10 предложений спп с несколькими придаточными примеры. СПП с несколькими придаточными: примеры

В данной главе:

§1. Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:

1) последовательное подчинение,
2) параллельное подчинение,
3) однородное подчинение.


Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному - второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Я боюсь, что Анна опоздает на экзамен, который должен начаться рано утром.

Схема: [ … ], (союз что …), (союзное слово который …).

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное - придаточным второй степени и т.д.

Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Когда вошла учительница, ребята встали, чтобы поприветствовать её.

Схема: (союзное слово когда …), [ … ], (союз чтобы …).

Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

Я неожиданно почувствовала, как напряжение спало и как легко стало у меня на душе.

Схема: [ … ], (союз как …) и (союз как …).

Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и . Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

Важно, что при однородном подчинении союзы или союзные слова могут опускаться, что характерно для предложений с несколькими придаточными.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного предложения?

  2. Как называется подчинение, когда главному предложению подчиняется первое придаточное, первому - второе и т.д.?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  3. Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  4. Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  5. Когда окончился спектакль, дети захлопали, чтобы артисты почувствовали их благодарность.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  6. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что в следующей серии герой спасёт девушку, в которую он влюблён.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  7. Каким является подчинение в предложении: Я услышал, как хлопнула дверь и как заговорили люди в прихожей.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  8. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что брат будет рад моему подарку и что я сделала очень удачный выбор.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение

Цели:

  • Обучающие : углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; усвоить понятие неоднородное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
  • Развивающие : совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение;
  • Воспитывающие : продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.

Установка урока: организация учебного процесса с целью обеспечения достижения всеми учащимися базового уровня по теме, создание условий для усвоения материала на более высоком уровне для определенной группы учащихся.

Оформление к уроку: плакат "Изучаем сложноподчиненное предложение" (определены задачи, практические навыки при изучении темы); дидактический материал - карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

1. Организация учащихся на урок. Цели и задачи урока; оформление записей в рабочей тетради.

Слово учителя:

Мы продолжаем изучать тему "Сложноподчиненное предложение". Задачи урока: углубить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Практически по этой большой теме мы работали на предыдущих уроках, дома вы отработали теоретический материал по теме (209, Учебник В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова "Русский язык. Теория. 5-9класс" - Просвещение, М. 2005)

Итак, сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, характер подчинения, виды подчинения; отрабатываем практические навыки и умения слышать, видеть и графически воспроизводить структуру предложения; попутно повторим материал по анализу, синтаксической характеристике сложного предложения.

2. Реализация домашнего задания. Уплотненный опрос:

а) 4 ученика работают с карточками индивидуального задания у доски(карточки № 1, 2, 3, 4 - <Приложение 1 >)

б) Класс работает в парах. Задание: опрос - проговаривание изученного теоретического материала по теме урока (Параграф 209 учебного пособия), чертят, объясняют графические схемы сложноподчиненного предложения с разными типами подчинения.

Контроль осуществляется учащимися, оценки дети выставляют друг другу, затем передают листочки с оценками учителю. Учитель контролирует опрос, затем обращает внимание учащихся класса на доску - схемы предложений карточки № 2.

Проверим себя, умеем ли мы на слух определить вид подчинения, структуру предложения, вид придаточного; примеры карточек № 1, 3, 4.

Выводы по проверке домашнего задания и повторению готовят учащихся к следующему виду работы.

3. Графический диктант.

1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Однородное подчинение с придаточными дополнительными (изъяснительными).

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и дополнительным.

3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным - места(II ст.)

4. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Комбинированное подчинение с однородным и последовательным подчинением.

Контроль этого вида работы: на оборотной стороне доски заранее начерчены схемы продиктованных предложений. Дети меняются тетрадями, проверяя друг у друга схемы предложений, сверяя их со схемами, написанными на доске, выставляют друг другу отметки за графический диктант. Затем учитель просит прокомментировать составленные схемы, обращая внимание на четвертую схему с комбинированным типом подчинения и отсутствием запятой перед союзом И при однородном подчинении.

Подводится итог работы:

Мы выполняли работу с отдельными предложениями, учились на слух анализировать структуру предложений, графически воспроизводить ее. Следующий вид работы - с текстом. Работаем в двух группах. На столах учащихся заранее разложены карточки с текстом и заданием к нему (Вариант "А" и "Б").

4. Работа с текстом (Вариант "А" и "Б" - <Приложение 2 >).

  • Задания № 1, 2, 3 выполняются устно.
  • Задание № 4 - письменно.

Контроль: по окончании выполнения работы, заслушиваем ответы учащихся группы "А", затем группы "Б"

Выводы по работе, связанной с анализом текстов (комплексный анализ текста). Особо подчеркиваем выводы по материалу, изучаемому на уроке - сложноподчиненное предложение с несколькими видами придаточных.

5. Следующий вид работы связан с умением пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, умением их конструировать; при этом отрабатывается навык в умении ставить знаки препинания, выделять смысловые части предложений, выразительно их читать.

Итак, развитие речи. Работаем в группах № 1, 2, 3. Находим карточки-задания "Развитие речи" <Приложение 3 >. По окончании работы с карточкой заслушиваем ответы учащихся из групп. Учитель обязательно обращает внимание детей на смысловую сторону текста в любом виде работы по теме.

Выводы: сложные предложения с несколькими придаточными обогащают нашу речь, делают ее ярче, образнее, доказательнее. Обратим внимание на то, что сложноподчиненные предложения используются в рассуждении в текстах публицистического характера.

6. Самостоятельная работа с текстом в двух вариантах (карточки-задания для самостоятельной работы и домашнего задания - варианты "А" и "Б" - <Приложение 4 >)

Предлагается, выполняя самостоятельную работу по тексту, понаблюдать за использованием сложных предложений в художественном стиле речи.

Учащиеся, не закончившие работу на уроке, берут ее в качестве домашнего задания, сдают на следующий урок.

7. Итоги урока. Учащиеся подводят итоги урока, говорят, что нового узнали они на уроке, чему научились.

Учитель обобщает выводы, комментирует оценки, выставленные за урок (оценки получили все учащиеся за теоретический материал и практическую работу, за самостоятельную работу - после проверки ее на следующем уроке)

Многочленные сложноподчинённые предложения (СПП) подразделяют на два типа. К первому типу относятся СПП, в которых все придаточные предложения относятся к главному предложению. В зависимости от значения придаточных предложений и их отношения к главному, разделяют однородные предложения и неоднородные .

Однородные и неоднородные

Однородными называют придаточные предложения, относящиеся к одному и тому же члену главного предложения, либо к главному предложению в целом. Между собой они связываются сочинительной или бессоюзной связью и называются придаточными соподчинёнными.

Примеры : Я видел, как она уходила, и как он долго смотрел ей вслед.

Ещё недавно мы вспоминали, что были очень с ним дружны и что при любой возможности старались увидеться друг с другом.

Неоднородными называются придаточные предложения, относящиеся к разным типам по значению, а также придаточные одного типа, но относящиеся к разным членам главного предложения.

Примеры : Когда он подошёл, я спросил, куда надо идти дальше.

Он объяснил, что нам придётся уйти как можно скорее, и добавил, что даст нам немного еды в дорогу.

Второй тип образуют СПП, в которых придаточные предложения образуют логическую цепочку, то есть первое относится к главному, второе – к первому, третье – ко второму и т.д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточные – соответственно, придаточными первой степени, придаточными второй степени и т.д.

Пример: Я подумал, что пора уже двигаться, чтобы быть к вечеру там, где мы должны были встретиться.

Также сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными могут объединять оба типа.

Например: Вчера он рассказывал, что люди покидают свои жилища, и что скоро некому будет растить пшеницу, и что никто не знает, что нужно делать.

Нам сказали, что мы должны будем быть там, когда придут гости, чтобы открыть дверь, и чтобы принять верхнюю одежду.

В первом примере первые три придаточных предложения относятся к главному предложению, а последнее придаточное (что нужно делать) – к придаточному предложению «что никто не знает». Во втором первое придаточное является придаточным первой степени (второй тип СПП), а остальные три придаточные, являются не только придаточными второй степени, но и неоднородными (первый тип СПП).

Также к многочленным сложноподчинённым предложениям относятся такие, в которых к одному придаточному задаётся вопрос от двух и более главных предложений . В этом случае главные предложения связаны между собой бессоюзной или сочинительной связью.

Пример: Ему явно было больно, он задыхался, и сердце его бешено стучало, когда, наконец, приехала скорая.

Задание 75. Прочитайте информацию о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и ответьте на вопросы, данные после таблицы 10.


Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и шапки. (В.Г. Короленко) СП с параллельным подчинением Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

Когда рассвело, мы обнаружили, что находимся на острове. СП с однородным подчинением Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению. , (), (), (), (). Было интересно наблюдать, как напружинился котенок, как он прижал уши, как зверек метнулся за птицей, как мягко приземлились лапки, увы, пустые. СП с параллельным и последовательным подчинением (комбинированное подчинение) Одни придаточные последовательно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. (Если), то , (как) и (как). Если ему во время обычной утренней прогулки приходилось встречаться со знакомыми, то прохожие за несколько кварталов слышали, как кричит комендант и как дружно вслед за ним лают его мопсы. (А.И. Куприн)

Задание 76. Выучите информацию о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и на отдельном листе воспроизведите таблицу 10, заменяя предложенные примеры своими.

Задание 77. Подчеркните грамматические основы предложений, квадратными скобками обозначьте главные предложения, круглыми – придаточные. Укажите тип подчинения.

1) Мы, замерев, слушали, как свободно лились итальянские кантилены, как отрывисто гремели песни басков, как ликовала вся в звоне труб и пороховом дыму «Марсельеза». (К.Г. Паустовский)

2) Слышалось изредка, когда проезжали мимо ущелий, как где-то с высоты падала вода и шлепала по камням. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

3) Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. (Н.В. Гоголь)



________________________________________________________________________________________

4) Обласканные солнечным лучом листик заячьей капусты сейчас же сложился, как складывается зонтик, когда дождь перестал. (М.М. Пришвин)

________________________________________________________________________________________

5) Рассказывала мне няня, что, если смотреть на стеклышко долго- долго, увидишь живого ангелочка. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

6) Взглянешь на бледно- зеленое, усыпанное звездами небо, на котором нет ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему летний теплый воздух недвижим, почему природа настороже. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

7) Собакевич в четверть часа с небольшим доедал осетра всего так, что когда полицеймейстер вспомнил было о нем, то увидел, что от произведения природы остался один хвост. (Н.В. Гоголь)

________________________________________________________________________________________

8) Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. (М.А. Булгаков)

________________________________________________________________________________________

9) Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними. (Л.Н. Толстой)

________________________________________________________________________________________

10) Но грустно думать, что напрасна была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она. (А.С. Пушкин)

________________________________________________________________________________________

11) Бывает так, что, когда я так стою, вдруг из- под ног вылетает с криком птица. (М.М. Пришвин)

________________________________________________________________________________________

12) Мне открылось, Что Времени нет, что недвижны узоры планет, что Бессмертие к Смерти ведет, что за Смертью Бессмертие ждет. (К.Д. Бальмонт)

________________________________________________________________________________________

Задание 78. Рассмотрите таблицу с правилами о постановке знаков препинания в предложениях с несколькими придаточными.

Правило Примеры
Части СП разделяются запятыми [И старик не сумел ответить], (что он будет делать с кладом), (еслинайдет его). (А.П. Чехов)
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и как, что и если , что и когда , так что и хотя и др., между союзами ставится запятая. , (что, (как),). [И они [олени] до того привыкли], (что,(какзавидят у нас мешок с бобами), бегут к нам и толпятся возле корыта. (М.М. Пришвин)
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы, один из которых двойной, то запятая между союзами не ставится. , (что (если), то). [У многих зверей есть такая повадка], (что(если их гонят), тоони бегут по кругу и возвращаются на то же самое место). (М.М. Пришвин)
Между однородными придаточными запятые ставятся также, как при однородных членах. , (где) и (где). , (где) и (что). (Когда) и (), . [Стали искать], (гдевосток) и (где запад). (М.Е. Салтыков- Щедрин) [Мишка первый проснулся и вскочил на ноги, не понимая], (где он) и (чтос ним). (А.С. Серафимович) (Когдазашло солнце) и (стало темно), [им овладело беспокойство]. (А.П. Чехов) [Приглядевшись, можно было по теням и разным оттенкам цвета догадаться], (гдесквозь леса проходят просеки и проселочные дороги), а (гдескрывается бездонный провал). (К.Г. Паустовский)
Если две главные части соединены между собой союзами и, или, либо и имеют при себе общую придаточную часть, то между главными частями запятая не ставится. и , (когда). [Звезды уже начинали бледнеть] и [небо серело], (когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском). (И.С. Тургенев)

Задание 79. Графически объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

1) Перед вечером, когда уже стало ясно, что неприятель бежит, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, туда была переведена в нынешний день главная квартира. (Л.Н. Толстой)

________________________________________________________________________________________

2) Видел Егорушка, как мало- помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

3) В этот блеснувший миг понял Илья трепетным сердцем, как неистощимо богат он и какую имеют силу. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

4) Когда я вернулся, у Кати были красные глаза и она сидела на скамейке, опустив руки с письмами на колени. (В.П. Катаев)

________________________________________________________________________________________

Задание 80. Составьте предложения по указанным ниже схемам.

1) , (где), (который).

2) (Когда), , (куда).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) , (как) и (как).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) , (если) или (если).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) , (что) и ().

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) , (зачем) и (где).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) , (почему) и (что).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) и , (когда).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9) и , (когда).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10) , (что, (если),).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11) , (что (если), то).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12) , (что, (когда),).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 81.

1) Недаром Салтыков- Щедрин говорил что если хоть на минуту замолкнет литература то это будет равносильно смерти народа. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

2) Меня мучили противоречия между книгами которым я почти непоколебимо верил и жизнью которую я уже достаточно хорошо знал. (М. Горький)

________________________________________________________________________________________

3) Слышно было как ворчала река и без умолку кричали цикады. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

4) Кузьмин сказал в темноту кто он и зачем приехал. (К.Г. Паустовский)

_________________________________________________________________________________________

5) Здесь производилась починка часов и принимал заказы сапожник. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

6) Утро такое тихое что слышно как бегают голубки по крыше и стряхивается со сна Бушуй. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

7) Я долго не мог разобраться где я и что со мной. (А.С. Серафимович)

________________________________________________________________________________________

8) Накричавшись досыта он без всяких переходов и пауз осведомлялся откуда офицеру носят обед и сколько он за него платит. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

9) Когда обрывалась песня и пастух переводил дыханье слышались голоса на улице:

Вот это ма- стер!.. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

Задание 82. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

1) Утром мальчик разбудил меня и рассказал что он сам только что видел как барсук лечит свой обожженный нос. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

2) Неизвестно что сделал бы в своей жизни Пришвин если бы он остался агрономом.

________________________________________________________________________________________

3) Уж будьте милостивы если что можете сделать то сделайте. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

4) Чем больше знает человек тем резче сильнее он видит поэзию земли там где ее никогда не найдет тот кто обладает скудными знаниями. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

5) Ему казалось что он давно уже едет и подпрыгивает что солнце давно уже печет ему в спину. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

6) Леонтьев знал что самый страшный лесной пожар это верховой когда деревья горят целиком от вершины до подножия. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

7) Он развалился на ковре накрылся бараньим тулупом потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее когда был дома. (Н.В. Гоголь)

________________________________________________________________________________________

8) Пока мать готовила пирог Петрушка посадил в печь большим рогачом чугун со щами чтобы не горел зря огонь…. (А.П. Платонов)

________________________________________________________________________________________

9) Кто полюбил тот не будет спрашивать любит ли он. (К.Д. Бальмонт)

________________________________________________________________________________________

10) Когда я пошел к ней было светло и еще не зажигали ламп. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

11) Ясность воздуха придавала какую-то необыкновенную силу и первозданность окружающему, особенно по утрам, когда все было мокро от росы и только голубеющая туманка лежала в низинах. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

Задание 83. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

1) Андрей часто отрываясь от дел ехал посидеть на широком диване Обломова в ленивой беседе отвести встревоженную душу и всегда испытывал то успокоительное чувство какое испытывает человек приходя из великолепных зал в березовую рощу где гулял еще ребенком. (И.А. Гончаров)

________________________________________________________________________________________

2) Я мысленно кланяюсь до земли мебели на которой Вы сидите паркету по которому Вы ходите деревьям которые Вы мимоходом трогаете прислуге с которой Вы говорите. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

3) Пожалуй ни одному из художников не удалось передать таинственное безмолвие северной сыроватой ночи когда каждая капля росы вызывает такую внезапную и сокровенную любовь к России что хочется жить сотни лет чтобы смотреть на эту бледную как полевая ромашка северную красоту. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

4) Когда Челкаш меняясь с ним местами взглянул ему в лицо и заметил что он шатается на дрожащих ногах ему стало еще больше жаль парня. (М.Горький)

________________________________________________________________________________________

5) Ольга Михайловна вспомнила как она чтобы не скучать одной дома в первые месяцы замужества ездила в город на съезд где иногда вместо ее крестного отца графа Алексея Петровича председательствовал Петр Дмитрич. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

6) Княжна Марья умоляла брата подождать еще день говорила о том что она знает как будет несчастлив отец если Андрей уедет не помирившись с ним. (Л.Н. Толстой)

________________________________________________________________________________________

7) Но ей казалось что она вечно будет лететь мимо отвесно уходивших вверх скал зеленых мхов темных расщелин из которых местами как змеи свешивались корни. (А.С. Серафимович)

________________________________________________________________________________________

8) Мне казалось что если я буду идти все прямо то непременно встречусь с Ярмолой на Ириновском шляху. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

9) Пока секретарь собирал совещание прокуратор в затененной от солнца темными шторами комнате имел свидание с каким- то человеком лицо которого было наполовину прикрыто капюшоном хотя в комнате лучи солнца и не могли его беспокоить. (М.А. Булгаков)

________________________________________________________________________________________

10) Прежде чем вывести первую букву он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна покосился на темный образ по обе стороны которого тянулись полки с колодками и прерывисто вздохнул. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

11) Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. (В.Г. Короленко)

________________________________________________________________________________________

12) В один из весенних вечеров в конце марта когда уже на земле не было снега и в больничном саду пели скворцы доктор вышел проводить до ворот своего приятеля почтмейстера. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:

1) последовательное подчинение,
2) параллельное подчинение,
3) однородное подчинение.

Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Пример: [Она пришла в ужас"], (когда узнала), (что письмо нёс отец) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.), (с. что).


придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Пример: Параллельное подчинение

(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брю­сов) - (союз если), [ сущ.], (с.слово которая).

Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении.

Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

Пример: [Но грустно думать], (что напрасно была нам мо­лодость дана), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она)... (А. Пушкин) - [глагол], (союз что), (союз что), (союз что)...


Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх