Фз о клиринге. Клиринговая деятельность — что это? Текст ФЗ о клиринге в последней редакции

Расчеты безналичного типа – это суть клиринга как экономического инструмента. Клиринг проводится между государствами, финансовыми учреждениями, предприятиями. Предметом обмена становятся товары, услуги и пр. То, как должен осуществляться клиринг в законном порядке, регулирует акт № 7 российского права.

Общие сведения

Упоминаемый в статье Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» от 07.02.2011 N 7-ФЗ служители власти приняли и одобрили 28.01 и 2.02.2011 соответственно. Его дополнили поправками 18.07.2017.

Задача документа – контроль над юрлицами, предоставляющими услуги клиринга, и контрагентами.

Структура ФЗ – шесть глав и 31 статья:

  • Гл. первая – общие утверждения, прописанные в законе;
  • Гл. вторая – перечисляет требования к расчетным учреждениям;
  • Гл. третья – описание сути клиринга;
  • Гл. четвертая – информация о совокупности ценных бумаг и прочего имущества;
  • Гл. пятая – процесс регламента клиринговой деятельности;
  • Гл. шестая – приводятся итоги настоящего документа.

Основные положения закона о клиринге

Обозначим главнейшие принципы расчетной деятельности:

  • Критерии для допуска или непринятия участия центрального лица, берущего на себя обязательства по договору;
  • Список требований, которые выдвигаются для лиц, участвующих в клиринге;
  • Сведения о принятии обязательств к операциям по расчету;
  • Отображение процесса проведения клиринга;
  • Полномочия и обязанности участников безналичного расчета;
  • Положения соблюдения обязательств при завершении клиринга;
  • Способы гарантирования обязательств;
  • Типология торговых счетов, порядок осуществления сделок;
  • Регламент страхования ответственности;
  • Порядок отчетности;
  • Веб-адрес домена, где содержатся данные о клиринговом учреждении;
  • Сведения о регулировании потенциальных рисков;
  • Остальные требования, предусмотренные законодательством.

Ознакомьтесь с основными положениями закона о банках и банковской деятельности в РФ 2018

Закон номер семь утверждает, что создателем организации по безналичным расчетам не может являться:

  1. Зарегистрированное в государствах с преференциальным налоговым режимом юрлицо;
  2. Юрлицо, имеющее регистрацию в офшорах;
  3. Юрлицо, лишенное лицензии на клиринговую деятельность;
  4. Физическое лицо (см. положение пятое ст. 6 ФЗ № 7).

Также вам будет интересно узнать о внесенных изменениях в закон о защите прав юридических лиц. Подробности

Последние поправки, внесенные в 7 ФЗ

Как и любой закон, акт № 7 со временем претерпел некоторые изменения. Последняя версия увидела свет в июле 2017-го (18.07). Ниже мы рассмотрим статьи, дополненные уточнениями и поправками.

Упорядочивает термины, к которым прибегает описываемый закон. Изменения от 2017-го распространили пункт первый дополнением под номером 1.2, объясняющим термин «выделенный капитал центрального контрагента».

Описывается договор о клиринговых услугах. Статья поясняет требование к организациям и участникам клиринга. Последние вправе игнорировать положения договора, если организация по расчетным услугам не исполняет установленные обязательства. Это же правило действует в обратном направлении.

Декларируется перечень требований следующего характера:

  • Осуществление услуг клиринга могут проводить только коммерческие организации с долевым уставным капиталом его участников;
  • Клиринговые организации не могут вести производственную, торговую, страховую и другие виды деятельности, не предусмотренные в актуальном законе;
  • Контрагент не может вести расчеты, если в них непосредственно задействована клиринговая организация;
  • Учреждения подобного рода должны принимать максимальные усилия по урегулированию возникающих споров и разногласий;
  • Организация, ведущая параллельно торговую и расчетную деятельность, не может быть контрагентом, брокером, дилером, депозитарием и пр.;
  • Каждый год данные учреждения представляют обязательный отчет.

Скачать закон о клиринге, клиринговой деятельности

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» от 07.02.2011 N 7-ФЗ содержит сугубо специфическую профессиональную информацию, актуальную для юридических лиц и финансовых организаций. Его полная версия доступна

Все мы хотим при заключении каких-либо сделок обезопасить себя от возможных неприятностей. Сегодня мы расскажем вам, как защитить свои права в торговых операциях, что для этого нужно. Рассмотрим основные засады клиринга.

Что такое клиринг?

Клиринг – безналичные расчетные операции между юридическими субъектами: странами, компаниями, предприятиями, предусматривающие продажу товаров, ценных бумаг, оказание услуг.

Этапы клиринга

  1. Осуществление биржевой сделки контрагентами (брокерами, дилерами) по запросам клиентов.
  2. Ее проверка по необходимым условиям: объем, цена и др.
  3. Сопоставление и проверка документов по купле-продаже ЦБ.
  4. При необходимости уточнение, внесение коррективов в параметры сделки.
  5. Ее регистрация.
  6. Получение подтверждения статуса субъекта сделки ее участниками, окончательное установление условий.
  7. Выдвижение взаимных требований ее сторонами: количество и разновидности купленных и проданных ЦБ, сумма платежа, комиссионные по вознаграждению контрагентам.
  8. Выполнение необходимых торговых операций.
  9. Оплата по операции покупателем и поставка ценных бумаг продавцом.
  10. Поступление денежных средств на счет покупателя, подтверждение этой операций путем предоставления документации по сделке депозитарию.
  11. Предоставление выписки из реестра или депозитария о получении ЦБ покупателем.

Существуют ограничения по времени на каждом этапе.

Период проведения расчетных операций вычисляется по формуле: Д=Т+n: Т – дата сделки, n – количество дней, через которые средства будут зачислены на счет покупателя.

По международным стандартам добавляется еще один день для выявления разногласий, внесения коррективов в данные, принятия решения об отмене или отложении сделки.

Клиринговая деятельность

Направлена она на установление взаимных требований участниками сделки, ведение расчетных операций по поставкам ЦБ и поступлению денежных средств на баланс покупателя. Это лицензированная профессиональная деятельность на фондовой бирже, которая ведется операторами (брокерами, дилерами).

Если в процессе клиринга участие берет более двух сторон, то специализированная лицензия на занятие этой деятельностью является обязательной.

Совмещение клиринга с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг невозможно. Исключением есть работа организатора торговли или депозитария.

Клиринговая деятельность включает:

  • сбор и проверка данных по торговым операциям;
  • выдвижение взаимных обязательств участниками сделки;
  • неттинг – установление компромисса между встречными обязательствами;
  • определение нетто-обязательств;
  • подготовка итогов по клирингу, ведение документов бухгалтерского характера, поддержание своевременных выплат и погашения нетто-обязательств.

Участники клиринговой деятельности

Являются участники торгов и брокеры, которые могут обслуживать нескольких клиентов и непосредственного участия в торгах не берут.

Могут быть индивидуальными и общими. В первом случае субъект сделки есть участником и клиринга, и торгов одновременно.

  • «Б» – допускается к клирингу с частичным обеспечением,
  • «В» доступа к нему не имеет.

Общим участником есть брокер, имеющий право на частичный клиринг (категория «О»). Второе его название — контрагент.

Требования к нему:

  1. Исполнение одного из условий:
    обладание капиталом в размере 50 000 000 руб. и больше;
    собственные средства не менее 20 000 000 000 руб., высокий рейтинг по долгосрочной кредитоспособности в РФ, а по международным стандартам не меньше, чем на один уровень ниже.
  2. Лицензия на проведение банковских операций по русских рублях и иностранной валюте и на ведение клиринговой деятельности.
    Обособленный клиент – непосредственный участник торгов или клиент участника торгов, который может выдвигать, изменять обязательства в установленном порядке клиринга.

Чтобы зарегистрироваться в качестве обособленного клиента нужно:

  1. открыть отдельный клиентский Расчетный код.
  2. написать заявление.

Клиринговая организация

Потому, что взаимные расчеты трудно регулировать одному человеку, большинство операций на рынку ЦБ решается клиринговыми организациями, через которые проходят процессы сравнения данных, клиринга и расчета.

Бывают общего и специального типа. Центры общего типа работают с ценными бумагами – акциями и облигациями, а специальные – с опционами, вариантами и др..

Специфика: создаются как для конкретной торговой системы, так и для всего национального рынка.

Их деятельность осуществляется таким образом:

  1. предоставление данных в расчетный центр, их сравнение;
  2. взаимный зачет общих требований;
  3. проведение клиринговой операции.

По законам России такие организации действуют по праву субституции, то есть принимают на себя обязательства участника клиринга и становятся контрагентами. Они могут действовать как самостоятельно, так и через договор с депозитарием и банками.

Информация по сделкам сохраняется на протяжении 5 лет. Регуляция клиринга осуществляется через договора.

Создание фондовых бирж служить обеспечением устойчивости клиринговых организаций. Источниками средств выступают ценные бумаги, денежные средства.

В зарубежной практике с такими целями используют клиринговые учреждения, расчетные палаты, банки.

Функции клиринговой деятельности

  1. составление, направление, контроль за выполнением требований по документации на основе перевода денежных средств и поставки ценных бумаг;
  2. контроль за обязательствами после совершения сделки;
  3. управление и противостояние рискам, которые возникают в процессе выполнения обязательств по сделкам на фондовой бирже.

Функции финансовой части процесса клиринга

Финансовая деятельность — совокупность действий, определяющих размеры счетов, необходимых для уплаты. Отображает возможность рисков на рынке ценных бумаг, то есть включает фьючерские операции.

К ее основным функциям относят:

  • аккумуляцию первоначальной маржи (депозита);
  • аккумуляцию переменной маржи, осуществление расчетных платежей;
  • управление рисками, информирование участников об изменениях на рынке ЦБ;
  • порядок использования гарантийных фондов.

Клиринговые корпорации

Клиринговая корпорация — биржевая организация, осуществляющая расчетные и поставочные операции максимально быстро и эффективно. Другие названия: «клиринговые фирмы», «клиринговые палаты».

Подобно клиринговой организации берет на себя функцию посредника между покупателем и продавцом, занимает офсетную позицию между участниками сделки.

Закон о клиринге и клиринговой деятельности

Действует с 01.01.2012.

Клиринговую деятельность рассматриваем как упрощенный порядок заключения рынковых сделок. Таким образом оформить ее становится намного проще, потому как вам нужно только оплатить итоговую сумму проданного или купленного и для этого не обязательно вступать в контакт с противоположной стороной.

Основные положения:

  1. Определяет взаимообязательства: сбор, сверка, коррекция данных, подготовка отчетов, зачет денежных поступлений.
  2. Иногда клиринг осуществляться на основе договоров как срочная сделка.
  3. Предметом клиринга могут быть: ЦБ, валюта, денежные поступления, товары, права на имущество.
  4. Определяет обязательства индивидуального и коллективного характера.
  5. Рассказывает о засадах клиринговой деятельности и клиринговой организации.
  6. Устанавливает порядок приобретения лицензии и минимальный размер стартового капитала для открытия клиринговой организации в размере 100 млн. рублей.

Основные понятия

Неттинг – прекращение взаимотребований допустимым образом в полном или частичном объеме.

Контрагент – посредник между участниками торгов, через которого заключаются договора.

Права его обеспечены спецтребованиями: заключение договора возможно без согласия на это участника сделки. Убытки контрагенту могут быть распределены между двумя сторонами.

Мировой опыт клиринговых расчетов

Кроме национальных клиринговых организаций существуют и международные.

Среди них:

  1. “FedWire ” – самая крупная сеть федеральных банков США, в которой участвуют 3, 5 тыс. кредитно-финансовых институтов. Оборот до 12 раз в течение дня.
  2. “Европейская клиринговая система” (ЕКС) включает 321 ассоциацию, действует с 1986 года. Это централизованная система нетто-расчетов по международным платежах в европейских странах, которая управляется частными банками.

Основные черты организации клиринга и расчетов на мировых биржах

  1. Параллельное функционирование валовых и нетто-расчетов, что повышает надежность платежной системы и снижает уровень рисков.
  2. Свободный доступ к национальным и международным банкам, проведение операций между ними.
  3. Избежание расходов на поддержание связи с расчетными системами.
  4. Много заявок, большой объем работы.
  5. Уменьшения стоимости операций.
  6. Избежание ошибок при транзакциях.
  7. Управление ликвидностью.
  8. Увеличение денежного оборота.

В дальнейшем планируется:

  • уменьшение издержек по расчетным операциям;
  • сокращение сроков по расчетам, введение фиксационного времени на их проведение;
  • увеличение интернационализации, расширение деятельности путем привлечения других стран.

Осуществить это можно с помощью дематериализации ценных бумаг, перехода на электронную систему расчетов, унификацию расчетных периодов на бирже.

Проводить покупку ценных бумаг самостоятельно или через посредника — ваш выбор. Желаю вам успехов в заключение и осуществление подобных сделок!

2. Торговым счетом является или отдельный банковский счет (далее - торговый банковский счет), или отдельный счет депо (далее - торговый счет депо), или товарный счет (далее - торговый товарный счет), соответствующий следующим требованиям:

1) на указанном счете учитываются (находятся) соответственно денежные средства, драгоценные металлы, ценные бумаги, иное имущество, которые могут быть использованы для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, а также обязательств по уплате вознаграждения клиринговой организации и организациям, указанным в пунктах 4 - 7 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона;

2) операции по указанному счету осуществляются на основании распоряжений клиринговой организации без распоряжения лица, которому открыт данный счет, и (или) на основании распоряжений лица, которому открыт указанный счет, с согласия клиринговой организации.

3. Торговые счета открываются с указанием клиринговой организации, которая вправе давать распоряжения по этим счетам.

4. Торговый банковский счет может открываться в рублях, в иностранной валюте или в драгоценных металлах. Торговым банковским счетом может являться специальный брокерский счет или специальный торговый счет участника клиринга.

4.1. Денежные средства и (или) драгоценные металлы, переданные клиентами участнику клиринга, являющемуся кредитной организацией, для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, должны направляться на отдельный банковский счет (счета), открываемый (открываемые) участником клиринга в другой кредитной организации (далее - специальный торговый счет участника клиринга). При этом денежные средства и (или) драгоценные металлы, переданные участнику клиринга каждым клиентом, должны учитываться участником клиринга во внутреннем учете отдельно. Участник клиринга обязан вести внутренний учет денежных средств и (или) драгоценных металлов, переданных ему клиентом для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, отдельно по каждому клиенту. На денежные средства, драгоценные металлы клиентов, учитываемые (находящиеся) на специальном торговом счете участника клиринга, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника клиринга. Участник клиринга не вправе зачислять собственные денежные средства, драгоценные металлы на специальный торговый счет участника клиринга, за исключением случаев их возврата клиенту.

4.2. По требованию клиента участник клиринга, являющийся кредитной организацией, обязан открыть в другой кредитной организации отдельный специальный торговый счет участника клиринга для совершения операций с денежными средствами, драгоценными металлами такого клиента. Денежные средства, драгоценные металлы, учитываемые (находящиеся) на указанном специальном торговом счете, могут использоваться только для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу и возникших из договоров, заключенных за счет такого клиента.

5. Согласие клиринговой организации на совершение операций по торговому банковскому счету дается способом, предусмотренным договором банковского счета в соответствии с правилами клиринга, в том числе путем подписания клиринговой организацией платежного документа, в соответствии с которым лицо, которому открыт такой счет, дает распоряжение кредитной организации о совершении операций по этому счету.

6. Особенности порядка и условий открытия и закрытия торгового счета депо, порядок осуществления операций по указанному счету определяются нормативными актами Банка России.

7. Списание ценных бумаг с торгового счета депо номинального держателя или с субсчета депо номинального держателя к клиринговому счету или зачисление ценных бумаг на торговый счет депо номинального держателя или субсчет депо номинального держателя к клиринговому счету является основанием для проведения операций, связанных с таким их списанием или зачислением, по торговым счетам депо, открытым этим номинальным держателем, в том числе по торговым счетам депо владельцев ценных бумаг, без поручения лиц, которым открыты такие счета.

8. Торговым товарным счетом, в том числе специальным торговым товарным счетом, является учетный регистр, на котором оператор товарных поставок учитывает имущество (за исключением денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг). Торговый товарный счет, за исключением торгового товарного счета центрального контрагента, совмещающего свои функции с деятельностью оператора товарных поставок, открывается оператором товарных поставок, если учет указанного имущества осуществляется на основании договора хранения, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона, либо на иных основаниях в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России.

8.1. В случае, если центральный контрагент совмещает свои функции с деятельностью оператора товарных поставок, торговый товарный счет такого центрального контрагента открывается в порядке, установленном условиями оказания услуг оператора товарных поставок.

8.2. Операции по торговому товарному счету приравниваются к передаче (получению) имущества. С момента совершения записи о получении имущества риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет лицо, по торговому товарному счету которого внесена соответствующая запись о получении имущества.

9. Особенности порядка и условий открытия и закрытия торгового товарного счета, порядок осуществления операций по указанному счету определяются нормативными актами Банка России.

10. Имущество клиентов (за исключением денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг), переданное ими участнику клиринга для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, учитывается на отдельном специальном торговом товарном счете участника клиринга. Участник клиринга обязан вести отдельный внутренний учет указанного имущества. На имущество клиентов, учитываемое на специальном торговом товарном счете участника клиринга, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника клиринга. Участник клиринга не вправе зачислять собственное имущество на специальный торговый товарный счет участника клиринга, открытый для учета имущества его клиентов, за исключением случаев его возврата клиенту.

11. По требованию клиента участник клиринга обязан открыть отдельный специальный торговый товарный счет участника клиринга для совершения операций с имуществом такого клиента. Имущество, учитываемое на таком специальном торговом товарном счете участника клиринга, может использоваться только для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу и возникших из договоров, заключенных за счет такого клиента.

А также Федеральный закон от 07.02.2011 N 8-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности" устранили имевшиеся в законодательстве пробелы и противоречия в данной сфере правового регулирования. Закон о клиринге вступит в силу с 01.01.2012.

В упрощенном виде клиринговая деятельность представляет собой более удобный порядок расчетов по сделкам, заключаемым на организованном рынке. При этом все сделки со стандартным товаром и по стандартным ценам осуществляются через клиринговую организацию, подсчитывающую итоговую сумму проданного и купленного товара в отношении каждого отдельного участника торгов. Клиринг позволяет не осуществлять расчеты по каждой сделке, которых могут быть десятки и сотни за каждый торговый день, а проводить общее суммирование их результатов и выставлять итоговый счет каждому участнику торгов по окончании периода заключения сделок.

Так, продав пять раз по 10 акций одному контрагенту и купив 17 и 49 таких же у других, участник торгов не должен исполнять все семь сделок непосредственным продавцам и покупателям ценных бумаг, а может просто оплатить стоимость 16 купленных акций клиринговой организации. Участник торгов может даже не знать своих контрагентов, так как все расчеты будут осуществляться непосредственно через клиринговую организацию.

В ст. 6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) установлено, что под клиринговой деятельностью (клирингом) следует понимать "деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним".

В то же время в Законе о клиринге указано, что клиринг - это "определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств".

То есть Закон о клиринге допускает оказание клиринговых услуг не только в отношении сделок с ценными бумагами, но и по иным обязательствам. С даты вступления в силу указанного Закона клиринговую деятельность можно будет осуществлять в отношении валюты, денежных средств, ценных бумаг, а также товаров и имущественных прав, вытекающих из срочных сделок (п. п. 2, 4, 8 ст. 15 Закона о клиринге).

Следует отметить также законодательное закрепление термина "неттинг". В пп. 11 п. 1 ст. 2 Закона о клиринге под неттингом понимается "полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга". Таким образом, упрощенно неттинг означает многосторонний зачет обязательств. Исходя из того, что расчеты на организованном рынке осуществляются исключительно в отношении стандартных товаров и по стандартным условиям, проводить многосторонний зачет обязательств исключительно удобно.

Закон о клиринге предусматривает введение правового института центрального контрагента. В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 2 Закона о клиринге центральный контрагент не только будет осуществлять расчеты с каждым участником клиринга, но также будет являться стороной всех договоров в системе клиринга. Следовательно, осуществление сделок на организованном рынке с участием центрального контрагента означает заключение всех договоров исключительно с ним, а не между участниками клиринга.

Такая юридическая конструкция договорных отношений в большей степени отвечает интересам участников торгов, права которых обеспечены специальными требованиями (ст. 5 Закона о клиринге) к центральному контрагенту. В случае неисполнения обязательства участника клиринга с участием центрального контрагента последний вправе заключать и исполнять соответствующие договоры от своего имени и без согласия такого участника (ст. 13 данного Закона).

В соответствии с п. п. 2 - 3 указанной статьи убытки центрального контрагента могут быть распределены между участниками клиринга, а размер его ответственности может быть ограничен правилами клиринга. Однако ответственность такого лица не может быть ограничена в случае, если все обязательства участников клиринга были исполнены или если его требования могут быть полностью удовлетворены за счет индивидуального или коллективного клирингового обеспечения (п. 4 ст. 13 Закона о клиринге).

Законом о клиринге вводятся специальные способы обеспечения исполнения клиринговых обязательств - индивидуальное (ст. 23) и коллективное (ст. 24) клиринговое обеспечение.

Индивидуальным клиринговым обеспечением могут обеспечиваться обязательства участника торгов перед другими участниками клиринга и (или) перед клиринговой организацией. Предметом такого обеспечения могут быть денежные средства, валюта, ценные бумаги и иное имущество, определяемое ФСФР (п. 6 ст. 23 Закона о клиринге).

В п. 15 ст. 23 Закона о клиринге установлено, что удовлетворение требований из индивидуального клирингового обеспечения осуществляется клиринговой организацией по ее выбору следующими способами:

1) путем передачи указанного имущества кредитору в счет исполнения неисполненного (полностью или частично) обязательства;

2) путем продажи указанного имущества с передачей вырученных средств кредитору по неисполненным (полностью или частично) обязательствам, или приобретения за счет указанных средств иного имущества и передачи его кредитору;

3) путем приобретения за счет индивидуального клирингового обеспечения ценных бумаг либо иного имущества с передачей их кредитору по неисполненным (полностью или частично) обязательствам;

4) путем заключения договоров репо и иных договоров, предусмотренных нормативными правовыми актами ФСФР, и путем передачи имущества, полученного по договорам, кредитору.

В соглашении об индивидуальном клиринговом обеспечении может быть предусмотрено право участника клиринга осуществить замену имущества в обеспечении с согласия клиринговой организации. Также п. 12 ст. 23 Закона о клиринге установлено, что в таком соглашении может быть оговорено право клиринговой организации пользоваться денежными средствами, находящимися в обеспечении, и обязанность возвратить их в сумме и срок, которые необходимы для удовлетворения требований, обеспеченных индивидуальным клиринговым обеспечением.

В соответствии со ст. 24 Закона о клиринге участники клиринга вправе обеспечить исполнение своих обязательств путем формирования коллективного клирингового обеспечения, составляющего гарантийный фонд. Он формируется непосредственно клиринговой организацией за счет взносов участников клиринга.

Гарантийный фонд, как и индивидуальное клиринговое обеспечение, может включать денежные средства, валюту, ценные бумаги и иное имущество, определенное ФСФР (п. 4 ст. 24 Закона о клиринге). При неисполнении или ненадлежащем исполнении участником своих обязательств клиринговая организация удовлетворяет обеспеченные требования так же, как при индивидуальном клиринговом обеспечении. Также клиринговая организация вправе использовать денежные средства из гарантийного фонда в своих интересах с обязанностью их возвратить к моменту удовлетворения обеспеченных коллективным клиринговым обеспечением требований, если это предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении (п. 8 ст. 24 Закона о клиринге).

Как можно заметить, данные виды обеспечения не предусматривают судебного порядка взыскания при нарушении обязательств, что делает их очень удобными для активного торгового оборота.

Также следует отметить, что обращение взыскания по обязательству, обеспеченному клиринговым обеспечением, возможно, в том числе, и на денежные средства на банковском счете. Такой способ обеспечения может прийти в противоречие с нормами законодательства о залоге, не допускающими в настоящее время залог денежных средств.

В Законе о клиринге установлен минимальный размер собственных средств клиринговой организации - не менее 100 млн. руб. В соответствии со ст. 8 указанного Закона клиринговая организация также должна выполнять обязательные нормативы, установленные ФСФР.

К кредитным организациям, осуществляющим клиринговую деятельность, будут предъявляться иные требования. Им также запрещено привлекать денежные средства физических лиц во вклады (п. 9 ст. 5 Закона о клиринге).

Клиринговая деятельность по-прежнему будет лицензироваться (ст. 26 Закона о клиринге). Лицензия будет выдаваться на неограниченный срок. Документы и сведения, представляемые для получения лицензии, перечислены в ст. 26 Закона о клиринге. Однако этот список открытый, и он будет уточняться в подзаконных актах ФСФР, которые предстоит принять в соответствии с указанной нормой.

Клиринговая организация обязана иметь совет директоров и коллегиальный исполнительный орган. В ст. 26 Закона о клиринге установлены особые требования к должностным лицам и работникам клиринговых организаций. Избрание (назначение) должностных лиц происходит в разрешительном порядке: клиринговая организация обязана письменно информировать о предполагаемом избрании (назначении) ФСФР, которая может отказать в согласовании предложенной кандидатуры (п. 9 ст. 26 Закона о клиринге).

В ст. 7 Закона о клиринге установлен запрет на участие в клиринговой организации (для долей, равных или превышающих 5 процентов уставного капитала) юридических лиц, зарегистрированных на оффшорных территориях или имеющих аннулированную лицензию, а также физических лиц, которые не могут быть должностными лицами в органах управления клиринговой организации (п. 5 ст. 6 Закона о клиринге). Такие лица обязаны уведомлять ФСФР о превышении ими указанного ограничения в 5 процентов уставного капитала. При голосовании на общем собрании указанные лица не смогут использовать принадлежащие им голоса, превышающие 5 процентов.

Клиринговая организация обязана составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (п. 10 ст. 5 Закона о клиринге).

Организации, оказывающие клиринговые услуги, вправе совершать любые сделки с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами. Такие организации могут самостоятельно и без каких-либо ограничений распоряжаться собственными средствами. Для клиринговых организаций не предусматривается специальная правоспособность.

Допускается заключение клиринговыми организациями договоров страхования ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (п. п. 18 - 19 ст. 5 Закона о клиринге).

Клиринговая организация обязана разработать правила осуществления клиринговой деятельности (правила клиринга), в которых указаны условия осуществления клиринговых услуг. Правила клиринга, а также все изменения к ним подлежат обязательной государственной регистрации в ФСФР. Подробные требования к содержанию правил клиринга изложены в ст. 4 Закона о клиринге.

В целях установления договорных правоотношений с клиринговой организацией участники клирингового обслуживания должны заключить договоры об оказании клиринговых услуг путем присоединения к стандартным условиям, изложенным в указанных правилах.

В соответствии со ст. 3 Закона о клиринге участник клирингового обслуживания вправе отказаться от договора только при отсутствии каких-либо неисполненных обязательств перед клиринговой организацией. Последняя, в свою очередь, вправе отказаться от договора только в случае нарушения участником правил клиринга или обязательств по договору. Однако следует помнить, что в соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о клиринге клиринговая организация вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила.

Правила клиринга и вносимые в них изменения вступают в силу по истечении пяти дней с момента раскрытия информации об их государственной регистрации (п. 10 ст. 4 Закона о клиринге). Это условие должно защитить интересы участников клиринга от односторонних изменений правил.

Обязанность раскрытия информации клиринговыми организациями установлена в ст. 19 Закона о клиринге.

Информация о деятельности клиринговой организации должна быть представлена на ее сайте. В Законе о клиринге содержится лишь примерный перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию. Конкретный перечень такой информации, а также порядок и сроки ее раскрытия будут установлены в соответствующих подзаконных актах ФСФР.

Клиринговая организация осуществляет свою деятельность путем формирования клирингового пула - одного или нескольких. Под клиринговым пулом в ст. 2 Закона о клиринге понимается "совокупность обязательств, допущенных к клирингу и подлежащих полностью прекращению зачетом и (или) иным способом в соответствии с правилами клиринга и (или) исполнением". Порядок включения обязательств в клиринговый пул устанавливается правилами клиринга.

Осуществление внутренних расчетов с использованием системы клиринга, а также проведения взаимозачетов, неттинга и заключения сделок с центральным контрагентом, происходит "внутри" такого клирингового пула. Таким образом, несмотря на то, что клиринговая организация может организовывать сразу несколько клиринговых пулов, в них не может входить одно и то же обязательство.

Для получения клиринговых услуг участникам клиринга открывают торговые счета в соответствии со ст. 15 Закона о клиринге. Эти счета бывают трех видов:

1) банковский счет,

2) отдельный счет депо,

3) товарный счет.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 15 Закона о клиринге операции по указанному счету осуществляются либо на основании распоряжений клиринговой организации без распоряжения владельца счета, либо на основании распоряжений лица, которому открыт такой счет, но с согласия клиринговой организации.

Для клиринговой организации могут быть открыты особые клиринговые счета для учета имущества ее клиентов, которые также бывают трех видов: банковский счет, отдельный счет депо и товарный счет. Эти счета используются клиринговой организацией для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, а также обязательств по уплате вознаграждения клиринговой организации.

Для защиты интересов участников клиринга предусмотрено, что на имущество, учитываемое на клиринговых счетах, не может налагаться арест. В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о клиринге операции по такому счету не могут быть приостановлены.

Также не может быть обращено взыскание на имущество участника клиринга, находящееся на торговых или на клиринговых счетах, если оно необходимо для исполнения обязательств, допущенных к клирингу. Однако эта временная защита средств участника клиринга действует только на день получения клиринговой организацией документов, являющихся основанием для подобных действий (п. 2 ст. 18 Закона о клиринге).

Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-фз "О клиринге и клиринговой деятельности" , можно

В России закон о клиринге в 2018 году регламентирует безналичные денежные расчеты. Переводы могут осуществляться не только в пределах РФ, но и между государствами. Безналичный расчет применяют физические лица, финансовые организации, предприятия.

Все нюансы совершения безналичных переводов отражены в ФЗ 7 о клиринговой деятельности. Депутаты Государственной Думы одобрили законопроект в 2011 году, однако он вступил в силу только в 2012 году.

Положения законодательного акта регламентируют осуществление деятельности компаниями, которые предоставляют услуги безналичного расчета. Кроме того, ФЗ позволяет вести надзор за центральными контрагентами. Законопроект не касается функционирования организаций, которые ведут деятельность в рамках другого юридического документа – «О национальной платежной системе».

Правовой акт состоит из шести глав, в которые входит 31 статья. В них описаны следующие положения:

  • 1 глава касается основных понятий и правил;
  • во 2 главе перечислены требования, которые закон предъявляет к компаниям, ведущим деятельность в рамках законопроекта о клиринге;
  • 3 раздел устанавливает процедуру осуществления безналичных платежей и регламентирует защиту информационных данных;
  • в 4 главе собраны возможные риски, которым подвергаются клиринговые компании;
  • в 5 главе определены полномочия Банка России в осуществлении контроля за клиринговыми фирмами, а также установлена процедура получения лицензии;
  • 6 раздел включает заключительные положения, определяющие вступление закона в силу.

Главные положения ФЗ № 7

Официальный текст правового документа устанавливает оформление правил ведения клиринговой деятельности. В них в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  • требования к лицам, задействованным в клиринговой деятельности;
  • условия, допускающие возможность участия центрального контрагента;
  • процедура допуска обязательств к безналичным системам;
  • права и обязанности всех сторон, задействованных в платежах;
  • порядок осуществления переводов;
  • данные об исполнении всех взятых обязательств после совершения расчетов;
  • гарантии исполнения обязательств;
  • если используются торговые либо клиринговые счета, указываются их виды и способы проведения операций;
  • определяются методы используемого страхования;
  • установлен порядок выставления отчетности;
  • указывается интернет-адрес ресурса с полной информацией о клиринговой компании;
  • описаны способы устранения рисков.

Недостаточно просто оформить правила согласно действующему законодательству. Ответственным лицам предписано соблюдать требования, которые предъявляются ко всем сторонам, участвующим в безналичных переводах. Законопроект о клиринговой деятельности запрещает некоторым категориям фирм учреждать компанию, предоставляющую услуги безналичных платежей. К ним относятся следующие виды юридических лиц:

  • организации, которые зарегистрированы в государствах с действующим льготным налоговым режимом;
  • компании, получившие регистрационное свидетельство в зонах оффшора, если при этом они не представляют сведения о том, какие финансовые операции совершают (официальный список таких операций определен законодательным актом, принятым Минфином РФ);
  • прочие фирмы с отозванной либо аннулированной лицензией, что не допускает проведение безналичных платежей.

Также запрещено учреждать клиринговые компании физическим лицам, если они не соответствуют требованиям, указанным в 6 статье действующего законопроекта.

Изменения в законодательстве

Депутаты Государственной Думы периодически вносят изменения практически во все законодательные акты России. Федеральный закон о клиринге не является исключением. Последние изменения в текст документа внесли в середине 2017 года. Поправки коснулись нескольких ключевых статей законопроекта.

Статья № 2

В этом разделе содержится формулировка понятий, используемых в законе. Последние правки парламентариев коснулись дополнений некоторых определений. В первый подпункт внесли добавочные слова, которые более полно раскрывают значение словосочетания «выделенный капитал центрального контрагента».

Статья № 3

Изменения коснулись 3 статьи, в которой установлены требования к договору об оказании клиринговых услуг. Согласно положениям действующего законодательства, компания должна предоставлять услуги, прописанные в документе, а лица, которым оказываются эти услуги, обязаны своевременно оплачивать их.

В случае если одна из сторон не соблюдает взятые обязательства, вторая получает право отказаться от исполнения условий контракта. Это относится как к организации, так и к клиентам.

Статья № 5

В 5 разделе определяются требования к клиринговой компании и к центральному контрагенту. Закон обязывает неукоснительно их соблюдать. К основным требованиям относят следующие:

  • предоставлять услуги клиринга могут только хозяйственные общества;
  • компания не имеет права вести производственную, торговую, страховую деятельность, а также не может заниматься управлением акционерными обществами, пенсионными, инвестиционными фондами и проч.;
  • общество вправе одновременно заниматься клирингом и вести торговлю. Однако при этом запрещено брать полномочия центрального контрагента или вести дополнительную финансовую деятельность (касающуюся выполнения услуг на рынке управления ценными бумагами);
  • центральный контрагент не может производить выплаты по обязательствам, если при этом он сам участвует в договоре;
  • все организации, предоставляющие безналичные переводы, но при этом задействованные в прочих видах деятельности, обязаны предпринимать действия по урегулированию возможных конфликтов интересов, если они возникают из-за совмещения;
  • также компании, совмещающие клиринговую деятельность с какой-либо иной, должны ежегодно представлять отчеты согласно положениям действующего федерального закона.

Скачать действующую редакцию законопроекта

Федеральный закон № 7 устанавливает разные аспекты осуществления клиринговой деятельности. Все стороны, участвующие в безналичных расчетах, обязаны предоставлять клиентам определенные сведения:

  • о том, как следует вести учет имущества;
  • о том, что клиент вправе требовать вести учет его имущества отдельно;
  • о стоимости процедуры отдельного учета;
  • о потенциальных рисках.

Предлагаем скачать закон о клиринге по следующей ссылке. В тексте официального документа содержится наиболее полная информация о правовой базе осуществления клиринговой деятельности.

Законодательство определяет все наиболее важные аспекты осуществления клиринговой деятельности. В тексте документа установлена процедура предоставления безналичных расчетов и регламентированы правила, которых должны придерживаться клиринговые компании.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх