Ведение реестра закупок бюджетными учреждениями. Формирование реестра закупок. Порядок и сроки внесения сведений о заключенных контрактах в реестр

Заказчики должны вести реестры закупок, в результате которых контракты не заключались. Что это такое, какие закупки под этим подразумеваются, и кто именно должен вести такие реестры - читайте в нашем разъяснении.

Какие закупки надо вносить в реестр закупок

Часть 1 статьи 73 Бюджетного кодекса РФ требует от заказчиков ведения реестра закупок, проведенных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Однако в реестр контрактов не включают ряд закупок у единственного поставщика. Среди них закупки:

  • энергоснабжения и других товаров, работ, услуг из сферы субъектов естественных монополий;
  • малого объема (до 100 тысяч и до 400 тысяч);
  • коммуникационных услуг с подключением к уже имеющимся инженерно-техническим сетям по регулируемым тарифам (например, по водоснабжению);
  • на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
  • на обеспечение визитов глав, делегаций и представителей иностранных государств, международных организаций;
  • на обеспечение деятельности объектов государственной охраны;
  • услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений, которые принадлежат заказчику на праве оперативного управления или безвозмездного пользования;
  • услуг для направления работников в служебные командировки и связанных с участием в проведении культурных мероприятий по приглашению;
  • лекарств по медицинским показаниям после решения врачебной комиссии;
  • у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи электроэнергии или договору энергоснабжения;
  • средств разведывательной деятельности для органов внешней разведки и средств контрразведки и борьбы с терроризмом для ФСБ;
  • библиотек, образовательных и научных организаций на право доступа к документам зарубежных баз данных и специализированных баз данных международных индексов научного цитирования у операторов и национальных (федеральных) библиотек;
  • на оперативно-разыскную деятельность.

Эти неконкурентные закупки необходимо вносить в свой реестр закупок. Часть 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ позволяет в таких случаях заключать контракты в любой форме по Гражданскому кодексу для совершения сделок. Заказчик может заключить контракт в устной форме, то есть контракта, как такового, может не быть, но есть закупка.

Но даже если контракты в вышеуказанных случаях заключались,надо вносить их в реестр закупок, чтобы избежать претензий органов контроля. Одним словом, в реестр закупок нужно вносить все закупки, которые не попадают в реестр контрактов.

Что вносить в реестр закупок и как его вести

Кто должен вести реестр закупок

Вести реестр закупок обязаны все получатели бюджетных средств. Обязанность распространяется не на всех заказчиков по Закону № 44-ФЗ. Получателями бюджетных средств по статье 6 БК РФ являются органы:

  • государственной власти;
  • управления государственным внебюджетным фондом;
  • местного самоуправления;
  • местной администрации;
  • казенные учреждения.

А такие заказчики, как бюджетные учреждения, не являются получателями бюджетных средств. Поэтому бюджетные учреждения не должны вести реестр закупок. Это следует из разъяснений письма Минфина России от 19.09.2012 № 02-11-08/3805.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Реестр закупок - это реестр, в который получатели бюджетных средств вносят данные о закупках без заключения контракта. Чаще всего это закупки до 100 тыс. руб., поэтому такой реестр часто называют реестром закупок малого объема. Обратите внимание, что это не реестр контрактов. На практике иногда встает вопрос, нужно ли включать в реестр помимо закупок, совершенных без контракта, и те закупки, которые не включаются в реестр контрактов. Четкой позиции по этому вопросу нет. Однако для контрольных органов ключевым моментом является наличие самого реестра закупок и необходимой информации в нем. Форму реестра закупок вы можете разработать сами, поскольку нормативно она не установлена. Главное - отразить в реестре все необходимые сведения.

Кто должен вести реестр закупок

Реестр закупок должны вести получатели бюджетных средств (п. 1 ст. 73 БК РФ). К ним относятся (ст. 6 БК РФ):

  • госорганы;
  • органы управления государственным внебюджетным фондом;
  • органы местного самоуправления;
  • органы местной администрации;
  • казенные учреждения, которые находятся в ведении распорядителя бюджетных средств.

По мнению Минфина России, бюджетные учреждения не должны вести реестр закупок, поскольку они отсутствуют в данном перечне (Письмо Минфина России от 15.05.2015 N 02-03-10/28078). Однако если вы осуществляете закупки за счет субсидий из бюджета без заключения контракта, мы в любом случае рекомендуем вам вести реестр с такими закупками во избежание спорных ситуаций.

Какие закупки включать в реестр закупок

В реестр закупок:

  • вы обязательно вносите данные о закупках без заключения контракта (п. 1 ст. 73 БК РФ);
  • по своему желанию можете включить сведения о закупках по контракту, которые вы не направляете в реестр контрактов. Это можно сделать для учета всех закупок, совершенных на бюджетные средства.

К закупкам без заключения контракта относятся:

  • закупки за наличный расчет;
  • закупки, совершенные путем подписания актов (накладных) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг либо оплаты выставленного счета.

В большинстве случаев это закупки малого объема, в связи с этим реестр закупок часто также называют реестром закупок малого объема.

К закупкам по контрактам , которые не были включены в реестр контрактов, относятся контракты с единственным поставщиком, заключенные на основании п. п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, 46 (в части контрактов с физлицами) и 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Вы можете включать в реестр закупок в том числе и эти контракты, если хотите избежать спорных ситуаций. Однако на практике контрольные органы признают нарушением в основном отсутствие самого реестра закупок (п. 1.8 Представления Счетной палаты РФ от 30.05.2017 N ПР 07-82/07-02) или необходимых сведений в нем (п. 3 Представления Счетной палаты РФ от 31.05.2016 N ПР 02-119/07-02). В случае нарушений органы финансового контроля могут выдать представления и предписания (ст. 270.2 БК РФ).

Как заполнить форму реестра закупок малого объема

Вы можете выбрать любую удобную для вас форму реестра закупок, поскольку законом требований к ней не установлено. В ней обязательно нужно отразить следующие сведения (п. 2 ст. 73 БК РФ):

  • краткое наименование объекта закупки;
  • наименование и местонахождение исполнителей контракта;
  • цену и дату закупки.

Заполнить форму вы можете как в бумажном виде, так и в электронном.

Реестр заказов и закупок представляет собой систематизированный перечень, содержащий актуальную информацию о действующих и завершенных закупках, совершаемых для нужд отдельных организаций или публичных органов. Реестр существует в рамках единой информационной системы (ЕИС) и является одним из ее ресурсов.

При этом юридически неверно будет отождествлять реестр закупок с самой информационной системой, поскольку последняя представляет собой более широкое понятие, включающее также реестры организаций, положений о закупках, недобросовестных поставщиков, планов проверок уполномоченных органов и т. д.

  1. Регулирующий закон («О контрактной системе...» от 05.04.2013 № 44-ФЗ или «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ), от которого зависит вид субъекта-заказчика, а также порядок и форма заключения соглашения (договор или контракт).
  2. Этап закупки (от подачи заявок до завершения или отмены закупки).
  3. Сведения о процедуре закупки. Например, если исполнитель выбирается с помощью запроса котировок, сведения о процедуре включают:
    • время начала и окончания срока подачи заявок;
    • место и порядок подачи;
    • форма котировочной заявки;
    • время и порядок вскрытия конвертов и т. д.
  4. Начальная или максимальная цена контракта.
  5. Основные сведения о заказчике. Обязательно указываются наименование организации или органа, адрес, ответственное лицо и контакты для связи (адрес электронной почты, телефон).
  6. Способ определения исполнителя (запрос котировок, электронный аукцион и т. д.).
  7. Требования к участникам.
  8. Обеспечение контракта.
  9. Объект закупки.
  10. Идентификационный код закупки.
  11. Дата размещения заказа.

Форма единого реестра закупок

На основании п. 3 порядка функционирования ЕИС, утв. постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414, сведения, содержащиеся в системе, размещаются на официальном сайте системы (www.zakupki.gov.ru), поэтому реестр закупок как часть ЕИС ведется в электронной форме. При этом сведения являются общедоступными.

В то же время каждый заказчик документально фиксирует заключенные контракты и договоры, поэтому обычной практикой является и ведение государственными органами и иными заказчиками собственных реестров в электронной и/или бумажной форме, содержание которых аналогично единому реестру.

Применительно к реестру закупок также важно упомянуть ст. 73 Бюджетного кодекса, которая установила для пользователей средств бюджета обязанность вести учет закупок, осуществляемых без заключения с исполнителем контракта. Такие реестры должны содержать:

  • наименование объекта закупки;
  • названия и адрес местонахождения исполнителя;
  • дату закупки;
  • цену сделки.

Как отмечается в определении Верховного суда России от 10.11.2011 № 201-В11-51, порядок ведения реестров такого рода не регулируется правовыми нормами, за исключением указанной статьи Бюджетного кодекса. Однако в силу ст. 6 ГК на него может быть распространено общее регулирование порядка ведения реестров закупок, поэтому форма такого реестраможет быть и электронной.

Кто по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ ведет реестр закупок?

Как указано в постановлении Правительства России «Об определении федерального органа …» от 13.04.2017№ 442, единая система и реестр как ее часть, находятся в ведении определенного уполномоченного органа:

Федерального казначейства, подчиненного Минфину, которое обеспечивает:

  • создание, развитие и обслуживание системы;
  • ведение ЕИС;
  • определение порядка регистрации в системе и пользования ей.

Ведение реестра в части надзора за достоверностью размещенной информации и бесперебойностью работы ЕИС осуществляется уполномоченными органами. Непосредственное внесение сведений в список закупок осуществляется заказчиками.

Заказчиками по закону № 44-ФЗ признаются государственные и муниципальные органы, а также казенные и бюджетные учреждения, МУП и ГУП. По закону № 223-ФЗ к ним отнесены:

  • публично-правовые компании;
  • государственные корпорации;
  • хозяйственные общества, доля государственных образований в которых превышает половину, и др.

ВАЖНО! Правило, регулирующее формирование позиций о закупках заказчиком, действует не для всех ресурсов информационной системы. К примеру, перечень недобросовестных поставщиков формирует Федеральное казначейство на основании данных, предоставленных заказчиками.

Правила ведения реестра

Ни правила функционирования ЕИС, ни законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ не содержат перечня правил ведения реестра госзакупок, но возможно провести аналогию с действующими правилами ведения реестра договоров, утв. постановлением Правительства России от 31.10.2014 № 1132.

Таким образом, можно выделить следующие нормы:

  1. Список ведется в электронном виде.
  2. Заполнение граф производится на русском языке, кроме имен иностранцев и апатридов, для обозначения которых разрешено использовать латинский алфавит.
  3. Каждой записи о закупках присваивается уникальный номер.
  4. Внесение записей в реестр осуществляется в установленные сроки и в отношении определенных сведений.
  5. Обмен информацией между Федеральным казначейством и заказчиками производится с помощью электронного документооборота. Заказчик в таком случае высылает документы, содержащие электронную подпись представителя.

При этом в правилах ведения реестров закупок и договоров имеются и существенные различия:

  1. Позиции существующих закупок формируются не Федеральным казначейством, а непосредственно заказчиками, которые последовательно заполняют электронные формы, размещенные в ЕИС в сфере закупок.
  2. Создание заказчиком записи в реестре о новой закупке начинается с входа в личный кабинет на сайте и выбора поля «Создать» в реестре, после чего заполняются поля об основании внесения записи (например, она может вноситься на основании плана-графика), форме определения исполнителя, требованиях к нему и т. д. Точный порядок дополнения реестра новыми графами отражен в руководстве пользователя ЕИС.

Можно ли внести изменения в реестр?

Нормативного регулирования порядка внесения изменений в заполненные позиции о существующих закупках не предусмотрено. Более того, такая возможность отсутствует даже технически. Это означает, что внесенные записи о государственных заказах и закупках изменению не подлежат.

Однако некоторые пункты все же изменяются. Заказчик в единой системе не только отражает текущую информацию о заказах, но и раскрывает информацию о планах и планах-графиках закупок. Они же, в отличие от реестра закупок, изменяемы. Система предлагает целые перечень (открытый) причин внесения поправок в планы, в т. ч. изменение:

  • цели или требований к планируемой покупке;
  • производимое по итогам общественного обсуждения закупки;
  • сроков либо периодичности;
  • производимое вследствие поправок в закон о федеральном бюджете.

Подведем итоги. Реестр заказов и закупок в рамках единой информационной системы является систематизированной описью информации о заказчиках, объекте заказа, требованиях к исполнителю, начальной или наибольшей цене контракта, договора и пр. Информация представлена в электронной форме на специальном сайте ЕИС, деятельность которого обеспечивает Федеральное казначейство. Порядок заполнения реестра не урегулирован нормативно, установлен лишь технически: заказчик заполняет определенные позиции в рамках специальных полей, причем при невнесении необходимой информации пользователь системы не сможет завершить операцию. За размещение недостоверной информации возможно привлечение к ответственности.

», бюджетный выпуск, апрель 2018.

Бюджетный кодекс РФ обязывает бюджетополучателей вести реестры закупок, осуществляемые без заключения государственных и муниципальных контрактов (ст. 73 гл. 10). Рассмотрим способы формирования реестра в конфигурации «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8», ред. 2.0.

Формирование реестра закупок

БК РФ предусмотрен перечень обязательных сведений, подлежащих отражению в отчете:

    краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

    наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

    цена и дата закупки.

В программе доступ к данному отчету организован через раздел «Планирование и финансирование» – «Отчеты по планированию и санкционированию» – «Реестр закупок» .

Стандартная форма «Реестра закупок»

Для формирования отчета следует заполнить поля:

    «Период » – период, за который будет сформирован отчет;

    «Организация Организации »;

    «Исполнитель » – выбирается из справочника «Сотрудники ».

После заполнения реквизитов необходимо нажать на кнопку «Сформировать ».

Отметим, что унифицированная форма данного реестра нормативно-правовыми актами не установлена. В «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0, отчет имеет гибкие настройки, изменяемые в пользовательском режиме. В процессе настройки формы реестра можно изменять состав и расположение реквизитов, добавить необходимые группировки данных и пользовательские поля. Пользователю доступно хранение неограниченного количества созданных вариантов настроек.

Заполнение данных для формирования реестра

В «Реестр закупок » включаются данные договоров и других оснований принятия обязательств, отраженные в справочнике «», не являющиеся государственными или муниципальными контрактами. По данным договорам также должно быть поставлено на учет бюджетное обязательство или обязательство по приносящей доход деятельности.

Информация о наименовании и местонахождении поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг включается в реестр на основании данных справочника «Контрагенты ».

Сведения о наименовании закупаемых товаров, работ и услуг, цене закупки включается в реестр на основании данных, отраженных в плане-графике финансирования обязательства. Датой закупки считается дата заключения договора поставки, подряда или возмездного оказания услуг.

Рассмотрим подробнее, какие данные следует заполнить в программе для отображения корректного отчета.

Первоначально при заключении договора с поставщиком следует внести данные о контрагенте путем добавления в справочник «Контрагенты » нового элемента по кнопке «Создать ». Далее следует создать договор в справочнике «Договоры и иные возникновения обязательств ».

В договоре следует обратить внимание на следующие реквизиты:

Вид договора « С поставщиком » следует выбрать в случае, если организация заключает договор с поставщиком товаров, работ или услуг.

Установка галки « Учет предмета договора » дает возможность организовать учет обязательств и план график-финансирования по предмету договора или контракта в разрезе следующих параметров: номенклатуры, периодов плана, КФО, КПС.

Вид обязательства следует выбрать из выпадающего списка значений – контракт или договор. Указанная дата договора будет внесена в реквизит «Даты закупки » в «Реестре закупок ».

Реквизит « Контрагент » – наименование поставщика или покупателя. Выбирается из справочника «Контрагенты ». Счет контрагента – выбирается из справочника «Банковские и казначейские счета ».

После записи договора по кнопке «Записать» реквизиты Контрагент, Вид договора и Учет предмета договора становятся недоступны для редактирования. При необходимости отредактировать данные реквизиты следует воспользоваться командой «Разрешить редактирование реквизитов» (через меню «Еще» – «Разрешить редактирование реквизитов»).

Для создания плана-графика финансирования и обязательства по договору закупки следует воспользоваться командой «Создать на основании» – «».

При создании документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам » табличная часть представляется закладками «Бюджетные средства » или «Внебюджетные средства », в зависимости от типа учреждения и настроек учетной политики. Для бюджетных и автономных учреждений всегда будет отображена закладка «Внебюджетные средства » с выбором КФО 2,4,5. Для казенного учреждения будет отображена закладка «Бюджетные средства » с выбором КФО 1.

Табличная часть закладки «Внебюджетные средства/Бюджетные средства » заполняется путем нажатия кнопки «Добавить ». Следует указать по добавленной строке следующие реквизиты:

Период плана – для договора, в котором не установлен флажок «Долгосрочный », выбирается в пределах текущего года. Для договора, в котором установлен флажок «Долгосрочный », выбор периода не ограничен.

КПС – классификационный признак счета, для закупки указываются коды по классификации расходов, в зависимости от предмета договора определяется КПС.

Раздел лицевого счета – выбор значения ограничен лицевым счетом, который указан в шапке документа, а также значением КФО , указанным в табличной части.

КЭК – код экономической классификации, выбирается из справочника КЭК .

Сумма – значение равно сумме обязательства.

Если в элементе «Договоры » установлен флажок «Учет предмета договора », то будут доступны для заполнения реквизиты «Номенклатура», «ОКП (ОКДП, ОКПД)», «Ед.» и «Количество» . На основании этих данных в «Реестре закупок » заполняется реквизиты «Закупаемы товары, работы и услуги ». В поле «Номенклатура » предоставляется выбор типа данных – из справочника «Номенклатура » или «Основные средства ».

Количество – количество закупаемых товаров в соответствии с единицей измерения для выбранной номенклатуры. Для элемента номенклатуры с типом «Работа » или «Услуга » реквизит «Количество » можно не заполнять.

Сумма – сумма для выбранной номенклатуры.

После заполнения табличной части «Внебюджетные/Бюджетные средства » следует перейти на закладку «Бухгалтерская операция ». Для формирования проводки по принятию бюджетного обязательства с детализацией по КОСГУ необходимо снять галку «Бюджетные данные без детализации по КОСГУ » и провести документ. На основании данных, введенных в документе «Регистрация обязательств и сведений по договорам », формируется «Реестр закупок ».

При необходимо внести изменения в ранее созданный план-график финансирования, следует зайти в документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам » и воспользоваться командой «Создать на основании» – «Регистрация обязательств и сведений по договорам».

Поправки в план-график вносятся по столбцу «Изменения », где указывается значение изменения в сумме, количестве закупаемых товаров, работ услуг. Если следует добавить объем закупаемых товаров, работ услуг по другому периоду плана следует воспользоваться кнопкой «Добавить », указать период плана, по столбцу «Изменения » внести данные о сумме, количестве закупаемых товаров. Измененные данные будут отражены в «Реестре закупок ».

Отчет «Реестр закупок » возможно видоизменять для отображения каких-либо дополнительных данных. Для вывода в табличную часть реквизита Периода плана следует воспользоваться настройкой отчета (1), перейти на закладку «Поля и сортировки » (2). Далее, нажать на кнопку «Добавить », выбрать поле «Период плана » (3). Сформировать отчет, в отчете будет отображен столбец «Период плана ».

1. Получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

2. Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:
краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
цена и дата закупки.

3. Пункт утратил силу с 8 февраля 2006 года - Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ.

Комментарий к статье 73 БК РФ

Комментируемой статьей для получателей бюджетных средств установлены требования о ведении реестра закупок, осуществляемых без заключения государственных и муниципальных контрактов.

На практике это означает, что положения комментируемой статьи должны применять лишь те лица, которые признаются получателями бюджетных средств в силу статьи 6 БК РФ: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Иные лица, не подпадающие под это определение, не должны исполнять требования комментируемой статьи.

Так, в Письме Минфина России от 26.11.2013 N 02-03-011/51165 пояснено, что поскольку фонд (некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели) не является получателем бюджетных средств, на него не могут распространяться требования, установленные БК РФ, в том числе комментируемой статьей в части ведения реестра закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

"Внимание!"
Бюджетное учреждение (а равным образом и автономное учреждение) не является получателем бюджетных средств, поэтому положения комментируемой статьи на него не распространяются.

Такой вывод изложен в Письме Минфина России от 19.09.2012 N 02-11-08/3805.

"Официальная позиция"
В Письме от 17.02.2014 N 02-02-06/6567 Минфин России пришел к выводу, что обязательства, возникающие между Аппаратом Совета Федерации и организацией, оказывающей услуги по авиа- и железнодорожному обеспечению, обслуживанию в залах официальных лиц и делегаций, являются расходными обязательствами Российской Федерации и в этой связи подлежат отражению в реестре закупок, ведение которого осуществляется в соответствии с комментируемой статьей.

Консультации и комментарии юристов по ст 73 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 73 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх