Английская грамматика легко и просто. Английская грамматика по уровням

«Не желаю я грамотно говорить. Я хочу говорить как леди», — эти слова принадлежат Элизе Дулиттл, героине знаменитой пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».

Элиза, может быть, и не желала учиться говорить грамотно, но без грамматики она не смогла бы говорить вообще. Мы сейчас ведем речь о грамматике как системе слов и синтаксических конструкций, присущей конкретному языку. Грамматика в этом смысле — «главное наше достояние», подчеркивал наставник Элизы, профессор Генри Хиггинс.

Но это не единственное определение грамматики. Систематическое изучение и описание языка или группы языков — это тоже грамматика, дескриптивная грамматика. Профессор Хиггинс главным образом занимался всего одним ее аспектом — фонетикой, или изучением звуков речи. Говор простого люда Генри Хиггинс заносил в свою записную книжку — вот весьма точный образ того, что представляет собой дескриптивная грамматика.

И все же для большинства «говорить как леди» означает говорить правильно, так, как предписано, говорить в соответствии с языковой нормой. О значимости именно прескриптивной грамматики заявил Бернард Шоу, когда написал в предисловии к «Пигмалиону»: «Англичане не уважают родной язык и упорно не желают учить детей говорить на нем». Именно о необходимости прескриптивного подхода и реплика Рекса Харрисона, исполнявшего роль профессора Хиггинса в мюзикле «Моя прекрасная леди»: «А есть места, где наш язык сведен уже на нет. В Америке он не в ходу Бог знает сколько лет!».

Зачем нам учить грамматику английского языка?

Грамматика — это инструмент, с помощью которого можно описать любой язык. Грамматика дает имена словам (words) и словосочетаниям (word groups), из которых складываются предложения (sentences). Уже в раннем детстве мы учимся составлять предложения — грамматика родного языка подвластна каждому. Изучая английский в школе, ВУЗе, с репетитором или на , мы сталкиваемся с необходимостью еще раз самостоятельно и осознанно проходить этот путь. И тут уже нам нужно иметь представление о типах слов и словосочетаний и о том, как они складываются в предложения.

Грамотные люди чаще добиваются успеха в отношениях с противоположным полом
Согласно онлайн-опросу, в котором приняли участие 1700 человек, 43% пользователей на сайтах знакомств считают низкий уровень грамотности жирным минусом к привлекательности.
Более трети (35 %) утверждают, что грамотность — это сексуально. Опрос также показал, что женщины более требовательны к грамотности партнера, чем мужчины (Michael Sebastian, “43 Percent of Singles Say Bad Grammar Is a Turnoff”).

Части речи в грамматике английского языка

В зависимости от функции в предложении, слова относят к той или иной части речи (part of speech). В английском языке 8 частей речи. Всего лишь выучив их названия, вы, конечно же, не станете профессором грамматики английского языка. Зато вы составите базовое представление об английском языке и будете готовы приступить к чтению других статей на нашем сайте — а уж эти статьи помогут вам значительно продвинуться в изучении грамматики английского языка.

Запомните: если предложение состоит из одного слова, в роли этого слова может выступать только междометие (interjection).

Другие части речи, — существительные (nouns), местоимения (pronouns), глаголы (verbs), прилагательные (adjectives), наречия (adverbs), предлоги (prepositions) и союзы (conjunctions), — выступают в сочетаниях. Чтобы понять, к какой части речи отнести слово, мы должны посмотреть не только на само слово, но и на его значение, место и роль в предложении.

Рассмотрим три предложения:

  1. Jim showed up for work two hours late. (Джим показался на работе на два часа позже).
    Здесь work — это то, ради чего Джим-таки явился на службу.
  2. He will have to work overtime. (Ему придется поработать сверхурочно).
    А здесь work — это действие, осуществлять которое будет Джим.
  3. His work permit expires in March. (Его разрешение на трудоустройство истекает в марте).
    Наконец, тут work обозначает признак существительного permit.

В первом предложении слово work выступает в роли существительного, во втором — глагола, а в третьем — прилагательного.

Надеемся, вы еще не запутались? Давайте посмотрим, какие функции выполняют 8 частей речи в английском языке.

Часть речи

Основная функция

существительное

называет одушевленный объект, место или предмет

pirate, Caribbean, ship
(пират, Карибы, корабль)

местоимение

замещает существительное

I, you, he, she, it, ours, them, who
(я, ты. он, она, оно, наш, их, кто)

выражает действие или состояние

sing, dance, believe, be
(петь, танцевать, верить, быть)

прилагательное

обозначает признак существительного

hot, lazy, funny
(горячий, ленивый, смешной)

обозначает признак глагола, прилагательного
или другого наречия

softly, lazily, often
(нежно, лениво, часто)

показывает отношения между существительным (местоимением) и другими словами в предложении

up, over, against, for
(вверх, через, против, для)

соединяет слова, части сложного предложения и

and, but, or, yet
(и, но, или, еще)

междометие

выражает эмоции

ah, whoops, ouch
(а! ой!)

NB! Артикли (the, a/an) когда-то считались отдельной частью речи. Сейчас их чаще причисляют к категории определяющих слов или детерминативов (determiners).

Из чего мы строим предложения

ТОП-18 грамматических терминов с кинопримерами

Освежите грамматику английского языка с помощью запоминающихся цитат из ваших любимых кинолент и блесните знаниями на собеседовании или экзамене! Мы собрали «досье» на 18 самых распространенных грамматических терминов с довольно необычными примерами:

1. Действительный (активный) залог — Active Voice

Форма глагола, которая обозначает действие, совершаемое субъектом (то есть главным действующим лицом предложения, выраженным подлежащим, subject). Иными словами, речь идет о том, как кто-то что-то делает, производит, совершает, то есть действует активно.

Эта конструкция противоположна пассивному (страдательному) залогу (см. далее).

“We buy things we don"t need, with money we don"t have, to impress people we don"t like.”

Мы покупаем вещи, которые нам не нужны, на деньги, которых у нас нет, чтобы впечатлить людей, которые нам не нравятся.

“Years ago, you served [прошедшее время] my father in the Clone Wars; now he begs [настоящее время] you to help him in his struggle against the Empire.”

Много лет назад вы служили моему отцу во время Войн клонов; теперь он умоляет вас помочь ему в борьбе против Империи.

(Принцесса Лея — генералу Кеноби, «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда», 1977)

8556

Вконтакте

Одноклассники

Как выглядит английская грамматика по уровням?

В этом посте подробно обсудим, какую грамматику проходят на разных уровнях изучения английского - от начального до продвинутого. Увидим примеры этой грамматики и проведем небольшой тест.

На всякий случай напомню, что грамматика - это всего лишь один аспект изучения языка. Нужный, полезный, да. Но далеко не единственный.

А как было бы хорошо - выучил грамматику и, считай, освоил английский))


Английская грамматика по уровням

Вы увидите, что частенько на разных уровнях повторяется одна и та же грамматика. Подробнее о том, почему так происходит, в . Вкратце же:

  • не все грамматические конструкции усваиваются с первого раза (повторение - мать учения)))
  • на низких уровнях явления рассматриваются отдельно друг от друга, а на более высоких уровнях - сравниваются между собой
  • по мере улучшения уровня английского выясняется, что у каждой грамматической конструкции есть нюансы и тонкости, о которых коварные преподаватели до поры до времени молчат, чтобы не создавать путаницу

Английская грамматика по уровням - в разных учебниках - выглядит примерно одинаково. Поэтому за основу возьму один из самых популярных учебников - English File.

Кстати, эта английская грамматика по уровням может быть своего рода тестом. Загляните в любой раздел и посмотрите - понимаете ли вы предложения с примерами грамматики? Но - что еще важнее - используете ли вы такие конструкции в речи? Если нет, возможно, это пока не ваш уровень. Если да, перейдите в следующий уровень и проделайте то же самое.

Английская грамматика по уровням - короткий путь в нужный раздел:

Грамматика уровня Beginner / Starter

На уровне Beginner проходят основы основ - самые простые конструкции. Одновременно - и самые важные, потому что на них будет основана вся сложная грамматика более высоких уровней.

На этом уровне много внимания уделяется формам - опять-таки, чтобы достичь определенного автоматизма в простых вещах, вроде I am, you are, he is. Грамматические конструкции на уровне Beginner в основном рассматриваются отдельно друг от друга, чтобы избежать путаницы сравнений и нюансов.

Какую грамматику
проходят на уровне
Beginner / Starter

Пример грамматики

утверждения
отрицания
вопросы
I"m from Russia / You"re in class 2 / He"s 30 years old.
I"m not from Moscow / You aren"t late / He isn"t French.
Am I late? Are you from the UK? Is he French?
How are you? Where is he from?
Единственное и
множественное
число
a book - books
a watch - watches
an umbrella - umbrellas
this, these
that, those

What"s that? What are those?
Притяжательные
местоимения

he - his / she - her / it - its
Притяжательное "s
Maria"s children, John"s birthday, my parents" car
Прилагательные
It"s a fast car - This car is fast
They"re expensive shoes - These shoes are expensive

утверждения
отрицания
вопросы
I have breakfast at home / She lives in a flat.
I don"t go to work by bus / She doesn"t have a pet.
Do you understand me? / Does she work here?
Where do you live? / When does she start work?
Наречия
(adverbs of frequency)
always, usually
often, sometimes,
hardly ever, never
Вопросы с be и do
Where are you from? / Where do you live?
can, can"t
I can play the guitar / I can"t sing. / Can I park here?
like, love, hate
с герундием
I like swimming / I love reading
I hate doing housework
Present Continuous
I"m driving to the airport at the moment
What are you doing?
There is / there are
There is bar in this hotel but there aren"t any restaurants.
Past Simple:
was / were
regular verbs
(правильные глаголы)
irregular verbs
(неправильные глаголы)
I was born in 1988.
Where were you at 7 o"clock last night?
I arrived in Stockholm early in the morning.
What time did you arrive?
I bought some souvenirs.
What did you buy?
Present Continuous
для будущего времени
I"m arriving in Venice on April 10.
Where are you staying?

Грамматика уровня Elementary

Уровень Elementary очень похож на предыдущий уровень. Скажу больше, частенько вместо Beginner мы с учениками беремся сразу за Elementary, просто чуть более тщательно его проходим.

Грамматика Elementary практически один в один повторяет грамматику предыдущего уровня.

Какую грамматику
проходят на уровне
Elementary

Примеры грамматики
to be: am / is / are
утверждения
отрицания
вопросы
My name"s Anna / You"re early / My email address is...
I"m not English / It isn"t far
Where are you from? / What"s your phone number?
How old are you?
Притяжательные
местоимения
I - my / you - your / we - our / they - their
he - his / she - her / it - its
Единственное и
множественное
число
a book - books / a watch - watches
an umbrella - umbrellas
a man - men, a woman - women, a person - people
this, these
that, those
What"s this? What are these? How much is this bag?
What"s that? What are those?
Прилагательные
It"s an empty box- This box is empty.
They"re cheap / quite cheap / really cheap
Повелительное
наклонение (imperative)
Let"s
Open the door / Sit down / Turn off your mobile.
Let"s take a break / Let"s go to the cinema.

утверждения
отрицания
вопросы
I wear glasses / They drink tea / It rains a lot
I don"t have children / They don"t live here / It doesn"t work
Do you live in a flat? / Does she speak German?
What time does it open?
Притяжательное "s
Whose
Justin Bieber"s sister, George Clooney"s father
Whose bag is it?
Предлоги времени
и места
at 7am, in the morning, at the weekend, in March
on Monday, at school, in the park
Наречия
always, usually, often, sometimes, hardly ever, never
every day, twice a week, three times a year
can / can"t
Where can I park? / I can"t hear you.
Present Continuous
What"s happening? What are you looking at?
Object pronouns
I - me / we - us / they - them
he - him / she - her / it - it
like / love / enjoy
don"t mind
hate с герундием
I like / love / enjoy reading in bed.
I don"t mind cooking.
I hate getting up early.

Are you a fan of any band?
When do you usually listen to music?
Past Simple
was / were
regular verbs
(правильные глаголы)
irregular verbs
(неправильные гл.)
Where were you?
I was at a party last weekend / They were angry
They chatted and listened to music.
What did they do?
I wore a black dress.
What did you wear?
there is / there are
some / any
There"s a dining room. There are three bedrooms.
Are there any neighbors? There are some paintings.
there was / there were
Was there a mini-bar in your room?
There were 3 other guests.
Исчисляемые и
неисчисляемые
существительные
an apple, a banana
some sugar, some rice
We need some sugar / There isn"t any milk.
How much / how many
a lot of, some, none
How much free time do you have?
How many friends do you have on Facebook?
Сравнительные
прилагательные
A proton is heavier than an electron.
Mosquitoes are more dangerous than sharks.
good - better / bad - worse / far - further
Превосходные
прилагательные
It"s the longest river in the world.
It"s the most popular art gallery in the world.
Going to для планов
I"m going to travel round Europe.
Going to для прогнозов
You"re going to like it.
Наречия
speak fast, know him well, drive carefully
Глаголы
с инфинитивом
want to talk to you, would like to learn to cook
need to stop
Артикли
I"m a student / It"s the oldest university in Europe.
Present Perfect
I"ve seen Harry Potter but I haven"t read the book.
Have you ever eaten sushi?


Грамматика уровня Pre-intermediate

На уровне Pre-intermediate уже начинают сравнивать разные конструкции между собой и выяснять нюансы. Почему где-то лучше сказать I study economics , а где-то - I"m studying economics .

Какую грамматику
проходят на уровне
Pre-intermediate

Пример грамматики
Порядок слов
в вопросах
Do you speak English? What languages do you speak?
Did you go out last night? Where did you go?
Present SImple
She has a lot of hobbies. We don"t get on very well.
Present Continuous
John is wearing a suit today! He usually wears jeans.
Past Simple
Where did you go on holiday last year? We went to Italy.

When you called me, I was talking to my boss.
союзы
although, but, so, because
Going to
планы
прогнозы

What are you going to do when you leave school?
We are going to be late for work!
Present Continuous
для будущих
договоренностей

I"m meeting Joe at 3 o"clock.
When are you coming back?
Relative clauses
This is the restaurant where they make great pizza.
Present Perfect
yet, just, already
I"ve just started a new job.
I"ve already seen this film. / Have you finished yet?
Present Perfect
и Past Simple
Have you ever been to Mexico?
When did you go there?
something / anything
nothing (where / one)
Did anyone phone? No, no one.
Is there anywhere to park?
Сравнительные
прилагательные
и наречия
Driving is more dangerous than flying.
I"m as tall as my brother.
Can you speak more slowly, please?
Превосходные
прилагательные
It"s the best film I"ve seen this year.
It"s the worst meal I"ve ever eaten.
Quantifiers
how much / how many / too / enough
will / won"t / shall
прогнозы,
спонтанные решения
обещания и т.д.
Shall I open the window?
You"ll like it.
I think I"ll go home now.
I"ll always love you.
Употребление
инфинитива
Try not to talk about politics.
I came to this school to learn English.
Be careful not to drive too fast.
Употребление -ing form
(герундия)
Waking up early in the morning makes me happy.
He left without saying goodbye.
Модальные глаголы
have to, don"t have to
must, mustn"t
I have to get up at seven every day.
I don"t have to wear a uniform.
You mustn"t leave your bags here.
should
What do you think I should do? You should see a doctor.
First Conditional
(первое условное)
If I miss the last train, I"ll get a taxi.
Притяжательные
местоимения
mine, yours, theirs, ours
his, hers, its
Second Conditional
(второе условное)
I"d do more exercise if I had more time.
What would you do if you won a million dollars?
Present Perfect
for, since
How long have you lived here?
I"ve known her for 15 years / since we were children.
Passive
present и past
Nowadays a lot of toys are made in China.
This morning I was woken up by the neighbor"s dog.
used to
She used to wear glasses.
might She might come with us, she"s not sure yet.

into, out of, over, along, across, through
So do / am / did I
Neither do / am / did I
I"m married. - So am I.
I don"t know him. - Neither do I.
Past Perfect
The show had already finished by the time I arrived.
Reported speech
(косвенная речь)
He said that he was hungry.
She told me that her car had broken down.
Вопросы без
вспомогательных
глаголов
How many people came to the meeting?
Who invented the radio?


Грамматика уровня Intermediate

На уровне Intermediate тоже сравнивают уже знакомые явления между собой и, конечно, изучают новые.

Какую грамматику
проходят на уровне
Intermediate
Пример грамматики


action / non-action
I never cook vs What are you cooking?
I have a dog vs I"m having lunch
I think it"s a good idea vs I"m thinking about you
Future:
will / won"t
going to
Present Continuous

I"ll help you. Do you think it"ll rain? You"ll love this film!
I"m going to buy a new car. Barcelona are going to win.
They are getting married in October.
Present Perfect
vs Past Simple
I"ve been to London before. He hasn"t found a new job yet.
When did you go there? How did the interview go?
Present Perfect
Pres. Perf. Continuous
for, since
They"ve known each other for 5 years / since 2010.
I"ve been studying English for 10 years.
How long have you been waiting?
Степени сравнения
прилагательных
(comparative adj.,
superlative adj.)
My brother is a bit / much taller than me.
This chair isn"t as comfortable as that one.
It"s the most expensive city in the world.
He"s the smartest person I"ve ever met.
Артикли
I saw a nice house with a fancy porch.
The porch was decorated with plants.
can, could, be able to
I can sing. I could swim when I was 4.
I"ve never been able to dance. I"d like to be able to draw.
must / mustn"t
have to / don"t have to
should / shouldn"t
You must wear a seatbelt / You mustn"t exceed the speed limit.
Do I have to pay now? / You don"t have to come.
You should stop smoking / You shouldn"t drink so much coffee.
Past Simple
Past Continuous
Past Perfect
When I got home, my family had dinnner.
When I got home, my family were having dinner.
When I got home, my family had had dinner.
usually
vs used to
I usually get up at 6am.
I used to get up at 11 when I was unemployed.
The Passive
(все времена)
A lot of films are shot on location. The film is being shot.
The film has been shot. The film will be shot on location.
might, must, can("t)
для догадок
She might like the idea. This must be difficult for you!
You can"t be serious!
First Conditional
Future time clauses
The boss won"t be happy if you are late for work again.
As soon as you get your exam results, call me.
Second Conditional
What would you do if you met a celebrity?
If I were you, I"d buy a new car.
Reported speech
(косвенная речь)
I asked him if he wanted to join us.
She told me she had lost her wallet.
Gerund and infinitive
(герундий
и инфинитив)
I"m not good at remembering names. I don"t mind getting up early.
Shopping is my favorite pastime. I don"t know what to do.
My house is easy to find. Try not to make a noise.
Third Conditional
If I had known about the party, I would have gone.
Quantifiers
I eat a lot of chocolate. She earns a lot. We have plenty of time.
There aren""t enough parks. There"s too much traffic.
Relative clauses
That"s the house where I was born.
Question tags
They live in New York, don"t they? You aren"t angry, are you?


Грамматика уровня Upper-intermediate

К продвинутому уровню Upper-intermediate обычно наступает просветление основы основ уже пройдены. Остается их немного повторить и приступать к интересностям и тонкостям грамматики.

Какую грамматику
проходят на уровне
Upper-intermediate

Примеры грамматики
Question formation
(порядок слов
в вопросах)


Are you talking about me?
What are you talking about?

What time does it open?
Do you know what time it opens?

Auxuliary verbs
(вспомогательные
гглаголы)
I like dogs, but my wife doesn"t.
- I loved the film! - So did I.
- I"ve finished. - Have you?
the ... the ...
comparatives
The sooner, the better.
The longer you wait, the worse it gets.
Present Perfect vs
Present Perfect
Continuous
She has been writing novels
since she was a student.
She"s written 30 novels.
Adjectives as nouns
Adjective order
(прилагательные
в качестве
существительных,
порядок прилагательных)
The Chinese invented paper.
The poor are getting poorer.
They need to create more jobs
for the unemployed.

I bought a beautiful Italian leather bag.

Narrative tenses:
Past Simple,
Past Continuous,
Past Perfect
Past Perfect Continuous
We had been flying for about two hours
when suddenly the captain told us to
fasten our seat belts because we
were flying into a thunderstorm. When
this happened, most passengers
hadn"t finished their meals yet.
so ... that
such ... that
There was so much traffic that we nearly missed the flight.
It was such a great show that I want to see it again.
Position of adverbs
and adverbial phrases
(наречия)
He walks slowly.
I"ve almost finished.
Ideally, we should leave at 8.
Future Perfect

Future Continuous

They will have finished painting
the house by Monday.
Don"t phone between 6 and 7, we"ll be
having dinner then.
Zero and First
Conditionals
Future time clauses
If you haven"t been to Paris, you haven"t lived.
If we are lucky, we"ll have sold the house by Christmas.
I"ll call you as soon as I"ve talked to the boss.
Unreal conditionals
If you exercised more, you"d be much healthier.
He would have died, if he hadn"t been wearing a helmet.
Конструкции
с wish
I wish I was 20 years younger!
I wish I hadn"t bought this car! / If only I hadn"t bought ...
I wish you would stop calling me at night.
Gerunds and infinitives
(герундий и инфинитив)
Remember to lock the door VS I remember locking the door.
I stopped to smoke VS I stopped smoking.
Used to, be used to,
get used to
I used to live in the countryside. I was used to the peace
and quiet. I can"t get used to the noise of the city.
must have been / done
might have been / done
can"t have been / done
It must have been difficult for you.
They might have left.
I can"t have lost it.
Verbs of the senses
(глаголы восприятия)
It smells good. It feels comfortable.
You look tired. Sounds interesting.

(пассивный залог)
+ it is said that ...
+ have something done
My car has been stolen. You can be fined for making noise.
The church was being renovated when I last saw it.
The criminals are believed to have fled the country.
I need to have my car fixed.
Reporting verbs
He persuaded me to quit my job.
She apologized for not being on time.
Clauses of contrast
and purpose
(придаточные предложения
противопоставления
и цели)
I went to work even though I wasn"t feeling well.
Although I was tired, I didin"t want to go to bed.
In spite of / Despite the fact that she"s 85, she"s very active.
I went to the bank in order to speak to my bank manager.
I wrote it down so as not to forget.
whatever, whenever
whoever
Have a seat wherever you like.
Whatever happens, stay calm.
Uncountable
and plural nouns
(неисчисляемые сущ. и
сущ. во множеств. числе)
I need some advice. I"ll give you two pieces of advice.
It"s made of glass. Can I have a glass of water?
The hotel staff is very friendly / The hotel staff are very friendly.
The police are canvassing the area.
Quantifiers
All fruit contains sugar VS All the animals in this zoo look sad.
She wanted to study either physics or mathematics.
Articles
My father is in hospital. They"re building a new hospital.


Грамматика уровня Advanced

Какую грамматику
проходят на уровне
Advanced

Примеры грамматики
Have - auxiliary
or main verb
(have как
вспомогательный
и основной глагол)
Do you have any money on you?
Have you got any cousins?
I haven"t a clue.
Do I have to pay now?
I need to have my eyes tested.
Discourse markers
and linkers
(союзы и связки)
Despite / In spite of her age, she"s still very active.
Despite / In spite of the fact that she"s 85, she"s very active.
I keep checking my email in case there"s an urgent message.
Pronouns
(местоимения)
They say it"s never too late to change your life.
We decorated the house ourselves.
Past events:
habitual or specific
Привычные и
единичные события
в прошлом
I"d wanted to buy a new car for a long time. I"d been saving up
for 2 years and when I finally bought it, I was over the moon.

I used to have a car but I don"t anymore.
Every night my mom would tell me a bedtime story.

Get
Значения
и употребление
Let"s get a taxi. / It"s getting dark. / He might get sacked.
I need to get my passport renewed.
Get Jane to call me.
Discourse markers:
adverbial expressions
As a matter of fact, I don"t like football.
On the whole, I believe women are better drivers than men.
As far as the price is concerned...
Speculation
and deduction
Догадки и
предположения
I must have forgotten to lock the door.
You might have been injured.
It can"t have been easy.
It ought to have arrived by now.
Inversion
(изменение порядка
слов в предложении)
Never have I heard such a ridiculous argument.
Not only is he attractive, (but) he"s also smart.
Little did I know.
Distancing
It appears that the situation is going to get worse.
There seems to be a mistake in the bill.
There is thought to be some tension between them.
Unreal uses of
past tenses
If only you hadn"t forgotten the map!
I"d rather you left the dog outside.
It"s time we stopped arguing.
Verb + object +
infinitive / gerund
We expect the bus to arrive at 7.
I want Real Madrid to win.
Conditional
sentences
+ mixed conditionals
They won"t get a table unless they"ve booked it in advance.
Provided the bank lends us the money, we"re going to buy it.
If I"d listened to your advice, I wouldn"t be in trouble now.
Permission, obligation
necessity
You don"t need to take a jacket VS You needn"t lock the car.
You aren"t supposed to park here.
Verbs
of the senses
You seem to have made a mistake.
I saw him cross the street VS I saw him crossing the street.
Complex gerunds
and infinitives
She thanked him for having helped her.
By the time I"m 30, I hope to have started a family.
Future plans and
arrangements
My brother is due to arrive at 8.
I am about to get promoted.
The Prime Minister is to visit India next week.
Ellipsis
- You must see his latest film. - I already have.
He did it even though I told him not to.
- It wasn"t my fault. - Well, if you say so...
Nouns
-s"
of
compound nouns
I borrowed my mother"s car / She"s at the hairdresser"s.
She"s got ten years" experience.
Can you remember the name of the film?
I opened the car door, got in and fastened the seat belt.
Adding emphasis
(усиление)
Cleft sentences
What I need is some rest.
What happened was we left our umbrellas in the taxi.
The reason why I bought it was because it was cheap.
Relative clauses
My brother who lives in Australia is a programmer.
VS
My brother, who lives in Australia, is a programmer.
I haven"t seen him for 2 weeeks, which is a bit worrying.

Вот и вся английская грамматика по уровням.

Неужели после уровня Advanced английская грамматика заканчивается? Нет, конечно)) Если смотреть на уровни, есть еще уровень Proficiency, но линейки разговорных курсов действительно заканчиваются на уровне Advanced.

Возможно это потому, что:

  • даже амбициозному пользователю английского языка редко когда нужен уровень выше Advanced (не говоря уж про среднестатистических изучающих, которые останавливаются в районе Intermediate)
  • на высоких уровнях люди уже умеют находить нужные аутентичные материалы самостоятельно и самостоятельно же организовывать свое обучение
  • на высоких уровнях многие задумываются о более практическом и прицельном использовании английского - например, подготовка к международным экзаменам (IELTS, TOEFL и другие) или специализированные курсы по профессии

А тонкостей даже после уровня Advanced еще много остается!

Как вам английская грамматика по уровням?

Получилось с ее помощью определить свой уровень? Поделитесь в комментариях!

Английский язык существенно отличается от русского. В целом, в мире нет языков очень похожих друг на друга, как и нет похожих людей. Даже близкие языковые родственники отличаются друг от друга. Каждый язык уникален, и особенно он уникален в грамматике. Это стоит учитывать при переводе словосочетаний и текстов.

Английский язык имеет свою грамматику. Кому-то она может показаться простой, кому-то сложной. Но в общем, если брать в сравнение русский язык, то грамматика английского языка довольно-таки проста.

В чем же заключается простота английской грамматики?

Давайте поищем веские аргументы.

1. Практически можно сказать, что существительные в английском языке не имеют рода, не имеют падежа, не имеют дифференциальных окончаний. Это, естественно упрощает язык. Давайте, к примеру, возьмем слово сын и его эквивалент в английском son. Русский язык: «Я иду к сыну», «Мой сын — студент», «Я люблю моего сына». Английский язык: «I’m going to my son», «My son is a student», «I love my son». Посмотрите, в русском языке у существительного столько разных окончаний, в английском же мы всегда имеем дело с одним неизменяемым словом son. Не нужно запоминать лишних окончаний для каждого лица, склонения, числа, падежа.

2. Слов в английском языке меньше. А все это происходит потому, что в английском языке одно слово может быть одновременно и существительным, и прилагательным, и глаголом. Таких слов очень-очень много. К примеру, слово drink может переводиться как существительное «напиток» или глагол «пить». Слово like может переводиться как глагол «нравиться», как прилагательное «похожий», как существительное «вкус», не говоря уже о том, что это слово может выступать в качестве предлога.

3. В английском языке наблюдается фиксированный и довольно простой порядок словообразования. Запомните глагол to differ (различать) и суффикс прилагательного –ent, а когда вы встретите слово different, нетрудно будет догадаться, что это прилагательное «различный». Немного аналитического мышления, и вовсе не обязательно знать все английские слова!

Впрочем, о простоте грамматики можно еще говорить и говорить. Тем не менее, это вовсе не означает, что грамматику можно освоить за час. Чтобы писать и говорить на английском без ошибок, нужно проделать не одно упражнений, закрепить изученные правила. Изучение любого иностранного языка требует длительной работы.

Структура предложений

Грамматика в английском языке является строгой. Если бы англоговорящие не соблюдали грамматики, они бы не понимали друг друга. Английский язык – аналитический. А это значит, что в английском языке является важным порядок слов. Русский язык – синтетический, в нем мы можем менять порядок слов как угодно. В английском же этого делать нельзя. Поэтому мы начнём изучать грамматику с порядка слов. Порядок слов в разных предложениях может быть разным. В обычном повествовательном предложении порядок слов такой:

1. Обстоятельство места или времени. Когда? Где?

2. Подлежащее. Кто? Что?

3. Сказуемое. Что делает? Что сделал? и т.д.

4. Дополнение. Кому? Чему? и т.д.

5. Обстоятельства. Куда? и т.д.

При подлежащем или дополнении может стоять также определение, которое ставится перед словом. Для ясности приведем пример: «Макс пишет интересные истории отцу». В этом предложении мы можем поменять некоторые слова местами, нас поймут, и ошибки не будет. В английском же языке существует исключительно один вариант перевода: «Maks is writing the interesting stories to his father». Мы не можем изменить порядок слов.

Порядок слов в вопросительных предложениях строится иначе. Сначала идет вспомогательный глагол, затем подлежащее, после которого следует сказуемое, и потом уже дополнение и обстоятельство. «Ты видел этот доклад?» — «Have you seen this report?»

Глаголы в английском языке

Что самое сложное в грамматике английского языка? Пожалуй, это глагол. Он имеет множество времен. Если в русском языке всего 3 времени, то в английском больше. Глаголы могут быть основными (drink, sing) или вспомогательными (с помощью которых образуются вопросы и времена, be, have, do, will, shall). Глаголы могут быть переходными или непереходными. Особенность переходного глагола заключается в том, что он требует прямого дополнения. Также глаголы могут быть правильными или неправильными. Таблицу неправильных глаголов нужно выучить наизусть. Для образования формы прошедшего времени и причастия прошедшего времени у правильных глаголов прибавляется окончание –ed. К примеру, слово «играть»: play — played – played. У неправильных глаголов окончания могут быть разными. Пример: write – wrote – written (писать). Ещё одна особенность английского языка – присутствие модальных глаголов. Это особый тип глаголов. Такие глаголы могут выражать способность, необходимость, обязанность, совет и др. В основном, они не требуют частицы to после себя. Также они не изменяют своей формы в различных временах. Пример: He must call. Здесь нет окончания –s, которое обязательно должно быть, потому что местоимение he (он) – местоимение 3 лица.

Времена в английском языке

Теперь давайте поговорим об английских временах.

1. Настоящее время. Всего существует четыре настоящих времени.

Present Simple . Это простое время. Мы должны использовать его, когда говорим о каком-либо регулярном действии в настоящем времени или о каком-то факте. Например: «Он любит плавать» — «He likes to swim». «Я обычно пью кофе» — «I usually drink coffee». Образуется это время просто – используется обычный глагол, а в 3 лице единственного числа (he, she, it) к глаголу добавляется окончание –s.

Present Continuous . Это время длительное, созданное для выражения действия, происходящего в данный момент времени. «Он сейчас пишет статью» — «He is writing an article now». Время образуется добавлением к основе глагола окончания –ing и с помощью вспомогательного глагола to be (I am, you are, he is, we are, they are).

Present Perfect . Это действие, которое уже совершилось. Правильнее было бы его назвать прошедшим. «Он только что написал» — «He has just written». Образуется это время при помощи вспомогательного глагола to have (который в единственном числе 3-его лица имеет форму has) и причастия прошедшего времени. Если это правильный глагол, добавляется окончание –ed, а если неправильный, то форму глагола нужно запомнить. В вышеуказанном примере мы имеем дело как раз с неправильным глаголом.

Present Perfect Continious . Это время служит для выражения такого действия, которое длилось до настоящего времени. «Я работаю уже 3 месяца» — «I have been working for three months».

2. Прошедшее время. Прошедших времени три.

Past Simple . Это время обычное, простое, указывающее на действие, произошедшее в прошлом. «Он приехал 2 часа назад» — «He arrived 2 hours ago». Образование – просто добавляется к глаголу окончание –ed (если глагол неправильный, то используется форма прошедшего времени).

Past Continuous . Время прошедшее длительное. «Я писал 3 часа» — «I was writing for 3 hours».

Past Perfect . Является прошедшим, уже совершившимся действием в прошлом. «Она написала статью к 9 утра вчера» — «She has written the article by 9 a.m. yesterday».

3. Будущие времена. Будущих времени два.

Future simple. Будущее простое время. Обычное будущее время, образующееся при помощи вспомогательных слов shall (для 1 лица) и will. «Я напишу завтра» — «I shall write tomorrow». В последнее время форма shall используется редко.

Future continuous . Время будущее продолжительное. Используется, когда мы хотим сказать, что действие продолжится когда-то в будущем. «Она будет писать письмо завтра в 3 часа» — «She will be writing a letter at 2 tomorrow».

Активный и пассивный залог

Выше перечислены времена активного залога. Но в английском языке также существует пассивный залог. Это такой залог, когда нужно показать, что действие совершается кем-то. Примеры: «Он еще не опубликовал свою статью» (актив), «Его статья ещё не опубликована» (пассив). – «He hasn’t published his article yet» (active), «His article hasn’t been published yet» (passive). Это обзор глагольной системы в английском языке. В целом же, она требует более тщательного изучения.

Артикли английского языка

Стоит также отметить существование в английском языке артиклей. Это неопределенный артикль а и определенный the. Они употребляются с существительными. Артикль – одно из сложных явлений в английском языке. Хотя на самом деле, ничего сложного в них нет, просто мы не сталкиваемся с ними в русском языке, поэтому для нас артикли кажутся чужими. Определенный артикль употребляется когда мы говорим об определенном предмете: «Дай мне стакан» (понятно какой стакан, он стоит на столе). Но возьмем похожий пример: «Дай мне стакан воды» (непонятно, какой именно стакан, человеку просто захотелось пить). В этом случае употребляется неопределенный артикль.

Мы кратко познакомились с некоторыми особенностями грамматики английского языка. Знание грамматики любого языка очень важно. Без грамматики не может быть языка, невозможно понимание сказанного, именно поэтому при изучении иностранных языков так много времени уделяется грамматике!

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра иностранных языков

КРАТКИЙ КУРС ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Учебно-методическое пособие

для студентов заочного отделения

2-е издание, исправленное и дополненное


ББК Ш 143.21-923

Р е ц е н з е н т:

старший преподаватель кафедры иностранных языков, лингвистики и

межкультурной коммуникации Пермского государственного

технического университета Т. Э. Рылова

Авторы-составители: ст. преп. каф. иностранных языков Н.П. Зонина,

ст. преп. каф. иностранных языков Н.В. Карпенко

К 78 Краткий курс грамматики английского языка: учеб.-метод. пособие для студентов заочного отделения / авт.-сост. Н.П. Зонина, Н.В. Карпенко; Перм. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Пермь, 2008. – 80 с.

В издании освещаются основные грамматические явления современного английского языка, знание которых необходимо для правильного письма, ведения беседы и понимания текстов на английском языке. Теоретический материал предлагается на русском языке, к названиям грамматических терминов приводятся английские эквиваленты. Использованы примеры из оригинальной художественной литературы и грамматик известных английских издательств.

Последовательность изложения материала исходит из опыта работы со студентами заочного отделения и основывается на принципе «от простого к сложному». В то же время изложение материала позволяет изучать одни темы независимо от других, поэтому последовательность их изучения можно изменять, исходя из потребностей преподавания.

Предназначено для студентов заочного отделения.

ББК Ш 143.21-923

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Зонина Н.П., Карпенко Н.В., составление, 2005

© Зонина Н.П., Карпенко Н.В., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2008


Предисловие

В настоящее время на земном шаре существует более двух тысяч различных языков и диалектов. В одних случаях это язык, на котором говорят всего лишь несколько тысяч человек. В других случаях язык обслуживает огромное число говорящих. К таким языкам относятся русский, китайский, английский, испанский, французский и арабский языки.

Английский язык распространен во всех частях света. Он является родным языком большинства населения Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Соединенных Штатов Америки, Канады. Богата и разнообразна художественная литература на английском языке.

Изучение английского языка очень актуально сегодня. В большинстве стран мира английский язык широко используется в дипломатии, при составлении деловых и коммерческих документов. Он является одним из пяти официальных языков Организации Объединенных Наций, наряду с французским, испанским, русским и китайским.

Каждый седьмой человек в мире либо знает, либо изучает английский язык. Изучение иностранного языка является обязательным в каждом высшем учебном заведении и базируется на двух основных аспектах – обучении лексике и грамматике. Предлагаем вашему вниманию краткий курс грамматики английского языка и надеемся, что он поможет либо усвоить заново, либо систематизировать уже имеющиеся знания по грамматике.


1. Существительное (thenoun)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто это?» или «что это?»

Существительные в английском языке разделяются на исчисляемые и неисчисляемые. Исчисляемые существительные обозначают предметы, которые можно сосчитать: achair – стул, alawyer – юрист, aquestion – вопрос. Неисчисляемые существительные - это названия веществ и абстрактных понятий, которые не поддаются счету: water – вода, milk – молоко, freedom – свобода, friendship – дружба и пр. Исчисляемые существительные употребляются в единственном числе и множественном числе. Неисчисляемые существительные множественного числа не имеют.

Некоторые существительные в английском языке употребляются только в единственном числе: advice – совет, советы; knowledge – знания; news – новость, новости; money – деньги.

Некоторые существительные в английском языке употребляются только во множественном числе: spectacles – очки, trousers – брюки, scissors – ножницы, goods – товар, товары, clothes – одежда, wages – зарплата.

1.1 Множественное число существительных (thePlural)

Существительное в английском языке имеет единственное (thesingularform) и множественное число. Большинство существительных в английском языке образуют множественное число прибавлением к форме единственного числа окончания “– s”. Окончание “ – es” прибавляется, если:

· существительное в единственном числе заканчивается на

шипящий или свистящий звук (-s, -ss, -sh, -ch, -tch, -x):

a bus – buses, a lunch – lunches, a class – classes, a watch – watches, a bush – bushes, a box – boxes;

· существительное в единственном числе заканчивается на “– у”

с предыдущей согласной; при этом “– у” изменяется на “– i”:

a story – stories, a fly – flies.

Примечание. Если перед “– у” стоит гласная, то прибавляется окончание “– s”по общему правилу: boy – boys, day – days;

· существительное в единственном числе заканчивается на“– о”:

a hero – heroes, a tomato – tomatoes.

Исключения: a piano – pianos, a photo – photos, a disco - discos.

· существительное в единственном числе заканчивается на “– f”

или “– fe”, при этом “f” изменяется на “v”:

a wife – wives, a shelf – shelves, a wolf – wolves, a knife – knives, a life – lives.

Исключения: a roof – roofs, a chief – chiefs, a safe – safes.

Окончание “– s (es)” произносится :

[s] - после глухих согласных:

a lamp – lamps , a lake – lakes

[z] - после гласных и звонких согласных, кроме:

a train – trains , a sea – seas

После шипящих и свистящих звуков:

a place – places ["pleisiz], a rose – roses ["rouziz], a wish – wishes ["wiSiz],

a bench – benches ["bentSiz], a page – pages ["peidZiz].

Особые случаи образования множественного числа существительных

· Множественное число некоторых существительных образуется

изменениемкорневогогласного (бездобавленияокончания): a man – men , a woman ["wumqn] – women ["wimin], a foot – feet, a tooth – teeth ,

a goose – geese, a mouse – mice.

· Существительное child ["tSaild] во множественном числе имеет форму

children ["Cildrqn], существительное ox –oxen.

· Существительные sheep – овца, deer – олень, fish – рыба

имеют одинаковую форму в единственном и множественном числе.

· Некоторые существительные латинского и греческого происхождения

сохраняют формы множественного числа, которые они имели в этих языках:

a datum – data, a phenomenon – phenomena, a crisis – crises, a radius – radii.

· У сложных существительных форму множественного числа принимает

толькоглавноесуществительное: a daughter-in-law – daughters-in-law,

a school-mate – school-mates, a passer-by – passers-by.

1.2 Падежи существительных

В отличие от русского языка, где есть шесть падежей существительного, в английском языке их лишь два: общий (theCommonCase) и притяжательный (thePossessiveCase).

Общий падеж не имеет специальных падежных окончаний. Связь существительного в общем падеже с другими словами выражается предлогами, а также определяется местом существительного в предложении.

Существительное в общем падеже с предлогом “to” или “for” может соответствовать русскому существительному в дательном падеже:

I gave the ticket to my sister. – Яотдалбилетсвоейсестре.

Не bought a ball for his son. – Онкупилсынумяч.

Сочетание существительного в общем падеже с предлогом “of” преимущественно соответствует русскому родительному падежу:

the answers of the students – ответыстудентов.

Общий падеж существительного с предлогами “by” и “with” часто выражает такие отношения между словами, которые в русском языке передаются творительным падежом:

America was discovered by Columbus. – АмерикабылаоткрытаКолумбом.

The letter was written with а red pencil. – Письмобылонаписанокраснымкарандашом.

1.3 Притяжательныйпадеж (the Possessive Case)

Притяжательный падеж отвечает на вопрос whose? (чей?, чья?, чье?, чьи?).

Притяжательный падеж единственного числа образуется прибавлением к существительному апострофа (’) и окончания “ – s”, которое произносится :

[s] – после глухих согласных:

Kate’s toy – игрушка Кати,

[z] – после гласных и звонких согласных:

UncleTom’s Cabin – хижина дяди Тома,

– после шипящих и свистящих звуков:

Alice’s ["xlisiz] adventures – приключения Алисы.

· Если существительное в единственном числе заканчивается на “- s, - ss,

Х,” то на письме в притяжательном падеже добавляется преимущественно только апостроф, хотя обычное обозначение “–’s” также возможно; в обоих случаях окончание произносится :

James’ (или James’s) coat – пальто Джеймса,

Dickens’ (или Dickens’s) life – жизнь Диккенса.

· Если существительное во множественном числе заканчивается на

“ – s”, то в притяжательном падеже к нему добавляется только апостроф, а в произношении никаких изменений не происходит:

myparents’ car – машина моих родителей.

· Если существительное во множественном числе не заканчивается на

“ – s”, то его притяжательный падеж образуется так же, как и в единственном числе, то есть добавлением “–’s”: children’sshoes – туфли детей.

Существительное в притяжательном падеже, как правило, стоит перед другим существительным и служит определением к нему. На русский язык оно переводится родительным падежом существительного или притяжательным прилагательным: children’snotebook – тетрадь детей, детская тетрадь.

В притяжательном падеже употребляются в основном существительные, которые обозначают названия живых существ:

a girl’s name – имя девочки, the horse’s tail – хвостлошади.

Кроме этого, в притяжательном падеже употребляются :

а) существительные, которые обозначают время и расстояние:

threeweeks’ holiday – трехнедельный отпуск, amile’sdistance – расстояние в одну милю;

В последние годы изучение английского языка стало столь востребованным, что некоторые порой даже удивляются тому, что кто-то его не знает. Это неудивительно, поскольку английский можно считать самым «интернациональным», на нем говорят практически во всех странах мира (конечно же, помимо родного языка). Те, кто желает для себя дальнейших карьерных перспектив, стремятся выучить его в самую первую очередь, и только потом могут при желании приступить к изучению других языков. Конечно, это непросто, ведь правила английского языка, его грамматика, разительно отличаются от тех, что присущи родному языку человека. И, помимо них, необходимо выучить множество иностранных слов, дабы уметь изъясняться так, чтобы тебя поняли. Но, предположим, что вы уже давно приступили к изучению, и вам необходим список самых распространенных ошибок, допускаемых при разговоре или написании текста. Предлагаем принять к сведению основные правила английского языка, в которых чаще всего совершаются ошибки.

  1. Глаголы Present Simple (настоящее неопределенное время): они используются в том случае, когда речь идет о каком-либо действии (I do - я делаю), происходящем вообще. Например: I drive a bus - Я вожу автобус. То есть, это действие происходит не обязательно в сей момент, оно происходит вообще, постоянно. Помните, что такие глаголы употребляются в «чистом» виде только по отношению к местоимениям I, we, you, they (я, мы, ты, они). При местоимениях he, she, it (он, она, оно) к глаголам добавляестся окончание -s-, например: Henry works in a bank - Генри работает в банке.
  2. Правила английского языка гласят, что вспомогательный глагол will (в данном случае не переводится), который служит для того, чтобы образовать будущее время, не употребляется с такими словами какwhile, when, after, before, as soon as, till, until - в то время как, когда, после, раньше, как только, пока, до тех пор.
  3. to и must, несмотря на схожесть значения, все же различаются по смыслу. Таким образом, I have to do it означает «я должен/вынужден это сделать», а I must to do it следует понимать как «я обязан это сделать».
  4. Изучая далее правила английского языка, обратите внимание, что глаголы с окончанием -ing- употребляются перед at, in, of, with, for, instead of, about, in spite of (в, в, из, с, к, а, примерно, несмотря на) и после after, before (после, до). Например: are you interested in reading of this book - заинтересованы ли вы в прочтении этой книги?

Помимо этого, необходимо помнить о правильности построения предложений. Мы привыкли, что русский язык столь велик и могуч, что позволяет произвольную перестановку слов между собой, и смысл предложения от этого не изменится и будет понятен. В английском все не так: если переставить как вздумается, то получится не что иное, как обычный набор слов, не имеющих связи. Именно по этой причине важно учить правила английского языка, в котором существует девять видов предложений, каждый из которых строится по своим собственным законам. Классификация видов такова:

1) повествовательные (подлежащее - простое сказуемое - остальные части речи);

2) вопросительные (строятся, основываясь на ожидаемый ответ: общие вопросы, на которые вполне можно ответить «да, нет»; специальные, требующие только полного ответа; вопросы выбора; разделительные, состоящие из предложения и самого вопроса);

3) повелительные (единственный который не имеет подлежащего);

4) восклицательные (по строению идентичны повествовательным, но с большим выражением и интонацией);

5) отрицательные (имеют только одно отрицание);

6) ответы на вопросы (строятся в зависимости от заданного вопроса);

7) (именные и глагольные, например: it is cold - холодно, или it’s getting warm - становится тепло);

8) неопределенно-личные (one can do it easily - это можно сделать легко);

9) сложные предложения (состоят из нескольких независимых предложений).

Конечно, все это лишь краткие основы английского языка, ведь правил, на самом деле, гораздо больше. Но ничего невозможного, как вы знаете, не бывает. Поэтому, если желание выучить английский очень велико, помимо правил, не забывайте о том, что на этом языке нужно общаться. Дело в том, что, выучив язык только на бумаге, вы с трудом сможете его понимать в разговорной речи, не имея практики. Если общаться по-английски не с кем, выход прост: смотрите фильмы без перевода и старайтесь улавливать интонации, особенности произношения слов и другие нюансы. Так вы быстрее начнете думать, а, следовательно, говорить на английском языке максимально свободно.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх