Есть ли суффикс ек. Суффиксы ЕЦ и ИЦ. Примеры слов с суффиксом -ек

  • формирование представлений о правописании суффиксов -ик, -ек;
  • закрепить знания по изученным темам;
  • способствовать развитию речи, мышления, творческой активности;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: картинка воробья, ключика, три ёлочки, домик, перфокарты со словарными словами, карточки со словами на одной стороне с пропущенными буквами, на другой стороне буквы вставлены, два конверта.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой на урок

(Диалог учителя и учащихся)

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

2. Чистописание

  • (Запись даты и классной работы в тетрадь)
  • Письмо сочетаний оро, оло .
  • 3. Словарная работа

    (Каждому ребёнку раздаются перфокарты со словарными словами)

    4. Постановка задачи:

    – Отгадайте загадку :

    Наступили холода.
    Обернулась в лёд вода.
    Длинноухий зайка серый
    Обернулся зайкой белым.
    Перестал медведь реветь:
    В спячку впал в бору медведь.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает? (Зима)

    – Назовите однокоренные слова к слову зима. Разберите их по составу. (На доске)

    – А на чём можно передвигаться зимой? (На санках, на лыжах, коньках)

    – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, в котором стоит прекрасный домик. Но дверь в него закрыта на замок, а ключик надо нам найти. Он спрятан на одной ёлочке, но на какой, мы не знаем. А чтобы ёлочка отдала нам ключ, надо выполнить задание (см. Рисунок 1 )

    – Ребята, а кто знает как пишется ключ…к, дом…к?

    – Не будем гадать, а попробуем узнать.

    Итак: тема нашего урока – путешествия: “Правописание суффиксов -ик, -ек”

    5. Объяснение нового материала

    – Ребята, а какая птичка не улетает на зиму в тёплые края и всегда остаётся с нами? (Воробышек)

    – Бедный воробышек не знает, как пишется его слово и просит нас помочь ему. У него есть для нас подсказка. (Вывешивается картинка воробья, на доске написаны слова) (см. Рисунок 2 )

    Блокнотик – нет блокнотик а.
    Орешек – нет орешк а.
    Веничек – нет веничк а.
    Браслетик – нет браслетик а.

    – Дети, какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов –ек, -ик, глядя на подсказку?

    (Гласная е при изменении слова убегает, а гласная и при изменении формы слова остаётся)

    Чтение правила в учебнике.(с. 133)

    – Я хочу вам рассказать сказку про суффиксы – ик, – ек.

    В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они

    учились. Суффикс – ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс – ек , был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс – тель , решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе – ек .

    И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом – ек , гласная е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка – замочку, платочек – платочка – платочку.

    – Теперь мы можем сказать, как пишется слово воробышек? (Нет воробышка: гласная убежала, значит, пишется суффикс –ек.)

    – Молодцы, ребята, воробышек указывает нам дорогу, с какой ёлочки начинать поиски ключика.

    6. Закрепление нового материала

    А) Задание первой ёлочки называется “Два мешочка”.

    – Нам надо разложить слова в два мешочка. В первый мешочек положим слова с суффиксами –ек, а во второй – с суффиксами –ик. (На доске вывешены слова с пропущенными гласными, на обратной стороне правильное написание слова. Ребята называют правильное написание слов и отправляют в предполагаемые мешочки – конверты. На конвертах написаны суффиксы.)

    ГАЛСТУЧ…К, БРАТ…К, ВОПРОС..К, ГВОЗД…К, ОВРАЖ…К,

    ФАРТУЧ…К, БАРАШ…К, ДОЖД…К.

    – Под этой ёлочкой ключика не оказалось. Будем искать под другой.

    Б) Работа с учебником.

    Выполнение упражнений № 104, 105 стр. 131

    7. Физминутка

    Буратино потянулся,
    Раз нагнулся,
    Два нагнулся.
    Руки в стороны развёл,
    Ключик, видно, не нашёл.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.

    8. Выполнение упражнений на применение знаний

    – Вот наша следующая ёлочка с заданием.

    А) “Письмо по памяти с заданием”.

    (Пословицы написаны на доске)

    – Вставьте пропущенные буквы, объясните смысл пословиц и напишите их по памяти.

    Ключ…к сильнее замка.

    Крепкий ореш…к – сразу не раскусишь.

    – И с этим заданием мы справились, но и здесь ключика не оказалось. Осталась последняя ёлочка.

    Б) Списывание с заданием. “Зимой”

    – Вставьте пропущенные буквы и выделите грамматическую основу в каждом предложении.

    З…ма. Моро… запушил дерев…я сне…ком, а пру… зат…нул ле..ком. Гла…кий, сколь..кий лё… блестит на солнце. Володя и Миша взяли к…ньки и отправились на ул…цу.

    – Справились с заданием? (Проверка задания)

    – Открываем нашу ёлочку. Вот он наш ключик! (см. Рисунок 3 )

    – Давайте откроем наш домик. (Открываются двери домика, а там написано слово МОЛОДЦЫ).

    см. Рисунок 4 )

    9. Итог урока

    – Понравилось вам путешествие по зимнему лесу?

    – Что обозначает выражение “беглая гласная”? (Это та гласная, которая при изменении формы слова исчезает)

    – Объясните, как определить какую гласную –е или –и писать в суффиксе существительных.(Если при изменении формы слова гласная убегает, то пишется суффикс –ек, а если при изменении формы слова гласная остаётся, то пишется суффикс –ик)

    10. Оценивание

    – Все сегодня хорошо поработали.

    – И в подарок каждому я подарю необычную раскраску с заданием. (

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Правописание суффиксов –ек-, -ик- »

    3 класс

    Программа «Перспективная начальная школа»

    Цель урока : научить писать слова с орфограммой «Суффиксы –ек-, -ик- в существительных».

    Задачи урока:

    1. Познакомить с правилом написания суффиксов –ек-, -ик- в русском языке.
    2. Учить применять правило при написании слов с данной орфограммой.
    3. Развивать устную речь при работе с пословицей.
    4. Развитие мыслительных умений анализа, синтеза, обобщения (выделение главных признаков, обобщение слов по основным признакам в группы)
    5. Воспитание коммуникативных умений в работе в парах постоянного и сменного состава (умение выслушать собеседника, согласиться с предложенным мнением или доказать ошибочность суждения).

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Настройка «Энергия».

    2. Повторение изученного материала.

    Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране русского языка. Транспорт – необычный «эскалатор».

    1 вариант – ученики. Они выполняют задания карточек в тетрадях и двигаются по сигналу вперед.

    2 вариант – учителя. Они объясняют задание, проверяют его выполнение и, если всё правильно, зелёной ручкой ставят крестик на полях в тетради себе и ученику.

    «Ладошки» (ученики в парах поворачиваются лицом друг к другу, соприкасаются ладошками, затем прячут руки за спину, закрывают глаза и снова находят ладони соседа).

    Какая морфема встретилась вам в пути? (суффикс)

    Что вы знаете о суффиксе? (часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов, может придавать новому слову оттенки значений)

    Какое слово, образованное с помощью суффикса вам запомнилось, назовите суффикс.

    3. Постановка учебной задачи.

    Вы замечательно справились с заданием. Что перед нами? (на доске нарисована дверь, закрытая на замок). Эта дверь может нам помочь совершить удивительное путешествие по стране русского языка. Как же нам войти внутрь? (открыть замочек ключиком)

    В процессе работы ученики называют слова

    замоч…к

    ключ..к

    Каким способом образованы эти слова?

    Как вы думаете, почему пропущена гласная в этих суффиксах? (это орфограмма)

    Сформулируйте тему урока. (1 слайд)

    4. Получение нового знания.

    Нам помогут слова из «Толкового словаря».

    Работа в «четвёрках». Договоритесь, кто будет читать статью, остальные внимательно слушают, далее обсуждаете предполагаемые варианты ответа. Если с заданием группа справилась – ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

    Проверка задания. Ученик читает статью, называет слово, которое по предположению группы, объяснялось в статье. Полученную карточку со словом ребята размещают на доске.

    орех-орешек

    горошек-горошки

    барашек-барашки

    бантик-бантики

    гвоздик-гвоздики

    Что можете рассказать об этих словах?

    На какие две группы их можно разделить, по каким признакам? (два человека работают у доски, остальные записывают пары слов по столбикам в тетрадь). Выделите в записанных словах корень и суффикс. Какой вывод можете сделать? (выведение правила детьми - 2 слайд).

    Где можно проверить верно ли вы определили правило? (в учебнике).

    Откройте учебники. Прочитайте правило.- Что же будете делать, если в слове встретится орфограмма в суффиксах –ек, -ик? (выведение алгоритма – 3 слайд).

    Придумайте или найдите слово в учебнике на эту орфограмму.

    Физминутка. «Печатная машинка» (если в слове пишется суффикс –ек, ребята делают хлопок в ладоши внизу, суффикс –ик, делают хлопок в ладоши над головой).

    Теперь вы можете открыть дверь в страну русского языка? Ребята вставляют пропущенные орфограммы в слова ключик, замочек, объясняют написание.

    5. Первичное закрепление нового материала.

    Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите полученные словосочетания, выделите изученную орфограмму. (два ученика работают у доски, остальные в парах).

    Золотой ………………. ключик

    Заботливый……………. сыночек

    Грибной………………….. дождик

    Деревянный……………… столик

    Мелодичный………………. звоночек

    Наш путь приводит к «Острову пословиц».

    Какие пословицы вы знаете?

    Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой пословицей. Составьте из слов пословицу. (Не разгрызёшь орешек – ядра не съешь) Запишите её в тетрадь. Как вы понимаете её смысловое значение? Найдите орфограмму в суффиксе и выделите её. Объясните написание.

    А вас уже ждет новое приключение. Работа в парах. Достаньте слова из конвертов на парте. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

    Звучит спокойная музыка.

    Придумайте и запишите несколько связных предложений, используя эти слова. (домик, садик, ёжик, ключик, замочек, листочек).

    5. Итог урока.

    Что нового узнали на уроке, чему научились?

    Запишите слова, подбирая проверочные и выделяя орфограмму в суффиксе. (слайд 4 – проверка)

    У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и прикрепите его на доску. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек и прикрепите его на доску.

    Спасибо за работу.


    Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

    Общие сведения

    Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

    Когда следует ставить букву «и»?

    А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

    Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

    Основное правило

    Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

    • карандашик - карандашИка;
    • диванчик - диванчИка;
    • огурчик - огурчИка;
    • калачик - калачИка;
    • кустик - кустИка;
    • носик - носИка;
    • стульчик - стульчИка;
    • пальчик - пальчИка;
    • личико - личИка;
    • мальчик - мальчИка;
    • ключик - ключИка;
    • мячик - мячИка;
    • самолётик - самолётИка;
    • листик - листИка;
    • винтик - винтИка;
    • бантик - бантИка;
    • мостик - мостИка;
    • кирпичик - кирпичИка;
    • дождик - дождИка;
    • садик - садИка и пр.

    Когда следует ставить букву «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

    Приведем наглядные примеры:

    • звоночек - звоноЧКа;
    • внучек - внуЧКа;
    • огонёчек - огонёЧКа;
    • горошек - гороШКа;
    • ножичек - ножиЧКа;
    • комочек - комоЧКа;
    • свисточек - свистоЧКа;
    • молоточек - молотоЧКа;
    • листочек - листоЧКа;
    • орешек - ореШКа;
    • сыночек - сыноЧКа;
    • стебелёчек - стебелёЧКа;
    • кусочек - кусоЧКа;
    • мешочек - мешоЧКа;
    • цветочек - цветоЧКа;
    • платочек - платоЧКа;
    • пирожочек - пирожоЧКа;
    • котёночек - котеноЧКа и проч.

    Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

    с суффиксом -ок-

    Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

    • кулачОк;
    • волчОк;
    • сынОк;
    • молотОк;
    • стрелОк;
    • петушОк;
    • дурачОк;
    • бережОк;
    • мелОк;
    • знатОк;
    • снежОк;
    • крючОк;
    • теремОк и пр.

    Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

    • бережОк;
    • петушОк;
    • кулачОк;
    • волчОк;
    • мужичОк;
    • волчОк;
    • старичОк;
    • червячОк;
    • сапожОк;
    • дурачОк;
    • прыжОк;
    • косячОк;
    • сынОк;
    • снежОк;
    • крючОк и другие.

    Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

    • нОжичек
    • орЕшек
    • внУчек;
    • горОшек;
    • звонОчек;
    • комОчек;
    • молотОчек;
    • листОчек;
    • огонЁчек;
    • свистОчек;
    • сынОчек;
    • цветОчек;
    • стебелЁчек;
    • кусОчек;
    • мешОчек;
    • оврАжек;
    • платОчек;
    • пирожОчек;
    • котЁночек и другие.

    Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

    Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

    • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
    • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
    • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
    • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
    • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
    • Место действия (като́к).
    • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
    • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
    • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
    • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
    • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
    • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
    • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).










    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы -ек-, -ик-.

    Задачи урока:

    • организовать наблюдение за написанием суффиксов -ек-, -ик-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
    • способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
    • способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

    Оборудование: презентация к уроку, карточки для групповой работы, Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.: Вентана-Граф, 2005, рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 1 часть.

    Ход урока

    Ход урока Для Смирнова Никиты Слайды
    I. Организационный момент
    Громко прозвенел звонок –
    Начинается урок.
    Наши ушки на макушке,
    Глазки широко открыты.
    Слушаем, запоминаем,
    Ни минуты не теряем.

    Запишите число, классная работа на листочках.

    1
    II. Вводная часть
    Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова», поговорим подробнее о суффиксах. Будем учиться образовывать новые слова. Все это необходимо нам, чтобы наша речь была красивой и многообразной. В этом нам поможет суффикс.

    – Где стоит суффикс?
    (После корня он стоит,
    Перед окончанием.
    Его я если заменю
    Другое слово получу
    Обозначая уголком
    Называю суффиксом.)

    – К нам в гости пришли два брата близнеца суффиксы -ик, -ек. И просят нас подобрать к этим словам однокоренные слова, обозначающие маленькие предметы.

    Цветок – цветочек, торт- тортик.

    – С помощью, какой части слова образовались новые слова? (с помощью суффикса) Как вы думаете, а почему их назвали братья- близнецы?На эти суффиксы почти никогда не падает ударение, и спутать их довольно просто. Но на помощь приходит правило!

    – Сначала мы потренируемся их писать на минутке чистописания.

    2-4
    III. Чистописание
    Ее ик ек ик

    Начинаем писать с середины рабочей строки образуя петлю влево переходим в полуовал и соединение ведем к верхней рабочей строке. Ведем вниз наклонную линию, касаясь нижней линии рабочей строки и, не отрывая руки, ведем чуть вправо и вверх наклонную линию, переходящую в правый полуовал на верхней линии рабочей строки. Отрываем ручку. Ставим точку и пишем элемент как строчная буква г.

    Пишем с верхней линии рабочей строки. Ведем прямую наклонную линию с закруглением внизу и доводим ее до линии строки и, не отрывая руку пишем наклонную линии также с закруглением внизу и для соединения с буквой «кА» ведем линию до верхней рабочей строки. Затем пишем букву «ка»

    Карточка
    IV. Ознакомление с правописанием суффиксов -ик, -ек-
    Братишки-суффиксы предлагает нам послушать сказку.
    Сколько частей в этом правиле? Почему?
    Найди в каждой из частей строчки, в которых заключен смысл правила. Как помогают нам разобраться в правиле и в примерах к нему выражения лиц обоих суффиксов
    Выпиши в тетрадь все примеры. Выбери форму записи, удобную для тебя.
    Картинка- правило 5
    V. Физминутка

    Передай смыл правила своими словами.
    Свернем правило в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.
    Выделяем корень слова. Если слышим после корня ик, сразу не пишем, ведь суффиксы -ик, -ек без ударения звучат одинаково.
    Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много, проверяем, остался гласный звук или исчез.
    Если гласный остался, пишем суффикс -ик;
    Если гласный звук исчез, пишем суффикс -ек.

    Карточка- алгоритм
    6
    VI. Упражнения в написание слов с суффиксами -ек, -ик
    Чтобы закрепить полученные знания, потренируемся в применении выведенного нами правила, выполним задания по уровням.

    Индивидуальная работа.

    Карточка: Найди суффиксы -ик- и -ек-
    Кораблики – кораблик, цветочки – цветочек, уголочки – уголочек, гвоздики – гвоздик.
    7
    VII. Итог урока
    Какую часть слова учили на уроке?
    Для чего служат суффиксы?
    Когда нужно писать -ик? -ек?

    Поиграем с братишками суффиксами.
    Игра «Найди бабочку» Бабочка спряталась под цветком с правильно написанным словом. Найдите бабочек.

    8-9
    VIII. Рефлексия
    Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки - листочки. Если вам все понятно по теме "Как писать суффиксы -ик, -ек" и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы. Спасибо всем. Урок окончен.
    IX. Домашнее задание
    Закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания. Учебник «Русский язык», страница 118, упражнение 2 или 3.

    Урок в 5 в,Г классе Дата________

    Тема урока: Правописание ЕК,ИК имен существительных.

    Цель урока:

    создание условий для усвоения правописания суффиксов имен существительных -ик-, -ек- Задачи: Сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах существительных – ек и – ик;Развивать орфографическую зоркость у учащихся;умение выделения суффиксов в словах.

    Ожидаемые результаты: Смогут определять правописание данных суффиксов в именах существительных;Будут находить суффиксы в словах, выполнять разбор слова по составу

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте! Сядьте на свои места. Мы начинаем урок.

    Настрой учеников на работу

    2. Языковая разминка.

    Ребята, отгадав загадку, вы сможете сказать, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

    За корнем мне
    Нашлось местечко,
    Заняв его, конечно,
    Натворил я дел.

    (Суффикс).

    Итак,ребята,действительно,сегодня мы с вами на уроке будем говорить о суффиксе.

    Определяют часть слова, о которой будут говориться на уроке

    Блиц-опрос . Что такое морфема?

    Что такое морфемика?

    Какие морфемы вы знаете?

    Что такое суффикс?

    Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.

    Отвечают на вопросы учителя

    Выполнение словарного диктанта у доски, разбор слова по частям

    Выполняют у доски:

    почувствовать,пережить,водяной,подводный

    сберечь,красивый, переход, ученик,домашний, котенок, обдумывать, решать, стоял,подоконник.

    Работа в парах

    Самостоятельное изучение и формулирование правила

    Итак, мы сами изобретаем правило. "Мозговой штурм"- работаем в группах. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется - ик-, а когда пишется -ек-.

    (Группы созданы по уровням обсуждают проблему, делают вывод).

    Карточка № 1 (1 уровень)

    Есть арбузик – нет арбузика

    Есть бантик – нет бантика

    Есть барашек – нет барашка

    Есть горошек – нет горошка.

    Карточка № 2 (2 уровень)

    Соедините пары слов и сравните их.

    билетик (нет) кармашка

    садик (нет) пенёчка

    кармашек (нет) садика

    пенёчек (нет) билетика

    Карточка № 3 (3 уровень)

    Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    ключик –

    кораблик –

    замочек –

    сыночек–

    Работа по алгоритму

    Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы – ек -, -ик - у существительных” (коллективно)

    Измени слово по падежам (просклоняй);

      Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе;

      Если выпадает, пиши – ек-.

    Если сохраняется, пиши – ик -.

    Выполняют по алгоритму у доски индивидуально

    ключик –

    кораблик –

    замочек –

    сыночек

    билетик (нет) кармашка

    садик (нет) пенёчка

    кармашек (нет) садика

    пенёчек (нет) билетика

    Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

    6. Подведение итогов.

    Определите ключевые слова урока?
    - Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании суффиксов -ек-, -ик- у существительных.

    Выставление оценок .

    7. Домашнее задание _______________

    8. Рефлексия Я оцениваю свою работу на уроке как…

    Карточка № 1

    Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    Есть арбузик – нет арбузика

    Есть бантик – нет бантика

    Есть барашек – нет барашка

    Есть горошек – нет горошка.

    Карточка № 2

    билетик (нет) кармашка

    садик (нет) пенёчка

    кармашек (нет) садика

    пенёчек (нет) билетика

    Карточка № 3

    Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

    Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    ключик –

    кораблик –

    замочек –

    сыночек–

    замочек –

    сыночек–

    Карточка № 1

    Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    Есть арбузик – нет арбузика

    Есть бантик – нет бантика

    Есть барашек – нет барашка

    Есть горошек – нет горошка.

    Карточка № 2

    Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    билетик (нет) кармашка

    садик (нет) пенёчка

    кармашек (нет) садика

    пенёчек (нет) билетика

    Карточка № 3

    Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

    Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    ключик –

    кораблик –

    замочек –

    сыночек–

    замочек –

    сыночек–

    Самостоятельная работа – работа по карточкам

    .

    Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

    Самостоятельная работа – работа по карточкам

    Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

    Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

    Самостоятельная работа – работа по карточкам

    Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

    Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

    Самостоятельная работа – работа по карточкам

    Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

    Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

    Самостоятельная работа – работа по карточкам

    Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

    Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

    Самостоятельная работа – работа по карточкам

    Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

    Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх