно.

Чащи лесов также таили опасность, поэтому туда ходили лишь по крайней необходимости и то не в одиночку, а с компанией смельчаков.

Для невест, беременных женщин и кормящий матерей выход за ворота был строго запрещён. Считалось что духи могут позавидовать женщине и нанести вред ей или ребёнку. Так же не ходили на кладбища и перекрёстки дорог.

Самым опасным временем в дни Троицкой недели считается полночь и полдень.

Для безопасности и возможной выгоды люди старались задобрить русалок. С этой целью устраивались народные гулянья с песнями. Кстати церковью такие действия не одобряются.

Кроме того во время Троицкой недели запрещено заниматься рукодельем, стиркой, проводить уборку и работать на земле.

Троицкая неделя в 2018: о чём можно было просить духов

Однако многие верили, что лесные девы в некотором роде имеют женскую солидарность. Например, когда женщину обижал мужчина, она могла пожаловаться русалке и обидчика ждала страшная кара, после которой он сходил с ума или умирал.

Девушки просили у русалок помощи в сердечных делах. Но в этом вопросе содействие русалок было небескорыстным. Услуги лесных дев оплачивались по-разному – в одних случаях достаточно было красивого платочка или бус, а в других в качестве платы могла потребоваться жизнь ребёнка.

Во время Русальной недели для защиты домашнего хозяйства, посевов и скота русалкам делались подношения в виде свежевыпеченного каравая.

На севере Руси с русалками «кумились» — становились кумовьями. Для обряда выбиралась молодая берёзка, на ветки которой завязывали ленты, а потом вокруг водили хоровод. Считалось, что после этого водяные девы не станут вредить новым «родственникам». Из веток берёзы для развлечения русалок сооружались качели. Когда праздники подходили к концу сооружение разбирали и организовывали русалкам проводы, во время которых танцевали, пели и устраивали игры.

Вся неделя после Троицы в церковном календаре отмечена красным цветом - праздничная Троицкая седмица 2018 начинается с 28 мая. В народе эти дни называются Русальная неделя. С этими днями связаны удивительные традиции и приметы.

Русальная неделя - символическая календарная граница между весной и летом, а кроме этого - завершение того периода, когда мифологически душам умерших можно было находиться среди живых.

Русальная неделя, согласно украинским традициям - время «заложных», «нечистых» усопших, как правило юных девушек, которые умерли не своей смертью и появлялись с того света на этом на короткое время. Вы, конечно, догадались, что речь идет о русалках.

Русальная неделя, Русалчин Великдень, Навская Троица – период времени, когда русалки появляются среди живых, а затем возвращаются, откуда пришли, стало известно Ros-Registr. Существуют обряды проводов, изгнания русалок – на Аграфену Купальницу, Февронию Русальницу, например.

В Украине так проводили обряд изгнания русалок: одну из девушек наряжали в русалку, надевали на нее белую сорочку и венок на голову, выводили за село и приговаривали: «Идите, русалочки, идите, и нашу рожь не ломите».

  • Русальная неделя в 2018 году: традиции и обряды
  • Троицкая седмица: что нельзя делать
  • Троицкая неделя: приметы
    • Троицкая седмица: свадьба

Русальная Неделя празднуется прямо перед Купалой или летним солнцеворотом. По-другому Русальную неделю называют Гряной неделей, Проводами русалок, Зелёной Неделей, Зелёными Святками.

Купальские дни - это особые праздники. Кроме того, что это встреча и провожание русалок, это ещё и поминание умерших. Причём не просто умерших, а заложных покойников, то есть умерших не своей смертью.

По своей сути русалки - это и есть духи людей, которые умерли не своей смертью. До Русалий они живут в своих домах, и не покидают водоёмов, а вот прямо перед Купалой начинают выходить к людям и могут принести немало бед.

В связи с этим связано немало поверий, обрядов и даже предписаний, что нужно делать на русалии, а что категорически запрещается.

Так как русалки - это тоже умершие родственники и родичи, хоть их и пытались выпроводить, но всегда относились с большим уважением, почитанием

Дни поминовения усопших - довольно распространённые и очень частые события у язычников, которые отмечаются на протяжении года и русалии являются одними из самих ярких праздников подобного рода, которые в древности отмечались с особым размахом.

Считается, что на время этой недели землю или мир живых посещают нечистые духи, так называемые «заложные» покойники, существа из иного мира, встреча с которыми ничего хорошего не предвещает.

В этот день они находились в непосредственной близи от людей, и их можно было встретить на берегу реки, в поле, где они резвятся или качаются на ветвях деревьев, на перекрёстках дорогах и кладбищах.

Считалось, что русалки (мавки, русалки-мавки, навки, русалки-навки) - это девушки, умершие не своей смертью или умершие до брака и малолетние дети.

От того, что они не знают покоя в ином мире, они могут утащить с собой живых, утопив их в водоёме или защекотав до смерти, поймав в поле (время разгула русалок - это ещё и время цветения ржи) или лесу.

По завершению Гряной Недели и совершении людьми всех подобающих ритуалов, русалки уходят в свой мир - в Навь, и люди могут вздохнуть свободно, так как от туда причинить вред живым они не могут до следующей русальной недели.

Эта неделя насыщена событиями, различными обрядами, ритуалами, праздниками, танцами, хороводами, застольями и так далее.

Первый день седмицы после Троицы зовется Духов день. Сей праздник учрежден и одобрен Церковью во имя возвеличения Святого Духа – третьего лица из триединства Пресвятой Троицы.

Среда, пятница и суббота посвящались хороводам и гуляниям, первенство в которых отводилось девушкам. После песен и плясок – хороший стол. Ведь по окончании Троицкой недели наступает долгий Петров пост, не менее жесткий, нежели Пост Великий.

Особенными днями на Троицкой седмице являлись суббота и воскресенье.

Суббота считалась «отданием» праздника Пятидесятницы-Троицы. А воскресенье было праздником Всех Святых и безвестных угодников Божиих, покуда неведомых Церкви, и Заговеньем на Петров пост, начинающийся следующим днем.

Особым почитанием на этой неделе пользуется берёза. Вокруг неё водили хороводы, устраивали массовые гуляния, завивали ветви, оплетали разноцветными лентами, вешали разные вещи, брали ветки берёзы, что бы украсить ими своё жилище.

Считалось, что именно на берёзах - священных деревьях сидят духи на русальной неделе, поэтому здесь же вывешивали различную одежду, возлагали подношения и многое другое. Мёд, хлеб, яйца и другие угощения оставляли как в лесу, около или на берёзах, так и на перекрёстках дорог.

Замечателен и такой традиционный обряд с берёзой, как кумление. Для этого одни девушки, либо девушки и парни, находили две молодые березки, пригибали их к земле и связывали верхушками.

Из веток заплетали косы, завивали венки, под самим деревом раскладывалось угощение, которое елось и самими людьми, причём среди угощений обязательно должна быть яичница.

Некоторые из ветвей связанных друг с другом берёзок заплетали в виде круга (венка) и пары поочерёдно целовались через такой венок, обменивались через него же различными вещами (кумились), после чего называли друг друга кумой (совр. исследователи называют такой обычай - посестримство).

Ещё одной характерной традицией было ряжение в коня. Конь также исполняет роль русалки, так как по древним поверьям, водяные кони, которые служат водяному, являются умершими не своей смертью мужчинами.

Для того, что бы изобразить коня, двое мужчин кладут на плечи жерди, а поверх материю или ткань, которая украшена вышивкой, колокольчиками и т.д.

Тот, что находится спереди, держит маску коня, которая делается из сена, соломы, тряпок, так же есть упоминания о том, что вместо такой маски использовался реальный череп коня. Коня этого сопровождал специальный погонщик, который также рядился в одежды, надевал маску (водяной).

Однако в разных областях и губерниях, а ранее племенах, обряд этот в небольших мелочах различался. Всю эту троицу - русалок и водяного - прогоняла толпа празднично одетых людей, которые были вооружены палками, кнутами, ухватами и так далее.

Ритуалы проходили ближе к вечеру, а то и вовсе ночью, что придавало им особое чувство реалистичности происходящего и даже трепета перед властителями ночных кошмаров силами Нави.

Кроме того, все эти обряды должны проходить весело. Кроме песен, постоянно слышались шутки, прибаутки, весёлые истории. В общем, всё было направлено на то, что бы люди, весело, со смехом и без страха выпроводили русалок восвояси.

Для этого в роли главных исполнителей ритуалов выбирались самые смешливые парни и девушки, которые могли подзадорить людей, рассмешить.

На Русальную Неделю существовал запрет на все женские дела, как то:

  • рукоделия, стирка, уборка, полевые работы и т.д.

Недобрые духи наверняка попытаются помешать такой хозяйке, и чем всё это обернётся страшно себе представить.

«Кто будет пахать в эту неделю, у того скот будет падать; кто будет сеять, у того градом побьет хлеб; кто будет прясть шерсть, у того овцы будут кружиться; кто будет городить изгородь, вить веревки, вязать бороны, тот зачахнет и согнется в дугу. Дети лиц, нарушивших Русальную неделю, родятся уродами; приплод скота у этих хозяев будет ненормальным» (Зеленин Д.К. 1916. С. 186).

Троицкую седмицу люди часто путают с неким весенним вариантом Масленицы. Считается, что у праздника языческие корни, его называют «Зеленые святки» и ждут, что сразу после Троицкой седмицы начнется жаркое лето, а весна уступит свои права.

Такой подход не имеет ничего общего с истинным церковным смыслом Троицкой недели.

Многие украшают свой дом ветками березы в знак прообраза грядущей жизни в Царствие Небесном. Это вполне допускается, если украшающие не вкладывают в это действие магический смысл и не поддаются суевериям. Ведь такой обычай имеет только символическое значение.

В Троицкую седмицу лучше всего помолиться перед иконой Святой Троицы. Воздать Господу благодарение за Его дары. Молитвенно подготовиться к посту и помнить о том, что суть поста или его отсутствия (как во время сплошной седмицы) не в употреблении праздной или непраздной пищи.

А в единении с Господом, в той самой духовной жизни, о важном значении слова «духовный» в его церковном понимании. Бог дал нам все средства для спасения, но только от нас зависит, сможем ли мы достойно принять этот дар.

Главный цвет Троицы - зеленый, а все ритуальные традиционные гуляния проходят с использованием полевых трав и цветов, дома украшают скошенной травой, зелеными ветвями деревьев, в каждом регионе это свое традиционное дерево: береза, ясень, клен, орех.

  • Выбрасывать зелень нельзя, а принято сжигать, заваривать и добавлять в воду для купания. Троицкие травы, освященные в церкви наделяли особыми магическими свойствами.
  • Незамужние девушки плели венки, украшали ими голову, а затем пускали в воду и следили, как поведет себя венок. В какую сторону поплывет, там и жениха искать, плохо дело, если венок утонет - к слезам.
  • Гадали на суженого с помощью березовых веточек – под подушку девушки клали березовые веточки, чтобы суженого во сне увидеть.
  • Во все праздники Троицы, начиная с поминальной субботы, нельзя было ходить в лес и к водоемам, особенно девушкам, считалось, что русалки, которые гуляют по земле в это время, защекочут и утащат за собой.
  • Однако девушки тайком бегали в лес, плели красивые венки из цветов и «дарили» русалкам, в замен просили послать им хорошего жениха. А для защиты от нечисти носили с собой любисток, полынь или чеснок.
  • На протяжении всей Русальной недели нельзя было заниматься тяжелым трудом, особенно в огороде, сеять, проводить любые работы с землей, а также стирать.

Свадьба на Троицу – хорошая примета. Это сулит будущим супругам долгую и счастливую семейную жизнь, благополучие, жизнь в достатке, любви и согласии.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх