Зачем освящают в трех различных церквях. Зачем освящать уже освященный престол? Поставление креста на храме

Молитвы при лихорадке, повышении температуры

Апостолу Петру

Апостолу Петру молятся для избавления от самых разных болезней, особенно – сопровождающихся лихорадкой, повышением температуры.

Святой апостол, до крещения носивший имя Симон, происходил из семьи простого рыбака из Вифсаиды Галилейской. Приведенный к Христу своим братом, Андреем Первозванным, он оставил дом и семью и последовал за Учителем. После Вознесения Христа и Сошествия Святого Духа, Петр отправился проповедовать Слово Божие, творя чудеса и исцеляя недужных.

Мученическую кончину святой апостол принял в Риме, будучи распят вниз головой.

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

В случае высокой температуры КЖ, гл. 3, 62, 63:730. Если бы при высокой температуре больным давали в достаточном количестве чистую воду, применяли бы влажные обертывания и компрессы, они были бы избавлены от многих мучительных дней и ночей, и немало драгоценных жизней было

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 248: О времени молитвы и преимуществе совершения молитвы в установленное время. 309 (521). Передают, что однажды, когда аль-Мугира бин Шу‘ба, находившийся в то время в Ираке, совершил молитву позже (начала установленного времени), к нему явился Абу Мас‘уд аль-Ансари, да

Из книги Божья АПТЕКА. Лечение заболеваний позвоночника. автора Киянова И В

Глава 268: (О запретности совершения дополнительной) молитвы после обязательной (утренней) молитвы, пока солнце не поднимется (достаточно высоко). 338 (581). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Многие) достойные люди, достойнейшим из

Из книги Как читать Библию и видеть всю ее ценность автора Фи Гордон

Глава 458: О том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вставал ото сна для совершения ночной молитвы, и о том, какие ночные молитвы отменялись. 569 (1141). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Бывало так, что посланник Аллаха, да благословит его

Из книги Сочинения автора Августин Аврелий

Молитвы,читаемые в болезнях и о болящих Молитвы ко Господу Иисусу Христу Тропарь Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему (имя), и избави от недуг и горьких болезней, и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно,

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

ПСАЛМЫ: молитвы Израиля и наши молитвы Псалтырь - книга псалмов, собрание вдохновенных древнееврейских молитв и гимнов - является, вероятно, для большинства христиан наиболее известной и любимой частью Ветхого Завета. Тот факт, что псалтырь часто добавляется к

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

Объяснение молитвы Господней у святого Киприана - свидетельство о пребывании. Первое прошение молитвы: Да святится имя Твое 4. Прочтите как можно внимательнее объяснение этой молитвы в книге блаженного мученика Киприана, которую написал он об этом предмете и которая

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Молитвы для получения благодатной помощи и поддержки Молитвы Пресвятой Богородице Почитание Божьей Матери на Руси Поклонение Пресвятой Богородице как защитнице Русской земли и заступнице за русский народ – давняя традиция Христианской Руси.За тысячу лет Божья Матерь

Из книги Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться автора Феофан Затворник

4. Изучение молитвы Иисуса и молитвы Господней MANNS, Fr?d?ric, La priere d’Israёl ? l’heure de Jes?s. Jerusal?n, Franciscan Printing Press, 1986.SCH?RMANN, Heinz, El Padrenuestro. Salamanca, Secretariado Trinitario, 1982.DI SANTE, Carmine, El Padrenuestro. La experiencia de Dios en la tradicion judeo-cnstuma.Salamanca, Secretariado Trinitario, 1998.SOBRINO, Jon, «La oracion de Jes?s у del cristiano», en Jon SOBRINO/Segun-do GALILEA/Jos? Maria

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

Урок молитвы: Самый совершенный образ молитвы - молчание Самый совершенный образ молитвы - молчаливая молитва. Молчание!…Да молчит всякая плоть человеча…В молчании, тишине, в тайне происходит обожение. Там происходит самое подлинное (алитини) служение. Но чтобы

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

48. Как достигнуть надлежащей нерассеянной молитвы. Приготовление к должному отправлению молитвы Пишете, что никак не управитесь с мыслями, все отбегают, и молитва идет совсем не так, как бы хотелось; а днем, среди занятий и встреч с другими, почти и не вспомнишь о

Из книги 100 молитв на быструю помощь. С толкованиями и разъяснениями автора Волкова Ирина Олеговна

Молитвы при разлучении души и тела. Заупокойные молитвы Перед текстами поминальных молитв вспомним слова Иоанна Златоуста:Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Молитвы для получения благодатной помощи и поддержки. Молитвы Пресвятой Богородице Почитание Божьей Матери на Руси Поклонение Пресвятой Богородице как защитнице Русской земли и заступнице за русский народ – давняя традиция Христианской Руси.За тысячу лет Божья

Из книги автора

Молитвы матери и молитвы о семье Церковь учит нас молиться не только о себе, но и о ближних. Самые дорогие из них – это наши дети, родители и супруг (или супруга). Об их благополучии, как физическом, так и духовном, мы думаем в первую очередь. И неудивительно, что христиане

Из книги автора

516. Существенная сторона молитвы. Изменяемость домашнего правила. Дар непрестанной молитвы Милость Божия буди с вами! Д.М. Молитва, которую вы совершаете, внутренняя, от души, от себя, по чувству своих нужд духовных паче и других, есть настоящая молитва. И извольте

Из книги автора

895. Существо молитвы. Много ли внимания надо отдавать внешним приемам при совершении молитвы Милость Божия буди с вами! Молитва - дело внутреннее. Все, что при этом делается внешне, к существу дела не принадлежит, а есть внешняя обстановка. Все, что бывает будто хорошего от

В понедельник, 21 сентября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит великое освящение барнаульского храма во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Редакция выясняла, как проходит процедура освящения храма и кто может провести этот обряд.

Зачем нужно освящать храм

Освящение храма — это важнейший обряд, без которого в храме нельзя проводить богослужения.

"Любой построенный или восстановленный храм всегда освящается, чтобы в нем совершали богослужения", — пояснил корреспонденту пресс-секретарь Алтайской митрополии Русской православной церкви Владимир Матусов.

Если внутри алтаря был проведен ремонт, но престол не был поврежден или сдвинут с места, то проводится чин малого освящения храма. В этом случае престол, алтарь и весь храм окропляют святой водой.

Как проходит освящение храма

Чин освящения храма заключает в себя:

Устройство престола (святой трапезы);

Омовение и помазание его;

Облачение престола и жертвенника;

Освящение стен храма;

Перенесение и положение мощей под престолом и в антиминс (четырехугольный, из шелковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика. — Прим. ред ) ;

Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения. – Прим. ред. ).

"Само таинство начинается с освящения престола. Это самая главная святыня храма. Престол находится в алтаре, в него вкладывают частицы святых мощей. Это древняя традиция", — рассказал корреспонденту пресс-секретарь Алтайской митрополии Русской православной церкви Владимир Матусов.

По его словам, затем освящают алтарь и сам храм. "Читают специальные молитвы, призывается благословение Божье. Служба занимает около часа. Всегда после освящения храма проводится Божественная литургия. Возглавлять служение литургии и чин освящения будет Святейший Патриарх Кирилл", — отметил представитель Алтайской митрополии.

Кто может провести освящение храма

По правилам Православной церкви, освящение должен совершать архиерей. Но возможны ситуации, когда он посылает освященный им антиминс в новосозданный храм. Тогда священник устанавливает и освящает престол, а затем возлагает на него антиминс.

Архиерейское и иерейское освящение храма называют великим.

Таким образом, церковный ученый и писатель Гермоген Шиманский выделяет существующие чины великого освящения храма:

1. Храм освящает сам архиерей — при этом он освящает и антиминс.

2. Архиерей освящает только антиминс.

3. Храм освящает священник, получивший от архиерея освященный антиминс для положения в храме.

Подчеркнем, освящение храма носит название "обновление", потому что из обыкновенного здания он становится святым. Во вновь освященном храме литургию проводят семь дней подряд.

Внешний вид древнего православного храма, увенчанного массивным куполом или главой, служит образом человеческого тела, которое есть "храм Бога Живого" (2 Кор. 6, 16) и одновременно - образом, иконой таинственного тела Церкви, Глава которой Христос, а верующие - члены. Поэтому в чинопоследовании великого освящения храма есть священнодействия, сближаюшие его с Таинствами Крещения, Миропомазания, Священства. Как и в этих Таинствах, здесь употребляются вода, святое Миро, светильники; священнослужители облачаются в белые одежды, бывает круговое хождение. Через эти священнодействия храм, построенный человеческими руками из камня и дерева, обретает дух жизни, становится вместилищем святыни.

Накануне дня освящения в новосозданном храме совершаются малая вечерня и всено́щное бдение. Совершается служба Обновления храма, ибо храм из обыкновенного здания соделывается иным, новым, святым. Со службой Обновления совершается служба храма, то есть тому, во чье имя построен храм. В Большом Требнике указано, какая служба должна быть накануне освящения храма в тот или иной день и праздник годичного круга.

Как малая вечерня, так и всенощное бдение служатся перед алтарем при затворенных царских вратах и закрытой завесе алтаря.

К освящению храма необходимо устроить престол, который должен быть на четырех столпах, а если храм освящает архиерей, то посередине должен быть и пятый столп высотой 35 см с ящичком для положения в нем мощей. Престол должен быть высотой около 100 см, шириной - по мере алтаря. Наверху престольных столпов делаются вместилища глубиной в 1 см для воскомастиха; на этих же столпах внизу, в 10 см от пола, следует сделать надрезы для утверждения ве́рвия (веревки). Вокруг престольной доски также делаются надрезы и углубления в местах, где ее будет охватывать вервь. Кроме того, по четырем углам престольной доски просверливаются отверстия, соразмерные толщине гвоздей; вверху отверстие расширяется для того, чтобы шляпка гвоздя не выступала над поверхностью доски. Чтобы гвозди при вбивании вошли прямо, такие же отверстия просверливаются и в каждом столпе. Для утверждения престола требуется четыре гвоздя, а для жертвенника - сколько надобно; кроме того, надо приготовить четыре гладких камня, которыми будут забиты гвозди.

К освящению храма должны быть также приготовлены следующие вещи: срачи΄ца, надеваемая на престол, и другая - на жертвенник, ве́рвие (веревка) длиной в 40 м, знамену́ющая узы, которыми был связан Господь, когда Его вели на суд первосвященников, верхнее одеяние престола и жертвенника - инди΄тия, изображающая славу престола Господня (индития закрывает престол до пола); илито́н - четырехугольный плат, величиной с антиминс, изображающий пелену, которой был повит Господь по Рождестве Своем, и плащаницу, в которую праведный Иосиф Аримафейский обернул тело снятого со Креста Господа; антиминс, который освящается одновременно с храмом или заранее; пелены для покрытия престола и жертвенника; возду́хи, пла́ты для отирания престола; вода розовая, вино церковное; кропило; завеса для царских врат; святое Миро и струче́ц (кисточка) для пома́зания; четыре губки для отирания престола; гу́ба для антиминса; губа для Святой Чаши; металлический ящичек для вложения святых мощей под престол; свечи большие выносные в подсвечниках и малые - для раздачи священнослужителям и мирянам; ладан ро́сный и простой, хоругви. Двор вокруг церкви должен быть прибран и выметен.

Перед царскими вратами ставится стол, покрытый скатертью, поверх постилается пелена и полагаются Евангелие, Крест, священные сосуды, лжица, копие́, пелены΄, возду́хи, вервие, одеяния на престол и жертвенник, гвозди для укрепления престола, гу́бы. Все это покрывается пеленой, и по углам стола поставляются четыре подсвечника. В том же храме перед образом Спасителя у царских врат поставляется аналой, на котором на дискосе, покрытом звезди΄цей, полагаются святые мощи. Ставится столец в алтаре у горнего места, застилается пеленой, и поставляется на него святое Миро, вино церковное, розовая вода в стеклянных сосудах, струче́ц для помазания Миром, кропило, четыре камня для забивания гвоздей.

В самый день освящения, после ранней Литургии, святые мощи износятся с благоговением в находящийся поблизости храм и там поставляются на престоле, на том месте, где обычно лежит Евангелие, а оно само поставляется на горней (восточной) стороне престола, перед святыми мощами ставится подсвечник. Если же поблизости нет другого храма, то мощи остаются в освящаемом храме, на том же месте, то есть у царских дверей, перед образом Спасителя, где и пребывают до положения их под престол.

Перед приездом архиерея составляется воскомасти΄х. В его состав должны входить воск, масти΄х (его можно заменить белым ладаном), простой и росный ладан, сок алоэ (или белая смола, сера). Все эти вещества измельчают в порошок. Затем в специальном сосуде на огне расплавляют сначала воск, а затем в растопленный воск полагают при помешивании все вышеперечисленные вещества. При этом надо опасаться, чтобы при вскипании смесь не перелилась через край. В полученный жидкий воскомастих можно добавить и другие благовония.

Так как при освящении храма всегда бывает окропление святой водой, то перед освящением храма сперва совершается молебен с водосвятием. Перед освящением воды бывает перезвон. Для водоосвящения начальствующий и прочие священники облачаются во все священнические одежды и берут свечи.

По окончании водоосвящения все священнослужители облачаются поверх одежд в особую срачи΄цу - запо́н, или ле́нтион. Архиерей покрывается им спереди от груди до ног, концы его пропускаются под мышками и связываются на спине, и препоясывается поясом. Каждая рука архиерея покрывается убрусом, который привязывается лентами. Сослужа́щие священники также поверх облачения надевают эти срачицы.

Согласно "Новой скрижали", где дается рисунок этого запона, архиерей опоясывается тремя поясами: около шеи - ради ума и в зна́мение подчинения Богу; вокруг груди - ради слова; вокруг чресл - ради чистоты и крепости.

Облачившись таким образом, священнослужители, взяв святую воду в сосуде на подносе вместе с Крестом, а также стол со всем необходимым, вносят все это в алтарь через царские врата и поставляют стол справа. Архиерей, входя в алтарь, отдает посох у царских врат иподиакону и, молясь, осеняет сослужа́щих по обе стороны. В алтарь входят также священники и диаконы. Царские двери затворяются, и все миряне выходят из алтаря.

Диакон подносит архиерею святую воду. Приняв кропило, архиерей окропляет святой водой столпы престола. Затем приносится кипящий воскомасти΄х. Архиерей кропит его святой водой и, взяв сосуд с воскомастихом, возливает крестообразно его на столпы, обходя кругом; отдав воскомастих, вновь берет кропило и кропит святой водой столпы, чтобы воскомастих скорее остыл, а священники с этой же целью дуют на столпы. Воскомастих изображает благовонную мазь, которой Никодим и Иосиф Аримафейский помазали Тело Спасителя, снятого со Креста. Потом архиерей возгласно читает молитву: "Господи Боже Спасителю наш...", в которой просит Господа о даровании неосужденно освятить новый храм. После этого священнослужители приносят доску на верх престола. Архиерей кропит ее с обеих сторон, и она полагается на престольных столпах. При этом поется 144-й псалом: "Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю Имя Твое в век и в век века..."

По окончании псалма возглашает архиерей: "Благословен Бог наш..." Когда воскомастих остывает, поется псалом 22-й: "Господь пасет мя, и ничтоже мя лиши΄т; на месте зла́чне та́мо вcели мя, на воде поко́йне воспита́ мя, душу мою обрати, настави мя на стези΄ правды, имени ради Своего..."

После этого архиерей снова произносит: "Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков". Священнослужители: "Аминь". Приносят четыре гвоздя, и архиерей окропляет их. Затем он влагает их в заготовленные отверстия в доске престола. Четырьмя камнями архиерей с помошью священнослужителей прибивает доску к столпам престола, утверждая святую трапе́зу. Это действие напоминает пригвождение Господа нашего Иисуса Христа четырьмя гвоздями ко Кресту. Камни, освященные таким употреблением, обычно полагаются под престол. Вбитые в престол гвозди заливают воскомастихом, и по остывании последнего эти места сглаживаются ножами, если воскомастих выступает над поверхностью. В то же время открываются впервые царские врата, чтобы верные могли видеть начало созидания храма.

Перед царскими вратами постилается ковер и полагается возглавие (орлец). Протодиакон возглашает: "Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся". Архиерей, выйдя из алтаря, при пении трижды внутри алтаря священниками "Господи, помилуй", преклоняет колени и лицом к народу читает молитву велегласно: "Боже Безначальный...", в которой взывает ко Господу, живущему в неприступном свете, имеющему престолом небо, подножием землю, Который дал начертание Моисею для скинии, Соломону же широту сердца для устроения храма, а святым апостолам - благодать нового служения в духе и истине, и через которых распространил Свою Церковь по вселенной для принесения Бескровной Жертвы, в Славе Своей и Единородного Сына и Святого Духа, и молит, да не возгнушается Он ныне наших грехов и не разрушит с нами Своего Завета, но ниспошлет Духа Своего Святого в освящение храма и исполнит место селения Своей Славы, украсит божественными дарованиями и соделает пристанищем немощных и прогнанием бесов. Он молит также о том, чтобы день и ночь были открыты уши Господни и молящимся в этом храме, со страхом и благоговением, наверху исполняя просимое внизу, и чтобы этот новозаветный жертвенник прославился более ветхозаветного; Бескровные Жертвы, возносясь от него к мысленному Пренебесному Жертвеннику, приносили бы нам благодать свыше, ибо дерзаем мы не на служение рук наших, но на неизреченную благость Божию.

По окончании молитвы, в которой участвовал и народ, архиерей встает и идет в алтарь ко святой трапе́зе, и царские врата затворяются.

Протодиакон внутри алтаря произносит великую ектению с дополнительными прошениями о храме. После возгласа: "Яко свят еси, Боже наш, Иже на пострадавших по Тебе честны΄х мученицех почиваеши..." священники поют: "Аминь". Потом приносится возливальник с теплой водой, красное вино и розовая вода (родоста́мна). Архиерей, преклонив главу, сперва произносит молитву над водой и вином тайно, испрашивая на нее благословение Иорданово, и возливает ее на престол трижды, как при Крещении, произнося: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь". При омывании престола обыкновенно употребляется и мыло. Приносят четыре плата. Архиерей, окропив их святой водой и взяв один плат, прочие велит взять сослужа́щим. Этими платами отирают престол при пении псалма 83-го: "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил..." Затем архиерей славословит Господа, произнося: "Слава Богу нашему во веки веков", священники возглашают: "Аминь". Поскольку на освящаемом престоле должна возобновляться Голгофская жертва, а Голгофа омыта кровью и водой, истекшими из ребра Спасителя, то вино, соединенное с розовой водой, крестообразно возливается на престол, сообщая ему чистоту и благоухание, свойственные святыне. Тем же смешением вина с розовой водой кропятся и освящаемые антиминсы. Над антиминсом совершаются те же священнодействия и потому он, освященный архиереем, заменяет освящение престола. Антиминсы, сделанные из материи, омывают не полностью, а лишь поливают из опасения повредить напечатанное на них изображение и надпись. При всяком окроплении архиерей произносит слова 50-го псалма: "Окропи΄ши мя иссо́пом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся". После окропления престола и антиминсов архиерей произносит и следующие стихи 50-го псалма: "Слуху моему да́си радость и веселие, возрадуются кости смиренныя..." и т. д. до конца.

Затем приносят гу́бы, и архиерей с сослужа́щими отирают ими престол. Омовение не только очищает святой престол, но и зна́менует его высочайшее духовное значение. Омовение водой - знак духовного очищения, возлияние розовой воды напоминает о том мире, которое принесли мироносицы к Гробу Христа, красное вино - образ крови Спасителя, пролитой на Голгофе, которая прообразовала все христианские жертвенники.

Теперь архиерей приступает к пома́занию престола святым Миром. Вначале он возглашает: "Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков". Священники: "Аминь". Приносится сосуд со святым Миром. Сперва, взяв струче́ц, архиерей изображает кресты в трех местах на поверхности трапе́зы, обозначая те места, где во время Литургии будут стоять Евангелие, дискос и Чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне престола, чтобы освятить его отовсюду, и, наконец, трижды крестообразно помазу́ет антиминс. При этом диакон, зна́менуя важность совершаемого действия, возглашает: "Вонмем", а святитель, изображая цель освящения и выражая восторг духовного помазания, восклицает: "Аллилуиа" (трижды). Хор поет: "Се, что добро́, или΄ что красно́, но еже жити братии вку́пе; яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Ааро́ню, сходящее на оме́ты одежды его, яко роса Аермо́нская, сходящая на го́ры Сионския; яко тамо запове́да Господь благословение и живот до века". Потом архиерей возглашает: "Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков". Священники - "Аминь". Антиминс временно полагают на блюдо.

Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и престол облачается после омовения и пома́зания святым Миром. Облачение престола совершается сообразно с двояким его значением: гроба Господня и престола Божия - мест присутствия Господа. Сначала священники приносят срачи΄цу, знамену́ющую плащаницу, которою было обвито тело Иисусово. Она окропляется святой водой с обеих сторон и надевается священниками на святую трапезу. Потом приносится ве́рвие, окропляется святой водой, и священники обвязывают ею престол, во образ уз Господних, в которых Он пришел на суд к первосвященникам Анне и Каиафе. Архиерей со священниками обвязывают престол таким образом, что на каждой стороне престола образуется крест из вервия. От правой стороны, у первого столпа, архиерей держит конец верви (ее длина около 40 м), идут по верви кругом до второго столпа (против часовой стрелки) к востоку; от второго же столпа (вервь) сносится на низ, к третьему столпу, и идет по ни΄зу до четвертого столпа; от четвертого столпа вервь поднимается к первому столпу и связывается с концом, который держит архиерей, затем вновь сносится вниз, ко второму столпу, и идет низом до третьего столпа; затем поднимается вверх, к четвертому столпу; от четвертого столпа сносится вниз, к первому столпу, и образует крест спереди престола. От первого столпа по низу идет до второго столпа; от второго же столпа поднимается вверх, к третьему столпу, и образует крест позади престола. От третьего же столпа вервь сносится вниз, к четвертому столпу, и образует крест с левой стороны престола. От четвертого же столпа идет по ни΄зу до первого столпа и поднимается вверх, ко второму столпу, образуя крест с правой (южной) стороны престола. Затем вервь обматывается вокруг престола по ве́рху так, чтобы было три витка верви по ве́рху, и связывается с концом верви у первого столпа.

Для того, чтобы вервь не спадала при обвязывании, на столпах делаются надрезы. На это требуется довольно продолжительное время; хор поет псалом 131-й: "Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его..." По окончании архиерей возглашает: "Слава Богу нашему во веки веков". Затем священники приносят верхнее одеяние престола - инди΄тию, как бы ризу, изображающую своим блистанием сияние Славы Божией. После окропления святой водой ее возлагают на престол. Потом полагают на него илито́н, изображающий суда́рь (головную повязку), которым была обвита глава Иисуса Христа во гробе. На илитон возлагают антиминс, рядом - предварительно окропленные святой водой Евангелие и Крест и покрывают все это пеленой. Хор поет псалом 92-й: "Господь воцари΄ся, в ле́поту облече́ся..."

Затем украшается жертвенник. Архиерей, повелевая начальствующему священнику украшать предложение (жертвенник), возглашает: "Благословен Бог наш". Но жертвенник не освящается подобно престолу, ибо на нем происходит лишь приготовление Жертвы, а не совершение ее. Одежды, в которые облачается жертвенник, окропляются святой водой. Затем на жертвенник ставятся священные сосуды, после чего он покрывается пеленой.

Архиерей и сослужа́шие священники снимают запо́ны, и отворяются царские врата. Архиерею подается кадило, и он с предходящим диаконом со свечой кадит вокруг престола, жертвенник и весь алтарь. Предстоятель кропит престол, жертвенник и весь алтарь святой водой при пении псалма 25-го: "Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходи΄х; и на Господа уповая не изнемогу́..." Затем архиерей в сопровождении двух старших пресвитеров выходит царскими вратами в церковь. Один из священников окропляет стены храма святой водой, а другой помазу́ет святым Миром крестообразно четыре стены΄ храма, начиная над Горним местом в алтаре и далее над вратами западными, южными и северными.

После этого диакон произносит малую ектению, а архиерей, сняв митру и обратясь к освящённому престолу, велегласно молит Господа неба и земли, основавшего неизреченною Премудростию Святую Церковь и установившего на земле чин священства, по подобию ангельского служения на небесах, принять молитву недостойных Своих рабов, по превосходству Своей благости, знамением которой было послание Сына, воплотившегося для спасения рода человеческого, и излияние Святого Духа, которым апостолы утвердили Церковь и передали ей Таинства. Уповая на это, он испрашивает новому храму и жертвеннику исполнение Славы Господней и служа́щим неосужденное приношение Бескровной Жертвы за грехи людей.

Когда же все верные по возглашению диакона преклонят главы, святитель в тайной молитве благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него, архиерея, от апостолов и просит, чтобы на этом жертвеннике (престоле) таинственно предлагались Тело и Kровь Христовы ко спасению всех людей, а в заключение возглашает славу имени Пресвятой Троицы.

После этого архиерей сам зажигает принесенную ему свечу и ставит ее на Горнем месте возле престола, как бы в самой глубине востока, откуда должен изливаться духовный свет на всю просвещаемую церковь. Он раздает Евангелие, Крест и иконы пресвитерам в алтаре, мирянам же - свечи и хоругви на амвоне и, взяв посох и возгласив: "С миром изыдем", исходит торжественным крестным ходом из храма. Хор, идя за хоругвями, поет (дается перевод на русский): "Церковь Твоя, Христе Боже, украсившаяся во всем мире кровию мучеников Твоих, как пурпуром и багряницею, устами их вопиет к Тебе: ниспосли людям Твоим щедроты, даруй мир Твоему жилищу и душам нашим велию милость".

"Как начатки существ Создателю всех творений, вселенная приносит Тебе, Господи, богоносных мучеников: Многомилостивый, молитвами их и Богородицы сохраняй в глубоком мире Церковь - Свое жилище".

Архиерей подъемлет на уровне чела дискос с лежащим на нем антиминсом, покрытым звездицей. Начинается шествие за святыми мощами, лежащими в соседнем освященном храме. Богу построен жертвенник (престол), но он не утвержден, пока не положены в его основание нетленные частицы святых мощей, ибо на костях мучеников утвердилась Вселенская Церковь в века кровавых гонений и над их гробами были созданы первые христианские святилища. Церковь ликующая не забывает бедствий, постигших ее на протяжении всей ее истории и, как воин украшается своими ранами, она внемлет Откровению святого Иоанна Богослова, видевшего в духе на небесах, перед лицом Божиим, алтарь и под ним души убиенных за слово Божие и исповедание веры и хочет подражать на земле этому небесному видению.

В ближайшем храме приготовлены святые мощи, и дискос, на котором они лежат, покрытый воздухом, поставлен на престоле в ожидании прихода за ними архиерея. Он входит в алтарь без посоха и возглашает на малую ектению диакона: "Яко Свят еси Боже наш, Иже на пострадавших по Тебе честны΄х мученицех почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков". Хор - "Аминь", Протодиакон - "Господу помолимся", Хор - "Господи, помилуй". Архиерей, сняв митру, творит молитву ко Господу, верному в словесах Своих и неложному в обещаниях, Который даровал святым Своим мученикам подвизаться добрым подвигом, совершить течение благочестия и сохранить веру истинного испове́дания, чтобы и недостойным рабам Своим Он дал участие в наследии с ними и соделал благими их подражателями.

После возгла́са "Милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего..." и тайной молитвы и возгла́са "Буди держава Царствия Твоего...", покадив святые мощи фимиамом, архиерей подъемлет дискос, на котором они лежат, и, поддерживаемый пресвитерами, в сопровождении всего духовного собора, при пении указанных в Требнике тропаря и ирмосо́в, идет к новоосвящаемому храму и торжественно обходит его крестным ходом. При этом один из пресвитеров помазывает стены храма святым Миром, а другой окропляет их святой водой. Если мощи лежали в освящаемом храме перед образом Спасителя, то архиерей совершает все молитвословия в храме (в это время диаконы держат над ними рипиды), а затем совершает с ними обхождение вокруг церкви. Достигнув западных врат храма, хор исполняет первые два песнопения, которые звучат в храме при совершении Таинств Хиротонии и Брака:

"Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, моли΄теся ко Господу спастися душа́м нашим" (дважды) .

"Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников веселие, ихже проповедь Троица Единосущная".

После этого певцы входят в храм, и затворяются двери его. Святитель же со всем собором остается вне, дискос со святыми мощами поставляет на стол с четырьмя возжженными свечами по углам и поклоняется трижды. Диаконы держат рипиды над мощами. Архиерей надевает митру и осеняет священнослужителей на обе стороны дикирием и трикирием, затем возглашает: "Благословен еси, Христе, Боже наш, всегда...." Хор в храме: "Аминь". Совершается один из самых возвышенных и таинственных обрядов нашей Церкви. Подобно тому, как при Вознесении Господа, когда открылись Ему небесные врата, Ангелы, видя Его во образе человеческом, недоумевали, кто есть Этот Царь Славы, архиерей, благословив имя Христа Бога, как бы от лица Его, взывает к закрытым вратам: "Возьмите, врата, князи (верхи) ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы!" Изнутри закрытого храма ему отвечает хор, как бы из глубины неба: "Кто есть Сей Царь Славы?" Архиерей кадит дискос с мощами трижды по трижды, а также Евангелие, Крест, иконы и священнослужителей на обе стороны.

И снова архиерей взывает: "Возмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы", и хор вновь вопрошает: "Кто есть Сей Царь Славы?" Протодиакон возглашает: "Господу помолимся". Певчие: "Господи, помилуй". И святитель возгласно читает молитву, в которой молит Бога, Отца Господа Иисуса Христа, через Воплощение Сына Своего даровавшего нам вход в Небесную торжествующую Церковь, призреть и на обновление (освящение) этого храма, созидаемого по образу нас самих, то есть живой Церкви, членов Тела Христова, и утвердить его до конца века для приношения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. После возгла́са "Яко Свят еси, Боже наш...", хор - "Аминь", архиерей - "Мир всем", протодиакон - "Главы ваша Господеви приклони΄те", хор - "Тебе, Господи". Архиерей тайно читает молитву входа, в которой молит, чтобы вместе с входом священнослужителей вошли и святые ангелы во врата храма. И творит архиерей пред вратами храма знамение и крест положенными на дискосе святыми мощами и после возгла́са "Яко подобает Тебе всякая слава..." велегласно восклицает в ответ на прозвучавший ранее вопрос: "Господь Сил, Той есть Царь Славы!"

Когда хор повторяет эти таинственные слова внутри храма, открываются двери Господу Сил, и святитель шествует в алтарь, где поставляет дискос на престол. Хор поет при этом тропарь: "Яко же вышния тверди благолепие, и нижнюю споказа́л еси красоту святаго селения Славы Твоея, Господи..." Архиерей кадит фимиамом и, помазав святые мощи Миром, влагает их в ковчежец с благовонной мастикой. Ковчежец ставится на столбец под серединой престола, так называемое основание. Святое Евангелие возлагается на антиминс. Архиерей влагает частицы святых мощей, положенные в особый мешочек, в антиминс и укрепляет их воскомасти΄хом, затем кадит пред ними трижды по трижды, а хор в это время поет тропарь "Иже во всем мире мученик Твоих...", "Слава, и ныне" - кондак "Яко начатки естества...", произносится малая ектения, протодиакон: "Господу помолимся", клирики: "Господи, помилуй", и архиерей читает молитву, в которой обращается к Богу, даровавшему славу пострадавшим за Него мученикам, чтобы сеялись по всей земле их мощи в основание храмов, произращая плоды исцелений, да молитвами их и в возмездие за их страдания Господь да дарует нам спасение. Архиерей возглашает "Яко Твое есть Царство...." Священнослужители - "Аминь".

Так некогда Соломон, соорудив великолепный храм Богу Израилеву на высотах Иерусалима, с левитами и жрецами взошел на гору Сион, в город отца своего. Там из древней пустынной скинии подняли они ковчег Завета, устроенный Моисеем, и при пении псалмов Давидовых, прообразовавших это духовное торжество, с принесением бесчисленных жертв, внесли эту неприступную святыню - залог Завета Божия с Израилем вовнутрь храма, в Святое святых, под крылья Херувимов. И внезапно весь храм наполнился облаком Славы Господней, светом нестерпимым для самих левитов, так что оставили они свои жертвы, а Соломон воззвал перед всем народом к Богу отцов своих.

По возглаше́нии диакона "Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся!" архиерей со всем народом преклоняет колени и молит Господа, Творца света, обновившего нас через Сына Своего, по благодати Святого Духа, и благоволившего издревле обновлять Свое творение образами Нового Завета в синайской скинии и храме Соломонове, воззреть милостиво на рабов Своих в новом жилище Своей Славы и обновить их Духом Святым, даровать православным победы, священникам - мир и единомыслие, благочестивым же строителям храма - спасение и оставление грехов и дары духовные для поклонения Единому Богу и Господу Иисусу Христу, молитвами Богородицы и всех святых.

После этой молитвы продолжается ектения: "Заступи, спаси, помилуй". По окончании ее архиерей, взяв Честны΄й Крест и cтав на амвоне посреди церкви, осеняет им по трижды на четыре стороны: на восток, север, запад и юг. Диакон при этом кадит Крест, а хор поет: "Господи, помилуй", по три раза. Архиерей произносит отпуст. Затем все прикладываются к Честно́му Кресту, и бывает окропление всех. В это время певцы поют многолетны. После этого начинается чтение часов, а затем совершается первая Литургия в новоосвященном храме. Службы в нем обычно совершают семь дней подряд.

Как человек в таинствах Крещения и Миропомазания совлекает с себя ветхого человека, освящается, становится частичкой духовного тела Церкви, т.е. совершенно новым человеком, христианином, так и здание становится храмом, местом особого присутствия Божия на земле только после его освящения. Недаром этот чин называется еще «обновлением» храма: через древние молитвы и обряды здание становится святым, а потому совершенно иным, новым. Человек, храм нерукотворенный, и храм, сотворенный его руками, оба посвящены Богу, становятся Его жилищем, поэтому многое при освящении храма делается подобно тому, что совершается при освящении человека.

Как при Крещении человек опускается в освященную воду, облачается в белую одежду, помазуется миром, так и престол храма, его главное место, центр алтаря, на котором за Божественной литургией совершается самое главное таинство - приносится бескровная Жертва ото всех и за всех людей преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, омывается, облачается в одежды и помазуется миром. Даже внешний вид храма, увенчанного куполом, или главой, служит образом человеческого тела. И не только престол, но и весь он окропляется святой водой и помазуется миром при освящении.

Накануне дня освящения в новосозданном храме служится всенощное бдение. Служба совершается обновлению храма (стихиры и канон) в соединении со службою храма, т. е. того святого, во имя которого построен храм. Всенощное бдение служится пред алтарем при закрытых царских вратах.

Накануне дня освящения приносятся в новосозданный храм мощи. Святые мощи поставляют на дискос под звездицею и покровом пред образом Спасителя.

В день освящения храма поется молебен и совершается малое освящение воды.

Священнослужители, участвующие в освящении храма, облачаются во все священные одежды, а сверху этих одежд, для их охранения, одевают белые защитные запоны (передники).

Чин освящения храма заключает в себе:

  1. Устройство престола (святой трапезы);
  2. Омовение и помазание его;
  3. Облачение престола и жертвенника;
  4. Освящение стен храма;
  5. Перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей;
  6. Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.

1. Устройство престола в алтаре, когда на приготовленное основание прибивается четырьмя гвоздями и прикрепляется воскомастихом (составом из воска, мастики и благовонных веществ) верхняя доска, что знаменует пригвождение Спасителя ко кресту и помазание Его снятого с Креста тела благовонными ароматами.

После утверждения престола отверзаются царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.


Водой, в знак благодатного освящения его силой и действием Св. Духа, и смесью розовой воды с красным вином, возливаемой крестообразно, что таинственно образует все освящающую кровь Господа, истекшую из Его ребра вместе с водой на Кресте.

Омовению престола предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника.


После престол помазуется миром в знак излияния благодати Божией; благовонный состав мира знаменует собой животворное благоухание духовных дарований.

3. Облачение престола и жертвенника в специальные одежды; поскольку престол имеет двоякое значение - гроба и престола славы Божией - на него возлагается двойная одежда: нижняя, белая, знаменующая собой плащаницу, в которую было обвито тело Спасителя для погребения, и верхняя, украшенная, изображающая Его вечную небесную славу.

Надев на престол нижнюю одежду ("срачицу" от славянского "сорочка"), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест.


Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся»

Затем на престол поставляют богослужебные предметы: семисвечник, дарохранительницу, дароносицу, крест, Евангелие.

4.Освящение стен храма каждением, окроплением их святой водой и помазанием миром. Каждение храма изображает славу Божию, покрывавшую в виде облака ветхозаветную скинию; помазание стен миром знаменует освящение храма благодатию Божиею.



После возвращения духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей читает пред престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». Также архиерей читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов, а затем возжигает своими руками первую свечу.


Зажженная свеча указывает на то, что престол сделался истинным жертвенником Христовым, и изображает Церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую свет всему миру.

5. Перенесение крестным ходом и положение под престолом и в антиминс мощей

Из освящаемого храма бывает торжественный крестный ход в другой храм за мощами, если они были положены в ближайшем храме. Если же святые мощи находились в освящаемом храме, то архиерей поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».
При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже».

При этом шествии наружные стены храма окропляются святой водою.

Перенесение мощей в новоосвященный храм означает, что благодать освящения переходит и преподается через первые храмы, и что новый храм посвящается покровительству и защищению святых ходатаев прежнего храма. Так и в Ветхом Завете при освящении храма Соломонова был перенесен из скинии кивот завета и поставлен во святом святых. Обнесение мощей (или антиминса с мощами) означает посвящение храма Всевышнему навек, а внесение их в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего.

Пред внесением мощей в храм архиерей поставляет дискос с мощами на особом столе пред затворенными вратами храма и возглашает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?»

Эти слова псалма, по объяснению св. Иустина мученика и свт. Иоанна Златоуста, имеют отношение к обстоятельствам Вознесения Иисуса Христа на небо. Когда Христос возносился на небо, тогда повелено было установленным от Бога высшим чинам ангельским отворить врата небесные, да войдет Царь славы, Сын Божий, Господь неба и земли и, взойдя, сидит одесную Отца. Но Небесные Силы, увидев своего Владыку в человеческом образе, в ужасе и недоумении спрашивали: «Кто есть сей Царь славы?» И Дух Святый отвечал им: «Господь сил, Той есть Царь славы». И теперь, когда при входе в освященный храм, знаменующий собой небо, со святыми мощами или антиминсом, произносятся эти слова, пред глазами христиан как бы повторяется то же событие, свидетелями которого были небожители. Царь славы входит в храм со святыми мощами, на которых, по вере Церкви, невидимо почивает слава Распятого, «во святых почивающего».

Святые мощи вносятся в алтарь и полагаются под престолом, или в антиминсах, на том основании, что в первые три века христиане совершали богослужение на гробах мучеников, кровию которых основалась, утвердилась и укрепилась Церковь во всем мире. На Седьмом Вселенском Соборе было определено, чтобы храмы были освящаемы не иначе, как с положением в них мощей мучеников.

По совершении крестного хода, архиерей читает молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице.
Далее архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма - оставление прегрешений.

6.Заключительные молитвы, лития (краткое заупокойное богослужение) и отпу́ст

После освящения храма сразу же совершается Божественная литургия.



В новоосвященном храме литургия должна служится семь дней подряд, ради даров Св. Духа, отныне всегда пребывающего в храме.

Использованы материалы: Гермоген Шиманский "Литургика. Таинства и обряды" с сайта "Православие.ru"

"Зачем нужно освящать храм?" с сайта "Татьянин день"

Фото Всеволодова Николая, Фомина Ивана, Захаровой Ларисы, Воробьева Максима

Чтобы ответить на эти вопросы, следует начать с самого, казалось бы, очевидного… Любой первоклассник расскажет нам, что православный храм ― это место, где люди молятся Богу.

Господь сподобил нас жить в те времена, когда купола церквей можно увидеть в каждом районе города, особенно в центре, и более того ― вход в эти церкви свободен для всех. «Но подождите, - возразят нам некоторые, - разве так это необходимо: идти в церковь, стоять среди теснящей тебя толпы и в определённые моменты со всеми просить об одном и том же? Мне дома спокойней, иной раз зажгу там свечу перед иконой, помолюсь своими словами об одном, о другом ― Бог же меня и так услышит…».

Да, совершенно верно, Господь слышит всякого, призывающего Его во истине, как сказано словами Апостолов, однако между этими двумя вещами есть огромная разница.

Преподобный Иосиф Волоцкий в своём труде «Просветитель» пишет: «Помолиться дома возможно - но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, - невозможно.

В это время, о возлюбленный, не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся… И Петра избавила от темницы молитва: «Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12, 5). Если Петру помогла церковная молитва - как же ты не веришь в ее силу, и какой ответ ты надеешься получить?».

Следовательно, храм ― место особенного присутствия Бога. Да, мы говорим о Творце в молитве Святому Духу, что Он «везде пребывает и всё наполняет Собой» («…иже везде Сый и вся исполняяй…»), однако очевидно, что Его присутствие в гипермаркете, где непрерывно играет рассеивающая внимание музыка, ощутимо различно с присутствием в храме, где совершается великое славословие Ему.

«Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там», - молился некогда царь Соломон, построив Господу первый храм в Иерусалиме (3 Цар. 8:29). Эти же слова произносит во всеуслышание архиерей во время чина великого освящения храма. Во время этого священнодействия происходит нечто, очень напоминающее святые Таинства, совершаемые Богом над человеком.

Врата алтаря закрыты и ещё ни одна свеча в храме не горит. Священнослужители подготавливают престол за Царскими вратами и, подобно тому, как были вонзены в руки и ноги Христа гвозди, так и они вбивают их в четыре угла престола, заливая после этого ароматным составом, быстро застывающим на воздухе.

Будущий Престол омывается освящёнными молитвой архиерея водой и вином, смешанным с благовонием, в знак памяти о том, что из Раны Христа, когда Он был пронзён на Кресте сотником Лонгином, истекли Кровь и вода…

Престол помазывается миром ― тем самым миром, через которое на всех христиан сразу же после Крещения снисходит Святой Дух. Стяжание Духа Святого, по слову преподобного Серафима Саровского и есть цель христианской жизни. Такое миропомазание совершается в дальнейшем и над стенами храма. Удивительно, что миро, заготавливаемое исключительно для совершения Таинства над человеком, используется здесь, освящая неодушевлённые предметы. Именно это священнодействие порождает ту невыразимую разницу между обычным зданием и храмом, домом Всемогущего Господа. Благодаря ему даже полуразрушенные и осквернённые годами безбожия храмы сохраняют эту атмосферу некогда совершавшейся в нём молитвы…

Важным моментом является и то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей мученика. Это преемственность от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие ― Божественную Литургию ― в катакомбах, подземных захоронениях.

И делали они это непременно над гробницами тех, кто своей жизнью даже до смерти засвидетельствовал о воплотившемся Спасителе, что Он победил смерть. Ведь именно так слово мученик изначально переводится с древнегреческого языка ― свидетель.

Логика древних была удивительно проста и изящна: на земле нет более достойного места для пребывания Тела и Крови Господа, чем мощи тех, кто за Него пострадал. Именно поэтому и по сей день священная Литургия совершается на мощах мучеников, вложенных в основание престола, и именно поэтому перед тем моментом службы, когда будет петься Херувимская песнь и хлеб с вином переноситься с Жертвенника на Престол, священник полностью раскрывает антиминс ― особый плат, лежащий на престоле, в котором также находится частичка мощей мученика Христова. Именно здесь хлеб и вино буду становиться Телом и Кровью воплотившегося Бога.

Мощи, перед тем, как быть заложенными в основание престола, торжественно износятся архиереем вместе со всем духовенством из церкви и совершается крестный ход вокруг новоосвящённого храма.

Процессия останавливается на улице перед закрытыми вратами, за которыми находится только церковный хор ― эти люди изображают ангельское воинство, которое, видя Иисуса Христа в день Его преславного Вознесения на Небо, недоумевая о тайне Боговоплощения, вопрошали словами Псалма: «Кто есть Сей Царь славы?» и слышали ответ: «Господь сил, Той есть Царь славы!». Такой диалог происходит и здесь, между архиереем и певчими, в память о тех событиях.

И только по окончании священнодействия архиерей возжигает первую свечу в храме, огонь от которой распространяется на все остальные свечи. Далее совершается первая литургия, после которой храм начинает жить новой богослужебной жизнью.

Как мы видим, освящение храма не только символичное действие, оно имеет, кроме того, очень важное духовное значение. Само место собрания людей во имя Господне становится приобщённым благодати Святой Троицы. Поэтому, подобно тому, как человек через Таинство Крещения и Миропомазания по слову апостола Петра, избирается в удел Господу (1 Пет. 2:9), так и православный храм становится особым местом присутствия Бога на Земле.

Диакон Даниил Маслов

Фото Антония Тополова/ryazeparh.ru



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх