Василий Анисимов: Антивоенный крестный ход объединит Украину. Руководитель неофициальной пресс-службы упц мп василий анисимов обвиняет украину в пролитии крови

Руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Василий Анисимов, ранее возложивший на власти Украины ответственность за развязывание войны, в новом выступлении для российских СМИ представил ситуацию в Украине в негативных тонах, подчеркнув, что ее государственная политика строится на воинственной русофобии, милитаризме и "держании людей в страхе", передает "Религия в Украине " 28 января.

Критикуя период независимости Украины, Василий Анисимов, в частности, отметил: "У нас пишут, что Ленин присоединил Новороссию к Украине, хотя вернее - сельскую Украину присоединили к индустриальному Юго-Востоку, потому что столица была в Харькове. При Сталине Галиция, Буковина, Закарпатье стали частью Украины, при Хрущеве - Крым. Понятно, что все эти регионы разных исторических судеб. Но это не фатальные различия, они были объединены жизнедеятельностью в царской России или в Советской Украине".

По мнению Анисимова, "все великое, замечательное, что есть в Украине, надо считать национальным достоянием, пропагандировать, ценить, уважать, а не разделять людей на москалей, жидов и патриотов, и уж тем более - не навязывать свое ущербное русофобское мировоззрение кровавыми бойнями, как это было в Одессе".

Он также заявил, что украинский гимн, хоть и был написан "на хмельной пирушке", но на основе интернациональной составляющей - сербских и польских песен.

"Сегодня российские СМИ запретили, свои оппозиционные - зачистили. Причем появилось огромное количество всяких стукачей, доносчиков, которые выявляют "непатриотов", указывают, где там что-то российское или пророссийское промелькнуло. Этим занимаются целые государственные запретительные организации и общественники-боевики, которые определяют, что должны мы смотреть и слушать", - считает глава пресс-службы УПЦ МП.

Василий Анисимов считает, что "это акции эпатажа и запугивания. Они нравятся олигархам и власти, поскольку вместе с войной на Донбассе, гибелью солдат, постоянными мобилизациями, милитаристской пропагандой держат людей в страхе. Этот страх заставляет мириться с тяжелыми, для многих - невыносимыми условиями существования (дороговизна, нищета, безработица), которые с каждым месяцем усугубляются. Такая вот технология управления страной".

Всю вину за военные действия в Украине Василий Анисимов возлагает на саму Украину, выделив только миротворческую позицию УПЧ МП.

"Блаженнейший Митрополит Онуфрий, архиереи, священники неустанно призывают участников конфликта к миру и милосердию. Миротворцем быть нелегко, потому что война, милитаристская пропаганда, как воронка, засасывает людей. Я вот посмотрел первые в новом году заседания Верховной Рады - ни слова о мире, одна воинственность: дожать Донбасс, добить! Думалось, что после Минска потихонечку начнут договариваться, разводить войска, искать пути примирения, компромисса. Вместо этого - новая волна насилия. У нас легко могут 50 добровольческих батальонов сколотить и бросить в бой, в щепки разнести аэропорты, шахты, заводы, целые города и селения, погубить тысячи жизней, а вот найти десять интеллектуалов, которые бы предложили модель сосуществования Донбасса и Украины в пределах одного государства, так и не смогли", - поделился своими соображениями с российскими СМИ Анисимов.

Он также считает, что «разрушать единство стали уния, расколы, которые насыщали людей враждой, ненавистью друг к другу. Они же окормляли политические партии, типа той же фашиствующей "Свободы"».

Глава пресс-службы УПЦ МП подчеркнул необходимость "садиться за стол переговоров, к чему призывает Православная Церковь и все мировое Православие, договариваться, и не о перемирии, а о мире, о жизни, о будущем. Договариваться между собой, а не с США, Евросоюзом или Россией".

Замечание российского журналиста о том, что "Украина уже определила светлое будущее - Евросоюз", Василий Анисимов парировал: "Какое светлое будущее? С мальчиками кровавыми в глазах? Мы - христианская держава, и все понимают, что Бог не простит пролитой крови. Чем бы мы ее ни оправдывали. Пока люди сами, взаимным прощением, покаянием не помирятся между собой - ничего доброго не будет".

Пресс-служба УПЦ МП была создана по благословению Митрополита Киевского Владимира (Сабодана) в 2001 г. и до сих пор продолжает свою деятельность, что подтверждается публикациями на официальном сайте Московского Патриархата. В то же время глава нового Информационного отдела УПЦ МП епископ Климент (Вечеря) в ноябре 2014 г. утверждал, что такой службы уже нет в перечне информационных источников справочных изданий УПЦ МП. На запросы редакции портала "Религия в Украине", направленные в декабре 2014 г. в Киевскую Митрополию и редакцию официального сайта УПЦ МП "Оrthodox.org.ua", с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию и предоставить официальные документы, которые могут подтвердить или опровергнуть правомочность деятельности пресс-службы УПЦ во главе с Василием Анисимовым, ответ до сих пор не получен. Однако стало известно, что сайт пресс-службы УПЦ "Украина православная", которым руководит Василий Анисимов, начал выходить "По благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия", т.е. продолжая свою деятельность в качестве "Официального сайта Украинской Православной Церкви".

31.08.09

На прямой линии с читателями "Комсомолки" руководитель пресс-службы УПЦ ответил на религиозные вопросы, которые появились у украинцев после визита в нашу страну Патриарха Кирилла.

"Чем тревожнее вокруг, тем спокойнее лицо священнослужителя"

Добрый день! Анна из Киева. Василий Семенович! Объясните, пожалуйста, логику Патриарха Кирилла в выборе его недавнего маршрута по Украине. Спасибо!

Визит был приурочен к празднику Крещения Руси, дню рождения Русской Православной Церкви. Этим и был обусловлен выбор маршрута Патриарха Московского и всея Руси.

Киев - город, где родилась наша Церковь, и Патриарх приехал к ее истокам.

Крым - апостольская земля. В Херсонесе проповедовали создатели нашей письменности - святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Здесь крестился сам креститель Руси - князь Владимир.

С Волыни родом первый московский святой - митрополит Киевский Петр, перенесший кафедру киевских митрополитов в Москву.

Донецк Святейший просто обязан был посетить, поскольку в прошлом году туда не смог приехать его предшественник (Патриарх Алексий по состоянию здоровья вынужден был прервать свой визит в Украину).

В следующий раз Патриарх Кирилл посетит и другие епархии. Скорее всего, он приедет в Одессу.

Здравствуйте! Ярослав из Киева беспокоит. Скажите, как менялось выражение лица Патриарха Кирилла, когда некоторые украинские противники Русской Православной Церкви кричали "Геть московского попа!"?

Священнослужители - странный народ в представлении светских людей. Чем тревожнее кругом, тем светлее и спокойнее их лица. Христос говорил ученикам, что они будут гонимы за правду. На злобу и ненависть надо отвечать любовью. Это и есть христианство. После передряг, связанных с визитом Патриарха в Ровно, Святейший сказал в этом городе у стен захваченного раскольниками храма краткую, но самую вдохновенную речь( http://otechestvo.org.ua/main/20098/0417.htm ) за весь свой визит. Она была полна любви и к своим братьям, и к раскольникам.

Зачем украинские власти хотели напугать Кирилла?

В Украине Патриарха сопровождало много охраны. Говорили даже о возможности терактов. Неужели церковная жизнь в нашей стране так напряжена?

Задача украинской власти заключалась в том, чтобы продемонстрировать Патриарху "альтернативную" точку зрения, как сказал Юрий Богуцкий (замглавы Секретариата президента. - Ред.). Показать, что народные массы жаждут пропагандируемую президентом поместную церковь, оторванную от РПЦ. В столицу эти массы кое-как свезли, но пикеты были жиденькими. В Донецке и Крыму этих масс вообще не оказалось. Было очевидным, что и в Западной Украине, самом религиозном регионе, их тоже не окажется. Ведь интерес к визиту шел по нарастающей: если на патриаршие богослужения в Киеве, Донецке, Севастополе собирались по 20 тысяч верующих, то в крохотном Почаеве было уже 50 тысяч.

Поэтому альтернативные массы надо было выдумать и напугать ими. Что Богуцкий и сделал, пытаясь помешать поездке Патриарха в Западный регион. Я звонил журналистам в Ровенский аэропорт, они говорили, что все встречающие - губернатор, мэр, правоохранители - в недоумении: никакой опасности ни в аэропорту, ни в городе нет. Сторонников Патриарха - тысячи, пикетчиков - горстка. Это потом подтвердили и министр МВД, и глава СБУ.

"Грустно, что творческую энергию мы тратим на полемику с расколами"

Дмитрий. Киев. Василий Семенович, скажите, как визит Патриарха повлиял на церковную жизнь страны?

Ответить на этот вопрос с помощью статистических данных о том, сколько людей воцерковилось, сколько причастилось - невозможно. Таких данных нет. Важно отметить, что впервые за долгие годы телеэкран получил некую высокую альтернативу всему, что говорится с него каждый день. Ведь в прошлом году Патриарха Алексия телезрители так и не услышали: трансляцию обрубили по всем каналам одновременно перед его замечательной речью на Владимирской горке. И других речей не транслировали. Потому что кругом засилье филаретовщины и унии. А в нынешнем году православное слово прозвучало из уст Святейшего. Это было высокое слово. Он в проповедях и речах говорил о многом: о сущности любви, о смысле Крещения, о кризисе, о подвижничестве, о братстве, о единстве, о Православной Церкви в мире. Он напомнил, что нас, православных, на самом деле немного, мы составляем сегодня лишь три процента населения планеты. И 75-80 процентов всех православных мира сегодня объединяет рожденная на берегах Днепра Русская Православная Церковь, которая создала восточно-славянскую цивилизацию.

Какие мы - такое и Православие. Если мы склочные, бездарные - что говорить о нашей вере? Господь и человеку, и народу немного отпускает творческой энергии. Вот увидите, она будет все уменьшаться. Что раньше делалось за час, потребует сутки. Грустно, что свою творческую энергию мы тратим не на что-то созидательное, а на полемику с расколами, унией, властью. Ничего же не создаем ни в экономике, ни в науке, ни в культуре.

Поэтому Патриарх призвал к единству, в котором залог - ни больше, ни меньше, - а нашего будущего. Последнее же свое выступление он закончил словами: "Да хранит Бог Украину!"

Из истории вопроса

Горбачев заявил: если в стране свобода, то свободные выборы должны быть и в церкви

Здравствуйте. Валерий из Харькова беспокоит. Как вы думаете, если бы в свое время киевский митрополит Филарет стал патриархом Московским (а ведь он был близок к этому), произошел бы церковный раскол в Украине?

Филарет, местоблюститель Патриаршего Престола, был очень близок к победе на выборах Поместного собора 1990 года, даже требовал у Анатолия Лукьянова (в 1990-91 гг. председатель Верховного Совета СССР. - Ред.), чтобы Политбюро организовало ему поддержку. Но Михаил Горбачев заявил: если в стране свобода, то пусть свободные выборы будут и в церкви. И тогда неожиданно вместо фаворита, которым был Филарет, в двойку вышли будущий Патриарх Алексий и Ростовский митрополит Владимир, ныне предстоятель УПЦ. Думаю, Промысел Божий был в том, что Филарет не стал патриархом, ведь сколько в нем открылось антицерковного, еретического, что даже пришлось отлучать от Церкви через анафематствование.

"Святейший, скорее всего, шутил, говоря о принятии украинского гражданства"

Правда ли, что Патриарх намерен принять украинское гражданство?

Святейший сказал, что он готов его принять. Но скорее всего, шутил. Ибо в таком случае ему нужно принимать гражданство всех стран, где есть епархии и приходы, монастыри Русской Православной Церкви, а их около сотни. Так что он будет гражданином почти всего мира. Я думаю, это нерезонно. Титул "всея Руси" включает всю историческую Русь, к которой относится и Украина.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Василий Семенович Анисимов, 50 лет, член Союза журналистов СССР, Национального союза журналистов (1990), Заслуженный журналист Украины (1997).

Окончил школу в г. Смела (Черкасская обл.), затем филфак Киевского госуниверситета имени Т.Г. Шевченко.

С 1987 по 2000 годы работал в газете "Комсомольское знамя" ("Независимость").

С марта 2001 года - руководитель пресс-службы УПЦ, референт предстоятеля Украинской православной церкви. Редактирует официальный сайт УПЦ "Украина православная" с ежедневной лентой новостной и аналитической информации, а также официальный ежемесячник "Вестник пресс-службы УПЦ".

В 2007 году признан "Православным журналистом года" Русской православной церкви.

Дмитрий БЕЛОВ, Николай ЛЕЩУК

Комментарий руководителя Пресс-службы УПЦ

На Украине начался Всеукраинский крестный ход. Его инициатором выступила Украинская Православная Церковь. О целях крестного хода, о ситуации на Украине, о нынешнем положении Украинской Православной Церкви рассказал руководитель Пресс-службы УПЦ Василий Анисимов.

– Василий Семенович, начался Всеукраинский крестный ход, к которому призвал всех верующих Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Этот крестный ход уже назвали антивоенным. Это первая акция такого масштаба?

– Крестный ход действительно «антивоенный». Одна его часть вышла из Святогорской лавры, которая находится в зоне АТО, другая 9 июля выйдет из Почаевской лавры, и 27 июля, в День Крещения Руси, они соединятся в Киеве у памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Это крестный ход мира, любви и молитвы за Украину, как назвал его Блаженнейший Владыка; он соединит собой восток и запад и, безусловно, станет самым главным событием нашей церковной жизни в нынешнем году.Конечно, это не первая антивоенная «акция» Православной Церкви. Вы знаете, что с самого начала противостояния на Майдане Православная Церковь не только выступала за мирный диалог, но физически разъединяла враждующих и уже окропивших руки кровью, становясь с крестом и Евангелием между ними. Это были монахи Десятинного монастыря. Когда через месяц пролилась большая кровь, погибли более сотни майдановцев, два десятка «беркутевцев», более тысячи были ранены и покалечены, Церковь объявила траур и продлила его на весь Великий пост, призвав покаянием найти пути к взаимному прощению и примирению. После начала войны на Донбассе УПЦ провела в июне 2014 года «антивоенный» Синод, который выступил с миротворческими обращениями к народу и власти. Она поддержала и перемирие, объявленное тогда президентом, и первые Минские соглашения, и вторые. И все эти ужасные 2,5 года неустанными призывами и молитвами стремится установить мир на нашей измученной земле.

– В своем обращении Блаженнейший Митрополит Онуфрий отмечает: «Несмотря на миротворческую миссию нашей Церкви, ее пытаются сделать враждебной украинскому обществу». С чем это связано?

– В украинском обществе был и остается высокий запрос на мир. Петр Порошенко победил на президентских выборах всех своих основных конкурентов из «партии войны», которые соревновались в воинственности и русофобии, в первом же туре. Победил только потому, что пообещал за две недели завершить войну, за три месяца восстановить отношения с Россией, создать такие высокие стандарты жизни, что Крым сам с покаянием попросится назад, и т.д. И сегодня опросы общественного мнения показывают, что люди хотят мира. Однако этот запрос на мир никак не отражен в украинских СМИ; напротив, все наши телеканалы ежедневно с ура до вечера вещают, сколько «агрессор», «российские террористические войска» стреляли в зоне АТО, сколько убили и ранили украинцев, какую беду Путин опять задумал против Украины… Всякий протест, даже социальный, объявляется происками, играющими на руку тому же Путину, и пр. Это форменное наваждение. Кто не разделяет эту точку зрения, зачисляется в «пятую колонну». Православная Церковь одна из них, ее шельмуют, оклеветывают. Вот недавно отлученный от Церкви М. Денисенко (Филарет) во дворце «Украина» при всем высшем руководстве страны заявил, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий называет украинских солдат, героев АТО, «убийцами», что православные священники, подбрасывая мобильные телефоны в расположение украинских воинских частей, являются наводчиками для российских «Градов» и т.д. И все это даже опровергнуть негде, кроме скромных церковных интернет-ресурсов.

– На этом основании происходят и захваты православных храмов?

– Конечно. Униаты и раскольники из кожи лезут вон, чтобы потрафить «партии войны», разжигают ненависть к Донбассу; Филарет объясняет, что врага убить – не грех. Нагнетают злобу и ненависть к Церкви Христовой, Православной: дескать, война показала, что она «непатриотичная», поэтому народ и общественность якобы требуют «перевода» православных общин в раскольничьи, патриотические. Москва – это агрессор, поэтому «московской церкви» в Украине не должно быть. Натравливают политических активистов, боевиков, которые с насилием захватывают православные храмы. Зачастую это инициирует местная власть. Около четырех десятков захвачены, многие находятся под угрозой захватов. Православные судятся, иногда выигрывают тяжбы, апеллируют к европейскому сообществу, где никому и в голову не приходит захватывать церковное имущество. Но ни один погромщик нигде так и не был привлечен к ответственности. К тому же решения судов у нас по традиции никто не спешит выполнять. В свою очередь депутаты-униаты и филаретовцы инициируют принятие законов, которые бы облегчили «смену юрисдикции православных общин». Это тоже беззаконие. Они действуют вполне по-большевистски, полагая, что народ, измученный войной, нищетой, тарифами и т.д., не сможет защищать свои святыни.

– А в зоне АТО положение еще более трагичное?

– В двух областях Донбасса, на которые распространяется антитеррористическая операция, у нас более тысячи православных приходов и монастырей. Трое православных священников погибли при обстрелах, повреждены более 70 храмов, полтора десятка частично или полностью разрушены. Там, конечно, служат героические священники и архиереи, которые не оставили свою паству, ту, что не смогла никуда уехать или ей некуда было ехать. По обе стороны фронта – бедствующее население. Только по официальной статистике там погибло более 10 тысяч мирных жителей, более сотни детей; беженцы исчисляются чуть ли не 2 миллионами (в Украину и Россию); разрушены десятки тысяч домов и квартир, огромное количество предприятий, инфраструктура. Это трагедия на долгие годы. И Церковь находится посреди нее: наши храмы и монастыри стали центрами гуманитарной помощи и приютами, туда переданы собранные УПЦ тысячи тонн продовольствия, одежды, медикаментов, миллионы гривен. Церковь помогает и воинским подразделениям ВСУ в зоне АТО. Там тоже ужасные потери – более 2 тысяч убитыми. В основном это молодые ребята, православные. С обеих сторон люди ежедневно продолжают гибнуть или получать увечья, поскольку обстрелы и перестрелки не прекращаются.

– Но если эта война всех измучила, то почему никто ее не может прекратить?

– На самом деле она не всех измучила, особенно в Киеве. Война позволяет получать кредиты и помощь Запада, поскольку на Донбассе, как объясняет наша пропаганда, мы защищаем всю Европу от «путинских орд». На войну списывается крах экономики, обвал гривны, запредельные тарифы и цены – куда ни посмотри, везде объясняют: вы же не забывайте, у нас – война! В Украине безработица и очень низкие зарплаты, поэтому никто не знает, куда девать 70 тысяч солдат и добровольцев, находящихся в АТО. Чем они будут заниматься? Могут и очередную революцию устроить. К тому же многих бойцов нынешнее положение устраивает. Они получают по 6–8 тысяч гривен. Такие деньги, скажем, в провинции трудно заработать, к тому же у них есть льготы по тем же тарифам. Так что война – это заработок, позволяющий содержать семью. А самое главное – никто не может толком объяснить: для чего это все затевалось? Никто не может предложить формулу внутриукраинского примирения, которая бы устраивала обе стороны. И не стремится ее искать. Вместо этого – «агрессоры», «каратели», «оккупанты», «фашисты», «террористы»… Идет третий год войны, кровь льется, длятся страдания, деградируют экономика, социальная сфера, общество и само государство. Украинская Православная Церковь всегда выступала за единство Украины. Первый пункт Минских соглашений гласит, что Донбасс остается в составе Украины. Если решили жить вместе, если все согласны с тем, что альтернативы мирному решению конфликта нет, то давайте с Божией помощью наконец-то найдем в себе волю и мужество прекратить это безумие. Ради этого и идет организованный Православной Церковью Всеукраинский крестный ход.

Василий Семенович, мы обсудили главную проблему, с которой сталкиваются на Украине и Православная Церковь и церковная журналистика – это проблема власти. Власть не восстанавливает Церковь в юридических правах, не возвращает экспроприированное большевиками имущество, вмешивается во внутренние дела Церкви, узаконивает расколы…

И этой проблеме в будущем году исполняется – ни больше, ни меньше - а сто лет! С Великой Октябрьской революции, с расстрела у стен Лавры священномученика Владимира, митрополита Киевского, как начали прессовать Церковь и до сих пор остановиться не могут. Во всех постсоветских странах давно простились с наследством атеистического тоталитарного прошлого, в западноевропейских о нем и не знали, а мы все в нем живем. Как на хуторе, затерянном близ Европы.

- Вызов архиереев в прокуратуру на допросы из той же традиции?

А чего их не вызывать? Все старенькие, есть еще андроповской лагерной отсидки, шины, как у нас принято, поджигать не будут – допрашивай, сколько душе угодно. За время независимости Украинская Православная Церковь, еще не оправившись после 70-летних ужасных репрессий, дважды подверглась разбоям и погромам (униатами в Галиции и филаретовским расколом на Волыни), в результате которых у нее были отобраны сотни храмов. Подверглась грабежу (вся церковная касса УПЦ была прихватизирована М. Денисенко и депутатами) и мафиозной экспроприации ее имущества (Владимирского собора, здания экзархата на Пушкинской, Выдубецкого и Феодосиевского монастырей, здания Духовной академии, старых и восстановленных храмов), которое либо отбивалось боевиками, либо коррумпированной властью передавалось расколам. И эти беззакония осуществлялись в условиях клеветы и информационной блокады, когда Православной Церкви не давали возможности ни возразить, ни оправдаться.

- И такие блокады случались не единожды?

Первый раз еще при Филарете, когда начались униатские погромы в Галиции. После того, как Горбачев и папа римский договорились о возрождении унии, греко-католикам разрешили регистрировать общины, и они сразу начинали претендовать на православные храмы. Чтобы избежать храмовой войны, создали четырехстороннюю комиссию (Рим, Москва, Киев, Львов), которая должна была по-братски разделить имущество церкви: если большинство общины желало оставаться в православии, за ними сохранялся храм, а меньшинству все вместе строили другой, если же большинство желало унии, храм передавался им, а православным строили новый. Гарантами выступали папа римский, московский патриарх, киевский митрополит и львовский униатский епископ. Но в 1990 году к власти в Галиции пришли руховцы, уния получила властный ресурс, и начался разгром православия: суды пачками снимали православные общины с регистрации, милиция, ОМОН, боевики, штурмами, мордобоем, с применением слезоточивого газа «черемуха» брали храмы, выбрасывали из них православные общины. Побитые, потравленные газом священники приезжали в Киев, проводили на Пушкинской у Филарета пресс-конференции, но в СМИ ничего не попадало. Все валилось в государстве, и под этот раздрай католицизм энергично восстанавливал свои позиции в Украине. Православные Патриархи и прежде всего – Московский, писали обращения к папе римскому с призывом остановить произвол, но он молчал, как рыба. К середине 1992 года во Львовской епархии из 600 приходов у УПЦ оставалось не более десятка, остальные были насилием обращены в унию или ушли в автокефальный раскол.

- А почему демократия не защитила?

Потому что произвол творила как раз демократическая власть, которая победила партноменклатуру в трех галицких областях. Она оказалась еще более тоталитарной, нетерпимой к инакомыслию, чем их предшественники. К тому же тогда было не до Церкви: рушилось государство, у людей сгорели все сбережения, гиперинфляция, пустые прилавки, массовое закрытие предприятий. Да и мало кто понимал, что и к чему в церковной проблематике. Я тогда спрашивал Филарета, как можно защитить православные общины в Галиции, он лишь разводил руками: вот написал опять письмо Леониду Макаровичу. Но кто Кравчука там слушал? Любопытно, что через несколько лет Иоанн Павел II выступил с посланием по поводу юбилея унии, в котором указывал, что православные и униаты совместно прошли мученический путь при тоталитаризме, а теперь существуют во взрастающем диалоге любви!

- Иезуитство?

Безусловно. Ошельмовать, зачистить, а потом вспомнить о христианской любви. Второй раз информационную блокаду Православной Церкви организовали уже Кравчук с Филаретом. В мае 1992 года на Харьковском Архиерейском соборе за многочисленные преступления Филарет был низложен и изгнан из церковного руководства. Новым Предстоятелем УПЦ был избран Блаженнейший Митрополит Владимир. На следующий день по всем центральным СМИ архиереи были объявлены путчистами, врагами Украины, митрополит Владимир – шпионом, и началось шельмование Церкви, а за ним и погромы. Блаженнейший Владимир давал по два-три интервью в день, но ничего не появлялось ни в газетах, ни на телеэкранах. Впервые ему дали несколько минут на УТ-1 лишь через полтора года для поздравления православных верующих с Рождеством 1994-го. Затыкали не только государственную, но и церковную прессу. «Православную газету», которую редактировал митрополит Владимир, издавали подпольно в какой-то районной типографии в Черниговской области.

- И таким образом прорывали блокаду?

Не только церковной прессой. Была, например, мощная независимая оппозиционная газета «Независимость» с полуторамиллионным тиражом, которая выступила против лжи и произвола по отношению к УПЦ. Тираж одного ее номера был большим, чем тиражи всех церковных СМИ за несколько лет. Во времена Кравчука вырезками из «Независимости» вся Лавра была заклеена.

- Чтобы защищать Церковь, надо было быть оппозиционным изданием?

- «Независимость» боролась с президентом Кравчуком, его преступным детищем – филаретовским расколом, и это было естественно. Когда наш оппозиционный кандидат Леонид Кучма выиграл президентские выборы, газета стала пропрезидентской, и ее позиция по расколам воспринималась как позиция власти, это было замечательно, поскольку вдруг прекратились все судебные тяжбы с филаретовскими нардепами и чиновниками. Проблемы наступили, когда Кучма к концу 1990-х стал филаретовцем. Но тогда еще были живы стандарты свободной прессы. Помню такой любопытный случай. Я написал какой-то антираскольничий материал, и вдруг меня вызывает главный редактор Владимир Кулеба и говорит, что к нему пришли несколько наших ведущих журналистов и потребовали не только снять этот материал с номера, но и созвать редколлегию, чтобы кардинально поменять позицию газеты в отношении религиозного конфликта. Он всегда меня поддерживал, потому советовал подготовься: оппоненты настроены решительно, и, мол, боюсь, мы с тобой окажемся в суровом меньшинстве. Я и сам был членом редколлегии, пришел на заседание. Там заявляют, что вот мы много лет изобличаем раскол, но ситуация давно уже изменилась: лидеры демократических фракций и партий раздражены позицией газеты, Леонид Данилович тоже уже завзятый «поместник», с Филаретом не разлей вода, и в администрации недоумевают или даже негодуют. Поэтому «НЗ», как демократическая, пропрезидентская газета, должна изменить свою политику в этом вопросе. Я оправдывался, напоминая, что мы не по конъюнктурным мотивам подняли эту проблематику, убеждали всех, что раскол – это криминальное преступление, подтверждали все это в судебных тяжбах, и смена курса будет воспринята читателями, как предательство. Стали голосовать, голоса разложились поровну, четыре на четыре, но голос редактора, по положению о редколлегии, учитывается за два, поэтому мы победили, и газета осталась на прежних позициях. Сегодня никто не верит, что была когда-то свободная пресса, где и журналист был независим в своем издании, и издание могло быть независимым от власти и денег. Конечно, неподконтрольные СМИ никому не нужны и, по сути, обречены. В 2000 году «Независимость» разорилась, но она сыграла свою роль в защите Православной Церкви.

- А через год информационную блокаду УПЦ устроил уже Леонид Кучма?

Совершенно верно. Осенью 2000 года был убит журналист-львовянин Георгий Гонгадзе (его похитили, когда он вышел из посольства США), лидером социалистов Александром Морозом была обнародована прослушка (пленки Мельниченко) президента Кучмы, где он гневно выражается в адрес журналиста. Оппозиция, американцы и европейцы стали трясти власть, как грушу, и для президента все закончиться могло не только сумой. Чтобы сбить протестный накал, заткнуть галичанам рот, Кучма решил срочно организовать «планетарный» и «судьбоносный» визит папы римского на Украину, причем, не только во Львов, но и в Киеве, где католических общин с гулькин нос. Естественно, против визита выступила УПЦ, памятуя не только многовековую кровавую деятельность унии на Украине, но и недавний погром ее общин в Галиции. Поначалу против выступили и лидеры расколов – автокефального и филаретовского, но власть их быстро прижала к ногтю, и они бросились танцевать польку-бабочку. Поразительно, но даже националистическая культурная элита – писатели, историки, культурологи – даже не пикнули.

- А что в этом поразительного?

Дело в том, что украинская национальная литература, начиная с Шевченко, Панаса Мирного и др. – принципиально антикатолическая и антиуниатская. Антипапские стихи Кобзаря были католиками прокляты и сожжены. Такая же и националистическая историография (Костомаров, Грушевский и др.). Солидарна в этом вопросе была и советская коммунистическая украинская культура, на которой выросли нынешние националистические «диячи». Здесь был вековой консенсус: католицизм и уния – это палачи и родной православной веры, и культуры, и казачества, и всего украинского народа. Думалось, что деятели культуры подвергнут остракизму организаторов «триумфального» папского визита. Но оказалось, что и националистов можно отформатировать – они влились в общей пропагандистский хор: наконец-то, всю жизнь о папе только и мечтали! Поэтому УПЦ оказалась в глубоком одиночестве в своем неприятии папского визита. Как Кучма не уговаривал Блаженнейшего Владимира, как его не клеймили со всех экранов, он был непоколебим. УПЦ обратилась к папе, чтобы он отложил визит до лучших времен.

- От Православной Церкви так никто и участвовал в судьбоносном визите?

- А где ты этот опыт обрел?

В 1997 году во Франции. Париж, август, зной, мы, две журналистские семьи тащимся в какой-то музей по тротуару вдоль какого-то канала, наши дети брызгаются водой из бутылок. Улица пустынна, ни людей, ни транспорта. И вдруг навстречу Иоанн Павел едет на своем папа-мобиле, перед нами был поворот дороги на мост, когда он начал поворачивать, мы помахали, он притормозил, мы подбежали, сделали снимки, он нас перекрестил и поехал дальше. Никакого ажиотажа. Мы уже несколько дней жили в гостинице, я смотрел французские новости, и там тоже никаких новостей о папе не увидел. Оказалось, в Париже папа встречался с католической молодежью, но никакой планетарности французы ему не организовывали. Я об этом и сказал нашим организаторам. Скромность – сестра величия.

- Послушали?

Выяснилось, что и их самих никто не слушал. Папские визиты уже были обкатаны в десятках стран, поэтому нашим просто дали жесткую программу, что и как надо делать. И они были не организаторами, а подневольными исполнителями. Тем не менее, подготовка к визиту обернулась многомесячным пропагандистским торжеством католицизма на Украине. Первым делом плотно взяли информационное пространство, чтобы в него не попали протестные мнения, а также любые исторические напоминания о казаках, Шевченко, Грушевском. Были и пряники: более сотни журналистов из ведущих СМИ с семьями были приглашены в Рим и чуть ли не на месяц знакомились с Вечным городом и Италией за счет Католической Церкви. Они вернулись горячими симпатиками папы. Эфиры всех каналов заполнили восторженные рассказы о папе, о католической Церкви, ее трудах и днях. В новостных программах открыли рубрики: навстречу визиту! Осталось 80 дней – что сделано? Осталось 79 дней и т.д. Беда заключалась в том, что они не только папу хвалили, но еще устроили и форменную травлю Православной Церкви-отказнице. На всех каналах появились какие-то эксперты-католики, которые вещали, что УПЦ выполняет указания России, держит украинский народ в духовной неволе, настраивает против европейской цивилизации, которую олицетворяет папа римский. Распалились до того, что на УТ-1, главном государственном канале, объявили православие заскорузлой азиатской ересью. Власть, слепив из Церкви «образ врага» и натравив на нее СМИ, смогла перевести дыхание от «кассетного скандала».

- А сами верующие?

Им не привыкать к агрессивной клевете. Кроме того по всем епархиям, монастырям, храмам прошли инспекции из милиции, прокуратуры, пожарников, санэпидемстанции, налоговиков, местных властей, которые провели со священнослужителями строгие профилактические беседы и брали с них обязательства не организовывать и не поддерживать протесты против столь важного для державы дела. Но всех запугать они не смогли. Программу триумфального въезда папы в Софию Киевскую и Лавру испортили православные братства Валентина Лукиянника: его старушки перекрыли въезды в святыни, а разгонять их под телекамерами не решились. Так что они выпали из программы.

- Ну а как же независимая пресса?

Ее как-то опять не оказалось. Провластные, оппозиционные (демократические), иностранные СМИ солидарно пропагандировали визит. После закрытия «Независимости» меня пригласили вести политику и экономику в еженедельник «Наша газета +», партийное издании СДПУ (О) с хорошим тиражом в 250 тыс. экз. Лидером партии был Виктор Медведчук, в нее входили известные политические деятели – Кравчук, Марчук, Зинченко, Суркис, Балога, Плужников, Шуфрич и другие, она имела свою фракцию в парламенте и мощные медиа-ресурсы: газеты, радио, телеканал «Интер». Медведчук хорошо относился к Блаженнейшему, митрополит даже венчал его. Я думал, что проблем с антираскольничьими и антиуниатскими публикациями не будет. Но когда я несколько материалов напечатал, эсдеки на своей партийной конференции осудили «одностороннюю позицию» своей газеты в освещении религиозных проблем. Поскольку они, дескать, исповедуют европейские стандарты свободы слова, и я должен представлять все точки зрения, а не только УПЦ.

- А этих стандартов кто-то придерживался?

Нет, конечно. Все наши оппоненты, а это подавляющее большинство украинских СМИ – провластных, оранжевых, грантоедских, националистических, давали только раскольничьи и униатскую точку зрения, а немногие симпатики всегда требовали плюрализма. И при Кучме, и при Ющенко, и при Януковиче. Какой комментарий УПЦ не даст, рядом непременно появится филаретовский. Даже в изданиях регионалов. Так что правда всегда была искаженной. Когда начался ажиотаж с папским визитом, я пришел к Блаженнейшему Владимиру и попросил сформулировать основные пункты неприятия Православной Церковью этого визита. Митрополит был крайне удручен начавшейся травлей, даже немного раздражен, что с ним редко случалось, и говорит: «Почему вы спрашиваете? Вы уже много написали о Церкви, возьмите и сформулируйте, посмотрим, поправим». Я написал большой материал под заголовком «Визит преткновения», в котором проанализировал различные аспекты этого события (исторический, политический, культурологический, межконфессиональный, юридический), Блаженнейший внес правки, и я думал опубликовать в «Нашей газете». Но высшее партийное руководство дало установку: о визите либо хорошо, либо ничего. У меня была полоска в «Киевских ведомостях» и рубрики в еще двух газетах. Но и там не удалось даже в сокращенном варианте напечатать: пиши о чем угодно, только не о визите. В других изданиях тоже не получилось материал пристроить.

- А как удалось преодолеть блокаду?

Случайно, и то лишь в печатных СМИ. Православные депутаты Верховной Рады попросили помочь составить текст обращения по визиту. Я набросал им «рыбу», они подготовили обращение, его, кстати, подписал и Петр Порошенко, но тоже долго не могли издать. Опубликовали лишь за неделю до визита в своей парламентской газете – «Голосе Украины». В разговорах с депутатами я посетовал, что материал не могу опубликовать. Один депутат оказался редактором газеты «Коммунист», он попросил этот текст для публикации. Я думал, они дадут выжимки, но они полностью его опубликовали в нескольких подачах. У «Коммуниста» был большой тираж – под миллион экземпляров. Я затем написал еще один большой материал об отречении нашей власти от своей истории, культуры, что явно проявилось при подготовке визита. Они тоже его опубликовали, и даже успели до визита эти статьи издать отдельной брошюрой и тоже большим тиражом. Все это было необычно. Издания, в которых я работал – «Независимости» и «Нашей газете» - были антикоммунистическими, и я никогда не думал, что с коммунистами какие-то точки соприкосновения найдутся, тем более в церковной проблематике. Ректор Киевской духовной академии о. Николай Забуга тогда говорил: «Я и в страшном сне не мог себе представить, что буду посылать студентов в город, чтобы они в киосках скупали для академии газету «Коммунист»! Но вот приходилось использовать даже такие парадоксальные возможности. Портрет Владимира Ильича, а рядом статья в защиту Православной Церкви. Впрочем, мы в своей полемике оказались правыми, что подтвердили сами католики. В Ватикане итогам визита папы на Украину был посвящен целый выпуск их «Обозрения» с характерным заголовком: «Реванш истории». Никаких «мостов любви», «смиренного паломничества» и т.д., чем нам пудрили мозги, а именно реванш и прозелитизм. Ни киевские князья, ни гетманы, ни запорожские казаки, ни белые цари, ни большевики не пускали папу в Киев, а мы нагнули вашу власть, и она сама папу на своих плечах в матерь городов русских принесла.

- А как Митрополит Владимир отнесся ко всем этим перипетиям?

Он сам был журналистом, редактором с сорокалетним стажем, понимал, что постоянно ждать милости от светских СМИ негоже, и надо создавать свои, через которые распространять церковную точку зрения в информационном пространстве. Он так и сказал: давайте думать, как создать что-то свое. Но как думать? Чтобы какой-то проект в Церкви реализовать, надо приходить со своими идеями, людьми и деньгами. Последнее, как ты понимаешь, всегда было непреодолимым препятствием. Но тут подвернулся случай. Мне позвонил один депутат и сказал, что со мной хочет встретиться министр финансов и глава налоговой Николай Азаров. Я приехал к нему, он говорит, что они вот создали новую политическую партию, и хотели посоветоваться о ее печатных органах. Я, исходя из опыта своей работы, написал им проект политического еженедельника и православного приложения к нему. Партия регионов – это партия крупного бизнеса, олигархов, если уже потянут одно, то потянут и другое.

- Почему приложение?

Потому что у нас уже был опыт работы с православными приложениями светских газет. В 1999 году, в преддверии 2000-летия Рождества Христова, ко мне в «Независимость» обратился магнат, благотворитель и депутат Валерий Бабич, чтобы издать что-то духовно-просветительское и актуальное. Это было зимой, и мы придумали издать газету в 16 полос с концепцией: человек и Великий пост. Это история и практика поста, проповеди, а главное – живые материалы о молитве, милосердии, благотворительности и т.д.. Назвали из пушкинского - «Во дни Великого поста» и издали тиражом в 10 тысяч экземпляров в качестве приложении к светской газете. Этот выпуск очень понравился Митрополиту Владимиру, он говорил, что возил его Патриарху и в Московскую академию, показывал, что и мы можем на хорошем уровне такие проекты осуществлять. Окрыленный Бабич предложил еще один выпуск сделать, посвященный Пасхе, затем Дню Победы со священниками-ветеранами Великой Отечественной, потом выпуск на Троицу. И тираж увеличили до миллиона экземпляров, причем на двух языках. Увеличили и объем издания. Последний перед юбилеем выпуск – «Звезда Рождества» - был уже 64 полосы. С Блаженнейшим я согласовывал и тематику, и проблематику, он даже подвиг редакторский совершил, но все придумывали и осуществляли в свободное от работы время несколько журналистов «Независимости».

-А что за подвиг?

Специфика ежедневной газеты заключается в том, что сотрудник каждый день получает какое-то задание, которое должен выполнить, сам гоняется за горячими темами - работает в очень напряженном графике. Рождественский выпуск был запланирован на конец декабря, когда нагрузка на журналистов удваивается, поскольку все готовят еще и праздничные номера. Мы попали в цейтнот, но все материалы к верстке подготовили в срок. Однако Бабич решил перестраховаться и потребовал, чтобы все тексты вычитали еще и в Киевской духовной академии. Я отбивался, объяснял, что большой объем, они будут две недели читать, и мы просто ничего не успеем. Но он был непоколебим, и пришлось 64 папки с полутора сотней текстов и иллюстрациями везти в академию. А там своя запарка: конец года. Ректор увидел, что я ему принес, замахал руками: читать некогда и некому, приходи после святок, такая ответственность – выпуск в честь 2000-летия Рождества Христова – все, без спешки, в спокойной обстановке вычитаем. Пошел я к Блаженнейшему просить, чтобы он заставил академиков за 2-3 дня прочитать тексты. Он выслушал, сказал оставить тексты и прийти через три дня. В назначенное время я забрал все материалы, помчался в издательство, у себя в кабинете разложил тексты и ахнул: никого он не заставлял, а сам все вычитал и внес правки. Что меня очень впечатлило. Это была высокопрофессиональная работа. Ведь профессионализм – это самый короткий путь от замысла до воплощения. Поэтому я и хотел, чтобы в азаровском проекте, на их базе, финансах, полиграфии, доставке профессиональные журналисты, работая в приложении к основному изданию, обладая независимостью от него, стали голосом УПЦ, ее Предстоятеля в информационном пространстве.

- Но этого не произошло?

Нет. Азаров сказал, что регистрировать издание, искать, где его разместить и т.д. – это долго, не лучше ли приобрести уже готовое. Тогда многие газеты едва сводили концы с концами, были на грани закрытия, я пошел в Союз журналистов, взял данные, сходил в редакции и предложил Азарову выбор из четырех изданий. К моему удивлению, они купили все четыре: Ахметов – «Сегодня», Порошенко – «Правду Украины» и т.д. Церковное информационно-аналитическое издание, которое планировали, как приложение, решили делать отдельно. Он поручил это своим бизнесменам, я встречался с Семиноженко, Гайдуком, другими магнатами, но они никак не могли взять в толк, какая вообще может быть информация и аналитика о Церкви. Бери деньги, выпускай «раскраски» о храмах, монастырях, иконах – что еще нужно? Кстати, только один Порошенко, тему сразу схватил, говорит: не заморачивайтесь, приходите на «Ленинскую кузницу», там есть офис, компьютеры, делайте, что задумали. Порошенко был заместителем Азарова в Партии регионов, но у них уже тогда были какие-то трения, и Азаров говорит: воздержитесь, мы что-то другое придумаем. И через некоторое время мне позвонил один бизнесмен, предложил приехать посмотреть офис, где мы и будем делать православный информационно-аналитический центр. Ваши идеи – наши деньги.

- Круто. А что религиозной аналитики на Украине не было?

Была, еще какая! В откупе Госкомрелигий, воинствующая, атеистическая. Все научные атеисты у нас переименовались в религиоведов, а борьба с Православной Церковью, как была, так и оставалась смыслом их «аналитики», которая до сих пор преподается в вузах. Даже нынешние деятели, все эти еленские, юраши, саганы, черноморцы и т.д., которые занимаются травлей Церкви, науськивают на нее власть и радикалов, проталкивают антицерковные законопроекты в парламенте, - выкормыши неубиенного клуба атеистических религиоведов. Тогда они определяли политику власти в отношении Церкви, стремились диктовать свою волю, изменить свой статус (что и сегодня требуют), даже глумились над святынями и поклонению им. В церковной прессе никто с ними не полемизировал, поскольку в ней вообще никто ни с кем не полемизирует, а для нас это была одна из приоритетных задач. Впрочем, с благотворителями мы очень быстро побили горшки.

- Из-за чего?

Из-за нашего нежелания участвовать в предвыборных информационных битвах. Мы создали центр, названный пресс-службой УПЦ, набрали людей, запустили сайт с ежедневной новостной лентой, аналитическими и полемическими материалами, стали готовить информационно-аналитический журнал. Блаженнейший Митрополит Владимир не только благословил нашу работу, но и сам стал шеф-редактором журнала, вычитывал все материалы. Мы договорились, что Церковь ни за что не платит, но сама осуществляет редакционную политику всех изданий пресс-службы. Благотворители захотели, чтобы и Патриарх благословил нашу работу, поэтому съездили и к нему. Однако вскоре меня вызывает спонсор и говорит: уже второй месяц работаем, множество материалов, но вот почему-то нет ни одной статьи об антицерковной и антиправославной сущности Мороза, Ющенко и прочих влиятельных оппонентов власти. В канун выборов они были бы очень актуальны. Я только рот открыл: мы вообще о таком не договаривались. Я много писал статей, полемизируя с крупными политическими деятелями, с тем же Ющенко, но по их конкретным действиям, а не потому, что они оппоненты Кучмы. Я сказал, что пресс-служба этим заниматься не будет. Не знаю, было ли это предвыборным искушением или изначально задумано, но они хотели использовать церковный ресурс для борьбы с политическими противниками.

- И вы вынуждены были уйти?

Увы! Так и не вкусив от тучных хлебов партии регионов. Нас приютило Украинское отделение фонда единства православных народов. Они занимались благотворительными проектами по многодетным семьям, детьми, но предоставили нам помещение с компьютерами и необходимыми коммуникациями. Финансирование было скудное, мы перебивались с хлеба на воду, но все-таки смогли запустить наш информационный ресурс и в сети и в печатном формате. Мы рассылали свои материалы на много сотен адресов, их стали использовать крупнейшие украинские СМИ, и зажать голос Церкви информационной блокадой, как это было при Кравчуке или папском визите, было сложнее.

- Но сегодня УПЦ, 15 лет спустя, опять оказалась в информационной блокаде?

Сегодня в блокаде не УПЦ, а любое миротворческое слово на Украине. Партия войны – это наши олигархи, которые владеют основными украинскими СМИ, прежде всего телеканалами. Западные грантоедские информресурсы солидарны с нашими ястребами, они и не заикаются о мире. Все российские СМИ – запрещены. Поэтому культивируется воинственная русофобская истерия: не гражданский конфликт, а агрессия России, не ополченцы – а регулярные российские войска и бандиты, не самопровозглашенные республики, а террористические сепаратистские организации. С ними не только мириться, в их сторону плюнуть противно. Кроме того, как известно, Путин решил поработить всю Европу, начал с Украины, и мы, претерпевая лишения, героически на Донбассе защищаем весь цивилизованный мир, который нас в этом поддерживает. Такая пропаганда уже более двух лет господствует в информационном пространстве страны, и не позволяет вести украинский мирный диалог иначе, как через третьи страны. Вот Савченко только заикнулась, что готова на переговоры с донетчанами, сразу из героя превратилась в шпиона и врага Украины. Если бы олигархи захотели, они за две недели установили мир на Донбассе, давая просто объективную, не приправленную злобой, информацию с обеих сторон, поскольку все и везде уже вымотаны этой войной.

- Ты много писал и говорил о том, что Церковь преследуется за свою миротворческую позицию…

А за что же еще? И это очень подлая травля. Ведь Церковь объявила конфликт братоубийственным и гражданским еще задолго до стрельбы на Донбассе. На майдане, при президенте Януковиче. И не только объявила, но и встала между враждующими сторонами. За то, что она защитила тогдашних протестантов, т.е., нынешнюю власть, от насилия, ей никто не говорит «спасибо». Ведь президенту советовали силой разрешить конфликт, но удерживали его не только Джо Байден по телефону, но и Православная Церковь. Умирающий Митрополит Владимир свои апартаменты предлагал, чтобы там встретились и власть, и майдановцы, и правый сектор, и левый, и титушки, и квакушки – все вместе, чтобы без крови решить политические проблемы. А когда УПЦ точно так же, миром, призывает нынешнюю власть решать политические проблемы – это уже непатриотическая, антиукраинская позиция. При этом ни один телеканал за все эти два с половиной ужасных года не удосужился записать большое аргументированное интервью с Блаженнейшим Онуфрием, Предстоятелем крупнейшей Церкви страны, по проблемам войны и мира.

- Боятся?

Конечно. Ведь по опросам Церкви доверяют больше, чем всем ветвям власти вместе взятым. Одним выступлением можно всю пропагандистскую картинку поломать. Поэтому предпочитают оклеветывать, а не слушать. Как при советской власти. К счастью, есть интернет-ресурсы, в том числе новые, их влияние невелико, но они достаточно объемно представляют позицию Церкви и священноначалия по этим проблемам.

- Но на них тоже оказывают давление?

Очевидно, оказывают. Но раз работают, значит, еще терпимо. Нам-то, на радость врагам, уже надо собираться с ярмарки. Весь наш опыт – уже история, малопонятная и малоинтересная. А им приходится самоутверждаться в очень враждебной среде. Если не дрогнут, не испугаются, не продадутся, найдут мужество служить только Церкви, а не власти или политикам – это хорошая закалка для журналиста.

- Но ведь Украина сегодня в лидерах по преследованию журналистов…

Напротив, у нас о них заботятся: правоохранители проводят с журналистами беседы о том, что, вот, мы, конечно, идем в Европу, и свобода слова для всех свята, однако ваши статьи вызывают у народа возмущение и даже агрессию, сами видите – то подожгут, то побьют, то убьют. Поэтому мы вряд ли сможем вас защитить от праведного гнева народного, о чем и предупреждаем. Так что оставляют лишь три пути: молчи, скрывайся и беги. Но многие журналисты держатся, отстаивают свое право на свободу слова. Ведь свобода слова – это свобода правды, и за него стоит побороться.

- Спасибо за беседу!

Персональные сведения Публикации Радиоэфир

Руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви.

Публицист и общественный деятель. Член Союза журналистов (1990), Заслуженный журналист Украины (1998).

Статьи по церковной проблематике переиздавались в отечественной и зарубежной прессе, а также выходили отдельными сборниками «Истинный лик филаретовского патриархата» (1998), «К истории автокефального и филаретовского расколов» (2002).

Награжден орденами Украинской Православной Церкви: Преподобного Нестора Летописца и Равноапостольного князя Владимира.

Награжден Президентом Медведевым орденом Дружбы Российской Федерации «за большой вклад в развитие дружбы и сотрудничества между Россией и Украиной».

  • Епифаний Эдмундович Стукачевский? Заметки о новом отце украинской нации

    Президент Украины Петр Порошенко уже месяц возит по стране для всенародного поклонения обретенные им предвыборные святыни: грамоту стамбульского патриарха Варфоломея и гражданина Сергея Думенко, он же Епифаний. Людям разрешается приложиться к этим реликвиям, а также к ручке самого гаранта.
  • Над пропастью во лжи

    Беседа директора Радио "Радонеж" Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым.
  • ЕПЦ как канализация Православной Церкви и унии

    Униатский епископ, ректор Украинского католического университета во Львове Борис Гудзяк заявил, что создаваемая Петром Порошенко и Константинопольским патриархом Варфоломеем Единая Поместная Церковь очистит украинскую унию (УГКЦ) от ее отходов.
  • Порошенко и Варфоломей: восстановление руины?

    Руиной ту эпоху трехсотлетней давности вслед за летописцем-Самовидцем назвал Николай Костомаров. В языке она закрепилась прилагательным «затурканный» – затравленный, задавленный, загнанный, запуганный, затюканный. Таким и был наш народ порошенковского «золотого века».
  • Константинопольского Патриарха втянули в коррупционный скандал

    Беседа председателя Братства "Радонеж" Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым.
  • Кто крышует религиозный фальсификат? Заметки по поводу

    Сегодня мы видим, что Украину «так ніхто не кохав», как это делают главные патриоты – Порошенко, Яценюк, Турчинов, Парубий, Гройсман и присные.
  • Когда нам покажут последнего неавтокефального попа?

    Александр Солженицын утверждал, что советские люди очень долго будут выходить из коммунизма, атеизма, властного идеологического держимордства, контролирующего все и вся. Судя по истории независимой Украины, мы не выйдем из этого никогда, по крайней мере - наша власть.
  • Василий Анисимов: «Порошенко искушает Патриарха Варфоломея, как диавол Христа».

    Мир на Донбассе, борьба с коррупцией, срочная смена власти с ее людоедскими реформами и т.д. нам уже не так важны. Дайте автокефалию – и все будут счастливы. Крокодил начнет ловиться и кокос вырастет.
  • Перенатравливание. Заметки журналиста

    О новой богоборческой политике украинской власти.
  • "Украинская Православная Церковь – луч света в темном царстве"

    Беседа Евгения Никифорова с руководителем Пресс-службы УПЦ В.С. Анисимовым
  • И что же все же это было?

    Заметки о филаретовском недопокаянии
  • Перекуем ли мечи на орала? (О трехлетии «Великого кидка»). Заметки журналиста. Часть II.

    О той войне незнаменитой. Приучение к нищете. Шевченковская история. Народ, потерявший свое имя.
  • Перекуем ли мечи на орала? (О трехлетии «Великого кидка») Заметки журналиста. Часть I.

    Отгремели марши нашего двора, посвященные третьей годовщине воцарения пятого президента Украины на главный державный пост. Отмечали «трехлетие», «трехричча» и даже «третьи роковыны», подвели итоги - прослезились: слишком мрачная картина нарисовалась.
  • Василий Анисимов: «Украинским журналистам есть за что каяться»

    Руководитель пресс-службы УПЦ передал свою "Золотую медаль" Союза Журналистов Руслану Коцабе, униату, участнику всех оранжевых майданов и революций. Однако с начала бойни на Донбассе Руслан побывал по обе стороны фронта, объявил, что, как христианин и журналист, не может смириться с этой гражданской братоубийственной войной, выступил против мобилизации. Власти его обвинили в измене родине, пособничестве террористам и, несмотря на то что Руслан перенес инсульт, бросили его за решетку на три с половиной года. Он мужественно отстаивал свою правоту во всех судах, где его травили и оплевывали. Так какой должна быть православная журналистика?
  • Василий Анисимов: «Харьковский Собор – это прорыв Православной Церкви к свободе»

    Многолетний руководитель атеистической работы в ЦК КПСС, закрывавший на Украине ежегодно по полторы сотни православных храмов, Л. Кравчук стал президентом, первые секретари обкомов – губернаторами, райкомов – главами местных администраций, антицерковные надзорные структуры тоже все были сохранены.
  • Антицерковные дела ГПУ высосаны из пальца

    У нас часто делаются нелепые заявления, которые выставляют, как говорил Гоголь, приглуповатыми, и страну, и народ, и власть, и сами правоохранительные органы.
  • Мин-стук-стук-культнадзор?

    В сети появилось заявление Министерства культуры Украины о высказываниях и действиях «сепаратистского, антиукраинского характера» отдельных священнослужителей Украинской Православной Церкви...
  • Почему Иродиада не узнала своего отца? Заметки журналиста.

    Натолкнулся на статью Екатерины Щеткиной «Аграрный Эдип. Почему Павлик Морозов – второе имя Голодомора». И призадумался...
  • Писать надо о том, о чем еще страшно писать

    Беседа Председателя Братства «Радонеж» Евгения Никифорова с руководителем Пресс-службы УПЦ о церковной журналистике.
  • Василий Анисимов: «Свобода слова – это свобода правды». Часть 2.

    Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ об информационных блокадах и проблемах церковной журналистики.
  • Бог предается и молчанием, и умолчаниями

    Исполняется 15 лет пресс-службе Украинской Православной Церкви. Итоги церковной журналистики не утешительны..
  • Как Филарет президента попутал. Заметки журналиста.

    Обычно филаретовскую хулу и клевету на Православную Церковь СМИ разносят по ниткам. А тут прошла неделя, вторая – и молчок.
  • Трагедия непокаянной страны

    Скандал с передачей Малой Софии министром культуры и вице-премьером Вячеславом Кириленко для «богослужений» отлученному от Церкви М. Денисенко (Филарету) и его секте (УПЦ-КП) вызвал оторопь православной общественности.
  • Василий Анисимов: «Уния была и остается камнем преткновения между православными и католиками»

    У нас тоже многие полагали, что папа – это интеллект, совесть западной цивилизации, а уния – это заблудившийся во времени агрессивный пещерный католицизм, без стыда, совести и смысла...
  • Василий Анисимов: «Где нет правды, там нет и справедливости» (Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ)

    У нас есть чернобыльская зона, теперь появилась и зона так называемой «антитеррористической операции», где ежедневно гибнут люди. И последствия этой АТО, как последствия Чернобыля, мы будем ликвидировать долго и мучительно.
  • Скелеты в шкафу филаретовского раскола (К 20-летию «Второго софиевского побоища»). Василий Анисимов.

    18 июля исполнилось 20 лет со дня «черного вторника» или второго «софиевского побоища», организованного боевиками УНА-УНСО, спецслужбами и филаретовским расколом.
  • «Для Церкви День Победы – праздник неувядаемой славы нашего народа-освободителя»

    Блаженнейший Митрополит Онуфрий в своих проповедях приравнивает жертвенный подвиг наших воинов-освободителей к подвигу самого Христа Спасителя, поправшему смертию смерть.
  • Юрий Андреев – человек Победы (памяти ликвидатора).

    Знаменитый ликвидатор Юрий Андреев, четверть века возглавлявший Союз Чернобыль Украины, умер 11 мая 2014 года в возрасте 63 лет, потрясенный всенародным предательством Дня Победы.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх