Чем занимается биржа труда. Что такое биржа труда? Постановка на учёт по безработице инвалидов

Занятость населения - это не только одна из важнейших экономических характеристик. По данной категории можно судить о благосостоянии народа любого государства. При этом оценивается уровень занятости населения, который является важным макроэкономическим показателем.

Определение термина

Занятость населения - это явление социально-экономического плана. Оно представляет собой общественно полезную деятельность населения, цель которой кроется в удовлетворении общественных и личных потребностей, а также в получении заработка (дохода). Данное определение дает Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот важнейший документ принят 19.04.1991 г. под № 1032-1.

Занятость населения - это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда.

Некоторые авторы дают и другое определение данного термина. По их мнению, занятость населения - это главный параметр, необходимый для функционирования рынка трудовых ресурсов. При этом он является определенным видом отношений между людьми экономического и правового характера. И это не удивительно, ведь человек приобретает рабочее место, включаясь в ту или иную кооперацию труда. И до того момента, пока сотрудник остается в выбранной им подсистеме хозяйственного сектора экономики, эти отношения продолжают иметь место.

Категории работников

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает разъяснение того, кого из граждан страны можно считать включенными в общественно полезную деятельность.

Это люди:
- работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;
- имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;
- выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;
- являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);
- находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;
- обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;
- временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;
- являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.

Требования рыночной экономики

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу. Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Второй из изложенных в законе принципов касается ответственности государства за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места. На страну также возлагается обязанность обеспечения и учета долговременных интересов нации. Это третий принцип занятости населения. Органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы. При этом должны быть использованы финансовые возможности внебюджетных фондов, бюджета, общественных объединений, предприятий и самих граждан в целях достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ. Это является четвертым принципом политики государства в сфере занятости населения.

Методы и способы трудоустройства

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне. Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается.

При применении скандинавской модели практически все трудоспособное население будет иметь рабочие места с удовлетворительными условиями оплаты. Такое возможно при создании большого количества вакансий в государственном секторе экономики. Однако проведение данной политики чревато появлением инфляционного давления и истощением казны.

При создании европейской модели количество занятого населения сокращается с ростом производительности труда и доходов работающих. Ведение такой политики должно поддерживаться дорогостоящей системой пособий для постоянно увеличивающегося количества безработных.

Виды политики занятости

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения. Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

При проведении пассивной политики государство не принимает меры к содействию занятости. Оно лишь прослеживает те негативные последствия, которые имеют место при высоком уровне безработицы. При этом государство выплачивает пособия нетрудоустроенным гражданам и предоставляет услуги по подбору рабочего места. С этой целью в стране организуется служба занятости населения. Кроме того, при проведении пассивной политики государство оформляет досрочный выход на пенсию. Также оно оказывает материальную или неденежную поддержку безработным.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:
- работа была для всех, кто ее ищет;
- трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;
- существовала свобода выбора рабочего места.

Достижение намеченных целей

Для того чтобы намечать действенные меры в реализации политики в области занятости граждан, необходимо учитывать уровень и стадию экономического развития всей страны. Немаловажным фактором решения проблем трудоустройства явится слияние этого направления с решением различных экономических и социальных задач.

Каким образом должен подниматься уровень, характеризующий занятость населения? Работа по улучшению данного показателя осуществляется с помощью методов, которые соответствовали бы практике и национальным условиям.

Предварительно разработанные методы должны постоянно координироваться в рамках проведения социальной и экономической политики. При этом все решения в сфере занятости требуют активных действий не только со стороны государства. Шаги в этом направлении нужны от работодателей, а также от наемных работников.

Органы содействия трудоустройству

В 1991 году в РФ была создана Федеральная служба занятости населения. На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Его создали в 1996 г., упразднив при этом сразу три социальных ведомства:

Министерство соц. защиты населения.
- Министерство труда.
- Федеральную службу занятости.

При этом вновь образованное ведомство стало отвечать за выработку Помимо этого, Министерство труда и социального развития осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения.

Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнение задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями. Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы.

В непосредственном подчинении Министерства труда и социального развития находятся региональные службы. Они руководят работой органов данного ведомства, расположенными непосредственно на местах. При этом в обязанности региональных служб входят:
- планирование;
- инструктирование;
- финансирование;
- осуществление контроля.

Местные же службы занятости, которыми руководят региональные органы этой сферы, проводят непосредственную работу с населением. В этом и заключена их повседневная деятельность.

Задачи СЗН

Граждане, желающие найти для себя подходящую работу, должны обращаться в Центр занятости населения своего города или поселка. Это Министерства труда и социального развития, предоставит консультацию и проинформирует об имеющихся вакансиях. Кроме того, Центр занятости населения окажет и ряд других услуг. Среди них:

Выплата денежного пособия по безработице;
- оказание материальной и психологической помощи безработным, а также находящимся на их иждивении членам семей.

СЗН решают четыре основные задачи. Это:
- социальная защита нетрудоустроенных граждан;
- обучение профессиональным навыкам;
- облегчение трудоустройства;
- о наличии вакансий.

Направления деятельности СЗН

Государство любой страны организует и регулирует трудовую занятость своих граждан. Российская Федеральная служба занятости осуществляет деятельность, направленную на:

Составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;
- разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых - содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения и испытывают трудности в поисках работы;
- организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан.

Данная работа организуется и проводится под непосредственным руководством соответствующего федерального органа, каковым является Департамент занятости населения. Он в рамках своих полномочий создает и курирует территориальные службы.

Департамент занятости населения призван:
- анализировать ситуацию, сложившуюся на территориальных рынках труда, и вырабатывать различные меры, направленные на предупреждение или сокращение негативных последствий массового увольнения работников;
- организовывать работу по регистрации безработных и содействовать им в дальнейшем трудоустройстве;
- назначать и выплачивать пособия по безработице зарегистрированным им гражданам;
- обеспечивать гражданам государственные гарантии;
- организовывать работу любого входящего в эту систему территориального органа, такого, как городское управление занятости населения и районный отдел ЗН;
- заключать договора с учреждениями образования на профобучение безработных;
- содействовать развитию малого бизнеса.

Совершенствование работы с населением

Территориальные органы службы занятости работают в соответствии с Федеральной программой, предусматривающей содействие в трудоустройстве граждан. Основной их задачей при этом является смягчение в регионах РФ. Эта цель достигается при развитии гибкого рынка трудовых ресурсов, приведении к балансу предложений вакантных мест и нетрудоустроенных работников, повышении уровня занятости и т. д. При этом происходит постоянное совершенствование методов и форм работы с населением.

К примеру, занятость населения Москвы и некоторых других городов пытаются направить в русло активизации самостоятельного поиска работы гражданами, обратившимися в Центры СЗН. Для этого работники данной службы внедряют в практику проведение групповых консультационных бесед.

Кроме того, трудоустройству граждан содействуют проводимые «Ярмарки вакансий», «Банки резюме клиентов», «Клубы ищущих работу» и многие другие программы.

По последним данным Росстата, уровень безработицы в России в марте 2014 года сократился на 0,2 % и составил 5,4 % от экономически активного населения. Общее количество безработных соотечественников составляет 4,024 млн человек. В 2012-2013 гг. средний уровень безработицы в РФ составлял 5,5 %, что является самым низким показателем за последние тринадцать лет. Для сравнения: в кризисный 2009 год безработными считались 6 млн граждан (8,3 %). Впрочем, по оценкам некоторых экспертов, данные Росстата не полностью отражают картину занятости, и общий уровень безработицы может превышать официальную статистику в полтора - два раза.

Что делать, если вы остались без работы? Какое пособие полагается безработным? Сколько времени можно стоять на бирже труда? Эти и другие вопросы АиФ.ru задал экспертам.

Что делать, если вы остались без работы?

Если вы остались без работы, прежде всего вам необходимо зарегистрироваться в органах занятости населения (на бирже труда) по месту своей прописки. Там вам не только помогут подобрать работу, но и направят на профессиональное обучение, курсы повышения квалификации, причём совершенно бесплатно.

Регистрация в органах занятости не запрещает искать работу своими силами: размещать резюме на профильных сайтах или обращаться в кадровые агентства.

Какие документы нужны для того, чтобы встать на биржу труда?

Чтобы зарегистрироваться в качестве безработного, вам необходимо предоставить в центр занятости населения паспорт (или документ, его заменяющий). Гражданам, относящимся к категории инвалидов, надо предоставить индивидуальную программу реабилитации.

«Также вам понадобятся документы об образовании и профессиональной квалификации (аттестат, диплом), трудовая книжка, справка о среднем окладе за три месяца с последнего места работы, справка о среднем окладе за три месяца с последнего места работы. Стоит отметить, что это не . Эта справка заполняется по специальной форме, образец которой можно взять в Центре занятости или скачать с сайта Департамента труда и занятости населения города Москвы: trud.mos.ru», — объясняет главный редактор рекрутингового портала Rabota.ru Андрей Елисеев .

Непосредственно на бирже труда вам надо будет заполнить анкету-заявление.

Какое пособие кому полагается?

Размер пособия по безработице зависит от того, сколько времени прошло с момента увольнения и как долго до ухода с работы вы трудились в условиях полного рабочего дня. Встать на биржу труда следует в течение 14 календарных дней со дня увольнения.

В 2014 году минимальный размер пособия установлен на уровне 850 рублей, максимальный — 4900 рублей.

«В теории размер пособия высчитывается исходя из процентного отношения к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы. В первый год нахождения на бирже безработный соискатель может претендовать: в первые три месяца — 75 % от средней зарплаты, в последующие четыре — 60 %, оставшиеся пять месяцев — 45 % от средней зарплаты. Но поскольку в любом случае его пособие должно укладываться в границы между минимальным и максимальным, то больше отведённых 4900 кандидат не получит, даже если на последней работе его зарплата была под сто тысяч рублей», — подчёркивает Александра Гросс.

На минимальный размер пособия могут рассчитывать ранее не работавшие граждане, а также соискатели, которые хотят выйти на работу после более чем годового перерыва трудовой деятельности. Кроме того, пособие в 850 рублей полагается уволенным за нарушение трудовой дисциплины, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев до начала безработицы и имевшим оплачиваемую работу менее 26 недель.

«Размер пособия по безработице может быть сокращён на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях: неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трёх дней со дня направления органами службы занятости; отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение)», — подчёркивает генеральный директор НОЧУ «Институт профессионального кадровика» Валентина Митрофанова.

Сколько месяцев можно стоять на бирже труда?

Согласно российскому законодательству, находиться на учёте в органах занятости можно сколько угодно. Ограничен только период выплаты пособия. Каждый период выплаты не может быть больше 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

С учёта безработный снимается в следующих случаях: при трудоустройстве; после прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (по направлению службы занятости) с выплатой стипендии; длительной неявки (более месяца) на биржу труда без уважительных причин; переезда в другой регион. При попытке получить пособие обманным путём гражданин также снимается с биржи труда. «Кроме того, снятие с учёта возможно в случае осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. А также назначения пенсии, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости», — рассказывает Митрофанова.

Если вы два раза откажетесь от предлагаемой органами занятости работы, вам могут приостановить выплату пособия на 3 месяца.

Чего не стоит делать безработному?

Некоторые действия гражданина, зарегистрированного в качестве безработного, могут привести к тому, что выплата пособия по безработице будет приостановлена на срок до трёх месяцев. Если вы стоите на учёте в органах занятности населения, вам нельзя:

  • отказываться по истечении трёхмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • являться на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
  • нарушать без уважительных причин условия и сроки перерегистрации в качестве безработного.

Какие привилегии даёт официальный статус безработного?

Помимо содействия в поиске работы и получения пособия, безработный гражданин имеет право на:

  • бесплатные консультации,
  • бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства,
  • бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства,
  • психологическую поддержку,
  • профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.

Как встать на учет в службе занятости? Какие нужны документы для этого?

Если человек не может найти работу самостоятельно, то рано или поздно возникает вопрос о том, как встать на учет в службе занятости (на биржу труда). Чтобы встать на биржу труда, нужно обратиться в центр занятости, расположенный в вашем регионе (городе, районе, поселении). Единственным обязательным условием является отсутствие у вас работы.

В соответствии со ст. 3 закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1, безработными могут быть признаны трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, состоящие на учете в ЦЗН, находящиеся в поиске работы и готовые приступить к ней. При постановке таких граждан на учет предусмотрены государственные гарантии, заключающиеся в выплате денежных средств до момента их трудоустройства. Для биржи труда какие нужны документы? Чтобы встать на учет в качестве безработного, необходимо собрать и предоставить определенный их комплект, как то:

  • трудовая книжка и справка о средней заработной плате за последние 3 месяца работы (следует уточнить, что такие документы не требуются лицам, которые впервые устраиваются на работу);
  • паспорт;
  • документы о полученном образовании и квалификации (представлять необходимо не только документы о профессиональном образовании, но также об оконченном общем). Именно в соответствии с имеющейся профессиональной подготовкой будет подыскиваться подходящая для вас работа.

Кроме того, для оформления пособия может потребоваться выписка с индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Дополнительно о постановке на учет по безработице

Говоря о службе занятости населения, необходимо учитывать, что важно знать не только о том, как встать на биржу труда, но и то, какие обязанности такая постановка налагает на гражданина.

Во-первых, необходимо являться в центр занятости дважды в месяц или реже — в день и время, назначенные работником ЦЗН. В случае если гражданин не появляется более месяца, ему могут быть полностью прекращены выплаты, а отказ от 2 вариантов работы является основанием для снижения размера выплат.

Кроме того, на каждую работу, которая предлагается и соответствует квалификации гражданина, состоящего на учете в ЦЗН, он должен явиться для прохождения собеседования, сделав это не позднее, чем через 3 дня с момента получения информации о вакансии. Если безработный не примет ни одного предложения о работе в течение года, то подходящей вакансией для него будет считаться любая, не требующая специальной квалификации.

Рассматривая вопрос о том, как встать на учет по безработице, нужно сказать еще и о том, что безработными не могут быть признаны следующие категории граждан:

  • не достигшие 16 лет;
  • лица, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет;
  • те, кто дважды отказался от прохождения обучения от центра занятости (если они не имели квалификации и ранее нигде не работали);
  • осужденные к исправительным работам;
  • другие граждане, указанные в ч. 3 ст. 3 и ст. 2 закона «О занятости населения в РФ».

Существует ли электронная биржа труда?

При рассмотрении вопроса о постановке на учет в ЦЗН следует также отметить наличие региональных электронных бирж труда. Они создаются в городах (на сегодняшний день таковые есть не везде, но в наиболее крупных таких сервисы создаются) и призваны обеспечить горожан работой.

Не знаете свои права?

Важно подчеркнуть, что встать на учет в качестве безработного и получать пособие здесь не получится, так как для этого необходимо лично посетить службу занятости. А вот если нужно просто найти работу, не оформляя пособия, тогда вы можете ознакомиться с имеющимися вакансиями прямо на сайте электронной биржи.

Кроме того, на таких сайтах также размещается информация о проводимых тренингах, обучениях, семинарах, проводимых на базе городских ЦЗН, которые обычно бесплатны для граждан либо требуют минимальных вложений по сравнению с теми, которые проводятся на общей основе. Кстати, таким же образом (на сайте) вы можете получить информацию о том, как встать на учет в службе занятости и получить другие интересующие вас данные.

Можно ли встать на биржу труда беременной?

Встать на биржу труда беременной женщине, разумеется, можно. В соответствии с действующим законодательством, беременность не является основанием для отказа в трудоустройстве или постановке на учет в качестве безработной.

В течение 10 дней с момента обращения в службу занятости женщине обязаны предложить 2 варианта работы, которые соответствуют имеющейся у нее квалификации.

Если работа за указанный срок не найдена, ее регистрируют в качестве безработной и назначают выплату пособия.

Получать пособие такая женщина сможет вплоть до 30 недель беременности (если не устроится на работу). С 30 недель она уходит в отпуск по беременности и родам, выплаты пособия прекращаются, а выплаты после рождения малыша производятся через органы социальной защиты.

Выплаты на бирже труда в РФ, сколько платит биржа труда Москвы?

Выплаты на бирже труда осуществляются на основании постановлений Правительства. В 2019 году минимальная и максимальная суммы пособий значительно увеличиилсь по сравнению с предыдущими годами и составляют: минимум — 1 500 руб., максимум — 8 000 руб. (а для лиц предпенсионного возраста — 11 280 руб.).

Более точный ответ на вопрос, сколько платят биржи труда в 2019-2020 годах, будет зависеть от наличия у вас стажа в течение последнего года, работали ли вы когда-либо, были ли у вас увольнения по «нехорошим» статьям и т. п.

Общее правило для выплат гласит: первые 3 месяца граждан получает 75% от своего среднего заработка, следующие 4 месяца — 60%, а в следующие 5 месяцев — 45%, при этом на выплату начисляются районные надбавки и коэффициенты. Но в любом случае пособие не может превышать максимального его размера, установленного постановлением Правительства РФ с учетом районного коэффициента.

Что касается столицы, то в Москве действует постановление Правительства Москвы № 47-ПП от 27.01.2009, в соответствии с которым жителям мегаполиса осуществляется доплата к пособию по безработице в размере его минимального размера (в настоящее время — 1 500 рублей). Также компенсируется стоимость проезда на городском общественном транспорте в размере половины стоимости единого месячного проездного документа.

Обычно новую работу ищут самостоятельно. В Интернете полно баз данных: ищи варианты, отправляй резюме, проходи собеседования. Никто не отменял и трудоустройство "по знакомству". И все же не стоит игнорировать еще одну возможность: службу занятости. Трудоустройство с ее помощью имеет некоторые преимущества. Какие именно и как ими воспользоваться, "РГ" рассказали специалисты Роструда.

Например, мой знакомый с высшим образованием, пока числился безработным, прошел через службу занятости курсы парикмахера, и это помогло его семье продержаться в трудные времена. Позже он нашел работу по специальности и сменил ножницы на компьютер. Но до сих пор он с удовольствием стрижет всю семью и друзей, делает это качественно и шутит, что если снова потеряет работу, обязательно откроет собственный салон.

Куда и как обращаться?

Обратиться, обязательно лично, в любой "Центр занятости населения" можно независимо от места жительства. Получение госуслуги содействия в поиске работы не привязано к месту регистрации гражданина.

Какие документы понадобятся?

Обязательно:

  • для инвалидов - индивидуальная программа реабилитации с рекомендациями об условиях и характере труда.

Желательно:

Документы, подтверждающие профессию, квалификацию:

  • трудовые договоры и контракты;
  • документы об образовании, об обучении на курсах, об ученых степенях и званиях;
  • документы, подтверждающие прекращение трудовой деятельности (копия приказа об увольнении и др.).

Также могут пригодиться:

Документы, подтверждающие отнесение вас к особым категориям:

  • одинокие и многодетные родители; родители (усыновители, опекуны) детей-инвалидов;
  • уволенные с военной службы или члены их семей;
  • пострадавшие вследствие чернобыльской и др. радиационных аварий и катастроф.

Важно! Если вы предполагаете оформить пособие по безработице, придется обращаться в службу занятости по месту постоянной регистрации (даже в том случае, если вы временно проживали и работали в другом регионе).

В этом случае обязательными станут следующие документы:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовая книжка или ее дубликат;
  • документы об образовании и о квалификации, об обучении, об ученых степенях и званиях;
  • справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
  • для инвалидов - индивидуальная программа реабилитации.

Как происходит подбор вакансий?

После постановки на учет сотрудник Центра занятости назначит дату посещения для подбора работы. Срок не должен превышать 11 дней со дня предъявления всех документов. Служба занятости вправе проверить достоверность представленных сведений. В частности, проверяется информация об иных видах занятости (индивидуальное предпринимательство, обучение по очной форме, работа по договорам гражданско-правового характера).

Важно! Средний заработок за последние три месяца должен быть рассчитан работодателем в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 августа 2003 г. N 62.

Иные справки о среднем заработке, в том числе и справка о доходах в форме 2-НДФЛ, не могут заменить справку, представляемую в службу занятости.

Что делать, если нет справки о зарплате?

Справка нужна и для подбора подходящей работы, и для решения о размере пособия по безработице либо стипендии (если гражданин будет направлен на учебу). В любом случае гражданин может обратиться в суд для установления факта отсутствия (невозможности предоставления) необходимых документов и права регистрации для поиска подходящей работы и в качестве безработного при их отсутствии.

Какую работу могут предложить?

Если гражданин встает на учет в службе занятости в течение 12 месяцев после увольнения, рабочее место подбирается с учетом профессии, должности, уровня образования и квалификации. Учитывается также средняя зарплата за последние 3 месяца. Берется во внимание и транспортная доступность рабочего места (если до работы сложно и долго добираться, то такие места предлагать не должны).

При подборе подходящей работы не допускается :

  • предложение одного и того же варианта работы дважды;
  • предложение работы, которая потребует переезда (без согласия гражданина);
  • предложение работы, не соответствующей нормам по охране труда;
  • предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка за последние 3 месяца на последней работе (если зарплата была ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе).

Если средняя зарплата превышала прожиточный минимум, не может предлагаться работа с заработком ниже этого порога.

Как происходит трудоустройство?

Гражданину выдаются направления на работу, но не более двух одновременно. Кандидатуры граждан, если они согласны на вакансию, согласовываются с работодателями. Работодатель в пятидневный срок возвращает в Центр занятости направление с указанием даты, когда гражданин был принят на работу.

Если гражданину отказывают, работодатель делает в направлении отметку о дне явки гражданина и причине отказа и возвращает направление гражданину.

Важно! При очередном посещении Центра занятости нужно возвращать направление на работу (отрывную часть) с отметкой работодателя, заверенной подписью уполномоченного лица и печатью.

Что делать, если подходящей работы нет?

Если гражданин согласен, ему могут предложить:

  • работу по смежной профессии;
  • участие в общественных работах;
  • участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, профориентацию.

Если служба занятости не смогла предложить подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации, гражданина признают безработным с того дня, когда он подал документы.

Важно! Граждане письменно (под роспись) уведомляются Центром занятости о том, что они зарегистрированы для поиска работы, о дате следующего посещения для подбора вакансии, о дате для принятия решения о признании безработным и постановке на регистрационный учет.

В каких случаях гражданина не признают безработным?

  • Если гражданин отказался от 2 вариантов подходящей работы (включая работы временного характера), в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет;
  • если гражданин не явился в течение 10 дней со дня постановки на учет в Центр занятости для подбора подходящей работы; отсутствие по уважительной причине нужно подтвердить документально (больничный лист, справка об участии в судебном процессе в качестве присяжного, справка о пожаре и т.д.);
  • если гражданин не явился в срок, установленный Центром занятости, для принятия решения о признании его безработным;
  • если представленные документы содержали ложные сведения.

Важно! Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право повторно обратиться в службу занятости через один месяц со дня отказа.

Центр занятости уведомляет гражданина письменно (под роспись) или по почте об отказе в признании его безработным и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения.

Справка "РГ"

Порядок и условия признания граждан безработными регулируются статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Цель деятельности Центра занятости - реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.

Основными задачами Центра занятости являются:

  • обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
  • оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;
  • создание условий для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
  • развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
  • повышение мобильности рабочей силы и обеспечение регулирования миграционных процессов с учётом потребностей рынка труда.

ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции:

1.Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
2.Исполнение переданного полномочия.
3.Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих государственных услуг:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда Александровском муниципальном районе и в Пермском крае;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

4.Участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
5.Исполнение административного регламента по исполнению переданного полномочия, федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, утверждаемых Федеральным органом.
6.Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
7.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
8.Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
9.Обеспечение функционирования информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в сфере занятости населения.
10.Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
11.Обеспечение безопасности при обработке персональных данных техническими, программными средствами и организационными действиями.
12.Подготовка и направление Учредителю следующей информации:

  • сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
  • иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами Федерального органа.

13.Реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
14.Реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
15.Обеспечение в соответствии с методическими документами Учредителя работы мобильного офиса Центра занятости, осуществляющего реализацию центрами занятости Пермского края возложенных функций.
16.Осуществление функций получателя средств бюджета Пермского края.
17.Составление и представление на утверждение Учредителю бюджетной сметы Центра занятости.
18.Подготовка и представление Учредителю в установленные сроки форм статистической, финансовой, бухгалтерской, бюджетной, и иной четности о деятельности Центра занятости в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
19.Формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.
20.Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
21.Организация приема граждан, обеспечение своевременного и того рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов.
22.Выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке.
23.Осуществление профессиональной подготовки работников Центра занятости, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
24.Осуществление в соответствии с законодательством работы по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
25.Исполнение функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости и реализации мероприятий в области содействия занятости населения.
26.Выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденного Учредителем.
27.Осуществление приносящей доход деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством.
28.Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх