Как страховая считает амортизацию по осаго. Износ по осаго — разбираемся на пальцах

Износ по ОСАГО - одна из основных причин, почему выплат может не хватить на ремонт автомобиля. Владелец транспортного средства старше 5 лет уже точно не сможет оплатить покупку новой детали, взамен поврежденной, только за счет страховки.

Как производится расчет износа

Для расчета износа для ОСАГО у страховых компаний существует несколько различных методик. Вне зависимости от того, какая из них используется, наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

  • дата выпуска автомобиля;
  • пробег;
  • срок эксплуатации поврежденной детали, только если по ней есть конкретная информация.

При расчете износа по ОСАГО наибольшее влияние часто оказывается именно временем изготовления транспортного средства. В результате всего за год размер потенциальной компенсации может уменьшиться на 8%.

Если в результате ДТП были повреждены шины, то по ОСАГО с учетом износа вы сможете получить минимум средств, если они были куплены давно. Для свежих покрышек следует хранить документы, подтверждающие дату их приобретения.

Также на размер компенсации по шинам влияет:

  • высота рисунка протектора у новой шины;
  • текущая высота рисунка протектора;
  • законодательно установленная минимальная высота рисунка протектора.

Поэтому, если у вас старый автомобиль, но шины были куплены недавно - сохраните на них документы. Тогда вы сможете получить компенсацию за них без износа по ОСАГО.

Максимальный размер износа

Законодательно установлено, что максимальный размер износа составляет 50%. Например, если автомобиль 2001 года выпуска попал в ДТП, то по формуле его узлы будут изношены более, чем на 70-80%.

Но водитель получит не такую маленькую компенсацию. При выплате по ОСАГО расчет износа будет в любом случае снижен до 50%. Это позволяет гарантировать справедливые выплаты, которых хватит на проведение большей части ремонта.

Можно ли взыскать сумму износа с виновника

Несмотря на то, что вам придется доплачивать за детали, для ОСАГО износ обязательно учитывается в расчете, взыскать эту сумму с виновника ДТП не получится. Законом определяется, что участник аварии с полисом уже застраховал свою ответственность. Поэтому весь ущерб должен компенсировать его страховщик.

Как отмечалось выше, при выплате по ОСАГО расчет износа учитывается в обязательном порядке. Поэтому сумма, выплаченная страховой компанией, итоговая, и вы не сможете получить больше с участников ДТП.

Ремонт без учета износа

Некоторые водители могут получить ремонт без учета износа по ОСАГО. Обычно страховые компании предлагают специальные дополнительные услуги клиентам, которые никогда не попадали в ДТП по своей вине.


В результате владелец транспортного средства может:

  • отремонтировать автомобиль у официального дилера, при этом расчет износа для выплаты ОСАГО проводится не будет;
  • получить повышенную выплату, не превышающую действительную стоимость транспортного средства;
  • получить компенсацию, даже если у виновника ДТП отсутствует страховой полис.

Такая дополнительная услуга подходит опытным водителем с безупречным стажем вождения. Она позволяет существенно сэкономить время, силы и средства при получении компенсации и выполнении ремонтных работ.

Вы можете самостоятельно оценить сумму выплат, использовав для расчета износа по ОСАГО калькулятор. Он анализирует все необходимые параметры и дает такой же результат, как и у страховой. Предварительные расчеты затем можно использовать для проверки своего страховщика на занижение суммы выплат.

Комментарии

Другие статьи по теме «ОСАГО»

Новости по теме

На дорогах России до 4-х миллионов водителей – с поддельными полисами ОСАГО и до 10-ти миллионов – без них

Во время выступления на страховом бизнес-форуме в городе Сочи Сергей Уфимцев, являющийся вице-президентом ВСС сообщил о том, что на 40 миллионов действующих страховых полисов ОСАГО приходится около 4-х миллионов поддельных страховых полисов.

Еще чуть больше десятка лет назад, когда не было закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», или Закона об ОСАГО, получить компенсацию за разбитую по чужой вине машину было довольно проблематично, в большей мере по причине низкой платежеспособности виновников ДТП. Ведь тогда приходилось долго собирать документы, обращаться в суд за получением исполнительного листа, а потом долго добиваться выплаты компенсации. Довольно часто - безрезультатно. И, как итог, восстанавливать автомобиль приходилось за свой счет.

С принятием Закона об ОСАГО государство, по сути, взяло под свой контроль сложности с возмещением полученного ущерба. По идее, каждый водитель обязан приобретать недешевый полис страхования гражданской ответственности и, если он станет виновником ДТП, выплаты пострадавшей стороне должна произвести компания-страховщик. Вроде все придумано логично и правильно. Почему же тогда и сейчас на слуху разные непонятные ситуации, когда потерпевшие за свой счет восстанавливают свой транспорт? Или когда выплат не хватает на полноценный ремонт, а только на оплату части выставленного СТО счета. Раньше виновнику аварии было выгодно, чтобы потерпевший «не смог» получить от него компенсацию, теперь же стремление потерпевшего получить законную выплату от страховой компании встречается с нежеланием этой компании расставаться с уже ставшими родными деньгами страхователей. То есть, страховщики ищут все возможные способы избежать выплаты страховки, или хотя бы максимально уменьшить ее размер.

Что удивительно, государство в некоторой мере поддерживает эти хитрости страховщиков. Вот, например, вопрос суммы возмещения с учетом износа транспортного средства (ТС). Даже наши блюстители законов, суды и практикующие юристы никак не могут придти к единому мнению по этому вопросу. Коротко по сути вопроса. В правилах об ОСАГО существует такой себе п.63, которым регламентируется определение размеров страховых выплат. В тексте этого п.63 есть такая фраза: «При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах». 24 мая 2010 года в Постановлении № 361 Правительство РФ уточнило, как и по какой методике должны рассчитывать этот износ все организации, причастные к выплатам по ОСАГО.

Чтобы было понятно, переведем п.63 на человеческий язык. Вот есть автовладелец дядя Вася и у него есть автомобиль Лада. Не новенькая. Ездит он на ней несколько лет, детали этой Лады потихоньку изнашивает. В том числе и амортизаторы, состояние которых с каждым днем эксплуатации ухудшается, а цена их уменьшается. В один невезучий день в дяди Васину Ладу въехал невнимательный дядя Коля на Жигулях, помял Ладу и амортизаторы вышли из строя бесповоротно. У дяди Коли есть полис ОСАГО от супер-пупер страховой компании «КЛМНО» и переживает он так себе – пусть раскошеливаются страховщики на ремонт Лады, ему бы свои Жигули как-то подлатать.

А дядя Вася отвез Ладу на сервис и там ему насчитали за ремонт энную сумму, в том числе 100 денег за новые амортизаторы. Тут страховщики и говорят, а почему мы должны платить за новые? У нас п.63 Правил об ОСАГО. Мы учтем износ амортизаторов и оплатим только их стоимость на момент аварии. Ведь у дяди Васи пострадали старые, изношенные детали, он же их потерял насовсем, а не новые. Старые были изношены на 60% - так сказала «независимая» экспертиза, которую назначила страховая компания (тут почему-то вспомнилась фраза о том, кто платит, то и музыку заказывает). Значит, мы от 100 денег отнимем эти 60% и компенсируем дяде Васе только 40 денег за амортизаторы. Вот! Вроде все правильно. Эту точку зрения поддержал Верховный Суд РФ в решении от 25.11.2003 N ГКПИ03-1266, аргументируя подпунктом «б» п. 63, который гласит: «…в случае повреждения имущества потерпевшего размер страховой выплаты определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов)».

То есть оплачивать надо только то, что повреждено. По этой логике, дяде Васе на СТО надо было поставить б/у-шные амортизаторы с 60% износа - и было бы все замечательно. С точки зрения виновника ДТП и страховой компании – это очень правильно.

А с другой стороны? Дядя Вася ездил себе со своими родными амортизаторами, никого не трогал и дальше бы ездил долго и спокойно, пока бы амортизаторы не сносились совсем. Тогда бы он их сам поменял за свои кровные – на новые. А тут невнимательный дядя Коля все испортил и дядя Вася не может ездить вообще. На СТО поставили новые амортизаторы, потому что старые они не ставят. Но получается, что 60% их стоимости должен из своего кармана оплатить потерпевший дядя Вася, которому это совершенно не нужно было, да и денег у него сейчас нет. С логикой дяди Васи согласился Высший Арбитражный Суд России (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.02.2007 № 13377/06), который говорит, что оплачивать надо полную стоимость ремонта – то есть дядя Вася должен получить исправную машину на ходу. А так, как существует п.63 Правил об ОСАГО, то разницу в 60 денег стоимости надо взыскать с виновника ДПТ дяди Коли в судебном порядке. А Верховный Суд на это парирует, мол, тогда дядя Вася получит «необоснованное обогащение», то есть ему возместят лишних 60 денег, которых в дяди Васиной Ладе не было. Вот такая дилемма получается.

Это высшие суды никак не могут придти к единому мнению. А сколько решений, противоречащих друг другу, приняли суды низших инстанций! Практикующие юристы уже зубы съели на толковании Закона об ОСАГО, в частности, в проблеме учета износа, а также по касательному вопросу утраты товарной стоимости (УТС). Суть его в том, что даже замечательно отремонтированная битая машина все равно уже битая и никогда больше не будет иметь ту рыночную стоимость, что в небитом состоянии.

Но мы отвлеклись. Так вот, потерпевшие вполне резонно ждут выплаты в размере полной стоимости ремонтных работ, а страховщики с виновником держатся за учет износа при выплатах. Первых поддерживает Арбитражный Суд РФ, а также Конституционный Суд РФ (определение 200-О-О). На стороне вторых Верховный Суд РФ. Было бы хорошо выработать единую позицию на совместном пленуме этих судов.

А что делать простым людям? Если дядю Васю не устраивает размер выплат, потому что их не хватает на покрытие расходов по восстановлению авто, то ему надо обращаться в суд первой инстанции. Оптимальный вариант – найти толкового юриста в области автоправа. Тогда есть шанс увеличить выплаты по ОСАГО, да еще и получить дополнительную компенсацию согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ («За пользование чужими денежными средствами»). Страховщикам придется оплатить и судебные издержки, и стоимость всех экспертиз. Если этого не произойдет, то надо подавать кассацию и защищать свои права дальше.

Владельцы пострадавших машин, возраст которых более десяти лет (в каком бы хорошем состоянии они не находились) при расчете стоимости восстановительного ремонта получают от страховых компаний смехотворно маленькие суммы компенсаций за запчасти. Ведь по закону допускалось применение максимального коэффициента в 80% за износ. И именно такой коэффициент для авто «в возрасте» применяли оценочные фирмы, аффилированные со страховыми компаниями. На практике это приводило к тому, что владелец получал от страховой такую компенсацию, которой не хватало на нормальный ремонт транспортного средства. Ведь сложно представить, что уважающий себя авторемонтный центр будет заниматься восстановительным ремонтом, используя б/у детали. А для автосервисов официальных дилеров это просто недопустимо, хотя бы с точки зрения безопасности эксплуатации автомобиля и гарантии на проводимые работы.

Причем при расчете величины компенсации для хозяина поврежденной «немолодой» машины было бы более выгодно не заменить какой-либо кузовной элемент, а отремонтировать его. Так как на ремонтные работы понижающий коэффициент износа не распространяется.

Еще хочется отметить, что расчеты выплат с учетом износа производятся именно в России. В Европе в случае ДТП автомобиль ремонтируется полностью за счет страховки виновника аварии. И, естественно, в расчетах учитывается стоимость новых запчастей.

В основе идеи применять коэффициент износа лежит принцип того, что владелец авто не должен улучшать свою машину за счет страховщика. При этом неудобства для не виновного в аварии водителя (потерянное время, отсутствие средства передвижения, необходимость искать хороший автосервис, упущенная материальная выгода) в расчет не принимаются и моральный вред не компенсируются.

За последние несколько лет, в сфере страхования, ничего существенно не менялось. Но 2014 год (и в частности октябрь месяц) стал исключением, поменялись тарифы выплат по ОСАГО, снизился процент износа деталей и др. (более подробно – ). Одним из ключевых моментов можно назвать именно изменение процента износа. Что, несомненно, должно радовать автомобилистов.

До октября года процент износа составлял до 80% — согласитесь, коэффициент большой. Это и понятно, ни один страховщик не хотел, и не хочет покрывать клиенту износ деталей, которые идут под замену.

В основном судебные разбирательства были связаны с , часто происходили случаи занижения реальной стоимости деталей. Вследствие чего пострадавшим приходилось пользоваться услугами частных экспертов и судиться для оценки реального ущерба и стоимости деталей, а удовольствие это не дешёвое. Ведь каждая страховая компания пользовалась своими различными программами для расчета стоимости. И противостоять такой схеме расчета было не возможно.

Теперь процент износа уменьшен с 80% до 50%. Хотя если полис виновника в ДТП выписан до 01.10.2014, то страховые компании имеют право считать износ до 80%.

А 16 октября 2014 года Президиум РСА (Российский Союз Автостраховщиков) принял единый справочник расчета стоимости запчастей .
Справочники подготовлены в соответствии с требованиями Положения Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» и Положения Банка России от 19 сентября 2014 года № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства». Применение единой методики является обязательным для страховщиков или их представителей, экспертов-техников, экспертных организаций при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств и судебных экспертов при проведении судебной экспертизы транспортных средств. В этом справочнике содержится более 80 млн. позиций по оценке стоимости запчастей.

Плюсом так же стало то, что на некоторые детали, например, ремни, подушки безопасности и фары износ теперь вообще не будет учитываться. Их замену страховая компания должна оплачивать полностью. Расчет производится исходя из многих данных, таких как: возраст автомобиля, его год, где он эксплуатировался, страна-производитель. Такие справочники должны облегчить жизнь, в первую очередь, автомобилистам, ведь теперь есть четкие указания откуда брать цены на запчасти. Появляется возможность получать реальную выплату за ущерб при ДТП. Но сможет ли им воспользоваться им простой автомобилист? Сказать сложно, с одной стороны справочники должны быть доступны для общественного пользования, с другой стороны, пока их никто не видел.

Аксиния Романова, Алексей Полтавский, Автоклуб78

В рамках действия ФЗ №40"Об ОСАГО",существует перечень деталей с нулевым износом, т.е. стоимость. данных деталей,возмещается в полном объеме. Данный список,с нулевым износом,утвержден Министерством Транспорта РФ.

Ниже,вы можете с ним ознакомиться.

Номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств

1. Подушки безопасности (устройства, устанавливаемые на транспортном средстве, которые в случае удара транспортного средства автоматически раскрывают эластичный компонент, предназначенный для поглощения энергии удара посредством сжатия содержащегося в нем газа).
2. Ремни безопасности, включая замки крепления, устройства натяжения и ограничения усилий, детские удерживающие устройства.
3. Баллоны конденсационные пневматической системы тормозов.
4. Влагоотделители пневматической системы тормозов.
5. Воздухораспределители пневматической системы тормозов.
6. Головки соединительные пневматической системы тормозов.
7. Датчики пневматической системы тормозов.
8. Камеры тормозные пневматической системы тормозов.
9. Клапаны перепускные пневматической системы тормозов.
10. Клапаны защитные пневматической системы тормозов.
11. Клапаны ускорительные пневматической системы тормозов.
12. Клапаны управления тормозами прицепа пневматической системы тормозов.
13. Компрессоры пневматической системы тормозов.
14. Краны тормозные пневматической системы тормозов.
15. Краны разобщительные пневматической системы тормозов.
16. Краны управления тормозами прицепа пневматической системы тормозов.
17. Манометры пневматической системы тормозов.
18. Регуляторы давления пневматической системы тормозов.
19. Регуляторы тормозных сил пневматической системы тормозов
20. Редукторы пневматической системы тормозов.
21. Ресиверы (баллоны воздушные) пневматической системы тормозов.
22. Трубопроводы пневматической системы тормозов.
23. Фильтры воздушные пневматической системы тормозов.
24. Измерительные устройства электронно-пневматических тормозных систем.
25. Электронные блоки управления электронно-пневматических тормозных систем.
26. Исполнительные механизмы электронно-пневматических тормозных систем.
27. Бачки расширительные главного тормозного цилиндра гидравлической системы тормозов.
28. Клапаны выпуска воздуха гидравлической системы тормозов.
29. Регуляторы тормозных сил гидравлической системы тормозов.
30. Насосы вакуумные гидравлической системы тормозов.
31. Трубопроводы гидравлической системы тормозов.
32. Усилители гидравлической системы тормозов.
33. Цилиндры главные тормозные гидравлической системы тормозов.
34. Цилиндры рабочие тормозные гидравлической системы тормозов.
35. Аккумуляторы давления антиблокировочной тормозной системы.
36. Блоки управления антиблокировочной тормозной системы.
37. Датчики скорости вращения колеса антиблокировочной тормозной системы.
38. Насосы антиблокировочной тормозной системы.
39. Реле гидравлического насоса антиблокировочной тормозной системы.
40. Реле магнитного клапана антиблокировочной тормозной системы.
41. Барабаны тормозные.
42. Датчики износа тормозных колодок.
43. Датчики положения педали тормоза.
44. Диски тормозные.
45. Индикаторы неисправности тормозной системы.
46. Кронштейны крепления педали тормоза.
47. Колодки тормозные.
48. Колодочный тормоз трамвая.
49. Механизмы тормозные в сборе.
50. Накладки тормозные.
51. Педали тормоза.
52. Пружины педали тормоза.
53. Пружины тормозных колодок.
54. Пылезащитные чехлы тормозной системы.
55. Регулировочные механизмы барабанного тормоза.
56. Регуляторы давления тормозной системы.
57. Рельсовый тормоз трамвая.
58. Рычаги поворотные тормозного механизма.
59. Рычаги (ручки) ручного тормоза мотоциклов.
60. Суппорты.
61. Тяги педали тормоза.
62. Аккумуляторы давления рулевого управления.
63. Бачки расширительные насоса гидроусилителя рулевого управления.
64. Валы рулевого привода.
65. Картеры рулевого механизма.
66. Клапаны управления гидравлического усилителя руля.
67. Колеса рулевые.
68. Колонки рулевого управления.
69. Кулаки поворотные рулевого управления.
70. Манжеты рулевого механизма.
71. Механизмы рулевые в сборе.
72. Наконечники рулевой тяги.
73. Насосы гидроусилителя рулевого управления.
74. Опоры промежуточные рулевого привода.
75. Радиаторы масляные гидравлического усилителя рулевого управления.
76. Распределитель рулевого усилителя.
77. Шестерни рулевого механизма.
78. Рейки рулевые.
79. Ремни насоса гидравлического усилителя руля.
80. Сошки.
81. Трубопроводы гидроусилителя рулевого управления.
82. Тяги и рычаги рулевые.
83. Усилители гидравлические рулевого управления.
84. Усилители электрические рулевого управления.
85. Цилиндры силовые рулевых усилителей.
86. Шарниры рулевого управления.
87. Рули мотоциклетного типа.
88. Демпферы руля мотоциклов.
89. Тросы управления тормоза мотоциклом.
90. Брусы тяговые сцепных устройств.
91. Головки сцепные.
92. Кронштейны тяговых сцепных устройств.
93. Крюки запорные сцепных устройств.
94. Опорно-сцепные устройства.
95. Подушки резиновые сцепных устройств.
96. Пружины сцепных устройств.
97. Сцепные устройства крючкового типа.
98. Тяги сцепные.
99. Фланцы соединительные сцепных устройств.
100. Шаровые наконечники сцепных устройств.
101. Шкворни сцепные.
102. Сцепные устройства трамвая.

Похожие материалы:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх