Автотехническая экспертиза вопросы. Исследование обстоятельств происшествия. Цели и задачи решаемые транспортно-трасологической экспертизой

Данная экспертиза детально изучает ДТП и тщательно определяет все параметры движения участников аварии. Все данные, полученные в ходе этой независимой автоэкспертизы, сравниваются с нормами, которые распространяются на определенный участок дороги.

Эксперт выясняет особенности тормозного пути автомобилей и наличие у водителей каких-либо возможностей избежать столкновения.

Транспортно-трасологическая экспертиза

Этот вид экспертизы посвящен всестороннему изучению разных типов следов на месте ДТП и пострадавших машинах. Такая автоэкспертиза дает возможность определить расположение транспортного средства в момент дорожно-транспортного происшествия, траекторию их движения до и после аварии.

Кроме того, в ходе подобных исследований эксперты выясняют, какие повреждения получили машины непосредственно при столкновении. Этот вид экспертизы чаще всего осуществляется вместе с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

Автотовароведческая экспертиза

Данный вид экспертизы применяется для определения размера ущерба, который был нанесен ТС в аварии. В настоящее время такая автоэкспертиза считается самой востребованной, так как большинство споров между участниками ДТП основаны на разногласиях, связанных с размерами денежной компенсации.

Такая экспертиза дает возможность узнать точную рыночную цену восстановления автомобиля, количество остатков, которые можно использовать в дальнейшем и установить размер потери в товарной стоимости.

Экспертиза технического состояния ТС

Эта автоэкспертиза предусматривает тщательную проверку ТС на наличие неисправностей и возможных причин их возникновения. Кроме того, она дает возможность специалистам определить методы устранения неполадок и оценить затраты на осуществление ремонтных работ.

Очень важно, чтобы транспортные средства оставались в неизменном после аварии состоянии. Ведь подобная экспертиза позволяет выяснить, была ли поломка автомобиля причиной дорожно-транспортного происшествия.

Дорожно-транспортная экспертиза

Эта экспертиза предусматривает тщательные исследования определенного дорожного участка, где произошло ДТП. Данный тип независимых исследований применяется сегодня довольно редко. Такая экспертиза включает в себя:

  • изучение разметки дороги,
  • расположение дорожных знаков, ограждающих конструкций и других объектов.

Автоэкспертиза такого рода используется только в том случае, если есть основания полагать, что причиной аварии стала именно неправильная организация дорожного движения на определенном участке.

В рамках автотехнической экспертизы возможно ответить так же на следующие вопросы:

1. Имеются ли на автомобиле признаки внесения изменений в конструкцию транспортного средства?

2. Имеются ли на автомобиле наличие устройств, не предусмотренных заводом изготовителем?

3. Если такие устройства или изменения в конструкции имеются, будет ли установка таких устройств или внесение изменения в конструкцию транспортного средства отвечать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720 г. Москвы «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»?

4. Если такие устройства или изменения в конструкции имеются, будет ли установка таких устройств или внесение изменения в конструкцию ТС соответствовать требованиям Правил дорожного движения РФ, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасность транспортных средств?

В рамках автотовароведческой экспертизы возможно решение следующих вопросов:

1.Какова стоимость восстановительного ремонта повреждений , полученных в результате ДТП, произошедшего (дата)?

Суду, назначившему экспертизу, либо лицу, заявившему ходатайство о назначении экспертизы, необходимо конкретизировать дату, на которую нужно определять стоимость (на дату ДТП, либо на день проведения экспертизы).

Так же необходимо указать, какую из стоимостей необходимо определять:

Стоимость восстановительного ремонта повреждений, полученных в результате ДТП по данным официального дилера;

Среднерыночную стоимость;

Стоимость в конкретной организации.

2. Какова стоимость восстановительного ремонта с учётом стоимости ремонта скрытых повреждений ?

3. Какова стоимость восстановительного ремонта повреждений, полученных в результате ДТП, с учётом износа (либо без учёта износа)?

, связанные с наездами на пешеходов :

1. С какой скоростью двигалось ТС-1 в данных условиях к моменту начала торможения, исходя из указанной в ИД длины следа торможения на юз.

2. Какой остановочный путь имеет ТС-1 в условиях места происшествия.

3. На каком расстоянии от места наезда находилось ТС-1 в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД.

4. Располагал ли водитель ТС-1 технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД, или появлении его из-за ТС-2.

5. Имел ли возможность потерпевший выйти за пределы полосы движения автомобиля, если бы водитель своевременно применил торможение, при том же темпе движения пешехода.

6. Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель автомобиля в данной дорожной ситуации и соответствовали его действия с технической точки зрения требованиям ПДД.

Вопросы на разрешение экспертизы столкновением транспортных средств :

1. С какой скоростью двигалось ТС-1 (или ТС-2) перед торможением, если длина следа юза до столкновения составляет..... м, после столкновения ТС-1, развернулось на..... гр. и продвинулось до остановки на..... м?

2. На каком удалении находилось ТС-1 от места столкновения в момент начала движения ТС-2 через перекресток (или выезда на его полосу в момент обгона или объезда ТС-3 или в момент возникновения опасности?

3. Каков остановочный путь ТС-1 в данной ДТС при экстренном торможении в данных дорожных условиях со скорости, установленной экспертом или (следствием)?

4. Имел ли водитель ТС-1 техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент (указать момент возникновения опасности или в момент обнаружения опасности в зоне видимости)

5. Имел ли техническую возможность (успевал ли) водитель ТС-2 выехать за пределы полосы движения ТС-1, если бы последний, двигаясь с разрешенной скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости.

6. Какими пунктами Правил должен был руководствоваться водитель ТС-1 в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям ПДД.

7. Какова с технической точки зрения причина данного происшествия и не находятся ли в причинной связи действия водителя ТС-1 или ТС-2 с данным происшествием.

При столкновении ТС в отдельных случаях следствию есть необходимость в решении вопросов по транспортной трасологии :

1. Каков механизм столкновения ТС-1 и ТС-2?

2. Каков угол взаимного расположения ТС-1 и ТС-2 в момент столкновения?

3. Где относительно границ проезжей части находится место столкновения ТС-1 и ТС-2?

Для этой цели необходимо кроме указанных ИД представить для осмотра оба транспортных средства с повреждениями без их искажения при транспортировке и хранении до момента осмотра.

Вопросы на разрешение экспертизы при расследовании ДТП, связанных с потерей устойчивости ТС с ударом о препятствие, столкновением и т.п. :

1. Какова критическая скорость автомобиля на повороте с данным радиусом?

2. Возможно ли опрокидывание или занос на повороте с данным радиусом на указанной скорости и указанной загрузке?

3. Какова причина потери устойчивости транспортного средства, не вызвано ли это техническим состоянием ТС, дорожными условиями или действиями водителя по управлению ТС.

4. Какими пунктами ПДД следовало руководствоваться водителю в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям Правил с технической точки зрения.

При наличии указанных ИД экспертом могут быть решены следующие вопросы, при расследовании ДТП, связанных с маневрированием транспортного средства (в процессе обгона):

1. При заданных исходных данных, каково необходимо безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля..... автомобилем.....

2. Каково безопасное расстояние до встречного транспортного средства для выполнения вышеуказанного маневра при исходных данных, указанных в постановлении.

3. Соответствовали ли действия водителя автомобиля (совершающего обгон)... требованиям ПДД и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.

4. Соответствовали ли действия водителя обгоняющего автомобиля и встречного автомобиля требованиям Правил дорожного движения.

При исследовании технического состояния ТС экспертом могут быть решены следующие вопросы:

1. По рулевому управлению ТС:

Каково техническое состояние рулевого управления и поворотных устройств управляемых колес автомобиля..... на момент осмотра; соответствовало ли техническое состояние рулевого управления требованиям ПДД;

Могли ли данные неисправности привести к потере управляемости ТС в условиях данного происшествия;

Если неисправность возникла до ДТП, то мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить ее при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства.

2. По рабочей тормозной системе ТС:

Работоспособна ли на момент осмотра рабочая тормозная система автомобиля........; соответствует ли техническое состояние рабочей тормозной системы требованиям ПДД;

Если тормозная система неработоспособна, то когда и вследствие чего наступил отказ;

Если отказ произошел до ДТП, то не является ли это причиной данного происшествия.

3. По ходовой части ТС:

Каково техническое состояние узлов ходовой части ТС;

Могли ли данные повреждения возникнуть до ДТП и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.

Вопросы для экспертизы согласовываются с экспертом при расследовании ДТП, связанных с исследованием деталей ТС (металлографическое исследование, исследование резинотехнических изделий) .

По автолампам эксперту могут быть поставлены вопросы:

Горела или нет электролампа в момент разрушения колбы (или в момент столкновения);

Какой свет ближний или дальний был включен в электролампе в момент разрушения колбы (или в момент столкновения).


На разрешение эксперта ставятся вопросы при расследовании ДТП, связанных с проверкой показаний :

Кто из лиц, сидящих в автомобиле, находился за рулем в момент ДТП. Не мог ли находиться за рулем автомобиля гражданин....... (указать фамилию и инициалы).

Совместными объектами исследования являются:

Одежда и телесные повреждения;

Масштабные фотоснимки мест повреждения транспортного средства;

Транспортное средство с повреждениями, соответствующие моменту ДТП;

Протокол осмотра места ДТП с масштабной схемой.

Данный вид исследования проводится наряду с другими вопросами, указанными в постановлении, при исходных данных, изложенных выше.

Следует также сказать, что для разрешения названных вопросов, наряду с экспертами автотехниками и судебными медиками, привлекается к исследованию одежды и обуви эксперт трасолог.

Любые ситуации, связанные с неисправностями транспорта, повлекшими за собою автомобильную аварию,требуют проведения судебной автотехнической экспертизы ДТП. Исследование позволяет установить лиц, виновных в дорожно-транспортном происшествии и составить общую картину случившегося. На месте ДТП эксперт анализирует все обстоятельства происшествия, устанавливает виновников и оценивает ущерб. Виновность водителя, из-за которого произошла авария, определяет следователь, дознаватель или суд.

Наш центр судебных экспертиз и исследований выполняет различные автотехнические экспертизы в Москве. Опыт работы наших специалистов составляет более 20 лет.

Мы проводим следующие виды экспертных исследований:

  • Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП ,
  • Транспортно-трасологическая,
  • Инспекция технического состояния авто,
  • Инспекция дорожных условий,
  • Оценка авто.

Услуги автоэкспертизы при ДТП

Основные вопросы, определяемые при судебной автотехнической экспертизе:

  • длина тормозного пути и скорость движения транспорта в момент происшествия,
  • преодолеваемое автомобилем расстояние за время реагирования водителя,
  • наличие или отсутствие технической возможности избежать ДТП,
  • наличие или отсутствие в действиях водителя несоответствия требованиям ПДД (несоответствие как возможная причина происшествия),
  • дистанция, угол взаимного расположения двух ТС при столкновении или наезде машины на пешехода,
  • поврежденные части транспортного средства,
  • характер повреждений на автомобиле,
  • нахождение потерпевших в салоне машин при столкновении,
  • части автомобилей, контактировавшие между собой в первый момент при ударе.

Время, в течение которого наши эксперты ответят на эти и другие вопросы, составляет от 3 до 10 дней. Ровно столько мы отводим на выполнение судебной автотехнической экспертизы при ДТП. Свои заключения к каждому исследованию мы сопровождаем в суде.

экспертное
заключение
содержит:

  • оценку ущерба (сумма с износом и без)
  • акт осмотра автомобиля
  • фотографии повреждений
  • наши сертификаты и свидетельства

Стоимость автотехнической экспертизы

Начальная цена экспертизы в нашем центре – от 15 000 рублей. Точную стоимость и сроки проведения автотехнической экспертизыустанавливает эксперт, после ознакомления с материалами дела. Предварительную информацию об услугах эксперта можно получить по нашим телефонам.

Заказать Оформите заявку сейчас, мы свяжемся с вами в ближайшее время и проконсультируем по всем интересующим вопросам!

Любое дорожно-транспортное происшествие подразумевает тщательное изучение всех обстоятельств, при которых оно было совершено. Сюда входит и поиск виновного лица, и осмотр автомобиля, и оценка причиненного ущерба. Именно для этого существует автотехническая экспертиза.

Что это такое

Что устанавливает автотехническая экспертиза?

Она является одним из видов судебных экспертиз, проводимых при расследовании дел, которые связанны с различными авариями и другими дорожно-транспортными происшествиями.

Экспертиза необходима в первую очередь для того, чтобы выяснить все обстоятельства ДТП. Заключение эксперта в данном случае играет немаловажную роль для установления виновных в суде.

Это комплексное исследование, для проведения которого эксперту необходимы знания в самых разнообразных областях, включая медицину, криминалистику, обслуживания и ремонт транспортных средств и т. д.

Под транспортными средствами в этом ключе подразумеваются:

  • не только личные автомобили;
  • но и мотоциклы;
  • сельскохозяйственная техника;
  • и общественный транспорт.

Все эти транспортные средства являются объектами автотехнической экспертизы. Помимо этого, к объектам экспертизы относятся место происшествия, протоколы осмотра и допроса участников ДТП и свидетелей, и т. д. Различают комиссионную, комплексную и единоличную автотехническую экспертизу.

Они отличаются сложностью обстоятельств совершения ДТП, поэтому при комиссионной экспертизе требуется несколько экспертов с одинаковой специальностью.

Комплексная экспертиза подразумевает участие нескольких разных экспертов, а единоличную экспертизу проводит только один человек.

Чем регулируется

Автотехническая экспертиза регулируется:

  • «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»;
  • «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
  • и Гражданско-процессуальным кодексом.

Виды автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза при ДТП – это целый комплекс исследований, необходимый для выяснения всех обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Поэтому существует несколько видов экспертизы, каждая из которых имеет узконаправленные задачи.

Обстоятельств ДТП

Данная экспертиза необходима для того, чтобы выяснить:

  • механизм развития ДТП;
  • где находились транспортные средства перед столкновением;
  • скорость транспортных средств;
  • время, которое требуется ля остановки автомобиля при данных условиях;
  • соблюдали ли водители правила дорожного движения;
  • была ли у водителя возможность избежать столкновения;
  • какие требования ПДД нарушил виновник, и было ли это причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Технического состояния ТС

Экспертиза технического состояния автомобиля необходима для выяснения следующих вопросов:

  • исправность транспортного средства;
  • в чем заключается обнаруженная неисправность;
  • могла ли поломка привести к дорожно-транспортному происшествию;
  • в чем заключается причина появления неисправности;
  • когда конкретно возникла поломка, до аварии или после;
  • была ли у водителя возможность выявить неисправность автомобиля до поездки;
  • мог ли водитель избежать дорожно-транспортного происшествия с данной неисправностью.

Транспортно-трасологическая

Эта экспертиза необходима для выяснения обстоятельств ДТП и устанавливает:

  • место дорожно-транспортного происшествия;
  • траектория движения автомобилей до столкновения друг с другом;
  • какой автомобиль находился неподвижным на момент столкновения, а какой нет;
  • какие повреждения из имеющихся были получены в результате ДТП.

Инженерно-психофизиологическая

Экспертиза в первую очередь выясняет психическое состояние участников ДТП и их поведение в этом момент.

С ее помощью эксперт выясняет:

  • мог ли водитель оценить опасность;
  • мог ли он неправильно оценить ситуацию;
  • время, когда водитель отреагировал на создавшуюся на дороге ситуацию;
  • мог ли водитель предотвратить ДТП с учетом всех повлиявших на него в тот момент факторов.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы

Проведение любой экспертизы в рамках расследования невозможно без определенных процессуальных действий. В данном случае это ходатайство о проведении, без которого любая экспертиза признается незаконной и не имеет юридической силы.

Установленной формы ходатайства нет, но писать его лучше с соблюдением всех правил делопроизводства.

Документ состоит из трех частей. Это вводная, описательная и резолютивная части.

  1. В начале документа указываются данные сторон и прочие реквизиты.
  2. Описательная часть содержит основания для проведения данной экспертизы. Необходимо уточнить, какой именно вид экспертизы требуется.
  3. Далее обязательно указываются вопросы, на которые нужно ответить эксперту и документы, которые прикладываются к ходатайству.

    Если экспертизу будет проводить конкретный человек, то следует написать его данные.

  4. Также указывается, за чей счет будет проводиться экспертиза после ДТП.

Кто подаёт

Ходатайство можно подать как на досудебном этапе, так и во время судебного процесса. Сделать это может следователь, адвокат или судья. В уголовном и гражданском процессе разрешено подавать ходатайство устно, но делать этого не рекомендуется.

Впоследствии результаты такой экспертизы можно оспорить, поэтому лучше составить письменный документ.

Образец

Образец ходатайства о назначении экспертизы можно

Иногда заключение эксперта вызывает ряд споров у участников процесса, поэтому закон разрешает проведение дополнительной экспертизы.

Повторная экспертиза всегда отвечает на те же вопросы, которые изучались во время первого исследования.

При наличии дополнительных вопросов к эксперту следует назначить новую, а не повторную экспертизу.

Задачи исследования

Проведение судебной автотехнической экспертизы требуется для того, чтобы установить истину при расследовании уголовного дела. В итоге экспертиза должна ответить на основной вопрос: был ли это несчастный случай или ДТП произошло в результате пренебрежительного отношения к ПДД одного из участников.

Объекты и материалы

Помимо места дорожно-транспортного происшествия и автомобилей, которым в результате столкновения был причинен ущерб, эксперт также имеет право на изучение дополнительных материалов дела.

Но это возможно только в том случае, если они относятся к предмету экспертизы. Он может участвовать в допросах и запрашивать необходимые протоколы у следователя. Помимо этого, эксперт принимает участие в следственных действиях.

Какими данными руководствуются

Свои исследования эксперт проводит на основании следующих предоставленных ему материалов:

  • ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по дтп;
  • протокол осмотра и схемы дорожно-транспортного происшествия;
  • протокол осмотра технического состояния автомобиля;
  • справка по ДТП.

Этот список нередко дополняется другими материалами по делу.

К примеру, это может быть протокол следственного эксперимента.

Служебный эксперт самостоятельно получает при выезде на место и других процессуальных действиях. Но эксперт не имеет права самостоятельно исследовать те материалы дела, которые не относятся к непосредственному объекту экспертизы.

Также ему запрещено изымать такие материалы из дела и приглашать для проведения экспертизы третьих лиц.

Вопросы эксперту

Чаще всего эксперт при проведении этой экспертизы обязан предоставить ответы на следующие вопросы следователя или суда:

  1. Определение технического состояния всего автомобиля и наличие неисправностей.

    Эксперт обязательно должен выяснить характер неисправности, причину ее появления, а также могла ли она спровоцировать ДТП.

  2. Какой ремонт теперь требуется для восстановления транспортного средства.
  3. Расположение транспортных средств участников ДТП на момент столкновения, скорость, а также возможность водителей предотвратить столкновение.
  4. Могло ли состояние дороги и другие факторы повлиять на возникновение ДТП.

Заключение

Этот документ является итогом всей проведенный экспертизы и выступает доказательством в судебном процессе. Он составляется по определенным правилам и обязательно содержит вводную и исследовательскую части, а также выводы.

Вводная часть экспертного заключения содержит наименование органа, в котором экспертиза проводилась, данные эксперта, вид экспертизы и т. д.

Вопросы, на которые эксперт обязан был ответить, должны приводиться в той же формулировке, что и в ходатайстве.

Никаких изменений не допускается.

Также эксперт должен указать:

  • перечень материалов и объектов, предоставленных для исследования;
  • обстоятельства дела;
  • данные лиц, которые присутствовали во время экспертизы;
  • список нормативных документов, которые эксперт использовал во время работы.

Документ подписывается самим экспертом и заверяется печатью организации, где проводились исследования. Схемы, чертежи и фототаблицы также обязательно подписываются.

Заключение, как и приложение к нему, должно иметь несколько копий, одна из которых направляется лицу, назначившему экспертизу.

Когда эксперт не может ответить на поставленные ответы, он подает сообщение о невозможности дать необходимое заключение. Если же он может ответить лишь на некоторые вопросы, то сообщение составлять не нужно.

Образец

Сроки проведения

Законодательство не устанавливает каких-либо сроков для проведения автотехнической экспертизы. Комплексная оценка транспортного средства занимает у эксперта 3–4 дня , но на практике это срок больше. К тому, же многое зависит от степени загруженности специалиста другими экспертизами.

Стоимость

Чаще всего экспертиза транспортного средства оплачивается виновником аварии. Определенную стоимость услуг эксперта назвать невозможно, так как она зависит от характера повреждений и т. д.

В целом, минимальная сумма, которую придется заплатить, составляет 5–7 тыс. рублей.

Если проводится независимая экспертиза, то при обращении в центр необходимо учитывать увеличение этой суммы.

Эксперт, осуществляющий автотехническую экспертизу, должен быть хорошим специалистом и иметь определенный опыт.

Ведь нередко от его профессионального заключения зависят достаточно серьезные вещи, особенно, если это касается уголовного дела. В любом случае, законом не запрещено проводить дополнительные исследования.

Судебная автотехническая экспертиза представляет собой разновидность специального исследования, которая проводится при рассмотрении всех категорий дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, авариями и другими инцидентами, связанными с транспортными средствами.

В данном случае эксперт, проводящий исследование, является одной из ключевых фигур, которая позволяет дать точные ответы на ряд вопросов о всех нюансах происшествия. Поскольку данный вид исследования предусматривает комплексное изучение ситуации, эксперт должен обладать обширными знаниями в области криминалистики, судебной медицины, технических специальностей и т.д.

Автотехническая экспертиза автомобиля предусматривает исследование ДТП и аварийных ситуаций не только с участием автомобилей, но и других транспортных средств – автобусов, грузовых авто, сельскохозяйственной техники, мотоциклов и другой техники. Также экспертиза предусматривает не только изучение самой автотехники, но и осмотр места происшествия, опрос свидетелей, участников и других лиц, принимавших участие в ДТП.

Вопросы экспертам

Как правило, в рамках судопроизводства эксперту необходимо ответить на ряд вопросов. Наиболее распространенными являются следующие:

  1. Какое техническое состояние было у автомобиля до и после момента ДТП?
  2. Были ли неисправности, могли ли они повлиять на аварийную ситуацию?
  3. Какой ремонт и какая сумма ремонта понадобиться для восстановления транспортного средства?
  4. Какие факторы повлияли на возникновение аварийной ситуации?
  5. Была ли возможность предотвратить столкновение, кто именно спровоцировал столкновение?
  6. Правильно ли заключение органов ГИБДД касательно причин и механизма возникновения ДТП?
  7. Какая была реакция и оценка водителей в момент аварии, как оценивалась ситуация, можно ли было предотвратить ситуацию?

Подобные вопросы должны излагаться в ходатайстве, которое подается сначала судье, а после – непосредственно эксперту, либо в запросе на внесудебное автотехническое исследование или постановлении следственных органов о назначении автотехнической экспертизы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх