Что такое зависть и как с ней бороться? Как избавиться от зависти

Зависть – это один из главных человеческих пороков. Она в разной степени присуща и мужчинам, и женщинам, она может возникать в любых сферах жизни – как на серьезных основаниях для этого, так и совсем без оснований.Чаще всего мы завидуем достаточно близким людям – их успехи наиболее очевидны и с ними легче себя сравнивать. Тем не менее зависть очень часто способна полностью разрушить отношения. Из этой статьи вы узнаете, как можно бороться с завистью.

Поймите причину зависти

Можно найти много причин для зависти. Случаи зависти очень часто зависят не от реальных на то оснований, а просто от склада характера человека. Поводами для зависти очень часто становятся карьерные успехи, личное счастье, внешние данные или финансовое благосостояние.

Тем не менее, даже если завистник сам успешен и счастлив, он, в силу личностных особенностей, не перестанет завидовать – ведь всегда можно найти людей, у которых будет что-то лучше, чем у вас. Каковы могут быть причины зависти?

  • Зачастую зависть – это результат психологических проблем и неуверенности в себе. Уверенный человек будет радоваться успехам других и учиться у них. Попробуйте видеть на поводы для зависти, а возможности для собственного роста и развития.
  • Негативное отношение человеку также может стать причиной зависти. Если вам неприятен ваш друг или коллега, вам может казаться, что он не заслуживает своей удачи. Тем не менее старайтесь разделять личную неприязнь и объективные факты.
  • Некоторым людям нравится хвастаться своими достижениями. В этом случае причиной зависти может стать провокация. Важно помнить, что зависть, прежде всего, не идет на пользу тому, кто завидует. Поэтому стоит оградить себя от общения с людьми, которые стремятся вызвать у вас это чувство.

Убедитесь, что завидовать не стоит

Зависть редко бывает продуктивной и конструктивной. Иногда, конечно, она может стимулировать вас к достижению собственных целей, но зачастую она заставляет только еще больше усомниться в собственных способностях. Завидовать и обсуждать человека за его спиной гораздо проще, чем выстраивать собственную жизнь. Вот несколько причин перестать завидовать окружающим:

  • Помните, что любой успех достигается тяжелым трудом, даже если он кажется легким со стороны.
  • Зачастую люди меньше рассказывают о своих несчастьях, чем об успехах. Неудачи и несчастья же случаются абсолютно у всех.
  • Пересмотрите свою жизнь – наверняка другие могли бы найти массу поводов завидовать вам.
  • Помните, что нет ничего невозможного. Если вы хотите крепкую семью или повышение по службе, нужно стремиться к этой цели, и вы ее достигнете.

Сосредоточьтесь на собственных достижениях

Зависть может разрушить и ваши отношения с дорогими людьми, и вашу собственную жизнь. Не позволяйте себе завидовать, старайтесь смотреть на жизнь позитивно и находить поводы для радости и собственного развития. Вместо того, чтобы завидовать, вам стоит:

  • Искренне порадоваться за счастливого успешного человека – особенно, если этот человек является вашим близким другом и родственником. Если вам удастся действительно разделить с ним счастье, а не завидовать, значит, вы сделали шаг на пути к личностному росту.
  • У каждого человека есть, чему поучиться – особенно, если вы завидуете его успеху. Понаблюдайте и сделайте выводы, почему этот человек добился того, чего хотел. Задавайте вопросы и спрашивайте советы. Счастливые успешные люди обычно рады делиться своим опытом.
  • Поймите, что не устраивает вас в своей жизни, и постарайтесь исправить ситуацию. Если по-настоящему захотеть, достигнуть можно всего, чего угодно. Однако это потребует сил и времени.
  • Взгляните на свою жизнь и найдите в ней массу позитивных моментов. Не всегда общепринятое счастье или успех приносят удовлетворение конкретному человеку. Возможно, вы полностью довольны жизнью, просто не задумывались об этом.

Зависть – это чувство, которое прежде всего пагубно влияет на личность того, кто завидует. Если захотеть, массу поводов для зависти можно найти всегда, но гораздо важнее не обращать внимания на окружающих и заниматься собственной жизнью. Пусть успехи других вас вдохновляют, помогают научиться новому и дарят позитивные эмоции. Зависть же не позволит вам добиться собственных целей.

Колбасит?

Приходилось ли вам завидовать кому-то? Так, чтоб аж скулы сводило? Бывает, что-то поразит тебя в самое сердце. Особо крутая машина, или чей-то интересный рассказ, или еще что.

И начинаешь со страшной силой завидовать. Типа, эх, ну вот живут же люди! И грызешь себя – у меня-то такого нет, а вот мне бы…

Это отвлекает от собственных дел, не дает сосредоточиться, грызет и раздражает. Хуже того. Сначала ты завидуешь кому-то – и мучаешься. Потом вспоминаешь, что завидовать нехорошо – и чувствуешь себя еще хуже.

А пробовали НЕ завидовать? Это все равно, что стараться не думать о белом медведе. Никогда не получается.

Как же быть? Неужели придется мучиться из-за этого всю жизнь? Нельзя ли как-нибудь использовать зависть себе во благо?

Не только можно, но и нужно. Об этом и поговорим.

Вообще, любое лекарство в неправильном количестве становится ядом. Также и с завистью. В определенных условиях это очень полезное чувство, которое нужно пользоваться. Главное – правильная дозировка. Как же ее подобрать?

Ежедневные изнурительные тренировки. Это шутка, но в кажой шутке – вы поняли…

Итак, справляемся с завистью. 5 простых шагов

Представьте, вы встретили что-то или кого-то, кому стали резво завидовать. Думаете, пришло время поругать себя? Вы совершенно неправы. На самом деле это ваш первый этап тренировки. Хорошее начало хорошего дела.

1. Почувствовали зависть? Отлично. Сосредоточьтесь на этом чувстве

Не отказывайте себе. Позавидуйте немного – для поднятия всего. Прочувствуйте – как в вас поднимается неведомая сила, как она ширится и крепнет. Как ядерный реактор в груди Тони Старка.

Сильное чувство (а зависть это очень сильное чувство) – это всегда дополнительная энергия. Не пытайтесь избавиться от нее. Не пытайтесь ее прогнать, ругать себя и рассказывать, какой вы плохиш (тем более это неправда). Надо – как в айкидо – присоединиться к этой силе и последовать за ней. Получилось? Тогда вы готовы ко второму шагу.

2. Осознайте – чему именно вы завидуете

Например, когда я ловлю себя в такой момент – я задаю вопрос: а чего бы хочешь для себя?

  • съездить в ту же страну? Или новые впечатления и немного драйва?
  • такой же шашлычок? Или встретиться со старыми друзьями и потрепаться о разном?
  • именно эту машину? Или сделать офигительно крутой подарок любимому человеку? Или не очень крутой, но сильно проникновеный?

Какова твоя заветная мечта – которой давно хочется заняться? Ваша зависть подскажет, чего именно вам не хватает. Мы ведь мечтаем не о вещах, а о чувствах, которые они нам должны принести.

Проверено – и не один раз: у человека может быть прекрасная семья, дом, отличная машина, и полный комплект всего дополнительным бонусом – но почему то это не делает его счастливым. Почему-то он грустит и печалится. Иначе все психоаналитики потеряли бы свою работу.

Зависть часто возникает, когда вы сбились с курса, и внутренний голос орет – эй, вернись, я хочу туда, куда хочу, там, куда ведет тебя сердце, внутренний голос и прочие тайные знаки.

И когда вы поняли, чего именно вам хочется, или чего вам не хватает – переходите к следующему шагу.

3. Остановитесь на мгновение – и подумайте: что вы можете сделать прямо сейчас?

Для себя, для своей мечты, для любимого человека. В ближайшее время. Сделайте что-то слегка пугающее – вы сможете себе это позволить, потому что у вас появился дополнительный источник. Зависть придаст вам сил, прочистит эмоции и придаст верное направление.

Спросите себя: что я могу сделать – то, что давно хотелось, но все откладывалось?

Небольшое дело, которое вы можете сделать прямо сегодня, сейчас:

  • поговорите о том, о чем давно хотели, но боялись поговорить
  • поставьте хитрую приблуду на сайт
  • попробуйте что-то новое, что вы давно хотели сделать, но все откладывали
  • начните, что давно хотели начать. Не думайте, как получится – просто начните
  • позвоните старому другу и договоритесь о встрече.

Придумайте то, что доставит вам удовольствие – ведь зависть придаст вам сил и поможет завершить его. Или хотя бы ударно поработать.

4. Пойдите и сделайте то, что хотите сделать

Ни в чем себе не отказывайте. Пока зависть свежа – она отлично помогает действовать. Не думайте о том, как получится. Не высчитывайте – выйдет или нет. Это ваш тренировочный день – вы не забыли? Как будто тренируетесь бить пенальти – когда вы на тренировке, имеете полное право не забить. Но вот ударить по мячу – необходимо.

Просто сделайте, поставьте мысленно галочку, и смело переходите к пятому шагу.

5. Заключительный штрих

Когда завершите свой героический подвиг — не забудьте:

  • поблагодарить себя – за то, что смогли и сделали это
  • поблагодарить того, кому позавидовали, он ведь помог вам. Необязательно вслух, тут уж как карта ляжет. Иногда я даже использую разные жесты, они иногда очень помогают
  • а потом сядьте на пять минут и – вы сделали это, и имеете полное право отдохнуть и погордиться собой.

Эти пять простых шагов помогут вам перевести негативные эмоции в более приятные и полезные для вас действия. В итоге вам больше не придется использовать зависть — это прекрасное чувство , чтобы опускать других, ругать себя, или злобно курить в сторонке.

Вместо этого вы будете направлять ее в нужную для вас сторону. Добиваться того, что хотите именно вы. И получать при этом удовольствие от процесса.

Препятствие и есть путь ~ Дзенская пословица

говорил о зависти:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя

Сравнивая с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже - сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:

«Гордого можно почтить! Тщеславного - похвалить! Сребролюбивому - что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Первые признаки зависти - неуместная ревность и соперничество

Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:

« вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

Причина зависти

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному - гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

Как бороться с завистью

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».


Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:

«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13-14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.

А третье средство - всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Заставлять себя делать добро

Преподобный Амвросий советовал:

«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное - не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе

Учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:

«Кому завидуешь, за того Богу молись».

«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:

«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на . Обратите это чувство к другой стороне - и полу чите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

Быть готовым к возвращению страсти

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Почему люди ? На первый взгляд, этот простой вопрос предполагает такой же простой и очевидный ответ: в нашем мире одни люди напрочь лишены тех житейских благ, которыми другие обладают в полноте и даже в избытке. Таким образом, проблема в том, что несправедливо устроен сам мир, а зависть является всего лишь реакцией обделенной части человечества на эту фундаментальную несправедливость. Потому-то бедные и завидуют богатым, некрасивые - красивым, бездари - талантливым, больные - здоровым…

Казалось бы, ответ на вопрос о вполне логичен, однако в реальной жизни такое объяснение почему-то не срабатывает. Ведь завидовать можно не только богатству и красоте, но и вообще чему угодно.

Человек среднего достатка завидует преуспевающему бизнесмену, глядя на его шикарный коттедж и дорогие автомобили. Но этот же самый бизнесмен, чье время расписано буквально по минутам, а количество дел и забот значительно превышает его естественные возможности, с завистью смотрит на рядового сотрудника своей компании, который после рабочего дня спокойно идет домой и тут же забывает обо всех служебных делах. завидует тем, у кого есть дети, а многодетный нет-нет да и позавидует тому, кто живет исключительно для себя. Старик завидует молодости подростков, играющих в футбол у него под окнами, а мальчишки завидуют взрослым и мечтают побыстрее вырасти.

Иногда зависть направлена на предметы и вовсе уж странные. Так, в известной частушке послевоенной поры с горькой иронией высмеивалась абсурдная способность человека завидовать даже чужому горю:

Хорошо тому живется, у кого одна нога,
Ему пенсия дается, и не надо сапога.

Получается какая-то странная картина: каждый человек чем-либо обделен и в то же время сам является обладателем неких благ, вызывающих зависть у окружающих. Но почему же в таком случае люди никогда полностью не удовлетворены тем, что имеют? Почему, по меткой народной поговорке, любой кусок в чужих руках всегда кажется толще и вкуснее?

Известный булгаковский персонаж Полиграф Полиграфыч Шариков полагал, что для достижения всеобщего довольства людям нужно «все взять и поделить». К сожалению, этот простой рецепт от говорящей собаки ни разу не оправдал себя в человеческой истории. Дело в том, что поделить можно только материальные блага.

А вот как распределить на всех поровну талант и ум, красоту и здоровье? Ведь даже самое справедливое общественное устройство не сможет отменить разделение людей на талантливых и бездарных, умных и бестолковых.

И если рассуждать последовательно, то неизбежно придется признать, что причины зависти выходят за рамки социальной проблематики, а обида на неравное распределение благ между людьми по большому счету всегда обращена к Тому, Кого Церковь называет Подателем всех благ. То есть - к Богу.

Ведь не случайно самый знаменитый литературный завистник - пушкинский Сальери, жестоко страдающий от несопоставимости своего скромного таланта с музыкальным гением Моцарта, - адресует свои претензии отнюдь не к королевскому двору и не к музыкальным критикам, а прямо к Небесам:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше…

…О Небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан -
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?

Моцарт и Сальери

И если корни зависти уходят в область отношений человека и Бога, разумно было бы выяснить, что же говорит об этом свойстве человеческой души христианская религия.

Единственный критерий

В финале кинокартины «Свой среди чужих, чужой среди своих» пойманный чекистом Шиловым ротмистр Лемке, так и не сумевший уйти с украденным золотом за границу, отчаянно кричит, глядя в небо: «Господи! Ну почему ж Ты помогаешь этому кретину, а не мне?». Оставив в стороне сюжет фильма и историческую достоверность этой ситуации, нужно признать, что сам вопрос поставлен ротмистром предельно точно и направлен по правильному адресу.

«Господи, почему не мне, а ему?» - любой внимательный человек, хотя бы раз ловивший себя на зависти, знает, что это чувство сводится в конечном счете именно к такому недоумению и к обиде на Бога. И не так уж важно, что именно досталось «не мне, а ему» - ученая степень или новая машина, способность к стихосложению или банковский счет.

Ведь каждый из нас понимает, что есть в жизни такие вещи, которых мы не могли бы достичь даже самыми отчаянными усилиями, и далеко не все в нашей судьбе определяется трудолюбием и усердием. Например, мальчик, родившийся в семье преуспевающего бизнесмена или политика, уже по самому факту своего рождения именно в этой семье имеет ряд колоссальных преимуществ перед сыном фрезеровщика с завода имени Лихачева. А человеку с врожденным абсолютным слухом освоение музыкальной науки дается гораздо легче, чем бедолаге, которому, что называется, в детстве медведь на ухо наступил. Так почему одни уже с колыбели имеют то, чего другие не в состоянии приобрести даже тяжким трудом?

Если не сводить нашу судьбу к безумной игре слепого случая, то остается лишь одно разумное объяснение подобного неравенства: жизнь каждого человека складывается не только из его собственных усилий, но и из Божьего замысла о нем, из тех качеств, условий и обстоятельств жизни, которыми Господь его наделил. По видимости эти условия могут разительно отличаться друг от друга, но христианство утверждает, что Бог одинаково любит каждого из нас и каждому человеку в любое мгновение его жизни Он дает именно те возможности и условия, которые наиболее полезны для него в духовном смысле. Ведь ни деньги, ни положение в обществе, ни творческие способности - вообще никакие внешние и внутренние качества человеческой жизни не рассматриваются в христианстве как безусловное благо.

Главный вопрос Евангелия имеет совершенно иной смысл и направленность: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк 18:18). Куда ведут человека талант и богатство, нищета и болезнь - к вечной жизни или к вечной погибели? Вот единственный абсолютный критерий, по которому с позиции Евангелия можно судить о ценности всего, что мы имеем здесь, на земле. Лишь в перспективе вечности все земные условия нашего существования приобретают то или иное значение.

Например, талантливый человек может прийти к вере и славить Господа своим искусством. А может погубить свою душу, развив в себе чудовищное самомнение и гордость.

Но и человек без ярко выраженных творческих дарований также может достичь полноты бытия и самореализации, а может довести себя до крайних степеней зависти к людям более талантливым и даже, подобно пушкинскому Сальери, пойти на преступление. Наличие художественных, литературных, музыкальных талантов или их отсутствие являются лишь условиями, в которых каждый человек может реализовать свой самый главный талант - способность наследовать Небо.

С точки зрения вечности судьба любого человека зависит вовсе не от обстоятельств его жизни, а лишь от того, как он реализует себя в этих обстоятельствах, определенных ему Богом. Ведь Господь знает духовное устроение каждого из нас и по Своей любви предоставляет любому человеку условия земной жизни, наиболее благоприятные для приобретения жизни вечной. Поэтому возмущенный вопрос завистливого сердца: «Господи, почему не мне, а ему?» - всегда предполагает сомнение именно в этой Божьей любви, в благости и пользе Его определений.

Прямо называет зависть враждой на то, что дано нам от Бога, противлением Богу. В такой жесткой формулировке нет ничего удивительного, если вспомнить, что, по слову Священного Писания, именно через эту страсть в мир вошла смерть, а самым первым завистником был… дьявол: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем 2:23-24).

Две молитвы

В песне Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» звучит наивное пожелание автора:

Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет.

Эта просьба к Богу выражает определенную идею, напрямую относящуюся к теме зависти. Действительно, почему бы Богу не дать каждому всего и вволю?

Ведь тут предполагается уже не примитивный уравнительный «социализм» Шарикова, когда для того, чтобы что-то дать одному человеку, это «что-то» сначала нужно непременно отобрать у другого. Здесь рассуждение гораздо изящней и тоньше: мы веруем в то, что Бог всемогущ, а значит, Он не имеет нужды в распределении уже имеющихся благ и вполне может удовлетворить все возможные потребности каждого человека без малейшего ущерба для остальных людей. Следовательно, если Бог это сделает, то зависть тут же прекратит существовать как явление, поскольку в душах облагодетельствованного человечества для нее просто не останется оснований. Так почему же Всемогущий Господь до сих пор не дал каждому то, чего у него нет?

Ответ на «Молитву Франсуа Вийона» нетрудно найти в Послании апостола Иакова: Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак 4:2-3).

Бог действительно всемогущ, действительно любит людей и, конечно же, всегда готов дать каждому из нас любые блага. Но вот готовы ли мы их принять - большой и очень непростой вопрос. В самом деле, что получилось бы, например, если бы Господь по просьбе поэта все-таки дал всем, рвущимся к власти, «навластвоваться всласть»? И какой страшной ценой пришлось бы оплачивать эту их «любовь к сладкому» остальным людям, оказавшимся под властью тех, кто воспринимает власть как источник собственного удовольствия? Да тут впору просить Бога как раз об обратном, молить Его, чтобы властолюбцы, рвущиеся к власти, никогда не получили к ней доступа. То же самое можно сказать и о богатстве, и о славе, и еще о многих и многих благах, которые вместо радости могут принести стремящимся к ним людям величайшие бедствия.

В своем нынешнем состоянии отпадения от Бога человек может желать даже того, что прямо грозит ему гибелью. По логике стихотворения Булата Окуджавы, Богу следовало бы в придачу к власти для властолюбцев также выдать всем похмельным алкоголикам талоны на бесплатный портвейн, наркоманам - гарантированную ежедневную дозу , а страдающим гипертонией и холециститом любителям жирного мяса - гору жареных куриных окорочков на завтрак, обед и ужин.

Конечно, это наиболее яркие примеры самоубийственных желаний человека получить «то, чего у него нет». Но через них можно понять и общий принцип: если Бог не дает человеку то, к чему тот стремится, значит, у Бога есть к этому достаточные резоны. Поскольку Он, в отличие от нас, совершенно точно знает - кому, когда и что может оказаться полезным или вредным.

После некоторых операций на внутренних органах человеку какое-то время нельзя пить. В этот период больному вводят внутривенно физиологический раствор, снимающий жажду, и все же он очень завидует тем, кому доступна элементарная возможность: вдоволь напиться обыкновенной воды. Помочь в борьбе с этой завистью ему может лишь ясное понимание суровой истины: пить в его состоянии ни в коем случае нельзя, иначе он просто погибнет.

Просить у Бога то, чего у тебя нет, порой бывает так же неразумно, как и требовать у врача воды для такого послеоперационного больного. Поэтому в молитве святителя Московского Филарета звучит совсем иная просьба к Господу: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

Когда появляется дракон

Часто завистью называют болезненное желание человека получить то, что кажется ему привлекательным и чем владеют другие люди. В известном смысле это верно. И все-таки это еще не та зависть, которая, по слову Отцов, уподобляет человека демонам. В нравственном богословии такой однобокий взгляд на чужое преуспеяние принято называть грехом своекорыстного пожелания. Как и в любом грехе, в нем, конечно, нет ничего хорошего, и все же это еще не зависть в полном своем развитии, а лишь ее преддверие. Есть известная притча, содержание которой можно свести к следующему сюжету: человеку было обещано исполнение любого желания, но с условием, что его сосед получит того же в два раза больше, чем он сам. Человек долго думал, а потом пожелал… чтобы ему выбили один глаз и оторвали одну руку.

Это и есть главная черта настоящей зависти - желание зла тем, кому завидуешь.

Механизм появления в человеческой душе этого разрушительного чувства довольно прост: глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же благ, потом огорчается их отсутствием у себя. А когда ему становится ясно, что этих благ ему никогда не достигнуть, он начинает мечтать уже о том, чтобы их лишился и сам обладатель. Вот тогда и созревает в человеке этот страшный дракон - злая зависть, о которой говорил святитель Илия Минятий: «Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для заказных убийств, в него уходят корнями кражи и угоны автомобилей, умышленные поджоги и порча чужого имущества. А также бесчисленное множество больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Можно возразить: ведь совсем не обязательно зависть выражает себя в реальном действии подобного рода. Человек может просто завидовать по-тихому, в душе, и никому при этом не вредить.

Да, по большей части так оно и бывает. Каждый из нас кому-то завидует, но далеко не каждый при этом делает другим гадости или совершает преступления. Однако и преступники не сразу стали способными на кражи и убийства, они ведь тоже начинали с вполне безобидных, как им тогда казалось, мальчишеских фантазий о том, что «хорошо бы иметь такие кроссовки, такую куртку или такой мобильник, как у вон того пацана». В том и трагизм ситуации, что человек не в состоянии абсолютно точно определить - за каким именно поворотом судьбы зависть из мечтаний превратится для него в лютого зверя, с которым он уже не сможет справиться.

А если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным чувством он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление…

Выход из лабиринта

Как же бороться с завистью? Ответ не так трудно найти, если помнить, что суть любого греха - в отпадении от Бога. Зависть в основе своей имеет очень верное и адекватное ощущение утраты связи человека с его Создателем. Человек чувствует, что потерял нечто очень важное, без чего его жизнь пуста и несчастна. Только он не знает, что же это было.

И в поисках утраченного, словно в лабиринте, начинает метаться между различными целями, каждая из которых неизбежно оказывается ложной. Потому что никакое земное благо не может заменить собой Подателя всех этих благ.

Избавить себя от такого пагубного заблуждения можно только одним способом. Святитель Василий Великий пишет: «Мы можем избежать зависти, если из человеческого не будем почитать великим и чрезвычайным ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, но будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных».

А единственным вечным и истинным благом для человека является лишь то, что никогда, никто и ни при каких обстоятельствах не сможет у него отнять. Таким благом может стать лишь наше общение с Богом, соединение человеческого духа с Духом Божиим во взаимной любви, которая не прекратится даже после нашей физической смерти. Если искать именно этого блага, если стремиться к нему, стараясь выстраивать свою жизнь по Евангелию, тогда и завидовать никому уже не придется. Ведь все Евангельские заповеди, в сущности, направляют человека к единственной цели - сделать главным содержанием его жизни любовь к Богу и другим людям.

Завидовать же можно лишь тем, кого не любишь, к кому испытываешь пусть легкую, но все же неприязнь. А там, где есть любовь или хотя бы стремление к ней, зависти уже нет места. Так, мать не может завидовать своему ребенку просто потому, что любит его, радуется его радостям и любой его успех воспринимает как свою собственную победу.

Невозможно всегда радоваться за других. Или возможно, но это дано только святым и неискушенным людям. Всем остальным чувство зависти знакомо. Особенно, если мы говорим о современном обществе.

Хорошая карьера и финансовое благополучие сейчас считаются мерилом успеха человека. Нет ничего удивительного в том, что люди сравнивают свое положение и положение своих коллег. И порой чужие успехи раздражают.

Поводы для зависти

Один из самых распространенных поводов для зависти – деньги и их проявления.

Автомобиль бизнес-класса, последняя модель известного телефона, дорогие украшения и люксовая одежда, – все это хорошо в определенных кругах знакомых, но может нанести серьезный вред на рабочем месте.

Чему может завидовать босс

Скажем, в ситуации, когда босс не позволяет себе роскошных вещей, а кто-то из сотрудников «посмел» приехать на новеньком автомобиле, начальник может разозлиться.

Пример крайней прижимистости – Ингвар Кампрад, основатель . У любимого многими бренда долгие годы существует культ: экономия. И ввел его не кто иной, как Ингвар. Он сам ездит на старом автомобиле, летает только эконом-классом, снимает только отели 3*. Кампрад говорит, что только так он может не просто заставить своих подчиненных экономить, но научить их этому на уровне естественных привычек. Потому что экономия персонала хорошо сказывается на ценах для покупателей.

Конечно, ситуация может быть и не такой категоричной. Но любой босс может потерять лояльность к сотруднику, который владеет тем, чего нет у него.

Также начальник попросту может засомневаться, что сотруднику стоит повышать зарплату. Зачем это делать, если у него и так все хорошо и это доказывают дорогие вещи?

Материально ответственным сотрудникам также стоит быть осторожнее в этом вопросе. Всегда может возникнуть вопрос: «Откуда у него столько денег?! Не получает ли он “откаты”?»

Чему завидуют коллеги

Со стороны коллег также может возникнуть зависть. Скажем, довольно распространенная ситуация среди женщин – муж одной из сотрудниц хорошо зарабатывает и она рассказывает о том, где они отдыхали, что покупали и т.д. Коллеги могут начать думать, что эта сотрудница ходит на работу от нечего делать, а не для того, чтобы работать.

К нам устроилась девушка, рядовой менеджер, работала довольно посредственно. Но в компании сразу обратила на себя внимание тем, что еженедельно ей доставляли огромные букеты роз. Потом она объявила сотрудникам о предстоящей свадьбе на Бали. Конечно, всем стало интересно, кто муж. Узнали, пообсуждали – гораздо старше. Тем временем по ее проектам копились «косяки», ей были недовольны все, кто с ней работал. И перед Новым годом ее попросили уйти. Правда, афишировать не стали и для общественности говорили, что она сама ушла. Потом она появилась на корпоративе (уже не работая у нас) и на вопросы: «Работаешь сейчас? Где?», отвечала, хлопая ресницами: «Нет, а зачем мне?» Одни, плохо скрывая, завидовали. Другие, плохо скрывая, раздражались. Непонятно, зачем она так выставляет богатство мужа напоказ. Анна, менеджер

Вывод из вышеперечисленного можно сделать такой: просто не провоцируйте коллег и босса на зависть, будьте осторожнее с демонстрацией дорогих вещей и рассказами о своей вольготной жизни вне работы.

Когда зависть белая и хорошая

Конечно, все мы в той или иной степени завидуем друг другу. А все потому, что мы разные. У одного хорошо получается петь, у другого – танцевать. Но здравомыслящий человек прекрасно понимает, что не может уметь все.

В малых дозах зависть даже полезна и далеко не всегда деструктивна. В этом случае ее называют белой.

Когда человек видит чужой талант и способен его признать, это сложно назвать завистью, скорее это восхищение. И если это подстегивает человека приложить чуть больше усилий и направиться к цели, то зависть может стать стимулом для саморазвития.

Ближе к концу первого года университета я сдружилась с одногруппницей. Она всегда очень активно себя проявляла: выступала с докладами, хорошо готовилась к семинарам, всегда получала «отлично». Сначала меня это в ней удивляло и даже немного раздражало, я никогда не понимала таких аккуратисток. Первый курс я закончила с двумя четверками. А вот на 2-м курсе у нас буквально началось соревнование: я не хотела быть хуже, ведь я не глупее. Теперь я готовилась тоже хорошо и старалась ее обыграть. Мы дружили и соревновались. Это продолжалось до окончания университета. Кстати, диплом я получила красный. У меня так и осталось только две четверки – с первого курса. Елена, копирайтер

Кстати, кроме денег еще одна причина для зависти – карьерный рост коллеги. Порой, повышение кого-то другого каждый из нас может посчитать несправедливым.

Очень важно не мучать себя вопросами «Почему не я? Почему он (она)?» и переключиться на объективную оценку ситуации. Попытаться понять, почему карьерный рост этого человека произошел. Возможно, он проявлял инициативу, задерживался на работе, брал на себя ответственность, в то время как другие подходили к этому посредственно. Возьмите пример с этого человека!

Часто бывает, что зависть – это злость на самого себя. «Почему у меня ничего не получается?». Если у кого-то что-то получается лучше, это не значит, что вы хуже. Неиспользованные шансы больно бьют по самолюбию, но их можно обратить себе во благо – сделать стимулом.

Зависть сменила окрас. Берем ситуацию под контроль

Неприятности начинаются, когда чувство зависти меняет окраску и становится трудно контролируемым.

Одно дело, если вы мечтаете о повышении и прилагаете максимум усилий, чтобы его заполучить. Другое дело, если вы злитесь, что повысили не вас и наговариваете на другого человека.


Зависть может разрушить хрупкий баланс внутреннего мира и начать «поедать» изнутри. Толкать на плохие поступки – козни, сплетни. Вести к измору своими руками: человек может начать видеть в себе только недостатки, в других – только достоинства. Такая зависть – самая болезненная, и говорит, увы, о том, что человек себя не любит.

Если зависть не дает покоя, нужно брать ситуацию под контроль.

  • Если завидуете чужой карьере

Возьмитесь за дело, которое точно будет по плечу. Хорошо выполненное, оно придаст вам уверенности. От этого повысится самооценка, появится бодрость для реализации новых дел.

Еще вариант – анализ недалекого прошлого. Скажем, год назад вы поражались, как это начальник делает сложный отчет за 30 минут. А сегодня вы и сами делаете его за 20-30 минут. Вы развиваетесь, вы растете и это видно в сравнении.

А также подумайте, готовы ли ты вы взять себе не только желаемую должность, но и груз ответственности, а взамен отдать спокойную жизнь?

  • Если завидуете чужим благам

Страстно желаете какую-то вещь, которая есть у коллеги? Можно поменять саму действительность – к примеру, купить себе такой же телефон / машину. Другой выход – поменять отношение к действительности, например, убедить себя, что вещь не так уж хороша.

Главное – не разрушать внутреннюю гармонию с самим собой, принимать себя и любить. И будьте добрее к окружающим!

Мнение эксперта

Гельштат-клуб Алексея Виноградова

Зависть - негативное состояние психики, вызывающее, как правило, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния.

В состоянии зависти человек воспринимает чью-то удачу или успехи на любом поприще как обидную несправедливость по отношению к себе, как угрозу своему статусу, благополучию, как снижение ценности или даже обесценивание своего «Я».

Подобно другим психическим состояниям, зависть может быть осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) зависть, маскируясь под «плохое настроение», недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и другие симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, «немотивированных» поступков и действий людей. Осознаваемая зависть сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них.

Чаще всего в реальной социальной жизни преодоление зависти возможно по двум сценариям:

  1. позитивному (конструктивному) , при котором человек нравственный способен справиться со своими негативными чувствами, более того, признание чужих успехов может послужить соревновательным стимулом для его собственных творческих достижений;
  2. негативному (деструктивному) , при котором человек слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей зависти. Предпринимаемые в таком случае действия ведут либо к аутоагрессии («самоедству», агрессии, направленной на себя, поскольку моральные запреты не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на других), либо к вовне направленной агрессии, когда проявляется стремление уничтожить источник мучительных переживаний.

Уничтожение может быть символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника), физическим («устранение с дороги», разорение и т.п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведет к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх