Форма правления понятие и виды тгп. Формы государства: понятие и основные элементы. Современные формы монархий

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Из серии: Завтра экзамен!

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права (А. В. Попова, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Тема 7. Формы государства

7.1. Понятие и элементы формы государства

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Форма государства – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т. п.

Элементы формы государства:

Форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

Форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его отдельными территориальными единицами; по форме государственного устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства);

Политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

7.2. Форма государственного правления

Форма государственного правления это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

По форме правления государства разделяются на монархии, республики и смешанные формы.

Монархии

Монархия (от греч. «единовластие») – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы – монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.).

Признаки , характерные абсолютно для всех монархий:

1) власть монарха наследственна и передается в установленном законом порядке;

2) власть монарха не ограничена сроками полномочий;

3) монарх обладает внешними атрибутами власти, он имеет право на трон, мантию, корону, скипетр, державу и титул. (Держава – знак того, что монарх держит все нити управления своей страной; титул – в Свазиленде, например, монарх именуется «Король-лев»);

4) монарх не несет ответственности перед народом.

Виды монархий. Исторические: древневосточная; древнеримская; феодальная (средневековая).

Современные формы монархий.

1. Абсолютная монархия – вся полнота исполнительной, законодательной, судебной власти принадлежит монарху; если в стране есть парламент, то парламентариев назначает монарх, если есть правительство, зачастую его членами являются родственники. Страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Оман, Бруней. Монарху принадлежит все национальное богатство – например, по законодательству Брунея.

2. Дуалистическая монархия – два органа государственной власти противостоят друг другу: монарх и парламент. Монарху принадлежит вся исполнительная и судебная власть, он же имеет право абсолютного вето на все законопроекты парламента. По конституции парламенту принадлежит только законодательная власть, контрольных полномочий он не осуществляет. Эту позицию считают неустойчивой. Страны: Иордания, Свазиленд, Тонга.

3. Конституционная, ограниченная, парламентская монархия – под многочисленными терминами понимается одно и то же явление. Характерные признаки развитых монархий:

Парламенту принадлежит законодательная власть, правительству – исполнительная, верховному суду и всем нижестоящим судам – судебная, монарх является в этих странах только главой государства;

Правительство в этих странах формируется на базе парламентского большинства. Лидеру победившей партии дается право сформировать правительство;

Монарх обладает чисто формальными, номинальными полномочиями.

Таких монархий очень много, на Земле их 1/3 от всех монархий. Страны: Япония, Кампучия, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Люксембург, Монако, Великобритания.

Республики

Республика (от лат. res publica – «общественное дело») – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки всех республик:

1) выборность главы государства – президента;

2) срок полномочий президента ограничен конституцией;

3) президент является обычным государственным служащим, за свою деятельность он получает зарплату. Так, например, президент США получает $200 000 в год;

4) президент несет за свою деятельность уголовную или политическую ответственность.

Виды республик. Исторические: афинская демократическая республика (V–IV вв. до н. э.); спартанская аристократическая республика (V–IV вв. до н. э.); римская аристократическая республика (V–II вв. до н. э.); города-республики (феодальные республики).

Современные формы республик.

1. Президентская республика – возникла в США, установилась практически во всех странах Африки, а также в Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Боливии, Сирии и др. Признаки:

Президент избирается всем народом или особой коллегией выборщиков, но обязательно независимо от парламента;

Президенты в республиках являются и главами государств, и главами исполнительной власти;

Президент обладает исключительно широкими полномочиями;

В этих республиках весь государственный механизм строится на принципе жесткого разделения властей, и президенты не имеют никаких полномочий над парламентом, не имеют права вмешиваться в его деятельность. Действует только система сдержек и противовесов. Президент несет только уголовную ответственность в порядке импичмента;

Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и учреждения бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от лат. veto – «запрет») на решения законодательного органа.

2. Парламентская республика (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль, Венгрия, Индия, Чехия, Словакия, Эстония и др.). Признаки:

Глава государства избирается парламентом или при его решающем участии. (Парламентом глава государства избирается в Турции, Израиле, государства на территории Ливонии, при решающем участии – в Италии, Сингапуре и т. д.);

Президент является только главой государства, к правительству он никакого отношения не имеет;

Президент обладает только номинальными полномочиями. Фактически его полномочия исполняет глава правительства;

Как правило, президент несет только политическую ответственность, то есть парламент может выразить только вотум недоверия. Судить президента не за что, так как у него немного государственных полномочий, а если он кого-то ограбит, его осудят как обычного гражданина.

3. Смешанная форма правления (Франция). Присутствуют признаки как президентской, так и парламентской республики. Парламент и президент в той или иной пропорции делят контроль и ответственность за работу правительства.

4. Суперпрезидентская республика . Основной чертой является гипертрофированная и по существу неконтролируемая президентская власть.

5. Республика Советов – разновидность социалистической формы государственного правления. Различают три разновидности этой формы: Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые в идеале выступают как государственные формы диктатуры пролетариата. На современном этапе сохранилась в КНР, Кубе, Северной Корее.

Признаки республики Советов:

Ведущая роль принадлежит представительным органам;

Сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет власти распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;

Высшие и местные органы власти построены по принципу демократического централизма;

Законодательная и исполнительная власть объединены в лице представительных учреждений;

Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

6. Теократическая республика (Иран). Светская власть подчинена духовной. Правотворчество определяется соответствием правовых норм религиозным нормам и источникам права, признанным в данной стране, прежде всего Корану.

Отдельно выделяются смешанные формы правления , например Объединенные Арабские Эмираты – это федерация, со своими субъектами – эмиратами, во главе каждого из которых стоит абсолютный монарх – эмир. Эмиры каждые 5 лет собираются на съезд и избирают верховного эмира. Таким образом, в этой форме правления сочетаются признаки абсолютной монархии и принципы выборности и ограничения правления сроком в 5 лет, есть возможность выразить вотум недоверия.

7.3. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах. С точки зрения государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные .

Унитарное государство – это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают .

Признаки унитарного государства:

1) единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию на все территориальные единицы;

2) административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам. Местные органы обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным . Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство централизованное (в Финляндии, Чехии – местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом страны). В децентрализованном унитарном государстве местные органы избираются населением (Испания). Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации (Франция);

3) единое гражданство;

4) складывается единая система права, основа которой – единственная Конституция;

5) единая судебная система;

6) одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы;

7) межгосударственные сношения осуществляют центральные органы;

8) единые вооруженные силы.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности нации, допускает национальную автономию. В Великобритании созданы автономные образования Шотландия, Северная Ирландия (Ольстер), Уэльс; они имеют собственное законодательство, свою систему судебной власти, местное самоуправление и церковь. Кроме того, автономии могут быть административными, построенными сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая), и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).

В Испании все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями, что дает основание выделить отдельный вид унитарного государства – региональное.

Федеративное государство – это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства. Таких государств примерно 1/3 в мире.

Признаки федеративного государства.

1. Административно-территориальное устройство федераций может строиться по географическому, экономическому, национальному и политическому принципам. Принято различать национальные, территориальные и национально-территориальные федерации. Национальные федерации (Чехия, СССР) наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:

а) субъектами федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) национальные образования по сути обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть, независимую судебную систему;

в) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

г) правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.

Территориальная федерация (США, Бразилия) характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов:

а) субъекты федерации не являются государствами, так как их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектами определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов;

б) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях;

в) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют права в мирное время создавать профессиональные вооруженные формирования.

Национально-территориальная федерация – часть субъектов таких федераций создается по территориальному принципу.

2. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру.

3. В федеративных государствах действуют как федеральная Конституция, так и конституции субъектов федерации.

4. Действует двойная система права: федеральная и субъектов федерации.

5. Гражданин субъекта федерации является одновременно и гражданином федерации в целом.

6. Двуканальная система налогов.

7. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции в виде исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации.

8. Национальность определяется только по принципу гражданства, поэтому в США есть одна национальность – американцы; в некоторых федерациях каждый гражданин вправе самостоятельно определять свою национальность (Россия).

9. В классической федерации суверенитетом обладает только федерация в целом. Единство государственной власти означает, что она принадлежит одному субъекту власти – народу.

10. Ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).

Добровольные и насильственные международно-государственные объединения . Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих целей. Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся следующие.

Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. В них создаются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации – полностью суверенные государства. Конфедерация не обладает суверенитетом, поскольку отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В ее рамках могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего характера. Исполнительные органы носят коллегиальный характер. Нормы права становятся обязательными, если они публикуются каждым государством, входящим в состав конфедерации. Вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием. Международная политика проводится совместно.

Содружество – объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества независимых государств (СНГ)); языковым единством (Британское содружество наций); общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских стран). Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность осуществляется в форме нормативных актов, например модельный Уголовный кодекс стран СНГ.

Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В Европейском сообществе целью является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него. Для этого упрощены таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже введена единая валюта – евро. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

Ассоциация – объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающих среды, рациональное использование природных ресурсов и др.). Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

Союзы – объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы насильственного объединения государств – империи, протектораты и пр. Так, империями являются государственные образования, отличительные особенности которых – обширная территория, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией.

7.4. Политический режим

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения в сущности государства данного типа прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Признаки политического режима:

Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы и приемы системы ее формирования;

Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

Гарантия прав и свобод личности;

Характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

Степень реализации политической власти непосредственно народом;

Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

Характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

Характер политического лидерства;

Учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

Степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

Политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

Мера политического плюрализма, в том числе многопартий ности;

Существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая высших.

Все режимы подразделяются на демократические и недемократические.

Признаки демократического режима.

1. Население участвует в осуществлении государственной власти путем использования прямой демократии (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы).

2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.

3. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность.

4. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса.

5. Во всех сферах общественной жизни господствует закон.

6. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина.

7. Политический плюрализм, в том числе многопартийность.

8. Разделение властей.

9. Высокий культурный уровень людей, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Демократические режимы подразделяются на буржуазно-демократический, социально-демократический, патриархально-демократический, либерально-демократический.

Признаки буржуазно-демократических режимов.

1. Верховенство конституции и парламента.

2. Многопартийная система (сосуществование различных и, главным образом, оппозиционных партий).

3. Многообразие форм собственности (ведущая – частная).

4. Внедрение системы разделения властей в государственный механизм в целом.

5. Наличие в конституции разветвленной системы демократических прав и свобод.

6. Плюрализм идеологии и выражения мнений.

Признаки социально-демократического режима такие же, как у буржуазно-демократического, отличие одно, но существенное: основной упор делается на социальную защиту личности, реализацию масштабных социальных программ; в чистом виде этот режим существует только в Швеции.

Патриархально-демократический режим (Кувейт, Бруней, Свазиленд, Бутан) – в качестве источников права в основном выступают обычаи и традиции.

Либерально-демократический режим – слабо прогрессивный. Либеральные ценности – это защита прав человека, приоритет общечеловеческих ценностей, интеграция с миром. Во главе государства с таким политическим режимом стоит интеллигенция и проводит прогрессивные преобразования, но нет материальных и финансовых средств для реализации национальных интересов. Такой политический режим существует в Намибии, Индии.

Недемократические политические режимы : тоталитарный, авторитарный, фашизм . Главное отличие недемократических режимов от демократических заключается в том, что наблюдается абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной.

Термин «тоталитаризм» в буквальном смысле означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа). Его признаки следующие.

1. В процессе становления режима изменяется природа закона, который рассматривается как форма выражения насилия. Расширению властного воздействия способствовует создание громадного государственного аппарата. Власть узурпируется либо одним лицом, либо небольшой группой лиц.

2. Унификация и идеологизация общественной жизни. Отсутствуют независимые общественные организации – детские, юношеские, взрослые.

3. Государственно-бюрократическая монополия в экономике: отсутствие частной собственности приводит к тому, что государство является единственным работодателем.

4. Декларативность и ограниченность прав и свобод гражданина. Тоталитаризм основан на этатизме, источником прав и свобод является государство, которое дарует права и свободы в соответствии со своими целями.

5. Насилие и террор как средства контроля.

6. Изоляция от внешнего мира.

Тоталитарный режим подразделяется на следующие виды.

Тирания – власть принадлежит одному человеку, который сам создает законы, но им не подчиняется. Значимую роль играют армия и карательный аппарат.

Диктатура – власть в государстве принадлежит определенному сословию или классу, все остальные слои общества объявляются враждебными, законность подменяется целесообразностью. Примерами являются диктатура пролетариата, Якобинская диктатура, Парижская коммуна.

Военная диктатура – во главе государства стоят высшие командные чины и вся экономика подчинена развитию военного комплекса. Такие режимы существовали в Японии, Греции.

Хунта (Чили) – во главе государства стоят военные, но правительство создается из остальных слоев общества (либеральное правительство).

Культ личности – крайняя степень тоталитаризма; проводится геноцид собственного народа, сочетание репрессивных методов, гонение инакомыслящих. Такие режимы существовали в СССР (Сталин), Китай (Мао Цзэдун), Югославия (Броз Тито), Туркмения (Сапармурат Атаевич Ниязов) и др.

Расистский политический режим – во главе государства стоят представители одной расы или нации. Согласно идеологии расизма, ведется борьба рас, пока высшая не победит низшую. Общество поделено на определенные расовые группы.

Теократический (религиозный режим) представляет серьезную угрозу для собственного народа и других народов и стран. Глава государства одновременно является главой церкви (король в Саудовской Аравии). Государственная религия только одна, остальные запрещены под угрозой смертной казни (Афганистан, Иран). Источниками конституционного права выступают священные писания и предания (Коран, Сунна, Веды, Библия, Тора). Роль судебного права (в широком смысле) выполняет каноническое право. Создаются специальные религиозные суды, религиозные духовные карательные органы.

Фашизм – режим, при котором государственной идеологией является крайний национализм, проявляющийся в том, что государство решило заботиться о процветании своей нации за счет уничтожения и порабощения других государств. Следствием являлся геноцид против цыган, евреев, славян, которые подлежали физическому уничтожению. Репрессии направлены не внутрь страны, как при культе личности, а против других стран и народов. Во главе государства – вождь (фюрер, дуче и т. д.), имеется партийная система (исключение – Япония во время Второй мировой войны). В фашистских государствах полностью сливаются партийный и государственный аппарат. Роль представительных органов власти сводится на нет. Всю власть осуществляет вождь и его аппарат. Вводится упрощенная процедура судопроизводства, то есть принуждение осуществляет не постоянный суд, а чрезвычайные органы.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления и разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета; Азербайджан, Буркина-Фасо, Гвинея, Зимбабве, Иордания, Ирак, Йемен, Камерун, Кения, Лаос, Малайзия и др. – в наши дни). Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим. Его признаки следующие.

1. В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отстранении народа от реальных рычагов государственной власти.

2. Игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительнораспорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями).

3. Суд выступает вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции.

4. Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц.

5. В качестве методов государственного управления доминируют командные и административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти.

6. Сохраняется частичная цензура, нет полного контроля над всеми сферами общественной жизни, как при тоталитарном политическом режиме.

7. Отсутствует единая идеология.

8. Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности.

9. Права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере).

10. Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью.

11. Силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях.

12. Лидер обладает сильной властью, но в отличие от тоталитарного режима не является харизматическим.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

5.1 Форма правления государства

Форма правления государства

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую .

«Монархия» в переводе с греческого языка означает «единовластие», «единодержавие ». Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:

1) наличие единоличного правителя;

2) династическое наследование власти;

3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;

4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.

Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам. Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии. Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая . Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в Средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя иногда к ним относят Бутан, Иорданию, Кувейт и Марокко.

Другая разновидность ограниченной монархии - парламентарная , или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям и выполняет в современном обществе интегративную и стабилизирующую роль. Показателен в данном отношении пример Испании, где после 40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

1) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

2) правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма;

3) исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом;

4) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой правительства становится лидер этой партии;

5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без такой подписи указы монарха не имеют юридической силы. Правительство или министр, подписавшие указ монарха, берут на себя ответственность за исполнение указа. Монарх может отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь, правительство может предложить монарху в определенных законом случаях распустить парламент и назначить новые выборы.

Но не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентарной монархии, доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета , или министериализма .

Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие черты:

1) верховная власть осуществляется выборными органами;

2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;

3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);

4) использование институтов демократии в разнообразных формах;

5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.

В настоящее время республиканская форма правления - самая распространенная в мире. Различают две основные разновидности республиканской формы правления - президентскую и парламентарную республики.

Президентская республика имеет особенности:

1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;

2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа;

3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. К президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.

Главная особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. К другим особенностям этой разновидности республики относятся:

1) верховная власть принадлежит парламенту;

2) президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом;

3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;

4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.

Парламентарная республика характеризуется сильной законодательной властью и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентарной республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. В настоящее время парламентарными республиками являются Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия и др.

Президентская и парламентарная республики имеют как свои достоинства, так и недостатки.

К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Основной же недостаток президентской республики - чрезмерная концентрация власти в руках одного лица - президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентарная республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом - парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х годов правительство менялось почти ежегодно.

Во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик. Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики - повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария и др.).

Вместе с тем некоторые республики превращаются в «монархические». Это те, в которых президент занимает свой пост пожизненно, например КНДР.

В условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские республики. Чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии она просуществовала более десяти лет. Здесь устанавливается военное правление: верховная власть опирается на армию.

Поиски наилучшей формы правления в государстве велись с давних времен. Однако идеальная модель, пригодная абсолютно для всех государств, вряд ли существует. Русский философ и юрист И. А. Ильин (1883–1954) писал по этому поводу: «Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным». Что касается современной России, то по форме правления она представляет собой президентскую республику с сильной исполнительной властью . Это подтверждается, во-первых, увеличением срока президентских полномочий с четырех до шести лет; во-вторых, главы регионов ныне не избираются непосредственно населением путем прямых выборов, а назначаются парламентами субъектов Федерации по представлению Президента РФ; в-третьих, он же назначает всех руководителей в системе МВД РФ, а также в системе регионов.

Наличие сильной исполнительной власти подтверждается полномочиями главы Правительства РФ, который:

1) руководит Правительством РФ и организует его работу;

2) обеспечивает функционирование системы федеральных органов исполнительной власти;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в масштабе страны.

В настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются модели организации высших органов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. В современном мире появляются выборные монархи (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) и вместе с тем пожизненные президенты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства 1. Понятие формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

9. Форма правления в зарубежных странах Понятие «форма правления» подразумевает метод внешнего выражения внутреннего содержания государства, которое определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти.Существуют три формы

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

51. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления в странах Латинской Америки В системе государственного управления современных стран Латинской Америки ведущая роль управления принадлежит президенту и правительству, которое традиционно

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

9. Форма правления в зарубежных странах Форма правления – внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.Выделяют две формы правления: монархия и республика.Монархия представляет собой

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

79. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления В системе высших органов государственной власти латиноамериканских стран ведущая роль традиционно принадлежит президенту и возглавляемому им правительству.Форма правления выходит за рамки обычной

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

83. Республиканская форма правления Республиканская форма правления в арабском мире возникла в результате различных процессов:– в ходе колонизации (Алжир, Ливан, Сирия, Судан, Мавритания);– в ходе национально-освободительного движения, в ходе завоевания политического

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления 1. Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и члены его правления

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Глава 5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА Любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы. Категория формы государства раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

5.1 Форма правления государства Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;взаимоотношения высших органов власти друг с

Из книги автора

§ 2. Форма правления Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим

Из книги автора

§ 8. Форма правления в Российском государстве При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или

Из книги автора

1.4. Форма государства Форма государства: общая характеристика Форма государства – это единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.Первые два являются юридическими понятиями. Форма правления отвечает

Из книги автора

Форма правления: понятие и виды Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.Неверно сводить это понятие только лишь к процедуре замещения поста главы государства

Из книги автора

4. Формы государства, основные форма правления Форма государства – это система организации государственной власти, действующая в совокупности.Элементы:1) форма правления (система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности,

Из книги автора

§ 9.1. Форма правления Под формой правления понимается такая организация государства, точнее, государственной власти, которая включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в

Тема: Форма государства

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

Студент должен:

знать:

Понятие формы государства и ее составляющих;

Признаки:

абсолютной, парламентской и дуалистической монархии;

парламентской, президентской и смешанной республик;

унитарного государства, федерации и конфедерации;

уметь:

Раскрывать содержание понятий темы, составляющих систему государственной власти, приводить соответствующие примеры.

воспитательные - способствовать воспитанию:

Профессионализма,

Чувства ответственности за порученное дело,

Самостоятельности,

Уважения друг к другу,

Дисциплинированности

развивающие :

Развивать интерес студентов к особенностям современных концепций юристов по вопросу о сущности правления, государственного и национально-территориального устройства, политического режима стран мира

Сформировать умение анализировать государства с позиции определения их формы

Обеспечение занятия:

Схема: «Форма государства»

Карточки с примерами государств с различными формами правления

Структура урока:

1.Организационный момент.

2. Индивидуальный опрос студентов.

3. Объяснение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов занятия.

7. Домашнее задание.

План занятия:

    Форма государства и ее элементы. Соотношение типа и формы государства

    Формы правления

    Формы государственного устройства

    Политический режим

I . Форма государства – это способ организации государственной власти, включающий в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» отвечает на вопросы: кто и как правит в государстве, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано с государством через различные политические образования, как осуществляется политическая власть.

Иными словами, форма государства – это его строение, на которое оказывают влияние социально-экономические, климатические, национальные, исторические, религиозные и иные факторы.

Форма правления – это организация верховной власти в государстве и порядок ее образования.

Форма правления дает ответы на вопросы: как формируются высшие органы государственной власти; какова их структура; каков срок полномочия государственных органов; каков характер взаимоотношений между гос. властью и населением?

К верховной власти относят главу государства, законодательный орган, правительство. По форме правления государства делятся на монархии и республики.

Форма государственного устройства – это способ территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями и центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их статус и взаимоотношение с центром.

Политический режим – это совокупность способов осуществления государственной власти.

Часто в рамках одного исторического типа встречаются разные формы государства. Например, для рабовладельческого типа характерны монархии (Египет, Вавилон) и республики (Римская республика, Афинское государство). Для феодального типа характерны монархии (сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Новгород, Псков, Венеция). Для буржуазного типа - демократические республики и конституционные монархии.

С другой стороны, государства некоторых исторических типов имеют формы, присущие только им. Например, сословно-представительная монархия существовала лишь в феодальных государствах, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны лишь буржуазному типу государства.

Следовательно, государства одного типа не могут воплощаться в любые формы, которые противоречат их экономике и содержанию. Так в рабовладельческом государстве невозможна демократическая республика или ограниченная монархия с парламентом, а социалистическое государство не может существовать в форме монархии.

Конкретная форма государства определяется историческим типом государства. Но она зависит и от других факторов: уровня экономического развития общества, национальных и культурных традиций, соотношения классовых сил и т.д.

Таким образом, государства определенных исторических типов должны иметь ту форму правления и тот политический режим, которые соответствуют их экономический сущности.

II . Монархия (от греч. – единовластие) – это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит монарху и передается по наследству.

Признаки монархии: бессрочность, передача власти по наследству; независимость монарха от населения (не предусмотрена ответственность монарха)

В теории государства выделяют абсолютную и ограниченную (конституционную) монархию. Последняя подразделяется на дуалистическую и парламентарную.

    Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена, т.е. отсутствует парламент и конституция. В лице монарха соединяются все ветви власти. Его действия никому не подконтрольны. (Монархии эпохи феодализма, в современном мире - Саудовская Аравия.)

    Ограниченная (конституционная монархия) - форма правления, при которой в силу конституции власть распределена между монархом и парламентом. В зависимости от объема полномочий этих двух органов выделяют:

    1. Парламентарная монархия : власть монарха значительно ограничена представительным органом. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Власть монарха является символической, т.е. он «царствует, но не правит». Главой государства является не монарх, а глава правительства. (Великобритания, Япония и др.)

      Дуалистическая монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена парламентом лишь в законодательной области. Правительство формируется монархом, который является его главой, и подотчетно ему. Кроме того, монарх имеет право «вето» (неутверждение законов) и право роспуска парламента. Парламент состоит из двух палат, при этом нижняя палата формируется выборным путем, а верхняя назначается монархом (Марокко, Иордания).

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборным органом, который избирается населением на определенный срок, и несет ответственность перед избирателями.

Признаки республики: выборность власти; срочность полномочий органов власти; зависимость от избирателей (ответственность)

Различают следующие виды республик:

1. Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Он назначает Правительство и руководит его деятельностью. В установленных законом случаях президент может распустить парламент. В то же время и парламент может отстранить президента от власти (импичмент). Примером президентской республики являются США и Мексика.

2. Парламентская республика – это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и подотчетно ему. Во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер), которое не может быть главой правительства. Обязанности главы государства ограничиваются лишь представительными функциями. Реально у власти – председатель правительства (Италия, Австрия, ФРГ)

3. Смешанная (полупрезидентская) республика – это такая форма правления, в которой сочетаются признаки парламентской и президентской республик. Характерна двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Глава государства - Президент. Он назначает главу правительства и министров и утверждает их жрешения. Парламент контролирует правительство путем утверждения ежегодного бюджета и возможностью вынесения вотума недоверия. Так в РФ президент, формально не являясь главой правительства, выполняет многие его функции. Парламент может оказывать влияние на правительство, контролируя его деятельность. Другим примером смешанной республики является Франция.

III . По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – это единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований, обладающих признаками государственного суверенитета, в котором существует единые органы государственной власти и единое законодательство (Италия, Польша, Франция и т.д.)

Признаки унитарного государства:

    Единая система законодательства. Части государства не имеют права издавать свои законы

    Единая система органов власти

    Единая денежная единица

    Единая финансовая, налоговая, кредитная система

    Единое гражданство

    Единые вооруженные силы

    Единые атрибуты государства (гимн, флаг, герб)

    Составные части государства не обладают признаками суверенитета

Большинство современных государств - унитарные. Как правило, унитарные государства небольшие по территории и имеют однонациональный состав (Франция, Япония, Эстония и т.д.). Однако есть унитарные государства с многонациональным составом (Турция, Афганистан), а некоторые из них являются очень крупными территориальными образованиями (Китай).

Федерация – это сложное, союзное государство, возникшее в результате объединения нескольких государств (субъектов), обладающих государственным суверенитетом. Субъекты федерации добровольно передают часть своих функций единому федеративному государству и имеют высшие государственные органы и законодательство. Распределение функции между субъектами и центром осуществляется на основании союзной конституции. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзного государства, другая - субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов.

В состав современных федераций входит различное число субъектов: США – 50 штатов, Канада - 10 штатов, Бельгия – 3, Бразилия – 26, Индия – 25, Россия – 89 и т.д.

Признаки федерации:

    Двойная система законодательства. Субъекты федерации имеют право издавать свои законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству.

    Двойная система органов власти, состоящая из центральных органов гос. власти и органов гос. власти субъектов.

    Единая денежная единица

    Двойная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике.

    Двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое имеет значение только внутри страны

    Единые вооруженные силы

    Субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты гос. власти, которые существуют наряду с федеральными.

    Субъектам запрещено самостоятельно осуществлять внешнеполитическую деятельность и выходить из состава федерации.

Федерации могут быть построены по территориальному (США) и по национальному (Югославия) принципу. Второй вид федерации имеет место в многонациональном государстве, и его создание определяют национальные факторы. В основе же территориальной федерации лежат географические, транспортные и иные территориальные факторы. Россия имеет смешанное территориальное устройство. Национальными государственными образованиями в составе РФ являются республики, территориальными – области, края, города федерального значения. Особый статус имеют автономные округа и область.

Один из сложных вопросов федерации связан с правом наций на самоопределение и односторонним выходом из состава федерации (право сецессии). В большинстве современных федераций конституционно это право не закреплено. Такое право Конституция СССР предоставляла союзным республикам, что явилось формальным основанием для их выхода из состава СССР в начале 90-х гг.

После Второй мировой войны возникла новая форма государственного устройства - регионалистские государства . Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы в определенной Конституцией сфере. В отличие от федерации такие образования не имеют совместной компетенции с центральными органами. Юристы рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к Федерализму.

Конфедерация – это союз независимых государств, объединившихся для достижения общих целей. Для координации действий участников конфедерации могут создаваться конфедеральные органы, компетенция которых ограничивается целью создания конфедерации. Конфедерация – неустойчивое образование, которое либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Признаки конфедерации:

1. Не имеет единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои законы

2. Нет единой системы органов власти

3. Как правило, нет единой денежной единицы

4. Нет единой финансовой системы, однако, создается Единый денежный фонд для достижения целей конфедерации

5. Отсутствует единое гражданство, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства на территорию другого

6. каждое государство сохраняет свои вооруженные силы, но для достижения целей конфедерации вооруженные силы ее членов могут быть объединены

7. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из ее состава

В последние годы в мире возникло множество иных форм объединения государств. К их числу относится Европейский Союз, который во многом схож с конфедерацией.

После распада СССР из 12 бывших союзных республик возникло СНГ. К другим специфическим формам государственного содружества относятся империи (насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо в результате иного давления – экономического, политического и т.п.) Империи (Римская, Российская, Британская) существовали в различные исторические эпохи. Для них характерны обширная территория, сильная централизованная власть, разнородный этнический и культурный состав населения.

IV . Политические режимы делятся на демократические и антидемократические .

Демократия (греч. – власть народа) была хорошо известна еще в Древней Греции и Риме. Классически образцом демократии считаются Афины. В средние века возникали демократические города-государства (Новгород, Венеция). В настоящее время демократии в чистом виде не существует. Наиболее сильно в этом плане продвинулись несколько европейских государств: Германия, Франция, Швейцария, а также США.

Под демократией понимается политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Признаки демократического режима:

    Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

    Многопартийность, т.е. легальное существование различных политических партий и движений, в том числе оппозиционных правительству

    Выборность центральных и местных органов государственной власти населением посредством прямой демократии (референдумы) и выборной демократии (реализация власти через выборные органы)

    Широкие права и свободы граждан и гарантии их исполнения

    Гласность, свобода от цензуры СМИ

    Правовой характер деятельности государственных органов

Антидемократические режимы делятся на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарный режим – это режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства.

Признаки тоталитарного режима:

    Наличие единственной партии, сросшейся с государственным аппаратом, во главе с лидером-диктатором, запрет оппозиции

    Наличие официальной господствующей идеологии (коммунизм, фашизм)

    Монопольный контроль государства над экономикой, культурой, религией,

    Права и свободы граждан носят лишь формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации

    Применение насилия, массовых репрессий

Авторитарный режим носит переходный характер между тоталитарным и демократическим режимом. Это такой режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или группой при минимальном участии народа.

    Носителем власти является один человек/группа лиц, народ отчужден от власти

    Запрещение политической оппозиции, все партии должны ориентироваться на линию, выбранную правящей партией частичный плюрализм

    Отсутствует единая идеология

    Нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни

    Права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются

Деспотический режим есть абсолютно неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении тирана и жестких методах ее осуществления. В отличие от деспотии, власть тирана устанавливается насильственным путем, часто путем государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной группировки (хунты), установившейся в результате военного переворота. Армия превращается в господствующую политическую силу, создается большое количество военных органов для политического контроля над населением, борьбы с антиправительственными движениями и т.д. Конституция заменяется актами военных властей. Политические права и свободы граждан существенно ограничиваются.

Вопросы:

    Объясните понятие формы государства.

    Что такое форма правления?

    Какие формы правления вы знаете?

    Какие существуют виды монархии?

    Какие виды республик вы знаете? В чем их отличие?

    Как связана форма правления с типом государства?

    Дайте определение формы государственного устройства.

    Какова форма государственного устройства в РФ?

    Чем федеративное устройство РФ отличается от структуры федерации США?

    Что такое сессия и почему в большинстве федераций она запрещена?

    Чем конфедерация отличается от федерации и от унитарного государства?

    Что такое политический режим?

    Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режима.

    Как вы думаете, почему тоталитарные режимы недолговечны?

Домашнее задание:

1. В современной юридической науке утвердилось мнение, что монархия есть форма правления, время которой давно прошло. Подберите аргументы, подтверждающие эту точку зрения и опровергающие ее.

2. Приведите примеры государств из истории современности, заполните таблицу:

Форма правления

Форма государственного

устройства

Форма политического режима

3. Подготовьте сообщение на тему: «Современные федерации и их субъекты»

Список учебной и дополнительной литературы:

        1. Беляева О. М. Теория государства и права в схемах. Изд-во «Эксмо», 2009. – 96 с.

          Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник.-СПб.: Юрид. ин-т, 2008

          Лазарев В.В., Липень С.В. Теория права и государства: Учебник. М. - Юрайт, 2010.

          Малько А.В., Кулапов В.Л. Теория государства и права. Учебник. М.: НОРМА, 2009, 384 с.0

          Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. - М.:Проспект, 2009. – 144 с.

          Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Изд-во «Эксмо», 2009

          Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов колледжей. - Ростов н/Д, 2007. - 523 с.

          Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебник. Изд-во: Проспект, 2010. – 752 с.

          Теория государства и права: учебное пособие для ССУЗов / авт. – сост. А.Б. Венгеров. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2011.

          Чистяков Н.: Теория государства и права. Учебное пособие. – Изд-во Кнорус, 2010.

          Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов. –М.: Омега-Л, 2008. –384 с.

              1. Авдеев Д.А. Особенности российской модели формы правления // Государство и право. 2010. № 12

                Власов В.И. Динамика развития полупрезидентской (смешанной) формы правления в России // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Вып. 9 Т. 1. 2009.

                Галиева И.Н.Некоторые вопросы формы государственного правления в России // Общество и право. Научно-практический журнал. 2008. № 1 (19)

                Гуледани И.Н., Ласкин А.А.Развитие формы правления в Российском государстве на современном этапе // Закон и право. 2010. № 4

                Князев Г.А. Конфедерации прошлого - сетевые государства будущего? // Правоведение. 2008. № 5

                Курскова Г.Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект. Монография. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

                Серегин А.В. Тоталитарные государственные режимы в условиях монархической формы правления // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 7

                Фомина Н.А. К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Вып. 9 Т. 1, 2009.

                Хоменко С.М. Политический режим как элемент формы государства: теоретико-правовые и методологические особенности исследования // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 4

                Шаблинский И. К истории рождения современной российской формы правления: взгляд с точки зрения теории сдержек и противовесов // Государство и право. 2008. № 6

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на ряд вопросов:

  • – какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Истории известны два легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный – захват власти;
  • – каким субъектом права (индивидуальным или коллективным) осуществляется верховная власть;
  • – какова структура высших органов государственной власти;
  • – каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти;
  • – какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти;
  • – какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением.

В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие, единодержавие) – форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой но наследству.

Монархии, в свою очередь, подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные.

Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников.

Первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет ненаследиик.

В истории были периоды, когда исключения становились почти правилом. Так, в Византии из 109 царствовавших императоров 74 были убиты и во всех 74 случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства .

В случае отсутствия наследников монарх избирается той или иной частью населения, а затем снова вступает в действие наследственный порядок передачи власти.

В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола либо его свергают.

В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления.

Известный русский юрист Η. М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии и республики. "Именно в этом различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере их функций. Президент Североамериканских Соединенных Штатов пользуется большей властью, нежели английская королева; по президент ответствен перед Конгрессом и потому нс монарх; английская королева, напротив, безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней" .

Из всех названных особенностей абсолютной монархии в ограниченной монархии в чистом виде сохраняется наследственный порядок передачи власти и пожизненное обладание ею. Все остальные признаки претерпевают более или менее существенные изменения. Однако главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Именно поэтому она и называется ограниченной.

В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют дуалистическую и парламентскую монархии.

В дуалистической монархии монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия, 1871–1918; П. А. Сорокин к этой форме монархии относил Российскую империю после 1906 г.).

Дуалистическая монархия в отличие от парламентской все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается исключительно законодательной работы. В деле же управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается "данной от Бога" и независимой от народа. В России по "Основным законам" 1906 г. царь по-прежнему назывался "самодержавным". Особа его считалась священной и неприкосновенной.

В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии. Ее называют переходной формой от абсолютной монархии к парламентской.

Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка: "Король царствует, но не управляет" вполне применима к парламентской монархии. Специфика данной разновидности монархической формы правления во многом совпадает с отличительными особенностями парламентской республики, которые будут рассмотрены ниже.

Задавшись нериторическим вопросом: что есть монархия – только ли реликт, оставленный из любви к старине? Следует ответить – нет. Сегодня в мире насчитывается 28 монархий, а формально более 40, так как в ряде стран Содружества, возглавляемого Великобританией, – Канаде, Новой Зеландии, Барбадосе и других – главой государства формально-юридически считается королева Великобритании.

Большая часть стран с такой формой правления – парламентские (конституционные) монархии, где власть правителя ограничена как писаным законом, так и активно действующими законодательными и исполнительными органами. К ним относятся Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Япония и др.

До недавнего времени абсолютной монархией являлась Саудовская Аравия. В 1992 г. там принята Конституция, и с этого момента более правильно ее рассматривать в качестве дуалистической монархии. С определенными оговорками к абсолютной монархии сегодня можно отнести Оман, хотя и там в 1996 г. была принята Конституция.

Республика (лат. res publica, от res – дело и publicus – общественный) – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением либо специальными коллегиями выборщиков.

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности.

Во-первых, источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу.

Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин.

В аристократических республиках правом принимать участие в избрании (формировании) высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно-земельной знати.

Истории известен целый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой, расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.

Во-вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.

В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен четырем-пяти годам.

В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

В настоящее время в мире существует более 200 государств. Большинство из них республики.

Республики можно классифицировать по различным основаниям.

В частности, Η. М. Коркунов и Г. (I). Шершеневич в зависимости от степени непосредственного участия народа в осуществлении функций государственного властвования выделяли чистые, или непосредственные, республики и республики представительные .

Непосредственной республикой называется такая форма правления, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В представительных республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.

Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские и смешанные. Первые два вида называют классическими или традиционными.

Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками:

  • – президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство;
  • – правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом;
  • – президент не может распустить парламент;
  • – отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов; в частности, парламент утверждает представляемый президентом бюджет.

Сегодня к числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

Классическая парламентская республика характеризуется следующими признаками:

  • – верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства;
  • – правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах;
  • – правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку;
  • – допускается существование должности президента, который избирается парламентом либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента; при этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

В настоящее время классическими парламентскими республиками являются Италия, Австрия.

Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков возникают неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу.

Особый интерес в этом плане представляет анализ нетипичных форм правления современных государств, проведенный профессором В. Е. Чиркиным .

"Чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и "гибридные" формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия по Конституции 1991 г.).

"Чистые" формы правления наряду с достоинствами имеют недостатки, присущие форме как таковой.

Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление супер-президентских республик в ряде государств Латинской Америки, в России, а также президентско-монистических республик в отдельных государствах Африки.

Парламентской же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Так, за полсотни послевоенных лет в парламентской республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, причем средняя продолжительность их существования была менее года.

Включение элементов президентской республики в парламентскую, а парламентской – в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки "чистых" форм. В результате остается все меньше "чистых" президентских или парламентских республик, возникают полупрезидентские, полупарламенентские республики.

Наиболее характерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен "конструктивный вотум недоверия" (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значительное количество членов парламента).

Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. №1. С. 109–115.

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.


| |

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх