Что такое распространенное и нераспространенное обращение. Урок русского языка « Обращение. Нераспространённое и распространённое обращение

Обращение и его назначение. Распространенные обращения

Нам известно, что в русском языке встречается понятие осложненного простого предложения.

Усложняющие элементы на письме выделяются знаками препинания: чаще всего запятыми, но иногда используются и другие.

Осложнять предложение могут вводные слова, обращения, однородные, уточняющие или обособленные члены. Сегодня поговорим об обращении как об осложняющем элементе, его назначении в предложении.

Сам термин «обращение» точно отражает его суть.

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Чаще всего оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией.

Не случайно интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался - звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез. Но формы звательного падежа мы можем встретить в некоторых литературных произведениях.

Вспомните, например, как обращалась рыбка к старику из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Чего тебе надобно, старче?»). Поэт использовал в сказке форму звательного падежа.

Для того, чтобы не спутать обращение с подлежащим, которое тоже выражается формой именительного падежа, следует учитывать, что обращение не является членом предложения и не входит в грамматическую основу. Так же как и вводные слова или междометия, обращения не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью. Они соотносятся по смыслу или со всем предложением, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения. Обращения на письме выделяются запятыми или восклицательным знаком.

Например:

Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы. (А. Пушкин)

Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Оно может употребляться и как самостоятельное предложение. Например, мы можем сказать: Например:

Ребята, подойдите сюда!

А можем с той же целью использовать предложение:

Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи. В устной речи они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Такие обращения выражаются существительными одушевленными, реже - прилагательными в значении таких существительных.

Например:

Тише, Лидочка, милая, тише! (Н. Чуковский)

Также при обращениях могут быть определения, выраженные чаще всего прилагательными и причастиями, притяжательными и указательными местоимениями, зависимыми существительными, числительными, иногда отдельным придаточным предложением. Такое обращение называют распространенным.

Например:

Уважаемые коллеги, поздравляем вас с профессиональным праздником!

Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком. (С. Есенин)

Распространенные обращения могут быть расчленены. Это свойственно разговорной речи или речи, воспроизводящей разговорную:

Например:

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов).

Нераспространенные обращения употребляются с целью выделить адресата из числа других, воспринимающих речь. А распространенные обращения не только называют адресата, но и характеризуют его, передают отношение к нему.

В поэтической речи в качестве обращения может выступать и существительное неодушевленное. Это один из приемов олицетворения.

Например:

Серебристая дорога, ты зовешь меня куда? (С. Есенин)

Существуют и своеобразные традиции в использовании обращений. Так, например, во многих странах общепринятые обращения не изменяются в течение веков, например в Великобритании - сэр и мисс, в Польше - пан и пани, в Италии - синьор и синьора, во Франции - месье и мадам и т.п. Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Совсем недавно (по меркам истории) в нашей стране к женщине было принято обращаться «гражданка», а к мужчине - «гражданин», или «товарищ», невзирая, на пол собеседника.

Например:

Товарищ Петрова, выступите на собрании.

В настоящее время мы так уже не говорим. Но можем использовать, например, некоторые обращения, отражающие принадлежность к той или иной профессии.

Например, в медицине: доктор, сестра, няня;

Или традиционное обращение к женщинам и мужчинам: женщина, девушка, молодой человек, мужчина и т.п.

Но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения:

Например, в транспорте: «Простите, какая следующая остановка?».

Или в незнакомом городе: «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Героев Сталинградской битвы?».

Теперь подведем краткие итоги:

1. Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.

2. Оно выделяется интонационно в устной речи и знаками препинания на письме (чаще запятыми, в некоторых случаях - восклицательным знаком).

3. Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Также оно может использоваться и как самостоятельное предложение.

4. Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи и бывают выражены одушевленным или неодушевленным существительным в форме именительного падежа или прилагательными в значении одушевленных существительных.

5. Выделяют также распространенные обращения - это обращения с определением. Кроме того, перед обращением может использоваться частица О, которая от него запятой не отделяется, но междометие О (в значении «ах») отделяется запятой или восклицательным знаком.

6. В русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
  5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
  6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
  7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
  9. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.: Просвещение, 2012
  10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000

Тип урока: урок-исследование научно-информационного и художественного текста.

Место урока: первый урок по теме “Обращение”

  1. частично-поисковый;
  2. практические

Виды работы:

  1. рефлексия;
  2. комментированное письмо;
  3. частичный лингвистический анализ текста

Виды речевой деятельности:

  1. ведущий – письмо;
  2. исследование языка повести;
  3. создание своего текста с использованием эмоционально окрашенных обращений (стилизация)

Цели урока

  1. Актуализация опорных знаний об обращении.
  2. Изучение § 28 учебника “Предложение с обращениями”, выявление в нем уже известного, расширение и обобщение знаний по теме “Обращение”.
  3. Выявить особенности строения смыслового назначения обращений и эмоциональной окраски, исследовать функции обращения, которые проявляются, с одной стороны, в формировании текста, с другой – в выражении авторского отношения к героям своего произведения.
  4. Выявить наиболее яркие текстовые функции обращений в повести “Тарас Бульба”.
  1. Развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов.
  2. Развивать логическое мышление, языковое чутье, умение чувствовать красоту поэтического языка Гоголя.
  3. Развивать интерес к различным формам исследовательской деятельности.

III. Воспитывать у учащихся умение вести учебный диалог, уважать мнение оппонента; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

  1. учебник М.М. Разумовской, 8-ой класс;
  2. повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”;
  3. портрет Н.В. Гоголя;
  4. таблица.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала

Индивидуальное задание (выразительное чтение)

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”, 12 глава

Охарактеризовать речь Тараса.

Что за человек произносит эти слова? Что мы можем сказать о нем?

Человек неравнодушный, болеющий за правое дело.

Что делает речь яркой, запоминающейся?

Необычное обращение.

Что такое обращение? Что мы знаем об этой синтаксической единице из курса 5 – 7-го класса?

Обращение – это слово или сочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь. Роль обращения в речи: звательная, оценочная, изобразительная.

Обращение не является членом предложения – это его главная грамматическая особенность.

Обращение отделяется запятыми, если они стоят в начале или в конце предложения, и выделяются с обеих сторон запятыми, если стоят в середине предложения.

Обращение может произноситься с восклицательной интонацией. В этом случае после него ставится восклицательный знак, а следующее после восклицательного знака слово пишется с большой буквы.

Частица “О” в предложениях с обращением никак не выделяется. Исключением является частица, несущая значение междометия “ах”.

Между двумя обращениями, соединенными не повторяющимся союзом, запятая не ставится.

III. Сообщение темы и целей урока

IV. Новый материал

1. Аналитическая работа с предложениями

Ну же паны-браты садитесь всякий, где кому лучше, за стол.

Будьте здоровы сынки: и ты Остап и ты Андрий!

Добре сынку ей-богу, добре!

Не смейся не смейся батьку – сказал, наконец, старший из них.

Полно, полно выть старуха!

Не пялься же чертов сын! Принимай же честь собака когда тебе дают ее!

Ясновельможные паны Слово только дайте сказать, одно слово!

Великий господин ясновельможный пан! я знал и брата вашего покойного Дороша!

Рассмотрите структуру предложений, расставьте необходимые знаки препинания, выдвиньте гипотезы о функциях обращений в тексте.

2. Работа с учебником.

§ 28, стр. 117 – 118.

Прочитайте § 28, составьте в тетради для правил схему “Роль обращений в речи”.

У каких обращений, с которыми вы работали в предложениях, необычная форма? Как вы думаете, почему она такая?

Особенность языка повести Гоголя.

У. Любая теория проверяется практикой.

3. Индивидуальное задание. Лингвистическое исследование “Обращение в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. (Эмоционально окрашенные, в основном нераспространенные, обращения в форме звательного падежа.)

Индивидуальное задание. “Функции именительного и звательного падежа. Использование в роли обращений”.

4. Коллективная работа. Лингвистическая задача. (Речь Тараса перед казаками (гл. 8) и обращение к казакам во время боя (гл. 12.).(Приложение 2)

Проведите лингвистический эксперимент, подберите обращения, пропущенные в тексте. А теперь сопоставьте с авторским вариантом. (!!! См на Д!!!) Что приобрел текст?

Какие еще обращения к казакам использует Гоголь в своей повести?

Панове, братцы, паны-братья, дети, панове-братове, пане-брате.

Как выбор обращений помогает понять отношение между казаками? Как подбор этих обращений помогает понять отношение Гоголя к своим героям?

Дух товарищества…

У. Мы выдвинули гипотезу о функции обращения в тексте. Однако по результатам одного опыта нельзя делать выводы. Поэтому проведем лингвистическое исследование еще двух отрывков из повести.

5. Лингвистическое исследование. (См. Приложение)

Глава 6. Встреча Андрия с полячкой в осажденном городе (обращения помогают понять отношение Андрия к девушке, отражают эмоциональной состояние полячки). Глава 11. Казнь Остапа (использованы обращения в форме звательного падежа; звательный – от глагола звать , призывать близкого человека; обращения в форме звательного падежа наиболее полно отражают состояние героев: в трудную минуту зовут того, кто может помочь, поддержать).

6. Слово учителя.

Каждая строчка повести “Тарас Бульба” хранит частицу души писателя, щедрость его чувств. Образы его героев – козаков Запорожской Сечи и их противников-поляков не только отчетливо зримы, но и эмоционально окрашены. Самый подбор слов для описания того или иного героя свидетельствует о том, что в повести каждому дается своя, особая оценка. Обращения как раз и помогают показать, как герой относится к окружающим, то есть характеризуют его.

7. Рефлексия (с опорой на таблицу и § 28 учебника) – беседа с классом, заполнение информационного поля.

Что из того, о чем говорилось на уроке об обращении, было уже знакомо?

Какую новую информацию получили, поработав с § 28 учебника и проанализировав отрывки из повести Гоголя?

Какие вопросы остались нерешенными?

8. Стилизация (подготовка к домашнему заданию).

Создать публицистическую речь о дружбе, согласии, любви к родной стране с использованием обращений в стиле Н. В. Гоголя.

V. Итоги урока. Оценки.

P.S. Задачи второго урока

8 класс Русский язык Урок № _____

Дата ______________________

Тема: обращение распространенные и нераспространенные.

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении; познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания); находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации;

развивать логическое мышление и языковое чутье;

воспитывать умение работать в группе, внимательно слышать и слушать мнение другого человека; воспитывать любовь к родному языку, культуре.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, смайлики, музыкальное оформление

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать словами известного певца, актера, к сожалению, ушедшего из жизни в расцвете лет В.С.Высоцкого

Эпиграф

Мы рубим ступени... Ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони! Ты счастлив на нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди.

В. Высоцкий

Учитель: Да, есть жизненные вершины, а мы будем путешествовать по страницам русского языка, и покорять нелегкие языковые вершины.

Отрывок из песни « ВЕРШИНА»

Поэтому я приглашаю Вас к сотрудничеству,соавторству, содружеству

Какая приставка в этих словах? (СО -)

Приставка со - означает вместе. Давайте весь урок будем вместе.

ll. Актуализация опорных знаний

Учитель: запишите

Классная работа

Вершина № 1 « Буквенный диктант»

Бесценный, исчезнуть, безграничный,беспринципный, беспризорник, разблокировать, беспорядок, бесконечный, развести, разболеться, разжалобить, безвластие.

Вершина № 2 Синтаксический диктант. « Крестики нолики»

    Назывные предложения содержат в себе главный член предложения – сказуемое (0)

    В определенно-личных предложениях сказуемое выражено 3 л. мн.ч

    Однородными могут быть как главными так и второстепенные члены предложения

    Однородные члены предложения это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, выражаются обычно одной и той же частью речи

    Определения могут быть однородными и неоднородными

    В предложении может быть только один ряд однородных членов предложения

    В предложении есть обобщающее слово. Всюду слышались звуки: за окном, в печи, над крышей.

1

2

3

4

5

6

7

О

О

Х

Х

Х

О

Х

lll. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ребята, посмотрите на предложение и определите тему урока

Сватовский край, ты вдохновляешь нас на великие дела: на создание картин и стихов, на научные открытия и спортивные достижения, на мужество и стойкость в защиту своей страны.

Ответ: Я, думаю, тема урока « Обращение»

Учитель: Запишите в тетради тему урока. Обращение распространенное и нераспространенное. Знаки препинания при нем.

Учитель: определите задачи урока.

Повторить сведения об обращении

Узнать что-то новое об обращении

Научиться находить обращения в предложении

Правильно ставить знаки препинания при обращении

Развивать логическое мышление и речь

Обогащать словарный запас

Прививать целеустремленность и любовь к родному краю

l V. Изучение нового материала

Вершина № 3 « Теоретическая» Стр. 165 §40

А. Составить « Кластер» по теме « Обращение»

Б. Составить алгоритм постановки ЗП

АЛГОРИТМ

В. Представить теоретический материал, используя прием « Фишбоун»

Г. Дополнение учителя

В роли обращения обычно употребляется одушевленное существительное

В поэтической речи используется прием –олицетворения-обращение к предметам и явлениям

Например: Я вернусь к тебе, мой край родной!

Местоимения ты, вы не являются обращением. Однако иногда встречаются предложения, в которых местоимения (ты,вы) выступают в роли обращения.

Например : Эй, ты, просмотри вокруг!

Если обращение находится в конце предложения, то может стоять и вопросительный знак

Например: О чем ты воешь, ветр ночной?

Существуют этикетные обращения

Например: Здравствуй, Днепр широкий!

С добрым утром, город мой любимый!

Следует избегать просторечных обращений(мамаша, бабка, женщина), фамильярдных слов и выражений(дорогуша, красавица)

V. Закрепление материала

Вершина № 4 « Практическая»

Учитель: Ваша задача - найти в предложениях обращение, определить распространенное оно или нераспространенное. Обратить внимание на знаки препинания.

Соколко Лидия Васильевна родилась в селе Первомайское Сватовского района. По специальности художник-педагог

Мама! Вишня у нас

Под окном расцвела!

(Зимний день)

Н. Щепенко родился в 1915 году. Входил в состав общества писателей Украины. В его честь названо детское учрежление « Слобожанська криниця»

О Земля, мать наша родная! Нет во всем мире человека, которого бы ты не воодушевляла животворящими соками своими.

Сергей Кривонос, Сватовский поэт, автор поэтических сборников « Живые голоса», « Цветенье вишен» и др…

Стихи мои, взлетите выше в небо

И навестите дальние края.

Я в тех краях ни разу, может, не был,

Но там такие люди, как и я.

Ольга Фоменко , Сватовская поэтесса, сейчас на пенсии, живет возле нашей школы

Спасибо, мама, за терпенье

И знай, что я тобой живу.

Работа с учебником

Упражнение 267 А

l вариант – 1,2

ll вариант – 3,5

Творческая работа

Задание: преобразовать предложения, чтобы они были с обращением

    Людям всей земли следует беречь и охранять памятники архитектуры.

    Молодежь внимательно относится к людям старшего возраста.

    Жители нашего города помнят историю Сватовского края.

Задание на опережение

Экскурсия по городу с использованием обращения

Уважаемые слушатели! Приглашаю Вас отправиться в путешествие по нашему Сватовскому краю.

Слайд № 1

В нашем городе проходит много культурных мероприятий. Мы знакомимся с интересными и творческими людьми.

Сватовчане! Уважайте традиции нашего края.

Слайд № 2

Уважаемые гости, в нашем городе есть прекрасные, удивительные места. Он имеет удивительно живописные уголки. Приезжие восхищаются его чистотой и жителями

Слайд № 3

Чтобы лучше знать историю нашего края в школе читается курс « Украинознание», « Этногеография».

Школьники! Изучайте историю родного края.

Сватовчане! Любите свой родной край!

V l . Итог урока

Ребята, вот и покорили мы с вами языковые вершины. Друзья, прекрасен наш союз.- говорил О.С.Пушкин и я, работая с вами. Мне приятно было идти по ступеням к вершинам. На парте у вас лежит 2 вида смайликов. С их помощью скажите мне: какое у вас настроение от проведенного урока?

V ll . Прием « Незаконченное предложение»

- Обращение выражается ….. словом или ссч

В конце предложения с обращением может ставиться ….. ! или?

Обращения бывают ….. распространенные и нераспространенные

Частица О …. Не отделяется запятой от обращения

V lll. Домашнее задание: §40,41, упражнение 271 А (1-4)

§ 2059. Предложение может быть распространено обращением. Обращение - это распространяющий член предложения - имя в форме им. п., возможно - с зависящими от него словоформами, называющий того, к кому адресована речь.

Это может быть название лица, неодушевленного предмета или явления. В роли обращения чаще всего выступает существительное; однако обращением может быть и прилагательное (или причастие).

Обращение не является таким распространителем, который никак не связан с остальным составом предложения. Такая связь существует. Она выражается, во­первых, в том, что любое предложение, сообщающее о действии или состоянии определенного субъекта и имеющее в качестве сказуемого глагол в форме 2 л., с абсолютной регулярностью может распространяться обращением, называющим субъект, который либо обозначен в подлежащем местоимением, либо не обозначен совсем: Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? (Крыл.); Ах, раскиньтесь, строчки песнопений, над землею вечно молодой (Прок.); Откройся, мысль! Стань музыкою, слово (Забол.). Во­вторых, всегда, в любом предложении, обращение образует синтагму или группу синтагм, либо входит в синтагму вместе с другими словами в предложении.

Основная функция обращения - называние того, к кому направлена речь - очень часто сочетается с экспрессивной оценкой, с выражением субъективного отношения говорящего (пишущего). Экспрессия выражается по­разному: интонацией, повторением обращения, сопровождающими его междометиями или частицами, лексическим значением того слова, которое выступает в роли обращения.

Обращение или вводится внутрь предложения или непосредственно сопровождает его - открывает предложение или заключает его собою: Приятель дорогой, здорово! Где ты был? (Крыл.); Ты их узнала, дева гор, восторги сердца, жизни сладость (Пушк.); Блеща средь полей широких, Вон он льется!.. Здравствуй, Дон! (Пушк.); Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас (Лерм.); Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? (Тютч.); [Акулина Ивановна:] Эх, братцы! Нехорошо у нас... за что старика обидели? (Горьк.); Ну, спичка, спичка, выручай, Не подведи бойца (Твард.); Дай, Джим, на счастье лапу мне (Есен.); Товарищ Солнце! Высуши слез влагу! (Асеев).

Если речь обращена к нескольким, многим, то в предложение может быть введено несколько обращений: Восемьдесят пять окон открыты настежь. Я воспользовался этим, чтобы произнести вам свою речь - вам, гражданин граммофонщик, и вам, соседка, показавшая свою перину, и вам, владельцы кастрюлек, масленок, горшков и редиски (Фед.); Пойте, люди, города и реки! Пойте, горы, степи и поля! (Сурк.). Несколько обращений к одному адресату обычны в случае их экспрессивной окрашенности: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня (Пушк.); Черный чуб твой, намокший потом, Из­под шапки на лоб падёт. Здравствуй, медленный пот работы, Здравствуй, трудный крестьянский пот! (Багр.); Славься, благословенный, Скрытый в земле редут, Медленный, тяжеленный, Каменный, несравненный Гордый шахтерский труд! (С. Васильев).

В разговорной речи и отражающих ее письменных текстах форма им. п. существительного в обращении может выступать с отсечением флексии: мам, Валь, Вань, Коль и т. п.: Маманьк, а ужинать когда будем? (Ф. Тихонов); Для мамаши хочу спеть... Слушай, мамаш! (Малышк.). В этих случаях обычно повторение обращения посредством соединяющей и акцентирующей частицы а: Мам, а мам, почитаем?; Вань, а Вань, подойди­ка ко мне; Нина, а Нин, поди сюда (Фед.). Эта же частица соединяет и неусеченные формы: - Барышня, а барышня! - начал опять городовой (Дост.); Люди, а люди! Знаете ли вы Русскую песню, Когда сердце ее облегла тоска (К. Некрасова).

§ 2060. Позицию обращения очень часто занимают слова с оценочным или качественно­характе-ризующим значением. Такое слово нормально сочетается с местоимением: Пойми, чудак ты, что ты неправ; Да пожалейте же его, бесчувственная вы женщина!; радость ты моя, дурак ты этакий, чудак ты человек.

Примечание 1. Функция адресования ослаблена или отсутствует у квалифицирующего слова в сочетании с местоименным словом, типа: Знает, хитрец (хитрец он этакий), у кого просить!; Поняла бессовестная (бессовестная ты, бессовестная она), где и как надо действовать (т. е. он, хитрец, знает...; ты, бессовестная, поняла).

Примечание 2. При слово прощай(те) в знач. (исчез), (больше нет, не будет) обращение интонационно не выделяется и приобретает свойства подлежащего: Ежели который мужик записался в охотники или в лошадники, то прощай соха (Чех.); Ну, вот я и дама, и уезжаю, и прощай Москва (Ю. Казак.).

§ 2061. Обращение может быть выражено местоимением­существительным: Глядите на меня, все! (Дост.); Вон, разбойник! Застрелю! Эй, кто­нибудь! (Шишков). В сочетании с именем: Ты, Вася, и ты, Федот, махнем­ка завтра на Лебяжью (Б. Шергин). В функции обращения может выступать вводимое относительным местоимением придаточное предложение: Кто может, - на площадь, в город! - Кто может, - поднимайся! (Фед.).

Обращение, выраженное одиночным местоимением 2 л., несет экспрессию грубости или фамильярности: Ступай за шестом, ты! (Тург.); - Эй, ты! - крикнул Савелий в сени (Чех.); - Отвечайте... Что значит это молчание? Послушайте, вы! ... Вас выгонят из дома, вас выгонят из города, на вас пальцами, слышите, пальцами будут показывать, вы! (Фед.).

§ 2062. Позиция обращения в непринужденной, фамильярной речи может быть занята словоформой, называющей лицо по внешнему, ситуативному признаку, обычно - случайному, окказиональному: Эй, вы! креп на шляпе! Теперь прятаться! Стойте: кто вы такой? (Дост.); Эй, воротник, говоришь по­немецки? (Анн.); Эй­й! На­а барже­е! (Горьк.); Эй, наверху, спускайтесь сюда!; Вы там, на катере, давайте к причалу!; Вернись­ка, ты, в шляпе!; Во втором ряду, прекратите разговоры!; Послушайте, за кустом, перестаньте прятаться!

§ 2063. Изолированное обращение - одно или в сочетании с частицей, междометием, произнесенное с соответствующей интонацией (обычно с ИК­2 или ее модальными реализациями), может приобретать самостоятельную коммуникативную значимость - выражать призыв, просьбу, ласку, угрозу, напоминание, удивление: Она села на постель и позвала нежно: - Володя! (Чех.); [Войницкий:] Никаких у него нет дел. Пишет чепуху, брюзжит и ревнует, больше ничего. [Соня:] (тоном упрека) Дядя! (Чех.).

§ 2064. Интонационно обращение выделяется, по­разному, - прежде всего в зависимости от его места в предложении, а также в зависимости от своего состава. В начале предложения обращение выделяется в отдельную синтагму и произносится с разными типами ИК, из которых основным является ИК­2: Ста2рик, / я слышал много ра3з, / что ты меня от сме2рти спас! При перечислении каждое из обращений выделяется в самостоятельную синтагму: О любимые сердцем обм2аны, / заблужденья младенческих ле2т/...

В середине и в конце предложения обращение может объединяться в одну синтагму с распространяемой частью предложения, и тогда оно входит в постцентровую часть соответствующего типа ИК: Ив2ан Ильич, / распо3рядись, братец, насчет закуски!; Здрав2ствуй, правнуков жилище, / и м3ое, / и не м4ое (Анн.); Да пожал2ейте же вы его, бесчувственная вы женщина!

Выделение обращения в отдельную синтагму в неначальной позиции служит средством увеличения его информативной нагрузки, например, усиления оценки: Да пожал2ейте же вы его, / бесчувственная вы женщина!

Обращение может быть осложнено оттенками противопоставления, которые варьируются при передвижении центра ИК­2, ИК­3, ИК­6 и изменении синтагматического членения: Чуть зацветет иван3­чай, / С этого самого цве3та, / - Ран6нее лето, / про2щай, / Здравствуй, полдн2евное лето! (Твард.) или: Раннее лето, / прощ6ай, / Здра6вствуй, / полдн2евное лето!

§ 2065. В художественной литературе, в поэзии функции обращения расширяются и обогащаются. Основная, общеязыковая функция адресования речи сохраняется; однако здесь она не только не является единственной, но очень часто оказывается ослабленной или преобразованной. Ниже перечисляются наиболее характерные явления, связанные с осложнением функций обращения в художественной речи.

1) В поэтической речи обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее повествование. Это обозначение обычно является развернутым, предмет не только называется, но и определяется, характеризуется. Особенно отчетливо функция введения темы обнаруживается тогда, когда обращение открывает собою текст: Угрюмый сторож муз, Гонитель давний мой, Сегодня рассуждать задумал я с тобой (Пушк.); Кобылица молодая, Честь кавказского тавра, Что ты мчишься, удалая? И тебе пришла пора (Пушк.); Подруга думы праздной, Чернильница моя, Мой век разнообразный Тобой украсил я (Пушк.); Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? (Пушк.); О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно? (Тютч.); Безыменные герои Осажденных городов, Я вас в сердце сердца скрою, Ваша доблесть выше слов (Пастерн.); Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король (Ахм.).

2) Сохраняя функцию называния того, к кому адресована речь, обращение в художественной, поэтической речи часто сосредоточивает в себе центральную часть сообщения: изъятие такого обращения лишает текст его информативной законченности и ясности (это же характерно и для обращений, описанных в п. 1): Душа моя - Элизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою! Меж вами, призраки минувших, лучших дней, И сей бесчувственной толпою? (Тютч.); Любить хотел я, не любя, Страдать - но в стороне, И сжег я, молодость, тебя В безрадостном огне (Анн.); Тишина, ты лучшее Из всего, что слышал (Пастерн.); Легче лисёнка Скрыть под одеждой, Чем утаить вас - Ревность и нежность (Цвет.); Родной старины дорогие места, Кто вами не будет гордиться? (В. Замятин); О любимые сердцем обманы, Заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, Мне от вас избавления нет (Забол.).

Большой информативной нагруженностью обращения в таких случаях определяется наличие при нем распространяющих слов, с разных сторон характеризующих называемый предмет или разнообразно информирующих о нем: Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Все залей и утиши (Тютч.); Больше не суровые, Печальные глаза, Любили ль вы, простите ли? (Анн.); Прекрасных рук счастливый пленник На левом берегу Невы, Мой знаменитый современник, Случилось, как хотели вы (Ахм.); Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб (Есен.). Насыщенностью информативного задания в подобных случаях объясняется сложная организация распространителей самого обращения, в частности, союзные связи таких распространителей (а) или оформление их в виде придаточных предложений при личном местоимении (б):

а) Товарищ милый, но лукавый, Твой кубок полон не вином, Но упоительной отравой (Пушк.); О рьяный конь, о конь морской, С бледно­зеленой гривой, То смирный, ласково­ручной, То бешено­игривый! Ты буйным вихрем вскормлен был В широком божьем поле (Тютч.); Схоронили пепелище Лунной ночью в забытье... Здравствуй, правнуков жилище, - И мое, и не мое! (Анн.).

б) О ты, чьей памятью кровавой Мир долго, долго будет полн, Приосенен твоею славой, Почий среди пустынных волн! (Пушк.); О, вы, которых я безумно так желал! Кого я так любил, коль это ваши тени, Отдайте счастья мне нетронутый фиал (Анн.).

3) В поэтической речи обращение может приобретать функцию собственно называния, представления предмета; сама «обращенная речь» при этом или отсутствует или сводится к словам­приветствиям. Такое обращение может составить отдельную и законченную часть поэтического текста. Такова, например, самостоятельная начальная строфа стихотворения М. Цветаевой «Генералам 12­го года»: Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, - Очаровательные франты Минувших лет!

С информативной самостоятельностью обращения связана возможность его союзного соединения с целым предложением, т. е. функционирование обращения, одного или в сочетании со словом­приветствием, в качестве части сложного предложения или сложно организованного текста: Вы, с квадратными окошками, невысокие дома, - Здравствуй, здравствуй, петербургская несуровая зима! И торчат, как щуки ребрами, незамерзшие катки, И еще в прихожих слепеньких валяются коньки (Мандельшт.); Ой, цветики садовые, Да некому полить! Ой, прянички медовые! Да с кем же вас делить? (Анн.); Чуть зацветет иван­чай, С этого самого цвета, - Раннее лето, прощай, Здравствуй, полдневное лето! (Твард.).

Утверждено:_______________________________

Учитель:

Учитель русского языка и литературы II категории III(базового)уровня:

Вдовина Татьяна Александровна

Класс:

8 русский

Предмет:

Русский язык

Дата:

2 03 15

Тема урока:

Обращение. Распространенное и нераспространенное

Цели урока:

знакомство обучающихся с особенностями обращений, с выделением на письме, употреблением обращений в речи и художественных произведениях.

Задачи урока:

Уметь находить обращения в предложении; отличать от подлежащего; составлять с ними предложения; выразительно читать предложения с обращением

Развивать логику, память, речь.

Воспитывать интерес к слову.

Результаты обучения:

научатся находить обращения в предложениях.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I .Организационный момент

Эмоциональный настрой класса на урок

« Обратись ко мне»

Организовать направленное внимание на начало урока. Создание положительного настроя учащихся на урок и проверка готовности рабочих мест. Учитель приветствует детей

Приветствие учителя:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших добрых глаз!

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений

И вместе сочиним урок!

Здравствуйте! Садитесь, ребята!

Давайте познакомимся.

Учитель. ______ ты любишь заниматься спортом?

Какой у тебя любимый сказочный герой?

Чем ты занимаешься в свободное время?

Есть ли у тебя дома кот или собака?

Потом прошу ребят обратиться друг к другу. Задать вопрос, сделать комплемент и т д.

Ученики проверяют наличие своих учебных принадлежностей.

ребята отвечают на вопросы учителя и обращаются друг к другу

Деление класса на группы:

Номерки

Ученикам раздаю номерки и предлагаю объединиться в группы № 1-2-3, подобрать названия своих кораблей, на котором они поплывут в страну «Обращение»

выбирают номерки, рассаживаются на места

Реализация дом задания

С целью проверки знаний пройденного материала использую прием «Вопросы по цепочке », каждая из групп пишут на листках А4 вопросы по пройденным материалам затем передвигаются по цепочке и отвечают на вопросы групп.

ученики отвечают на вопросы учителя

II . Стадия вызова.

Чтение стихотворения

ОБРАЩЕНИЕ.

Всем нам при общении Можно смело обратиться.

Поможет обращение. Только, друг, не забывай:

К людям, звездам или птицам Запятые расставляй.

(А. Косоговский.)

слушают учителя

Мотивация на урок.

Учитель: С помощью наводящих вопросов определяем тему урока.

- Скажите, а почему, поздоровавшись со мной, вы сели?

- А как вы узнали, что мои слова обращены к вам?

- А как узнали, что:: хорошо выполнили задание?

- Так что это за слово, называющее того к кому обращаются с речью?

В тетрадь запишите число и тему урока Обращение. Распространенное и нераспространенное

Учитель . Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче Это море знаний- самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправляемся в путешествие на двух кораблях. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь! Мы путешествуем по морю к острову под названием «Обращение».

отвечают на вопросы учителя и определяют тему урока

собирают из букв слова и называют название своих кораблей.

Знакомство с эпиграфом

Эпиграф:

«Друзья мои!

Я рада входить в ваш дружный класс»

Прочитайте наш эпиграф и найдите слова, которые называют того, к кому обращается поэт. ( Друзья мои).

Но как вы узнали, что я обращаюсь именно к вам. Или в нашей небольшой разминки, вы обращались друг к другу.

Итак: Обращение может состоять из одного и даже из сочетания слов, на письме выделяется запятыми, обозначается: О .

Составим схемы предложений с обращениями: , [:,O,:], [:,O, ?!.]

Запись в словарь - справочник или тетрадь.

читают эпиграф к уроку, рассуждают и записывают в тетради

III .Стадия осмысления

Конкурс

«Чей корабль первым отойдет от причала?»

Учитель. Сегодня на уроке мы будем находить обращения в тексте, учиться расставлять правильно знаки препинания, выразительно читать, все это мы будем выполнять, путешествуя на кораблях

1. ЗАДАНИЕ.

1. Что называется обращением?

2. Чем обычно выражается обращение?

3. Является ли обращение членом предложения?

4. Как выделяются обращения на письме?

выполняют первое задание

Оценивание

Первый риф

« Кто быстрее?»

Учитель. Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто выполнит задание.

А что такое риф?

Риф –это подводная или мало возвышающая над уровнем моря скала, препятствующая судоходству.

Задание: «Кто больше и быстрее?»

По обращениям, которые вы найдете в предложениях, отгадайте названия сказок или автора

Учитель: Обращение - очень важный момент в общении людей, ведь часто по обращению можно понять каков тот человек, который обращается, и тот к кому обращаются.

Обращением можно выразить ласку, злость, ненависть, недовольство.

Запись в тетрадях

. " Сказке о мертвой царевне" обращение к зеркальцу

- Царевна к Елисею.

Рыбка к рыбаку.

. Пушкин к своей няне.

выполняют задания

Оценивание

За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон.

Второй риф

«Самый

вежливый мореплаватель »

родным , продавцу, врачу, прохожему.

составляют предложения с обращениями

Оценивание

За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон.

Разминка

«Неунывающий ежик»

Учитель: наши мореплаватели немного устали и нуждаются в отдыхе. Поэтому прошу вас немного разминуться.

делают разминку

IV .Стадия Рефлексии

Подведение итогов «Закупоренная бутылка от Робинзона Крузо»

Учитель: Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия и, наконец, попадаем на наш остров.

Смотрите! Смотрите! Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем ее. На листке что-то написано .

«Дорогие ребята! Вы достойны победы. Ваше путешествие, к сожалению, заканчивается. И вот перед вами остров «ОБРАЩЕНИЕ». До встречи, друзья!

Учитель. Найдите обращение.

Ребята, а какое еще здесь слово выделяется запятыми?

К сожалению. Это, ребята, вводное слово. Оно выражает чувство человека.

берут бутылку и читают письмо

Формативное и суммативное оценивание

Посчитывается количество жетонов и с помощью критериев оценивания выставляются оценки за урок.

Дом задание

Выучить правило, выполнить упр____.

Выписать из сказок обращения.

записывают Д\з

Рефлексия

«Корабль знаний»

На доске вывешиваю кораблик, раздаю ребятам кружочки и прошу ребят показать свое настроения в конце урока.

Какой вывод можно сделать после нашего путешествия?
– А какое настроение у Вас после путешествия?

Заключительное слово учителя

Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути, ребята!

ребята изображают свое настроение

Первый риф « Кто быстрее?»

Свет мой зеркальце, мерзкое стекло

Бабушка, братцы вы мои родные, свет наш солнышко, князь ты мой прекрасный -

Отпусти ты, старче, меня в море...

"Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня" .

Второй риф «Самый вежливый мореплаватель »

Составьте и запишите предложения с обращением, с которым вы обращаетесь к родным , продавцу, врачу, прохожему.

Первый риф « Кто быстрее?»

Свет мой зеркальце, мерзкое стекло

Бабушка, братцы вы мои родные, свет наш солнышко, князь ты мой прекрасный -



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх