Фадеев в и конституция российской федерации. Конституционное и муниципальное право россии в.и. фадеев* право органов местного самоуправления на обращение в конституционный суд российской федерации местное самоуправление –. Книга входит в коллекции

Конституция Российской Федерации: проблемы развития и стабильности

DOI: нет данных

    в статье идет речь о сущности современной конституции, которая проявляется в ее интегрирующих, объединяющих социальные слои и группы населения ценностях, реализация и развитие которых должно быть главной задачей любых общественно-политических сил, пришедших конституционным путем к власти. Конституция – это, образно говоря, та правовая «одежда», в которой власть, чтобы не утратить свою легитимность, вынуждена, работать на благо всего общества, всего народа, руководствуясь конституционным идеалом должного, опираясь на трезвое восприятие сущего. Обращается внимание на две взаимосвязанные задачи, решаемые современной конституцией: обеспечить незыблемость базовых принципов и устоев государства в целях поступательного развития государственной и общественной жизни и одновременно реагировать на его запросы общества, развиваться с учетом изменяющейся общественной и государственной практики. Показано, что действие Конституции, защита конституционных ценностей, их реализация и развитие при наличии Конституционного Суда обеспечиваются более эффективно, нежели в условиях, когда правовая система государства не предусматривает такой орган. Значение и роль Конституции, которую охраняет Конституционный Суд, существенно возрастают в обществе. Конституция воспринимается гражданами, образно говоря как «живой», действующий документ, способный защитить их права, а не просто как декларация. В итоговых решениях Конституционного Суда воплощается конституционно-ценностное долженствование, конституционный императив, оказывающие воздействие на правотворчество и правоприменение, укрепляющие и расширяющие систему гарантий прав и свобод человека и гражданина.

    Открыть во весь экран

    1. Юриспруденция, конституция, сущность современной конституции, Лассаль, Конституционный Суд РФ, конституционализация, интерпретация конституционных норм, толкование Конституции, правосознание, правопорядок

      Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. – М., 1998. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России. – М., 2011. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. – М., 2005. Зиновьев А.А. Русская трагедия. – М., 2005. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. – М., 2011. Ильин И.А.Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. Т.2. – М., 1992. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации»/под ред. Г.А.Гаджиева. – М., 2012. Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование/отв. Ред. В.Е.Чиркин. – М., 2011. Лассаль Ф. Избранные произведения. – М., 1920. Розанов В.В. Собрание сочинений. Апокалипсис нашего времени. – М., 2000. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. – М., 1981. Шахрай С.М. О Конституции. Общество в период изменений: опыт конституционного строительства. – М., 2013.

      Фадеев В.И. Конституция Российской Федерации: проблемы развития и стабильности // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). – 2013. – № 12. – С. 1292 - 1306.

Конституционное право. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.08.2017
ISBN: 9785392244683
Язык:
Объем текста: 543 стр.
Формат:
epub

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Глава 2.
Конституционное право как наука

План темы


1. Понятие, предмет и система науки конституционного права.


2. Источники и методология науки конституционного права.


3. Основные этапы становления и развития науки государственного (конституционного) права России.


4. Конституционное право как учебная дисциплина.

§ 1. Понятие, предмет и система науки конституционного права

Наука конституционного права входит в состав юридических наук, которые, в свою очередь, являются частью общественных наук.


Юридические науки различаются по видам: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные, комплексные. Наука конституционного права является отраслевой. Отраслевые составляют в системе юридических наук большую часть. Их число равно числу имеющихся отраслей права.


Если в общей форме определить предмет науки конституционного права, то она имеет своим предметом исследование одноименной отрасли - ее теоретических основ, особенностей правового регулирования, различных норм, изучение практики их реализации, тенденции развития конституционно-правового законодательства в условиях глобализации и модернизации, выявление и обоснование сущности новых для России теоретических проблем, связанных с парламентаризмом, конституционализмом, принципом разделения властей, совершенствованием федеративного устройства, разработкой вопросов реализации прав человека и гражданина и многих других.


Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, анализирует функции и роль конституционно-правовых институтов.


Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Поэтому в ее предмет входят и конституционно-правовые отношения, конституционно-правовая практика. С этой целью наука изучает деятельность органов публичной власти, формы их взаимодействия и т. п.


Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний, т. е. она представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, расположенных в определенной логической последовательности.


В основе системы науки конституционного права лежит структурность самого предмета научного познания: каждому из элементов системы отрасли конституционного права соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Таким образом, система науки ориентируется на систему самой отрасли.


Вместе с тем, учитывая, что наука должна теоретически определять свой собственный предмет, систему, методы исследования, источники, а также исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, в системе науки конституционного права выделяется первый раздел, в котором дается общая характеристика конституционного права и одноименной науки. В этот раздел входят также и положения науки, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.


Следующий раздел науки охватывает теоретические проблемы, связанные с исследованием основ конституционного строя. Он включает в себя теоретические положения о сущности российского государства, его суверенитете, народовластии, форме правления, конституционных принципах гражданского общества.


В качестве самостоятельного раздела в науке конституционного права выделяются основы правового статуса личности, в которые входят теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей.


Элементом системы науки является раздел, посвященный теоретическим проблемам федерализма, развития России как федеративного государства.


Еще один раздел в системе науки составляют теоретические исследования вопросов организации и функционирования системы органов власти.


В рамках этого раздела выделяют теоретические проблемы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, наука конституционного права изучает проблемы, связанные с внесением конституционных поправок, пересмотром конституции.

Конституционное право. 2-е издание. Учебник для бакалавров



Учебник по конституционному праву подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр». В книге с позиций современного состояния науки конституционного права Российской Федерации и с учетом компетентностного подхода к освоению конституционно-правовых знаний раскрывается содержание основных институтов конституционного права, рассматриваются актуальные вопросы теории и практики российского конституционализма.
Законодательство приводится по состоянию на 3 марта 2016 г.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, депутатов, государственных и муниципальных служащих, членов общественных объединений, являющихся участниками конституционно-правовых отношений.

Аннотация: Важной задачей юридической науки является определение правового статуса человека. Суть правового статуса человека коренится в регулируемом нормами права возможном и должном поведении человека, то есть в его правах и обязанностях, интегрированных в последние десятилетия в доктрину прав человека. Настоящая доктрина признана международным сообществом и национальным законодательством большинства стран мира.В исследовании прав человека особое место отводится определению сущности прав человека как природной и социальной ценности, эволюции прав человека со времен глубокой античности до наших дней. При этом предлагается условная периодизация в развитии философско-правовой мысли о правах человека с выделением наиболее существенных черт отношения к ним. Важное значение придается выявлению общих тенденций и особенностей развития прав человека в разные эпохи, у разных народов, в разных конкретно-исторических ситуациях. Особое значение отводится процессу перехода от «классовой сущности» прав личности, в том числе в СССР, советской России, к правам человека как биосоциального существа. Акцентируется внимание на трудностях пространственно-цивилизационного продвижения идеологии прав человека (европейская и христианская культура, исламская культура, культура народов Юго-Восточной Азии и пр.), обращается внимание на парадоксы и изъяны самой доктрины прав человека и практики ее реализации. Это касается распространения в мировом сообществе мнения об устаревании идеологии прав человека; соотношения человека как «цели» и «орудия» в руках государства; техногенного вторжения в природную (биологическую) сущность человека; проблем разоружения среды обитания человека и пр. Вместе с тем, очевидно, что сегодня доктрина прав человека остается важнейшим ориентиром жизнедеятельности человека на планете, хотя она и требует дальнейшего совершенствования в целях рационализации пребывания человека на земле, обеспечения готовности к новым вызовам.




Аннотация: В предлагаемой вашему вниманию статье осуществлена попытка анализа власти как объекта конституционно-правового регулирования. Особое внимание в работе уделяется исследованию норм Конституции Российской Федерации. Автор последовательно рассматривает власть многонационального народа, государственную и муниципальную власть. В статье сформулированы теоретические выводы, развивающие современное научное представление о власти как объекте правового регулирования, предлагается ряд новых определений, а так же обосновывается возможность дополнения ранее сформулированных теоретических выводов. Основываясь на системности, как исходном свойстве любой науки, в работе делается вывод о различном содержании таких понятий как «система конституционно-правового закрепления власти» и «система конституционных основ власти». Оценивая характер взаимоотношений между различными видами власти, автор отмечает, что их взаимное влияние должно основываться на базовых демократических принципах и обеспечивать интенсивное развитие общества и государства, а так же создавать необходимые условия реализации законных интересов личности.Исследуя современное состояние конституционно-правового регулирования рассматриваемого явления, автор обоснованно делает вывод о наличии определенной системе власти. На конституционном уровне устанавливается комплекс правовых предписаний, закрепляющих основы конституционно-правового регулирования общественных отношений, связанных с приобретением использованием и передачей власти. В статье делается вывод о том, что в тексте действующей конституции выстроена сложная система правового регулирования, которая обладает рядом индивидуальных характеристик. Среди таких свойств автор особо отмечает организованность, целостность и адаптивность.




Аннотация: в статье исследуются теоретические основы учредительной власти, ее полномочия и формы ее осуществления в отношении Основного закона – Конституции Российской Федерации, Конституции (Устава) субъекта федерации. Результатом анализа стал вывод автора о том, что проявлением первоначальной учредительной власти, может быть право народа на референдум; право принимать основной закон на референдуме, и иметь законодательно закрепленную возможность его изменить. Примером производной учредительной власти может быть конституционное собрание. Рассматриваются вопросы соотношения учредительной власти и других властей в государстве с учетом принципа разделения властей. По мнению автора, классическая теория разделения властей относится к государственной власти, а к «учредительной власти» нет. Учредительная власть является основой для публичной власти. Особое внимание уделено соотношению понятий «избирательная власть» и «учредительная власть». Автор приходит к выводу, что понятие учредительной власти, ее полномочия, виды и формы осуществления гораздо шире избирательной власти, задача которой сформировать представительный орган. Содержание избирательной власти поглощается содержанием учредительной власти




Аннотация: 20-летний период работы российского парламента позволяет сделать первые теоретические и практические выводы о степени успешности реализации организационно-правовых основ деятельности палат. Общеизвестно, что само существование парламента в системе органов государственной власти не означает существования подлинного парламентаризма. Для парламентаризма необходимо, чтобы орган народного представительства был наделен определенными качествами, среди которых можно выделить: 1) избрание депутатов парламента на свободных и справедливых всеобщих выборах, что является основной гарантией высокого уровня представительности данного государственного органа; 2) самостоятельность и независимость в системе разделения властей, - именно парламент образует законодательную ветвь власти; 3) высокий уровень полномочий парламента при решении вопросов государственного управления (например, при формировании исполнительной власти) и наличие решающих полномочий в процессе законотворчества. Автор определяет парламентаризм как систему властных отношений, базирующуюся на разделении властей, представительстве разнообразных интересов различных социальных групп гражданского общества, политическом плюрализме, соблюдении прав и свобод человека и гражданина. Анализируя произошедшие изменения порядка формирования палат, их структуры и форм деятельности можно проследить новые черты в процессе становления российского парламентаризма. В статье затрагиваются дискуссионные вопросы о выборе избирательных систем, о порядке формирования Совета Федерации, о статусе регламентов палат и другие.




Аннотация: в статье анализируется влияние практики Конституционного Суда РФ на процесс принятия, понимание и применение норм конституционного права РФ. Особое внимание уделяется воздействию органа конституционного контроля на законодателя. Анализируются соответствующие примеры из практики Конституционного Суда РФ.Сделан вывод о том, что в правоприменительной практике нормы конституционного права трансформируются, то есть происходит изменение их существенных свойств. Выделен ряд аспектов воздействия Конституционного Суда РФ на нормы конституционного права: Во-первых, в решениях Конституционного Суда РФ содержится прямое указание, установка на необходимость принятия тех или иных конституционно-правовых норм законодателем.Во-вторых, в ряде своих решений Конституционный Суд РФ фактически создает новые нормы при том, что не является правотворческим органом.В-третьих, в решениях Конституционного Суда РФ устанавливается порядок действия норм (по времени, в пространстве и по кругу лиц).В-четвертых, Конституционный Суд РФ в своих решениях устанавливает соотношение норм права между собой.




Аннотация: На основе дневниковых и блокнотных записей и иных материалов 1993 г. автор, участник Конституционного совещания, исследует особенности процесса доработки «президентского» проекта Конституции Российской Федерации, затрагивает отдельные аспекты политико-правовых дискуссий вокруг него после первого пленарного заседания Конституционного совещания, приводит взгляды ученых, юристов, политиков по многим вопросам, касающимся содержания обсуждаемого проекта Конституции Российской Федерации. Говорится о позиции Р.И.Хасбулатова, который 9 июня 1993 года назвал условия, при которых возможно было участие Верховного Совета в Конституционном совещании: отказ Президента от тезиса "Советы и демократия несовместимы"; полноценное участие парламента и Конституционной комиссии в совещании; рассмотрение всех проектов Конституции; исключительно рекомендательный характер совещания; конституционные процедуры принятия Основного Закона, определенные в действующей Конституции и решаемые Верховным Советом, Съездом народных депутатов. Автор цитирует также слова С.С.Алексеева, одного из разработчиков «президентского» проекта Конституции, о коренном пороке «парламент¬ского» проекта Конституции в отличие от проекта, выработан¬ного Конституционным совеща¬ние. При ряде совпадающих моментов «парламентский» проект в принципе сохранил опорные звенья советской системы пре¬жде всего - в виде сохранения в качестве верховного органа власти (с явной претензией на «всевластие») Верховного Совета, а на местах - местных Со¬ветов, Какими бы внешне привлекательными институтами ни обставлялись такие «Советы» в упомянутом проекте, они, по мнению С.С.Алексеева, не могли перекрыть те изначальные характеристики Советов, кото¬рые несовместимы с действи¬тельным парламентаризмом и муниципальной организацией местного самоуправления.




Аннотация: в статье рассматриваются вопросы содержания и сущности Конституции РФ, ее значения для развития российского государства и общества. Автор рассматривает Конституцию как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной и муниципальной власти, обеспечиваются права и свободы личности. Перспективный характер Конституции, по мнению автора, является специфической формой социального прогнозирования, научного предвидения, творческого воздействия права на формирование новых общественных отношений. Делается вывод, что исключительная значимость новой федеральной Конституции состоит в том, что она юридически оформила суверенный статус России как единого многонационального государства, государства-цивилизации, государства единой гражданской нации, скрепленной русским народом, русским языком и русской культурой, занимающего достойное место в системе мирового сообщества. Она закрепила современную модель российского федерализма. На базе Конституции РФ 1993 года сформировалась новая конституционно-правовая система в соответствии с принципами федерализма как основополагающими началами в целях упрочения и развития суверенной российской государственности и государственности народов, самоопределившихся в форме национально-территориальных государственных образований в составе Российской Федерации. Проблемы реализации Конституции привлекают внимание ученых-конституционалистов к следующим вопросам: системообразующая роль Конституции России; конституционные ценности; легитимность Конституции; конституционная ответственность; конституционная юстиция; модернизация судебной системы; пределы ограничения прав и свобод личности; способы взаимодействия публичной власти и институтов гражданского общества; конституционный статус субъектов Федерации; взаимная ответственность Федерации и субъектов; теоретико-правовые аспекты регионального конституционного законодательства; поиск места России в условиях глобализации и террористических угроз.




Аннотация: в статье идет речь о сущности современной конституции, которая проявляется в ее интегрирующих, объединяющих социальные слои и группы населения ценностях, реализация и развитие которых должно быть главной задачей любых общественно-политических сил, пришедших конституционным путем к власти. Конституция – это, образно говоря, та правовая «одежда», в которой власть, чтобы не утратить свою легитимность, вынуждена, работать на благо всего общества, всего народа, руководствуясь конституционным идеалом должного, опираясь на трезвое восприятие сущего. Обращается внимание на две взаимосвязанные задачи, решаемые современной конституцией: обеспечить незыблемость базовых принципов и устоев государства в целях поступательного развития государственной и общественной жизни и одновременно реагировать на его запросы общества, развиваться с учетом изменяющейся общественной и государственной практики. Показано, что действие Конституции, защита конституционных ценностей, их реализация и развитие при наличии Конституционного Суда обеспечиваются более эффективно, нежели в условиях, когда правовая система государства не предусматривает такой орган. Значение и роль Конституции, которую охраняет Конституционный Суд, существенно возрастают в обществе. Конституция воспринимается гражданами, образно говоря как «живой», действующий документ, способный защитить их права, а не просто как декларация. В итоговых решениях Конституционного Суда воплощается конституционно-ценностное долженствование, конституционный императив, оказывающие воздействие на правотворчество и правоприменение, укрепляющие и расширяющие систему гарантий прав и свобод человека и гражданина.




Фадеев В.И., Зенин С.С.


Аннотация: в статье излагается содержание докладов, с которыми выступили участники российско-немецкого симпозиума, проходившего в сентябре 2013 г. в Потсдамском университете. Симпозиум был посвящен 20-летию Конституции Российской Федерации. В его рамках были заслушаны и обсуждены научные доклады российских и немецких ученых, которые рассматривали актуальные вопросы конституционного развития Российской Федерации и ФРГ. В ходе заседаний симпозиума анализировались следующие вопросы: разработка и принятие конституций в России и Германии; стабильность и динамика конституционных принципов в России и Германии; развитие конституций земель ФРГ; внесение поправок к Конституции Российской Федерации и Конституции ФРГ; развитие конституционных прав и свобод в Российской Федерации и ФРГ; роль конституционных судов в Российской Федерации и Германии в развитии конституции и другие вопросы. Состоявшаяся дискуссия показала, что целый ряд проблем конституционного развития обеих стран, пути их решения представляют обоюдный интерес. Как для российских ученых, так и для немецких ученых было чрезвычайно интересно узнать мнение коллег по интересующим их проблемам, предложить свое решение обсуждаемых вопросов, представить свое видение дальнейшего развития конституций России и Германии. Это обогащает науку конституционного права в России и в Германии, и дальнейшее развитие научных контактов двух университетов - Постдамского и Университета имени О,Е.Кутафина - будут способствовать этому процессу.




КОНСТИТУЦИОННОЕ

И МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ПРАВО РОССИИ

В.И. ФАДЕЕВ*

ПРАВО ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ОБРАЩЕНИЕ

В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Местное самоуправление – «трудное дитя России» (по образному выражению Г.В. Барабашева) – имеет в лице Конституционного Суда Рос сийской Федерации надежного защитника своих конституционных прав и интересов. Сложно переоценить роль этого судебного органа конституци онного контроля в деле утверждения нового демократического устройства местной публичной власти в нашей стране, в укреплении и обеспечении конституционных гарантий местного самоуправления.

Закрепляемые Конституцией РФ принципы организации местного самоуправления, его место в общей системе управления обществом и госу дарством вызвали в свое время жаркие дискуссии о природе местного са моуправления, о правильности избранного пути реформирования местной власти, которые не смолкают и сегодня. Так, утверждалось, что конститу ционная модель местного самоуправления «суперреволюционна» и потому утопична;

что местное самоуправление относится к числу тех конституци © Фадеев В.И., * Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и му ниципального права России МГЮА.

2004 LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) № онных мифов, которым могут позавидовать писатели-фантасты1. Но кри тики конституционной модели местного самоуправления не учитывают, что мы только встали на путь развития местного самоуправления, нами сделаны лишь первые шаги. Получить быстрый эффект от реформирования местной власти не удалось. И это вполне объяснимо, ибо целый ряд про блем местного самоуправления, его слабость во многом обусловлены объ ективными причинами. Становление местного самоуправления происходи ло в неблагоприятных финансово-экономических условиях. Ситуация усу гублялась также и тем, что многие органы и должностные лица местного самоуправления не были готовы эффективно использовать свои админист ративные, финансово-экономические ресурсы, а также социально экономический потенциал муниципальных образований для укрепления основ местного самоуправления, налаживания действенной системы мест ной власти. Федеральная власть не смогла в 1990-е гг., когда шел процесс муниципального строительства в субъектах Российской Федерации, обес печить в должной мере соблюдение на всей территории России федераль ных гарантий самостоятельности местного самоуправления, соответствие регионального законодательства о местном самоуправлении федеральному законодательству. Президент РФ в своем ежегодном послании к Федераль ному Собранию РФ в 2002 г. вынужден был констатировать, что «в тече ние длительного времени федеральная власть практически не уделяла вни мания проблемам местного самоуправления», что у нас низкое качество законодательной базы местного самоуправления.

Совершить «скачок в царство муниципальной демократии» путем лишь принятия Конституции РФ и федерального закона о местном само управлении не удалось. Развитие местного самоуправления – процесс дли тельный, и к этому надо быть готовым, это надо учитывать, оценивая со стояние дел в сфере местного самоуправления, создавая его законодатель ную базу. Не надо обольщать себя очередной надеждой, что вот приняли новый закон о местном самоуправлении (он вступает в силу в полном объ еме в 2006 г.) и все сразу изменится к лучшему. Важно следовать консти туционным принципам местного самоуправления, последовательно их реа лизуя и развивая в законодательстве о местном самоуправлении, в практи ке организации и осуществления местного самоуправления, обеспечивая судебную защиту его прав. Конституционные положения – важнейший ориентир всей нашей деятельности в сфере местного самоуправления, его дальнейшего развития.

Конечно, реализация закрепляемых Конституцией РФ демократи ческих принципов организации местного самоуправления осуществляется См.: Государство и право. 1997. № 7. С. 34.

весьма непросто. Однако нельзя отказываться от конституционной модели местного самоуправления на том основании, что она сегодня не реализует ся в полной мере. Прав был Г.В. Барабашев, когда в 1992 г., оценивая пер вый российский закон о местном самоуправлении (1991 г.), практику его реализации, писал: «Корабль государственности обладает огромной инер цией, и старая, привычная практика на первых порах всегда сильнее новых прогрессивных законов. Такие законы как костюмы на вырост: может сме ниться поколение, даже не одно, пока они станут впору подросшим вла дельцам. Можно, конечно, костюм укоротить и обузить (так и поступают нередко законодатели), но тогда это будет уже не тот костюм!»2. Эти слова крупнейшего российского ученого с полным правом можно отнести и к конституционной модели местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации, используя механиз мы конституционного контроля, давая толкование Конституции РФ, ока зывает эффективное и плодотворное влияние на обеспечение конституци онных прав граждан на местное самоуправление, утверждение общих кон ституционных принципов организации местного самоуправления на всей территории России, на формирование и развитие законодательства о мест ном самоуправлении. Оценивая роль Конституционного Суда РФ в обеспе чении конституционных основ и гарантий местного самоуправления, В.О. Лучин справедливо отмечает, что «Конституционный Суд Российской Федерации с момента своего образования стал активным участником ста новления местного самоуправления – неотъемлемой и обязательной формы организации и осуществления публичной власти на местах…»3. Выражает ся это в многочисленных решениях Конституционного суда РФ, затраги вающих проблемы формирования местного самоуправления, реализации прав граждан на местное самоуправление, обеспечения конституционных гарантий местного самоуправления, его соотношения с государственной властью4. Трудно не согласиться с теми авторами, которые считают, что «публичная практика Конституционного Суда последних лет все более ут верждает прямое применение Конституции Российской Федерации. Опыт обеспечения этого принципа посредством судебного конституционного Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996. С. 291–292.



Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации.

М., 2002. С. 519.

См.: Максимов В.А. Проблемы местного самоуправления в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. М., 1999;

Комментарий к поста новлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б.С. Эбзеев.

В 2-х т. Т. 1: Государственная власть. Местное самоуправление. М., 2000;

Защита прав местного самоуправления органами конституционного правосудия России / Под ред. Т.Г. Морщаковой. Т. 1. М., 2003.

2004 LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) № контроля составляет ныне существенный сегмент российской правовой действительности»5.

Вместе с тем практика рассмотрения Конституционным Судом РФ дел и принимаемые им решения порождают в том числе вопросы, в част ности, о том, не подменяет ли в ряде случаев Конституционный Суд РФ законодателя, не берет ли он на себя осуществление функций, не выте кающих из его конституционного статуса? В литературе по-разному трак туется юридическая природа решений Конституционного Суда РФ, значе ние и роль формулируемых им правовых позиций, которые обусловлены особенностями правового статуса этого судебного органа конституционно го контроля. Конституционный Суд РФ, как отмечается в отечественной литературе, осуществляя свои функции, в определенной мере продолжает дело законодателя, облегчает работу парламента. По мнению Б.С. Эбзеева, важной особенностью юридической природы Конституционного Суда РФ является то, что он должен не только применять Конституцию и право, но и «находить» право. Давая официальное толкование Конституции, выраба тывая правовые позиции, имеющие императивный характер и обязываю щие всех субъектов права, Конституционный Суд «в этом смысле является не только негативным, но и позитивным законодателем и хранителем дол госрочных конституционных ценностей, на оселке которых выверяются решения органов законодательной или исполнительной власти»6.

В целях обеспечения верховенства и прямого действия Конститу ции Конституционный Суд РФ выработал немало правовых позиций, рас крывающих потенциал конституционных положений о местном само управлении, способствующих утверждению единого «конституционно правового поля» на всей территории Российской Федерации. Правовые по зиции Конституционного Суда отражают новое правопонимание, опреде ляют ориентиры правовой политики, контуры конституционно-правовых преобразований во всех сферах государственной и общественной жизни, включая и сферу местного самоуправления7. Все эти особенности, характе ризующие правовую природу Конституционного Суда РФ и его решений, дают основание ряду исследователей утверждать, что он обладает «двойст венной природой»: с одной стороны, он является судебным органом, с дру Лучин В.О. Указ. соч. С. 486.

Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации: становление, юридическая природа, правовые позиции. Вступительная статья / Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. С. 16.

См. также: Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Рос сийской Федерации. М., 1998. С. 61;

Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994. С. 65.

См.: Лучин В.О. Указ. соч. С. 486.

Право органов местного самоуправления… Фадеев В.И.

гой – обладает признаками нормотворческого органа8;

что решениям Кон ституционного Суда РФ присущ нормативно-интерпретационный, преце дентный характер, обобщенность и обязательность. В связи с этим подчер кивается роль Конституционного Суда в правообразовании, в формирова нии «живого» конституционного права9. Конечно, эти вопросы нуждаются в серьезном и глубоком обсуждении. Далеко не со всеми приведенными выводами и положениями можно согласиться;

это предмет для особого ис следования. Вместе с тем представляется, что правовые позиции, сформу лированные Конституционным Судом РФ относительно права органов ме стного самоуправления обращаться в Конституционный Суд РФ (этому посвящена настоящая статья), позволяют лучше понять всю важность и необходимость дальнейшего обсуждения затронутых выше вопросов.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на позицию О.Е. Кутафина, который, анализируя практику Конституционного Суда РФ, справедливо отмечает, в частности, что важно проводить четкую грань между разъясне ниями уже существующих норм и созданием новых правовых установле ний, указывая при этом на чрезвычайно острый вопрос о пределах (и воз можности) наполнения Конституционным Судом новым содержанием кон ституционных положений без изменения текста Конституции10.

Конституция РФ, гарантируя судебную защиту местного само управления (ст. 133), вместе с тем не включает органы местного само управления в круг субъектов, обладающих правом на обращение в Консти туционный Суд РФ (ст. 125). Федеральный конституционный закон от июля 1994 г. № 1–ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

также не называет органы местного самоуправления в числе органов и лиц, которые вправе обращаться в Конституционный Суд РФ (ст. 96)11. Однако данный закон, закрепляя это право за гражданами и их объединениями, содержит положение, которое дает возможность законодателю признавать право обращаться с конституционной жалобой и за иными органами и ли цами (ст. 96). И такая законодательная практика имеется. Так, Федераль ный закон от 17 января 1992 г. № 2202–I «О прокуратуре Российской Фе дерации»12 закрепляет право Генерального прокурора РФ обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам нарушения конституционных прав См.: Саматов Ф.С. Юридическая природа актов Конституционного Су да: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. С. 12.

См.: Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Указ. соч. С. 61.

См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 151.

Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер ховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366;

Собрание законода тельства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.

2004 LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) № и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ст. 35). В соответствии с Федеральным конституцион ным законом от 12 февраля 1997 г. № 1–ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» правом обращаться в Консти туционный Суд РФ с конституционной жалобой обладает Уполномочен ный по правам человека (п. 5 ст. 29)13.

К сожалению, законодатель, устанавливая общие принципы орга низации местного самоуправления, не признал за органами местного само управления права на обращение в Конституционный Суд РФ. Это право не закрепляет ни действующий Федеральный закон от 12 августа 1995 г.

№ 154–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»14, ни новый Федеральный закон от 16 сентября 2003 г. № 131–ФЗ с аналогичным названием (он вступает в силу в полном объеме, как уже отмечалось, с 1 января 2006 г.)15. Защита прав местного самоуправления, как показывает практика, осуществляется Конституцион ным Судом по запросам соответствующих государственных органов, обла дающих этим правом, а также по жалобам граждан, их объединений, кото рые также могут защищать свои права на местное самоуправление в Кон ституционном Суде РФ.

Вместе с тем вопрос о необходимости признать за органами мест ного самоуправления право на обращение в Конституционный Суд РФ не однократно поднимался в литературе. Это право, безусловно, должно при знаваться за органами местного самоуправления. На необходимость реше ния этого вопроса обращается внимание и в Указе Президента РФ от октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении Основных положений государст венной политики в области развития местного самоуправления в Россий ской Федерации», в котором констатируется «отсутствие права органов местного самоуправления на защиту посредством конституционного судо производства прав местного самоуправления и конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления»16.

Практика Конституционного Суда РФ до недавнего времени также исходила из того, что органы местного самоуправления не обладают пра вом на обращения в Конституционный Суд РФ. В своем определении от марта 1997 г. № 20–О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Ом ского городского Совета как не соответствующей требованиям Федераль ного конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Фе дерации”» Конституционный Суд РФ обосновал свой отказ рассматривать Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5011.

Право органов местного самоуправления… Фадеев В.И.

жалобу представительного органа местного самоуправления (Омского го родского Совета) следующим образом (процитируем его полностью):

«Согласно части первой статьи 96 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” правом на об ращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуаль ной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан.

По смыслу Конституции Российской Федерации объединениями граждан являются создаваемые ими на добровольной основе по собствен ной инициативе формирования для защиты своих интересов и достижения общих целей. Пребывание в таких объединениях в соответствии со стать ей 30 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на объединение, зависит от усмотрения самого гражданина.

Органы местного самоуправления, к каковым принадлежит Омский городской Совет, являются формой осуществления власти народом, обра зуются на основе реализации избирательных прав граждан, закрепленных в статье 32 Конституции Российской Федерации, т.е. имеют иные, чем объе динения граждан, признаки. Конституция Российской Федерации (ста тья 15, часть 2) различает органы местного самоуправления и объединения граждан в качестве самостоятельных субъектов права.

Поскольку Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон “О Конституционным Суде Российской Федера ции” не наделяет органы местного самоуправления правом на обращения в Конституционный Суд Российской Федерации ни с жалобой, ни с запросом либо ходатайством, жалобу Омского городского Совета нельзя признать допустимой по смыслу названного Закона»17.

Таким образом, Конституционный Суд РФ, принимая данное реше ние, не признал органы местного самоуправления ни объединением граж дан, ни представителями объединений граждан.

Позиция, сформулированная Конституционным Судом РФ в приве денном определении, находится в русле понимания и трактовки природы местных самоуправляющих единиц, которые достаточно давно определи лись в юридической литературе. Выдающийся дореволюционный государ ствовед Н.М. Коркунов обращал в свое время внимание на существенные различия между общим началом свободы общения, свободы союзов (объе динений) и местным самоуправлением. Он писал: «Отношения государства ко всем другим общениям, кроме местных, определяется началом более СПС «КонсультантПлюс».

2004 LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) № или менее широкой свободы. Государство представляет или полную сво боду образования и деятельности всевозможных союзов, или под извест ными ограничениями… Но никогда государство не требует образования союзов, не делает их существование обязательным, не вменяет им в обя занность осуществление тех или других задач. Образование, существова ние, деятельность союзов имеет всегда факультативный, а не обязательный характер. Совершенно иного рода отношение государства к местным само управляющимся единицам. Государство не предоставляет свободе местных жителей образовывать эти местные единицы, не ставит в зависимость от усмотрения местного населения их существование, не допускает, чтобы предметы их деятельности всецело определялись волею их обывателей… они не только могут быть, но и должны быть, государство не допускает их только, а требует»18. Позиция Н.М. Коркунова была поддержана и получи ла развитие в трудах многих дореволюционных юристов, которые также считали, что само возникновение самоуправляющихся территориальных единиц, возложение на них тех или иных функций и, наконец, определение того круга лиц, которые должны подчиняться решениям органов данных единиц, ни в коем случае не могут рассматриваться как проявление само деятельности соответствующей группы населения, но всецело определяют ся государственной властью. Так, Н.И. Лазаревский, крупнейший предста витель дореволюционной юридической науки, писал, отмечая особенность самоуправляющихся территориальных единиц: «…Принадлежность чело века к тому или другому частноправовому союзу, равно как и выход из не го, зависит от его доброй воли;

таким образом, от самого человека зависит и подчинение требованиям этого союза. Между тем принадлежность к той или другой самоуправляющейся единице и подчинение ей устанавливают ся самим законом. Правда, обыкновенно можно порвать связь с данной единицей, выехав из ее территории, но, во-первых, не у всех есть возмож ность это сделать, а во-вторых, в силу того, что по общему правилу все го сударство делится на самоуправляющиеся единицы, выйти из одной нельзя иначе, как войдя тут же в другую»19.

Таким образом, в основе местного самоуправления лежит не право граждан на объединение, не их волеизъявление: местное самоуправление основывается на признании государством, его конституцией за населением местных территориальных единиц полномочий на решение вопросов мест ного значения, осуществление публично-властных функций на местном уровне.

Коркунов Н.М. Русское государственное право. В 2-х т. Т. 2. СПб., 1908.

Лазаревский Н.И. Лекции по государственному праву. Т. 2. Ч. 1. СПб., 1910. С. 41.

Право органов местного самоуправления… Фадеев В.И.

Конституционный Суд РФ, основываясь, по сути, на указанных выше подходах, очень четко и определенно сформулировал свою правовую позицию по данному вопросу в своем постановлении от 30 ноября 2000 г.

№ 15–П. Исходя из содержания ч. 2 ст. 3 и ст. 12 Конституции РФ, он кон статировал, что местное самоуправление является необходимой формой осуществления власти народа и составляет одну из основ конституционно го строя РФ. Право на осуществление местного самоуправления означает, что «граждане имеют право на участие – непосредственно или через своих представителей – в осуществлении публичной власти в рамках муници пального образования, причем как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан на осуществление местно го самоуправления возникают на основании Конституции Российской Фе дерации и закона, а не на основании волеизъявления населения муници пального образования»20.

Местное самоуправление, таким образом, является необходимым элементом конституционного механизма осуществления народом своей власти, а не добровольной формой объединения населения для участия в решении тех или иных общих задач. Граждане, проживающие на террито рии муниципального образования, на основе своих конституционных прав участвуют в осуществлении публичной власти. Поэтому если их даже рас сматривать как своеобразное объединение, то это объединение в силу того, что оно осуществляет публично-властные функции, никак нельзя отнести к институтам гражданского общества, которыми по своей природе, по по рядку образования, основным своим признакам являются объединения граждан по смыслу ст. 30 Конституции РФ, ст. 96 Федерального конститу ционного закона о Конституционном Суде РФ. Обращает на себя внима ние, что Конституционный Суд РФ, достаточно широко трактуя понятие «объединения граждан», вместе с тем оставался первоначально в четких рамках конституционного содержания этого понятия. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17–П (в нем он при знал право на обращение с конституционной жалобой за акционерными обществами, товариществами и обществами с ограниченной ответственно стью) указывается, что по смыслу ч. 1 ст. 96 Федерального конституцион ного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жало бой на нарушение прав, в частности, самого объединения, в тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граж дан, являющихся его членами (участниками, учредителями)21. То есть и в Собрание законодательства РФ. 2000. № 50. Ст. 4943.

Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

2004 LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) № данном случае подход Конституционного Суда РФ к содержанию понятия «объединение граждан» отвечает устоявшимся в нашей юридической ли тературе и в законодательной практике четко определенным критериям, к которым относится принцип добровольности объединения, возможности выхода из объединения и др. Таким образом, основываясь на цитируемых выше решениях Конституционного Суда РФ, можно сделать вывод, что муниципальное образование, которое образуется населением территори альной единицы в результате реализации им права на осуществление мест ного самоуправления и которое включает в себя всех граждан, проживаю щих в границах данного муниципального образования, принципиально от личается от объединений граждан, которые возникают на основе реализа ции гражданами права на объединения, права создавать общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации. Именно это обстоятельство, как представляется, не позволило Конституционному Суду РФ в определении от 19 марта 1997 г. признать органы местного само управления ни объединением граждан, ни представителями объединения граждан, в качестве которого (казалось бы) можно было рассматривать му ниципальное образование. Однако законодательное определение понятия «муниципальное образование» как «населенной территории, предусмот ренной федеральным законом»22 (а не объединения граждан) никак не да вало оснований для такого вывода.

Иное дело, когда пытаются ввести вопреки Конституции РФ, феде ральному закону об общих принципах организации местного самоуправле ния не только в научный оборот (что вполне допустимо в зависимости от целей исследования), но и в практику правового регулирования (прежде всего, на уровне субъектов РФ, муниципальных образований) понятие «ме стное сообщество» в качестве самостоятельного субъекта права наряду с населением, муниципальным образованием (признавая за этим субъектом даже права собственника муниципального имущества, что противоречит Гражданского кодексу РФ и закону об общих принципах организации ме стного самоуправления, ибо таким собственником является муниципальное образование). От понятия «местное сообщество» очень легко перейти к определению населения муниципального образования как территориаль ному коллективу, территориальному объединению граждан. Не составляет исключения в этом отношении и Конституционный Суд РФ, который дос таточно часто в своих решениях использует это понятие («местное сооб щество»). Представляется, что некритическое отношение к использованию при характеристике природы местного самоуправления понятия «местное Статья 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об общих принци пах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Право органов местного самоуправления… Фадеев В.И.

сообщество» явилось одним из тех обстоятельств, которые в целом и опре делили перемену в 2002 г. позиции Конституционного Суда РФ по вопросу о праве органов местного самоуправления обращаться в Конституционный Суд РФ (в сравнении с той, что была им сформулирована в определении от 17 марта 1997 г.). При этом удивляет то, что Конституционный Суд РФ пришел к прямо противоположной позиции, не рассматривая специально этот вопрос, когда, в свою очередь, имеется возможность обстоятельно и аргументировано обосновать вывод, новую правовую позицию по принци пиальному вопросу (казалось бы, что изменилось с 17 марта 1997 г.? – Конституция РФ осталась без изменений, федеральное законодательство о местном самоуправлении также не давало оснований для новой трактовки вопроса). При этом Конституционный Суд РФ не привел никаких обосно ваний, почему он отказывается от прежней своей позиции. Свою новую позицию Конституционный Суд РФ сформулировал буквально в двух предложениях. Видимо, это было связано с тем (как уже отмечалось), что дело, которое рассматривалось Конституционным Судом, не имело, строго говоря, прямого отношения к вопросу о том, вправе ли органы местного самоуправления обращаться в Конституционный Суд РФ. Хотя, конечно же, этот вопрос (даже в данных обстоятельствах) требовал более обстоя тельного рассмотрения.

В своем постановлении от 2 апреля 2002 г. № 7–П Конституцион ный Суд РФ, признавая «необходимость учета природы муниципальной власти как власти местного сообщества»23, приходит далее к выводу, что «в процедуре конституционного судопроизводства – в соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации в системном единстве с частью первой статьи 96 Федерального конституционного зако на “О Конституционном Суде Российской Федерации” – могут быть оспо рены и сами законы (федеральные и законы субъектов Российской Феде рации), примененные или подлежащие применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и объеди нений граждан. Как следует из данной конституционной нормы, при этом не исключается защита средствами конституционного правосудия прав муниципальных образований как территориальных объединений граждан, коллективно реализующих на основании Конституции Российской Феде рации право на осуществление местного самоуправления»24. Уже появи лась на основе этого вывода Конституционного Суда РФ и практика рас Возникает вопрос: насколько соответствует эта формула Конституции РФ и Федеральному закону (1995 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закон в ст. 2 определяет местное само управление «как выражение власти народа»)?

Собрание законодательства РФ. 2002. № 14. Ст. 1374.

2004 LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) № смотрения Конституционным Судом РФ обращений органов местного са моуправления. Так, 9 апреля 2003 г. Конституционный Суд РФ вынес оп ределение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Волгограда на нарушение конституционных прав и свобод положе ниями п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Рос сийской Федерации»25. В этом определении Конституционный Суд РФ, объясняя правомочность конституционной жалобы органа местного само управления, повторяет, по сути, дословно свою аргументацию, данную в постановлении от 2 апреля 2002 г. Основываясь на данных выводах Кон ституционного Суда РФ, авторы монографии «Защита прав местного само управления органами конституционного правосудия России» (т. 1), издан ной под редакцией Т.Г. Морщаковой в 2003 г., указывают, что таким обра зом Конституционный Суд РФ признал, что право на судебную защиту в конституционном судопроизводстве может быть использовано выборным должностным лицом, органами местного самоуправления, а также самими избирателями, что обращение в Конституционный Суд органов и должно стных лиц местного самоуправления осуществляется в целом в той же процедуре, что и обращения граждан26.

Представляется, что вывод Конституционного Суда РФ о таком расширительном толковании понятия «объединение граждан», которое ох ватывает своим содержанием не только добровольные объединения граж дан, но и население муниципального образования, т.е. граждан в силу их проживания на определенной территории, участвующих в соответствии с Конституцией РФ и законодательством о местном самоуправлении в осу ществлении местного самоуправления, лишает какой-либо правовой опре деленности содержание понятия «объединение граждан», которое исполь зуют Конституция РФ (ч. 2 ст. 15), Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ч. 1 ст. 96). Едва ли являлось оправданным и необходимым при рассмотрении дела, в котором перед Конституционным Судом РФ не стояла задача выяснить, может ли население рассматриваться как объединение граждан, обращаться к этому вопросу. Данная Конституционным Судом РФ трактовка понятия «объеди нения граждан» ставит перед законодателем целый ряд вопросов, которые Конституционный Суд РФ в силу особенностей своей компетенции в пол ной мере не может решить. Однако и законодатель не спешит их решать.

К этим вопросам относится, в частности, вопрос о том, какие орга ны местного самоуправления вправе обращаться в Конституционный Суд СПС «КонсультантПлюс».

См.: Защита прав местного самоуправления органами конституционного правосудия России / Под ред. Т.Г. Морщаковой. С. 34–35.

Право органов местного самоуправления… Фадеев В.И.

РФ. Как уже отмечалось, Конституционный Суд РФ, обосновывая свой вы вод, указал, что защита средствами конституционного правосудия прав муниципальных образований может осуществляться выборным должност ным лицом, органом местного самоуправления, а также избирателями (ви димо, это еще один субъект права на защиту наряду с гражданами и их объединениями). Как показывает практика, это может быть исполнитель но-распорядительный орган местного самоуправления (местная админист рация). Конституционный Суд РФ, опережая законодателя, это право уже признал за местной администрацией (в вышеназванном определении). Без условно, это право должно принадлежать и представительному органу ме стного самоуправления. Но ведь законодательство о местном самоуправле нии предусматривает возможность образования и иных выборных и фор мируемых другим путем органов местного самоуправления. При этом ор ганы местного самоуправления могут подразделяться также на коллеги альные и единоличные (например, глава муниципального образования).

Муниципальные образования могут образовывать контрольные органы, муниципальные избирательные комиссии, которые в соответствии с зако нодательством также являются органами местного самоуправления. Все ли эти органы вправе обращаться в Конституционный Суд РФ? Видимо те, кто вправе представлять интересы муниципального образования. Эти во просы надо решить законодательным путем, учитывая, что они уже по ставлены и отчасти решены Конституционным Судом РФ. Кроме того, на до иметь также в виду и новый закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г., который в ст. 41 устанавливает, что от имени муниципального образования выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с его уставом.

Авторы цитируемой монографии «Защита прав местного само управления органами конституционного правосудия России» дают сле дующие разъяснения по обсуждаемым вопросам. Они указывают, что пра во органа обращаться в суды от имени муниципального образования долж но быть указано в уставе последнего, что предметом оспаривания в Кон ституционном Суде органом местного самоуправления от имени муници пального образования может быть акт, нарушающий права муниципально го образования (т.е. должен быть выражен интерес не самого органа, а му ниципального образования как «территориального объединения граждан, коллективно реализующих на основании Конституции Российской Феде рации право на осуществление местного самоуправления»). По их мнению, обращение органов или должностных лиц местного самоуправления в Конституционный Суд возможно только при наличии предшествующего 2004 LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) № решения суда (или иного органа, применяющего закон, хотя предваритель ный судебный порядок все-таки предпочтителен), причем стороной в этом деле должен быть именно этот орган (должностное лицо)27. Соглашаясь в целом с данными разъяснениями, вместе с тем хотелось бы обратить вни мание на то, что ни в правовой позиции Конституционного Суда РФ, ни в выводах авторов указанной монографии не принимается во внимание, что муниципальное образование и население муниципального образования – это самостоятельные субъекты права (уже отмечалось, что права собствен ника муниципального имущества принадлежат муниципальному образова нию, а не населению). В связи с этим встает вопрос: органы местного са моуправления вправе обращаться в Конституционный Суд РФ в случае на рушения только прав муниципального образования или также и в случае нарушения прав населения муниципального образования?

Представляет интерес и вопрос о соответствующем праве органов территориального общественного самоуправления. Вывод Конституцион ного Суда РФ, как представляется, в большей степени (нежели примени тельно к органам местного самоуправления) отвечает природе данных ор ганов, которые действительно представляют добровольную самоорганиза цию граждан по месту их жительства (на части территории муниципально го образования) для осуществления собственных инициатив в решении во просов местного значения. Законодатель не должен их забыть, когда будет уточнять, какие органы, представляющие объединения граждан, вправе обращаться в Конституционный Суд РФ.

Более сложным является вопрос о том, распространяется ли вывод Конституционного Суда РФ на союзы и ассоциации муниципальных обра зований, которые также могут рассматриваться как представители населе ния (по терминологии Конституционного Суда РФ – территориальных объединений граждан) городских и сельских поселений, других террито рий, осуществляющего местное самоуправление. (Тем более что данные союзы и ассоциации одной из своих задач имеют выражение и защиту об щих интересов муниципальных образований.) Правда, в данном случае речь идет о защите общих интересов муниципальных образований субъек та РФ, а также муниципальных образований Российской Федерации. Мож но ли на эти объединения муниципальных образований распространять вывод Конституционного Суда о том, что муниципальное образование – это территориальный коллектив, чьи права могут быть защищены его представителями посредством конституционного судопроизводства?

См.: Защита прав местного самоуправления органами конституционного правосудия России / Под ред. Т.Г. Морщаковой. С. 35.

Право органов местного самоуправления… Фадеев В.И.

Представляет интерес также вопрос о том, какое решение принял бы Конституционный Суд РФ, если бы к нему обратился с конституцион ной жалобой местный орган государственной власти административно территориальной единицы, население которой также можно определить как территориальное объединение граждан (Конституционный Суд РФ не однократно признавал возможность формирования подобных органов го сударственной власти, включая и представительные органы государствен ной власти, на территории субъектов РФ;

в некоторых субъектах РФ они имеются). Видимо, было бы логично признать и за данными органами вла сти право на обращение в Конституционный Суд РФ. Таким образом, ре шение, принятое 2 апреля 2002 г. Конституционным Судом РФ, нуждается в законодательном развитии и конкретизации. К сожалению, законодатель пока не проявил интерес к данному решению и его правовым последстви ям. Возможно, все-таки соответствующие дополнения появятся в законо дательстве о местном самоуправлении.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. Москва: Проспект, с.

2 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 11 Введение 12 Список сокращений 14 РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно-правовые институты Конституционно-правовые отношения, их особенности и виды Источники конституционного права Система отрасли конституционного права Конституционно-правовая ответственность Место и роль конституционного права в системе российского права 45 Контрольные вопросы 47 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 48 ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА 1. Понятие, предмет и система науки конституционного права Источники и методология науки конституционного права Основные этапы становления и развития науки государственного (конституционного) права России Конституционное право как учебная дисциплина 56 Контрольные вопросы 57 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 57 ГЛАВА 3. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ 1- Понятие и сущность конституции Основные этапы развития Конституции Российской Федерации Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г Юридические свойства и основные черты Конституции Российской Федерации Структура Конституции Российской Федерации Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок 70

3 7. Толкование Конституции Российской Федерации Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации 76 Контрольные вопросы 79 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 79 РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА 4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСНОВЫ 1. Понятие конституционного строя и его основ Человек, его права и свободы высшая конституционная ценность 86 Контрольные вопросы 89 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 89 ГЛАВА 5. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 1. Российская Федерация демократическое государство Россия федеративное государство Российская Федерация правовое государство Принцип разделения властей конституционная основа осуществления государственной власти Российская Федерация социальное государство Российская Федерация светское государство Республиканская форма правления Суверенитет Российской Федерации 126 Контрольные вопросы 133 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 133 ГЛАВА 6. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАРОДОВЛАСТИЯ 1. Многонациональный народ Российской Федерации носитель суверенитета и единственный источник власти Формы народовластия Референдум и свободные выборы высшее непосредственное выражение власти народа Местное самоуправление в системе народовластия 147 Контрольные вопросы 150 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 151

4 ГЛАВА 7. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ДУХОВНО- КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1. Конституционные основы общественно-политических отношений Конституционные основы социально-экономических отношений Конституционные основы духовно-культурных отношений 169 Контрольные вопросы 175 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 175 РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ ГЛАВА 8. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 1. Понятие основ правового статуса личности Принципы правового статуса личности Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве Российской Федерации 186 Контрольные вопросы 190 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 190 ГЛАВА 9. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Становление и развитие института гражданства Российской Федерации Понятие и принципы гражданства Российской Федерации Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации Порядок изменения гражданства детей и недееспособных лиц. Гражданство детей при усыновлении Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации 208 Контрольные вопросы 210 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 210

5 ГЛАВА 10. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И ИНЫХ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПРАВОВОГО СТАТУСА 1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев Предоставление политического убежища Правовой статус соотечественников 221 Контрольные вопросы 224 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 224 ГЛАВА 11. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1. Понятие, юридическая природа и классификация конституционных прав и свобод Личные (гражданские) права и свободы Политические права и свободы Экономические, социальные и культурные права и свободы Основные обязанности 249 Контрольные вопросы 251 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 252 ГЛАВА 12. СИСТЕМА ГАРАНТИЙ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1. Понятие гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина Государственные и муниципальные гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в России Общественные гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина Международные гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина Право граждан на самозащиту Ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина 272 Контрольные вопросы 275 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 275 РАЗДЕЛ 4. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ ГЛАВА 13. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ 1. Основные этапы становления и развития федеративного устройства России 278

6 2 Конституционно-правовой статус Российской Федерации Конституционно-правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Конституционно-правовые основы участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях Конституционно-правовые основы национальной и региональной политики в Российской Федерации Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении конституционных основ федеративного устройства России 298 Контрольные вопросы 302 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 302 ГЛАВА 14. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Конституционно-правовое регулирование статуса субъектов Российской Федерации: Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации Формы межрегионального сотрудничества и взаимодействия в Российской Федерации 313 Контрольные вопросы 315 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 316 РАЗДЕЛ 5. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ГЛАВА 15. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 1. Понятие и признаки государственного органа. Органы государственной власти и государственные органы, не являющиеся органами государственной власти Система органов государственной власти 323 Контрольные вопросы 326 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 326 ГЛАВА 16. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Выборы в Российской Федерации: понятие, виды и правовое регулирование 327» 2. Понятие избирательного права 330

7 3. Избирательная система: понятие и виды Принципы проведения выборов в Российской Федерации Понятие, участники и основные стадии избирательного процесса. Финансирование выборов Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушение законодательства о выборах 347 Контрольные вопросы 349 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 350 ГЛАВА 17. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Президент Российской Федерации в системе органов государственной власти Порядок выборов и вступление в должность Президента Российской Федерации Полномочия Президента Российской Федерации Правовые акты Президента РФ Администрация Президента РФ. Совещательные и консультативные органы при Президенте РФ Основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом Российской Федерации Гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи 387 Контрольные вопросы 388 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 389 ГЛАВА 18. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Конституционно-правовое регулирование статуса Федерального Собрания и его палат. Регламенты палат Федеральное Собрание парламент Российской Федерации Структура и порядок формирования палат Федерального Собрания Структура Федерального Собрания Порядок формирования Совета Федерации Порядок формирования Государственной Думы Вопросы ведения Совета Федерации. Акты Совета Федерации Вопросы ведения Государственной Думы. Акты Государственной Думы Роспуск Государственной Думы Внутреннее устройство и органы палат Федерального Собрания Внутреннее устройство и органы Совета Федерации Внутреннее устройство и органы Государственной Думы Общий порядок работы палат Федерального Собрания Общий порядок работы Совета Федерации Общий порядок работы Государственной Думы 433

8 с о Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной 9 Думы Парламентский контроль Законодательный процесс 448 Контрольные вопросы 463 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 463 ГЛАВА 19. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Правительство Российской Федерации высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Состав Правительства Российской Федерации, порядок его формирования и срок полномочий Полномочия Правительства Российской Федерации Организация деятельности Правительства Российской Федерации Акты Правительства Российской Федерации 479 Контрольные вопросы 482 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 482 ГЛАВА 20. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 1. Общая характеристика и функции судебной власти Судебная система Российской Федерации Конституционные принципы правосудия Конституционно-правовой статус судьи Органы судейского сообщества 499 Контрольные вопросы 500 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 500 ГЛАВА 21. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Конституционный Суд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации Состав, порядок формирования и срок полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации Организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации Правила производства в Конституционном Суде Российской Федерации Решения Конституционного Суда Российской Федерации. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации 520 Контрольные вопросы 525 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 526

9 ГЛАВА 22. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Место прокуратуры в системе государственных органов Функции прокуратуры Система и организация прокуратуры 531 Контрольные вопросы 534 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 534 ГЛАВА 23. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Конституционно-правовая регламентация системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации Временное осуществление федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации Обеспечение законности в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации 557 Контрольные вопросы 561 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 562 ГЛАВА 24. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 1. Местное самоуправление первичный уровень власти в государстве Общие принципы организации местного самоуправления и его функции Муниципальные образования: понятие и виды Органы и должностные лица местного самоуправления 572 Контрольные вопросы 576 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 577 Заключение 578


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО» 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли публичного права. 2. Конституционно-правовые нормы: понятие и особенности. 3.

СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Раздел первый КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Глава I. Общая характеристика конституционного права Российской Федерации как

Вопросы к экзамену по дисциплине КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Часть первая 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. 2. Нормы конституционного права: понятие, классификация. 3. Конституционно-правовые

1 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ I ДНЕВНОГО, II КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ

Примерная тематика для курсовых работ по дисциплине «Конституционное право» Тема 1 ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 1. Введение 2. Понятие и виды законов. 3. Федеральный конституционный

НАПРАВЛЕНИЮ 40.09.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ и метод. ПРАВО» Вопросы по дисциплине Конституционное право, Муниципальное право 1. Конституционное (государственное)

Перечень вопросов для подготовки к итоговому государственному экзамену по дисциплине «Теория государства и права» 1. Понятие, предмет и функции науки теории государства и права. 2. Методология теории государства

1 ПРОГРАММА кандидатского экзамена по специальности 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» РАЗДЕЛ I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 1. Конституционное право в системе

УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе С.В. Чупров 30 «мая» 2016 г. Аннотация рабочей программы дисциплины Конституционное и муниципальное право Цели освоения дисциплины Место дисциплины в учебном плане

УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры Теории и истории государства и права От «06» июня 2012 г., протокол 6 Зав. каф. И.Ю. Остапович Экзаменационные вопросы по Конституционному праву Для ДО. 1. Понятие и роль

ЧОУ ВО «ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» Направление подготовки 40.04.01 (030900) Юриспруденция (степень магистр) ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ по курсу «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» 1. Предмет теории

2 3. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Конституционное право.. Область применения рабочей программы. Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное право» является частью основной

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В АСПИРАНТУРУ ПО

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ дисциплины ОПД.Ф.5. «Конституционное (государственное) право России» (с дополнениями и изменениями)

Предисловие Раздел I. Основы теории конституционного права Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права 1. Понятие и роль 2. Предмет 3. Конституционное право или государственное

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «БАЙКАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» УТВЕРЖДАЮ Директор НОУ СПО «БТПП» И.В.Щепелина 013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств «Конституционное право» Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки 40.03.01

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

1. Пояснительная записка Программа предназначена для поступающих в аспирантуру ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по специальности 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный

Вопросы к государственному экзамену по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) на 2017-2018 учебный год (государственно-правовой профиль) 1. Предмет теории государства и

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ОДОБРЕНО решением Ученого совета (протокол 9 от 26.05.2014) УТВЕРЖДЕНО приказом ректора 08/07

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Кафедра теории и истории государства и права, конституционного права ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Настоящий учебник, представляющий собой четвертое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Рабочая программа дисциплины ОПД.В 2.2 Конституционное право (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУ- ДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС;

Утверждены на заседании кафедры конституционного, административного и муниципального права 2016г. и.о. зав. кафедрой КАиМП ст. пр. Малярчук О. А. Кафедра конституционного, административного и муниципального

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Конституционное право».. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» БУИНСКИЙ ФИЛИАЛ ОДОБРЕНО на заседании кафедры управления персоналом (протокол 4 от 19.12.2014 г.) УТВЕРЖДЕНО приказом

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Для освоения дисциплины предусмотрены различные виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся и т.д. С целью упрощения блока методического сопровождения

Настоящее практическое руководство посвящено раскрытию ключевых вопросов конституционного (государственного) права Российской Федерации как самостоятельной отрасли и комплексной сферы юридического научного

Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ» Кафедра «Теории и истории государства и права» Бекетов В.А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Рабочая программа

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ: 1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права. 2. Соотношение конституционного права с другими отраслями права. 3. Конституционно-правовые

ОДОБРЕНА Отделением специальностей 080114 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям» и 03091 «Право и организация социального обеспечения» протокол от 01г. Заведующий отделением / Г.К.Прибыткова / СОГЛАСОВАНА

СОДЕРЖАНИЕ стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 стр. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя» (РИЗП) РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин протокол 9 от

Кафедра публичного права. Примерная тематика дипломных работ 2013-2014 г.г. (бакалавров). Дисциплина. Тематика дипломных работ. 1. Административное право 1. Реализация принципа разделения властей в государственном

Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО К АК ОТРАСЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО П РАВА, КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА...3 1.1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права... Л 1.2. Место

Конституционное право России Список вопросов к экзамену 1. Конституционное право России как наука. 2. Территория Российской Федерации: понятие, состав, правовое закрепление. 3. Территория субъектов РФ:

ВОПРОСЫ к кандидатскому экзамену по специальности 12.00.02 - конституционное право; конституционный процесс; муниципальное право 1. Конституционное право 1. Понятие, предмет и метод конституционного права

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Государственного и муниципального управления» Методические

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО РОССИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» (Университет «Дубна») Филиал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Юридический колледж при юридическом институте

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Конституционное право» п/п 1 Контролируемые разделы (темы) дисциплины Тема 1. Общая характеристика конституционного права РФ Код контролируемой компетенции

3 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 1.1 Область применения программы 4 1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы 4 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины

3 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 1.1 Область применения программы 4 1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы подготовки специалистов среднего звена

Министерство образования и науки РФ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г. Армавире

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕРСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Автономная некоммерческая образовательная организация Профессионального образования «Санкт-Петербургский полицейский колледж» ИНН 780115738 7-я Красноармейская, д. 6 лит. «Б», Санкт-Петербург, 190005 Тел./факс:

Темы дипломных работ по дисциплинам кафедры Конституционного права УрГЮА Конституционное право Российской Федерации 1. Акты Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА С.М. Шахрай КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учебник для академического бакалавриата и магистратуры 4-е издание, измененное и дополненное

1 ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ ИМ. А.С. ГРИБОЕДОВА Кафедра государственного и административного права ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 12.00.02 КОНСТИТУЦИОННОЕ

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030900.68 Юриспруденция Новосибирск ВВЕДЕНИЕ Вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на направление

НАН ЧОУ ВО АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИМСИТ, г. Краснодар АННОТАЦИЯ Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» Направленность (профиль)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)» СОГЛАСОВАНО: Выпускающая кафедра

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и научной работе О.И. Чердаков января 0 года ФАКУЛЬТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» СК РГУТИС МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

Министерство образования Тульской области государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ

1.Аннотация В данной программе представлены вопросы по темам направленности программы (профиля): «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право». Конституционное право занимает

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Кафедра государственного и муниципального управления Аннотация к рабочей программе по дисциплине Гражданское право

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ По направлению подготовки 40.06.01. Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации) ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 12.00.02

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (КемГУ)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх