Действие и применение гражданского законодательства. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Применение гражданского законодательства по аналогии Действие гражданских законов

Действие гражданского законодательства во времени предполагает определение начального и конечного момента действия правового акта. По общему правилу, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а по отношениям, возникшим до их введения в действие, они применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после их введения в действие.

Придание актам гражданского законодательства обратной силы, т.е. распространение их на отношения, возникшие до введения их в действие, допустимо только для актов гражданского законодательства, являющихся федеральными законами, и лишь в прямо предусмотрен­ных ими случаях.

Введение в действие законов РФ регулируется Федеральным за­коном от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, актов палат Федерального Собрания». Эти акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок их вступления в силу. Официальным опубликованием считается первая публикация текста акта в «Рос­сийской газете» или «Собрании законодательства Российской Феде­рации». Согласно п. 3 ст. 15 Конституции неопубликованные зако­ны не применяются.

Введение в действие актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Прави­тельства Российской Федерации и нормативных правовых актов фе­деральных органов исполнительной власти».

Согласно этому Указу акты Президента РФ, имеющие норматив­ный характер, по общему правилу, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого офи­циального опубликования. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливаю­щие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, по общему правилу, вступают в силу одновремен­но на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные акты Правительства РФ всту­пают в силу со дня их подписания. Официальным опубликованием таких актов считается их публикация в «Российской газете» или «Со­брании законодательства Российской Федерации».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель­ной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности граждани­на, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубли­кованию в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов фе­деральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты федеральных органов вступают в силу одно­временно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в самих актах не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государ­ственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опублико­ванные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регули­рования соответствующих правоотношений и применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Действие гражданского законодательства в пространстве, по обще­му правилу, распространяется на всю территорию РФ, если более узкая сфера действия не установлена в самом акте гражданского зако­нодательства. В случаях, предусмотренных международным догово­ром, действие российского гражданского законодательства может рас­пространяться и за пределы РФ.

Как правило, действие актов гражданского законодательства рас­пространяется на всех лиц, находящихся на территории действия таких актов, если иной (специальный) круг лиц не определен прямо в самих актах гражданского законодательства или не вытекает из их смысла.

Действие гражданского законов исчисляется с момента вступления их в силу. Обязательным условием вступления федеральных законов в силу является их официальное опубликование. Под официальным опубликованием следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных действующим законодательством официальными. Для федеральных законов официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ (ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).

Официально опубликованные федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Общее правило о действии гражданского законодательства во времени состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем общественным отношениям, которые возникнут после введения их в действие (вступления их в силу) (ст. 4 ГК).

ГК устанавливает исключения из этого правила, предусматривающие более отдаленный срок введения акта в действие или придание обратной силы закону или его отдельным нормам по отношению к определенным гражданско-правовым связям.

Придание обратной силы в отношении федеральных гражданских законов допустимо лишь в порядке исключения, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1 ст. 4 ГК). Например, обратная сила придана ст. 234 ГК (ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Общее правило о действии гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что акты гражданского законодательства действуют на территории, подведомственной принявшему их органу, т.е. на всей территории Российской Федерации. Из этого правила есть два исключения. В силу указания самого закона территориальные границы его действия или действия его отдельных норм могут быть ограничены. Кроме того, законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны. Например, стороны внешнеторгового контракта, руководствуясь принципом свободы договора, могут условиться о рассмотрении возникающих между ними споров по правилам гражданского законодательства иностранного государства.

Общее правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. В порядке исключения законодатель может прямо или косвенно определить круг лиц, на которых распространяется та или иная норма права.

Сервитуты.

Как вещное право сервитуты возникли в условиях частной собственности на землю и отражают необходимость в постоянном пользовании чужим, обычно соседним, земельным участком для прохода, проезда, прогона скота, прокладки линий связи и их последующего обслуживания и т.д. Установление сервитута в аналогичных целях возможно в отношении лесных и водных участков, а также зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, когда возникает необходимость устойчивого пользования ими. Наконец, гражданскому праву издавна известны сервитуты в пользу определенного лица (личные сервитуты), когда предоставляется пожизненное, а иногда и наследуемое право пользования недвижимостью, например для проживания или работы (художественная мастерская).
В условиях перехода к рынку и отношениям частной собственности сервитуты, которые отечественному гражданскому праву в годы плановой экономики были практически неизвестны, стали получать заметное распространение и потребовали регламентации. Нормы о сервитутах содержатся в ГК, многих других актах гражданского права, а Закон о государственной регистрации прав на недвижимость дает в ст. 1 легальное определение сервитута.
Сервитут создает постоянное или достаточно длительное по сроку право пользования чужим земельным участком или иной недвижимостью*(262), собственник которых сохраняет свои правомочия в отношении этой недвижимости и может ею свободно распоряжаться, в частности продать. При этом для нового собственника сервитут сохраняет свою силу, что отражает его вещный характер.
Сервитут устанавливается законом (публичный сервитут), по соглашению заинтересованных сторон или по решению компетентного государственного органа либо суда, вынесенному по требованию заинтересованных лиц для защиты как индивидуальных (частных), так и общественных (публичных) интересов. Возможны судебные споры также в отношении объема прав, предоставляемых сервитутом, и других его условий (периодичность и время пользования, необходимость предварительного уведомления и т.д.).
Собственник обремененного сервитутом земельного участка согласно п. 5 ст. 274 ГК вправе требовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соответствующей платы за пользование участком, если иное не установлено законом*(263). Надо полагать, что на получение соответствующей компенсации вправе претендовать также собственники иного недвижимого имущества, обремененного сервитутом. Публичные сервитуты обычно являются безвозмездными.
ГК не содержит в отношении сервитутов развернутого общего регулирования и определяет их режим применительно к отдельным их разновидностям, причем достаточно кратко. Для устранения пробелов в правовом регулировании некоторые нормы ГК о праве собственности могут применяться к сервитутам в порядке аналогии закона, например нормы о прекращении права собственности.
Более подробно сервитуты регламентируются нормами Земельного кодекса, Водного кодекса и Лесного кодекса, которые проводят различие между двумя их разновидностями: публичными и частными сервитутами. Земельный кодекс подчиняет частные сервитуты нормам гражданского законодательства, а в отношении публичных сервитутов содержит ряд норм в ст. 23, которая называет возможные цели установления таких сервитутов. При этом указывается, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он устанавливается. При невозможности использовать земельный участок вследствие установления сервитута землевладелец вправе требовать изъятия этого участка путем выкупа с возмещением ему убытков или предоставления равноценного участка.
Нормы Лесного кодекса и Водного кодекса о сервитутах близки правилам Земельного кодекса, различают частный и публичный сервитуты и содержат некоторые дополнительные правила, отражающие особенности регулируемых ими отношений. Граждане имеют право свободного пребывания в лесах (публичный лесной сервитут), а также пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами (публичный водный сервитут), если иное не предусмотрено законодательством*(264).
Установление публичного сервитута предусматривает также Закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ст. 31 Закона публичным сервитутом может быть обязанность собственника приватизируемого имущества обеспечивать беспрепятственный допуск, проход, проезд, возможность размещения геодезических и других знаков, прокладку и использование линий электропередачи, связи и водоснабжения. Основанием установления таких сервитутов будут условия сделки о приватизации соответствующего имущества, заключенной с новым его собственником.
Особенность сервитута состоит в обязательности его государственной регистрации, без чего это вещное право не возникает. Порядок регистрации сервитута определен в ст. 27 Закона о государственной регистрации прав на недвижимость. Обязательность государственной регистрации личных сервитутов законами прямо не предусматривается; имеющиеся практические пособия склонны считать ее необходимой*(265).

Понятие и содержание дееспособности граждан.

Под гражданской дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять граж­данские права, а также создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Момент возникновения гражданской дееспособ­ности в полном объеме связывается с наступлением совершенно­летия гражданина, т.е. с достижением им восемнадцатилетнего воз­раста.

Если законом допускается вступление в брак до достижения во­семнадцати лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. По­рядок и условия вступления в брак до достижения восемнадцати лет установлены в СК. Признание гражданина полностью дееспособным в связи со вступлением в брак окончательно и не зависит от последу­ющего сохранения брачного союза. Однако признание брака недейст­вительным означает аннулирование основания для признания граж­данина полностью дееспособным, поэтому при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершен­нолетним супругом полной дееспособности.

Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспо­собности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. В отличие от отказа гражданина от принадлежащего ему субъектив­ного права, отказ гражданина от правоспособности или дееспособ­ности, как полный, так и частичный, а равно и другие сделки, на­правленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны.

Относительная дееспособность гражданина возникает по достиже­нии им четырнадцати лет. Сделки, совершенные таким гражданином без согласия законных представителей, относятся к категории оспо­римых и могут быть признаны недействительными в судебном поряд­ке (ст. 175 ГК). По общему правилу, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письмен­ного согласия своих законных представителей - родителей, усынови­телей или попечителя.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литерату­ры или искусства, изобретения или иного охраняемого законом ре­зультата своей интеллектуальной деятельности: в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки.

По общему правилу, за несовершеннолетних, не достигших четыр­надцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Малолетние в возрасте до шести лет абсолютно недееспособны. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет обладают частич­ной дееспособностью, выражающейся в их способности самостоятель­но совершать сделки, перечисленные в п. 2 ст. 28 ГК (мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной реги­страции; сделки по распоряжению средствами, предоставленными за­конным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения).

Любые другие сделки, совершаемые малолетними, являются ни­чтожными в силу ст. 172 ГК. Но по требованию законного представи­теля малолетнего заключенная последним к его выгоде сделка может быть в интересах малолетнего признана судом действительной.

Под эмансипацией понимается объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным. Условия эмансипации исчерпывающе определены в п. 1 ст. 27 ГК: работа по трудовому договору либо занятие предпринимательской деятельнос­тью с согласия законных представителей. Эмансипация осуществля­ется в административном (при согласии всех законных представите­лей эмансипируемого) или в судебном (в случае отсутствия такого согласия) порядке.

Акционерное общество.

Правовое положение акционерного общества и права и обязаннос­ти акционеров определяются ГК и Федеральным законом от 26 декаб­ря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обя­зательствам акционерного общества и несут риск связанных с его деятельностью убытков, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционер­ным. Акционерное общество обладает общей правоспособностью.

Возможно создание акционерных обществ двух типов - открыто­го и закрытого.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать при­надлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегод­но публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на акции, а число его участни­ков не должно превышать пятидесяти. В случае превышения этого предела закрытое общество должно быть в течение одного года пре­образовано в открытое. Минимальный размер уставного капитала за­крытого общества должен составлять не менее стократной суммы ми­нимального размера оплаты труда, действующего на дату его государственной регистрации.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (прав­ление, дирекция) и единоличным (директор, генеральный директор).

Не смотря на всю строгость отечественной законодательной системы, ее временная структура является достаточно разнообразной и неоднородной. Так как существуют законы с различными сроками вступления в силу, а также при разрешении некоторых ситуаций в сфере гражданского права возникают определенные противоречия в вопросах временного применения законов. Поэтому стоит определить, в чем заключается действие гражданского законодательства во времени.

Понятие нормы права, её признаки

Норма права - это одно из ключевых базовых понятий юридической науки, так как она выступает признаваемым и обязательным для всех правилом, образцом поведения, выполнение которого контролирует государство.

Из правовых норм вытекают права и обязанности всех членов общества.

Норма права имеет общий характер, так как она всегда содержит типичные черты возможных жизненных ситуаций, признаки отношений в социуме. Содержание нормы выражается в общей форме как стандартная и нормальная модель поведения, а также, в общем определяет меры и виды принуждения и наказания к тем лицам, которые нарушают правовые нормы.

Каждая правовая норма несет в себе ряд определенных признаков:

  • Это форма точного определения и дальнейшего закрепления прав и обязанностей за каждым субъектом права;
  • Правило поведения, выраженное в формальном виде;
  • Норма права является мерой свободы поведения и волеизъявления каждого человека;
  • Она представлена в форме конкретного правила общеобязательного характера;
  • Правовые нормы гарантируются и регулируются государством;
  • Для каждой нормы характерна системность структуры, специализации и кооперации с нормами разных сфер и институтов права.

Понятие действия закона (нормативного акта)

Действие закона - это состояние реального функционирования всех предписаний закона в течение определенного временного отрезка, на строго определенной территории, а также среди обособленного круга лиц (граждан страны, юридических лиц и др.). Однако по общему предписанию действие нормативного акта должно осуществляться в отношении всех граждан страны, коммерческих и государственных учреждений и общественных объединений. Проблема действия закона во временных и пространственных рамках исторически возникла и развивалась в виде проблемы обратной силы каждого из нормативных актов.

Нормативный акт действует в реальном времени и конкретном пространстве, так как создание норм права является созидательным актом, поэтому действие каждой из правовых норм имеет и временной, и пространственный характер. Даже в тех случаях, когда действие нормы закона практически не ограничено, она все равно полностью зависит от времени и пространства. Так как явления, к которым обычно применяется правовая норма, всегда имеют временной и пространственный характер.

Действие законов во времени, классификация нормативных актов по срокам вступления в силу

Реализация законов во времени диктуется вступлением их в силу и утратой своей юридической силы. Все законы вступают в силу с определенного момента, установление которого строго регулируется с помощью соответствующего нормативного акта. В зависимости от сроков вступления в силу, действие норм права во времени бывает различным, поэтому законы могут начать действовать:

  • После прохождения общего, но заблаговременно предусмотренного срока, который может определяться в тексте самого закона;
  • Непосредственно сразу после завершения процедуры официального принятия и публикации нормативного акта;
  • После истечения определенного, заранее предусмотренного срока для каждого конкретного закона, но после его публикации.

Понятие принципа правовой определенности

Принцип правовой определенности - это понятие международной юридической науки, оно является важным элементом национальных правовых систем. Данный принцип утверждает, что закон должен защищать тех лиц, которые не позволяют себе нарушать государственные нормативные акты. Хотя в Конституции такой принцип официально не закреплен, он все же считается конституционно-правовым.

На принципах правовой определенности базируются верховенство права и международное публичное право. Он важен при разработке наиболее оптимальных правовых методов, на основе которых законы должны применяться и разрабатываться.

Данный принцип играет ключевую роль в правовой системе, так как гарантирует стабильность юридического регулирования правоотношений в стране.

Принцип правовой определенности полностью ограничивает возможность какого-либо пересмотра решений суда и нормативных актов, вступивших в силу. Такая ситуация возникает с целью предотвращения случаев злоупотребления правом лицам, которые заинтересованы в каком-либо незаконном исходе ситуации.

С помощью принципа правовой определенности возникает возможность для отказа инициирования пересмотра решения суда, которое уже вступило в силу лицами, чьи права не решались судом или государственными организациями.

Обратная сила разъяснительных законов

Разъяснительные законы относятся к той группе законов, которые имеют общую силу. Данная проблема долго рассматривалась современными учеными в сфере юриспруденции, которые заявляли, что подробное разъяснение или дополнительное толкование можно считать уже совершенно новым и самостоятельным законом. Такой номой форме для получения права обратной силы от законодателя.

С помощью коллизионной нормы осуществляется придание законной силы нормативным актам. Данный вид норм обязывает законодателей признать обратную силу в структуре некоторых законов.
Большинство придерживается мнения, что разъяснение является единым целым с законом и начинает действовать с того же момента, что и закон.

Обратная сила законов - это такое особенное действие законов во времени, при котором он полностью распространяется на все случаи, которые были замечены еще до момента вступления его в законную силу.

Правила применения гражданского законодательства к правоотношениям, момент возникновения которых не совпадает с моментом вытекающих из них прав и обязанностей

Несмотря на тот факт, что обычно закон не имеет обратной силы, что подтверждается полноценной реализацией принципа правовой определенности, в отдельных случаях законодательство может наделять законы обратной силой, распространять его действие на ситуации и отношения, которые возникали его до действия конкретного нормативного акта.

Рассматривая правила применения гражданского законодательства к тем правоотношениям, которые могли возникнуть до момента начала вытекающих из них обязанностей и прав, стоит обратить внимание на наследственные отношения. Правовые отношения завязываются в тот момент, когда наследство открывается, но права и обязанности у наследников появляются лишь в день принятия наследства. В данном случае временной промежуток с момента возникновения наследственных правоотношений до времени возникновения прав и обязанностей у наследника может составлять до полугода.

Таким образом, даже если права и обязанности у субъекта права возникли уже после вступления в силу действия акта гражданского законодательства, в таком случае закон к ним применяется в полной мере. При этом не учитывается факт, что правовые отношения возникли до вступления закона в силу.

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 4 ГК РФ


1. В п. 1 статьи выражен общепринятый правовой принцип, согласно которому акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Данный принцип имеет общеправовое значение, и слова "акты гражданского законодательства" должны пониматься в широком смысле и включать акты всех органов государства и все разновидности гражданско-правовых норм.

2. Введение в действие законов Российской Федерации определено Федеральным законом от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801). Названные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок (ст. 6), например названа определенная дата введения в действие. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в "Российской газете" или СЗ РФ.

3. Введение в действие актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти определено Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663).

Согласно названному Указу акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (п. 5). Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации также по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные акты Правительства РФ - со дня их подписания (п. 6). В актах Президента РФ и Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием таких актов считается их публикация в "Российской газете" или СЗ РФ.

4. В условиях формирования в Российской Федерации нового гражданского законодательства иногда используется особая формула определения времени действия законов и указов Президента РФ. Согласно примечанию к гл. 17 "Право собственности и другие вещные права на землю" данная глава вступает в силу со дня введения в действие Земельного кодекса. В силу п. 21 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. о доверительной собственности (трасте) он действует до вступления в силу нового ГК. Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента от 8 апреля 1997 г. N 305, действует до вступления в силу федерального закона по этому вопросу.

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ и обязательному официальному опубликованию в газете "Российские вести" и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, который издается с 1996 г. и выходит два раза в месяц. Этот Бюллетень распространяется также в машиночитаемом виде центром правовой информации "Система". Нормативные акты федеральных органов вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в самих актах не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и применения санкций к гражданам, а также должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

6. Особые правила предусмотрены в ст. 6 Закона о ЦБ РФ согласно которой его нормативные акты вступают в силу со дня их официального опубликования в "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. В Минюсте РФ регистрируются нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан.

7. Согласно ранее сложившейся практике некоторые нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и обязанности граждан или имеющие межведомственный характер, публикуются в специализированных отраслевых изданиях соответствующих федеральных органов. Так, правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта.

8. Наряду с официальными источниками публикации актов гражданского законодательства имеются газеты и журналы, регулярно публикующие такие акты: газета "Финансовая Россия", "Финансовая газета", журналы "Законодательство", "Нормативные акты для бухгалтера" и др.

9. Правило абз. 2 п. 1 ст. 4 ГК о допустимости распространения закона на отношения, возникшие до его введения в действие, является специальной нормой, не подлежит расширительному толкованию, и термин "закон" должен пониматься в узком смысле, т.е. как акт, принятый Государственной Думой.

Случаи, когда нормы ГК распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, названы в ст. ст. 9, 11 Вводного закона (см. коммент. к ним), а также в ст. ст. 11 и 12 Вводного закона к ч. 2 ГК.

10. В п. 2 статьи предусмотрено применение актов гражданского законодательства к правам и обязанностям по ранее существовавшим отношениям, если такие права и обязанности возникают после введения данного акта в действие. При применении этого справедливого и целесообразного правила следует учитывать, что оно относится к вновь возникающим правам и обязанностям сторон, но не к случаям, когда правовое существо определенного института новым законодательством изменяется.

11. В изъятие из сказанного в п. 10 комментария к отношениям сторон по договору применяются специальные правила, установленные ст. 422 ГК и не допускающие по общему правилу применение к договорным правам и обязанностям, возникшим после принятия нового закона, положений этого нового закона (см. коммент. к ст. 422 ГК). Договорные отношения сторон должны строиться так, как они были определены участниками договора при его заключении, независимо от последующих законодательных новелл. Исключения должны быть прямо предусмотрены в законе.

12. В ст. 4 ГК и в названных в п. 2 настоящего комментария Законе от 14 июня 1994 г. и в п. 3 Указа от 23 мая 1996 г. N 763 нет правил о том, в какой момент акты гражданского законодательства прекращают свое действие. Согласно сложившейся законодательной практике при введении в действие нового акта принято называть в его заключительной части или в приложении к нему перечень ранее изданных и отменяемых правовых норм. Иногда дается поручение Правительству РФ подготовить перечень отменяемых в связи с принятием нового закона нормативных актов.

Однако эти целесообразные правила соблюдаются не всегда, и в составе законодательства Российской Федерации имеются акты и нормы, фактически утратившие силу (ФУСы) вследствие принятия нового законодательства, но официально не отмененные. В такой ситуации для определения правовой силы ранее изданных актов необходимо их историческое, систематическое и логическое толкование, с учетом в первую очередь общепринятой формулы, согласно которой последующий закон отменяет ранее изданный, а специальные нормы отменяют нормы общего характера.

Отправившись в тернистый путь по изучению источников гражданского права , кто Вы ни были, студент, абитуриент, поставьте, перед собой вопрос: «Что есть - , его значение?».

Длительное время в советской и российской юридической литературе идут дискуссии по вопросу возможности признания источником права прецедента, судебной практики.

В понятие судебной практики входят постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов (судебные прецеденты), а также постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Су-дебные решения по конкретному делу являются обязательными для всех лиц, участвующих в данном деле, для учреждений и организаций, должностных лиц и граждан , подлежат обязательному исполнению на всей территории России. Постановления судебных пленумов обяза-тельны для соответствующих органов суда и арбитражного суда в смысле понимания и истолкования закона.

В литературе доминирует точка зрения, что судебные постановления не являются источниками права, т.к. в ст. 126, 127 Конституции РФ определены полномочия судов РФ, в том числе и высших, исходя из которых суды не обладают правом принимать нормы права, а лишь только их применяют при рассмотрении и решении конкретного гражданского дела, Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ толкуют, разъясняют нормы гражданского права.

Сторонники иного подхода исходят из того, что в современных условиях суды вынуждены «творить право».

Состав гражданского законодательства

Акты первой группы, как отмечалось, охватываются понятием гражданского законодательства. Акты второй группы охватываются понятием «иные правовые акты». Акты третьей группы составляют понятие «нормативные правовые акты федеральный органов исполнительной власти ».

Данное деление подчеркивает различие в юридической силе гражданско-правовых актов и устанавливает ограничения по подзаконному нормотворчеству в сфере гражданского права . Так, если ГК предусматривает возможность решения вопроса «законом» или «законодательством», то это означает возможность конкретизации, установления особенностей, изъятий только посредством норм федеральных законов.

Основным законом РФ является Конституция РФ , которая закрепила основы различных отраслей права , в том числе и гражданского права .

Например, ст. 8 Конституции РФ закрепляет основные формы собственности , ст. 35 - право частной собственности , право наследования, ст. 34 - право на свободное использование своих способностей, в том числе, на осуществление предпринимательской деятельности , а также определяет вопросы ведения Российского государства и субъектов РФ в области гражданского законодательства, что является вопросом исключительного права только федерального государства. Также важно отметить, что значимость Конституции РФ как России состоит в том, что с 1993 г. она является законом прямого действия.

Таким образом, основополагающее значе-ние для гражданско-правового регулирования имеют конституцион-ные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34 — 36 и др. Конституции РФ), параметры правоспособности граждан (ст. 17—25, 35, 44 и др. Конституции РФ).

Гражданские законы как основная группа источников отечест-венного гражданского права представляют собой систему норматив-ных актов, состоящую из Гражданского кодекса Российской Федера-ции и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

Следует заметить, что в последние годы ставится вопрос о признании в качестве источников гражданского права также и законов субъектов Российской Федерации, так как многие правовые институты являются комплексными, по целому ряду вопросов, затрагивающих «традиционные» гражданско-правовые отношения, уже сегодня приняты законы субъектов РФ. Однако признание их в качестве таковых требует изменений в законодательстве РФ, включая Конституцию РФ.

Центральное место в системе гражданского законодательства зани-мает отраслевой кодифицированный нормативный акт — Гражданский кодекс. Он имеет высшую юридическую силу среди гражданских зако-нов (важно отметить, что данное правило действует только в отношении федеральных законов и подзаконных актов, принятых на основании и во исполнении ГК РФ). Нормы гражданского права , содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу (п. 2 ст. 3 ГК). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ, других фе-деральных законах и тем более других источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное (см., например, п. 3 ст. 22, п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 197 и др. ГК). Нередко ГК именуют также «равным среди равных», подчеркивая его роль и авторитет как кодифицированного акта.

Исторически доказано, что наиболее совершенной формой правового регулирования однородных общественных отношений, в том числе и гражданско-правовых, является кодификация. Она позволяет строить все законодательство на однородных началах, с учетом внутреннего единства его составных частей, правовых институтов и отдельных правовых норм. При этом учитывается юридическая значимость правовых идей свободы, равенства, недопустимости вмешательства в частные дела, неприкосновенности собственности. Основные начала гражданского законодательства (равенство участников регулируемых гражданским правом отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора , недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав , обеспечение восстановления нарушенных прав, судебная защита) реализуются в конкретных правовых нормах и институтах с учетом баланса частных и публичных интересов, определяемого законодателем.

В настоящее время действуют части первая (общая часть), вторая (особенная часть) и третья Гражданского кодекса РФ. Это три кита, фундамент гражданского права, без которых невозможно в настоящее время регулирование отношений, складывающихся в современной России.

Гражданский кодекс регулирует имущественные и личные неиму-щественные отношения, входящие в предмет гражданского права, уста-навливает принципы их правового регулирования, оставляет возмож-ность в ряде конкретных случаев для дополнительного их урегулиро-вания иными федеральными законами и правительственными актами, содержащими нормы гражданского права, четко очерчивая границы этого дополнительного урегулирования и показывая соотношение этих законов и правовых актов с самим Кодексом.

Таким образом, нормы ГК РФ призваны решить следующие взаимосвязанные задачи : исключить регулирование соответствующих общественных отношений «по усмотрению»; оптимизировать сферу прямой законодательной регламентации важнейших имущественных и неимущественных отношений (относящихся к предмету правового регулирования); создать четкую и согласованную систему, опирающуюся на единую законодательную базу.

Гражданское право регулирует широкий спектр общественных отношений, поэтому при разработке Гражданского Кодекса РФ невозможно было предусмотреть весь объем жизненных ситуаций для их правового регулирования. Нормы Гражданского Кодекса РФ содержат положение, что часть вопросов регулируется дополнительно принятыми на основе кодекса федеральными законами. Например, в соответствии с п. 6 ст. 116 ГК правовое положение потребительских кооперативов , а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским Кодексом и законами о потребительских кооперативах.

Круг отношений, регламентация ко-торых осуществляется федеральными законами, определил ГК РФ (п. 3 ст. 1, п. 1,2 ст. 2 ГК). По общему правилу, это специальные законода-тельные акты, регулирующие определенный вид гражданско-правовых отношений. В соответствии с предусмотренными в Гражданском кодексе положениями (ст. 96, 107, 117, 291 и др. ГК) приняты федеральные законы: «Об общественных объединениях », «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об акционерных обществах », «О некоммерческих организациях », «О потребительской кооперации», «О государственной регистрации юридических лиц », «О лицензировании », «О несостоятельности (банкротстве)» и другие.

Как уже отмечалось, главное требование, предъявляемое к данным федеральным законам, их соответствие Гражданскому Кодексу РФ. Но на практике дело обстоит не так просто. Нередко имеются пробелы, дублирование норм, коллизии, противоречия. Недостатком складываю-щейся системы гражданского за-конодательства являются все более частые случаи отступлений в при-нимаемых новых законах от норм ГК. Например, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 8 мая 1996 г. "О производственных кооперативах " (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.) имущество кооператива образуется за счет паевых взносов членов кооператива, предусмотренных его уставом, прибыли от собственной деятельности, кредитов , имущества, переданного в дар физическими и юридическими лицами, иных допускаемых законодательством источников. В соответствии со ст. 107 ГК РФ производственный кооператив является коммерческой организацией . Следовательно, основываясь на ст. 575 ГК РФ невозможно формирование имущества кооператива за счетов подарков со стороны коммерческих организаций, т.к. не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), в отношениях между коммерческими организациями.

Усложняют в известной мере систему источников гражданского права нормативные акты Союза ССР и РСФСР , принятые до введения в действие ГК РФ и действующие полностью или в части по настоящее время. Федеральные законы о введе-нии в действие части первой и части второй Гражданского кодекса РФ сохранили юридическую силу за нормативными актами Союза ССР и РСФСР применяются впредь до их приведения в соответствие с ГК постольку, поскольку они не противоречат ГК. С учетом применявшегося ранее понятия гражданского законода-тельства установлено, что впредь до приведения в соответствие с ГК и постольку, поскольку они не противоречат ГК, применяются все зако-ны и иные правовые акты Российской Федерации независимо от их видов, принятые до 1 января 1995 г. Например, до сих пор действует Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. (в редакции от 28 марта 1998 г.с изм. и доп. от 17 апреля 2001 г., 25 июля, 24, 31 декабря 2002 г.).

Нормы гражданского права содержатся не только в Гражданском кодексе и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах — указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК), постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной влас-ти (п. 7 ст. 3 ГК).

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 ГК РФ Указы Президента РФ должны соответствовать ГК и иным федеральным законам, Постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ), иным федеральным законам и указам Президента РФ, наконец, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК РФ), иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановле-ниям Правительства РФ. Нормативные акты федеральных органов ис-полнительной власти приводятся в соответствие с вновь принятыми законами Российской Федерации и Правительства Российской Феде-рации в течение 30 дней после вступления их в силу, если в законе или ином правовом акте не указан другой срок.

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному феде-ральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 80—90 Конституции РФ), за исключени-ем случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или иному федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

Наконец, акты министерств или иных федеральных органов ис-полнительной власти, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, други-ми законами и иными правовыми актами.

Особым источником гражданского права являются нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Впервые действующая Конституция 1993 г. утвердила в качестве основы российской правовой системы ратифицированные международные акты.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и ГК (ст. 7) общепризнанные принципы и нормы международного права, и между-народные договоры Российской Федерации являются составной час-тью правовой системы Российской Федерации. В нормах ГК и ряда других источников гражданского права РФ восприняты многие положения международного права и междуна-родных договоров. Нормы международных документов обычно приме-няются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок , порядок при-менения гражданско-правовых последствий причинения вреда ино-странцам и иностранцами на территории РФ и т.п. Иногда они подлежат применению и к отношениям между российскими физичес-кими и юридическими лицами, например, при международных пере-возках грузов, пассажиров и багажа.

Международные договоры имеют приоритет перед националь-ным законодательством в случае коллизии между ними. Следует особо отметить, что международные договоры, заключенные ранее СССР, по общему правилу, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

В ряде норм ГК и в некоторых других гражданско-правовых актах отражены положения, содержащиеся в международных договорах, по-лучивших широкое признание в современном мире (Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г., Оттавская конвенция 1988 г. «О международном финансовом лизинге» и другие).

Многообразие нормативно-правового материала в ряде жизненных ситуаций ставит вопрос об иерархии соответствующих источников и отдельных правовых норм. Наибольшие сложности на практике вызывает решение вопроса горизонтальной иерархии гражданско-правовых норм. Здесь на помощь приходят такие правила как: «приоритет новой нормы»; «приоритет специальной нормы по отношению к общей» и другие. Многие из возникающих вопросов несмотря на наличие существующих правил остаются не до конца разрешенными, что влечет за собой споры. Окончательную точку в этих спорах ставят суды высших инстанций или законодатель.

Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Можно сделать вывод, что потребность в глубоких знаниях в какой-либо отрасли права существовала издревле и была удовлетворена . Способы, подходы к решению данного вопроса, как мы видим, различны: это и непосредственное использование правовых знаний в процессе установления обстоятельств конкретного дела через институт экспертизы, и дуализм представительства, позволяющий вести одно дело двум юристам с учетом категории суда, рассматривающего дело, уровня подготовки и специализации.

В английском процессе установление содержания обычая входит в предмет доказывания , следовательно, могут применяться общепринятые средства доказывания, в том числе и заключение эксперта (лица, обладающего знаниями в определенной отрасли права). В России продолжает доминировать принцип «судьи знают право». Поэтому суд вынужден выяснять содержание обычной нормы самостоятельно. Практика же свидетельствует о том, что суды склонны относиться ко всякому обычному правилу поведения как к сложившейся практике сторон и не ставят этот вопрос на обсуждение. В отдельных случаях ограничиваются кодификациями, опубликованными влиятельными организациями (МТП, УНИДРУА).

Действующее законодательство в настоящее время содержит отдельные нормы, касающиеся данной проблемы. Согласно п. 2 ст. 1191 ГК РФ, с целью установления содержания норм иностранного права, лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм. Законодатель закрепляет соответствующее право за сторонами с учетом расширения сферы действия принципов диспозитивности и состязательности. Однако обязанность уяснения существа содержания нормы (в том числе и обычного права) возложена законодателем на суд. В то же время применительно к уяснению содержания норм иностранного права по спорам, возникшим между субъектами (сторонами) - профессиональными участниками гражданского оборота (предпринимателями) - законодатель предоставляет суду возможность «переложить» бремя установления содержания такого рода норм на заинтересованные в разрешении спора стороны.

Данное положение свидетельствует о сближении правовых систем и выработанных ими правил применительно к исследуемым вопросам.

На наш взгляд, несмотря на различные подходы к имеющейся проблеме, нет непреодолимых препятствий для использования правовых знаний (в качестве специальных), как сторонами (что нередко и делается официальными или неофициальными способами), так и непосредственно судом. Тенденции развития отраслей права и законодательства, практика свидетельствуют, на наш взгляд, о наличии необходимости в использовании знаний правового характера, находящихся за пределами профессиональной подготовки судьи, для целей правосудия.

Может возникнуть закономерный вопрос о том, какова же роль судьи (суда) в ситуации, когда у него «на руках» не заключение или мнение специалиста в области права, а экспертное заключение по вопросам права? Здесь следует отметить следующее. Во-первых , данное заключение - только одно из доказательств по делу и оценивается по существующим правилам. Во-вторых , правовая экспертиза - это исследование, т.е. установление искомого факта по заданию судьи в определенных пределах, поэтому она не может предвосхитить окончательную оценку и выводы суда (судьи).

Необходимо также четко различать результат исследований и их интерпретацию. Так, Е. Карлсон проводит различие между сведущими лицами по фактам и сведущими лицами по оценкам. По его мнению, когда тема касается «реальности» (например, выше ли заболеваемость людей, живущих возле завода по производству химического оружия , чем остальных?), то сведущее лицо может предоставить доказательства, подтверждающие его выводы, например, результаты исследований, методики и проч. Когда тема касается оценок, идентификация и роль сведущего лица (эксперта) гораздо сложнее.

Общее правило о действии гражданского законодательства во времени (ст. 4 ГК РФ)состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем регулируемым гражданским правом отношениям, которые возникнут после введения их в действие (ст. 4 ГК). Это правило призвано обеспечивать стабильность гражданского оборота, предпринимательской и иной деятельности.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется только к правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу (п. 2 ст. 4 ГК). Но, «если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных документов» (п. 2 ст. 422 ГК).

Придание обратной силы в отношении гражданских законов допустимо лишь в порядке исключения, когда это прямо предусмотрено законом (ст. 4 ГК). Например, обратная сила придана ст. 234 ГК (ст. 11 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Важное значение имеет также момент прекращения действия акта гражданского законодательства. Если в самом законе установлен срок его действия, то нормативный акт утрачивает свою юридическую силу с наступлением этого срока. Но в большинстве актов гражданского законодательства срок их действия заранее не определен, и они прекращают свое действие в результате их прямой отмены или в результате принятия и вступления в силу нового нормативного акта, отменяющего или изменяющего содержание действующего ранее закона.

Общее правило о действии гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что акты гражданского законодательства действуют на всей территории Российской Федерации. Из этого правила есть два исключения. В силу указания самого закона территориальные границы его действия или действия его отдельных частей ограничено.

Кроме того, законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны. Например, стороны внешнеторгового контракта, руководствуясь принципом свободы договора, могут условиться о рассмотрении возникших между ними споров по правилам материального права страны истца, т.е. по гражданскому законодательству другой для одной из сторон страны.

Общее правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство.


В случае возникновения пробела при применении источников гражданского права применяются в обычаи делового оборота, аналогия закона или права.

7)Дееспособность граждан: понятие и виды. Эмансипация.

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

По объему дееспособности граждане подразделяются на четыре группы:

· полностью дееспособные;

· частично дееспособные;

· ограниченно дееспособные;

· недееспособные.

Полностью дееспособные граждане - это граждане, достигшие 18 лет (совершеннолетние граждане), - ст. 21 ч. 1 ГК РФ.

В некоторых случаях полная дееспособность возникает до достижения 18 лет, а именно:

Вступление в брак до 18 лет. Когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Снижение брачного возраста ниже 16 лет возможно только в тех субъектах РФ, где разрешено вступление в брак до шестнадцатилетнего возраста. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения барка до достижения восемнадцати лет. При признании барка недействительным (например, фиктивный брак) суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Эмансипация - объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Основаниями эмансипации являются работа по трудовому договору или занятие предпринимательской деятельностью.

Полная гражданская дееспособность позволяет гражданам самостоятельно приобретать любые гражданские права, так же, как и принимать на себя и исполнять любые гражданские обязанности.

Частично дееспособными принято называть граждан, не достигших 18 лет, т. е. несовершеннолетних.

Несовершеннолетние своими действиями, т. е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или же только через сделки, совершаемые от их имени родителями, усыновителями или опекунами. Это зависит от возраста несовершеннолетнего.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх