Жалоба 44 фз на отклонение заявки срок. Жалоба в ФАС: срок подачи и рассмотрения. Регламентированные сроки подачи жалобы

Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

В последнее время регистрируется значительное количество нарушений заказчиками требований 44-ФЗ на различных этапах проведения закупки. Если поставщик обнаружил подобное нарушение — он имеет право обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Важно подать свое заявление в соответствии с правилами законодательства и строго в регламентированные сроки. Только так контролирующие органы прислушаются к мнению поставщика и рассмотрят сложившуюся ситуацию.

Основные правила подачи жалобы

Чтобы грамотно составить обращение в ФАС и соблюсти при этом все требования законодательства поставщику рекомендуется пройти несколько основных этапов:

  1. Выявить предмет жалобы. Необходимо определиться с тем, какие именно нормы закона были нарушены.
  2. Подобрать аргументы в пользу своей правоты. Для этого придется досконально изучить 44-ФЗ. Особое внимание обращайте на главу 6, в которой речь идет именно о процедуре обжалования неправомерных действий заказчика.
  3. Ознакомиться с образцом жалобы. Он поможет быстро и правильно составить обращение. Бланк можно найти в ЕИС в разделе «Обращения в ФАС России».
  4. Составить текст жалобы. В нем необходимо четко прописать, какие именно пункты 44-ФЗ нарушены. Полный перечень информации, которая должна содержаться в документе, приведен в статье 105 44-ФЗ.
  5. Определиться с местом подачи жалобы. Заявление передается в территориальный орган, который соответствует местоположению заказчика.
  6. Выбрать подходящую форму отправки жалобы. Обращение может быть подано в виде бумажного документа или в электронной форме. Электронный документ должен быть обязательно подписан усиленной квалифицированной подписью.
  7. Передать обращение в установленные сроки.

Пройдя все эти этапы, вы можете быть уверены, что ваше обращение будет принято к рассмотрению. Сотрудники ФАС назначат дату проведения заседания, на которое будут приглашены обе стороны конфликта. По результатам работы комиссии выносится решение о наличии или отсутствии в деятельности заказчика нарушений.

Регламентированные сроки подачи жалобы

Сроки, в течение которых могут быть поданы жалобы в ФАС, приведены в пунктах 3, 4, 5 и 6 статьи 105 44-ФЗ. Они будут зависеть от того, какие именно действия заказчика неправомерны. Конкретные сроки приведены в таблице.

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать

Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Официальные требования к жалобе

Требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы содержатся в:

  • статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
  • Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как составить жалобу - рассмотрим в инструкции « Составляем жалобу в ФАС по 44-ФЗ»

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки « Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов » для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

school.kontur.ru

Фз 44 сроки рассмотрения жалобы

В жалобе необходимо указать:

1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;

4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;

5. документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;

6. перечень прилагаемых документов.

Сроки подачи жалобы:

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

7. Жалоба участника(ов) торгов о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подписывается подающим ее лицом или его представителем и подается в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
После регистрации жалобы ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Решение изготавливается в полном объеме в течение трех рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.
Жалоба гражданина, не являющегося участником торгов, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подается и рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30 дней. Заверять жалобу квалифицированной электронной цифровой подписью не требуется.

Регламент рассмотрения жалоб в ФАС по 44-ФЗ

Федеральный закон РФ о правилах и ведении закупок товаров и услуг N 727/14 утверждён с 19 ноября 2014 года. С помощью регламента по статье 44-ФЗ решают вопросы и жалобы, связанные с качественным исполнением объёмом закупов.

Кто решает такие вопросы?

Обязанности по рассмотрению обращений и вопросов, связанных регламентом 44-ФЗ, возложены на Федеральную антимонопольную службу с учётом всех её территориальных представительств, то есть в каждом субъекте региона РФ обращения рассматривает региональное представительство ФАС.

Что предоставляет заказчик, которому подана жалоба:

  1. Обязательное наличие пакета документов о закупке, подачи прошения на участие в тендере по выбору подрядчика или импортёра, аудиозаписей и видеозаписей, актов, соглашений, а также любой другой документации, образовавшейся во время участия в тендере.
  2. Объяснительные записки по вопросу подачи жалобы в письменном и устном виде.
  3. По окончанию проверки ФАС заказчик предоставляет доказательства по исполнению предписанных нарушений Законодательства РФ о закупках.

Где увидеть данные о движении поданной жалобы

Всю необходимую документацию и данные по жалобе в ФАС, данные по ориентировочным срокам проверки, по вынесенным предписаниям заказчику своевременно размещаются на портале в категории закупок.

К тому же есть возможность запросить индивидуальный приём в территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, где предоставляют следующую подробную информацию:

  1. Установленный номер обращения по поданной жалобе.
  2. Предоставление документооборота по делопроизводству и постановлению решения.
  3. Сроки исполнения проверки по поданной жалобе.
  4. Составление письменного заявления с целью получения более конкретных и узкопрофильных ответов и для консультаций по решениям службы.

Сроки изучения жалобы

Федеральная служба обязуется принять жалобу в работу в течение пяти рабочих дней со дня подачи обращения, с учётом того, что принимают обращение в работу с момента его регистрации в территориальном органе.

Проведение расследования по обращениям происходит в несколько шагов

На предварительном этапе происходит идентификация характера жалобы, её сверка по требованиям Федерального Закона 44-ФЗ, регистрация и публикация на портале о наличии и описание претензии.

После этого извещают заказчика, гражданина, подавшего обращение, сотрудника по электронным торгам, уполномоченных представителей организаций и власти, комиссии, проводящей тендер, узкопрофильной организации, а также комиссии по закупкам о подаче жалобы в ФАС в связи с их действиями или бездействиями в отношении закупок, а также о сроках проведения проверки, после чего жалоба передаётся назначенной комиссии.

При рассмотрении жалобы организовывается заседание уполномоченной комиссии с проверкой возложенных обязательств участвующих лиц.

После этого проходят слушания объяснений по обращению самого заявителя, заказчика, лиц, чьи действия или бездействия обжалуются, граждан, чьи права и интересы могут быть нарушены, а также экспертов, представителей власти или свидетелей, чья информация может помочь по решению жалобы.

По завершении объяснений всех действующих лиц уполномоченная комиссия изучает полученную информацию, после чего организовывает внеплановую проверку. Далее проходит совещание уполномоченной комиссии по принятию решения о вопросе подачи обращения и озвучивание принятого решения.

При положительном решении жалобы устанавливаются дополнительные сроки Заказчику на выполнение предписаний комиссии, а также разъяснения о сроках и порядке подачи обжалования решения комиссии.

При вступлении решения уполномоченной комиссии в силу его копии рассылаются всем участникам слушания в качестве дополнительно уведомления, после чего происходит публикация текста решения на портале в сфере закупок.

Как подать жалобу в ФАС

В 2014 году обоснованными были признаны 40% жалоб, поэтому защищайте свои права, если нарушение заказчика или оператора ЭТП очевидно. Условия обжалования прописаны в законе о контрактной системе, а все жалобы и итоги их рассмотрения публикуются на официальном сайте. Подать жалобу при участии в госзакупках несложно.

Обжалование результатов размещения - обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) - федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.

На что и когда жаловаться

Участник может подать жалобу в ФАС только в указанные сроки, и пока не подписан контракт. Иначе действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в суде.

Аккредитация

Жалоба на оператора площадки:

  • на необоснованное отклонение заявки,
  • на несоблюдение сроков.

Размещение извещения

Жалоба на заказчика:

  • На положения документации.
    Например, если формулировки затрудняют или делают невозможной подачу заявки, соответствующей всем требованиям;
  • На содержание проекта контракта в документации.
    Например, на нереальные сроки выполнения работ, чтобы участвовать решились только «свои» поставщики.

Жалобу может подать любой до окончания срока подачи заявок.

Рассмотрение заявки

Жалоба на заказчика:

  • На необоснованное отклонение заявки.
  • На содержание протоколов заседаний комиссии.
  • На сговор заказчика с победителем, если есть доказательства.
    Например, когда несколько организаций подали заявки на одну закупку и принадлежат одному лицу.

Жалобу может подать только участник в течение 10 дней с момента публикации протокола конкурса или аукциона и в течение 7 дней для запросов котировок.

Проведение аукциона

Жалоба на оператора площадки:

  • на «зависание» площадки во время проведения процедуры,
  • на несвоевременную публикацию,
  • на неточности в протоколах.

Жалобу может подать только участник в течение 30 дней со дня обжалуемых действий.

Куда жаловаться

На заказчика по 44-ФЗ - в территориальное отделение ФАС (УФАС).

На действия оператора ЭТП - в федеральное отделение ФАС.

Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 № 727/14).

Если истекли сроки подачи жалобы, установленные законодательством, или вы недовольны решением ФАС, подайте жалобу в Арбитражный суд.

Как подать жалобу

Прежде, чем подать жалобу:

  • На этапе подачи заявки можно запросить у заказчика разъяснения любого пункта закупочной документации. Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.
  • Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.

Оформление жалобы

Жалоба должна содержать:

  • Лица, на которые подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, телефон.
  • Заявитель : наименование и место нахождения для ЮЛ, ФИО и место жительства для ФЛ, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс.
  • Номер закупки, наименование и способ отбора , е сли жалоба связана с закупкой.
  • Обжалуемые действия, доводы и доказательства жалобы .
  • Полный перечень документов , прилагаемых к жалобе.

При составлении жалобы придерживайтесь требований п.8 ст.105 44-ФЗ.

В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика. Например:

  • отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения),
  • отменить протокол рассмотрения заявок,
  • приостановить заключение контракта с выигравшим участником.

Подача жалобы в УФАС или ФАС

Есть несколько способов доставки:

  • почтовым отправлением,
  • доставка заявителем лично,
  • доставка курьером под расписку,
  • в некоторые УФАС заявление можно послать на электронную почту, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес почты лучше уточнить по телефону. А после отправки выясните, получен ли документ и какой номер ему присвоен.

Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).

Совет. ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.

Решение по жалобе

В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту или номеру жалобы, а также номеру извещения о закупке.

Реестр жалоб - размещенные на официальном сайте обращения в государственный, общественный или международный орган по вопросам нарушения в области госзакупок.

Жалоба не принята

  • жалоба не соответствует установленным в 44-ФЗ требованиям,
  • не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами,
  • истекли установленные сроки подачи жалобы,
  • по жалобе уже принято решение суда или контрольного органа (если ее раньше вас подал другой участник закупки).

Участник может подать повторную жалобу, устранив нарушения в ее содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.

Жалоба принята и признана обоснованной

На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:

  • внести изменения в закупочную документацию,
  • отменить протокол подведения итогов,
  • аннулировать результаты конкурсной процедуры.

Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.

Жалоба принята и признана необоснованной

Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.

Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика.

Обращаться ли в суд?

Обращайтесь в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары.

  • Тема 6. НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6.1. Налоги и сборы Налоги - это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, […]
  • Новые требования к общежитиям Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.03.2011 г. № 23 введены в действие с 1 сентября 2011 года СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к […]
  • Закон воронежской области 119-оз от 30102018 19 октября 2009 годаN 119-ОЗ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" И ЗАКОН ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ […]
  • Министерство культуры российской федерации от 3 декабря 2012 г. N 1488 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА КЛАССИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ГОСТИНИЦЫ И ИНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ, ГОРНОЛЫЖНЫЕ ТРАССЫ И ПЛЯЖИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ […]
  • Вор в законе Гулу оказался причастен к погребению заживо московского бизнесмена Заказчиком вымогательства крупной суммы денег у бизнесмена, которого за отказ платить похоронили живьем в Москве, оказался вор в законе Гулу, отбывающий […]
  • Образец заполнения заявки на участие в аукционе Заявка на участие в аукционе - образец заполнения данного документа может быть полезен гражданам, которые собираются принять участие в электронных аукционных торгах на закупку по […]
  • «Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

    Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

    Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

    При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

    Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

    Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

    Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

    • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
    • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
    • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта - до заключения госконтракта;
    • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
    • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

    Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

    Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

    К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

    К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

    В жалобе необходимо прописывать:

    • номер извещения о закупке на официальном сайте;
    • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
    • обжалуемые действия заказчика;
    • список прилагаемых документов.

    Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

    Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

    • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
    • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

    В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

    Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

    Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

    Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобуи участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

    По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

    • признание жалобы необоснованной;
    • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

    К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 - необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

    Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

    Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

    • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям "бинт марлевый", "маски одноразовые", "вата медицинская" и др.

    Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

    Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию "лучше ГОСТа", документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

    • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

    Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

    Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований...", так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

    • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки - запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

    Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

    Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта - срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

    Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

    Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

    Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

    Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

    Дополнительно в заявлении указывают:

    • название территориального УФАС;
    • название, номер, дата решения по жалобе;
    • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
    • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
    • требование о признании решения недействительным.

    К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

    В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

    Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

    В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to 08@ fas . gov . ru

    Благодарю всех за внимание.

    Что изменилось в сроках подачи жалобы по 44-ФЗ, что это значит для поставщика и для заказчика, узнайте в нашей статье.

    Сроки подачи жалобы

    Согласно ст.105 44-ФЗ, участники закупок могут пожаловаться на действия/бездействия участников закупки - заказчика, комиссии, операторов электронной площадки, уполномоченный орган и т.д. Жалоба обязательно должна быть подана в письменной форме. Следует отметить, что такую жалобу можно подать не позже, чем через десять дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола процедуры определения поставщика/исполнителя, в котором будет указано, кто является победителем по результатам процедуры, и с кем заказчик должен заключить контракт.

    Подать жалобу можно на любые электронные или бумажные процедуры. Почему именно десять дней? Потому что жалобу можно подать только если контракт между заказчиком и победителем еще не заключен.

    На что можно подать жалобу

    Начнем с того, что жалобу можно подать в любой момент с даты публикации документации/извещения о проведении процедуры. Если говорить о действиях заказчика – то это может быть некорректно сформулированное техническое задание, описание объекта закупки содержит ошибки, завышенные(заниженные) расценки при использовании смет, использование устаревших ГОСТов, СанПиНов, установление слишком коротких сроков исполнения контракта. Также заказчик может необоснованно отклонить заявку, разместить протокол с опозданием. Жалобы на действия заказчика подаются в территориальное отделение ФАС.

    Где участнику помогут восстановить нарушенные права

    Мы собрали полную информацию о том, какие способы легальной защиты есть у поставщика, права которого во время закупок нарушили. К примеру, заказчик может установить требования, которых нет в законе, или неправомерно отклонить заявку. В статье рассказали про механизм защиты интересов поставщиков. А поскольку сейчас в приоритете электронный формат закупок, разобрали варианты, как восстановить справедливость именно для электронных закупок. Смотрите, какие 4 органа стоят на страже интересов поставщика.

    Как защититься поставщику

    Жалоба на оператора электронной площадки подается, если в процессе проведения торгов не была должным образом обеспечена работа аукционного зала (не отображался ход торгов, не было возможности сделать шаг), невозможность зайти в личный кабинет. В общем, на те обстоятельства, которые помешали участнику полноценно участвовать в торгах. Жалоба на оператора подается в федеральное отделение ФАС.

    Допустимо указать в жалобе результат, который вы хотите получить (отмена закупки, внесение изменений в техническое задание, отмена протокола и т.д.).

    Что изменилось

    Федеральный закон от 01.05.2019 года №71-ФЗ вносит в 44-ФЗ ряд существенных изменений, часть из которых вступает в силу с 12.05.2019 года. Согласно частям 3 и 4 статьи 105, срок подачи жалоб сокращается с десяти до пяти дней. При этом не изменяется ни порядок подачи жалобы, ни ее содержание. Что это значит для поставщика? Для поставщика в общем ничего не поменялось, так как большинство жалоб подается еще до окончания подачи заявок, или сразу после публикации в ЕИС итоговых протоколов.

    Что это значит для заказчика

    До 01.01.2019 года при заключении контракта заказчик руководствовался правилом, что контракт не может быть заключен ранее, чем через десять дней с даты подписания протокола. У заказчика не было проблем, так как ранее все действия с контрактом происходили на электронной площадке, и она автоматически выставляла корректные минимальные сроки подписания контракта.

    Но теперь все действия с процедурами, размещенными в 2019 году, заказчиками производятся исключительно в единой информационной системе, а там нет никаких регламентов. Есть часть 9 статьи 83.2, в которой говорится о том, что контракт заключается не ранее десяти дней (и семи дней для запроса котировок). Но в то же время есть часть 7 статьи 83.2, которая обязывает заказчика разместить в ЕИС подписанный контракт в течение 3 рабочих дней с момента подписания победителем.

    ЕИС не устанавливает сроков, а это значит, что если, например, протокол подведения итогов датируется 13.05.2019, в этот же день заказчик направил проект контракта победителю, победитель подписал его 14.05.2019, и в этом случае у заказчика возникает обязанность подписать контракт до 17.05.2019 года, что подходит под нормы части 7 статьи 83.2, но противоречит части 9. И контролирующие органы особенно обращают внимание на эту неточность в законе.

    Некоторые специалисты полагают, что десятидневный срок в части 9 ст.83.2 напрямую связан со сроком подачи жалобы из статьи 105, и тот факт, что с 12 мая 2019 года данный срок сокращен до 5 дней, дает заказчику больший резон при возникновении подобной ситуации руководствоваться частью 7 статьи 83.2, так как она носит императивный характер, нежели часть 9, и надеяться в будущем на отмену данной части, либо приведение срока заключения контракта к срокам из статьи 105.

    На данный момент, чтобы соблюсти обе части статьи, заказчикам рекомендуют направлять проект контракта в последний день регламентированного срока, а так же просить поставщиков осуществить подписание контракта со своей стороны в более поздний срок.

    Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о том, как самостоятельно подготовить и подать жалобу в ФАС, а главное, как это сделать ПРАВИЛЬНО.

    В настоящее время интернет просто разрывается от предложений консалтинговых и юридических фирм, которые предлагают свои услуги по консультированию, составлению жалобы, а также её дальнейшему сопровождению в контрольных органах. Однако услуги эти отнюдь не дешевые. Стоимость одного лишь составления жалобы колеблется в пределах от 3000 до 5000 рублей, а иногда и выше. Все зависит от региона, фирмы, оказывающей услуги, и прочих условий.

    Но, на самом деле, подготовить и подать жалобу в ФАС не такое уж и сложное дело, как может показаться на первый взгляд. Помните это крылатое выражение — «Не Боги горшки обжигают»? Действительно, в этом нет ничего сложного и этому легко можно научиться. Изучив эту статью до конца, вы будете в состоянии самостоятельно подготовить и подать жалобу в ФАС. И так, давайте начнем…

    1. Порядок подачи жалобы в ФАС

    В этой части статьи мы с вами рассмотрим последовательность действий при подаче жалобы в ФАС. Эта последовательность состоит из 7-ми простых шагов, которые вам необходимо будет выполнить:

    Шаг №1 — Определить предмет жалобы и целесообразность обращения в ФАС;
    Шаг №2
    — Знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или хорошо в них ориентироваться;
    Шаг №3
    — Скачать образец (шаблон) жалобы;
    Шаг №4
    — Подготовить жалобу в соответствии с требованиями законодательства;
    Шаг №5
    — Определить, куда подать жалобу;
    Шаг №6
    — Выбрать форму подачи жалобы;
    Шаг №7
    — Подать жалобу в установленный срок.

    А теперь давайте рассмотрим с вами каждый шаг более подробно.

    Шаг №1 – «Определить предмет жалобы и целесообразность обращения в ФАС»


    Для того чтобы подать жалобу в ФАС, вы должны четко знать какие действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки вы будете обжаловать.

    Если жалоба подается на закупочную документацию, то вам необходимо внимательно изучить размещенную заказчиком документацию, выделяя её сомнительные положения. А затем определить, содержатся ли в выделенных вами сомнительных положениях нарушения действующего законодательства.

    Если же жалоба подается на действия комиссии заказчика, то необходимо определить, позволяют ли указанные ею сведения в протоколе об отклонении заявки сделать выводы об обоснованности решения. Не редки случаи, когда протокол рассмотрения заявок не позволяет определить положения заявки, не соответствующие требованиям документации о закупке или положения документации о закупке, которым противоречит заявка. Подобное обстоятельство образует самостоятельное правонарушение, состав которого предусмотрен ч.2.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно КоАП РФ), о чем также необходимо указать в жалобе. Таблицу с ответственностью должностных лиц за нарушения 44-ФЗ и 223-ФЗ вы сможете скачать на этом сайте в разделе .

    Шаг №2 – «Знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или хорошо в них ориентироваться»

    Для того чтобы грамотно обеспечить защиту своих прав и интересов в ФАС вам необходимо хорошо знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или по крайней мере уметь в них ориентироваться. Для этого рекомендую вам достаточно глубоко изучить Главу 6 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г., которая называется «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки», а также ч. 9-10 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ст.18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

    Шаг № 3 – «Скачать образец (шаблон) жалобы»

    Для того чтобы подать жалобу в ФАС, вам будет необходим образец (шаблон) для составления такой жалобы. Для этого рекомендую вам зайти на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (http://www.fas.gov.ru/ ). В верхней части сайта перейдите по вкладке «Контакты». В выпадающем меню выберите раздел «Обращения в ФАС России».

    В левом столбце выберите пункт «Образцы документов».

    В центральном окне откроются образцы документов, в нем вам будет нужно выбрать пункт «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

    После того, как вы перейдете по данному пункту, перед вами откроется краткая справка ФАС о содержании и сроках подачи письменной жалобы, а ниже этой справки вы найдете ссылку «Образец жалобы», при нажатии на которую вы сможете скачать данный образец на свой компьютер.

    Данный образец вы также сможете скачать . Кстати, этот же шаблон можно использовать и для составления жалоб по 223-ФЗ. Помимо этого рекомендую вам зайти в Реестр жалоб (http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/complaintQuickSearch/search.html ) на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru/ ) там вы сможете ознакомиться с уже рассмотренными или находящимися в рассмотрении жалобами от участников закупок, а также с решениями и предписаниями ФАС.

    Вся информация находится в свободном доступе. Если вы новичок, то это будет большим подспорьем в работе, т.к. вы сможете найти в данном реестре жалобу на аналогичные действия или бездействие Заказчика, УО, СО и т.д. Как говориться, зачем изобретать велосипед? Мыслите шире! Да, бывают нестандартные ситуации, но большинство нарушений очень и очень похожи и наверняка уже были обжалованы кем-то другим до вас. Главное уметь находить нужную вам информацию. Также рекомендую вам посмотреть небольшой видеоурок по подготовке жалобы в ФАС:

    Шаг № 4 – «Подготовить жалобу в соответствии с требованиями законодательства»

    И так… вы определились с тем, какие именно пункты закона были нарушены, вы собрали все имеющиеся доводы жалобы воедино, скачали образец (шаблон) жалобы или, если вам удалось, то нашли аналогичную жалобу в реестре жалоб. Теперь вам нужно очень внимательно и скрупулёзно составить свою жалобу.

    Требования к содержанию жалобы по 44-ФЗ

    В ч.8 ст.105 44-ФЗ указаны все сведения, которые должны содержаться в жалобе, а именно:

    1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации).

    2. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии).

    3. Указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.

    4. Указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

    Рекомендация: В данном пункте вам необходимо без лишних эмоций и «воды» по существу изложить те пункты, которые были нарушены, а в доводах жалобы указать на те документы или пункты документации, которые противоречат законодательству и подтверждают вину заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки и т.д. Жалоба должна содержать полный перечень документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы.

    Очень важно: Жалоба должна быть подписана и скреплена печатью (при её наличии). К жалобе, поданной представителем участника закупки, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. А также должны быть приложены и перечислены в приложении все документы, на которые вы ссылаетесь в доводах жалобы.

    Требования к содержанию жалобы по 223-ФЗ

    Согласно требованиям ч.6 ст.18.1 135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа должна содержать:

    1) Наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона лиц, действия (бездействие) которых обжалуются;

    2) Наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

    3) Указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;

    4) Указание на обжалуемые действия (бездействие) лица, действия (бездействие) которых обжалуются, а также соответствующие доводы;

    5) Перечень прилагаемых к жалобе документов.

    Так же при обжаловании действий (бездействия) жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

    Шаг № 5 – «Определить, куда подать жалобу»

    В случае подачи участником закупки в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу. При этом ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом.

    В случае поступления жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения и т.д. при осуществлении закупки путем проведения совместных конкурсов или аукционов, заказчики которых находятся на территории осуществления деятельности двух и более территориальных органов, рассмотрение такой жалобы осуществляется территориальным органом по месту нахождения организатора совместного конкурса или аукциона.

    Вы можете подать жалобу в ФАС России на действия (бездействие) оператора электронной площадки или в другие территориальные подразделения по месту нахождения заказчика. Т.е. если заказчик из Орла, то и жалобу направляйте в Орловское УФАС. Чтобы ознакомиться с полным перечнем территориальных органов ФАС и их контактными данными, зайдите на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (http://fas.gov.ru/ ). В верхней части сайта нажмите по вкладке «Территориальные органы». В центральном окне сайта откроется список всех территориальных органов ФАС.

    При нажатии по названию необходимого территориального органа, откроется сайт данного территориального органа ФАС с контактной информацией для подачи жалобы.

    Шаг № 6 – «Выбрать форму подачи жалобы»

    Жалоба в ФАС подается либо в письменной форме (лично, по почте или курьером), либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью.

    Рекомендация: Если вы подаете жалобу в форме электронного документа, то не поленитесь, обязательно сделайте телефонный звонок и уточните номер входящего документа, чтобы ваша жалоба была зафиксирована. Потому как техника иногда дает сбои и ваша жалоба может попросту не дойти до адресата.

    Шаг № 7 – «Подать жалобу в установленный срок»

    Сроки подачи жалобы в ФАС подробно рассмотрены во 2-ой части данной статьи.

    Вот и весь порядок подачи жалобы в ФАС. Как видите, ничего сложного в этом нет.

    2. Сроки подачи жалобы в ФАС

    Сроки по 44-ФЗ

    1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, допускается в любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

    2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

    3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

    4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

    5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

    6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

    Важный момент: По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

    Сроки по 223-ФЗ

    Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.4 ст.18.1 135-ФЗ).

    В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается в течение 3-х месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.5 ст.18.1 135-ФЗ).

    3. Сроки рассмотрения жалобы в ФАС

    Рассмотрение по 44-ФЗ

    ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение 5-и рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Датой поступления жалобы является дата её регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

    Рассмотрение по 223-ФЗ

    Жалоба рассматривается антимонопольным органом по существу в течение 7-ми рабочих дней со дня поступления жалобы. Однако если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно ещё на 7-мь рабочих дней.

    На этом моя статья подошла к концу. Пользуйтесь данной последовательностью при составлении своих жалоб на действия (бездействие) заказчиков, изучайте практику ФАС по 44-ФЗ (223-ФЗ) и тогда ни один заказчик не сможет нарушить ваши законные права и интересы. Желаю вам удачи!

    P.S.: Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к данной статье. Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.




    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх